Амеретат
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Амердад (авестийский: 𐬀𐬨𐬆𐬭𐬆𐬙𐬁𐬙 Amərətāt ) — авестийское языковое название зороастрийского божества/божественной концепции бессмертия . Амердад — это Амеша Спента долгой жизни на земле и вечности в будущей жизни.
Слово amərətāt грамматически женского рода, а божество Амердад — женское существо. Этимологически авестийский amərətāt происходит от индоиранского корня и лингвистически связан с ведической санскритской amrtatva .В зороастрийской традиции эпохи Сасанидов Амердад появляется как среднеперсидский 𐭠𐭬𐭥𐭫𐭣𐭠𐭣 Амурдад , продолжающийся в новоперсидском языке как مرداد Мордад или Амордад .За ним следует Шеревар.
В Священном Писании
[ редактировать ]В Гатах
[ редактировать ]Как и другие Амеша Спенты , Амеретат уже засвидетельствован в Гатах , старейших текстах зороастризма и считается, что он был составлен самим Зороастром . И, как и большинство других принципов, Амеретат не является однозначно сущностью этих гимнов. В отличие от четырех других Амеша Спентас, у Амеретат нет постоянного эпитета, который в более поздних текстах Авесты становится элементом ее собственного имени.
Уже в Гатах Амеретат тесно связан с Хаурватат , Амеша Спента «Целостности» и здоровья. Обращаясь к Ахура Мазде в Ясне 34.11, пророк Зороастр восклицает, что «и Целостность, и Бессмертие предназначены для поддержания» в Царстве Божием. В этом же стихе, как и в Ясне 45.10 и 51.7, проводятся параллели между Амеретат и Хаурватат, с одной стороны, и «выносливостью и силой» — с другой.
В Младшей Авесте
[ редактировать ]Отношения между Амеретат и Хаурватат перенесены в Младшую Авесту ( Ясна 1.2; 3.1; 4.1; 6.17; 7.26; 8.1 и т. д.; Яшт 1.15; 10.92). Младнеавестийские тексты намекают на соответствующую охрану растительной жизни и воды (сравнимо с намеком Гата на средства к существованию), но эти отождествления получили должное развитие только в более поздних традициях (см. ниже). Эти ассоциации также отражают зороастрийскую космологическую модель, в которой каждая из Амеша Спентас отождествляется с одним аспектом творения.
Противоположным двойником Амеретата является демон ( даэва ) Шуд «голод», тогда как двойником Хаурватата является Таршна «жажда». Амеретат и Хаурватат - единственные две Амеша Спенты, которым еще не присвоен противоположный аналог в Гатах. В эсхатологических рамках Яшта 1.25 Амеретат и Хаурватат представляют собой награду праведникам после смерти ( ср. Аши и ашаван ).
По традиции
[ редактировать ]В « Бундахишне» , зороастрийском повествовании о творении, завершенном в XII веке, Амеретат и Хаурватат появляются — вместе со Спентой Армаити (МП: Спендармад ), третьей женщиной Амешой Спентой — по левую руку от Ахура Мазды ( Бундахишн 26.8). Во всех зороастрийских писаниях и традициях эти три принципа наиболее последовательно отождествляются с творениями, которые они представляют: соответственно растительной жизнью, водой и землей.
Согласно космологическим легендам Бундахишн , когда Ангра-Майнью (МП: Ариман) засушил первобытное растение, Амеретат раздробил его до состояния кашицы и смешал с водой. Затем Тиштрия взяла воду и распространила ее по миру в виде дождя, что, в свою очередь, привело к росту множества других растений.
В календарном посвящении Сироза 1.7 Амеретат вызывается в седьмой день каждого месяца вместе с Гаокареной («Белая Хаома »). Этот младоавестийский намек на бессмертие правильно развит в Бундахишн 27.2, где Белая Хаома считается «главным растением, рассеивающим смерть». Из этой Белой Хаомы будет приготовлена амброзия бессмертия для окончательного обновления мира ( Вд. 19.13; 30.25). В других главах говорится, что нектар создается из самой Амеретат (например, Бд. 26.113).
Согласно воспоминаниям Денкарда Зороастра об утерянных авестийских текстах, тан-гор , его материальное «я», находился под защитой Амеретата и Хаурватата вплоть до зачатия пророка. Божества заставили дожди питать траву, которую затем съели шесть белых коров. Выпив молоко этих коров, мать Зороастра впитала его тан-гор . ( Денкард 7.2.19 и далее)
Благодаря ассоциации с растениями и водой Амеретат и Хаурватат, следовательно, отождествляются с едой и питьем ( ср. Пропитание в Гатах выше), и традиционно из уважения к этим двум Амеша Спентам пищу нужно было принимать в тишине. В Книге Арда Вираз 23.6–8 праведный Вираз видит человека, наказанного в аду «за то, что он съел Хордада и Амурдада, незаконно болтая во время жевания».
иерархии язата В Амеретат имеет Рашну , Арштат и Зам в качестве помощников или соратников ( хамкаров ). Рашну и Арштат играют роль в зороастрийской эсхатологии, а Зам - божество земли и кормилец растений.
В деньоименных и месячных посвящениях зороастрийского календаря седьмой день месяца и пятый месяц года названы в честь Амеретат/ Амурдад / Мордад и находятся под ее покровительством. Иранский гражданский календарь 1925 года следует зороастрийским соглашениям о названиях месяцев и, следовательно, также является Мордад пятым месяцем года .
В других религиях
[ редактировать ]Хаурватат-Амеретат ( Пахлави hrwdʼd ʼmwrdʼd ) появляется в текстах на согдийском языке как hrwwt mrwwt . [ нужна ссылка ] предположение о родстве с армянским хаврот маврот , но оно не подтверждено. Было высказано [ нужна ссылка ] Согласно исламской традиции, Аль-Коран упоминает двух существ, посланных в Бабиль (Вавилон) по имени Харут и Марут, чтобы проверить веру людей, поскольку они обучают колдовству и колдовству. Эти сущности заявили, что их послали проверить веру людей, прежде чем обучать их. Мусульманские филологи признали, что Арут и Марут не имели арабского происхождения, но Полю Лагарду в его книге «Gesammelte abhandlungen» было предоставлено право заявить о своем открытии, что исламские Арут и Марут представляют авестийских Хаурватат и Амеретат. [1]
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1983), «Амурдад», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 997–998.
- Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 171–172