Иями Адже
Иями Адже — это термин уважения и нежности на языке йоруба , используемый для описания женщины африканского происхождения, которая считается Адже, женщиной, которая владеет множеством тайных творческих биологических, духовных и космических сил.
Этимология
[ редактировать ]На йоруба языке Ìyá mi буквально означает «моя мать». [ 1 ] В космологии йоруба роль матери как силы творения и хранительницы жизни и существования возводит ее в царство божественного. Следовательно, Ìyá mi — с изменениями тонов — становится Ìyàami или Ìyàmi , [ 2 ] что можно перевести как «сверхмощные». [ 3 ] или «Моя загадочная мать». [ 4 ] [ 2 ] Ajẹ́ — это слово на языке йоруба, которое означает биологическую и духовную силу африканских женщин, обладающую огромным потенциалом, включая, помимо прочего, силы стихийного, биологического и художественного творчества; выздоровление; разрушение; духовное и физическое развитие и укрепление; политическая организация и расширение прав и возможностей. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В книге «Архитекторы существования: Аджу в йоруба Космология, онтология и оратория » Тереза Н. Вашингтон определяет Аджу как «силу, не поддающуюся определению, но английские аппроксимации Аджу будут такими: Сила, Созидание, Космос, Все». [ 9 ]
Хвалебные имена
[ редактировать ]Иями Адже известен под многими хвалебными именами, включая, помимо прочего, Иями Осоронга, Авон Ия Ва (Наши матери), [ 10 ] Элейе (Владелец(и) Священной Птицы), Иянла, Авон Агбалагба (Мудрые и Грозные Старейшины), Старейшины Ночи, Старый и Мудрый(и), [ 4 ] «Боги общества», [ 11 ] Айе (Земля), Йеваджоби (Мать всех Шриш и всех живых существ), [ 12 ] и Аджу, поскольку последний термин означает как власть, так и человека, владеющего ею.
Описание
[ редактировать ]В космологии йоруба Ориша Оду — Создатель Вселенной и всего, что в ней процветает. Она является создателем существования и лоном всего происхождения: спиритуалист йоруба Сэмюэл М. Опеола утверждает, что «Аджу на самом деле является Оду». [ 9 ] Говорят, что африканские женщины, прямые биологические и духовные потомки Оду, по своей природе несут различные аспекты ее характерной силы: Аджу. Аджу в первую очередь ассоциируется с женщинами из-за их важной роли в зачатии, вынашивании, рождении и воспитании детей; однако африканские мужчины, включая африканских богов, также могут иметь и быть Аджу. Опеола утверждает, что «любой Триша, считающийся [важным] в создании, рождении и защите города, также обладает силой Адже» (включая Обаталу, Обалуайе, Огуна и многих других ориша). [ 13 ] Однако, африканские женщины, космически возникшие в Одо, Лоне Существования, и биологически в менструирующих, зачатых и рождающих утробах существования, являются владельцами и управляющими Адже.
Из-за своих масштабов и силы многие боятся и почитают Адже. Адже было переведено как « ведьма », но в статье 1958 года Улли Байер оспорил этот перевод, заявив, что это не «точный перевод Адже, поскольку Адже «скорее представляет мистические силы женственности в их более опасном разрушительном аспекте». [ 14 ] Генри и Маргарет Древаль писали, что «любую пожилую женщину, чье долголетие предполагает тайные знания и силу, можно рассматривать как aje, как и всех, кто имеет важные титулы в культах богов и предков. правильно играя, она должна обладать такой силой». [ 14 ] Использование термина «ведьма» особенно опасно, поскольку во многих африканских общинах обвиняемые могут быть подвергнуты остракизму или линчеванию из-за ложных обвинений. [ 15 ] В статье Айо Адедунтана «Вызов ведьмы Аджу, чтобы ее повесить: патриархальное определение йоруба и новое определение женской власти» анализируется влияние неправильного использования термина «ведьма» в обществах йоруба и необходимое использование культурно приемлемых и точных терминов йоруба. [ 16 ] В некоторых случаях, чтобы защитить носителей власти и избежать путаницы, такие термины, как «Старейшины ночи», Айе и Авон Ия Ва, могут использоваться эвфемистически.
