Jump to content

Экити люди

Экити люди
Территориальная карта народа йоруба, говорящего на языке экити, в штатах Экити, Ондо и Квара.
Территориальные просторы Экити Йорубас. [ 1 ]
Общая численность населения
~ 4,175,608 (2011-'16)
Регионы со значительной численностью населения
Штат Экити - 3 270 798 (2016) [ 2 ]

Штат Ондо - 775 420
Акуре-Норт : 151 930
Юг Акуре : 418 570
Ифедоре : 204 920

Штат Квара - 129 390
Экити : 63 200
Лучшая идея : 66 190
Религия
Прежде всего : христианство
Также : Ислам Религия йоруба
Родственные этнические группы
Еда , Огонь , Любовь , Время , Возраст , Молодость ,
Другие люди йоруба

Народ экити — одна из крупнейших исторических подгрупп более крупного народа йоруба в Западной Африке, расположенного в Нигерии. [ 3 ] Они классифицируются как группы центральных йоруба, наряду с группами иджеша , игбомина , ягба и ифес . Штат Экити населен исключительно народом Экити; Однако это всего лишь сегмент исторической территориальной области групп, говорящих на языке экити, которые исторически включали города в штате Ондо, такие как Акуре (нынешняя столица и крупнейший город штата Ондо ), Илара-Мокин , Иджаре и Игбара-оке. . Огбаги, Ирун, Эсе, Ойин, Игаси, Афин и Эрити в районе Акоко , [ 4 ] Как и некоторые города в штате Квара , они также в культурном отношении являются Экити, хотя сегодня принадлежат другим штатам. [ 5 ]

Название Экити является производным от более раннего термина Окити , что на языке йоруба означает «Холмистый», что характеризует в целом холмистую местность территорий, населенных экити. [ 6 ]

Язык, на котором обычно говорит народ экити, представляет собой отдельный диалект йоруба , также называемый «экити». Несмотря на сравнительно большое географическое распространение, экити остается относительно однородным в тех регионах, где на нем говорят. Диалект в целом имеет сходство с языком иджеша на западе, за хребтом Эффон , и с языком игбомина на севере и северо-западе, вокруг говорящих на языке экити людей Экан-Медже и Илоффа в направлении Ому-Арана , оба из которых до сих пор входят в состав Центрального континуума йоруба. К северо-востоку, вдали от городов Окэ-ако, Итападжи и Омуо , диалект постепенно переходит в типы Ягба и Гбедде/Адде- Йоруба соответственно. [ 7 ]

География

[ редактировать ]

Экити занимают площадь 8 557 км² и в культурном отношении связаны с игбоминой на севере и иджешами на западе (традиционная культурная граница экити-иджеша проходит в Ипету-Иджеша ). Ондо расположены на юго-западе, Овос — на юго-востоке, а Акокос , Ягбас и Иджумус — на северо-востоке. [ нужна ссылка ]

Штат Экити, как правило, представляет собой горную зону, высота которой обычно превышает 450 метров. В районе Акуре высота падает примерно до 360 метров. Он расположен на территории, подстилаемой метаморфическими породами , и, как правило, представляет собой холмистую местность с характерным ландшафтом, состоящим из старых равнин, разбитых крутыми обнажениями, которые могут встречаться по отдельности или группами или хребтами. [ нужна ссылка ] Такие обнажения можно увидеть в местах Арамоко, Эфон-Алайе , Икере-Экити , Игбара-одо и Окемеси-Экити и других. Пейзаж усеян скалистыми холмами, среди которых выделяются холмы Олосунта в Икере-Экити на юге, хребет Эффон, который проходит в продольном направлении вокруг Эфон-Алайе на западной границе, и холмы Адо в центре. Топография была, пожалуй, единственной веской причиной, по которой Экитис так и не стал единой политической единицей. В этом районе тропический климат с двумя четко выраженными сезонами: сезон дождей, который длится с апреля по октябрь, и сухой сезон, который начинается в конце ноября и заканчивается в марте. Температура колеблется от 21 °C до 28 °C при высокой влажности. На юге растительность представлена ​​в основном тропическими лиственными лесами , а на северной периферии можно наблюдать саванну смешанного/производного типа.

