Амрита

Амрита ( санскрит : अमृत , IAST : amṛta ), Амрит или Амата на пали (также называемая Судха , Амий , Ами ) — санскритское слово, означающее «бессмертие». Это центральная концепция индийских религий ее часто называют , и в древних индийских текстах эликсиром . [1] Его первое упоминание встречается в Ригведе , где оно считается одним из нескольких синонимов сомы , напитка дэвов . [2] Амрита играет значительную роль в Самудра Мантхане и является причиной конфликта между дэвами и асурами, конкурирующими за амриту и обретение бессмертия. [3]
Амрита имеет разное значение в разных индийских религиях . Слово Амрит также является общим именем для сикхов и индусов , а его женская форма — Амрита . [4] Амрита родственна амброзии и имеет много общего с ней ; оба произошли из общего протоиндоевропейского источника . [5] [6]
Этимология
[ редактировать ]Амрита состоит из отрицательного префикса अ a с санскрита, означающего «нет», и mrtyu, означающего «смерть» на санскрите, что означает «не смерть» или «бессмертный/бессмертный».
Концепция напитка бессмертия засвидетельствована как минимум в двух древних индоевропейских языках : древнегреческом и санскрите . Греческое слово ἀμβροσία ( амброзия , от ἀ- «не» + βροτός «смертный») семантически связано с санскритским अमृत ( амрита ), поскольку оба слова обозначают напиток или еду, которую боги используют для достижения бессмертия. Эти два слова, по-видимому, произошли от одной и той же индоевропейской формы * ṇ-mṛ-tós , «неумирающий». [7] ( n- префикс a- : отрицательный префикс, от которого произошел как в греческом, так и в санскрите; mṛ : нулевая степень * mer- , «умереть»; и -to- : суффикс прилагательного). Семантически подобная этимология существует для греческого нектара , напитка богов (греч. νέκταρ néktar ), предположительно являющегося соединением PIE корней *nek- , «смерть», и -*tar , «преодоление».
индуизм
[ редактировать ]
Амриту неоднократно называют напитком дэвов , дарующим им бессмертие. Несмотря на это, нектар на самом деле не дает истинного бессмертия. Вместо этого, приняв его, дэвы смогли достичь более высокого уровня знаний и силы, которые они потеряли из-за проклятия мудреца Дурвасы , как описано в легенде Самудра Мантана . Там рассказывается, как дэвы после проклятия начинают терять бессмертие. С помощью своих соперников, асуров , дэвы начинают пахтать океан, выпуская, среди других необычных предметов и существ, кувшин с амритой, принадлежавший божеству Дханвантари . [8]
Брахма просвещает дэвов относительно существования этого вещества: [9]
О Дэвы, в северной части и на северном берегу Молочного океана есть превосходнейшее место, называемое Амрита (нектар): так говорят мудрецы. Отправляйтесь туда и, обладая самообладанием, практикуйте суровые аскезы. Там вы услышите самые священные, чистые слова, относящиеся к могиле Брахмана, подобные шепоту облаков, наполненных водой в сезон дождей. Эта небесная речь губительна от всех грехов и была произнесена богом богов чистой души. Пока ваша клятва не будет отменена, вы услышите эту великую вселенскую речь. О боги, вы пришли ко мне, и я готов даровать вам блага. Скажи мне, какого блага ты хочешь?
- Харивамса Пурана , глава 43.
Когда асуры претендуют на нектар себе, Вишну принимает облик чародейки Мохини , и ее красота убеждает асуров грубо предложить ей задачу его раздачи: [10]
Увидев эту прекрасную форму, они были очарованы и переполнены страстью любви. Прекратив взаимную борьбу, они подошли и сказали:
«О блаженная госпожа! Возьмите этот кувшин с нектаром и раздайте его нам. Мы сыновья Кашьяпы; О дама с красивыми ягодицами, заставь нас всех выпить его (Нектар)».
Попросив ее об этом, они передали ее женщине, которая сопротивлялась. Она сказала: «Во мне не должно быть никакой веры, поскольку я своевольная (то есть распутная) женщина. Вы совершили неправильный поступок. Однако я буду распределять его по своей воле». Хотя она им это сказала, эти глупцы сказали: «Делайте, что хотите».
- Сканда-пурана , глава 13.
