Jump to content

Амеретат

Амердад (авестийский: 𐬀𐬨𐬆𐬭𐬆𐬙𐬁𐬙 Amərətāt ) — авестийское языковое название зороастрийского божества/божественной концепции бессмертия . Амердад — это Амеша Спента долгой жизни на земле и вечности в будущей жизни.

Слово amərətāt грамматически женского рода, а божество Амердад — женское существо. Этимологически авестийский amərətāt происходит от индоиранского корня и лингвистически связан с ведической санскритской amrtatva зороастрийской традиции эпохи Сасанидов Амердад появляется как среднеперсидский 𐭠𐭬𐭥𐭫𐭣𐭠𐭣 Амурдад , продолжающийся в новоперсидском языке как مرداد Мордад или Амордад .За ним следует Шеревар.

В Священном Писании

[ редактировать ]

Как и другие Амеша Спенты , Амеретат уже засвидетельствован в Гатах , старейших текстах зороастризма и считается, что он был составлен самим Зороастром . И, как и большинство других принципов, Амеретат не является однозначно сущностью этих гимнов. В отличие от четырех других Амеша Спентас, у Амеретат нет постоянного эпитета, который в более поздних текстах Авесты становится элементом ее собственного имени.

Уже в Гатах Амеретат тесно связан с Хаурватат , Амеша Спента «Целостности» и здоровья. Обращаясь к Ахура Мазде в Ясне 34.11, пророк Зороастр восклицает, что «и Целостность, и Бессмертие предназначены для поддержания» в Царстве Божием. В этом же стихе, как и в Ясне 45.10 и 51.7, проводятся параллели между Амеретат и Хаурватат, с одной стороны, и «выносливостью и силой» — с другой.

В Младшей Авесте

[ редактировать ]

Отношения между Амеретат и Хаурватат перенесены в Младшую Авесту ( Ясна 1.2; 3.1; 4.1; 6.17; 7.26; 8.1 и т. д.; Яшт 1.15; 10.92). Младнеавестийские тексты намекают на соответствующую охрану растительной жизни и воды (сравнимо с намеком Гата на средства к существованию), но эти отождествления получили должное развитие только в более поздних традициях (см. ниже). Эти ассоциации также отражают зороастрийскую космологическую модель, в которой каждая из Амеша Спентас отождествляется с одним аспектом творения.

Противоположным двойником Амеретата является демон ( даэва ) Шуд «голод», тогда как двойником Хаурватата является Таршна «жажда». Амеретат и Хаурватат - единственные две Амеша Спенты, которым еще не присвоен противоположный аналог в Гатах. В эсхатологических рамках Яшта 1.25 Амеретат и Хаурватат представляют собой награду праведникам после смерти ( ср. Аши и ашаван ).

По традиции

[ редактировать ]

В « Бундахишне» , зороастрийском повествовании о творении, завершенном в XII веке, Амеретат и Хаурватат появляются — вместе со Спентой Армаити (МП: Спендармад ), третьей женщиной Амешой Спентой — по левую руку от Ахура Мазды ( Бундахишн 26.8). Во всех зороастрийских писаниях и традициях эти три принципа наиболее последовательно отождествляются с творениями, которые они представляют: соответственно растительной жизнью, водой и землей.

Согласно космологическим легендам Бундахишн , когда Ангра-Майнью (МП: Ариман) засушил первобытное растение, Амеретат раздробил его до состояния кашицы и смешал с водой. Затем Тиштрия взяла воду и распространила ее по миру в виде дождя, что, в свою очередь, привело к росту множества других растений.

В календарном посвящении Сироза 1.7 Амеретат вызывается в седьмой день каждого месяца вместе с Гаокареной («Белая Хаома »). Этот младоавестийский намек на бессмертие правильно развит в Бундахишн 27.2, где Белая Хаома считается «главным растением, рассеивающим смерть». Из этой Белой Хаомы будет приготовлена ​​амброзия бессмертия для окончательного обновления мира ( Вд. 19.13; 30.25). В других главах говорится, что нектар создается из самой Амеретат (например, Бд. 26.113).

Согласно воспоминаниям Денкарда Зороастра об утерянных авестийских текстах, тан-гор , его материальное «я», находился под защитой Амеретата и Хаурватата вплоть до зачатия пророка. Божества заставили дожди питать траву, которую затем съели шесть белых коров. Выпив молоко этих коров, мать Зороастра впитала его тан-гор . ( Денкард 7.2.19 и далее)

Благодаря ассоциации с растениями и водой Амеретат и Хаурватат, следовательно, отождествляются с едой и питьем ( ср. Пропитание в Гатах выше), и традиционно из уважения к этим двум Амеша Спентам пищу нужно было принимать в тишине. В Книге Арда Вираз 23.6–8 праведный Вираз видит человека, наказанного в аду «за то, что он съел Хордада и Амурдада, незаконно болтая во время жевания».

иерархии язата В Амеретат имеет Рашну , Арштат и Зам в качестве помощников или соратников ( хамкаров ). Рашну и Арштат играют роль в зороастрийской эсхатологии, а Зам - божество земли и кормилец растений.

В деньоименных и месячных посвящениях зороастрийского календаря седьмой день месяца и пятый месяц года названы в честь Амеретат/ Амурдад / Мордад и находятся под ее покровительством. Иранский гражданский календарь 1925 года следует зороастрийским соглашениям о названиях месяцев и, следовательно, также является Мордад пятым месяцем года .

В других религиях

[ редактировать ]

Хаурватат-Амеретат ( Пахлави hrwdʼd ʼmwrdʼd ) появляется в текстах на согдийском языке как hrwwt mrwwt . [ нужна ссылка ] предположение о родстве с армянским хаврот маврот , но оно не подтверждено. Было высказано [ нужна ссылка ] Согласно исламской традиции, Аль-Коран упоминает двух существ, посланных в Бабиль (Вавилон) по имени Харут и Марут, чтобы проверить веру людей, поскольку они обучают колдовству и колдовству. Эти сущности заявили, что их послали проверить веру людей, прежде чем обучать их. Мусульманские филологи признали, что Арут и Марут не имели арабского происхождения, но Полю Лагарду в его книге «Gesammelte abhandlungen» было предоставлено право заявить о своем открытии, что исламские Арут и Марут представляют авестийских Хаурватат и Амеретат. [1]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бойс, Мэри (1983), «Амурдад», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 997–998.
  • Дхалла, Манекджи Н. (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП, стр. 171–172


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 400de7d9bd683dd9081a2811db868a75__1713813420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/75/400de7d9bd683dd9081a2811db868a75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ameretat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)