Посредница
![]() |
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Посредница — титул , данный Марии, матери Иисуса в католицизме . Здесь говорится о заступнической роли Пресвятой Девы Марии как посредника в спасительном искуплении Ее Сына Иисуса Христа и о том, что Он дарует через нее благодать. Посредница — древний титул, который использовался многими святыми, по крайней мере, с V века. Его использование выросло в средние века и достигло своего апогея в трудах святых Луи де Монфора и Альфонса Лигуори в 18 веке. [1]
Общая роль заступницы приписывается Марии в католицизме , восточном православии и восточном православии . [2] и термин «Медиатрица» был применен к ней в догматической конституции Lumen gentium Второго Ватиканского Собора . «Однако это следует понимать так, чтобы это не умаляло и не добавляло ничего к достоинству и действенности Христа, единого Посредника». [3]
Использование титула Посредницы и учения о более высоком уровне святого заступничества Марии (из-за ее особых отношений с сыном Иисусом) отличается от богословских проблем, связанных с утверждением Посредницы всех благодатей как догмы .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Посредница — древний титул. [1] Молитва, приписываемая Ефрему Сирину в IV веке, называет ее «после посредницы ты (Мария) являешься посредницей всего мира». [4] Этот титул также использовался в V веке Василием Селевкийским . К 8 веку титул Посредница нашел широкое распространение, и его использовали Андрей Критский и святой Иоанн Дамаскин . [1]
Эти ранние представления ставят посредничество Марии на более высокий уровень, чем другие формы заступничества святых . Ее положение как матери Иисуса Христа, Искупителя и источника благодати, делает ее выдающейся среди других, кого можно назвать посредниками. [4]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Использование титула Посредницы продолжало расти в средние века, и Бернар Клервоский (12 век), Бонавентура и Бернардино Сиенский (15 век). его часто использовали [1]
В 13 веке святой Фома Аквинский заметил, что только Иисус Христос может быть совершенным посредником между Богом и человечеством. Однако это не мешает другим называться в некотором отношении посредниками между Богом и человеком, поскольку они содействуют и подготавливают союз между Богом и человеком. [5]
То же самое мнение было высказано в XVI веке на Тридентском соборе , который провозгласил, что «святые, царствующие вместе со Христом, возносят свои молитвы Богу за людей; что хорошо и полезно просительно взывать к ним, и прибегать к их молитвам, помощи, (и) помощи для получения благ от Бога, через Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего, который есть наш единственный Искупитель и Спаситель, но что думают нечестиво, отрицающие то святые, наслаждающиеся; вечное счастье на небесах, или которые утверждают, что либо они не молятся за людей, либо что призыв их молиться за каждого из нас даже в отдельности является идолопоклонством; слово Божие; и противоречит чести единого посредника Бога и людей, Христа Иисуса; или что глупо молить, устно или мысленно, тех, кто царствует на небесах». [6]
17–18 вв.
[ редактировать ]Опора на заступничество Марии росла и достигла своего апогея в трудах святых Луи де Монфора и Альфонса Лигуори в 18 веке. [1]
В подходе Луи де Монфора (который позже повлиял на Папу Иоанна Павла II ) подчеркивалось, что Мария — это естественный путь к приближению к Иисусу из-за ее особых отношений с ним. [7] Эта надежда на заступничество Марии основана на общей формуле Монфорта: [8] «…делать все наши действия Марией, с Марией, в Марии и для Марии, чтобы мы могли совершать их еще более совершенно Иисусом, с Иисусом, в Иисусе и для Иисуса…»
В своей книге «Трактат о молитве» Альфонс Лигуори рассмотрел сочинения Фомы Аквинского и Бернара Клервоского о заступничестве святых и роли Марии как Посредницы и решительно поддержал это название. [9] [10]
19–21 века
[ редактировать ]Несколько пап использовали титул Посредница. Лев XIII использовал его в 1896 году, а Пий X — в 1904 году. Это продолжалось и в 20 веке при Бенедикте XV и Пии XI . [1] Однако Пий XII избегал использования этого титула, хотя и призывал полагаться на заступничество Марии. [1]
Папа Иоанн Павел II несколько раз использовал титул Mediatrix и в своей энциклике Redemptoris Mater писал:
«Материнская роль Марии по отношению к людям никоим образом не затмевает и не умаляет уникального посредничества Христа, а, напротив, показывает его силу»: это посредничество во Христе. …Посредничество Марии неразрывно связано с Ее материнством… Благодаря этой полноте благодати и сверхъестественной жизни Она была особенно предрасположена к сотрудничеству со Христом, единственным Посредником человеческого спасения. И такое сотрудничество есть именно это посредничество, подчиненное посредничеству Христа. [11]
В сентябре 2012 года, во время праздника Рождества Богородицы , истец-провидец Эмма де Гузман заявила, что Дева Мария раскрыла свою материнскую роль как «Посредница перед Посредницей», особый титул Марии, который многие филиппинские католики ассоциируют со ссылкой на Богоматерь Посредницу. Всех Милостей . [12]
Богословские вопросы