Когда данава Раху замаскировался под дэва и сел в ряду клана, чтобы принять участие в потреблении нектара, Сурья и Чандра предупредили Мохини о его присутствии. Мохини отрубила ему голову своей Сударшана Чакрой и продолжила раздавать нектар каждому дэву, после чего приняла свою истинную форму Нараяны и победила асуров в битве. [11]
сикхизм
[ редактировать ]
В сикхизме амрит ( панджаби : ਅੰਮ੍ਰਿਤ ) — это название святой воды, используемой в Амрит Санчар , церемонии, напоминающей крещение . Эта церемония посвящения сикхов в Хальсу требует питья амриты. [12] Его создают путем смешивания ряда растворимых ингредиентов, включая сахар, а затем скатывают кхандой под аккомпанемент чтения пяти священных стихов.
Образно говоря, имя Бога также называют нектаром:
Амрит Сабду Амрит Хари Бани
Амрит сабад амрит хари бани.
Шабд — это Амрит; Господа Бани — Амрит.
Сатгури севья Ридай самани.
Сатигури севиай ридаи самани.
Служение Истинному Гуру проникает в сердце.
Нанак, всегда пей нектар во имя Амриты, и все проголодаются.
Нанак амрит наму сада сукхдата пи амриту сабха бхукх лахи джаваниа.
О Нанак, Божественный Наам навсегда является Подателем мира; выпивая эту Амриту, любой голод утоляется. [13]
буддизм
[ редактировать ]В палийской литературе Будду называют « Амата Сантам» .
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]По словам Таниссаро Бхиккху , «бессмертное» относится к бессмертному измерению ума, в котором постоянно пребывают после ниббаны . [14]
В Амата-сутте Будда советует монахам оставаться с четырьмя Сатипаттханами : «Монахи, оставайтесь с устойчивым умом в этих четырех основах осознанности. Не позволяйте бессмертному быть потерянным для вас». [15]
В вопросах Нагасене король Милинда просит предоставить доказательства того, что Будда когда-то жил, при этом Нагасена описывает доказательства Дхаммы в сравнении:
«Почтенный Нагасена, что это за нектарная лавка Будды, Благословенного?»
«Нектар, господин, был указан Благословенным. Этим нектаром Благословенный окропляет мир дэвами ; когда дэвы и люди окропляются этим нектаром, они освобождаются от рождения, старения и болезней. , смерть, печаль, плач, боль, горе и отчаяние. Что это за нектар? Это осознанность, занятая телом . И это тоже, господин, сказал Благословенный: «Монахи, они вкушают нектар (бессмертный). кто участвует в осознанности, занятой телом». Это, господин, называется лавкой нектара Благословенного».
— Миля 335 [16]
Китайский буддизм
[ редактировать ]Китайский буддизм описывает Амриту ( китайский : 甘露 ; пиньинь : gānlù ) как благословенную воду, еду или другие потребляемые предметы, которые часто производятся благодаря повторению мантр.
Буддизм Ваджраяны
[ редактировать ]Амрита ( тибетский : བདུད་རྩི་ , Wylie : bdud rtsi , THL : dütsi ) также играет значительную роль в буддизме Ваджраяны как священный напиток, который употребляется в начале всех важных ритуалов, таких как абхишека , ганачакра и хома . В тибетской традиции дутси готовят во время друбченов — длительных церемоний с участием многих высоких лам . Обычно он имеет форму маленьких темно-коричневых зерен, которые запивают водой или растворяют в очень слабых растворах спирта и, как говорят, улучшают физическое и духовное самочувствие. [17]
Основополагающий текст традиционной тибетской медицины , Четыре Тантры, также известен под названием «Сердце Амриты» ( Wylie : snying po bsdus pa ).
«Непорочная хрустальная гирлянда» ( Wylie : dri med zhal phreng ) описывает происхождение амриты в версии легенды о самудра-мантхане, пересказанной в буддийских терминах. В этой версии Ваджраяны монстр Раху крадет амриту и поражается молнией Ваджрапани . Поскольку Раху уже выпил амриту, он не может умереть, но его кровь, капая на поверхность этой земли, вызывает рост всех видов лекарственных растений. По велению всех Будд Ваджрапани вновь собирает Раху, который в конечном итоге становится защитником буддизма согласно Ньингма школе тибетского буддизма .
