Иша люди
Общая численность населения | |
---|---|
~ 130,000 (2013) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
· Департамент Коллинз Район Банте: 117 051 Округ Савалу: ~ 10 000 · Департамент Донга Разбросанные сообщества | |
Религия | |
Христианство · Религия йоруба Ислам (меньшинство) |
Иша , проживающая иногда пишется как Ика , а Итча — относительно небольшая группа народа йоруба в западных частях среднего Бенина , Западная Африка, особенно в городе Банте и других близлежащих общинах в департаменте Коллин .
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
География
[ редактировать ]Иша граничат на севере с группами северных наго округа Бассила , на востоке с народом Махи-Гбе , на юге и западе с Ифе-Ана народом . Для региона характерна большая концентрация деревень. В этих деревнях в среднем проживает около трех тысяч человек, которые обычно в основном принадлежат к линии первоначальных групп-основателей. Рельеф составляет около 70% плато, покрытого холмистой луговой саванной, и 20% холмов различной высоты от 200 до 400 метров, самые высокие среди них - холмы Кубете и Олайе, а остальные 10% - низины и водоемы. Иша живут в зоне перехода между субэкваториальным климатом южного Бенина и гвинейско-суданским климатом северного Бенина. Сухой сезон обычно длится с декабря по март, а сезон дождей — с апреля по ноябрь. Среднегодовое количество осадков в период с 2005 по 2009 год составило 1093 мм. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Иша уже очень давно находятся на своем нынешнем месте. Этнографы полагают, что весь средний/центральный Бенин исторически был покрыт большой группой йоруба, называемой иша. В последующие периоды беспорядков и войн в этом районе стали появляться и другие группы, особенно махи, ответвление фон, поселение которого разделило предыдущее местное население на восточную и западную группы. К восточным группам относятся Шабе и Идааша, территории которых примыкают к остальной части Йорубаленда, а группы Ана-Ифес, Ишас и Северный Наго-Манигри образуют левобережные группы. Об этом свидетельствуют остатки или статьи «Иша», которые изобилуют названиями поселений в этом районе, включая, помимо прочего: Идаа ша , Ша вуру , Иша , Иша бе и т.д.
История и нынешняя социальная динамика группы, которая в настоящее время идентифицирует себя как Иша, является результатом длительных миграционных перемещений, сопровождавшихся многочисленными войнами и завоеваниями. Действительно, народ Ифе и Иша образовались в результате трех последовательных волн миграции с востока, в современную Нигерию. Говорят, что первый и самый старый мигрировал из Илеши . Два самых последних, из Ойо и Иль-Ифе . [ 2 ] Первыми основанными деревнями Иша являются: Банон, Бобе, Аджанте, Джедия, Кубете, Коко, Лугба, Акпасси и Джагбалло. Это первое ядро, давшее начало нынешнему народу иша в центральном Бенине. Эта первоначальная группа иша из Илеши была самой многочисленной группой и первой, поселившейся на нынешнем месте. Пройдя через города Чауру , а затем и Бассилу , они сначала поселились в Восточном Того, в регионах Попо и Кпеси, но позже им пришлось отступить в холмы Бенина из-за давления мародерствующих солдат Опоку Варе, короля Ашанти.
Самую последнюю из миграционных волн, волну Ойо, возглавил охотник по имени Обинти , который долгое время жил на холмах Игбо Идааша, затем в лесу Игбо Огоу, прежде чем поселиться в нынешнем квартале Иль-лакун в Банте. Затем пришла группа Ифе во главе с воином по имени Оджи. Они пересекли Агбассу, Игбо-Илу-оджи (ныне Игбо-Нан-оджи), чтобы занять нынешний Иле-Илу-оджи (Лозин). В конечном итоге нынешняя страна Ифе и Иша постепенно возникла в результате первоначальных миграционных волн групп Иджеша, Ойо и Ифе йоруба из Нигерии.
Сообщество
[ редактировать ]Общество Иша по своей природе патрилинейно, и замужние женщины переезжают жить к своим мужьям и его семье. Деревни обычно состоят из нескольких домов, в каждом доме проживает одна или несколько больших семей, а другие живут под управлением главы суда ( Баба Иле ). Внутри двора ( Агбо-Иле ) расположено несколько домов, сгруппированных вокруг небольших дворов ( Ожуле ), в конце которых находится небольшой двор (Ба-Иле). Организация находится в лабиринте, в котором стратификации соответствуют различным группам родства. Человеческий идеал, преследуемый социокультурной группой Иша, - это Омо-Олуваби (Омо = ребенок, Олува = господин/бог и Би = рожденный/результат). Омолуаби – дитя, которого создал Господь, совершенный образец человека в делах и характере.
Сельское хозяйство остается основным видом экономической деятельности на земле Иша, доля участия которого составляет около 63,57%. Кукуруза, арахис, ямс, маниока, хлопок, вигна, кешью, перец, кунжут, фасоль, соевые бобы, голубиный горох и фрукты — это продукты, которые приносят жителям деньги. Важность земли, используемой для каждого растения, варьируется от одной местности к другой.
Поселения
[ редактировать ]Поселки Иша включают Банте , Агуа , Акпасси , Атоколигбе , Бобе , Коко , Гука , Лугба и Пира .
Диалект
[ редактировать ]Люди Иша называют свой диалект Эде Иша или просто Иша. По данным Ethnologue, диалект демонстрирует лексическое сходство на 83% с разговорным языком йоруба из Порто-Ново. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2016 г. Проверено 1 ноября 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Онлайн-память — социокультурные детерминанты сохранения иссечения в Пире (Бенин) — Фабьен Аффо» .
- ^ «Бенин» .