Иллюзионистическая роспись потолка
Иллюзионистская роспись потолка , включающая в себя техники перспективы ди сотто в су и квадратуре , является традицией в искусстве эпохи Возрождения , барокко и рококо, в которой обманка , инструменты перспективы , такие как ракурс для создания эффекта используются , и другие пространственные эффекты. иллюзия трехмерного пространства на двумерной или практически плоской поверхности потолка над зрителем. Он часто используется для создания иллюзии открытого неба, например, с окулусом в Мантенья Андреа «Камере дельи Спози» , или иллюзии архитектурного пространства, такого как купол , одна из Андреа Поццо в фресок Сант -Игнацио. , Рим . Иллюзионистическая роспись потолка принадлежит к общему классу иллюзионизма в искусстве , призванному создать точное изображение действительности .
Снизу
[ редактировать ]Di sotto in sù (или sotto in su ), что на итальянском языке означает «вид снизу» или «снизу вверх», развито в позднего кватроченто живописи итальянского Возрождения » Андреа Мантенья , особенно в «Камере дельи Спози в Мантуе и во фресках Мелоццо . да Форли . Итальянская терминология этой техники отражает влияние последнего художника и называется prospettiva melozziana («перспектива Мелоццо»). Еще одно заметное использование — Антонио да Корреджо в Пармском соборе , который предвещает архитектурное величие барокко .
В этой технике часто используются укороченные фигуры и архитектурная точка схода, чтобы создать ощущение истинного пространства на расписном, чаще всего расписанном фресками, потолке над зрителем.
Квадратура
[ редактировать ]Квадратура , термин, который был введен в семнадцатом веке и также обычно используется в английском языке, стал популярным среди художников барокко. Хотя этот термин также может относиться к «открытию» стен посредством архитектурной иллюзии, этот термин чаще всего ассоциируется с итальянской росписью потолков. В отличие от других техник обмана или прецедента ди сотто в потолочных украшениях, которые часто полагаются на интуитивные художественные подходы к обману, квадратура напрямую связана с теориями перспективы семнадцатого века и представлением архитектурного пространства. [1] Благодаря своей опоре на теорию перспективы, он более полно объединяет архитектуру, живопись и скульптуру и производит более подавляющее впечатление иллюзионизма, чем предыдущие примеры.
Художник рисовал искусственную архитектуру в перспективе на плоском потолке или потолке с цилиндрическим сводом таким образом, чтобы казалось, что она продолжает существующую архитектуру. Перспектива этой иллюзии сосредоточена на одной фокусной точке. Крутой ракурс фигур, раскрашенные стены и колонны использовались и используются для создания иллюзии глубокого упадка; небесная сфера или даже открытое небо. Картины на потолках могли, например, имитировать статуи в нишах или проемах, открывающих небо.
Квадратура может также использовать другие техники иллюзионистской живописи , такие как анаморфоза .
Примеры иллюзионистской живописи включают:
- Андреа Поццо в Сант-Игнацио в Риме и церкви иезуитов в Вене . Он написал стандартную теоретическую работу своих художественных идей в двух томах Perspectiva pictorum et Architectorum Andreae Putei a societate Jesu (Рим, 1693–1700).
- Крестовоздвиженская церковь в городе Бжег , Польша ,
- Пьетро да Кортона в Палаццо Барберини .
- Джанбаттиста Тьеполо в Ка'Реццонико в Венеции, на вилле Пизани на Стра и в тронном зале Королевского дворца в Мадриде .
Другие примеры были Паоло Веронезе на вилле Ротонда в Виченце и Бальдассаре Перуцци на вилле Фарнезина в Риме.
Разработка
[ редактировать ]Итальянские художники эпохи Возрождения применили свою уверенность в использовании перспективы в проектах потолков и преодолели проблемы применения линейной перспективы к вогнутым поверхностям куполов, чтобы растворить архитектуру и создать иллюзии безграничного пространства.
Расписные и узорчатые потолки были готической традицией в Италии, как и везде, но первый потолок, расписанный для имитации открытого пространства, был создан Андреа Мантенья , мастером перспективы, который отправился в Мантую в качестве придворного художника Гонзаги . Его шедевром была серия фресок в 1474 году , кульминацией которой стала Камера дельи Спози Герцогского дворца . В этих работах он вывел искусство иллюзионистской перспективы на новые пределы. Он расписал стены фресками с иллюзионистскими сценами придворной жизни, в то время как потолок выглядел как окулус, открытый небу, с придворными , павлином и путти , склонившимися над балюстрадой , видимыми снизу в сильно укороченной перспективе; ди-сотто в этом . Это был прототип иллюзионистской потолочной росписи, которая стала важным элементом итальянского искусства барокко .
Корреджо в Парме сделал еще один шаг вперед в иллюзионистском потолке в своих фресках с изображением Христа и апостолов для купола церкви Сан-Джованни Евангелиста и в Успении Богородицы на куполе Пармского собора , самой известной работе Корреджо (1520–1520 гг.). 24); В этих фресках Корреджо рассматривает всю поверхность как огромный и бескаркасный небесный свод, в котором плавают фигуры. В визуальной непрерывности между архитектурным интерьером и его окрашенными поверхностями облака и фигуры Корреджо кажутся населенными тем же архитектурным пространством, в котором стоит зритель.
В Риме в стиле барокко давняя традиция фресковых потолков получила толчок благодаря грандиозным проектам Палаццо Фарнезе под руководством Аннибале Карраччи и его команды, но фигурные предметы по-прежнему были заключены в многочисленные рамочные отсеки ( квадри рипортати ), а Перспектива предметов, видимых снизу, не всегда принималась во внимание.
С 1625 по 1627 год Джованни Ланфранко , уроженец Пармы, знавший купол Корреджо, нарисовал огромный купол церкви Сант-Андреа делла Валле с Успением Богородицы , который ошеломил современных зрителей своими буйными иллюзионистическими эффектами и стал одним из первых Шедевры высокого барокко. Работа Ланфранко в Риме (1613–1630) и Неаполе (1634–1646) сыграла фундаментальную роль в развитии иллюзионизма в Италии.
Пьетро Берреттини, прозванный Пьетро да Кортона , в необычайной степени развил иллюзионистскую потолочную фреску в таких работах, как потолок (1633–1639) большого салона Палаццо Барберини . С 1676 по 1679 год Джованни Баттиста Гаулли по прозвищу Бачиччо написал « Поклонение Имени Иисуса» на потолке церкви Джезу , штаб-квартиры иезуитов в Риме. С 1691 по 1694 год Андреа Поццо с театральностью и эмоциональностью написал « Вход святого Игнатия в рай» на своде нефа Сант-Игнацио в Риме.
См. также
[ редактировать ]- Любовь богов (Карраччи)
- Иоганн Пауль Шор
- Аллегория Божественного Промысла и Силы Барберини (Кортона)
- Пауль Трогер , ведущий австрийский деятель XVIII века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рудольф Виттковер, Джозеф Коннорс и Дженнифер Монтегю , Искусство и архитектура в Италии, 1600–1750 , том. 1, История искусства Пеликана, Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (1999): 35–36.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- И. Сьёстрем, Квадратура: исследования итальянской потолочной росписи , Стокгольм, 1978.
- Квадратура: история, теория, технология , изд. Паскаль Дюбур Глатиньи и Матиас Блейль, Берлин, 2011.