Внутреннее подношение ( Wylie : Nang chod , китайский : 内供 ) — самое символическое собрание подношений амриты, а нектарная пилюля внутреннего подношения ( Wylie : Nang chod bdud rtsi rilbu , китайский : 内供甘露丸 ) — драгоценное и секретное лекарство Тибетский буддизм, который используется только внутри страны для монахов более высокого ранга в школе Ньингма. В его состав входят пять амрит и пять видов мяса, которые символизируют пять будд и пять элементов соответственно. Согласно Тантрам Чакраварти , и Тантрам Ваджраварахи необходимо провести церемонию плавления и благословения нектара внутреннего подношения. Пять Нектаров необходимо расположить в четырех направлениях: желтые экскременты на востоке, зеленый костный мозг на севере, белое семя на западе и красная кровь на юге; синяя моча помещается в центр. Четыре нектара должны исходить от мудрых монахов , а яйцеклетка должна быть собрана из первой менструации благословенной женщины. Пять видов мяса расположены аналогичным образом: мясо черного быка на юго-востоке, мясо синей собаки на юго-западе, мясо белого слона на северо-западе, мясо зеленой лошади на северо-востоке и мясо зеленой лошади на северо-востоке. красный человеческий труп в центре. После церемонии эти ингредиенты превратятся в эликсир одного вкуса ( экараса ), дарующий блаженство, жизненную силу, бессмертие и мудрость. Настоящие современные практикующие врачи берут «синтезированную сущность» Таблетки Нектара и смешивают ее с энергетическими напитками и алкоголем, но в основном «Таблетки Нектара» получают из растений. [18]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Амрита | Индуистская мифология | Британика» . www.britanica.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Сома: Нектар богов» . История Аюрведы . 20 апреля 2018 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Паттанаик, Девдутт (27 февраля 2016 г.). «Хороший дева-плохой асура разделяют в заблуждение» . Таймс оф Индия . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «BBC – Религии – Сикхизм: церемония Амрит» . www.bbc.co.uk. Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Уолтер В. Скит , Этимологический словарь английского языка
- ^ «Амброзия» в Энциклопедии Чемберса . Лондон: Джордж Ньюнс , 1961, Vol. 1, с. 315.
- ^ Мэллори, JP (1997). «Священный напиток». В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 538. Мэллори также связывает с этим корнем авестийское слово и отмечает, что этот корень «диалектально ограничен юго-востоком И.Э.».
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 66.
- ^ www.wisdomlib.org (14 ноября 2020 г.). «Брахма поручает дэвам идти к Вишну [глава 43]» . www.wisdomlib.org . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (05.03.2020). «Боги пьют нектар [Глава 13]» . www.wisdomlib.org . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (05.03.2020). «Боги пьют нектар [Глава 13]» . www.wisdomlib.org . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ «Принятие Амрита: Посвящение» . Сайт плюрализма.org . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Гуру Грантх Сахиб , стр. 119.
- ^ «Все о переменах» . www.accesstoinsight.org . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Амата Сутта: Бессмертный» . www.accesstoinsight.org . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Город Дхаммы Благословенного: Из Милиндапаньи», на основе перевода И.Б. Хорнера. Access to Insight (Legacy Edition), 30 ноября 2013 г., http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/horner/bl130.html
- ^ Дуци , Краткое описание преимуществ священного амброзиального лекарства, непревзойденного, высшего вещества самойи, освобождающего через вкус.
- ^ Справочник тибетских буддийских символов, Роберт Бир. ISBN 1590301005 , Бостон, Массачусетс. :Шамбала, 2003.
Источники
[ редактировать ]- Даллапиккола, Анна Л. Словарь индуистских преданий и легенд . ISBN 0-500-51088-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аюрведическая Расаяна – Амрит
- Бессмертные дары Амриты и пяти Какаров
- Изображения в камне в Ангкор-Вате и Ангкор-Томе (Камбоджа) того, как боги извлекли амрит со дна океана.
- https://web.archive.org/web/20110110035820/http://earthrites.org/magazine_article_crowley.htm
- https://web.archive.org/web/20110707061343/http://www.20kweb.com/etymology_dictionary_A/origin_of_the_word_ambrosia.htm