Мавзолей Галлы Плацидии
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Мавзолей Галлы Плацидии, раннехристианские памятники Равенны | |
Расположение | Равенна , Эмилия-Романья , Италия |
Часть | Раннехристианские памятники Равенны |
Критерии | Культурные: (i), (ii), (iii), (iv) |
Ссылка | 788-001 |
Надпись | 1996 г. (20-я сессия ) |
Область | 0,01 га (0,025 акра) |
Буферная зона | 4,5 га (11 акров) |
Веб-сайт | https://www.ravennamosaici.it/en/mausoleum-of-galla-placidia/ |
Координаты | 44 ° 25'16 "N 12 ° 11'49" E / 44,42111 ° N 12,19694 ° E |
Мавзолей Галлы Плацидии — позднеантичное римское здание в Равенне , Италия , построенное между 425 и 450 годами. [1] Он был добавлен в Список всемирного наследия вместе с семью другими сооружениями Равенны в 1996 году. [2] Несмотря на свое общее название, императрица Галла Плацидия (ум. 450) не была похоронена в этом здании - заблуждение, датируемое тринадцатым веком; [3] она умерла в Риме и была похоронена там, [4] вероятно, рядом с Гонорием в мавзолее Гонория в старой базилике Святого Петра . [5]
История
[ редактировать ]


«Мавзолей» Галлы Плацидии, построенный в 425–450 годах, представляет собой крестообразную часовню или молельню , первоначально примыкавшую к притвору церкви Святого Креста ( Санта-Кроче ) в Равенне, построенной в 417 году как церковь для императорского дворца. . [1] [6] Вероятно, он был посвящен Святому Лаврентию . [1]
Плацидия, вероятная покровительница строительства здания, была дочерью Феодосия I и Галлы , дочери Валентиниана I. Элия Галла Воспитанная Сереной , женой Стилихона , в юности она была дворянкой , а отец подарил ей дворец в Константинополе . [6] Она получила высшее образование как светское, так и религиозное, о чем видно из ее писем. [6] Она вышла замуж за Атаульфа , короля вестготов, в 414 году в Испании после переезда на Запад, но вскоре он умер, и в 417 году она вышла замуж за патриция Констанция (позже Констанция III ). Их детьми были Хуста Грата Гонория и Валентиниан III . [6] Констанций III был возведен в ранг соправителя Запада в 421 году Гонорием, у которого не было наследника, а Галла Плацидия стала августой ; Констанций умер в том же году, и Галла Плацидия бежала в Константинополь. [6] Когда Гонорий умер в 423 году, первоцерий нотариум Иоанн стал августом на Западе; после этого Феодосий II , август на Востоке, вместо этого предложил поставить императором на Западе сына Галлы Плацидии Валентиниана, назначив его цезарем . [6]
Здание датируется 425 годом; в том же году шестилетний Валентиниан III вступил в должность августа Галлы Плацидии в 425 году, и титул Августы снова был закреплен - она правила в качестве регента своего сына в течение двенадцати лет. Ее политическое влияние ослабло с ростом зрелости ее сына и возвышением патриция Флавия Аэция в 430-х годах, но она оставалась могущественной, пока не умерла в 450 году. Она была активным покровителем религиозных учреждений, строя церкви в Равенне, Рим. и Иерусалим. [6] Она участвовала в ремонте церкви Святого Павла за стенами ( Сан-Паоло-фуори-ле-Мура ), как записано в надписи на ней. [7]
Базилика в Равенне, посвященная святому Иоанну Богослову ( San Giovanni Evangelista ), также была построена Галлой Плацидией после 425 года; он увековечивал избавление Августы и ее детей от угрожающего шторма во время морского путешествия и был украшен портретами ее и других членов династии Феодосия . [1] Базилика не пережила Вторую мировую войну . [1] Согласно средневековой Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis , надпись на апсиде этой базилики зафиксировала статус здания как ex-voto в благодарность за выживание Галлы Плацидии на море. [1] Liber Pontificalis также утверждает, что ее похоронили в монастыре Святого Назария в Равенне . [1] Это утверждение, первоначально, вероятно, сделанное в Риме, вероятно, является источником заблуждения о том, что Галла Плацидия была похоронена в Равенне, а не в Риме, кульминацией которого стало утверждение Равеннатов о том, что она была похоронена в часовне, ныне известной как ее «мавзолей». . [3]
Здание раньше служило молельней церкви Святого Креста, а сейчас содержит три саркофага . Саркофаг справа принадлежит брату Галлы, императору Гонорию. Тот, что слева, приписывается ее мужу, императору Констанцию III, и ее сыну Валентиниану III. Считалось, что в самом большом саркофаге находятся останки самой Галлы Плацидии. Сообщается, что ее забальзамированное тело было помещено там в сидячем положении, одетое в императорскую мантию и видимое через глазок. Однако в 1577 году содержимое саркофага случайно сгорело, когда дети вставили в него зажженную свечу. [8]
