Вперед, продолжать
Гбеду буквально означает «большой барабан» и представляет собой ударный инструмент, традиционно используемый в церемониальной музыке йоруба в Нигерии и Бенине . [ 1 ] Совсем недавно это слово стало использоваться для описания форм нигерийской музыки Afrobeats . [ 2 ]
Традиция
[ редактировать ]Барабан Гбеду традиционно используется на государственных мероприятиях или во время церемоний Огбони , древнего тайного общества йоруба . [ 1 ] Гбеду, также называемый Огидо, — один из четырех основных барабанов традиционных барабанных установок йоруба; Другими основными барабанами являются Дундун/Ганган или говорящий барабан , барабан Бата и барабан Сакара . Каждый барабан состоит из барабанов разного размера, обычно называемых «дочерними» барабанами материнского барабана (ия илу). Материнский барабан, который является самым большим в наборе и играет ведущую роль, в то время как другие барабаны играют вспомогательную роль. [ 3 ] На аккомпанирующих барабанах Гбеду играет барабанщик, используя открытую ладонь и палку. [ 4 ]
У йоруба барабан Гбеду означает королевскую власть. [ 5 ] Самый большой из барабанов йоруба, на нем играют во время важных мероприятий. [ 6 ] На церемониях, подобных обряду Исагун, Оба могли танцевать под музыку барабана. [ 7 ] Если кто-то еще использовал барабан, его арестовывали за подстрекательство к мятежу. [ 8 ]
В древние времена считалось, что большой и богато украшенный резной барабан несет в себе дух-покровитель раба, которого приносили в жертву при его изготовлении. [ 9 ] Барабан покрыт резьбой, изображающей животных, птиц и фаллос. Когда на церемониях приносились жертвоприношения, в которых использовался барабан, резные изделия окроплялись кровью вместе с пальмовым вином, яичными желтками и перьями принесенных в жертву кур. [ 10 ] Резное лицо ия илу могло включать в себя изображение Олокун , богини моря, считающейся «ликом поклонения». [ 11 ]
Записано, что в последние дни империи Ойо , когда фулани захватили Илорин и стали хозяевами Ойо, Сита, эмир Илорина потребовал, чтобы алаафины Ойо Олуеву посетили его и воздали должное. Во время путешествия Олуеву бил в барабан Гбеду. Когда Сита спросила о барабане и получила ответ, что на нем играют только в присутствии короля, он разгневался, сказав, что может быть только один король - он сам, и приказал убрать барабан Гбеду. [ 12 ]
Старая пословица йоруба гласит: «Пока козел не умрет, никто не сможет сделать барабан гбеду из его шкуры». Подразумевается, что человек сможет заботиться о своих интересах, пока он жив. Другая пословица гласит: «Свиную шкуру нельзя использовать для изготовления барабана гбеду», что означает, что данный материал нельзя использовать для всех целей. «Ни один вор не украдет барабан гбеду» — это предупреждение не пытаться сделать невозможное. [ 1 ]
Современное использование
[ редактировать ]В современной Нигерии по-прежнему используются гбеду и его родственники, но это слово приобрело новые значения. Фела Кути включил в свой ансамбль традиционный барабан Гбеду, где перкуссионист выбивал оглушительный ритм из восьмифутового барабана, лежащего на боку. [ 13 ] Ансамбли афробита часто включают в себя Акубу , набор из трех маленьких конг йоруба, на которых играют палочками, родственных гбеду. [ 14 ] Афробит-музыкант Кола Огункойя использует термин «афро-гбеду» для описания своего стиля музыки, который включает в себя джаз, светскую жизнь , джую , фанк и традиционную музыку йоруба. [ 15 ] Деле Сосими , игравший с Фелой Кути в 1980-х годах, позже сформировал афробит-группу под названием «Gbedu Resurrection». [ 16 ] Слово Гбеду совсем недавно использовалось для описания нигерийского афропопа. [ 2 ] Для многих молодых людей это слово теперь означает просто «паз». [ 17 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с История Овомоелы (2005). йоруба Пословицы Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-3576-3 .
- ^ Jump up to: а б Мадуабучи Агбо (1 февраля 2009 г.). «Стратегии языковых чередований в текстах нигерийского хип-хопа и рэпа» (PDF) . Язык в Индии. п. 35 . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ "Говорящие барабаны йоруба " Нет, Дебо Губернатор. Архивировано из оригинала 26 октября. Проверено 3 января 2010 г.
- ^ «Ансамбль Огидо» . Музыка Motherlan' Лагос . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ Тойин Фалола (2001). Культура и обычаи Нигерии . Издательская группа Гринвуд. п. 165 . ISBN 0-313-31338-5 .
- ^ Журнал Манчестерского географического общества, тома 5–6 . Манчестерское географическое общество. 1889. с. 291.
- ^ Сандра Т. Барнс (1997). Африканский Огун: старый мир и новый . Издательство Университета Индианы. п. 111. ИСБН 0-253-21083-6 .
- ^ АК Аджисафе (1924). Законы и обычаи народа йоруба . Джордж Рутледж. п. 22.
- ^ Джеймс Гастингс (2003). Энциклопедия религии и этики, часть 9 . Издательство Кессинджер. п. 93. ИСБН 0-7661-3680-9 .
- ^ АБ Эллис (2008). Народы, говорящие на языке йоруба, на Невольничьем берегу Западной Африки . БиблиоБазар, ООО. п. 84. ИСБН 0-554-39143-0 .
- ^ «Искусство музыки» . Университет Кларка . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ Сэмюэл Джонсон (1966). История йоруба: с древнейших времен до начала Британского протектората . Рутледж и К. Пол. п. 22.
- ^ Майкл Э. Вил (2000). Фела: жизнь и времена африканской музыкальной иконы . Издательство Университета Темпл. п. 3 . ISBN 1-56639-765-0 .
- ^ Дэвид МакДэвитт (21 апреля 2006 г.). « Свинцовые конги» в афробите» . Музыкальный форум афрофанка . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ «СДЕЛАЙТЕ КРОВАТЬ, КОТОРАЯ МЕНЯ ЗАНИМАЕТ » Радио Пальмовое вино Проверено 3 января 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Деле Сосими» . Профили африканских музыкантов. Архивировано из оригинала 19 сентября 2019 года . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ «Примечание издателя» . Журнал «Гбеду» . Проверено 30 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]