Jump to content

Свинья

(Перенаправлено с Геледе )
Маска геледе народа йоруба в Нигерии. Хранится в Бирмингемском художественном музее.
Суставная маска для тела
Шарнирная маска, Афро-бразильский музей, Сан-Паулу.

Зрелище Гулду йоруба чтобы — это публичное представление красочных масок, сочетающее в себе искусство и ритуальный танец, развлекать, обучать и вдохновлять на поклонение. [ 1 ] Геледе прославляет «Матерей» ( авон ия ва ), группу, в которую входят женщины-предки и божества, а также пожилые женщины сообщества, а также власть и духовные способности, которыми эти женщины обладают в обществе. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Сосредоточение внимания не только на рождаемости и материнстве, но и на правильном социальном поведении в обществе йоруба. [ 1 ]

Статья в контексте веры йоруба

[ редактировать ]

Социальная программа Геледе основана на максиме йоруба Eso l'aye (Мир хрупок). Другими словами, жизнь деликатна, и ее следует проживать с осторожностью и с упором на дипломатию, внимательность, уважение и гармонию. [ 1 ]

Истоки Геледе

[ редактировать ]

Существуют две основные школы мысли о происхождении Геледе: историческая и мифологическая. Историческое происхождение связано с тремя возможными местами: Старым Ойо, Кету и Илоби. Кету, одно из старейших и наиболее сложных представлений Геледе, имеет историю происхождения умирающего короля и двух его сыновей-близнецов, борющихся за трон. Один брат, узнав, что трон ему не достанется, придумал план убить своего близнеца. Когда брат узнал об этом плане, он придумал контрплан, который включал создание маски и импровизированного человека в качестве обмана. Мифологическое происхождение напрямую связано с Ия Нла, или Великой Матерью, и ее связью с материнством и близнецами. [ 1 ]

Большинство мифов о происхождении йоруба можно найти в повествованиях о гадании, известных как Оду Ифа . Всего существует около 256 Оду Ифа, каждый из которых содержит ряд стихотворений, называемых Эсе Ифа. Типичная эсэ ифа — это повествование о человеке или животном, у которого возникла проблема, и о шагах по ее решению. Ан Эсе Ифа объясняет, что происхождение Геледе начинается с Йемоджи , «Матери всех ориса и всех живых существ». Йемоджа не могла иметь детей и обратилась к оракулу Ифа, который посоветовал ей приносить жертвы и танцевать с деревянными изображениями на голове и металлическими браслетами на ногах. После совершения этого ритуала она забеременела. Ее первым ребенком был мальчик по прозвищу «Эфе» (юморист); Маска Эфе подчеркивает песни и шутки из-за личности ее тезки. Вторым ребенком Йемоджи была девочка по прозвищу «Геледе», потому что она, как и ее мать, страдала ожирением. Как и ее мать, Геледе любила танцевать.

После того, как они сами поженились, ни Геледе, ни партнер Эфе не смогли иметь детей. Оракул Ифа предложил им попробовать тот же ритуал, который сработал для их матери. Едва Эфе и Геледе исполнили эти ритуалы — танцы с деревянными изображениями на головах и металлическими браслетами на ногах — у них начали рождаться дети. Эти ритуалы превратились в танец в масках Геледе и были увековечены потомками Эфе и Геледе. [ 1 ]

Это повествование — одна из многих историй, объясняющих происхождение Геледе. Другая теория утверждает, что начало Геледе могло быть связано с переходом от матриархального общества к патриархальному . [ 1 ]

Общество Геледе

[ редактировать ]

Фестиваль Геледе способствует социальной гармонии, благодаря чему в обществе участвуют как мужчины, так и женщины. Благодаря связи с Ия Нла , или Великой Матерью, общество Геледе насчитывает большое количество женщин. Частично это связано с материнством и матерями, но также и с верой в то, что участие в этом обществе способствует фертильности женщин. Участие мужчин в маскарадных представлениях также связано, поскольку участие в представлениях также может повысить рождаемость. Хотя мужчины не так озабочены этим вопросом, как женщины, из-за характера общества йоруба и роли женщин в нем. [ 1 ]

Чтобы иметь возможность проводить различные мероприятия в рамках фестиваля Геледе, общество Геледе назначает должностных лиц, группы и специалистов для наблюдения за различными аспектами жизни общества. Хотя названия этих различных групп и людей различаются от сообщества к сообществу, наиболее распространенными являются следующие:

Ияласе, Верховная Жрица, что означает «мать святыни». [ 1 ] является главой общества Геледе. Она является основным лицом общения между Ия Нла, сообществом и Обществом Гельде. Основная функция Ияласе, помимо средств связи, - отвечать за святилище Геледе, Асэ, куда ей единственной разрешено входить.

