Дева Милосердия
Дева Милосердия | |
---|---|
Мать милосердия Мадонна Милосердия, Богоматерь Милосердия | |
Почитается в | Костел |
Праздник | 24 сентября |
Атрибуты | Дева Мария , покровительственная мантия |
Покровительство | Барселона , Доминиканская Республика , Куба , Паита |
Дева Милосердия — сюжет христианского искусства , изображающий группу людей, укрывающихся от защиты под распростёртым плащом или паллием Девы Марии . Он был особенно популярен в Италии с 13 по 16 века, часто как специализированная форма вотивного портрета ; он также встречается в других странах и более позднем искусстве, особенно в Испании и Латинской Америке.
Обычно Богородица стоит одна, хотя, если плащ держат ангелы, она может держать младенца Христа. Обычно она примерно в два раза больше других фигур. Люди, находящиеся в укрытии, обычно стоят на коленях и по необходимости показаны обычно в гораздо меньшем масштабе. Они могут представлять всех членов христианского общества с королевскими коронами, митрами и папской тиарой в первых рядах или представлять местное население. Сюжет часто заказывали определенные группы, такие как семьи, братства, гильдии, монастыри или аббатства, а затем фигуры представляют эти конкретные группы, о чем свидетельствует их одежда или отдельные портреты 15 века. Иногда сверху падают стрелы, которым плащ не позволяет достичь людей. [1]
Другие языки
[ редактировать ]На итальянском языке она известна как Мадонна делла Мизерикордия ( Мадонна Милосердия ) , на немецком языке как Schutzmantelmadonna (Мадонна в плаще), на испанском языке как Вирхен де ла Мерсед или Нуэстра Сеньора де ла Мизерикордия ( Дева Милосердия), на французском языке как Нотр-Дам де ла Мерси ( Богоматерь Милосердия), по-польски как Матка Божа Милосердзия ( Богородица Милосердия), по-португальски как Nossa Senhora das Mercês , по-каталонски как Mare de Déu de la Mercè и по-гречески как Παναγιά του ἐλέους .
Изобразительная традиция в христианском искусстве
[ редактировать ]Вероятно, самая старая известная версия — это небольшая панель Дуччо ок. 1280 год, с тремя монахами-францисканцами под плащом, в Пинакотеке в Сиене . Вот Богородица сидит, только одна сторона плаща вытянута, а другой рукой Богородица держит на коленях своего ребенка.
Миниатюра ок. 1274 год из Армянского королевства Киликия также демонстрирует вариант мотива, как и картины 13-го века на Кипре , такие как икона в Византийском музее во дворце архиепископа в Никосии . [2]
Общим фактором между всеми ними является влияние и присутствие западных нищенствующих орденов, особенно францисканцев, которые, по-видимому, сыграли важную роль в распространении этой формы иконографии . [3]
Непосредственным источником вдохновения для создания иконографии послужило видение, описанное в Dialogus Miraculorum цистерцианца , Цезаря Гейстербахского которое широко распространялось примерно с 1230 года. [4] Кроме того, истоки изображения могут быть связаны с ритуалами и видением или чудом, связанным со знаменитой иконой во Влахернской церкви в Константинополе . [5]
Это породило в Византийском обряде ( Восточно-православной и Восточно-католической церквях ) Покровские иконы изображение не встречается , хотя в византийском искусстве . В Покровских иконах мысль аналогична, но образ обычно менее буквален – покров, которым Богородица защищает человечество, мал и держится либо в Ее руках, либо в двух ангелах. [6] хотя западная версия с более крупным плащом встречается в некоторых восточно-православных иконах, что является одной из многих западных иконографических особенностей, которые проникли в православное искусство, будь то на Кипре во времена крестоносцев. [7] или Восточная Европа XVI века.
Изображение также хорошо сочетается со словами древнего гимна Sub tuum praesidium , составленного, вероятно, в III веке и использовавшегося в большинстве дореформационных храмов как Западной, так и Восточной церквей.
