Мать стояла (арт)

Stabat Mater ( лат . «мать стояла») — композиционная форма распятия Иисуса в искусстве, изображающая Деву Марию под крестом во время распятия Христа рядом с апостолом Иоанном .

Это обычное явление в группах скульптур на ширме и в картинах. На больших висящих распятиях Мария и Иоанн могут быть изображены в меньшем масштабе рядом с туловищем Христа.
Описание
[ редактировать ]На этих изображениях Дева Мария и апостол Иоанн стоят под крестом во время распятия Христа, показаны только эти три фигуры. Мария почти всегда стоит справа от тела своего сына Иисуса на кресте, а Иоанн стоит слева. [1] Он отличается от полностью заполненных сцен Распятия , где может быть значительное количество других фигур, хотя эти три занимают одинаковые позиции. Это контрастирует с изображениями Обморока Богородицы , где она теряет сознание; это наблюдается только начиная с периода позднего средневековья.
В изображениях Stabat Mater Дева Мария представлена как действующее лицо и зритель в сцене, мистическая эмблема веры в Распятого Спасителя, идеальная фигура одновременно Матери Христа и олицетворенной Церкви. [2]
![]() |
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Библейская ссылка
[ редактировать ]В Евангелии от Иоанна , глава 19:
Теперь стояли у креста Иисуса мать его и сестра матери его Мария, жена Клеопы, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь Свою и стоящего рядом ученика, которого Он любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой! Тогда говорит ученику: се, Мать твоя! И с того часа тот ученик взял ее к себе домой.
— Ин 19, 25–27.
Подобные представления
[ редактировать ]В некоторых изображениях Распятия Христос один в сцене «Христос на Кресте», в то время как в других изображениях рядом с Марией и Иоанном можно увидеть и других людей: кающегося разбойника , нераскаявшегося разбойника , женщин у распятия , Римлянина. солдаты, еврейские лидеры и другие.
Stabat Mater — одно из трех распространенных художественных изображений скорбящей Девы Марии, два других — Mater Dolorosa (Мать Скорби) и Пьета .
В христианской традиции
[ редактировать ]Изображения в целом отражают первые три строки стихотворения « Stabat Mater »: [3]
У Креста она стоит на своем месте,
стояла скорбная Мать и плакала,
близок к Иисусу до последнего.
Эта концепция также присутствует в других дизайнах, например, Чудесной медали и более общем Марианском кресте . Чудотворная медаль работы святой Екатерины Лабуре в XIX веке включает букву М, изображающую Деву Марию под крестом. [4]
Марианский крест также используется в гербе Папы Иоанна Павла II , о котором ватиканская газета L'Osservatore Romano в 1978 году заявила: «Большая и величественная прописная буква М напоминает о присутствии Мадонны под Крестом и Ее исключительное участие в Искуплении ». [5]
Галерея
[ редактировать ]-
Джованни Беллини , 1455 г.
-
Рогир ван дер Вейден , ок. 1460 г.
-
Пьетро Перуджино , ок. 1482
-
Габриэль Вугер , 1868 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Артур де Блес, 2004 Как отличить святых в искусстве по их костюмам, символам и атрибутам. ISBN 1-4179-0870-X стр. 35
- ^ Анна Джеймсон, 2006 Легенды о Мадонне: как они представлены в изобразительном искусстве ISBN 1-4286-3499-1 стр. 37
- ^ Анна Джеймсон, 2006, стр. 38.
- ^ Энн Болл, Энциклопедия католических преданий и практик, 2003 г. ISBN 0-87973-910-X стр. 356
- ^ L'Osservatore Romano , 09.11.1978
См. также
[ редактировать ]
