Живоносная весна
Богоматерь Живоносный Источник или купель ( греч . Живоносная , Pēgḗ Zōodóchos IPA: [zo.oˈðo.xos piˈʝi] , русский: Живоносный Источник , латинизированный : Живоносный Источник , IPA: [ʐɨvɐˈnosnɨj ɪˈstot͡ɕnʲɪk] ) — эпитет Святой Богородицы , возникший с откровением Ей священного источника ( греч . ἁγίασμα , транслит. hagíasma ) в Валукли , Константинополь, солдату по имени Лев Марцелл, который позже стал византийским императором Львом. Я (457-474). [ примечание 1 ] На этом месте Лев построил историческую церковь Святой Марии Источника . [ 3 ] который был свидетелем многочисленных чудесных исцелений на протяжении веков, [ примечание 2 ] благодаря ее заступничеству , он стал одним из самых важных мест паломничества в греческом православии . [ 4 ] Таким образом, термин «Живоносная купель» стал эпитетом Пресвятой Богородицы и именно так Она была представлена в иконографии . [ 5 ]
Праздник Светлую Живоносного источника отмечается в пятницу в Восточной Православной Церкви . [ 2 ] [ примечание 3 ] и в тех восточно-католических церквях , которые следуют византийскому обряду . Кроме того, икона Божией Матери Живоносный Источник» . празднуется « в 4/17 апреля славянских православных храмах [ 8 ]
Легенда
[ редактировать ]
За пределами императорского города Константинополя, недалеко от Золотых ворот ( Porta Aurea ), раньше находилась роща. с Там располагалась святыня источником воды, издревле посвящённая Богородице . Со временем роща заросла, и родник стал зловонным. [ 9 ]
Традиционное , последним из повествование о празднике Живоносного источника записано Никифором Каллистом Ксантопулосом греческих церковных историков, процветавшим около 1320 года. Оно начинается с чуда, произошедшего с участием солдата по имени Лев Марцелл, будущего византийского императора. Лев И. 4 апреля 450 г. [ 9 ] [ 10 ] проходя мимо рощи, Лев встретил заблудившегося слепца. Лев сжалился над ним, вывел его на тропу, усадил в тени и стал искать воду, чтобы дать жаждущему. Лео услышал голос, говоривший ему: «Не утруждай себя, Лео, ищи воду в другом месте, она прямо здесь!» Оглянувшись, он никого не увидел и не увидел никакой воды. Затем он снова услышал голос:

«Лев, император , пойди в рощу, возьми воду, которую найдешь, и дай ее жаждущему. Затем возьми грязь [из ручья] и помажь глаза слепому... И построй храм [церковь] здесь... чтобы все приходящие сюда нашли ответы на свои прошения ».
Лев сделал, как ему было сказано, и, когда глаза слепого были помазаны, он прозрел.
После своего восшествия на престол император воздвиг на этом месте великолепную церковь, посвященную Богородице . [ 3 ] а вода продолжала творить чудесные исцеления, а также воскрешения из мертвых , по заступлению Богородицы , и потому ее называли «Живоносным источником». [ 2 ]
Церковь
[ редактировать ]Историки Прокопий и Цедрен утверждают, что император Юстиниан воздвиг новую церковь, большую по размеру, чем первая, в последние годы своего правления (559-560 гг.), используя материалы, оставшиеся после возведения собора Святой Софии . [ 4 ] После возведения святилища византийцы назвали Ворота, находившиеся за стенами Феодосия II, « Воротами источника » ( греч . Πύλη τῆς Πηγῆς , транслит. Pýlē tês Pēgês ). [ 11 ]
После падения Константинополя в 1453 году церковь была снесена турками , а камни использованы для строительства мечети султана Баязида . На месте церкви осталась лишь небольшая часовня. Двадцать пять ступенек вели вниз к источнику, окруженному перилами. В 1547 году французский гуманист Петр Гиллиус отметил, что церкви больше не существует, но больные люди продолжают посещать источник святой воды . [ 5 ]
В результате греческой войны за независимость 1821 года даже маленькая часовня была разрушена, а источник остался погребенным под обломками.
реформатор В 1833 году османский султан- Махмуд II разрешил христианам восстановить церковь. Когда в ходе строительства были обнаружены фундаменты первоначальной церкви, султан издал второй фирман, разрешающий реконструкцию не только маленькой часовни, но и большой церкви в соответствии с первоначальными размерами. Строительство было завершено 30 декабря 1834 года, а 2 февраля 1835 года Вселенский Патриарх Констанций II освятил церковь, приняв участие в праздновании 12 епископов и огромного потока верующих.
6 сентября 1955 года, во время антигреческого стамбульского погрома , церковь стала одной из целей фанатичной толпы. Здание было сожжено дотла, а настоятеля линчевали, а 90-летний архимандрит Хрисантос Мантас был убит толпой. [ 12 ]
На этом месте была перестроена еще одна небольшая часовня, однако церковь до сих пор не восстановлена в прежних размерах. Источник течет и по сей день, и верующие считают, что он обладает чудотворными свойствами.
