Эшу
Эсу | |
---|---|
Обман, Перекресток, Несчастье, Хаос, Смерть, Путешественники, Вестник | |
Член Ирунмоле | |
Другие имена | Эчу, Эксу |
Почитается в | Религия йоруба , Сантерия , Кандомбле |
Область | Йорубаленд , Латинская Америка |
Этническая группа | Йоруба люди |
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Èṣù — ключевой Бог/Свет в духовности йоруба или религии йоруба, известной как ÍçÈse. Эу — выдающееся изначальное Божество (делегированное Ирунмаре , посланное Всемогущим Богом ), произошедшее от Строителя Небес, и Главный исполнитель естественных и божественных законов. Он — Божество, отвечающее за соблюдение закона и порядок. [ 1 ] Поскольку религия распространилась по всему миру, имя этого Ориши менялось в разных местах, но верования оставались схожими.
Обзор
[ редактировать ]Другие имена Молнии по имени Эшу включают; Нджеджелулу , Олулана , Обасин , Лааруму , Аджонголо , владелец король Одары , Ориты Нджегба , Ого , Ологир Аджиша, Лаалу Огори Око , Лаалу Бара Эйджо , Лааройе Эбора, которая есть Латопа . [ 2 ]
Ишу могущественен, актуален и вездесущ настолько, что каждый день четырехдневной (древней/традиционной) недели Йоруба является днем его поклонения ( воскресенье ), в отличие от всех других Ирунмосов и Ориш (изначальных Божеств и обожествленных Духов Предков); « Каждый день принадлежит Доброму Дьяволу» . [ 3 ]
Спорный прозвище; Тот-кто-создает-проблемы-невинным (Тот-кто-создает-проблемы-невинным) подчеркивает сложность природы этого крайне непредсказуемого Божества по имени Èṣù Ọba Ọ̀dàrà (чье жилище находится на перекрестке дорог). ) во всех слоях общества йоруба в целом и духовных сообществ в частности.
Ёшу — олицетворение Озорства; он тот, кто учит, что в каждом вопросе всегда есть две или более стороны. Он балансировал и создавал направления. Вот почему считается, что Ёшу так необходим для упорядоченной жизни.
По словам Олуво Адереми Ифаолипина Адереми из Ойо Алаафин , для преступно настроенных людей, которые прославляют зло, несправедливость, безнравственность и неправедных людей, Ишу Лалу является злым и дьявольским, в то время как Лааройе Аджоу́лу Акунрин Эде является грозным и убедительным божеством для благочестивых. и нравственно честные люди которые придают большое значение справедливости, морали и хорошему характеру.
Дьявол является посланником не только Великого , но и других Ирунмас/Ориша . Он также является посредником между аджогунами (злыми духами) ирунмасами /тришасами и людьми ; он тот, кто раздает, а также контролирует раздачу жертвоприношений аджогунам .
Имя и роль
[ редактировать ]Èṣùu частично служит альтернативным именем Элеггуа , посланника всех Ориша, и что существует 256 путей к Элеггуа, каждый из которых является Эшу. Считается, что Èṣù в религии ìṣẹ̀ṣe - это Òrìṣà, подобный Элеггуа, но согласно Оча существует только 101 путь к Эшу, а не 256 путей к Элеггуа, согласно Ифа. [ 4 ] Èṣù известен как «Отец, родивший Огбони», а также считается гибким и всегда готовым принять вызов. [ 5 ]
Однако и Оча, и Ифа имеют некоторые общие пути. Говорят, что Эшу Айе тесно сотрудничает со всеми Шришами, включая Тришу Олокуна, и, как полагают, гуляет по берегу пляжа. Эшу Би - суровый и сильный аватар, появляющийся одновременно в образе старика и мальчика, который гулял с Шанго и Оя (первыми двумя Ибейи), и Эшу Би защищает их обоих, а также всех других маленьких детей. Эшу Ларойе - аватар, который считается спутником Ошуна и одним из самых важных Эшу, а аватар Эшу Ларойе считается разговорчивым и маленьким. [ 4 ]
Ёшу всегда находится в центре расходящихся мировых сил. Он контролирует и регулирует две крайности — мир счастья, радости и удовлетворения, а также арену разрушения, безнадежности и печали.