[ редактировать ]Среди католических богословов бесспорно, что Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человечеством, особенно в спасительной роли искупления, продемонстрированной распятием на Голгофе . [13] Соответственно, слово «посредник» в строгом смысле подходит только Иисусу по отношению к Богу, но в подчиненном смысле христиане осуществляют посредничество, «которое эффективно через, вместе и во Христе. Подчиненный посредник никогда не стоит один, но всегда зависеть от Иисуса». [14]
Что касается Марии, то Катехизис Католической Церкви , цитируя Второй Ватиканский Собор , который в своем документе Lumen gentium называет Марию «Защитницей, Помощницей, Помощницей и Посредницей», говорит:
Вознесенная на небо, она не оставила сего спасительного служения, но своим многообразным ходатайством продолжает приносить нам дары вечного спасения. ...Поэтому Пресвятая Дева призывается в Церкви под титулами Защитницы, Помощницы, Благодетельницы и Посредницы [ Lumen gentium , 62]. Функция Марии как матери мужчин никоим образом не затмевает и не умаляет этого уникального посредничества Христа, а скорее показывает его силу. Но благотворное влияние Пресвятой Девы на людей... вытекает из преизбытка заслуг Христа, покоится на Его посредничестве, целиком зависит от Него и черпает из Него всю свою силу [ Lumen gentium , 60]. Ни одно существо никогда не могло быть причислено к Воплощенному Слову и Искупителю; но как священство Христа по-разному разделяется как Его служителями, так и верными, и как единая благость Божия по-разному излучается среди Его творений, так и уникальное посредничество Искупителя не исключает, а скорее дает подняться к многостороннему сотрудничеству, которое есть не что иное, как участие в этом одном источнике [ Lumen gentium , 62]. [15]
На мариологическом конгрессе, состоявшемся в Ченстохове в августе 1996 года, в ответ на запрос Святого Престола была создана комиссия, которая запросила мнение присутствовавших на конгрессе ученых о возможности определения нового догмата веры. относительно Марии как Коремптрисы, Посредницы и Защитницы. (В последние годы Папа и различные дикастерии Святого Престола получали петиции с просьбой дать такое определение.) Ответ комиссии, намеренно краткий, был единогласным и точным: она обнаружила, что предложенные названия были двусмысленными, поскольку их можно понимать по-разному. [16] Он также посчитал нецелесообразным отказываться от пути, намеченного Вторым Ватиканским собором, и переходить к определению нового догмата. [17]
Посредница всех милостей
[ редактировать ]Идя дальше, чем просто выражение веры в Марию как Посредницу, были внесены предложения объявить Марию Посредницей всех благодатей. Папа Бенедикт XV разрешил епархиям Бельгии отмечать праздник Марии Посредницы всех милостей 31 мая каждого года. [18] В изданиях Римского Миссала, выпущенных с этой даты до 1961 года, Месса Марии Посредницы Всех Благодатей находилась в приложении Missae pro aliquibus locis («Мессы для некоторых мест»), но не в общем календаре для использования везде, где Римский обряд. отмечается . [19] Другими мессами, разрешенными для совершения в разных местах в тот же день, были мессы Пресвятой Девы Марии, Царицы Всех Святых, Матери Справедливой Любви и Богоматери Святейшего Сердца Иисуса . Бельгийское празднование теперь заменено факультативным поминовением 31 августа Девы Марии Посредницы. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Антуан Начеф (1 сентября 2000 г.) Папа Марии: Иоанн Павел II, Мария и церковь ISBN 1-58051077-9 стр. 179–80.
- ^ МакГуркин, Джон Энтони 2011. Энциклопедия восточного православного христианства , ISBN 1-40518539-2 стр. 597
- ↑ Второй Ватиканский собор, Lumen gentium , §62, 21 ноября 1964 г.
- ^ Jump up to: а б Марк Миравалле, 1993, Знакомство с Мэри , издательство Queenship Publishing. ISBN 978-1-882972-06-7 , с. 104
- ^ Фома Аквинский, Сумма, III, 26,1 , Новое пришествие.
- ^ Тридентский совет, XXV сессия , Университет Ганновера.
- ^ Марк Мираваль, 1993, Знакомство с Мэри , Queenship Publishing ISBN 978-1-882972-06-7 , с. 156
- ^ Марк Мираваль, 1993, Знакомство с Мэри, Queenship Publishing ISBN 978-1-882972-06-7 с. 175
- ↑ Святой Альфонс Лигуори (7 июня 2009 г.) Трактат о молитве ISBN 0-98199010-X с. 26
- ^ Пол Хаффнер (2004) Тайна Марии ISBN 0-85244650-0 стр. 260
- ^ Энциклика Папы Иоанна Павла II Redemptoris Mater , Часть III, «Материнское посредничество» О Пресвятой Деве Марии в жизни Паломнической церкви.
- ^ Кастро, Джун Кейтли. «Вести от мамы Марии» , Inquirer.
- ^ 1 Тимофею 2:5.
- ^ Покровство святых
- ^ Катехизис Католической церкви, 969–970 гг.
- ^ "Декларация Теологической комиссии Папской Международной Марианской Академии", L'Osservatore Romano
- ↑ L'Osservatore Romano , Еженедельник на английском языке , 25 июня 1997 г., стр.10.
- ^ Марк Миравалле, 2008, Мариология: Руководство для священников, дьяконов, семинаристов и посвященных людей , Queenship Publishing ISBN 1-57918-355-7 стр. 448
- ^ См., например, печать 1957 года и печать конца 1920-х годов. Архивировано 1 марта 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Франкоязычный литургический календарь 2010-2011 гг.