Пармский собор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
44 ° 48'12 "N 10 ° 19'52" E / 44,80333 ° N 10,33111 ° E
Пармский собор ( итал . Duomo di Parma; Cattedrale di Santa Maria Assunta ) — римско-католический собор в Парме , Эмилия-Романья ( Италия ), посвященный Успению Пресвятой Девы Марии . Это епископская резиденция Пармской епархии . Это важный итальянский романский собор: купол, в частности, украшен весьма влиятельной иллюзионистской фреской художника эпохи Возрождения Антонио да Корреджо .
История
[ редактировать ]Базилика существовала, вероятно, в VI веке, но позже была заброшена; Другая церковь была освящена в задней части предыдущей в 9 веке графом-епископом Гибодо.
После того, как пожар уничтожил раннехристианскую базилику в августе 1058 года, епископ Кадало заложил основу для строительства нового собора в другом месте; [1] здание было освящено Пасхалом II в 1106 году. [2] Новая церковь сильно пострадала от землетрясения 1117 года, и ее пришлось восстанавливать. От первоначального здания можно увидеть остатки пресвитерия, трансепта, хора и апсид, а также некоторые фрагменты скульптур.
Архитектура
[ редактировать ]Широкий фасад, сложенный из блоков песчаника, был завершен в 1178 году: он имеет три этажа лоджий и три портала, двери которых были созданы Лукино Бьянкино в 1494 году. На портале также есть две резьбы Лукино Бьянкино. Два огромных мраморных льва, поддерживающие колонны архивольта, были вырезаны в 1281 году Джамбоно да Биссоне. [3] Между центральной и правой дверью находится могила математика Бьяджо Пелакани , умершего в 1416 году.
Готическая колокольня, увенчанная золоченым медным ангелом, была пристроена позже, в 1284-1294 годах: [4] Было задумано двойное строительство на левой стороне, но оно так и не было начато. Рядом с собором находится восьмиугольный Баптистерий Пармы .
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер имеет план латинского креста с нефом и двумя нефами, разделенными пилястрами. Пресвитерий и трансепт подняты, чтобы освободить место для нижнего склепа. Особого внимания заслуживают столицы; для многих из них характерно богатое украшение листьями, мифологическими фигурами, сценами войны, а также библейскими и евангельскими сценами.
Цикл фресок нефа и стен апсиды работы Латтанцио Гамбара. [3] и Бернардино Гатти . Вдоль нефа, в люнетах над пролетами, расположены монохромные фрески с сюжетами Ветхого Завета, а также событиями Страстей. Кульминацией этого является апсида, украшенная фресками Джироламо Маццола Бедоли «Христос, Мария, святые и ангелы во славе» (1538–1544) . Главной особенностью интерьера является фреска Успения Богородицы украшающая купол , выполненная Корреджо в 1526–1530 годах. [5]
К трансепту ведет лестница из красного веронского мрамора 16 века. [4] В правом трансепте находится барельеф «Положение» работы Бенедетто Антелами (1178 г.). [6] Первоначально он был частью амвона . В ризнице находятся работы, приписываемые Лукино Бьянкини (1491 г.). Есть четыре рельефа работы Бенедетто Антелами 1178 года.
Боковые часовни были построены для размещения гробниц знатных семей Пармы: две из них, часовня Валери и часовня Коммуны , сохранили оригинальное убранство 14 века. Часовня Валерия расположена слева; его фрески 15-го века приписываются студии Бертолино де'Гросси. Фрески в Капелле дель Комуне справа, предположительно теми же руками, были написаны после чумы 1410–1411 годов и посвящены Святому Себастьяну . [3]
Фрагменты склепа древней мозаики, которые указывают на присутствие здесь культового храма, по крайней мере, III или IV века нашей эры. В склепе установлен памятник святому Бернардо ди Уберти , епископу Пармы 1106–1133 гг., покровителю епархии. Памятник, выполненный в 1544 году Просперо Клементи и Джироламо Клементи по проекту Маццола Бедоли. Часовня Рускони, расположенная справа от склепа, содержит элегантные фрески, заказанные епископом Джованни Рускони в 1398 году. В часовне Равакальди есть фрески, приписываемые мастерской Бертолино де'Грасси.
- Пьяцца Дуомо Парма 2009
- апсида
- склеп
- Распятие, Бернардино Гатти
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аллоди, Gio. M., Хронологический ряд епископов Пармы с некоторыми примечаниями об основных гражданских событиях (на итальянском языке). Том I, Парма: П. Фиаккадори, 1856, стр. 123–124
- ^ Кер, Пол Фридолин. Папская Италия Том. V: Эмилия, или Провинция Равенна (Берлин: Вайдман), 1906, с. 421 (на латыни) .
- ^ Перейти обратно: а б с «Собор Санта-Мария-Ассунта», площадь Дуомо, Парма.
- ^ Перейти обратно: а б «Собор», Парма Добро пожаловать, Эмилия-Романья Туризмо
- ^ Россетти, Уильям Майкл (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Вельк, Мориц. Бенедетто Антелами - Работы в Парме и Фиденце , Рема-Верлаг, Мюнстер, 1995 г., ISBN 9783930454013
Библиография
[ редактировать ]- Паулуцци Ф. (1894). Пармский собор и его протоиереи . Удине, тип. Покровительства. 1894 г. (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пьяцца Дуомо Парма, Кафедральный собор ; дата обращения: 3 ноября 2018 г. (на итальянском языке)