Местная администрация и население

[ редактировать ]

После 1854 года Акуре и другие города Экити перешли под власть Ибадана , и многие поселения были разрушены. Это продолжалось до восстания в 1876 году, за которым последовала длительная война между штатами йоруба. [ 8 ] в котором Экитис объединили свои силы с Иджешами и некоторыми городами Акоко в клановую конфедерацию, известную как Экити Парапо. [ 9 ] чтобы противостоять правлению Ибадана под руководством вождя Фабунми Окэ-Имеси и вождя Огеденгбе Иджешаланда .

К концу XIX века британцы на базе своей колонии Лагос установили протекторат над этой территорией, хотя и управляли ею через «местные» администрации. Они стремились объединить королевства экити региона в единую административную единицу, преодолевая сопротивление народа экити, предпочитавшего местную автономию. В 1899 году Экити и Илеша образовали северо-восточную часть протектората. В 1915 году Экити, Ово и Ондо были объединены в провинцию Ондо со штаб-квартирой в Акуре. [ 10 ]

Рассматривая создание местных властей в Оке-Имо, Илеса в 1900 году майором Ривом Такером и реорганизацию Северо-Восточного округа в декабре 1912 года; разделение Иджесы, Экити и других территорий 1 января 1913 года и создание местной власти Экити со штаб-квартирой в Адо-Экити , конфликты и выступления за местную автономию пронизали политику традиционных институтов Экитиленда. Когда в 1913 году британцы перенесли свой административный центр округа Экити в Адо-Экити, где правит Эви, изменение политического статуса Адо-Экити стимулировало желание других традиционных властей Экитиленда и дальше требовать местных автономий. [ нужна ссылка ] Обострившаяся борьба не придала убедительности тому факту, что выбранный в итоге Адо-Экити уже был официальной и главной административной столицей Экитиленда с 1 января 1913 года, а агитаторам не пришло в голову, что со временем он стал вторым домом для все жители Экити, независимо от их родного города или места происхождения. Следовательно, борьба за значимость и превосходство, которая продолжает поднимать голову, заслуживает более полного изучения и понимания, если мы хотим найти долгосрочные решения.

Аналогичным образом, когда британцы обсудили идею признания верховного правителя Экитиленда; как это произошло в Иджебу и Эгбаланде, где Авуджале и Алаке стали верховными правителями; его агенты столкнулись с сопротивлением со стороны Экити Обаса, который выступал против режима включения в списки и роли традиционных правителей на собраниях Окэ-Имо. [ когда? ] Попытка британских колонистов навязать единственную местную власть в Экитиленде в рамках своей политики непрямого правления провалилась из-за неприятия теории превосходства среди Экити Обас . Любая попытка дальнейшей централизации традиционной политической власти под эви Адо-Экити с Адо-Экити в качестве столицы Экитиленда, несмотря на изобретательность ее экспериментов, также встречала сопротивление. Создание колониальных территорий, которые превратились в современные государства после того, как различные колониальные интересы покинули Африку , привело к разделению существующих традиционных сообществ. Позже провинция Ондо стала частью Западного штата. В 1976 году был образован старый штат Ондо, а в 1996 году штат Экити отделился от современного штата Ондо, столицей которого является Акуре. [ нужна ссылка ]

Чаша йоруба из культурной зоны Экити

Штат Экити был создан 1 октября 1996 года вместе с пятью другими штатами главой государства и главнокомандующим вооруженными силами Федеративной Республики Нигерия генералом Сани Абачей , GCON в общенациональной трансляции, посвященной 36-й годовщине независимости. юбилей Нигерии. Штат, выделенный из штата Ондо, охватывает бывшие двенадцать территорий местного самоуправления, которые составляли зону Экити старого штата Ондо. [ 11 ] Экити как нация внутри этнической группы йоруба имеет своего прародителя в Одудуве , как и большинство других крупных субэтнических групп в йорубаленде . Однако, в отличие от более централизованных королевств и городов-государств на Западе, экитисы традиционно жили в меньших, менее политически централизованных королевствах, которые были в значительной степени независимы друг от друга, хотя они торговали между собой, и их правящие семьи часто заключали династические браки . [ нужна ссылка ]

Граница современного Экитиленда несколько раз перемещалась в течение 23 лет без учета существующей практики определения традиционных границ в традиционном африканском обществе. [ нужна ссылка ] Некоторые из крупных поселений Экити, затронутых сдвигом границ по политическим и административным причинам, следующие:

Поселения Экити были переданы Северной Нигерии в колониальную эпоху.

