Успение Богородицы в искусстве.
Успение Девы Марии не появляется в Новом Завете , но появляется в апокрифической литературе 3-го и 4-го веков, и к 1000 году широко верилось в Западной церкви , хотя и не стало официальной католической догмой до 1950 года . [ 1 ] Впервые он стал популярным предметом в западном христианском искусстве в 12 веке, наряду с другими повествовательными сценами из « Жизни Богородицы» и «Коронации Богородицы» . Этих «марианских» подданных особенно пропагандировали Орден цистерцианцев и святой Бернар Клервоский (ум. 1153). [ 2 ]
Литературные отчеты с более подробными сведениями, такими как присутствие апостолов, появились в произведениях позднего средневековья, таких как « Золотая легенда» , и им последовали художники. [ 3 ] К концу Средневековья большие и многолюдные алтари дали художнику возможность проявить свое виртуозное мастерство в композиции, колорите и позах фигур. После Реформации оно использовалось для утверждения католической позиции, отвергнутой протестантами. [ 4 ]
Обычно в сопровождении или несомом ангелами (но обычно не несомом Христом, как на православных иконах), Дева Мария пассивно поднимается к небу, где ее должен короновать Христос, в то время как апостолы внизу окружают ее пустую гробницу и с трепетом смотрят вверх. Бога-Отца или Христа (как в православном Успении ) можно увидеть на небесах. Ее можно окружить мандорлой миндалевидной формы . На средневековых изображениях ее руки обычно сложены в молитве, но позже они могут быть широко раскрыты, когда она смотрит вверх, как в алтаре Тициана очень влиятельном для церкви Фрари (1515–1818) в Венеции , который взволновал ранее порядочных апостолов. [ 5 ] Примеры включают произведения Эль Греко , Рубенса (несколько композиций), [ 6 ] Аннибале Караччи и Николя Пуссен , последний заменяющий апостолов путти , бросающими цветы в гробницу. [ 7 ]
Иконографические детали
[ редактировать ]В некоторых версиях показано, как Дева бросает свой пояс, Пояс Фомы , Апостолу Фоме (наиболее известному по эпизоду «Сомневающийся Фома» ), когда она поднимается; это должно было дать ему осязаемое доказательство того, что он видел, учитывая его прежний скептицизм. [ 8 ] «Пояс» был главной реликвией Средневековья, естественно существовавшей в нескольких вариантах. На миниатюре магистра Якова IV Шотландского (1510-е гг.) ангел передает ее Томасу. Здесь же есть необычная сцена похоронной процессии с апостолами. [ 9 ]
Рубенс представил двух женщин, возможно, Марту и Марию , стоящих на коленях у саркофага или склонившихся над ним. Видимо, развернув саван, они обычно держат его и собирают найденные внутри розы. Этот мотив часто использовали более поздние фламандские художники. [ 10 ]
Хотя окончательный возраст Марии не указан в Новом Завете , согласно свидетельствам Евангелия, ей было по крайней мере за сорок, а в « Золотой легенде» ее возраст на момент смерти указан как шестьдесят или семьдесят два года. [ 11 ] На картинах, изображающих Распятие Иисуса и последующие события, она обычно изображается довольно старой женщиной. Но большинство Успений придают ей молодой или зрелый вид, за исключением таких, как « Успение Панциатичи» Андреа дель Сарто , ок. 1522–23. Напротив, апостолы очень часто изображаются стариками, а самый младший, святой Иоанн , только в расцвете сил. [ 12 ] Некоторые изображения конца XVI века демонстрируют более интимное изображение в виде in aria типа Sacra Разговора , где несколько избранных святых заменяют толпу апостолов, и часто Богородица парит ненамного над ними. [ 13 ]
Альтернативной католической сценой из конца ранней жизни Девы Марии является Смерть Богородицы , которая была более совместима с Успением Богородицы в восточно-православном искусстве и богословии. В большинстве случаев она лежала в постели в окружении Двенадцати Апостолов , что снова отражало Золотую Легенду . [ 14 ] Некоторые художники изображают обе сцены одну над другой. Католическая доктрина, которая все еще появлялась, когда было написано большинство из них, отказалась уточнить, умерла ли Мария до своего телесного Успения, хотя несколько различающиеся сведения, приводимые одно за другим в поздних версиях « Золотой легенды» , сходятся в том, что она умерла, и ее поместили во гробе, из которого она была поднята через три дня. [ 11 ]
Хотя когда-то это было обычным явлением в католическом искусстве, последней крупной трактовкой «Смерти Богородицы» стала Караваджо картина в Лувре , который вызвал переполох, изобразив ее неопрятным и реалистичным трупом, что некоторые считали нарушением приличия. хотя и совместимо с доктриной Церкви. [ 15 ]
Успение было подходящим предметом для иллюзионистских потолочных росписей , и впервые оно было использовано в Пармском соборе Антонио да Корреджо в 1526–1530 годах. Первый потолок в стиле барокко был выполнен Джованни Ланфранко в 1625–1627 годах в Сан-Андреа-делла-Валле в Риме. [ 16 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Со статьями
[ редактировать ]- Успение Богородицы (Андреа дель Кастаньо) , 1449–1450 гг.
- Успение Богородицы , Франческо Боттичини 1475–1476 гг.
- Успение Богородицы (Перуджино) 1506 г.
- Алтарь Хеллера , 1507–09, Альбрехт Дюрер
- Алтарь Корчано , Перуджино , 1513 г.
- Успение Богородицы (Пальма Веккьо) , ок. 1513
- Успение Богородицы (Россо Фьорентино) , 1513–14.
