История народа йоруба
Примеры и точки зрения в этой статье могут не включать все важные точки зрения . ( Октябрь 2020 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |
Часть серии о | ||||||||||||||||||
История Нигерии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология | ||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||
По штату | ||||||||||||||||||
См. также | ||||||||||||||||||
Портал Нигерии | ||||||||||||||||||
Документированная история начинается, когда Ораньян стал править Империей Ойо , которая стала доминирующей в начале 17 века. Старые традиции ранее господствовавшего королевства Иль-Ифе в основном носят устный характер .
До Империи Ойо
[ редактировать ]История народа йоруба начинается в Иль-Ифе (Империя Ифе) . Это королевство было основано божеством Одудувой , которое, как полагают, создало мир. Одудува был первым божественным королем народа йоруба. Говорят, что народ йоруба верит, что их цивилизация зародилась в Иль-Ифе, где боги спустились на землю. [ 1 ]
Этническая группа стала популярной на международном уровне благодаря торговле с португальцами, которые давали им оружие для торговли. Йоруба подверглись вторжению фулани в начале 1800-х годов, что вытеснило людей на юг. В конце 1800-х годов они заключили договор с Британской империей и были колонизированы Великобританией, начиная с 1901 года. [ 2 ]
Люди, жившие в Йорубаленде , по крайней мере, к седьмому веку до нашей эры , изначально не были известны как йоруба , хотя они имели общую этническую и языковую группу. Исторические йоруба развиваются in situ из более ранних (мезолитических) популяций Вольта-Нигера к 1-му тысячелетию до нашей эры. [ 3 ]
Археологически поселение Иль-Ифе можно датировать примерно 10-6 веками до нашей эры, а городские постройки появились в 4-7 веках. «Между 700 и 900 годами нашей эры город начал развиваться как крупный художественный центр». А «к 12 веку художники Ифе создавали роскошные и религиозные скульптуры из бронзы, камня и терракоты». Фаза Иль-Ифе до возвышения Ойо, ок. 1100–1600 годы иногда называют «золотым веком» Илье-Ифе. [ 4 ]
Это Империя
[ редактировать ]Между 1600 и 1800 годами нашей эры Ифе была превзойдена Империей Ойо как доминирующая военная и политическая держава йоруба. Соседняя Бенинская империя также была мощной силой между 1300 и 1850 годами.
Ойо развилось в 17 веке и стало одним из крупнейших королевств йоруба, в то время как Иле-Ифе оставался религиозно значимым соперником его власти на месте божественного сотворения земли в мифологии йоруба. После вознесения Одудувы в Иль-Ифе у него родился сын. Этот сын позже стал первым правителем империи Ойо. [ 5 ]
Королевство Ойо подчинило себе королевство Дагомея . Он торговал с европейскими купцами на побережье через Аджасе. Богатство империи росло, увеличивалось и богатство ее политического лидера. Такое положение дел продолжалось до тех пор, пока Оба Абиодун, последний великий правитель Ойо, не вовлек своих противников в ожесточенную гражданскую войну, которая оказала разрушительное воздействие на экономическое развитие и торговлю с европейскими купцами. Вскоре после этого произошло падение королевства, поскольку Абиодуна мало что заботило, кроме демонстрации королевского богатства. Империя Ойо распалась к 1830-м годам. [ 6 ]
Как и сам Ойо, большинство окружающих городов-государств контролировались Обасом , избранными жреческими монархами, и советами, состоявшими из Олойев , признанных лидеров королевского, благородного и часто даже простого происхождения, которые присоединялись к ним в управлении королевствами через ряд гильдий и культов. В разных штатах наблюдалось разное соотношение власти между королевской властью и советом вождей. В некоторых, таких как Ойо , были могущественные, автократические монархи с почти полным контролем, в то время как в других, таких как города-государства Иджебу , сенаторские советы были высшими, а Оба служила своего рода номинальным главой.
Однако во всех случаях монархи йоруба подвергались постоянному одобрению своих избирателей в рамках политики и могли быть легко вынуждены отречься от престола за демонстрацию диктаторских тенденций или некомпетентности. Приказ освободить трон обычно передавался посредством ароко или символического послания, которое обычно принимало форму попугаевых яиц, доставленных Олойе в закрытой чаше из калебаса.
Современная история
[ редактировать ]Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Йоруба в конечном итоге основали федерацию городов-государств под политическим господством города-государства Ойо , расположенного на северной окраине Йорубаленда на равнинах саванны между лесами нынешней юго-западной Нигерии и рекой Нигер .
После джихада под руководством Усмана Дана Фодио и быстрой консолидации городов-государств хауса на территории современной северной Нигерии халифат Фулани Сокото вторгся и аннексировал буферное королевство Нупе . Затем он начал продвигаться на юг, в земли ойо. Вскоре после этого его армии захватили военную столицу йоруба Илорин , а затем разграбили и разрушили Ойо-Иле, королевскую резиденцию Империи Ойо .