  • Королевство Райт (Автун) — Райт, Экан, Ай Экан, Илоффа, Эруку, Идофин. Архивировано 17 января 2018 г. в Wayback Machine , Илале, Эринмопе, Ипету , Орота, Ола.
  • Королевство Оббо (Обо) (которое состоит из Оббо-иле и Оббо-Айегунле) — Оси, Ора Айеторо, Эджу.
  • Омуо-Экити и его соседи — Омуо , Ойин , Иро, Афин, части царства Эгбе-оба .
  • Общественный сектор - Эринмопе Экити, Ааре Опин, Исоло Опин, Исаре Опин, Оси, Икерин Опин, Оке Опин, Эпе Опин, Оваатун Опин, Этан, Оббо-Аегунле, Оббо-Иле, Эруку, Аджуба, Исапа, Эджу и другие.

Поселения Экити были переданы регионам Ондо и Ово под колониальной Нигерией.

Экити раньше существовал как шестнадцать основных королевств. У каждого был старший Оба, контролирующий его территорию. Среди народа Экити никогда не было единой централизованной политической единицы. Несмотря на то, что Ооре Отун Экити — города к северу от культурной области Экити — считался самым старшим из королей Экити с момента британской оккупации Экитиленда до позднего конца колониального правления Нигерии, старший Экити Обас Акуре (Деджи), Адо (Эви) и Икере (Огога) управляли крупнейшими городами, а Акуре был городом Экити, имеющим самые тесные связи с Бенином .

Школа Атолагбе

[ редактировать ]

По мнению части историков Экити (таких как Атолагбе), превосходство Ооре как самого старшего йоруба и Экити Оба было связано с тем фактом, что Ооре подписали мирный договор 1886 года, который британцы согласовали с алаафинами. Ойо и Ова Обокун из Иджешаленда, среди других. Оба Бенина также заставили заключить договор с алаафинами Ойо. По этому договору Экити , Ондо и Эдо считались частью его традиционных территорий влияния и были свободны от территориальных вторжений Ойо, в то время как алаафины Ойо будут владеть западными и северными территориями йоруба, включая части соседей, не говорящих на йоруба. как Нупе , Ибариба и Аджа в Дагомее (ныне Республика Бенин). [ 12 ] Сэмюэл Роу, губернатор колонии Золотой Берег, задокументировал некоторые полезные намеки относительно превосходства Оора Отуна 29 мая 1883 года, когда он написал:

«Экити Парапо — это название, данное конфедерации «эфонских племен». Говорят, что среди них 132 царя. Главным из этих царей является один Орай (Ооре)» .

Из-за разногласий между правительством Севера и администрацией майора Ривза Такера территории Отуна, Обо, Ишана, Айеде и Иколе были выделены из состава Юга, а затем объединены с территориями Северной Нигерии. Впоследствии, после корректировки границы между дивизиями Экити (Южная) и Кабба (Северная) в 1909 году, Ишан, Айеде и Иколе вернулись в дивизию Экити, в то время как Отун, Обо и другие остались на севере, под командованием Илорин дивизии . В период отсутствия Ооре в Экитиленде идея экитского совета Обаса угасла. Заседания совета в течение всего периода не проводились из-за отсутствия приемлемого руководства среди всех Оба. Руководство, естественно, перешло к Эви из Адо, который фактически представлял Экити Оба на конференции Йоруба Оба, проходившей в Ибадане в 1939 году. После возвращения города Отун в состав дивизии Экити в 1936 году совет Экити Оба был вновь создан. в форме Пелупелу ( чье имя произошло от «Пе Олу», т. е. «Призвание лордов»), и Ооре снова стал президентом. В биографии Его Королевского Высочества Оба Аладесанми , Эви Адо Экити, Оба сказал:

«Я нахожусь на третьем месте в Совете традиционных правителей дивизии Экити, где вторым является Аджеро Иджеро Экити . Старший, Уре из Отуна, передал свой округ Совету эмирата Илорин. Позже он был возвращен в дивизию Экити. провинции Ондо после долгих волнений со стороны народа перед правительством».

