Экити люди
![]() Территориальные просторы Экити Йорубас. [ 1 ] | |
Общая численность населения | |
---|---|
~ 4,175,608 (2011-'16) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Штат Экити - 3 270 798 (2016) [ 2 ]
Штат Ондо - 775 420 • Экити : 63 200 • Лучшая идея : 66 190 | |
Религия | |
Прежде всего : христианство Также : Ислам • Религия йоруба | |
Родственные этнические группы | |
Еда , Огонь , Любовь , Время , Возраст , Молодость , Другие люди йоруба |
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Народ экити — одна из крупнейших исторических подгрупп более крупного народа йоруба в Западной Африке, расположенного в Нигерии. [ 3 ] Они классифицируются как группы центральных йоруба, наряду с группами иджеша , игбомина , ягба и ифес . Штат Экити населен исключительно народом Экити; Однако это всего лишь сегмент исторической территориальной области групп, говорящих на языке экити, которые исторически включали города в штате Ондо, такие как Акуре (нынешняя столица и крупнейший город штата Ондо ), Илара-Мокин , Иджаре и Игбара-оке. . Огбаги, Ирун, Эсе, Ойин, Игаси, Афин и Эрити в районе Акоко , [ 4 ] Как и некоторые города в штате Квара , они также в культурном отношении являются Экити, хотя сегодня принадлежат другим штатам. [ 5 ]
Название Экити является производным от более раннего термина Окити , что на языке йоруба означает «Холмистый», что характеризует в целом холмистую местность территорий, населенных экити. [ 6 ]
Диалект
[ редактировать ]Язык, на котором обычно говорит народ экити, представляет собой отдельный диалект йоруба , также называемый «экити». Несмотря на сравнительно большое географическое распространение, экити остается относительно однородным в тех регионах, где на нем говорят. Диалект в целом имеет сходство с языком иджеша на западе, за хребтом Эффон , и с языком игбомина на севере и северо-западе, вокруг говорящих на языке экити людей Экан-Медже и Илоффа в направлении Ому-Арана , оба из которых до сих пор входят в состав Центрального континуума йоруба. К северо-востоку, вдали от городов Окэ-ако, Итападжи и Омуо , диалект постепенно переходит в типы Ягба и Гбедде/Адде- Йоруба соответственно. [ 7 ]
География
[ редактировать ]Экити занимают площадь 8 557 км² и в культурном отношении связаны с игбоминой на севере и иджешами на западе (традиционная культурная граница экити-иджеша проходит в Ипету-Иджеша ). Ондо расположены на юго-западе, Овос — на юго-востоке, а Акокос , Ягбас и Иджумус — на северо-востоке. [ нужна ссылка ]
Штат Экити, как правило, представляет собой горную зону, высота которой обычно превышает 450 метров. В районе Акуре высота падает примерно до 360 метров. Он расположен на территории, подстилаемой метаморфическими породами , и, как правило, представляет собой холмистую местность с характерным ландшафтом, состоящим из старых равнин, разбитых крутыми обнажениями, которые могут встречаться по отдельности или группами или хребтами. [ нужна ссылка ] Такие обнажения можно увидеть в местах Арамоко, Эфон-Алайе , Икере-Экити , Игбара-одо и Окемеси-Экити и других. Пейзаж усеян скалистыми холмами, среди которых выделяются холмы Олосунта в Икере-Экити на юге, хребет Эффон, который проходит в продольном направлении вокруг Эфон-Алайе на западной границе, и холмы Адо в центре. Топография была, пожалуй, единственной веской причиной, по которой Экитис так и не стал единой политической единицей. В этом районе тропический климат с двумя четко выраженными сезонами: сезон дождей, который длится с апреля по октябрь, и сухой сезон, который начинается в конце ноября и заканчивается в марте. Температура колеблется от 21 °C до 28 °C при высокой влажности. На юге растительность представлена в основном тропическими лиственными лесами , а на северной периферии можно наблюдать саванну смешанного/производного типа.
