Орангутан
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Орангун или Орангун Олы — титул верховного правителя одного из древних королевств Игбомина, подгруппы народа йоруба, резиденция и столица которого расположены в Ила-Орангун , центральный Йорубаленд , в настоящее время на юго-западе Нигерии .
Происхождение титула можно проследить до мифологии истории Одудувы , прародителя расы йоруба , у которого не было рождения ребенка, поскольку король остро нуждался в наследнике престола.
История гласит, что он был одним из семи внуков Одудувы, четвертым ребенком в списке детей. От отца он унаследовал многочисленные короны и бусы. Он покинул Иле-Ифе, чтобы основать свою собственную землю с помощью Ада-Огбо (инструмента, похожего на мачете, который использовался для расчистки тропинок в кустах во время их пребывания) и Ọ̀pá Ọ̀rẹ̀rẹ̀ (королевского символического посоха). Было предсказано, что там, где посох впервые будет размещен сознательно или по ошибке, будет их поселение, и именно так они поселились в своем первом жилище, Ола-Коло.
История
[ редактировать ]Согласно устной истории йоруба , первый Трангун был первым внуком Одудува , мифического предка йоруба, который был королем Или-Ифе в древние времена. Первого внука Одудувы, старшего сына единственного сына Одудувы Оканби, звали Фагбамила и прозвали Трангун. Это прозвище представляет собой сокращение от Ọ̀ràn mí gún, что означает «моя ситуация идеальна», хотя существует альтернативная, но неправдоподобная этимология.
Говорят, что Одудува дал корону каждому из своих внуков (по некоторым данным, 16) и отправил их основывать свои собственные королевства.
Первому Трангуну Одудува подарил массивную изогнутую абордажную абордажную саблю под названием «Огбо», чтобы он расчистил себе дорогу в лесу, но основной целью подарка «Огбо» была присущая ему сила привести молодого принца к подходящему месту, где он мог бы поселиться и жить. основать свое королевство. Об этом «Огбо» утверждают устные историки. [ 1 ] как источник названия « Игбомина » (от «Огбо ми мо она» или «Огбо мо она», утверждения, приписываемого оригинальному Орангуну, что означает «Мой Огбо знает путь» или «Огбо знает путь») субэтносом йоруба на северо-востоке Йорубаленда ( штатов Осун и Квара , которые называются в Нигерии).
Этот перевод Огбо представляет собой лишь одну интерпретацию; на стандартизированном языке йоруба огбо на самом деле означает «долгая жизнь» или «пожилой гражданин», в зависимости от того, где расставлены акценты. [ 2 ] Ада, слово йоруба, обозначающее абордажную саблю, Огбо ми мо она правильно переводится как «Мой старший показывает мне дорогу».
Орангун Ила и Окэ Ила
[ редактировать ]В Ила-Орангуне , исторической столице королевства Игбомина и районе местного самоуправления Ила штата Осун, нынешним Орангуном является Оба Вахаб Кайоде Адедеджи Оедотун. Он был коронован в 2003 году после пятилетнего спора между принцами, имеющими право на престол.
В Окэ-Ила Орангуне, отколовшемся городе и столице Ифедайо , нынешним Орангуном является Оба Адедокун Омонийи Аболарин из правящего дома Обасоло, одного из четырех правящих домов, среди которых титул меняется в Окэ-Ила Орангуне. Он был установлен 8 декабря 2006 года.
Впервые за более чем три столетия два орангуна, правящие как в Окэ-Иле, так и в Иле, являются потомками Аруту Олуокуна, младшего принца, который возглавил исход молодежи из Соединенного королевства в Ила-Яре около 500 лет назад.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бабало, Оладапо. «История Оке-Ила Орангуна - историческое и конституционное развитие Королевства Йоруба от его основания до колониализма Британской империи». Ночные издательства. Остин, Техас . Август 1984 года .
- ^ см. словарь Ориса вождя Фамы, Йоруба Кайоде Факинледе: современный практический словарь, Ванде Абимбола, Ифа, изложение литературного корпуса, или любые другие авторитетные традиционные тексты Йоруба Ифа.