Бабаласе, главный жрец, что означает «отец святыни». [ 1 ] является мужским эквивалентом Ияласе. Его основная функция в обществе Геледе — организация мероприятий фестиваля Геледе. Помимо того, что он является организатором мероприятий Геледе, он является официальным хранителем головных уборов и костюмов Геледе. В самых общих чертах Бабаласе — это помощник Ияласе, назначаемый только с одобрения Ия Нла и могущественных матерей.

Аборе, или мужчина-жрец, — это старший чиновник-мужчина, который помогает людям, ищущим благосклонности от адже для своих ритуалов. В некоторых общинах это положение передается по наследству и требует обширных знаний о ритуалах и поклонении в обществе йоруба.

Элефе, или Юморист, — человек, носящий маску Эфе на фестивале Геледе. Его работа — молиться за благополучие общества и пропагандировать асоциальное поведение, а также быть голосом сообщества. Говорить и делать вещи, которые вне этого человека были бы социально неприемлемы. Обычно играет мужчина средних лет или старше, важно, чтобы он был знаком с устной литературой сообщества.

Аруга, или маскер, означает «носитель дров». [ 1 ] Этот человек должен быть не только хорошим танцором, но также должен знать популярные пословицы и местный язык, чтобы ориентироваться и понимать язык барабанов. Изучение этого языка обычно начинается где-то в раннем детстве, когда дети начинают изучать различные танцы. Если у них есть навыки, этих детей затем обучают, и им разрешают носить маски во время ежегодного фестиваля Геледе.

Онилу, или Барабанщики, в случае с Геледе являются знатоками музыки Геледе. Агберин, или Хор, состоит из мужчин и женщин, одетых в одинаковую или одинаковую одежду, чтобы создать впечатление группы. [ 1 ]

Совместное зрелище

[ редактировать ]

Хотя церемонию Геледе можно проводить в любое время года (чтобы улучшить участь человека, очистить общество от чумы, вызвать дождь, повысить человеческое плодородие, заручиться поддержкой сверхъестественных сил и «могущественных матерей»). «в военное время и в честь погибших»), самые сложные представления происходят во время ежегодного фестиваля. Спонсорство играет большую роль в размере и сложности этих выступлений. Чем крупнее результат, тем больше вероятность того, что его спонсирует сообщество, а не отдельный человек или семья, которых, как правило, меньше. [ 1 ] Ежегодный фестиваль Геледе обычно спонсируется сообществом, поэтому он обычно бывает крупнее.

Как только точные даты праздника определены, обычно посредством гадания, Ияласе уведомляет об этом верховного вождя общины и важных подчиненных вождей. Затем сообщения рассылаются всем членам общества Геледе за пределами города или работающим далеко, чтобы они могли вернуться домой на празднование.

Фестиваль начинается с ночного концерта под названием «Эфе», на котором изображена мужская маска Эфе, использующая сатиру для развлечения и обучения. Учитывая заботу общества Геледе о мире и социальной стабильности, неудивительно, что в эфе песнях повторяются дидактические темы.