Местная администрация и население
[ редактировать ]После 1854 года Акуре и другие города Экити перешли под власть Ибадана , и многие поселения были разрушены. Это продолжалось до восстания в 1876 году, за которым последовала длительная война между штатами йоруба. [ 8 ] в котором Экитис объединили свои силы с Иджешами и некоторыми городами Акоко в клановую конфедерацию, известную как Экити Парапо. [ 9 ] чтобы противостоять правлению Ибадана под руководством вождя Фабунми Окэ-Имеси и вождя Огеденгбе Иджешаланда .
К концу XIX века британцы на базе своей колонии Лагос установили протекторат над этой территорией, хотя и управляли ею через «местные» администрации. Они стремились объединить королевства экити региона в единую административную единицу, преодолевая сопротивление народа экити, предпочитавшего местную автономию. В 1899 году Экити и Илеша образовали северо-восточную часть протектората. В 1915 году Экити, Ово и Ондо были объединены в провинцию Ондо со штаб-квартирой в Акуре. [ 10 ]
Рассматривая создание местных властей в Оке-Имо, Илеса в 1900 году майором Ривом Такером и реорганизацию Северо-Восточного округа в декабре 1912 года; разделение Иджесы, Экити и других территорий 1 января 1913 года и создание местной власти Экити со штаб-квартирой в Адо-Экити , конфликты и выступления за местную автономию пронизали политику традиционных институтов Экитиленда. Когда в 1913 году британцы перенесли свой административный центр округа Экити в Адо-Экити, где правит Эви, изменение политического статуса Адо-Экити стимулировало желание других традиционных властей Экитиленда и дальше требовать местных автономий. [ нужна ссылка ] Обострившаяся борьба не придала убедительности тому факту, что выбранный в итоге Адо-Экити уже был официальной и главной административной столицей Экитиленда с 1 января 1913 года, а агитаторам не пришло в голову, что со временем он стал вторым домом для все жители Экити, независимо от их родного города или места происхождения. Следовательно, борьба за значимость и превосходство, которая продолжает поднимать голову, заслуживает более полного изучения и понимания, если мы хотим найти долгосрочные решения.
Аналогичным образом, когда британцы обсудили идею признания верховного правителя Экитиленда; как это произошло в Иджебу и Эгбаланде, где Авуджале и Алаке стали верховными правителями; его агенты столкнулись с сопротивлением со стороны Экити Обаса, который выступал против режима включения в списки и роли традиционных правителей на собраниях Окэ-Имо. [ когда? ] Попытка британских колонистов навязать единственную местную власть в Экитиленде в рамках своей политики непрямого правления провалилась из-за неприятия теории превосходства среди Экити Обас . Любая попытка дальнейшей централизации традиционной политической власти под эви Адо-Экити с Адо-Экити в качестве столицы Экитиленда, несмотря на изобретательность ее экспериментов, также встречала сопротивление. Создание колониальных территорий, которые превратились в современные государства после того, как различные колониальные интересы покинули Африку , привело к разделению существующих традиционных сообществ. Позже провинция Ондо стала частью Западного штата. В 1976 году был образован старый штат Ондо, а в 1996 году штат Экити отделился от современного штата Ондо, столицей которого является Акуре. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
Штат Экити был создан 1 октября 1996 года вместе с пятью другими штатами главой государства и главнокомандующим вооруженными силами Федеративной Республики Нигерия генералом Сани Абачей , GCON в общенациональной трансляции, посвященной 36-й годовщине независимости. юбилей Нигерии. Штат, выделенный из штата Ондо, охватывает бывшие двенадцать территорий местного самоуправления, которые составляли зону Экити старого штата Ондо. [ 11 ] Экити как нация внутри этнической группы йоруба имеет своего прародителя в Одудуве , как и большинство других крупных субэтнических групп в йорубаленде . Однако, в отличие от более централизованных королевств и городов-государств на Западе, экитисы традиционно жили в меньших, менее политически централизованных королевствах, которые были в значительной степени независимы друг от друга, хотя они торговали между собой, и их правящие семьи часто заключали династические браки . [ нужна ссылка ]
Граница современного Экитиленда несколько раз перемещалась в течение 23 лет без учета существующей практики определения традиционных границ в традиционном африканском обществе. [ нужна ссылка ] Некоторые из крупных поселений Экити, затронутых сдвигом границ по политическим и административным причинам, следующие:
Поселения Экити были переданы Северной Нигерии в колониальную эпоху.
