Jump to content

Иями Адже

Иями Адже — это термин уважения и нежности на языке йоруба , используемый для описания женщины африканского происхождения, которая считается Адже, женщиной, которая владеет множеством тайных творческих биологических, духовных и космических сил. 

Этимология

[ редактировать ]

На йоруба языке Ìyá mi буквально означает «моя мать». [ 1 ] В космологии йоруба роль матери как силы творения и хранительницы жизни и существования возводит ее в царство божественного. Следовательно, Ìyá mi — с изменениями тонов — становится Ìyàami или Ìyàmi , [ 2 ] что можно перевести как «сверхмощные». [ 3 ] или «Моя загадочная мать». [ 4 ] [ 2 ] Ajẹ́ — это слово на языке йоруба, которое означает биологическую и духовную силу африканских женщин, обладающую огромным потенциалом, включая, помимо прочего, силы стихийного, биологического и художественного творчества; выздоровление; разрушение; духовное и физическое развитие и укрепление; политическая организация и расширение прав и возможностей. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В книге «Архитекторы существования: Аджу в йоруба Космология, онтология и оратория » Тереза ​​Н. Вашингтон определяет Аджу как «силу, не поддающуюся определению, но английские аппроксимации Аджу будут такими: Сила, Созидание, Космос, Все». [ 9 ]

Хвалебные имена

[ редактировать ]

Иями Адже известен под многими хвалебными именами, включая, помимо прочего, Иями Осоронга, Авон Ия Ва (Наши матери), [ 10 ] Элейе (Владелец(и) Священной Птицы), Иянла, Авон Агбалагба (Мудрые и Грозные Старейшины), Старейшины Ночи, Старый и Мудрый(и), [ 4 ] «Боги общества», [ 11 ] Айе (Земля), Йеваджоби (Мать всех Шриш и всех живых существ), [ 12 ] и Аджу, поскольку последний термин означает как власть, так и человека, владеющего ею.

Описание

[ редактировать ]

В космологии йоруба Ориша Оду — Создатель Вселенной и всего, что в ней процветает. Она является создателем существования и лоном всего происхождения: спиритуалист йоруба Сэмюэл М. Опеола утверждает, что «Аджу на самом деле является Оду». [ 9 ] Говорят, что африканские женщины, прямые биологические и духовные потомки Оду, по своей природе несут различные аспекты ее характерной силы: Аджу. Аджу в первую очередь ассоциируется с женщинами из-за их важной роли в зачатии, вынашивании, рождении и воспитании детей; однако африканские мужчины, включая африканских богов, также могут иметь и быть Аджу. Опеола утверждает, что «любой Триша, считающийся [важным] в создании, рождении и защите города, также обладает силой Адже» (включая Обаталу, Обалуайе, Огуна и многих других ориша). [ 13 ] Однако, африканские женщины, космически возникшие в Одо, Лоне Существования, и биологически в менструирующих, зачатых и рождающих утробах существования, являются владельцами и управляющими Адже.

Из-за своих масштабов и силы многие боятся и почитают Адже. Адже было переведено как « ведьма », но в статье 1958 года Улли Байер оспорил этот перевод, заявив, что это не «точный перевод Адже, поскольку Адже «скорее представляет мистические силы женственности в их более опасном разрушительном аспекте». [ 14 ] Генри и Маргарет Древаль писали, что «любую пожилую женщину, чье долголетие предполагает тайные знания и силу, можно рассматривать как aje, как и всех, кто имеет важные титулы в культах богов и предков. правильно играя, она должна обладать такой силой». [ 14 ] Использование термина «ведьма» особенно опасно, поскольку во многих африканских общинах обвиняемые могут быть подвергнуты остракизму или линчеванию из-за ложных обвинений. [ 15 ] В статье Айо Адедунтана «Вызов ведьмы Аджу, чтобы ее повесить: патриархальное определение йоруба и новое определение женской власти» анализируется влияние неправильного использования термина «ведьма» в обществах йоруба и необходимое использование культурно приемлемых и точных терминов йоруба. [ 16 ] В некоторых случаях, чтобы защитить носителей власти и избежать путаницы, такие термины, как «Старейшины ночи», Айе и Авон Ия Ва, могут использоваться эвфемистически.