После этого Ойо-Иле был оставлен, и Ойо отступили на юг, к нынешнему городу Ойо (ранее известному как «Аго д'ойо» или «Ойо Атиба») в лесном районе, где кавалерии Сокотоского халифата было меньше эффективен. Дальнейшие попытки халифата Сокото расшириться на юг были пресечены йоруба, сплотившимися для защиты под военным руководством восходящего клана Ибадан , выросшего из старой империи Ойо , и городов-государств Иджебу.
Однако гегемонии Ойо был нанесен смертельный удар. Другие города-государства йоруба вырвались из-под господства Ойо и впоследствии были втянуты в серию междоусобных конфликтов, которые вскоре переросли в полномасштабную гражданскую войну . Эти события значительно ослабили южных йоруба, поскольку правительство Нигерии использовало жесткие методы, чтобы положить конец гражданской войне. В 1960 году Большой Йорубаленд был включен в состав Федеративной Республики Нигерия. [ 7 ] Исторические записи йоруба, которые стали более доступными в девятнадцатом веке с более постоянным прибытием европейцев, рассказывают о тяжелых джихадовых набегах конных воинов фулани с севера, а также о эндемических межгородских войнах среди самих йоруба. Тем не менее , археологических свидетельств величия их древней цивилизации в форме, среди прочего, впечатляющих архитектурных достижений, таких как Эредо Сунгбо , которым уже несколько столетий, предостаточно. [ 8 ]
Крупные города и диаспора
[ редактировать ]Многие народы йоруба организуются в деревни, поселки и города в форме королевств. Крупнейшие города включают Иле-Ифе , Ойо , Ила-Орангун , Эко ( Лагос ), Абеокуту , Ипокию , Ибадан , Иджебу-Оде , Иво , Акуре и т. д. Некоторые города народа йоруба в совокупности считаются кланами из-за сходство в их происхождении и культуре. Несколько других городов, хотя и не принадлежащих йоруба, исторически находились под влиянием йоруба. Это города Варри , Бенин-Сити , Окене и Аучи . [ 9 ]
Диаспора йоруба состоит из двух основных групп. В первую входят недавние иммигранты, переехавшие в США и Великобританию после политических и экономических перемен 1960-х и 1980-х годов. Вторая группа намного старше и состоит из потомков похищенных йоруба, прибывших в качестве рабов в такие страны, как США, Куба, Тринидад, Бразилия, Гренада и другие страны Карибского бассейна и Южной Америки в 19 веке.
Как и в случае с самим Йорубалендом, многие люди, принадлежащие к диаспоре йоруба, являются мусульманами или христианами. [ 10 ] Однако традиционное поклонение йоруба остается влиятельным в общинах диаспоры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иле-Ифе, Нигерия (ок. 500 г. до н. э.) | Черное прошлое: помнить и исправлять» . blackpast.org . 16 марта 2011 года . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ «Народ йоруба в Нигерии - история и культура народа йоруба» . Путеводитель по туризму, местной культуре и инвестициям в Нигерии . Проверено 05 октября 2018 г.
- ^ Зербо, Дж.КИ (1981). «Всеобщая история Африки, I: Методология и африканская предыстория» . unesdoc.unesco.org . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Иле-Ифе, Нигерия (ок. 500 г. до н. э.) | Черное прошлое: помнить и исправлять» . blackpast.org . 16 марта 2011 года . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Закон, Робин (1984). «Насколько традиционна наша традиционная история? Случай Сэмюэля Джонсона и запись устной традиции йоруба» . История в Африке . 11 : 195–221. дои : 10.2307/3171634 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171634 . S2CID 165444099 .
- ^ «Империя Ойо | историческое королевство в Западной Африке» . Британская энциклопедия . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Гат, Азар. «Война в человеческой цивилизации» Oxford University Press, 2006, стр. 275.
- ^ Гат, Азар. «Война в человеческой цивилизации» Oxford University Press, 2006, стр. 275.
- ^ «Города народа йоруба - потомок экимогунов, Великобритания и Северная Ирландия» . Потомок экимогуна Великобритания и Северная Ирландия . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Нольте, М. Инса; Анкарно, Клайд; Джонс, Ребекка (апрель 2018 г.). «Межрелигиозные отношения в Йорубаленде, Нигерия: корпусные методы и данные антропологического исследования» . Корпора . 13 (1): 27–64. дои : 10.3366/кор.2018.0135 . ISSN 1749-5032 .
Библиография
[ редактировать ]- Адебайо Кайоде "После Одудувы"???
- Акинтойе, Стивен Адебанджи: История народа йоруба , Дакар,
- Идову, Боладжи Э.: «Олодумаре: Бог в верованиях йоруба», Вазобия, Нью-Йорк, 1994 г. ISBN 1-886832-00-5 .
- Идову, Боладжи : Олодумаре: Бог в верованиях йоруба , Лондон, 1962.
- Джонсон, Сэмюэл: История йоруба , Лондон, 1921.
- Лукас, Джонатан Олумиде «Религия йоруба», Лагос
- Ло, Робин: Империя Ойо, ок. 1600 – ок. 1836 г. , Оксфорд, 1977 г.
- Смит, Роберт: Королевства йоруба , 1-е изд. 1969, 3-е изд. Лондон 1988.