Эликсир жизни
Эликсир жизни ( средневековая латынь : elixir vitae ), также известный как эликсир бессмертия , — это зелье , которое предположительно дарует пьющему вечную жизнь и/или вечную молодость . этот эликсир Говорят также, что излечивает все болезни . Алхимики разных эпох и культур искали способы создания эликсира.
История
[ редактировать ]Древняя Месопотамия
[ редактировать ]Раннее упоминание об эликсире жизни встречается в « Эпосе о Гильгамеше» (2-е тысячелетие до н. э.), в котором Гильгамеш начинает бояться собственных преклонных лет после смерти своего любимого спутника Энкиду . [1] Он ищет Утнапиштима , похожего на Ноя персонажа в месопотамской мифологии, известного тем, что он пережил великий потоп, посланный богами, и получил бессмертие. Утнапиштим приказывает Гильгамешу найти растение на дне моря, но он теряет его из-за змеи, прежде чем сможет использовать его сам. Эта легенда представляет собой архаичное объяснение того, как змеи сбрасывают кожу, что рассматривается как мистическое омоложение.
Китай
[ редактировать ]Многие правители древнего Китая искали легендарный эликсир для достижения вечной жизни. Во времена династии Цинь . Цинь Шихуан отправил даосского алхимика Сюй Фу в восточные моря с 500 юношами и 500 девушками, чтобы найти эликсир на легендарной горе Пэнлай , но вернулся, так и не найдя его Он отправился во второе путешествие с 3000 молодыми девушками и мальчиками, но никто из них так и не вернулся (легенда гласит, что вместо этого он нашел Японию ). [2]
Древние китайцы верили, что употребление в пищу минеральных веществ длительного действия, таких как нефрит , киноварь или гематит, обеспечит часть этого долголетия человеку, который их употребляет. [3] Золото считалось особенно могущественным, так как это не тускнеющий драгоценный металл; Идея питьевого или питьевого золота встречается в Китае к концу третьего века до нашей эры. Самая известная китайская алхимическая книга, Даньцзин яоцзюэ («Основные формулы классической алхимии»), приписываемая Сунь Сымяо (ок. 581 – ок. 682 н. э.). [4] [5] известный медицинский специалист, которого последующие поколения уважительно называли «Королем медицины», подробно обсуждает создание эликсиров бессмертия (включая несколько токсичных ингредиентов, таких как ртуть , сера и арсенаты ), а также эликсиров для лечения некоторых заболеваний и изготовления из драгоценных камней.
Многие из этих веществ не только не способствовали долголетию, но были активно токсичными и приводили к отравлению китайским алхимическим эликсиром . Император Цзяцзин из династии Мин умер от приема смертельной дозы ртути в предполагаемом «Эликсире жизни», созданном алхимиками. [ нужна ссылка ]
Индия
[ редактировать ]Амрита , эликсир жизни, описана в индуистских писаниях . В Пуранах говорится, что из-за поражения дэвов от рук асуров , обеих рас, ищущих власти, божество-хранитель Вишну попросил дэвов пахтать океан молока , чтобы они могли получить амриту, чтобы наделить себя силой. [6]
Ртуть, которая была так важна для алхимии повсюду, впервые упоминается в Арташастре IV-III веков до нашей эры , примерно в то же время, когда она встречается в Китае и на Западе. Свидетельства идеи превращения недрагоценных металлов в золото появляются в буддийских текстах II-V веков нашей эры, примерно в то же время, что и на Западе.
Возможно также, что алхимия медицины и бессмертия пришла в Китай из Индии или наоборот; в любом случае для обеих культур добыча золота, по-видимому, была второстепенной проблемой, а медицина - главной. Но эликсир бессмертия не имел большого значения в Индии (у которой были и другие пути к бессмертию). Индийские эликсиры представляли собой минеральные средства от определенных заболеваний или, в лучшем случае, для продления жизни.
Исламский мир
[ редактировать ]См . Аль-Хидр .
Европа
[ редактировать ]В европейской алхимической традиции эликсир жизни тесно связан с созданием философского камня . По легенде, создателями эликсира снискали славу некие алхимики. К ним относятся Николя Фламель и Сен-Жермен . В работе Майкла Скотта говорится о золоте как о эликсире жизни. [7]
Япония
[ редактировать ]Говорят , что в 8 веке нашей эры Манъёсю , «воды омоложения» ( 変若水 , отимидзу ), находились во владении бога луны Цукуёми . Было отмечено сходство с сказкой островов Рюкю , в которой бог луны решает дать человеку воду жизни ( Мияко : силимидзи ), а змеям — воду смерти ( синимидзи ). Однако человек, которому поручено снести ведра на Землю, устает и делает перерыв, а змея купается в живой воде, делая ее непригодной для использования. Говорят, именно поэтому змеи могут каждый год омолаживаться, сбрасывая кожу, в то время как люди обречены на смерть. [8] [9]
Имена
[ редактировать ]У эликсира были сотни названий (один исследователь китайской истории, как сообщается, нашел для него более 1000 названий), среди них Кимия , Амрит Рас или Амрита , Ааб-и-Хаят, Маха Рас, Ааб-Хайван, Танцующая вода, Часма-и. -Каусар, Мансаровер или Бассейн Нектара, Философский камень и Сома Рас. Слово эликсир не использовалось до 7 века нашей эры и происходит от арабского названия чудодейственных веществ «ал иксир». Некоторые рассматривают это как метафору духа Божьего ( например , упоминание Иисусом « Воды Жизни » или « Источника Жизни »). «А кто будет пить воду, которую Я даю ему, никогда не будет жаждать. Поистине, вода, которую Я даю ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». (Иоанна 4:14) Шотландцы и ирландцы приняли название своего «жидкого золота»: гэльское название виски — uisce beatha , или вода жизни.