Суставная маска
Да, Нла Геледе

История Aje начинается с существования. Боги, которые являются синонимами Адже, — это Оду и Одудува, а в книге «Олодумаре: Бог в верованиях йоруба » Э. Боладжи Идову определяет Одудуву как «самосуществующего… Вождя, создавшего существо». [ 17 ] В своей статье «Паук, Хамелеон и сотворение Земли» Одуйойе обнаруживает, что Одудува означает «пророческое высказывание создало существование». [ 18 ] В книге «Архитекторы существования: Адже в йоруба-космологии, онтологии и оратории» Тереза ​​Н. Вашингтон утверждает, что «как галактическая Мать Всего, Одо логически является источником всей ива (идентичности, характера, существования), которая находит свое происхождение и вершина неразбавленной силы чистой космической Черноты ( Дуду )». [ 19 ] Вашингтон определяет значение Одудува как «Огромное лоно или Горшок (Оду) бесконечных глубин и черноты ( Дуду ), который содержит все Атрибуты, Характеристики и Личности». [ 20 ]

Адже — древняя сила, которая на тысячелетия предшествует понятиям «Йоруба» и «Ифа». однако в Оду Ифа также есть различные тексты об Адже. [ нужна ссылка ] Мужчины потерпели неудачу, и только когда они включили Ошуна, мир смог сформироваться. [ 21 ] [ ненадежный источник? ] наделил ее силой материнства и Адже В этом случае Ифа Оса Меджи Оду или Одудува является единственной женщиной среди трех других мужских божеств, и Олодумаре , которая несет в себе внутреннюю силу, которую следует уважать. [ 22 ] [ ненадежный источник? ] Другие тексты происхождения предполагают, что Йемоджа является лидером Иями, а также основателем и владельцем Геледе , общества, посвященного Иями. [ 23 ]

Хотя город Ота в Нигерии чаще всего ассоциируется с Адже, [ нужна ссылка ] Адже всегда процветал в Африке и на землях диаспоры, куда йоруба отправлялись либо по собственному желанию, либо в качестве жертв рабства. [ 24 ] Известно, что Адже возглавляет рынок, а Иялоде является главой торговли и бизнеса в большинстве городов йоруба. Иями Адже также продолжают занимать важные руководящие посты в священных обществах и политических институтах йоруба. [ 25 ]

Иями стал демонизироваться по мере того, как все больше патриархальных режимов приходили к власти в рамках авраамических вероисповеданий , что заставило многих скрываться, чтобы избежать преследований и возможной смерти. Приток авраамических верований и охота на ведьм в Европе в 1700-х годах совпали с притоком исламского и христианского колониализма и работорговли в Западной Африке. Традиционные церемонии, когда-то исполнявшиеся женщинами, стали прерогативой мужчин; в некоторых случаях правители запрещали женщинам посещать фестивали, чтобы гарантировать, что они не будут участвовать. [ 26 ] [ ненадежный источник? ] [ мертвая ссылка ] [ нужна ссылка ]

Фестивали Геледе помогли гарантировать, что почтение и восхваление Иями Адже не будут побеждены или заглушены. Во время этих фестивалей целые общины собираются, чтобы поблагодарить и восхвалить Иями Адже за их защиту и поддержку сообщества. [ 27 ] Фестиваль Геледе почитает Иями как богов и матерей-предков, и одним из наиболее известных аспектов Иями Адже в Геледе является Иями Осоронга, которая также почитается как Ия Нла (Великая Мать) и во время фестиваля Геледе представлена ​​​​белой маской. . [ 28 ] Согласно Бабатунде Лавалю в «Зрелище Геледе» , Ия Нла — это Йеваджоби, Иями Ия (Мать всего и Мать матерей).

Принципы, функции и роли

[ редактировать ]

Сэмюэл М. Опеола утверждает, что Аджу основан на трех основных принципах: [ 29 ]

  1. Не увлекайтесь травничеством (не используйте травы без досконального знания их природы, применения и божественного разрешения).
  2. Не показывайте богатство.
  3. Поделитесь всем.

Опеола утверждает, что Аджо «против классовых систем» и «эксплуатации». С позиции, основанной на признании равенства, Аджу работает над обеспечением социального, политического и культурного баланса и гармонии. Одно из многих хвалебных названий коллектива Ajẹ́ — Ẹgbẹ́ Ọ̀gbà, что означает коллектив равных .

