Йеми Элебуибон
![]() |
Главный араб Йеми Элебуибон | |
---|---|
Рожденный | Воплощение Осундагбону Неббуйбойгуна 1947 (возраст 76–77 лет) Осогбо, Нигерия |
Занятие | Автор, священник, поэт писатель, педагог, лингвист |
Язык | Йоруба, английский |
Жанр | История, грамматика/лингвистика, религия, поэзия, пьесы. |
Предмет | Культура йоруба, история йоруба , язык йоруба , религия йоруба |
Известные работы |
|
Веб-сайт | |
старик |
Ифаеми Осундагбону Элебуибон (род. 1947) — нигерийский писатель, поэт, писатель, лингвист и всемирно известный священник Ифа . [ 1 ] Его пьесы и фильмы получили всемирное признание благодаря его стремлению сохранить культуру и наследие йоруба . Он также выступает в качестве путешествующего лектора в нескольких учреждениях, в том числе на кафедре африканского языка и литературы в Университете Обафеми Аволово и кафедре исследований чернокожих в Государственном университете Сан-Франциско и в Культурном институте Ваджумбе в Калифорнии. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Элебуибон родился в 1947 году в Осогбо. [ 3 ] Акинринде Аканде Ẹlẹ́búìbọn (ок. 1885–1957), священнику и охотнику Ифа, и Сиджувоя Абедже Ẹlẹ́búìbọn (урожденная Авонийи). Элебуибон происходит из длинного рода охотников, жрецов, травников и воинов. Его отец считался потомком легендарного воина Олутимехина, одного из основателей города Осогбо. Его мать родилась в семье священников, поклонявшихся Ойе и Ифе. Титул «Араба» дается главному священнику Ифа Осогбо, и этот титул носил его дед по материнской линии, Кхинде Адейми Авонийи, дольше всех служивший Араба Осогбо. [ 4 ] Его бабушкой по материнской линии была Оявену Авонийи. Имена Элебуибона и его родителей ясно описывают происхождение и традиции семьи. Имя матери Элебуибона, Сиджувоя, означает «Открой глаза, чтобы увидеть/поклониться Ое», показывая, что ее родители поклонялись Ое. «Элебуибон» происходит от прозвища его отца, означающего «Владелец множества ружей», что указывает на то, что он был охотником. [ 5 ] Девичья фамилия матери Элебуибона Авонийи означает «Оракул ценен», оракул относится к Ифа. [ 6 ]
Отец Элебуибона был многоженцем и имел шесть жен, а мать Элебуибона была самой молодой женой. У его отца было много детей, но в то время многие из них умерли в младенчестве. Это явление известно в культуре йоруба как абику . Отец Элебуибона и дед Элебуибона по материнской линии (Авонийи) были близкими современниками Ифа, и выяснилось, что для решения этой проблемы отцу Элебуибона придется жениться на дочери женского пола из семьи вождя Араба. Эта девушка была матерью Элебуибона. Однако, когда он женился на Сиджувойе, у нее все еще была проблема Абику, и у нее было двое детей, которые умерли в младенчестве. Чтобы решить эту проблему, он проконсультировался с Ифа, и было решено, что ей придется использовать воду и делать подношения богине Осун (в реке Осун). Вскоре у нее родился единственный выживший ребенок Элебуибон. Обстоятельства его рождения можно увидеть в именах, которые дали Элебуибону. Его имя Ифаеми означает, что Ифа подходит мне. [ 7 ] а другое его имя Осундагбону относится к богине Осун, которая, как они считали, дала им Элебуибон.
Карьера
[ редактировать ]Элебуибон начал обучение на священника Ифа под руководством своего отца в 1951 году, когда ему было 4 года. [ 2 ] Он продолжал это строгое обучение традиционным искусствам до тех пор, пока его отец не умер, когда ему было всего 10 лет в 1957 году. современник отца и деда Элебуибона. Проучившись еще 10 лет, он стал официальным Бабалаво в 1967 году. Он не посещал формальную школу, а занимался самообразованием. Затем он стал актером Дуро Ладипо знаменитых пьес , в том числе «Оба ко со» . [ 4 ] Затем он стал сотрудничать с Национальным черным театром , в котором в настоящее время работает консультантом по культуре. Затем он начал публиковать несколько книг и статей на языке йоруба и английском языке. Он также написал множество традиционных пьес йоруба, основанных на фигурах йоруба (известных на языке йоруба как эви). Его традиционная моральная драма «ИФА ОЛОКУН АСОРОДАЙО» (популярная фраза, восхваляющая Ифа и Орунмилу, взятая из Оду-Ифа, была представлена в виде сериала на национальном телевидении Нигерии. [ 2 ] Стремясь сохранить историю и культуру йоруба, которые, по его мнению, были потеряны из-за западного влияния, он основал несколько культурных учреждений в Нигерии, в том числе Ancient Philosophy International в Осогбо, центр, занимающийся обучением африканской традиционной религии и исполнительским искусствам. Он был назначен заместителем председателя Совета традиционной медицины штата Осун и в настоящее время является президентом Международного конгресса традиций и культуры Ориса, отделение Нигерии. Благодаря его усилиям роща Осун-Осогбо была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2005 году ЮНЕСКО в своем третьем провозглашении мировых шедевров объявила, что система гадания Ифа в Нигерии является одним из устного и нематериального наследия человечества, которое необходимо сохранить и сохранить. защищен. Он продолжает ездить с лекциями в дополнение к своей традиционной религии. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алехандро де ла Фуэнте; Джордж Рид Эндрюс (2018). Афро-латиноамериканские исследования: Введение . Издательство Кембриджского университета. п. 471. ИСБН 978-1-107-1776-28 .
- ^ Jump up to: а б с «Достопочтенный араб Ифаеми Элебуибон» . дом
- ^ «Папа не верит в телесные наказания — дочь Йеми Элебуибона» . Удар . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Араба Ифаеми О. Элебуибон» . araba-osogbo.com .
- ^ «Стрелок» .
- ^ "Опасность" .
- ^ «Ифайеми» .
- 1947 рождений
- Живые люди
- Бабалавос
- Писатели на языке йоруба
- Драматурги и драматурги йоруба
- Лингвисты йоруба
- Нигерийские ученые-эмигранты в США
- Преподаватели государственного университета Сан-Франциско
- Академический состав Университета Обафеми Аволово
- Ученые йоруба
- Люди из Осогбо
- Лингвисты йоруба
- Англоязычные писатели из Нигерии