Èṣù всегда требует от тех, кто должен дать тем, кто требует этого в рамках жертвоприношений, ритуалов и умилостивления. Он поддерживает хрупкий баланс добра и зла, справедливого и несправедливого. Он защищает города и деревни, Жрецов и Жриц ( àwọn Ẹlẹ́gùn - tí wọn ní ẹ̀rẹ́ ní Ìpàkọ́ , а также Преданных и Авосов от злых махинаций. И он всегда благоволит тем, кто совершил необходимые и уместные жертвоприношения ( ẹbọs ) и другие формы ритуалов; » ẹni то ба рубо l'Èṣù ń gbè" !
Èṣù Láàlù — близкий друг, партнер по работе, доверенное лицо и близкий соратник Ọ̀rúnmìlà Baraà mi Àgbọnnìrègún , тот, кто практикует и обучает Ифа — эзотерическому языку Олодумаре (содержащему божественное послание жизни) через очень сложную систему гаданий, и который также учит мудрости.
Другие имена
[ редактировать ]Имя Эшу варьируется по всему миру: в Йорубаланде Эшу — это Èṣù-Элегба или Лаолу-Огири Око; Exu de Candomblé в Кандомбле ; Эчу в Сантерии и Латинской Америке; Легба в гаитянском вуду ; Леба- ин- Винти ; Эксу де Кимбанда в Кимбанде ; Лусеро в Пало-Майомбе ; и Эксу в Латинской Америке. [ 6 ]
Бразилия
[ редактировать ]Эксу известен под различными формами и именами в афро-бразильских религиях. Они включают Акесан; Алафия; Алакето; Бара или Ибара; Элегба, или Элегбара, Инан; Лалу или Джелу; Ларойе; Лон Бии; Лона; Одара; Олоде; Тамента или Этамита; Тлрири. Наиболее распространенными формами или хвалебными именами Эксу являются Эксу-Агбо, защитник и хранитель домов и террейрос; Эксу-Элепо, бог пальмового масла ; Эшу Инна, бог огня; и Эшу Оджише, бог-посланник. [ 7 ]
Кандомбле
[ редактировать ]Храм, посвященный Эксу, расположен за пределами главной террейро храма Кандомбле, обычно рядом с входными воротами. Обычно он сделан из простого холмика красной глины. Эти святыни похожи на те, что найдены в Нигерии.
Ритуальные продукты, предлагаемые Эксу, включают пальмовое масло; бобы; кукуруза в виде кукурузной муки или попкорна; и фарофа, маниоковая мука. В жертву Эксу приносят птиц мужского пола, четвероногих и других животных. В каждом подношении ориша часть еды отделяется и посвящается Эшу. [ 7 ]
Умбанда
[ редактировать ]В синкретической религии Умбанды Эшу может иметь другое значение. [ 8 ] Обычно в Умбанде Эксу считают не одним Божеством , а множеством разных духов. Некоторые из самых популярных версий Эксу — это Эксу Кавейра («Череп Эксу», представленный в виде скелета), Эксу Транка-Руа («Уличный шкафчик», открывающий и закрывающий духовные пути) и Эксу Мирим («Маленький Эксу», дух, напоминающий личность ребенка или подростка). В Умбанде Помбагира (женщина-супруга Эксу) также может считаться разновидностью Эксу, обычно почитаемой в практике бразильской любовной магии . [ 9 ]
Споры по поводу английских переводов и в Google
[ редактировать ]Со времени первых английских переводов слов йоруба в середине девятнадцатого века Èṣù переводилось как «дьявол» или «сатана». [ 10 ] Первый известный пример этого можно найти в книге Сэмюэля Аджайи Кроутера «Словарь йоруба» (1842 г.), где в его статьях для «Сатаны» и «дьявола» на английском языке было слово Эшу. Последующие словари на протяжении многих лет следовали этому примеру, проникая также в массовую культуру и общества йоруба. В последнее время было организовано множество онлайн-кампаний в знак протеста против этого, и многие активисты работали над тем, чтобы исправить это. [ 11 ] Также было проведено немало научных работ по изучению неправильного перевода. [ 12 ] [ 13 ]
В переводе Google Translate были использованы те же неправильные переводы, которые были сделаны ранее. Это привело к ряду онлайн-кампаний. [ 14 ] до 2016 года, когда нигерийский лингвист и писатель Кола Тубосун , в то время работавший в Google, впервые изменил его обратно на менее уничижительные коннотации. Когда изменения были отменены, он снова изменил их в 2019 году. [ 15 ] Перевод Èṣù на английский язык теперь остается «Èṣù», а «дьявол» и «сатана» переводятся как «bìlísì» и «sàtánì» соответственно. [ 16 ] Сборник стихов Тубосуна Èṣù в Библиотеке 2024 года отдает литературную дань уважения этому эпизоду. [ 17 ]
Появления в популярной культуре
[ редактировать ]- Эшу появляется в К. А. Эпплгейта « фэнтезийном сериале Вечный мир» , выступая в качестве главного антагониста его восьмой книги «Выдерживай предательство» . Он бог-обманщик, который много раз пытается эмоционально манипулировать и мысленно сломить рассказчика книги Джалила Шермана, но в конечном итоге терпит поражение, когда Джалил оказывается слишком сильным, чтобы поддаться его умственным трюкам и магическим иллюзиям.