- Успение Богородицы , Тициан . , 1515–1518 гг
- Успение Богородицы (Из Варфоломея) ок. 1516
- Успение Панчатичи , Андреа дель Сарто , ок. 1522–23
- Успение Богородицы (Моретто) , Моретто да Брешиа , 1524–1525 гг.
- Успенский алтарь работы Моретто да Брешиа , 1529–1530 гг.
- Успение Богородицы Антонио да Корреджо , 1526–1530 гг.
- Успение Богородицы , Эль Греко , ок. 1577–79
- Успение Богородицы , Аннибале Карраччи , 1590 год.
- Успение Черази , Аннибале Карраччи , 1600–01.
- Успение Богородицы (Джентилески) (Орацио), 1605–1608 гг.
- Успение (Гверчино) , ок.1623 г.
- Успение Богородицы Питер Пауль Рубенс , 1626 год, Собор Богоматери, Антверпен
- Успение Девы Марии (Рубенс, 1637) , Коллекция Лихтенштейна
Другой
[ редактировать ]- Успение Богородицы Бернардо Дадди , ок. 1337–1339 гг. [ 17 ]
- Успение Богородицы со святым Фомой и двумя донорами (сер Паламед и его сын Матфей) работы Андреа ди Бартоло , ок. 1390-е годы [ 18 ]
- Успение и Успение Богородицы Фра Анджелико , 1424–1434 гг. [ 19 ]
- Успение Богородицы Микеланджело Пьетро Мембрини , ок. 1498 [ 20 ]
- Успение Богородицы с Рождеством , Воскресением, Поклонением волхвов, Вознесением Христа, святым Марком и ангелом, святым Лукой и быком Иоахима Патинира , ок. 1510–1518 гг. [ 21 ]
- Успение Богородицы (L'Assomption) Жака Калло , ок. 1592–1635 гг. [ 22 ]
- Успение Богородицы Джованни Ланфранко , до 1647 г. [ 23 ]
- Успение Богородицы , , Гверчино 1650 г. [ 24 ]
- «Успение Богородицы» , Джамбаттиста Пьяцетта , 1735 год. [ 25 ]
- Богоматерь Апокалипсиса , Гаэтано Гандольфи , 1770–1780 гг. [ 26 ]
- Успение Богородицы , Мартин Иоганн Шмидт, прозванный Кремзер-Шмидт , 1773 год. [ 27 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Мазо ди Банко , 1337–1339, Берлин. Пояс Фомы свисает с руки Богородицы.
-
Томас ловит ремень. Деталь, Маттео ди Джованни , ок. 1474. [ 28 ]
-
Мастер легенды о Святой Люси , 1485 г.
-
Хор в Амьенском соборе , 1508–1519 гг.
-
Миниатюра нидерландского магистра Якова IV Шотландии , 1510-е годы.
-
Андреа дель Сарто , 1526 г.
-
Аннибале Карраччи , 1600–01.
-
Аннибале Карраччи Успение , 16 век.
-
Рубенс Успение Богородицы , 17 век.
-
Хуан Мартин Кабесалеро Успение Богородицы , ок. 1665 г.
-
Вильгельм Хаушильд , Лохен , 19 век. церковь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Баумстарк, 356; Холл (1996), 34 года
- ^ Холл (1983), 180–181; Баумстарк, 356
- ^ Холл (1996), 34; см. Кэкстон
- ^ Холл (1983), 338–340; Баумстарк, 356 лет; Зирполо, 83
- ^ Холл (1996), 34–35; Сильный как дерево, 360
- ^ Баумстарк, 356
- ^ Зирполо, 83
- ^ Холл (1996), 35, 301.
- ^ Музей Гетти ; Холл (1996), 95
- ^ Баумстарк, 359; Холл (1996), 35 лет
- ^ Перейти обратно: а б Кэкстон
- ^ Баумстарк, 360
- ^ Холл (1983), 327–328.
- ^ Холл (1996), 94–95; Кэкстон
- ^ Зирполо, 213–214.
- ^ Холл (1983), 330–332.
- ^ «Успение Богородицы» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г.
- ^ «Успение Богородицы со святым Фомой и двумя донорами (сер Паламед и его сын Матфей) (Основное название) – (54.11.3)» . Музей изящных искусств Вирджинии | . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Успение и Успение Богородицы | Музей Изабеллы Стюарт Гарднер» . www.gardnermuseum.org . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Успение Богородицы» . emuseum.ringling.org . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Художественный музей Филадельфии - Объект коллекции: Успение Богородицы, Рождество, Воскресение, Поклонение волхвов, Вознесение Христа, Святой Марк и Ангел, Святой Лука и Бык» . www.philamuseum.org . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Обмен: Успение Богородицы [L'Assomption]» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Обмен: Успение Богородицы» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Успение Богородицы» . www.dia.org . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Успение Богородицы» . Архивировано из оригинала 3 августа 2015 г.
- ^ «Обмен: Дева Апокалипсиса» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Художественный музей Блэнтона – Успение Богородицы» . Collection.blantonmuseum.org . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Полное изображение , Национальная галерея.
Ссылки
[ редактировать ]- Баумстарк, Рейнхольд, Лихтенштейн: Княжеские коллекции , 1985, Редакторы: Брэдфорд Д. Келлехер, Джон П. О'Нил, Метрополитен-музей и коллекции правящего принца Лихтенштейна, ISBN 978-0870993855 , книги Google
- Кэкстон, Уильям , английское издание « Золотой легенды» , в английском переводе, вероятно, неизвестного священнослужителя, «История Успения».
- Холл, Джеймс (1996), Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Холл, Джеймс (1983), История идей и образов в итальянском искусстве , 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0719539714
- Зирполо, Лилиан Х. (2018). Исторический словарь искусства и архитектуры барокко . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1538111291 .