Оба (правитель)
Оба означает «правитель» на языках йоруба и бини . Короли Йорубаленда Бенин , региона, который находится на территории современных республик , Нигерия и Того , используют его в качестве предварительного номинала. почетный . Примеры носителей йоруба включают Оба Огунвуси из Иле-Ифе , Оба Аладелуси из Акуре и Оба Акиолу из Лагоса . Примером носителя бини является Оба Эвуаре II из Бенина .
Этот титул отличается от титула Олойе в Йорубаленде, который сам по себе используется аналогичным образом подчиненными обладателями титулов в современной системе вождей йоруба . [1]
Аристократические титулы среди йоруба
[ редактировать ]Систему вождей йоруба можно разделить на четыре отдельных ранга : королевские вожди, благородные вожди, религиозные вожди и обычные вожди. Членов королевской семьи возглавляют оба, которые находятся на вершине иерархии и служат fons Honorum всей системы. В класс королевских вождей к ним присоединяются титулованные династии их королевских семей. Три других ранга, которые традиционно обеспечивают членство в ряде тайных советов , сект и гильдий , контролируют повседневное управление традиционными государствами йоруба и возглавляются иварефами , арабами и титулованными старейшинами королевств. 'составные семьи. [2]
Оба
[ редактировать ]Есть два разных типа монархов йоруба: короли кланов йоруба , которые часто представляют собой просто сети родственных городов (например, оба Ẹ̀gbá носит титул « Алаке », потому что его родовой резиденцией является квартал Аке в Абуокуте , следовательно, титул Алаке, что на языке йоруба означает « Тот, кто владеет Аке », между тем, Ọ̀yọ́ ọba носит титул « Алаафин », что означает «Тот, кто владеет дворцом »), а также короли отдельных городов йоруба, таких как город . Иво в штате Осун - который носит титул «Олуво» (Olú ti Ìwó, букв. « Повелитель Иво » ). [3]
Города первого поколения на родине йоруба, которая охватывает большие территории Бенина, Нигерии и Того, — это города, где оба обычно носят короны из бисера; правители многих поселений «второго поколения» также часто являются обасами. Тех, кто остался, и представителей третьего поколения, как правило, возглавляют только носители титула «Баал» ( букв. « Хозяин земли » ), которые не носят корон и которые, по крайней мере теоретически, являются правящими. наместники людей, которые это делают.
Главный
[ редактировать ]Все подчиненные члены аристократии йоруба, как традиционные вожди, так и почетные, используют предварительное имя «Олойе» ( букв. « Обладатель титула » , также встречается как «Ìjòyè») так же, как правят короли и королевы. используйте «Ọba». Он также часто используется принцами и принцессами в разговорных ситуациях, хотя официально им чаще всего приписывают титул «Ọmọba» ( букв. « Дитя монарха » , иногда альтернативно переводимый как «Ọmọọba», «Ọmọ ọba»). и «Ọmọ-ọba»). Жены королей, принцев и вождей королевского происхождения обычно используют титул « Олори » (эквивалент принцессы-консорта ), хотя некоторые из жен династических правителей предпочитают, чтобы их называли «Аяба» (эквивалент королевы). Консорт ). Жены некоролевских вождей, когда сами являются обладателями титула, склонны использовать почетное обращение «Ìyálóyè» ( букв. « Мать, владеющая титулом » ) в качестве замужних вождей.
Корона Оба
[ редактировать ]Расшитая бисером корона с расшитым бисером покрывалом, главный атрибут Оба, символизирует стремления цивилизации на высшем уровне власти. В своей основополагающей статье на эту тему Роберт Ф. Томпсон пишет: «Корона воплощает интуицию королевской наследственной силы, откровение великой моральной проницательности в личности короля и блеск эстетических переживаний». [4]
Королевские обязанности
[ редактировать ]Роль оба уменьшилась с появлением колониальных и демократических институтов . Однако событием, которое по-прежнему имеет символический престиж и капитал, является присвоение и награждение титула вождя. Это восходит к эпохе чиновников Ойо воинских вождей и дворцовых в средневековый период, когда влиятельные люди различного происхождения имели видные титулы в империи . В Йорубаленде , как и во многих других районах Бенина, Нигерии и Того, титулы вождя в основном даются успешным мужчинам и женщинам из определенной части территории, хотя нередки случаи, когда человек из других мест получил такой титул. Титулы также действуют как символический капитал, который можно использовать для завоевания благосклонности , если того пожелает отдельный оба, присвоивший их, а иногда и наоборот. Во время любой традиционной церемонии вступления в должность назначенного вождя оба рассматриваются йоруба как главный центр внимания, имеющий приоритет даже над членами официальных правительств любой из трех стран, если они присутствуют.
Когда оба возглавляет процессию номинантов на специально вышитый помост перед более широкой аудиторией гостей и доброжелателей, под аккомпанемент традиционной игры на барабанах происходят самые разные праздники. Эмблемы выдаются в зависимости от старшинства, а драпировки, которые носят оба и вожди, создаются сложными и дорогими. Большая часть мероприятий освещается в местных средствах массовой информации и впоследствии становится достоянием общественности. Только тайные посвящения традиционных вождей самого высокого ранга хранятся в секрете от всех посторонних. Подобные церемонии, а также процесс выбора и поддержания сетей вождей являются двумя основными источниками власти для современных членов королевской семьи Западной Африки . [5]
Священнические обязанности
[ редактировать ]Как священный правитель, оба традиционно рассматриваются йоруба как главный жрец ex officio всех сект Ориша в его или ее владениях. Хотя большая часть повседневных функций этой должности на практике делегируется таким фигурам, как арабы, некоторые традиционные обряды религии йоруба могут выполняться только оба, и именно по этой причине обладатели К титулу часто относятся не только политико-церемониальные монархи, но и религиозные лидеры.
См. также
[ редактировать ]- Пока-пока
- Бабалаво
- Икойи фрукты
- нигерийский вождь
- Нигерийские традиционные правители
- Оба из Бенина
- Оба из Лагоса
- Экспертиза
- Президент
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блэр, майор Дж. Х., Отчет разведки об Абеокуте: переиздание, посвященное 65-летнему юбилею (2002), стр. 3.
- ^ Сотунде, FI, Институт вождей Эгбы (2002), Приложение X.
- ^ Младший, Эверетт Дженкинс (11 июля 2015 г.). Панафриканская хронология II: Всеобъемлющий справочник о поисках свободы черными в Африке, Америке, Европе и Азии, 1865–1915 гг . МакФарланд. п. 220. ИСБН 978-1-4766-0886-0 .
- ^ Томпсон, Роберт Ф. (1972). Дуглас Фрейзер и Герберт М. Коул (ред.). Африканское искусство и лидерство . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 227–260. ISBN 0299058204 .
- ^ Лайонел Каплан, Хамфри Фишер, Дэвид Паркин; Политика культурного исполнения . Berghahn Books, 1996, стр. 30–37.