Фонтан Жизни
Фонтан Жизни , или в своей более ранней форме, Фонтан Живой Воды , является христианским символом иконографии , связанным с крещением и/или Евхаристией , впервые появившимся в V веке в иллюминированных рукописях , а затем в других формах искусства, таких как панно .
Крестильный купель
[ редактировать ]Символ обычно изображается в виде фонтана, заключенного в шестиугольную конструкцию, увенчанную закругленным куполом и поддерживаемую восемью колоннами. Фонтан живой воды, fons vivus. [1] — это купель для крещения (фонтан, в котором человек крестится и, таким образом, возрождается со Христом), и его часто окружают животные, связанные с Крещением, такие как олень . Купель, вероятно, представляет собой восьмиугольный Латеранский баптистерий в Риме , освященный Папой Сикстом III (432-440 гг.), который иконографически ассоциировался с источником воды жизни, упомянутым в Откровении 21:6 .
Лучшие примеры датируются периодом Каролингов : Евангелистский Евангелист Годескалька, созданный в память о Крещении сына Карла Великого в 781 году, и Суассонские Евангелия .
Фонтан крови
[ редактировать ]В Гентском алтаре «Поклонение Агнцу» ( Яна ван Эйка 1438 г.) Агнец Божий стоит на алтаре, одетом как для Мессы Драгоценной Крови, с кроваво-красной лицевой стороной: кровь Агнца захвачена в чаша, и о ее евхаристическом намерении свидетельствует голубь Святого Духа наверху. На переднем плане, предлагая другое средство благодати, находится Источник Живой Воды, окруженный верующими. В Прадо в Мадриде находится Фонтан живой воды, исходящий от Агнца Божьего. [2] в котором открытый источник встроен во внешнюю стену Небес. То, что вода — это не просто очищающая вода крещения, видно по бесчисленным облаткам, плавающим по ее поверхности: два таинства представлены как одно.
На миниатюре в Часослове , [3] Фонтан живой воды, вероятно, написанный в Генте в конце XV века, уступил место фонтану крови, Фонтану жизни, в котором фигура Христа стоит на готическом постаменте в центре и наполняет фонтан его раны, хотя ореол, окружающий его, идентифицирует его как преображенного Христа, а это место - как рай .
Кровь пяти священных ран
[ редактировать ]Во Фландрии в конце Средневековья сильная преданность Драгоценной Крови Христа породила иконографическую традицию XV и XVI веков, которая передала богословскую концепцию Благодати . [4] выражая римско-католическую догму аллегорически как фонтан крови. Об этой трансформации впервые упомянула Эвелин Андерхилл в 1910 году, взяв за отправную точку собрание святых и Фонтан жизни 1596 года в Генте . [5] в котором кровь из пяти святых ран Христа течет в верхнюю чашу «Источника жизни». [6] и вытекает через отверстия в нижнем «Фонтане Милосердия». Святые и мученики, патриархи и пророки держат золотые чаши с кровью, которую некоторые выливают в источник. Внизу верующие протягивают свои сердца, чтобы получить капли крови.
В легенде
[ редактировать ]Александр Великий
[ редактировать ]Александр Романс
[ редактировать ]На предания о поисках Александром Источника Жизни повлияли более ранние легенды о месопотамском герое Гильгамеше и его поисках бессмертия, например, в « Эпосе о Гильгамеше» . [7] В «Романе об Александре» (3 век нашей эры) Александр путешествует вместе со своей компанией в поисках Земли Благословенных . По пути в Землю Александр проголодался и просит одного из своих поваров Андреаса принести ему немного мяса. Андреас достает рыбу и начинает мыть ее в фонтане. Сразу после мытья рыба ожила и убежала в фонтан. Понимая, что он обнаружил Фонтан Жизни, Андреас никому больше о нем не рассказывает и пьет воду сам. Он также хранит часть воды в серебряном сосуде, надеясь использовать ее, чтобы соблазнить дочь Александра. Тем временем Александр в конце концов достигает Земли Благословенных, но не может войти в нее. В то же время он узнает, что Андреас потерял рыбу, и расспрашивает его об этом. Андреас признается в том, что случилось с рыбой, и его за это бьют, но он отрицает, что пил ее, и не упоминает, что хранил ее, и спрашивает Александра, почему ему следует беспокоиться о прошлом. Позже Андреасу удается использовать воду, чтобы соблазнить дочь Александра, которую соблазняет возможность испить из нее, что она и делает и становится бессмертной. Александр узнает о чуде и жестоко наказывает Андреаса и его дочь: Андреас превращается в даймон моря и его дочь превратились в даймона пустыни. [8] Эта история была развита в последующих версиях Романа , например, в сирийской « Песне об Александре» и в Талмуде . [9] [10]