- Королевство Райт (Автун) — Райт, Экан, Ай Экан, Илоффа, Эруку, Идофин. Архивировано 17 января 2018 г. в Wayback Machine , Илале, Эринмопе, Ипету , Орота, Ола.
- Королевство Оббо (Обо) (которое состоит из Оббо-иле и Оббо-Айегунле) — Оси, Ора Айеторо, Эджу.
- Омуо-Экити и его соседи — Омуо , Ойин , Иро, Афин, части царства Эгбе-оба .
- Общественный сектор - Эринмопе Экити, Ааре Опин, Исоло Опин, Исаре Опин, Оси, Икерин Опин, Оке Опин, Эпе Опин, Оваатун Опин, Этан, Оббо-Аегунле, Оббо-Иле, Эруку, Аджуба, Исапа, Эджу и другие.
Поселения Экити были переданы регионам Ондо и Ово под колониальной Нигерией.
- Акуре — Королевство Акуре , Иджу , Итаогболу, Игбара Оке , Иджаре , Илара-Мокин , Ибуле и др.
- Западный Акоко — Ирун, Огбаги, Эсе, Эрити.
Экити раньше существовал как шестнадцать основных королевств. У каждого был старший Оба, контролирующий его территорию. Среди народа Экити никогда не было единой централизованной политической единицы. Несмотря на то, что Ооре Отун Экити — города к северу от культурной области Экити — считался самым старшим из королей Экити с момента британской оккупации Экитиленда до позднего конца колониального правления Нигерии, старший Экити Обас Акуре (Деджи), Адо (Эви) и Икере (Огога) управляли крупнейшими городами, а Акуре был городом Экити, имеющим самые тесные связи с Бенином .
Школа Атолагбе
[ редактировать ]По мнению части историков Экити (таких как Атолагбе), превосходство Ооре как самого старшего йоруба и Экити Оба было связано с тем фактом, что Ооре подписали мирный договор 1886 года, который британцы согласовали с алаафинами. Ойо и Ова Обокун из Иджешаленда, среди других. Оба Бенина также заставили заключить договор с алаафинами Ойо. По этому договору Экити , Ондо и Эдо считались частью его традиционных территорий влияния и были свободны от территориальных вторжений Ойо, в то время как алаафины Ойо будут владеть западными и северными территориями йоруба, включая части соседей, не говорящих на йоруба. как Нупе , Ибариба и Аджа в Дагомее (ныне Республика Бенин). [ 12 ] Сэмюэл Роу, губернатор колонии Золотой Берег, задокументировал некоторые полезные намеки относительно превосходства Оора Отуна 29 мая 1883 года, когда он написал:
«Экити Парапо — это название, данное конфедерации «эфонских племен». Говорят, что среди них 132 царя. Главным из этих царей является один Орай (Ооре)» .
Из-за разногласий между правительством Севера и администрацией майора Ривза Такера территории Отуна, Обо, Ишана, Айеде и Иколе были выделены из состава Юга, а затем объединены с территориями Северной Нигерии. Впоследствии, после корректировки границы между дивизиями Экити (Южная) и Кабба (Северная) в 1909 году, Ишан, Айеде и Иколе вернулись в дивизию Экити, в то время как Отун, Обо и другие остались на севере, под командованием Илорин дивизии . В период отсутствия Ооре в Экитиленде идея экитского совета Обаса угасла. Заседания совета в течение всего периода не проводились из-за отсутствия приемлемого руководства среди всех Оба. Руководство, естественно, перешло к Эви из Адо, который фактически представлял Экити Оба на конференции Йоруба Оба, проходившей в Ибадане в 1939 году. После возвращения города Отун в состав дивизии Экити в 1936 году совет Экити Оба был вновь создан. в форме Пелупелу ( чье имя произошло от «Пе Олу», т. е. «Призвание лордов»), и Ооре снова стал президентом. В биографии Его Королевского Высочества Оба Аладесанми , Эви Адо Экити, Оба сказал:
«Я нахожусь на третьем месте в Совете традиционных правителей дивизии Экити, где вторым является Аджеро Иджеро Экити . Старший, Уре из Отуна, передал свой округ Совету эмирата Илорин. Позже он был возвращен в дивизию Экити. провинции Ондо после долгих волнений со стороны народа перед правительством».