Начиная с пятого века, пол был поднят на пять футов, чтобы оставаться над поднимающейся водой вдоль верхнего побережья Адриатического моря. [ нужна ссылка ]
Архитектура и декор
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Мавзолей имеет крестообразную форму с центральным куполом на подвесках и цилиндрическими сводами над четырьмя трансептами . Внешняя часть купола заключена в квадратную башню, возвышающуюся над остроконечными боковыми крыльями. Кирпичная поверхность уложена узкими растворными швами. [ нужна ссылка ] и украшен слепыми аркадами . Свет проникает сквозь алебастр [ нужна ссылка ] оконные панели.
Иконографическая тематика, развитая в декорациях, представляет собой победу вечной жизни над смертью. [ нужна ссылка ]
Интерьер мавзолея покрыт богатой мозаикой. Внутри находятся два знаменитых мозаичных люнета, а остальная часть интерьера заполнена мозаикой с христианскими и апокалиптическими символами.
Мозаика из стеклянной мозаики покрывает внутренние стены свода, люнеты и купол ; украшения качественные. [1] Над входным порталом находится мозаика, изображающая Христа как Доброго Пастыря среди Своего стада. [1] Цилиндрические своды четырех рукавов крестообразной часовни украшены растительной мозаикой, состоящей из аканта и завитков виноградной лозы . [1] В люнете западного рукава мозаика изображает оленя , приближающегося к источнику, возможно, это отсылка к 42-му псалму , начало которого звучит так: «Как сердце трепещет по потокам вод, так трепещет душа моя по Тебе, Боже». [1] В люнете южного трансепта находится мозаика, изображающая святого-мужчину, несущего крест в сопровождении горящего гриля, и открытый шкаф, содержащий четыре канонических Евангелия, обозначенных именами четырех евангелистов на латыни. [1] Неопознанные фигуры мучеников в белых одеждах украшают люнеты восточного и западного трансептов. [7] Внутренняя часть купола в центре украшена звездным небом с регулярной мозаикой из золотых звезд на темно-синем фоне, с золотым крестом на вершине купола и четырьмя символами Евангелистов (или " живые существа » Откровения 4:7 ) на угловых подвесках . [1] Четыре люнета под куполом, между арками, исходящими из четырех центральных опор , и арками подвесок над ними, украшены мозаикой, каждый из которых изображает двух апостолов с поднятыми в знак одобрения правыми руками, вероятно, направленными на святого-мужчину на мозаике южного трансепта. [1]
Небо со звездами или облаками часто изображалось украшением куполов, апсид, потолков церквей. Базилика ) в Риме Святой Пудентианы ( Санта-Пуденциана , построенная в конце 4-го века, является примером, предшествующим строительству Галлы Плацидии, тогда как более поздние здания в Равенне повторили этот мотив, в том числе часовня Святого Андрея ( capella Sant'Andrea ) в Риме. Архиепископский дворец и ) VI века базилика Святого Аполлинария в Классе ( Sant'Apollinare in Classe . [10]
Мозаика северного входа - Добрый пастырь
[ редактировать ]Фигура Доброго Пастыря и пастырские сцены были знакомы христианской мысли; изображения юноши криофора , несущего на плечах овцу, были известны в древнем мире с VI века до нашей эры и с конца III века нашей эры были приняты в христианское искусство, особенно в погребальном контексте. [11] Пастырь понимался как представитель Христа, как в Иоанна 10 :11-17 и Луки 15 :4-7 . Здесь безбородая фигура пастуха изображена в императорском одеянии, в пурпуре с золотом и с крестообразным посохом вместо обычного пастушьего посоха . [12]
Люнет Христа как Доброго пастыря над северным входом является представителем христианского искусства того периода поздней античности. [ нужна ссылка ] Мозаика представляет собой переходный период между натуралистическими изображениями классического периода истории искусства и стилизованными изображениями средневекового периода. [ нужна ссылка ] Формы по-прежнему имеют трехмерный объем, но штриховка, например, в складках мантии, менее изысканна, чем в прошлом, а фигуры не очень обоснованы. Элементы реализма были принесены в жертву ради акцента на духовных элементах. [ нужна ссылка ] Он держит императорский посох, соединенный с христианским крестом, символизирующим объединение земных и небесных владений. [ нужна ссылка ] .