- В фильме 1974 года о черной эксплуатации Эбби показана Эшу, но в основном как невменяемое и безжалостное сексуальное божество, которое овладевает молодой женщиной и заставляет ее при этом подвергать сексуальному насилию и жестоко убивать различных мужчин.
- Эшу появляется как главный антагонист фильма Скуби-Ду! Ужасные цели .
- Эшу фигурирует в сценическом псевдониме «Eshu Tune» рэпера и комика Ганнибала Буресса . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фалола, Тойин (март 2013 г.). Эсу: Бог йоруба, сила и границы воображения . Каролина Академик Пресс (24 июня 2013 г.). ISBN 978-1611632224 .
- ^ Фатунмби, Аво Баба Фалокун (июнь 1993 г.). Эсу-Элегба: Ифа и Божественный посланник . Оригинальные пабы (1 января 1993 г.). ISBN 978-0942272277 .
- ^ Фатунмби, Аво Баба Фалокун (июнь 1993 г.). Эсу-Элегба: Ифа и Божественный посланник . Оригинальные пабы (1 января 1993 г.). ISBN 978-0942272277 .
- ^ Jump up to: а б Очани Леле (24 июня 2010 г.). Учение богов Сантерии: Дух Оду . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 251. ИСБН 978-1-59477-908-4 .
- ^ Роберт Д. Пелтон (1989). Трикстер в Западной Африке: исследование мифической иронии и священного восторга . Издательство Калифорнийского университета. п. 161 . ISBN 978-0-520-06791-2 .
- ^ Имена и поклонение Эсу . Корни и укоренившиеся. Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Лопес, Ней (2004). Бразильская энциклопедия африканской диаспоры . Сан-Паулу, СП: Selo Negro Edições. стр. 266–267. ISBN 9788587478214 .
- ^ «Эшу Пагао и Эксу де Лей» .
- ^ НАСИМЕНТО, Адриано Роберто Афонсо; СОУЗА, Лидио де; Триндаде, Зейди Араужо (декабрь 2001 г.). «Эксус и Помбас-Гирас: мужское и женское начало в воспетых точках Умбанды» . Психология в стадии изучения . 6 (2): 107–113. дои : 10.1590/S1413-73722001000200015 .
- ^ «Эсу — не дьявол: как был переименован божество йоруба» . Хорошо, Африка . 14 декабря 2017 г. Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «Èşù — не сатана; кто такой Èù и кем он не является» . Аламоджа Йоруба . 04.01.2019 . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Адефаракан, Темитопе (2008). « На перепутье: духовность и политика изгнания: случай йоруба ориса» Обсидиан . 9 (1): 31–58. ISSN 2161-6140 . JSTOR 44489275 .
- ^ классическийfm973. «Беседа с Джими Дису — профессор Софи Олуволе» . Миксклауд . Проверено 11 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Эсу действительно сатана?» . Кабель . 25 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2022 г. Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ « Èṣù» — это не «Дьявол», но вы это уже знали» . Имя Йоруба . 16 декабря 2016 г. Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Тубосун, Кола (9 мая 2019 г.). «И снова Èṣù больше не переводится как «дьявол», «сатана» или «демон» в Google Translate.pic.twitter.com/EpW2wm3Ywv» . @kolatubosun (на французском языке) . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ https://x.com/masobebooks/status/1803653087195705792 .
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Аянвуи, Израиль (18 августа 2023 г.). «Эсу — не сатана: изучение мировоззрения коренных народов йоруба» . Google . Проверено 25 августа 2023 г.