Школа Фалегана
[ редактировать ]Другая школа мысли оспаривает превосходство Ооре как самого старшего Оба в Экити по нескольким причинам. Во-первых, это тот факт, что Уры не владели самым большим королевством в доколониальную эпоху. Эви Адо-Экити и Деджи Акуре владели гораздо большими территориями. Утверждается, что во время войны Кириджи Ооре был скорее королем-наемником, в отличие от главных королей, которые почти не покидали свои дворцы даже перед лицом войны. Примером этого является тот факт, что Эви остался в Адо и покинул его только тогда, когда его город временно переместился из-за вторжения бенинской орды. Атолагбе признал, что Ооре не был принцем династии Одудува, а скорее был его другом или благодетелем. Следовательно, он был местной личностью, которая была интегрирована в культуру йоруба во время династического правления Одудувы и его преемников. Поскольку среди детей и внуков Одудувы были Эви, Аджеро, Алара и Элеколе, все они, следовательно, являются прямыми наследниками Одудувы. Из-за этого Уры не могли иметь с ними равного ранга согласно обычному праву йоруба. Он не мог быть самым высокопоставленным королем йоруба в Экитиленде, даже если он был выжившим уроженцем Экити или последователем Обатала, которая была завоевана. Кроме того, ссылки на Ура в Оракул Ифа только утверждает, что Ур также был последователем Ифа, тогда как в том же разделе Ифа упоминается, что Адо-Экити является домом (или обителью ) Ифа, что неизменно делало Ура таким же приверженцем, как и любой другой, в то время как Эви является хранителем Ифа. религия Ифа.
Более того, в пелупелусе, который Ооре возглавлял в начале войны Кириджи в Отуне, присутствовало немного главных Оба. В их число не входили Эви, Деджи и Огога, и это лишь некоторые из них. Встречи считались менее важными, за исключением мобилизации коалиции воинов и охотников для освободительной войны Экити, возглавляемой Фабунми. Есть записи, в которых говорится, что пелупелус, проводившийся до этого, часто проводился в Адо-Экити под властью Эви, встречи, на которых Оба никогда не встречались, потому что традиция запрещала Обасу смотреть друг другу в глаза в Йорубаленде до прибытия британцев. Пелупелу, где Ооре был признан британцами самым старшим из Оба, был установлен в Окэ-Имо в 1900 году майором Такером в связи с признанием его героического вклада в войны Кириджи и подписанием договора 1886 года, эпохи Уру во время встречи, ошибке в маршруте визита Такера в Экити, после которой он присвоил Уру более высокий статус, и роли, которую Ур сыграл как первый Экити Оба, принявший британское колониальное правление в Экитиленде. Наконец, история об Уре, где он упоминается как равный друг Одудуве, никогда не была принята в Традиция Ифе верна.
По мнению Бабатолы, тот факт, что одна школа истории йоруба считала Ура принцем Иль-Ифе, в то время как другие называли его последователем Обаталы, которого Одудува свергнул с поста короля по прибытии в Ифе, является достаточным основанием задаться вопросом: еще вопросы. С другой стороны, Фалеган настаивал на том, что Уры не могут претендовать на какое-либо превосходство или превосходство, которым он не обладал в Экитиленде до колониального правления. Он настаивал на том, что, если Ооре является сыном Одудувы, его статус будет зависеть от того, какое место он занимает в списке выдающихся детей Одудувы, добившихся впечатляющих успехов в своих приключениях вдали от Иле-Ифе, особенно тех, кто направился в Экитиленд. В противном случае, если Ооре является последователем Обаталы, который выжил как местное существо, с которым Одудува встретился в Иль-Ифе и впоследствии интегрировался, он не смог бы продвинуть себя в традиции выше новой династии Одудува и его сыновей в Йорубаленде.
Поэтому Фалеган заметил так: «Как Уре стал королем, если он не был ни сыном Одудувы, ни его наместником?»