После танца эфе большинство участников проводят утро во сне, готовясь к дневному танцу, который проходит на рынке и включает пары танцоров-мужчин, которые выступают под динамичную музыку с энергичным ритмом. Маскеры, прошедшие обучение с раннего возраста, должны уметь сопоставлять звук своих браслетов со звуком барабанов, одновременно предугадывая барабанные соло и других маскеров. [ 1 ]

Церемония Геледе включает в себя тщательно поставленный танец, пение и музыку, особенно игру на барабанах. Представления проводят мужчины в масках, на которых изображены скульптурные изображения сцен, включая животных и людей, а также швейные машины и барабаны. Пара мужчин маскируется под женщин, чтобы развлечь, доставить удовольствие и успокоить матерей, которые считаются очень могущественными и могут использовать свои силы как в добрых, так и в разрушительных целях. Эти силы особенно связаны с родами. Способности, которыми они обладают, могут быть активированы сознательно или бессознательно. [ 4 ]

Костюм и головной убор Геледе

[ редактировать ]

Маски геледе носят с костюмом, состоящим из слоев сложной яркой ткани.

«Маска» Геледе точнее является головным убором, поскольку она лежит на макушке, а лицо владельца закрыто тканевой вуалью. Головной убор имеет форму человеческой головы, на вершине которой расположены мотивы, призванные развлекать зрителей, но, кроме того, обычно решают социальные проблемы, которые также могут быть выражены в песнях, являющихся частью маскарада. Головные уборы обычно ярко раскрашены. [ 2 ]

На фестивале Геледе используется много разных головных уборов. Наиболее распространенные варианты: Ори Эниян, или человеческая голова. В этой группе есть три подкатегории. Те, у кого есть прически, те, кто носит головные уборы или шляпы, а также те, кто несет в себе маленьких существ или предметы. Эта маска чаще всего ассоциируется с выступлениями Геледе.

Еще есть голова Ия, или головы Великой Матери. Иги Эфе, или головной убор Эфе. Олоджу Медзи, двусторонняя маска. Элеру, или голова с надстройкой. Этот головной убор посвящен различным темам, таким как ношение ритуальной чаши, занятия, религия, портреты и сатира. За ним следует головной убор Онидофойи или две человеческие головы, соединенные маской змей. Маска Ори Глаз или голова птицы и Ори Эранко или маска головы животного. [ 1 ]

Отдельные люди или семьи обычно идут на все, чтобы сделать свои головные уборы как можно более привлекательными и юмористическими. Бесконечное разнообразие мотивов и их сочетаний затрудняет попытку построения типологии головных уборов Геледе. [ 1 ]

Большинство головных уборов имеют лицевые украшения, начиная от родовых знаков и заканчивая декоративными татуировками, которые либо вырезаны, либо нарисованы.

Бабатунде Лаваль пишет: «Головной убор для костюма — то же самое, что голова (ори) для человеческого тела. Это показатель идентификации и сущность личности маскирующего, пока он находится внутри маски. Несмотря на комичность изображения, которые часто появляются на головном уборе, лицо под надстройкой остается безмятежным, как бы подчеркивая парадокс жизни – и необходимость прожить жизнь с особой осторожностью». [ 1 ]

Костюмы спектакля «Геледе» напрямую связаны с связью женщины и материнства общества. Материалы костюмов Геледе, состоящие из детского пояса, груди, ягодиц, металлических браслетов, цветных панелей, метелки из хвоща и веера, имеют различное значение. Например, детский пояс символизирует кормящую мать, а также является опорой внутри самого костюма. Дневные представления фестиваля Геледе более тщательно продуманы и красочны по сравнению с ночными, за исключением костюма Эфе. Это связано с тем, что во время ночных представлений костюмы труднее рассмотреть, поэтому было бы контрпродуктивно иметь действительно сложные костюмы, которые не были бы видны. [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Лаваль, Бабатунде (1996). Спектакль «Желеде»: искусство, гендер и социальная гармония в африканской культуре . Сиэтл: Пресса Вашингтонского университета. ISBN  978-0-295-97599-3 .
  2. ^ Jump up to: а б Зигманн, Уильям К.; Аданде, Джозеф; Дюмушель, Кевин Д. (2009). Африканское искусство века в Бруклинском музее . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. ISBN  978-3791343211 .
  3. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 196–199. ISBN  9780991073016 .
  4. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Лондон: Джайлз. п. 71. ИСБН  978-1-904832-77-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 г. Проверено 1 июля 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bab7452e157d6ce4aba45c86e447c542__1665462720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/42/bab7452e157d6ce4aba45c86e447c542.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gẹlẹdẹ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)