« Кимия » происходит из древнегреческого языка и используется в древнеперсидской литературе, где оно означает что-то, что преображает и приносит жизнь. Ааб-и-Хаят в переводе с персидского означает «вода жизни». [10] «Чашма-и-Каусар» (а не «хасма») — это «Фонтан Щедрости», который, по мнению мусульман, находится в Раю. Что касается индийских названий, то «Амрит Рас» означает «сок бессмертия», «Маха Рас» означает «великий сок», а «Сома Рас» означает «сок Сомы». Позже Сома стала означать Луну. Позже «Рас» стало означать «священное настроение, испытываемое при прослушивании поэзии или музыки»; всего их девять. Мансаровар , «озеро разума» — священное озеро у подножия горы Кайлас в Тибете, недалеко от истока Ганга.
В популярной культуре
[ редактировать ]Эликсир жизни был источником вдохновения, сюжетом или предметом художественных произведений, включая анимацию , комиксы , фильмы , музыкальные композиции, романы и видеоигры . Некоторые примеры: Л. Фрэнка Баума фэнтезийный роман «Джон Тесто и Херувим» , научно-фантастический сериал «Доктор Кто» , Натали Бэббит роман 1975 года « Вечный Такс » и его экранизация , «Гарри Поттер и философский камень» , «Дом Анубиса » , «Хозяин Марионеток» , манга. Стальной алхимик и Адский рай: Дзигокураку , ранобэ Баккано! , фильм «Профессор Лейтон и вечная дива» франшизы «Профессор Лейтон» , фильм ужасов «Как вверху, так и внизу» и серия видеоигр Touhou Project .
См. также
[ редактировать ]- Эфир (мифология)
- Эфир (классический элемент)
- Старение
- Аль-Хидр
- Амброзия и нектар
- Амрита
- Кубок Джамшида
- Смерть становится ей
- Эликсир
- Фонтан молодости
- Золотое яблоко
- Святой Грааль
- ихор
- Бессмертие
- Тмин (японская медицина)
- Магу (божество)
- Люди
- Панацея
- Персики бессмертия
- Философский камень
- Таблетка бессмертия
- Зелье
- Омоложение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эпос о Гильгамеше: Энкиду» . СпаркНотес . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Лю, Хун. Китайское заморье . Библиотека Рутледжа современного Китая. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, [2006] (2006). ISBN 0-415-33859-X , 9780415338592.
- ^ Джонсон, Обед Саймон. Исследование китайской алхимии . Шанхай, Commercial Press, 1928. RPT. Нью-Йорк: Arno Press, 1974. стр. 63.
- ^ Глик, Т.Ф., Ливси, С.Дж., Уоллис, Ф. Средневековая наука, технологии и медицина: Энциклопедия . Рутледж, 2005. с. 20
- ^ «Тан чин яо чуэ – оккультизм» . britannica.com .
- ^ Чатурведи, БК (2006). Вишну Пурана . Diamond Pocket Books (P) Ltd. с. 25. ISBN 978-81-7182-673-5 .
- ^ Мультауф, Р.П. (1953). Связь между технологией и натуральной философией, ок. 1250-1650 на примере технологии минеральных кислот . Калифорнийский университет . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Нелли Науманн (2000). Предыстория Японии: материальная и духовная культура периода Дзёмон . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 133. ИСБН 978-3-447-04329-8 .
- ^ Невский, Николай (апрель 1971 г.) , Ока (ред. Масао . ) 9784582801859 . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ ИК Пунавала. «AB ii. Вода в мусульманской иранской культуре» . Энциклопедия Ираника . Проверено 12 февраля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Сердце Земли: Эликсир Земли — второй роман трилогии Ричарда Андерсона.
- Аль-Хидр, Зеленый Человек
- Алхимия и даосизм. Архивировано 14 февраля 2020 г. в Wayback Machine.
- Наам или Слово, Книга Третья: Амрит, Нектар или Вода Жизни.
- Нидэм, Джозеф , Пин-Ю Хо, Гвей-Джен Лу. Наука и цивилизация в Китае , Том V, Часть III. Архивировано 27 ноября 2014 г. в Wayback Machine . Кембридж в University Press, 1976.
- Тернер, Джон Д. (перевод). Интерпретация знаний