Школа Фалегана

[ редактировать ]

Другая школа мысли оспаривает превосходство Ооре как самого старшего Оба в Экити по нескольким причинам. Во-первых, это тот факт, что Уры не владели самым большим королевством в доколониальную эпоху. Эви Адо-Экити и Деджи Акуре владели гораздо большими территориями. Утверждается, что во время войны Кириджи Ооре был скорее королем-наемником, в отличие от главных королей, которые почти не покидали свои дворцы даже перед лицом войны. Примером этого является тот факт, что Эви остался в Адо и покинул его только тогда, когда его город временно переместился из-за вторжения бенинской орды. Атолагбе признал, что Ооре не был принцем династии Одудува, а скорее был его другом или благодетелем. Следовательно, он был местной личностью, которая была интегрирована в культуру йоруба во время династического правления Одудувы и его преемников. Поскольку среди детей и внуков Одудувы были Эви, Аджеро, Алара и Элеколе, все они, следовательно, являются прямыми наследниками Одудувы. Из-за этого Уры не могли иметь с ними равного ранга согласно обычному праву йоруба. Он не мог быть самым высокопоставленным королем йоруба в Экитиленде, даже если он был выжившим уроженцем Экити или последователем Обатала, которая была завоевана. Кроме того, ссылки на Ура в Оракул Ифа только утверждает, что Ур также был последователем Ифа, тогда как в том же разделе Ифа упоминается, что Адо-Экити является домом (или обителью ) Ифа, что неизменно делало Ура таким же приверженцем, как и любой другой, в то время как Эви является хранителем Ифа. религия Ифа.

Более того, в пелупелусе, который Ооре возглавлял в начале войны Кириджи в Отуне, присутствовало немного главных Оба. В их число не входили Эви, Деджи и Огога, и это лишь некоторые из них. Встречи считались менее важными, за исключением мобилизации коалиции воинов и охотников для освободительной войны Экити, возглавляемой Фабунми. Есть записи, в которых говорится, что пелупелус, проводившийся до этого, часто проводился в Адо-Экити под властью Эви, встречи, на которых Оба никогда не встречались, потому что традиция запрещала Обасу смотреть друг другу в глаза в Йорубаленде до прибытия британцев. Пелупелу, где Ооре был признан британцами самым старшим из Оба, был установлен в Окэ-Имо в 1900 году майором Такером в связи с признанием его героического вклада в войны Кириджи и подписанием договора 1886 года, эпохи Уру во время встречи, ошибке в маршруте визита Такера в Экити, после которой он присвоил Уру более высокий статус, и роли, которую Ур сыграл как первый Экити Оба, принявший британское колониальное правление в Экитиленде. Наконец, история об Уре, где он упоминается как равный друг Одудуве, никогда не была принята в Традиция Ифе верна.

По мнению Бабатолы, тот факт, что одна школа истории йоруба считала Ура принцем Иль-Ифе, в то время как другие называли его последователем Обаталы, которого Одудува свергнул с поста короля по прибытии в Ифе, является достаточным основанием задаться вопросом: еще вопросы. С другой стороны, Фалеган настаивал на том, что Уры не могут претендовать на какое-либо превосходство или превосходство, которым он не обладал в Экитиленде до колониального правления. Он настаивал на том, что, если Ооре является сыном Одудувы, его статус будет зависеть от того, какое место он занимает в списке выдающихся детей Одудувы, добившихся впечатляющих успехов в своих приключениях вдали от Иле-Ифе, особенно тех, кто направился в Экитиленд. В противном случае, если Ооре является последователем Обаталы, который выжил как местное существо, с которым Одудува встретился в Иль-Ифе и впоследствии интегрировался, он не смог бы продвинуть себя в традиции выше новой династии Одудува и его сыновей в Йорубаленде.

Поэтому Фалеган заметил так: «Как Уре стал королем, если он не был ни сыном Одудувы, ни его наместником?»

Бабатола аналогичным образом рассмотрел версию истории Ура, представленную Атолагбе и другими историками Моба , и представил следующее: «Реконструкция Атолагбе истории Моба и места, которое он отстаивал для Ура в истории йоруба и Экити, чтобы повысить статус Ура в глазах всех Мир как самый старший Экити Оба нанес серьезный ущерб истории йоруба. Действительно, в нем есть элемент глубоко разрушительной конъюнктуры традиций и культуры в нашей истории, который следует исправить в пределах его заблуждений или искажений. обратимый за счет гармонизации различных традиций народа экити, чтобы разоблачить его тонкости выдумок и ложных утверждений, Атолагбе, скорее всего, попытался также набрать очко против Экити Обаса, который выступал против включения Ура в список раньше их на собраниях Окэ-Имо в поиске средства восстановления. Превосходство Ура, завоеванное в конце правления Кириджи и в первые годы британского колониального правления в Экитиленде».