То, что аджу коренится в равенстве, иллюстрирует ключевые различия между онтологией современной йоруба и онтологией автохтонных жителей Иле-Ифе. Коренные жители Иле-Ифе отличались от своих гостей-мигрантов йоруба тем, что называли себя Онимулу, что означает «владелец земли». [ 30 ] Образ жизни Onímọlẹ̀ (также известный как Imọlẹ̀ и Mọlẹ̀) был основан и структурирован на основе аджо, баланса и взаимности, а не на иерархической стратификации и ритуальном поклонении, которыми известны многие африканские культуры, в том числе культура современной йоруба. В книге «Архитекторы существования » Тереза ​​Н. Вашингтон обсуждает значение мировоззрения Ẹgbẹ Ọ̀gbà в отношении того, что сегодня известно как культура йоруба:

Ẹgbẹ Ọ̀gbà также, по-видимому, означает первоначальный образ жизни и мировоззрение молу, основанные на эгалитаризме. Значение социального равенства очевидно в основании Огбони , в котором все члены нации без различия были коллективно инициированы; в правилах говорится, что Аджу должен «делиться всем» и не должен демонстрировать богатство; в указе о том, что бабалаво служат своим общинам и не могут использовать свои [духовные] дары для создания личного богатства; и в монархическом фасаде, который скрывает тщательную работу сложной взаимосвязанной сети богатых аджу власть имущих. Динамика Матери-Сына в Аджу также означает эгалитаризм, потому что у Матери есть молоко, любовь и защита для всех ее потомков, и все ее потомство, ọmọ Onilẹ̀, работает для укрепления и прославления Онила, который укрепляет и прославляет человечество. . [ 31 ]

Из-за тысячелетнего переплетения двух культур — онимоле и йоруба — некоторые непрофессионалы предположили, что аджу имеет иерархическую структуру, аналогичную культуре йоруба, но это не так. [ 32 ] В Аджу нет жрецов или жриц, нет «крестных матерей» и «крестных отцов» Аджау, и внутри Аджу нет иерархии с цветовой кодировкой. Историки культуры йоруба Баде Аджувон и Сэмюэл М. Опеола подтверждают, что до колонизации Африки с сопутствующим ей расизмом и религиозным лицемерием не существовало концепции иерархически расположенных «белых», ( фанфун ), «красных», ( куколок ) или «черных». «( дуду ) Аджу́. Вашингтон считает, что концепция цветовой кодировки Ajẹ́ была создана и использовалась людьми и организациями для защиты от расистских религиозных и политических преследований. [ 33 ]

Аджу считается генетическим, биологическим и духовным даром, который уникально проявляется в каждом из его носителей, мало чем отличаясь от индивидуального ори (судьбы), àṣẹ (личного духовного авторитета) и ива (существования, характера). Следовательно, Аджу работают вместе, как коллектив, чтобы учиться, преподавать, развиваться, расширяться и реструктуризироваться на личном и общественном уровнях. Работа Аджу — это то, что укрепляет жизнь членов сообщества и укрепляет общество в целом. Это гинекологи, акушеры, врачи общей практики, консультанты, психологи, прорицатели, физики, математики, архитекторы, ученые, мореплаватели и земледельцы своих сообществ. Однако больше всего их опасаются за роль исполнителя правосудия. Это осуществляется коллективом ( ẹgbẹ́ ), в который входят члены Ògbóni, священного общества старейшин йоруба, тесно связанного с Ajẹ́, и Oṣó, наделённых полномочиями мужчин, которые могут иметь или не иметь Ajẹ́. Осо описываются как «мужья Адже». [ 34 ] Колдунов, ведьм и ведьм называют «партнерами прогресса». [ 34 ] и за их индивидуальной и коллективной работой наблюдают Одан, Ориша справедливости, чьи глаза никогда не закрываются и, таким образом, свидетельствуют обо всем, и Онил, Хозяин Земли/Мать Земли, которая также известна как Айе . Тот факт, что Аджу также известны как Айе, Земля, подчеркивает целостность космических и земных взаимоотношений Матерей. Из-за серьезности работы Ẹgbẹ́ Ajẹ, секретности и молчания, которые защищают Ẹgbẹ́, а также огромных сдержек и противовесов, обеспечивающих точное отправление правосудия, историк и художник йоруба Адебайо Фалети описывает Аджу как «наиболее дисциплинированный культ в мир. [ 35 ]

Аджу нельзя купить, продать или превратить в товар. Точно так же Ẹgbẹ́ Àjẹ́, вечный консорциум с невообразимо глубокими обязанностями, не занимается пропагандой, не привлекает, не вербует и не рекламирует: это обязательно одновременно тайное и священное общество. Его описывают как одновременно невидимого и повсеместного. [ 36 ] В «Ìgbàgbọ́ àti Ẹ̀sìn Yorùbá » С. Л. Адеойе утверждает, что члены Ẹgbẹ настолько серьёзно относятся к своей работе, что все они придерживаются следующего диктата: «Чтобы глаза видели / Что уши должны слышать / Что рот должен молчать». [ 37 ]