История
[ редактировать ]
История Aje начинается с существования. Боги, которые являются синонимами Адже, — это Оду и Одудува, а в книге «Олодумаре: Бог в верованиях йоруба » Э. Боладжи Идову определяет Одудуву как «самосуществующего… Вождя, создавшего существо». [ 17 ] В своей статье «Паук, Хамелеон и сотворение Земли» Одуйойе обнаруживает, что Одудува означает «пророческое высказывание создало существование». [ 18 ] В книге «Архитекторы существования: Адже в йоруба-космологии, онтологии и оратории» Тереза Н. Вашингтон утверждает, что «как галактическая Мать Всего, Одо логически является источником всей ива (идентичности, характера, существования), которая находит свое происхождение и вершина неразбавленной силы чистой космической Черноты ( Дуду )». [ 19 ] Вашингтон определяет значение Одудува как «Огромное лоно или Горшок (Оду) бесконечных глубин и черноты ( Дуду ), который содержит все Атрибуты, Характеристики и Личности». [ 20 ]
Адже — древняя сила, которая на тысячелетия предшествует понятиям «Йоруба» и «Ифа». однако в Оду Ифа также есть различные тексты об Адже. [ нужна ссылка ] Мужчины потерпели неудачу, и только когда они включили Ошуна, мир смог сформироваться. [ 21 ] [ ненадежный источник? ] наделил ее силой материнства и Адже В этом случае Ифа Оса Меджи Оду или Одудува является единственной женщиной среди трех других мужских божеств, и Олодумаре , которая несет в себе внутреннюю силу, которую следует уважать. [ 22 ] [ ненадежный источник? ] Другие тексты происхождения предполагают, что Йемоджа является лидером Иями, а также основателем и владельцем Геледе , общества, посвященного Иями. [ 23 ]
Хотя город Ота в Нигерии чаще всего ассоциируется с Адже, [ нужна ссылка ] Адже всегда процветал в Африке и на землях диаспоры, куда йоруба отправлялись либо по собственному желанию, либо в качестве жертв рабства. [ 24 ] Известно, что Адже возглавляет рынок, а Иялоде является главой торговли и бизнеса в большинстве городов йоруба. Иями Адже также продолжают занимать важные руководящие посты в священных обществах и политических институтах йоруба. [ 25 ]
Иями стал демонизироваться по мере того, как все больше патриархальных режимов приходили к власти в рамках авраамических вероисповеданий , что заставило многих скрываться, чтобы избежать преследований и возможной смерти. Приток авраамических верований и охота на ведьм в Европе в 1700-х годах совпали с притоком исламского и христианского колониализма и работорговли в Западной Африке. Традиционные церемонии, когда-то исполнявшиеся женщинами, стали прерогативой мужчин; в некоторых случаях правители запрещали женщинам посещать фестивали, чтобы гарантировать, что они не будут участвовать. [ 26 ] [ ненадежный источник? ] [ мертвая ссылка ] [ нужна ссылка ]
Фестивали Геледе помогли гарантировать, что почтение и восхваление Иями Адже не будут побеждены или заглушены. Во время этих фестивалей целые общины собираются, чтобы поблагодарить и восхвалить Иями Адже за их защиту и поддержку сообщества. [ 27 ] Фестиваль Геледе почитает Иями как богов и матерей-предков, и одним из наиболее известных аспектов Иями Адже в Геледе является Иями Осоронга, которая также почитается как Ия Нла (Великая Мать) и во время фестиваля Геледе представлена белой маской. . [ 28 ] Согласно Бабатунде Лавалю в «Зрелище Геледе» , Ия Нла — это Йеваджоби, Иями Ия (Мать всего и Мать матерей).
Принципы, функции и роли
[ редактировать ]Сэмюэл М. Опеола утверждает, что Аджу основан на трех основных принципах: [ 29 ]
- Не увлекайтесь травничеством (не используйте травы без досконального знания их природы, применения и божественного разрешения).
- Не показывайте богатство.
- Поделитесь всем.
Опеола утверждает, что Аджо «против классовых систем» и «эксплуатации». С позиции, основанной на признании равенства, Аджу работает над обеспечением социального, политического и культурного баланса и гармонии. Одно из многих хвалебных названий коллектива Ajẹ́ — Ẹgbẹ́ Ọ̀gbà, что означает коллектив равных .
