История народа йоруба
![]() | Примеры и точки зрения в этой статье могут не включать все важные точки зрения . ( Октябрь 2020 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |
Часть серии о | ||||||||||||||||||
История Нигерии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||
Хронология | ||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||
По штату | ||||||||||||||||||
См. также | ||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||
Документированная история начинается, когда Ораньян стал править империей Ойо , которая стала доминирующей в начале 17 века. Старые традиции ранее господствовавшего королевства Иль-Ифе в основном носят устный характер .
До Империи Ойо
[ редактировать ]История народа йоруба начинается в Иль-Ифе (Империя Ифе) . Это королевство было основано божеством Одудувой , которое, как полагают, создало мир. Одудува был первым божественным королем народа йоруба. Говорят, что народ йоруба верит, что их цивилизация зародилась в Иль-Ифе, где боги спустились на землю. [1]
Этническая группа стала популярной на международном уровне благодаря торговле с португальцами, которые давали им оружие для торговли. Йоруба подверглись вторжению фулани в начале 1800-х годов, что вытеснило людей на юг. В конце 1800-х годов они заключили договор с Британской империей и были колонизированы Великобританией, начиная с 1901 года. [2]
Люди, жившие в Йорубаленде , по крайней мере, к седьмому веку до нашей эры , изначально не были известны как йоруба , хотя они имели общую этническую и языковую группу. Исторические йоруба возникли in situ из более ранних (мезолитических) популяций Вольта-Нигера к 1-му тысячелетию до нашей эры. [3]
Археологически поселение в Иль-Ифе можно датировать примерно 10-6 веками до нашей эры, а городские постройки появились в 4-7 веках. «Между 700 и 900 годами нашей эры город начал развиваться как крупный художественный центр». А «к 12 веку художники Ифе создавали роскошные и религиозные скульптуры из бронзы, камня и терракоты». Фаза Иль-Ифе до возвышения Ойо, ок. 1100–1600 годы иногда называют «золотым веком» Илье-Ифе. [4]
Это Империя
[ редактировать ]Между 1600 и 1800 годами нашей эры Ифе была превзойдена Империей Ойо как доминирующая военная и политическая держава йоруба. Соседняя Бенинская империя также была мощной силой между 1300 и 1850 годами.
Ойо развился в 17 веке и стал одним из крупнейших королевств йоруба, в то время как Иле-Ифе оставался религиозно значимым соперником его власти на месте божественного сотворения земли в мифологии йоруба. После вознесения Одудувы в Иль-Ифе у него родился сын. Этот сын позже стал первым правителем империи Ойо. [5]
Королевство Ойо подчинило себе королевство Дагомея . Он торговал с европейскими купцами на побережье через Аджасе. Богатство империи росло, увеличивалось и богатство ее политического лидера. Такое положение дел продолжалось до тех пор, пока Оба Абиодун, последний великий правитель Ойо, не вовлек своих противников в ожесточенную гражданскую войну, которая оказала разрушительное воздействие на экономическое развитие и торговлю с европейскими купцами. Вскоре после этого произошло падение королевства, поскольку Абиодуна мало что заботило, кроме демонстрации королевского богатства. Империя Ойо распалась к 1830-м годам. [6]
Как и сам Ойо, большинство окружающих городов-государств контролировались Обасом , избранными жреческими монархами, и советами, состоявшими из Олойев , признанных лидеров королевского, благородного и часто даже простого происхождения, которые присоединялись к ним в управлении королевствами через ряд гильдий и культов. В разных штатах наблюдалось разное соотношение власти между королевской властью и советом вождей. В некоторых, таких как Ойо , были могущественные, автократические монархи с почти полным контролем, в то время как в других, таких как города-государства Иджебу , сенаторские советы были высшими, а Оба служила своего рода номинальным главой.
Однако во всех случаях монархи йоруба подвергались постоянному одобрению своих избирателей в рамках политики и могли быть легко вынуждены отречься от престола за демонстрацию диктаторских тенденций или некомпетентности. Приказ освободить трон обычно передавался посредством ароко или символического послания, которое обычно принимало форму попугаев , доставленных Олойе в закрытой чаше из калебаса.
Современная история
[ редактировать ]
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Йоруба в конечном итоге основали федерацию городов-государств под политическим господством города-государства Ойо , расположенного на северной окраине Йорубаленда на равнинах саванны между лесами нынешней юго-западной Нигерии и рекой Нигер .
После джихада под руководством Усмана Дана Фодио и быстрой консолидации городов-государств хауса на территории современной северной Нигерии халифат Фулани Сокото вторгся и аннексировал буферное королевство Нупе . Затем он начал продвигаться на юг, в земли ойо. Вскоре после этого его армии захватили военную столицу йоруба Илорин , а затем разграбили и разрушили Ойо-Иле, королевскую резиденцию Империи Ойо .