Генетика

[ редактировать ]

Исследование Y-ДНК , проведенное Кертисом Ланре Коул-Шоуерсом в 2014 году, показало, что среди населения йоруба, географического происхождения из Экити, примерно 4,2% являются носителями западно-евразийской гаплогруппы R1b и восточноафриканской гаплогруппы E1b1b . Примечательно, что преобладающим генетическим маркером в популяции Экити, составляющим примерно 75%, является E1b1a. гаплогруппа [ 13 ]

Недавние события

[ редактировать ]

С созданием местной власти Экити (дивизии Экити) в Адо-Экити в январе 1913 года и превращением Акуре в провинциальный центр и, соответственно, с его ростом в размерах и статусе, преобладание Ооре и выдающееся положение Эви постепенно разрешились политическим путем.

Кеньо составил список из 104 автономных сообществ Экити, существовавших в 1950-х годах, с именами их традиционных правителей, приехавших из Иль-Ифе или Бенина и других мест в Экитиленд, хотя некоторые из них сейчас расположены за пределами штата Экити. Несмотря на то, что количество автономных сообществ в Экитиленде в 1955 году составляло 104 (причем некоторые из этих городов в конечном итоге были переданы соседним штатам Ондо, Коги и Квара ), количество автономных местных сообществ в нынешнем штате Экити в 2014 году увеличилось до 134 за счет официальным вмешательствам и правительственным заявлениям. Здесь следует задать скрытый вопрос: были ли Экити Оба и их общины, которые позже получили местную автономию, изначально затронуты британской реорганизацией городов Экити, или же они были подчинены более крупным королевствам или общинам в течение длительного периода времени, прежде чем они успешно утвердили свои права? их автономия. Другая возможность состоит в том, что другие проблемы привели к их разногласиям, которые, в свою очередь, вызвали их требования об отделении со времен британского колониального правления до сих пор.

  1. ^ «Подгруппы йоруба» . Кембридж.орг . Проверено 28 октября 2021 г.
  2. ^ «Национальное бюро статистики | ПОДРОБНОСТИ ОТЧЕТА» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 10 декабря 2016 г.
  3. ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 12 июня 2018 г.
  4. ^ «Сопротивление Акоко внешнему вторжению и господству в девятнадцатом и двадцатом веках» (PDF) . rsisinternational.org . Проверено 30 октября 2021 г.
  5. ^ «Формирование нации йоруба и проблемы лидерства со времен доколониальной эпохи, стр. 14» . исследование Gate.net . Проверено 30 октября 2021 г.
  6. ^ Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба . Кембриджшир, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780511702617 .
  7. ^ Агбула, главный операционный директор (январь 1999 г.). «История и историография в доколониальных нигерийских обществах: случай экити» . История в Африке . 26 : 1–10. дои : 10.2307/3172134 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3172134 . S2CID   161834491 .
  8. ^ Джереми Сеймур Идс (1980). Йоруба сегодня . Архив Кубка. п. 9 . ISBN  0-521-22656-2 .
  9. ^ «Люди Экити» . Литкаф . 2017-02-02 . Проверено 4 июня 2017 г.
  10. ^ Эндрю Герман Аптер (1992). Черные критики и короли: герменевтика власти в обществе йоруба . Издательство Чикагского университета. п. 166 . ISBN  0226023427 .
  11. ^ «Узнайте о штате Экити, Нигерия | Люди, местное самоуправление и возможности для бизнеса в Экити» .
  12. ^ «Домашняя страница Отун-Экити» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 г. Проверено 28 октября 2016 г.
  13. ^ Коул-Шоуерс, Кертис Ланре (2014). «Структура населения и демография населения Нигерии с использованием маркеров Y-хромосомы» (PDF) . Университет Западного Кейпа : 44.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38f124a166f2f8b416dbe313e82a6394__1717237140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/94/38f124a166f2f8b416dbe313e82a6394.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ekiti people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)