Дополнительные атрибуты

[ редактировать ]

Подобно богам-матерям в других культурах, они выполняют тройственную функцию: создатели, хранители и разрушители жизни. Исторически на них возлагалась роль воскрешения мертвых для определения причины смерти, когда она ставилась под вопрос. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

Из-за своей связи с Матерью-Землей Иями Адже также известны тем, что широко используют природные ресурсы, такие как травы и животные, для исцеления и расширения возможностей. Все птицы, особенно совы, стервятники и попугаи (особенно африканские серые), связаны с Иями. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]

Восприятие сообщества

[ редактировать ]

Хотя Адже в значительной степени ассоциируется с женщинами и женскими богами, откровение Опеолы о том, что «любой Шриша, считающийся [важным] в творении, рождении детей или защите города, также обладает силой Адже», дает понять, что это жизненно важно для некоторых мужчин - божественное и земное – иметь Адже. [ 44 ] Действительно, Вашингтон и Опеола сходятся во мнении, что «чтобы брать на себя определенные обязанности и выполнять определенные роли, определенные мужчины должны иметь Ajẹ́. [ 45 ] Значение и повсеместность Адже в мире йоруба таковы, что распространенная поговорка йоруба гласит: «У вас есть Адже, у меня есть Адже; у всех нас есть Адже в карманах». Это признание коллективного наследия силы, которая разнообразна и столь же уникальна, как и каждый отдельный носитель, - вот что побуждает Олатубосуна Оладапо, известного поэта и автора текстов йоруба, известного как Одидуру Айекото (или священный серый попугай Аджу ), задать вопрос о его аудитория в одном из своих стихов: « Emi Lo Ó Máa Fàjẹ́ẹ̀ Rẹ Ṣe? (Что вы будете делать со своим собственным Àjẹ́?)». [ 46 ]