Обычно образ, будь то скульптура или живопись, стоит сам по себе. Тем не менее, в самом известном примере, алтаре Мадонны делла Мизерикордия (1445–1462) в Сансеполькро работы Пьеро делла Франческа , предметом является центральная панель большого алтаря с меньшим Распятием над ним и многими другими панелями.
Изображение вызвало особую насмешку со стороны Мартина Лютера , который сравнил его с «курицей с цыплятами». [8]
В испанской «Мадонне мореплавателей» 1530-х годов, где укрытыми являются группы, связанные с испанскими путешествиями в Новый Свет , включая коренные народы Америки, группа показана над панорамой кораблей, стоящих на стоянке в гавани.
В Германии в средние века использовалось почти идентичное изображение Святой Урсулы , обычно держащей в руках свой атрибут стрелы, чтобы избежать путаницы. [9]
В этой изобразительной традиции иконография «Дела милосердия» иногда отсылает к Деве Милосердия, например, Караваджо в его огромной картине в Неаполе , потому что в 1606/07 году она была заказана для церкви Конфратерниты дель Пио Монте делла Мизерикордия. . [10]
Почитание
[ редактировать ]Литургический праздник Божией Матери Милосердия . отмечается ежегодно по римскому календарю сентября 24 общему
Богоматерь Милосердия является сопокровительницей, наряду со святым Марком , Римско-католической епархии Венеции во Флориде. [11]
Церкви, посвященные ей, включают собор Гуасдуалито в Венесуэле и Национальную святыню Ла-Вирхен-де-лас-Мерседес, также известную как «Эль-Санто-Серро» в Ла-Веге, Доминиканская Республика . [12]
Другие контексты
[ редактировать ]Термин «Богоматерь Милосердия» встречается и в ряде других контекстов, не связанных напрямую с изображением. Это распространенный перевод Елеусского иконы Богородицы с Младенцем типа.
Дева Милосердия является покровительницей Барселоны, ее ежегодно отмечают на недельном фестивале La Mercè , но эта роль не особо ассоциируется с этим типом изображения. Орден Пресвятой Девы Марии Милосердия , основанный также в Барселоне в 1218 году святым Петром Ноласко , использовал этот образ, но не особо с ним связан.
В Сантерии Дева Милосердия синкретизируется с Обаталой .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Холл, 222.
- ^ Эванс, стр. 60–61 (с иллюстрацией), 461; Миниатюрная живопись в Армянском Киликийском королевстве с двенадцатого по четырнадцатый век , Сирарпи Дер Нерсесян, Сильвия Агемян, Аннемари Вейл Карр, Думбартон Оукс, с. 159, 1993, ISBN 0-88402-202-1 . Южногерманская чаша также может быть старше, см. Василаке, 307, примечание 17.
- ^ Эванс, с. 460.
- ^ Воображение детства: темы в образах детства , Эрика Ленгмюр, стр.237, примечание 56, издательство Йельского университета, 2006, ISBN 0-300-10131-7
- ^ Василаке, 308.
- ^ Нил К. Моран; Певцы в поздневизантийской и славянской живописи , стр.126ff, BRILL, 1986, ISBN 90-04-07809-6
- ^ Василаке, 307 и далее; Украинский пример 17 века
- ^ Холл, 305.
- ^ Три примера см. в примечании к категории Commons.
- ^ Бюрен 2017, стр. 67 и 75.
- ^ «Наш епархиальный герб» . Венецианская епархия . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ «Санто-Серро | Ла-Вега, Доминиканская Республика» . www.Connectate.com.do (на европейском испанском языке) . Проверено 30 октября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эванс, Хелен К. (редактор), 2004. Византия, вера и сила (1261–1557) , Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета, ISBN 1588391140 .
- Холл, Джеймс, 1983. История идей и образов в итальянском искусстве , Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4 .
- Ральф ван Бюрен , « Семь произведений милосердия Караваджо в Неаполе: актуальность истории искусства для культурной журналистики », в книге «Церковь, коммуникация и культура 2» (2017), стр. 63–87.
- Василаке, Мария. Образы Божией Матери: Представления о Богородице в Византии , Ashgate Publishing, 2005, ISBN 0-7546-3603-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Богоматерью Милосердия, на Викискладе?