То, что аджу коренится в равенстве, иллюстрирует ключевые различия между онтологией современной йоруба и онтологией автохтонных жителей Иле-Ифе. Коренные жители Иле-Ифе отличались от своих гостей-мигрантов йоруба тем, что называли себя Онимулу, что означает «владелец земли». [ 30 ] Образ жизни Onímọlẹ̀ (также известный как Imọlẹ̀ и Mọlẹ̀) был основан и структурирован на основе аджо, баланса и взаимности, а не на иерархической стратификации и ритуальном поклонении, которыми известны многие африканские культуры, в том числе культура современной йоруба. В книге «Архитекторы существования » Тереза Н. Вашингтон обсуждает значение мировоззрения Ẹgbẹ Ọ̀gbà в отношении того, что сегодня известно как культура йоруба:
Ẹgbẹ Ọ̀gbà также, по-видимому, означает первоначальный образ жизни и мировоззрение молу, основанные на эгалитаризме. Значение социального равенства очевидно в основании Огбони , в котором все члены нации без различия были коллективно инициированы; в правилах говорится, что Аджу должен «делиться всем» и не должен демонстрировать богатство; в указе о том, что бабалаво служат своим общинам и не могут использовать свои [духовные] дары для создания личного богатства; и в монархическом фасаде, который скрывает тщательную работу сложной взаимосвязанной сети богатых аджу власть имущих. Динамика Матери-Сына в Аджу также означает эгалитаризм, потому что у Матери есть молоко, любовь и защита для всех ее потомков, и все ее потомство, ọmọ Onilẹ̀, работает для укрепления и прославления Онила, который укрепляет и прославляет человечество. . [ 31 ]
Из-за тысячелетнего переплетения двух культур — онимоле и йоруба — некоторые непрофессионалы предположили, что аджу имеет иерархическую структуру, аналогичную культуре йоруба, но это не так. [ 32 ] В Аджу нет жрецов или жриц, нет «крестных матерей» и «крестных отцов» Аджау, и внутри Аджу нет иерархии с цветовой кодировкой. Историки культуры йоруба Баде Аджувон и Сэмюэл М. Опеола подтверждают, что до колонизации Африки с сопутствующим ей расизмом и религиозным лицемерием не существовало концепции иерархически расположенных «белых», ( фанфун ), «красных», ( куколок ) или «черных». «( дуду ) Аджу́. Вашингтон считает, что концепция цветовой кодировки Ajẹ́ была создана и использовалась людьми и организациями для защиты от расистских религиозных и политических преследований. [ 33 ]
Аджу считается генетическим, биологическим и духовным даром, который уникально проявляется в каждом из его носителей, мало чем отличаясь от индивидуального ори (судьбы), àṣẹ (личного духовного авторитета) и ива (существования, характера). Следовательно, Аджу работают вместе, как коллектив, чтобы учиться, преподавать, развиваться, расширяться и реструктуризироваться на личном и общественном уровнях. Работа Аджу — это то, что укрепляет жизнь членов сообщества и укрепляет общество в целом. Это гинекологи, акушеры, врачи общей практики, консультанты, психологи, прорицатели, физики, математики, архитекторы, ученые, мореплаватели и земледельцы своих сообществ. Однако больше всего их опасаются за роль исполнителя правосудия. Это осуществляется коллективом ( ẹgbẹ́ ), в который входят члены Ògbóni, священного общества старейшин йоруба, тесно связанного с Ajẹ́, и Oṣó, наделённых полномочиями мужчин, которые могут иметь или не иметь Ajẹ́. Осо описываются как «мужья Адже». [ 34 ] Колдунов, ведьм и ведьм называют «партнерами прогресса». [ 34 ] и за их индивидуальной и коллективной работой наблюдают Одан, Ориша справедливости, чьи глаза никогда не закрываются и, таким образом, свидетельствуют обо всем, и Онил, Хозяин Земли/Мать Земли, которая также известна как Айе . Тот факт, что Аджу также известны как Айе, Земля, подчеркивает целостность космических и земных взаимоотношений Матерей. Из-за серьезности работы Ẹgbẹ́ Ajẹ, секретности и молчания, которые защищают Ẹgbẹ́, а также огромных сдержек и противовесов, обеспечивающих точное отправление правосудия, историк и художник йоруба Адебайо Фалети описывает Аджу как «наиболее дисциплинированный культ в мир. [ 35 ]