Песня Александра
[ редактировать ]В шестом или седьмом веке был составлен христианский текст на сирийском языке, известный как « Песнь об Александре» , который ошибочно приписывался поэту Иакову Серугскому . Он содержит несколько переработанную версию повествования о поисках Александром воды жизни по сравнению с его появлением в греческом романе . Во время поисков фонтана Александр встречает мудрого старика, который говорит Александру, что он может определить воду жизни, промывая соленую рыбу в различных источниках в его регионе. Один из поваров Александра по имени Андрей - один из тех, кому было поручено проверить пружины. Он начинает мыть одну рыбу в воде. Внезапно рыба оживает и убегает в воду, уплывая в реку. Повар обеспокоен тем, что это разозлит короля Александра, и поэтому пытается поймать его, но безуспешно. Он уведомляет Александра об этом событии, но также сообщает ему, что во время этого эпизода он обнаружил источник жизни. Александр счастлив и идет купаться в воде, но, пытаясь приблизиться к воде, внезапно попадает в тьму и не может ее достичь. Александр печален, но его утешает мудрый старец; на этом этапе история переходит к вопросам, которые Александр задает мудрецу, и ответам, которые он получает. [11] [12] В отличие от более раннего «Романа» , версия « Песни» опирается на христианскую иконографию , где купание в фонтане представлено в крещальной терминологии, а рыба символизирует Иисуса воскресшего из мертвых . [11]
Вавилонский Талмуд
[ редактировать ]Еще одна версия появляется несколько раньше, в Вавилонском Талмуде , составленном в конце пятого или шестого века. В этой версии нет ни повара (как в « Романсе и Песне» ), ни мудрого старика (как в « Песне »). Сам Александр в поисках воды моет в воде рыбу, которая впоследствии оживает. Заметив, что он нашел источник жизни, Александр продолжает наблюдать за своим лицом в воде. Однако Талмуд не объясняет значения этого события. Талмуд также излагает альтернативную версию истории, где вместо того, чтобы умыться, он прослеживает источник фонтана до входа в Эдемский сад и требует, чтобы его впустили из-за его статуса короля. Однако ему запрещен въезд. [12]
См. также
[ редактировать ]- Фонтан Жизни
- Фонтан молодости
- Ерунда
- Живоносный источник , для византийской иконографии Марии (посредницы, матери всякой благодати)
- Церковь Святой Марии Источника (Стамбул) , восточно-православное святилище VI века в Стамбуле.
- Зоодохос Пиги (значения)
- Испанская готическая питореска , Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлинский колледж
Примечания
[ редактировать ]- ^ " Sit fons vivus " - сказал священник в традиционном римском миссале, благословляя купель в Бенедиктио Фонтис .
- ^ Книга Откровения 22:1.
- ^ Британская библиотека , добавьте MS 17026, ф. 13, отмечено Underhill 1910).
- ^ См . Католическую энциклопедию 1908 года: «Благодать».
- ^ Написано, вероятно, Лукасом Хоренбо для бегинов Гента.
- ^ Надпись «фонтейн де Левенс».
- ^ Тесей, Томмасо (2010). «Выживание и христианизация поисков бессмертия Гильгамеша в «Сказании об Александре и Источнике Жизни» . Rivista degli studi orientali . 83 (1/4): 417–440. ISSN 0392-4866 .
- ^ Кроун, Патрисия (2016). Ислам, Древний Ближний Восток и разновидности безбожия: Сборник исследований в трех томах, Том 3 . Брилл. п. 66.
- ^ Кроун, Патрисия (2016). Ислам, Древний Ближний Восток и разновидности безбожия: Сборник исследований в трех томах, Том 3 . Брилл. стр. 67–68.
- ^ Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 463–465. ISBN 978-0-300-18132-6 .
- ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 463–465. ISBN 978-0-300-18132-6 .
- ^ Jump up to: а б Кроун, Патрисия (2016). Ислам, Древний Ближний Восток и разновидности безбожия: Сборник исследований в трех томах, Том 3 . Брилл. стр. 67–68.
Ссылки
[ редактировать ]- Лесли Брубейкер (1989). «Фонтан Жизни». Словарь средних веков . том-5. ISBN 0-684-18161-4
- Андерхилл, Эвелин (1910). «Фонтан жизни: иконографическое исследование», The Burlington Magazine 17.86 (май 1910 г.), стр. 99–101 и илл. (доступно онлайн через JSTOR).
- Пол Андервуд, «Фонтан жизни в рукописях Евангелий», Dubarton Oaks Papers , 5 (1950).