Люнет южного трансепта - святой-мужчина
[ редактировать ]Историк искусства Джиллиан Маки утверждает, что на этой панели изображен испанский святой Винсент Сарагосский, а не итальянский святой Лаврентий. [13] Маки ссылается на связь Галлы с Испанией; кроме того, святой Винсент погиб мученической смертью, утонув в море, а Галла и ее дети были спасены после кораблекрушения. Панель, по-видимому, является иллюстрацией к стихотворению о святом Винсенте из книги Пруденция V века Passio Sancti Vincentii Martyris. [ нужна ссылка ] . В стихотворении святому Винсенту приказано раскрыть свои священные книги для сожжения. Этим объясняется наличие шкафа с Евангелиями, которому нет удовлетворительного объяснения в истории св. Лаврентия. [13]
Музыкальное объединение
[ редактировать ]Считается, что мавзолей вдохновил американского автора песен Коула Портера на сочинение « Ночи и дня » во время его визита в 1920-е годы. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Лезербери, Шон В. (2018). «Равенна, церкви». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 .
- ^ «Раннехристианские памятники Равенны» . ЮНЕСКО.
- ^ Jump up to: а б Школьник, Эдвард М. (2016). Новое открытие святости в Италии: агиография и позднеантичное прошлое в средневековой Равенне . Спрингер. п. 12. ISBN 978-1-349-93225-2 .
- ^ Оустерхаут, Роберт Г. (2019). Восточная средневековая архитектура: строительные традиции Византии и соседних земель . Издательство Оксфордского университета. стр. 49–51. ISBN 978-0-19-027273-9 .
- ^ Ульрих, Ген (2018). «Гробницы и мавзолеи». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Натан, Джеффри (2018). «Галла Плацидия, Элия (ок. 388–450)». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 .
- ^ Jump up to: а б Школьник, Эдвард М. (2016). Открытие заново святости в Италии: агиография и позднеантичное прошлое в средневековой Равенне . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 8. ISBN 978-1-349-93225-2 . OCLC 957739290 .
- ^ Норидж, Джон Юлиус (1989), Византия: Ранние века , Guild Publishing, стр. 151н
- ^ «Мавзолей Галлы Плацидии» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ Котула, Димитра (2018). "Небо". Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 .
- ^ Ген, Ульрих (2018). «Добрый пастырь». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN 978-0-19-866277-8 .
- ^ Каждан, Александр; Паттерсон Шевченко, Нэнси (1991). «Добрый пастырь». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 . ISBN 978-0-19-504652-6 .
- ^ Jump up to: а б Маки, Джиллиан (1990). «Новый свет на так называемую панель Святого Лаврентия в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна». Геста . 29 (1): 54–60. дои : 10.2307/767100 . ISSN 0016-920X . JSTOR 767100 .
- ^ Аннелиза Фрейзенбрух, Жены Цезаря: Секс, власть и политика в Римской империи , Нью-Йорк: Свободная пресса, 2010, с. 232.
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Мавзолей Галлы Плацидии. Викискладе есть
- Мавзолей Галлы Плацидии
- Здания и сооружения, построенные в V веке.
- Мавзолеи в Италии
- Кладбищенское искусство
- Палеохристианская архитектура Равенны
- Византийская сакральная архитектура
- Христианские здания и сооружения в Римской империи
- Христианские организации, основанные в V веке.
- Туристические достопримечательности Эмилии-Романьи
- Раннехристианское искусство