Обатала
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Обатала | |
---|---|
Творение (особенно люди) и небо | |
Член Ориши | |
Другие имена | Обатала или Обатала; (обатааша) Очала или Ошала; и отель или отель |
Почитается в | Религия йоруба |
Цвет | Белый |
Область | Йорубаленд , Латинская Америка |
Этническая группа | Йоруба |
Генеалогия | |
Супруг | Йемово (Иле-Ифе, современная Нигерия); Йемайя (Америка) |
Потомство | Олоджа из Ирандже-Идиты, Олуфон, Обалесун, Обалеле, Огиян (из Эджигбо), Акалако или Апетумоду (из Ипетумоду) и многие другие. |
Обатала - ориша в религии йоруба, которому, как полагают, было поручено создать Землю, но он не справился с этой задачей, напившись пальмового вина , и его уступил его младший брат Одудува . Вместо этого ему поручили создавать людей. Это было санкционировано его отцом Олодумаре , который дал Обатале имя скульптора человечества. [1]
«Теперь Олодумаре [высшее существо] однажды призвал Обаталу и сказал ему, что хотел бы, чтобы он помог в создании людей, которые будут жить в мире, который он собирался создать. Это потому, что, как он (Олодумаре) сказал далее, он будет не похоже на мир, который он планировал создать, чтобы существовать без людей». [1]
Обатала работал над своей задачей при помощи Осуна . Считается, что ему удалось создать людей из воды и глины, но на этапе творения он опьянел пальмовым вином из-за жажды. Это заставило его создать людей с ограниченными возможностями. Когда он протрезвел и увидел свою ошибку, он поклялся никогда больше не пить и заново открыл себя как «Великого Белого Бога», защитника людей с ограниченными возможностями. Благодаря этому переосмыслению он получил власть над людьми. [ нужна ссылка ]
Согласно устным традициям Ифе, смертный Обатала был основателем и королем Ифе в классический период его существования. Его положение как короля было оспорено Одудувой, который на короткое время взял на себя руководство городом. Однако Обатала смог выйти победителем в состязании, что привело к убийству его соперника Одудувы и возвращению его трона. [2]
Хотя в пантеоне йоруба существует Обатала, понимание качеств бога Обатала было слито с человеческим Обаталой, который правил в Ифе после его посмертного обожествления . Таким образом, человек Обатала, который был королем Ифе, был принят в пантеон йоруба как аспект изначального божества с тем же именем. [ нужна ссылка ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно мифологии йоруба, Обатала — один из старейших ориша, которому было даровано право создать Землю. Из-за того, что Обатала был пьян, Одудува воспользовался этой возможностью, чтобы показать отцу свою ценность. Он взял сумку, которую Олодумаре дал Обатале, чтобы помочь ему в творении, и использовал ее, чтобы создать землю в первобытном океане. Одудува проделал такую большую работу, что Олодумаре даровал ему титул «Бога Земли». [3]
Затем Обатала получил задание создать людей. Для этого задания он взял «длинную золотую цепочку, раковину улитки, наполненную песком, белую курицу, черную кошку и пальмовый орех». [4] и спустился до конца цепи.
Он выпустил белую курицу, которая рассыпала песок из раковины в океан, образовав горы и долины. Он также посадил пальмовый орех, чтобы создать лес.
Удовлетворившись тем, что он создал, он начал лепить из глины людей. Во время этого творческого прогресса он пил большое количество пальмового вина, созданного из пальмово-орехового леса, что заставляло его в пьяном состоянии создавать деформированные фигуры.
Когда он протрезвел и осознал, что натворил, он поклялся никогда больше не пить и защищать людей с ограниченными возможностями.
После того, как он успешно создал фигурки людей, им дали ас , медный нож и деревянную мотыгу. Они смогли процветать.
В Африке
[ редактировать ]Изначальная Обатала
[ редактировать ]Согласно принципам религии йоруба , Обатала является одним из старейших из всех ориша, и ему было даровано право создавать Землю. Традиция гласит, что прежде чем он смог вернуться на небеса и отчитаться перед Олодумаре, Одудува узурпировал его ответственность (из-за того, что Обатала в то время был пьян). Он взял сумку, которую Олодумаре дал Обатале, чтобы помочь ему в творении, и использовал ее, чтобы создать землю в первобытном океане. Между двумя братьями и сестрами завязалась великая вражда. Однако оценка традиционной религии йоруба показывает, что каждое из 201 божества, по мнению их потомков и приверженцев, осуществило сотворение земли. [5] Это предполагает, что начало мира - это аспект космогенеза йоруба, связанный с многочисленными божествами в пантеонах йоруба за пределами Обаталы или Одудувы.
Смертный Обатала
[ редактировать ]Оба Обатала был основателем и королем Иль-Ифе , отсюда и название Олуфе. Его правление было нарушено узурпацией во главе с Одудувой и его сторонниками, такими как Обамери, Обадио, Алоран, Эджио и Апата. Однако Обатала смог облегчить смерть Одудувы и вернуть себе трон в качестве короля Иль-Ифе с помощью своей базы поддержки, состоящей из Олуорогбо, Орунмилы, Акире, Обалуфона Огбогбоинрина (Обамакина), Ова Иларе и многих других. Это повторяется каждый год на фестивале Обатала в Ифе и обрядах коронации Уни, которые указывают на владение Обаталой короной, троном и властью. [6] В конечном итоге, после войны между Обаталой, с одной стороны, и Одудувой, с другой, последний проиграл, и его база поддержки распалась, что привело к ротации правления между линиями Обаталы и Обалуфона Огбогбодинрина (Обамакина), который стал его преемником. Так продолжалось до тех пор, пока переворот, проведенный Ладжамисаном, потомком Оранфе, не разрушил правящую структуру. [7]
В Америке
[ редактировать ]Сантерия
[ редактировать ]Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Обатала — старейшее « ориша фунфун» («белое божество»), обозначающее чистоту, как физическую, так и символическую, как и «свет» сознания. В Сантерии Обатала синкретизируется с Богоматерью Милосердия и Иисусом из Назарета . Говорят, что в Обатале одинаковое количество мужских путей и женских путей, но чаще венчают женщин частично, потому что мужчины традиционно коронуются в Ифа во многих линиях передачи.
