Jump to content

Фонтан Жизни

Godescalc Evangelistary , посвященный Крещению сына Карла Великого в Риме в 781 году с изображением Фонтана Жизни.

Фонтан Жизни , или в своей более ранней форме, Фонтан Живой Воды , является христианским символом иконографии , связанным с крещением и/или Евхаристией , впервые появившимся в V веке в иллюминированных рукописях , а затем в других формах искусства, таких как панно .

Крестильный купель

[ редактировать ]

Символ обычно изображается в виде фонтана, заключенного в шестиугольную конструкцию, увенчанную закругленным куполом и поддерживаемую восемью колоннами. Фонтан живой воды, fons vivus. [1] — это купель для крещения (фонтан, в котором человек крестится и, таким образом, возрождается со Христом), и его часто окружают животные, связанные с Крещением, такие как олень . Купель, вероятно, представляет собой восьмиугольный Латеранский баптистерий в Риме , освященный Папой Сикстом III (432-440 гг.), который иконографически ассоциировался с источником воды жизни, упомянутым в Откровении 21:6 .

Икона «Фонтан крови» на мексиканской картине, 18 век ( Бруклинский музей )

Лучшие примеры датируются периодом Каролингов : Евангелистский Евангелист Годескалька, созданный в память о Крещении сына Карла Великого в 781 году, и Суассонские Евангелия .

Фонтан крови

[ редактировать ]

В Гентском алтаре «Поклонение Агнцу» ( Яна ван Эйка 1438 г.) Агнец Божий стоит на алтаре, одетом как для Мессы Драгоценной Крови, с кроваво-красной лицевой стороной: кровь Агнца захвачена в чаша, и о ее евхаристическом намерении свидетельствует голубь Святого Духа наверху. На переднем плане, предлагая другое средство благодати, находится Источник Живой Воды, окруженный верующими. В Прадо в Мадриде находится Фонтан живой воды, исходящий от Агнца Божьего. [2] в котором открытый источник встроен во внешнюю стену Небес. То, что вода — это не просто очищающая вода крещения, видно по бесчисленным облаткам, плавающим по ее поверхности: два таинства представлены как одно.

Аллегорическое изображение Сакраментального союза , лютеранской доктрины реального присутствия Христа в Евхаристии , по гравюре на дереве Лукаса Кранаха Старшего (ок. 1550 г.). Спереди изображено Причастие под обоими видами : (слева) Мартин Лютер подает чашу Иоанну, курфюрсту Саксонии , а справа Ян Гус подает евхаристический хлеб Фридриху III, курфюрсту Саксонии (Фридриху Мудрому). Сзади - Фонтан живой воды Христа : Кровь Пяти святых ран проливается фонтаном на алтаре.

На миниатюре в Часослове , [3] Фонтан живой воды, вероятно, написанный в Генте в конце XV века, уступил место фонтану крови, Фонтану жизни, в котором фигура Христа стоит на готическом постаменте в центре и наполняет фонтан его раны, хотя ореол, окружающий его, идентифицирует его как преображенного Христа, а это место - как рай .

Кровь пяти священных ран

[ редактировать ]

Во Фландрии в конце Средневековья сильная преданность Драгоценной Крови Христа породила иконографическую традицию XV и XVI веков, которая передала богословскую концепцию Благодати . [4] выражая римско-католическую догму аллегорически как фонтан крови. Об этой трансформации впервые упомянула Эвелин Андерхилл в 1910 году, взяв за отправную точку собрание святых и Фонтан жизни 1596 года в Генте . [5] в котором кровь из пяти святых ран Христа течет в верхнюю чашу «Источника жизни». [6] и вытекает через отверстия в нижнем «Фонтане Милосердия». Святые и мученики, патриархи и пророки держат золотые чаши с кровью, которую некоторые выливают в источник. Внизу верующие протягивают свои сердца, чтобы получить капли крови.

В легенде

[ редактировать ]

Александр Великий

[ редактировать ]

Александр Романс

[ редактировать ]

На предания о поисках Александром Источника Жизни повлияли более ранние легенды о месопотамском герое Гильгамеше и его поисках бессмертия, например, в « Эпосе о Гильгамеше» . [7] В «Романе об Александре» (3 век нашей эры) Александр путешествует вместе со своей компанией в поисках Земли Благословенных . По пути в Землю Александр проголодался и просит одного из своих поваров Андреаса принести ему немного мяса. Андреас достает рыбу и начинает мыть ее в фонтане. Сразу после мытья рыба ожила и убежала в фонтан. Понимая, что он обнаружил Фонтан Жизни, Андреас никому больше о нем не рассказывает и пьет воду сам. Он также хранит часть воды в серебряном сосуде, надеясь использовать ее, чтобы соблазнить дочь Александра. Тем временем Александр в конце концов достигает Земли Благословенных, но не может войти в нее. В то же время он узнает, что Андреас потерял рыбу, и расспрашивает его об этом. Андреас признается в том, что случилось с рыбой, и его за это бьют, но он отрицает, что пил ее, и не упоминает, что хранил ее, и спрашивает Александра, почему ему следует беспокоиться о прошлом. Позже Андреасу удается использовать воду, чтобы соблазнить дочь Александра, которую соблазняет возможность испить из нее, что она и делает и становится бессмертной. Александр узнает о чуде и жестоко наказывает Андреаса и его дочь: Андреас превращается в даймон моря и его дочь превратились в даймона пустыни. [8] Эта история была развита в последующих версиях Романа , например, в сирийской « Песне об Александре» и в Талмуде . [9] [10]