В последнее время в диаспоре интерес к культуре йоруба и рост числа посвящений в Ифа и Ориша заставили посторонних задаться вопросом, можно ли получить Аджу от внешнего агента и можно ли быть посвященным в Ẹgbẹ́ Аджу. Можно даже найти людей, рекламирующих то, что, по их словам, является продуктами «Адже» (такими как мыло, масла, лекарства, камни и горшки) и «посвящением» в Аджу́: здесь важно сослаться на принципы Аджу, подробно описанные выше. Вопрос о том, может ли и как происходить посвящение в Иями Адже, является спорным для многих: некоторые утверждают, что его нельзя инициировать, другие утверждают, что инициация может быть проведена, а некоторые люди утверждают, что никто не может выбрать инициацию как Иями, а только Иями. могут выбирать, кого они будут инициировать как Иями. Акцент может быть сделан на возможности выбора, а не на отсутствии инициации. В книге «Иянифа: Женщины мудрости» отмечается, что противоречие утверждения о том, что никто не может инициировать или заявлять, что он был инициирован, и одновременное утверждение, что только Иями может инициировать, демонстрирует ошибочность самого утверждения. [ 47 ] В своей книге «Невидимые силы метафизического мира » Араба Йеми Элебуибон утверждает, что посвящения действительно происходят . Некоторые процессы инициации также объясняются в Литературном корпусе Ифа под названием оду Оса Меджи, где Иялоде посвящает женщин города. [ 48 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Гулду - зрелище йоруба, сочетающее в себе искусство и ритуальный танец для развлечения и обучения.
  • Иялаво - титульные
  • Ия Нла - Божество в космологии йоруба
  • Мами Вата – африканский дух воды.
  • Олокун — Ориша в религии йоруба.
  • Ошун – йоруба ориша
  • Оя – Дух религии йоруба.
  • Йемоджа - главная богиня воды из религии йоруба.
  1. ^ Словарь языка йоруба . Университет Ибадана Пресс, Plc. 2008. стр. 129, 157. ISBN.  978-9780307608 .
  2. ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 58–59. ISBN  9780991073016 .
  3. ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Вашингтонский университет Press. стр. 100-1 30, 32 . ISBN  0295975997 .
  4. ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 4, 13. ISBN  0253217571 .
  5. ^ Древал, Генри Дж. и Маргарет Томпсон Древал (1990). Геледе: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 9. ISBN  0253325692 .
  6. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 13–14. ISBN  0253217571 .
  7. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 6. ISBN  9780991073016 .
  8. ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Спектакль «Геледе: искусство, гендер и социальная гармония в африканской культуре» . Вашингтонский университет Press. стр. 31–33. ISBN  0295975997 .
  9. ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 19. ISBN  9780991073016 .
  10. ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Пресс-служба Вашингтонского университета. стр. 100-1 30, 32 . ISBN  0295975997 .
  11. ^ Древал, Генри Джон и Маргарет Томпсон Древал (1983). Геледе: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 39. ИСБН  9780253325693 .
  12. ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Вашингтонский университет Press. п. 39 . ISBN  0295975997 .
  13. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 32. ISBN  9780991073016 .
  14. ^ Jump up to: а б Древаль, Генри Джон; Древал, Маргарет Томпсон (1983). Г?л?д?: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 74. ИСБН  9780253325693 . Проверено 1 апреля 2019 г.
  15. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 8–13. ISBN  9780991073016 .
  16. ^ См.: Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 10, 201–203. ISBN  978-0991073016 .
  17. ^ Идово, Э. Боладжи (1994). Олодумаре: Бог в верованиях йоруба . Васобия. п. 25. ISBN  1886832005 .
  18. ^ цитируется по Вашингтону, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 24. ISBN  978-0991073016 .
  19. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в йоруба, космология, онтология и оратория . Торнадо Ои. п. 23. ISBN  978-0991073016 .
  20. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 23. ISBN  978-0991073016 .
  21. ^ Элибуибон, Йеми (2013). Невидимые силы метафизического мира: взгляд в мир ведьм . Институт древней философии. п. 110. LCCN   2009351910 .
  22. ^ Фавесагу, Агело (2011). Древний африканский священный текст Киломбо Продакшнс. стр. 100-1 445–452. Архивировано из оригинала марта 0 2019 г. Проверено 2 августа 2016 г.
  23. ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Вашингтонский университет Press. ISBN  0-295-97599-7 .
  24. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты, проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 56–110. ISBN  0253217571 .
  25. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 152–199. ISBN  9780991073016 .
  26. ^ Кумари, Мудрость. «Демистификация Иями» . www.Ayelekumari.com . Получено 18 . августа
  27. ^ Древал, Джон и Маргарет (1990). Геледе: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-20565-4 .
  28. ^ Леваль, Бабатунде (1996). Спектакль в Геледе . Издательство Вашингтонского университета. ISBN  0-295-97599-7 .
  29. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 14–15. ISBN  0253217571 .
  30. ^ Идову, Э. Боладжи (1994). Олодумаре: Бог в верованиях йоруба . Вазоби. п. 24. ISBN  1886832005 .
  31. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 197. ИСБН  978-0991073016 .
  32. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования . Торнадо Ои. п. 56. ИСБН  9780991073016 .
  33. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 25–28. ISBN  0253217571 .
  34. ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 33. ISBN  0253217571 .
  35. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 36. ISBN  0253217571 .
  36. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 9. ISBN  0253217571 .
  37. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 160. ИСБН  978-0991073016 .
  38. ^ Ачолону, Екатерина (2013). Эдем в Шумере на Нигере: археологические и лингвистические свидетельства возрастом более 450 000 лет в Западной Африке . Нигерия: Публикации Carc.
  39. ^ Фатунмисе, Фагбамилеке (2013). Иями Осоронга «Божественная женственность» . Корпорация Xlibris. ISBN  978-1-4797-9115-6 .
  40. ^ Фатегбе, Фасола. «Иями Осоронга, Моя мать-волшебница» (PDF) . Awofategbe.com . Проверено 18 августа 2016 г.
  41. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты, проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 22–25. ISBN  0253217571 .
  42. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 26, 73–75, 89–97, 203–206. ISBN  9780991073016 .
  43. ^ Фасоль, Фатегбе. «Иями_Осоронга» (PDF) . Awofategbe.com .
  44. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 32. ISBN  978-0991073016 .
  45. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 32, 41, 90, 100–101. ISBN  978-0991073016 .
  46. ^ Вашингтон, Тереза ​​Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 203. ИСБН  978-0991073016 .
  47. ^ Кумари, Айеле. «Иями: Человек, Предок, Космос» . Ayelekumari.com/Ifayele . Проверено 25 августа 2016 г.
  48. ^ Верже, Пьер (2011). Взлет и падение Иями . Черная Мадонна Энтерпрайзис.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1e143340e57be85f4a43baed0e4fad4__1698947040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/d4/c1e143340e57be85f4a43baed0e4fad4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iyami Aje - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)