Кандомбле
[ редактировать ]В Кандомбле Ошала (Обатала) была синкретизирована с Богом Бонфимским; в этой роли он является покровителем Баии. Широкое использование белой одежды, связанное с поклонением Ошале, стало символом Кандомбле в целом. [8] Пятница – день, посвященный поклонению Ошале. Большой синкретический религиозный праздник Festa do Bonfim в январе в Сальвадоре отмечает как Оксалу, так и нашего Господа Бонфима; оно включает в себя омовение ступеней церкви специальной водой, приготовленной на основе цветов.
Улитки
[ редактировать ]Улитка Achatina fulica используется в религиозных целях в Бразилии в качестве подношения Обатале. Она рассматривается как заменитель африканской гигантской улитки ( Archachatina Marginata ), которая используется в Йорубаленде, поскольку они известны под одним и тем же именем ( Игбин , также известный как Иби ) как в Бразилии, так и в Йорубаленде. [9]
Подношения и ритуалы
[ редактировать ]Что касается подношений ориша, ориша-женщины (Иабас) «едят» животных-самок, а Ориша-мужчины (Борос) «едят» животных-самцов. Однако Обатала - единственный ориша мужского пола, который «ест» в кругу Иабас, принимая таким образом жертвоприношения животных женского пола в свою честь. Бастида, [10] прокомментировал андрогинные характеристики Обаталы как объяснение того, почему этот ориша принимает животных женского пола в качестве подношений. Однако, по мнению некоторых жрецов, Обатала не имеет пола, поскольку, согласно мифам, он является Отцом Творения. Таким образом, Обатала является эквивалентом Бога в католическом синкретизме, который также не имеет определенного пола. [9]
В отличие от других Ориша, Обатала принимает подношения только с медом , так как не любит масло денде . [9]
Как и любой другой Ориша, Обатала не ест подношение сам, а потребляет энергию подношения, или Аксе . Выражение «есть» используется как символ духовной формы питания. Ориша не «спускаются» с духовной равнины, чтобы съесть (в буквальном смысле) предложенное животное. [9]
Традиционно для жертвоприношений Обатале, считающейся ориша-фунфун (буквально «белый ориша»), животные или их части должны быть полностью белыми, как, например, белая кровь моллюска по имени Игбин ( Achatina fulica ). [9]
Орики (хвалебные имена)
[ редактировать ]- Олува Айе - Повелитель Земли
- Алабаше – Обладающий божественной властью.
- Баба Аруга - Старый Мастер или Отец
- Баба Арайе – Мастер или Отец всех людей
- Оришанла (также пишется Оришайнла или Ошанла) - верховное божество.
- Олуфе - Король Ифе или Лорд Ифе
- Осеремагбо – король земледелия
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Идову, Э. Боладжи: Олодумаре: Бог в верованиях йоруба , Лондон, 1962.
- Элебуибон, Йеми : Приключения Обаталы, Pt. 2 .
- Ланге, Дирк: «Умирающий и восходящий Бог на новогоднем фестивале Ифе», в: Ланге, Древние королевства Западной Африки , Деттельбах, 2004, стр. 343–376.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пробст, Питер (2011). Осогбо и искусство наследия . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 17. ISBN 978-0-253-22295-4 .
- ^ Древний Иль-Ифе: еще одна культурно-историческая реинтерпретация Аде Обаеми
- ^ «ОБАТАЛА — Бог чистоты йоруба (мифология йоруба)» . Godchecker — ваш путеводитель по богам . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ «Сотворение йоруба» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Ивори Медзи» в оригинальном Major Odu Ifa Ile Ife, том 1, авторы Ологундуду, А., и Аворени, А.
- ^ NAI CSO 26/3, файл 29829, Отчет о местной организации округа Ифе - провинция Ойо, автор Дж. А. Маккензи.
- ^ Голос Африки Лео Фробениуса
- ^ ван де Порт, Маттейс (2015). «Байский белый: распространение образов Кандомбле в общественной сфере Баии». Материальная религия . 3 (2): 242–274. дои : 10.2752/175183407X219769 . ISSN 1743-2200 . S2CID 218836534 .
- ^ Jump up to: а б с д и Лео Нето, Нивальдо А.; Брукс, Шэрон Э.; Алвес, Ромуло Р.Н. (26 августа 2009 г.). «От Эшу до Обаталы: животные, используемые в жертвенных ритуалах в Кандомбле «террейрос» в Бразилии» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 5 (1): 23. дои : 10.1186/1746-4269-5-23 . ISSN 1746-4269 . ПМК 2739163 . ПМИД 19709402 . Текст был скопирован из этого источника, доступного по лицензии Creative Commons Attribution 2.0 (CC BY 2.0) .
- ^ Рито Наго ufrj.br