Аджу нельзя купить, продать или превратить в товар. Точно так же Ẹgbẹ́ Àjẹ́, вечный консорциум с невообразимо глубокими обязанностями, не занимается пропагандой, не привлекает, не вербует и не рекламирует: это обязательно одновременно тайное и священное общество. Его описывают как одновременно невидимого и повсеместного. [ 36 ] В «Ìgbàgbọ́ àti Ẹ̀sìn Yorùbá » С. Л. Адеойе утверждает, что члены Ẹgbẹ настолько серьёзно относятся к своей работе, что все они придерживаются следующего диктата: «Чтобы глаза видели / Что уши должны слышать / Что рот должен молчать». [ 37 ]
Дополнительные атрибуты
[ редактировать ]Подобно богам-матерям в других культурах, они выполняют тройственную функцию: создатели, хранители и разрушители жизни. Исторически на них возлагалась роль воскрешения мертвых для определения причины смерти, когда она ставилась под вопрос. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Из-за своей связи с Матерью-Землей Иями Адже также известны тем, что широко используют природные ресурсы, такие как травы и животные, для исцеления и расширения возможностей. Все птицы, особенно совы, стервятники и попугаи (особенно африканские серые), связаны с Иями. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Восприятие сообщества
[ редактировать ]Хотя Адже в значительной степени ассоциируется с женщинами и женскими богами, откровение Опеолы о том, что «любой Шриша, считающийся [важным] в творении, рождении детей или защите города, также обладает силой Адже», дает понять, что это жизненно важно для некоторых мужчин - божественное и земное – иметь Адже. [ 44 ] Действительно, Вашингтон и Опеола сходятся во мнении, что «чтобы брать на себя определенные обязанности и выполнять определенные роли, определенные мужчины должны иметь Ajẹ́. [ 45 ] Значение и повсеместность Адже в мире йоруба таковы, что распространенная поговорка йоруба гласит: «У вас есть Адже, у меня есть Адже; у всех нас есть Адже в карманах». Это признание коллективного наследия силы, которая разнообразна и столь же уникальна, как и каждый отдельный носитель, - вот что побуждает Олатубосуна Оладапо, известного поэта и автора текстов йоруба, известного как Одидуру Айекото (или священный серый попугай Аджу ), задать вопрос о его аудитория в одном из своих стихов: « Emi Lo Ó Máa Fàjẹ́ẹ̀ Rẹ Ṣe? (Что вы будете делать со своим собственным Àjẹ́?)». [ 46 ]
В последнее время в диаспоре интерес к культуре йоруба и рост числа посвящений в Ифа и Ориша заставили посторонних задаться вопросом, можно ли получить Аджу от внешнего агента и можно ли быть посвященным в Ẹgbẹ́ Аджу. Можно даже найти людей, рекламирующих то, что, по их словам, является продуктами «Адже» (такими как мыло, масла, лекарства, камни и горшки) и «посвящением» в Аджу́: здесь важно сослаться на принципы Аджу, подробно описанные выше. Вопрос о том, может ли и как происходить посвящение в Иями Адже, является спорным для многих: некоторые утверждают, что его нельзя инициировать, другие утверждают, что инициация может быть проведена, а некоторые люди утверждают, что никто не может выбрать инициацию как Иями, а только Иями. могут выбирать, кого они будут инициировать как Иями. Акцент может быть сделан на возможности выбора, а не на отсутствии инициации. В книге «Иянифа: Женщины мудрости» отмечается, что противоречие утверждения о том, что никто не может инициировать или заявлять, что он был инициирован, и одновременное утверждение, что только Иями может инициировать, демонстрирует ошибочность самого утверждения. [ 47 ] В своей книге «Невидимые силы метафизического мира » Араба Йеми Элебуибон утверждает, что посвящения действительно происходят . Некоторые процессы инициации также объясняются в Литературном корпусе Ифа под названием оду Оса Меджи, где Иялоде посвящает женщин города. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]- Гулду - зрелище йоруба, сочетающее в себе искусство и ритуальный танец для развлечения и обучения.
- Иялаво - титульные
- Ия Нла - Божество в космологии йоруба
- Мами Вата – африканский дух воды.
- Олокун — Ориша в религии йоруба.
- Ошун – йоруба ориша
- Оя – Дух религии йоруба.
- Йемоджа - главная богиня воды из религии йоруба.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь языка йоруба . Университет Ибадана Пресс, Plc. 2008. стр. 129, 157. ISBN. 978-9780307608 .
- ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 58–59. ISBN 9780991073016 .
- ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Вашингтонский университет Press. стр. 100-1 30, 32 . ISBN 0295975997 .
- ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 4, 13. ISBN 0253217571 .