Бабатола аналогичным образом рассмотрел версию истории Ура, представленную Атолагбе и другими историками Моба , и представил следующее: «Реконструкция Атолагбе истории Моба и места, которое он отстаивал для Ура в истории йоруба и Экити, чтобы повысить статус Ура в глазах всех Мир как самый старший Экити Оба нанес серьезный ущерб истории йоруба. Действительно, в нем есть элемент глубоко разрушительной конъюнктуры традиций и культуры в нашей истории, который следует исправить в пределах его заблуждений или искажений. обратимый за счет гармонизации различных традиций народа экити, чтобы разоблачить его тонкости выдумок и ложных утверждений, Атолагбе, скорее всего, попытался также набрать очко против Экити Обаса, который выступал против включения Ура в список раньше их на собраниях Окэ-Имо в поиске средства восстановления. Превосходство Ура, завоеванное в конце правления Кириджи и в первые годы британского колониального правления в Экитиленде».
Генетика
[ редактировать ]Исследование Y-ДНК , проведенное Кертисом Ланре Коул-Шоуерсом в 2014 году, показало, что среди населения йоруба, географического происхождения из Экити, примерно 4,2% являются носителями западно-евразийской гаплогруппы R1b и восточноафриканской гаплогруппы E1b1b . Примечательно, что преобладающим генетическим маркером в популяции Экити, составляющим примерно 75%, является E1b1a. гаплогруппа [ 13 ]
Недавние события
[ редактировать ]С созданием местной власти Экити (дивизии Экити) в Адо-Экити в январе 1913 года и превращением Акуре в провинциальный центр и, соответственно, с его ростом в размерах и статусе, преобладание Ооре и выдающееся положение Эви постепенно разрешились политическим путем.
Кеньо составил список из 104 автономных сообществ Экити, существовавших в 1950-х годах, с именами их традиционных правителей, приехавших из Иль-Ифе или Бенина и других мест в Экитиленд, хотя некоторые из них сейчас расположены за пределами штата Экити. Несмотря на то, что количество автономных сообществ в Экитиленде в 1955 году составляло 104 (причем некоторые из этих городов в конечном итоге были переданы соседним штатам Ондо, Коги и Квара ), количество автономных местных сообществ в нынешнем штате Экити в 2014 году увеличилось до 134 за счет официальным вмешательствам и правительственным заявлениям. Здесь следует задать скрытый вопрос: были ли Экити Оба и их общины, которые позже получили местную автономию, изначально затронуты британской реорганизацией городов Экити, или же они были подчинены более крупным королевствам или общинам в течение длительного периода времени, прежде чем они успешно утвердили свои права? их автономия. Другая возможность состоит в том, что другие проблемы привели к их разногласиям, которые, в свою очередь, вызвали их требования об отделении со времен британского колониального правления до сих пор.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Подгруппы йоруба» . Кембридж.орг . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ «Национальное бюро статистики | ПОДРОБНОСТИ ОТЧЕТА» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ «Сопротивление Акоко внешнему вторжению и господству в девятнадцатом и двадцатом веках» (PDF) . rsisinternational.org . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ «Формирование нации йоруба и проблемы лидерства со времен доколониальной эпохи, стр. 14» . исследование Gate.net . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба . Кембриджшир, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511702617 .
- ^ Агбула, главный операционный директор (январь 1999 г.). «История и историография в доколониальных нигерийских обществах: случай экити» . История в Африке . 26 : 1–10. дои : 10.2307/3172134 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3172134 . S2CID 161834491 .
- ^ Джереми Сеймур Идс (1980). Йоруба сегодня . Архив Кубка. п. 9 . ISBN 0-521-22656-2 .
- ^ «Люди Экити» . Литкаф . 2017-02-02 . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Эндрю Герман Аптер (1992). Черные критики и короли: герменевтика власти в обществе йоруба . Издательство Чикагского университета. п. 166 . ISBN 0226023427 .
- ^ «Узнайте о штате Экити, Нигерия | Люди, местное самоуправление и возможности для бизнеса в Экити» .
- ^ «Домашняя страница Отун-Экити» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 г. Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ Коул-Шоуерс, Кертис Ланре (2014). «Структура населения и демография населения Нигерии с использованием маркеров Y-хромосомы» (PDF) . Университет Западного Кейпа : 44.