Песня Александра

[ редактировать ]

В шестом или седьмом веке был составлен христианский текст на сирийском языке, известный как « Песнь об Александре» , который ошибочно приписывался поэту Иакову Серугскому . Он содержит несколько переработанную версию повествования о поисках Александром воды жизни по сравнению с его появлением в греческом романе . Во время поисков фонтана Александр встречает мудрого старика, который говорит Александру, что он может определить воду жизни, промывая соленую рыбу в различных источниках в его регионе. Один из поваров Александра по имени Андрей - один из тех, кому было поручено проверить пружины. Он начинает мыть одну рыбу в воде. Внезапно рыба оживает и убегает в воду, уплывая в реку. Повар обеспокоен тем, что это разозлит короля Александра, и поэтому пытается поймать его, но безуспешно. Он уведомляет Александра об этом событии, но также сообщает ему, что во время этого эпизода он обнаружил источник жизни. Александр счастлив и идет купаться в воде, но, пытаясь приблизиться к воде, внезапно попадает в тьму и не может ее достичь. Александр печален, но его утешает мудрый старец; на этом этапе история переходит к вопросам, которые Александр задает мудрецу, и ответам, которые он получает. [11] [12] В отличие от более раннего «Романа» , версия « Песни» опирается на христианскую иконографию , где купание в фонтане представлено в крещальной терминологии, а рыба символизирует Иисуса воскресшего из мертвых . [11]

Вавилонский Талмуд

[ редактировать ]

Еще одна версия появляется несколько раньше, в Вавилонском Талмуде , составленном в конце пятого или шестого века. В этой версии нет ни повара (как в « Романсе и Песне» ), ни мудрого старика (как в « Песне »). Сам Александр в поисках воды моет в воде рыбу, которая впоследствии оживает. Заметив, что он нашел источник жизни, Александр продолжает наблюдать за своим лицом в воде. Однако Талмуд не объясняет значения этого события. Талмуд также излагает альтернативную версию истории, где вместо того, чтобы умыться, он прослеживает источник фонтана до входа в Эдемский сад и требует, чтобы его впустили из-за его статуса короля. Однако ему запрещен въезд. [12]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ " Sit fons vivus " - сказал священник в традиционном римском миссале, благословляя купель в Бенедиктио Фонтис .
  2. ^ Книга Откровения 22:1.
  3. ^ Британская библиотека , добавьте MS 17026, ф. 13, отмечено Underhill 1910).
  4. ^ См . Католическую энциклопедию 1908 года: «Благодать».
  5. ^ Написано, вероятно, Лукасом Хоренбо для бегинов Гента.
  6. ^ Надпись «фонтейн де Левенс».
  7. ^ Тесей, Томмасо (2010). «Выживание и христианизация поисков бессмертия Гильгамеша в «Сказании об Александре и Источнике Жизни» . Rivista degli studi orientali . 83 (1/4): 417–440. ISSN   0392-4866 .
  8. ^ Кроун, Патрисия (2016). Ислам, Древний Ближний Восток и разновидности безбожия: Сборник исследований в трех томах, Том 3 . Брилл. п. 66.
  9. ^ Кроун, Патрисия (2016). Ислам, Древний Ближний Восток и разновидности безбожия: Сборник исследований в трех томах, Том 3 . Брилл. стр. 67–68.
  10. ^ Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 463–465. ISBN  978-0-300-18132-6 .
  11. ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 463–465. ISBN  978-0-300-18132-6 .
  12. ^ Jump up to: а б Кроун, Патрисия (2016). Ислам, Древний Ближний Восток и разновидности безбожия: Сборник исследований в трех томах, Том 3 . Брилл. стр. 67–68.
  • Лесли Брубейкер (1989). «Фонтан Жизни». Словарь средних веков . том-5. ISBN   0-684-18161-4
  • Андерхилл, Эвелин (1910). «Фонтан жизни: иконографическое исследование», The Burlington Magazine 17.86 (май 1910 г.), стр. 99–101 и илл. (доступно онлайн через JSTOR).
  • Пол Андервуд, «Фонтан жизни в рукописях Евангелий», Dubarton Oaks Papers , 5 (1950).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db889c4863706f27166ee1f54b46bda9__1716423480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/a9/db889c4863706f27166ee1f54b46bda9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fountain of Life - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)