- ^ Древал, Генри Дж. и Маргарет Томпсон Древал (1990). Геледе: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 9. ISBN 0253325692 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 13–14. ISBN 0253217571 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 6. ISBN 9780991073016 .
- ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Спектакль «Геледе: искусство, гендер и социальная гармония в африканской культуре» . Вашингтонский университет Press. стр. 31–33. ISBN 0295975997 .
- ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 19. ISBN 9780991073016 .
- ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Пресс-служба Вашингтонского университета. стр. 100-1 30, 32 . ISBN 0295975997 .
- ^ Древал, Генри Джон и Маргарет Томпсон Древал (1983). Геледе: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 39. ИСБН 9780253325693 .
- ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Вашингтонский университет Press. п. 39 . ISBN 0295975997 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 32. ISBN 9780991073016 .
- ^ Jump up to: а б Древаль, Генри Джон; Древал, Маргарет Томпсон (1983). Г?л?д?: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. п. 74. ИСБН 9780253325693 . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 8–13. ISBN 9780991073016 .
- ^ См.: Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 10, 201–203. ISBN 978-0991073016 .
- ^ Идово, Э. Боладжи (1994). Олодумаре: Бог в верованиях йоруба . Васобия. п. 25. ISBN 1886832005 .
- ^ цитируется по Вашингтону, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 24. ISBN 978-0991073016 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в йоруба, космология, онтология и оратория . Торнадо Ои. п. 23. ISBN 978-0991073016 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 23. ISBN 978-0991073016 .
- ^ Элибуибон, Йеми (2013). Невидимые силы метафизического мира: взгляд в мир ведьм . Институт древней философии. п. 110. LCCN 2009351910 .
- ^ Фавесагу, Агело (2011). Древний африканский священный текст Киломбо Продакшнс. стр. 100-1 445–452. Архивировано из оригинала марта 0 2019 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Лаваль, Бабатунде (1996). Морозное зрелище Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97599-7 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты, проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 56–110. ISBN 0253217571 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 152–199. ISBN 9780991073016 .
- ^ Кумари, Мудрость. «Демистификация Иями» . www.Ayelekumari.com . Получено 18 . августа
- ^ Древал, Джон и Маргарет (1990). Геледе: Искусство и женская сила среди йоруба . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-20565-4 .
- ^ Леваль, Бабатунде (1996). Спектакль в Геледе . Издательство Вашингтонского университета. ISBN 0-295-97599-7 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 14–15. ISBN 0253217571 .
- ^ Идову, Э. Боладжи (1994). Олодумаре: Бог в верованиях йоруба . Вазоби. п. 24. ISBN 1886832005 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 197. ИСБН 978-0991073016 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования . Торнадо Ои. п. 56. ИСБН 9780991073016 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 25–28. ISBN 0253217571 .
- ^ Jump up to: а б Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 33. ISBN 0253217571 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 36. ISBN 0253217571 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты: проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. п. 9. ISBN 0253217571 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 160. ИСБН 978-0991073016 .
- ^ Ачолону, Екатерина (2013). Эдем в Шумере на Нигере: археологические и лингвистические свидетельства возрастом более 450 000 лет в Западной Африке . Нигерия: Публикации Carc.
- ^ Фатунмисе, Фагбамилеке (2013). Иями Осоронга «Божественная женственность» . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-4797-9115-6 .
- ^ Фатегбе, Фасола. «Иями Осоронга, Моя мать-волшебница» (PDF) . Awofategbe.com . Проверено 18 августа 2016 г.
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2005). Наши матери, наши силы, наши тексты, проявления Адже в африканской литературе . Издательство Университета Индианы. стр. 22–25. ISBN 0253217571 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 26, 73–75, 89–97, 203–206. ISBN 9780991073016 .
- ^ Фасоль, Фатегбе. «Иями_Осоронга» (PDF) . Awofategbe.com .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 32. ISBN 978-0991073016 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. стр. 32, 41, 90, 100–101. ISBN 978-0991073016 .
- ^ Вашингтон, Тереза Н. (2014). Архитекторы существования: Адже в космологии, онтологии и оратуре йоруба . Торнадо Ои. п. 203. ИСБН 978-0991073016 .
- ^ Кумари, Айеле. «Иями: Человек, Предок, Космос» . Ayelekumari.com/Ifayele . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ Верже, Пьер (2011). Взлет и падение Иями . Черная Мадонна Энтерпрайзис.