После этого Ойо-Иле был оставлен, и Ойо отступили на юг, к нынешнему городу Ойо (ранее известному как «Аго д'ойо» или «Ойо Атиба») в лесном районе, где кавалерии Сокотоского халифата было меньше эффективен. Дальнейшие попытки халифата Сокото расшириться на юг были пресечены йоруба, сплотившимися для защиты под военным руководством восходящего клана Ибадан , выросшего из старой империи Ойо , и городов-государств Иджебу.
Однако гегемонии Ойо был нанесен смертельный удар. Другие города-государства йоруба вырвались из-под господства Ойо и впоследствии были втянуты в серию междоусобных конфликтов, которые вскоре переросли в полномасштабную гражданскую войну . Эти события значительно ослабили южных йоруба, поскольку правительство Нигерии использовало жесткие методы, чтобы положить конец гражданской войне. В 1960 году Большой Йорубаленд был включен в состав Федеративной Республики Нигерия. [7] Исторические записи йоруба, которые стали более доступными в девятнадцатом веке с более постоянным прибытием европейцев, рассказывают о тяжелых джихадовых набегах конных воинов фулани с севера, а также о эндемических межгородских войнах среди самих йоруба. Тем не менее , археологических свидетельств величия их древней цивилизации в форме, среди прочего, впечатляющих архитектурных достижений, таких как Эредо Сунгбо , которым уже несколько столетий, предостаточно. [8]
Крупные города и диаспора
[ редактировать ]Многие народы йоруба организуются в деревни, поселки и города в форме королевств. Крупнейшие города включают Иле-Ифе , Ойо , Ила-Орангун , Эко ( Лагос ), Абеокуту , Ипокию , Ибадан , Иджебу-Оде , Иво , Акуре и т. д. Некоторые города народа йоруба в совокупности считаются кланами из-за сходство в их происхождении и культуре. Несколько других городов, хотя и не принадлежащих к йоруба, исторически находились под влиянием йоруба. Это города Варри , Бенин-Сити , Окене и Аучи . [9]
Диаспора йоруба состоит из двух основных групп. В первую входят недавние иммигранты, переехавшие в США и Великобританию после политических и экономических изменений 1960-х и 1980-х годов. Вторая группа намного старше и состоит из потомков похищенных йоруба, прибывших в качестве рабов в такие страны, как США, Куба, Тринидад, Бразилия, Гренада и другие страны Карибского бассейна и Южной Америки в 19 веке.
Как и в случае с самим Йорубалендом, многие люди, принадлежащие к диаспоре йоруба, являются мусульманами или христианами. [10] Однако традиционное поклонение йоруба остается влиятельным в общинах диаспоры.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Иле-Ифе, Нигерия (ок. 500 г. до н.э.) | Черное прошлое: помнить и исправлять» . blackpast.org . 16 марта 2011 года . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ «Народ йоруба в Нигерии - история и культура народа йоруба» . Путеводитель по туризму, местной культуре и инвестициям в Нигерии . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Зербо, Дж.КИ (1981). «Всеобщая история Африки, I: Методология и предыстория Африки» . unesdoc.unesco.org . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Иле-Ифе, Нигерия (ок. 500 г. до н.э.) | Черное прошлое: помнить и исправлять» . blackpast.org . 16 марта 2011 года . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Закон, Робин (1984). «Насколько традиционна наша традиционная история? Случай Сэмюэля Джонсона и запись устной традиции йоруба» . История в Африке . 11 : 195–221. дои : 10.2307/3171634 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171634 . S2CID 165444099 .
- ^ «Империя Ойо | историческое королевство в Западной Африке» . Британская энциклопедия . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Гат, Азар. «Война в человеческой цивилизации» Oxford University Press, 2006, стр. 275.
- ^ Гат, Азар. «Война в человеческой цивилизации» Oxford University Press, 2006, стр. 275.
- ^ «Города народа йоруба - потомок экимогунов, Великобритания и Северная Ирландия» . Потомок экимогуна Великобритания и Северная Ирландия . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Нольте, М. Инса; Анкарно, Клайд; Джонс, Ребекка (апрель 2018 г.). «Межрелигиозные отношения в Йорубаленде, Нигерия: корпусные методы и данные антропологического исследования» . Корпора . 13 (1): 27–64. дои : 10.3366/кор.2018.0135 . ISSN 1749-5032 .
Библиография
[ редактировать ]- Адебайо Кайоде "После Одудувы"???
- Акинтойе, Стивен Адебанджи: История народа йоруба , Дакар,
- Идову, Боладжи Э.: «Олодумаре: Бог в верованиях йоруба», Вазобия, Нью-Йорк, 1994 г. ISBN 1-886832-00-5 .
- Идову, Боладжи : Олодумаре: Бог в верованиях йоруба , Лондон, 1962.
- Джонсон, Сэмюэл: История йоруба , Лондон, 1921.
- Лукас, Джонатан Олумиде «Религия йоруба», Лагос
- Ло, Робин: Империя Ойо, ок. 1600 – ок. 1836 г. , Оксфорд, 1977 г.
- Смит, Роберт: Королевства йоруба , 1-е изд. 1969, 3-е изд. Лондон 1988.