Праздник
[ редактировать ]
Праздник отмечается в Светлую пятницу , то есть в пятницу, следующую за Пасхой (Пасхой). Это единственный праздник, который можно отмечать на Светлой седмице, так как все остальные поминки, приходящиеся на это время, обычно переносятся на другой день. Собственное . (песни и молитвы) праздника сочетается с пасхальными песнопениями, а часто совершается Малое освящение вод после Божественной литургии в Светлую пятницу [ нужна ссылка ]
Также отмечается празднование иконы Божией Матери Животворящий Источник, совершаемое 4 апреля ( по юлианскому календарю )/17 апреля ( по григорианскому календарю ). [ 8 ]
Этот тип иконы распространился по всему православному миру , особенно в местах, где источник считался священным . [ 5 ]
В древней Руси , продолжая греческие традиции, существовал обычай освящать источники , располагавшиеся возле церквей , посвящать их Пресвятой Богородице и писать Ее иконы под названием «Живоносный источник» . [ 13 ]
Подобное откровение Богородицы произошло в Эстонии в XVI веке. Пюхтицкий монастырь расположен на месте, где, согласно легенде XVI века, недалеко от местной деревни Куремяэ , пастух стал свидетелем божественного откровения Богородицы возле источника воды, который и по сей день почитается как святой и знаменит за многие чудеса и исцеления. Икона, написанная значительно позже, известна как Божией Матери » « . Пюхтицкая источнику К икона [ 14 ]
Гимны
[ редактировать ]В IX веке Иосиф Песнописец дал название «Живоносный источник» ( Zōodóchos Pēgḗ ) гимну ( Богородице ) Богородице . впервые [ 5 ]
Аполитикион (глас 3) [ 15 ]
- Как животворящий источник, ты задумал Росу, трансцендентную по существу,
- О Дева Дева , и ты излила ради нас нектар вечной радости,
- которая льется из источника твоего с водой, текущей
- к вечной жизни в бесконечных и могучих потоках;
- при этом, радуясь, мы все кричим:
- Радуйся, Источник жизни для всех человеков.
Кондак (Плагал гласа 4) [ 15 ]
- О, Госпожа, милованная Богом,
- ты вознаграждаешь меня тем, что изливаешь струи сверх всякой причины,
- непрестанные воды Твоей благодати из Твоего вечного Источника.
- Я умоляю тебя, носившего Логос , непостижимым образом:
- освежи меня в Твоей благодати, чтобы я мог воскликнуть,
- «Славьтесь, искупительные воды».
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Византийский император Лев I Фракиец был благочестивым человеком, которого почитают как святого в Восточной Православной Церкви , его праздник приходится на 20 января . [ 1 ] [ 2 ]
- ^ Так называемое «привычное чудо» (to synetés thauma). [ 4 ] Никифор Каллист Ксантопулос, писавший в XIV веке об агиасме , цитируя различные источники, записывает в общей сложности 63 чудеса , из которых 15 произошли в его время. [ 5 ]
- ^ Именины, отмечаемые сегодня, включают:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Великий синаксарист (на греческом языке) : Святой Лев Макеллис Великий . 20 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Jump up to: а б с Богородица «Живоносный источник» . Самоуправляемая Антиохийская православная архиепископия Северной Америки . Проверено: 24 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Великий часовой аппарат или Часослов. Бостон, Массачусетс: Спасо-Преображенский монастырь, 1997. с.621. ISBN 0-943405-08-4
- ^ Jump up to: а б с (на французском языке) Жанен, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри. Париж: Французский институт византийских исследований. стр.232-234.
- ^ Jump up to: а б с д и Зоодохос Пеге в Балукли . Патриархат Константинопольский Вселенский . Проверено: 25 октября 2012 г.
- ^ πηγὴ (pēgē) . Bible Hub (греческое согласие). Проверено: 30 декабря 2014 г.
- ^ Великие синаксаристы: (на греческом языке) : Zoodochou Pigi . ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Jump up to: а б 17 апреля. Архивировано 31 декабря 2014 г. в Wayback Machine . Православный календарь (Православие.ру).
- ^ Jump up to: а б Ковальчук, протоиерей Феодор Сергеевич (1985). Чудотворные иконы Божией Матери. Янгстаун, Огайо: Деканат Центральных штатов, стр. 67–70.
- ^ (in Russian) Икона Божией Матери «Живоносный Источник» Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
- ^ (на немецком языке) Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала XIX века. 17 век. Тюбинген: Васмут. стр.416.
- ^ Липитиунис, Анти Г. Связь греко-турецких отношений и греческое меньшинство в Турции, греки Стамбула, Имброса и Тенедоса (PDF) (на греческом языке). Университет Салоник. стр. 23–24 . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Кристина Кондратьева (проект Global Art Communications). Панагия Живоносный источник . Юрий Кузнецов: Иконы XXI века. Доступ: 19 мая 2011 г.
- ^ (in Russian) Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника» . Православные.Ру. 07.07.2010. Retrieved: 2013-07-29.
- ^ Jump up to: а б Православная митрополия Гонконга и Юго-Восточной Азии . Светлая пятница . Доступ: 20 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Светлая Пятница: Животворящий Источник Божией Матери Православная икона и синаксарь
- «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» . Православная Энциклопедия. Russian Orthodox Encyclopedia
- Святая икона спасена из-под обломков Всемирного торгового центра 11 сентября. Бывший греческий православный приход Св. Николая , 155 Cedar Street, Нижний Манхэттен
- Предполагаемое место колодца Марии, Назарет, Палестина.
- Коллекция богородичной иконографии этого типа. Путеводитель по православным иконам.
- Mater gratiae Библейские корни римско-католической молитвы
- Статья «Мария и фонтан в искусстве» в Библиотеке Мариан Международного научно-исследовательского института Мариан, Дейтон, Огайо.