Саро люди
Саро , , или нигерийские креолы 19-го и начала 20-го веков, были африканцами , которые были эмансипированы и первоначально переселены во Фритаун, Сьерра-Леоне , Королевским флотом который вместе с Западноафриканской эскадрой добился отмены международной работорговли после Британский парламент принял Закон о работорговле 1807 года . Те вольноотпущенники , которые мигрировали обратно в Нигерию из Сьерра-Леоне на протяжении нескольких поколений, начиная с 1830-х годов, стали известны на местном уровне как Саро (исключенная форма Сьерра-Леоне, от йоруба саро ). Следовательно, саро в культурном отношении происходят от креолов Сьерра-Леоне , имеющих наследственные корни к народу йоруба в Нигерии. [ 1 ]

Родственное сообщество людей также было известно как Амаро и было мигрантами из Бразилии и Кубы . [ 2 ] Саро и Амаро также поселились в других странах Западной Африки, таких как Золотой Берег ( Гана ). В основном это были освобожденные и репатриированные рабы из различных стран Западной Африки и Латинской Америки, таких как Сьерра-Леоне , Бразилия и Куба . Освобожденные «вернувшиеся» африканцы из Бразилии были более известны как «агудас», от слова àgùdà на языке йоруба. Большинство латиноамериканских репатриантов или Амаро начали мигрировать в Африку после того, как рабство было отменено на континенте, в то время как другие из Западной Африки или Саро были повторно пойманы и освобождены рабами, уже проживавшими в Сьерра-Леоне. Многие из репатриантов решили вернуться в Нигерию по культурным , миссионерским и экономическим причинам. Многие, если не подавляющее большинство, изначально произошли от йоруба, населявших западную и центральную Нигерию. Другие нигерийские группы, составляющие часть населения крио Сьерра-Леоне и Гамбии, включали Эфик , Игбос , Хауса и Нупе .
Репатрианты в основном проживали в колонии Лагос , значительная часть населения проживала в Абеокуте и Ибадане . Некоторые из них также поселились в Калабаре , Порт-Харкорте и других городах дельты Нигера . Хотя многие из них изначально были убежденными англофилами в Нигерии, позже они приняли коренное и патриотическое отношение к делам Нигерии из-за роста дискриминации в 1880-х годах. [ 3 ] и позже были известны как культурные националисты.
Жизнь в Сьерра-Леоне
[ редактировать ]
Живя в Сьерра-Леоне, многие креольские жители познакомились с христианской верой в результате работы британских миссионеров , которые основали несколько церквей, несколько гимназий и новаторское учебное заведение — колледж Фура-Бэй . Относительно этого, жители Сьерра-Леоне вскоре быстро начали получать западное образование и вскоре получили хорошую подготовку и опыт в медицине , юриспруденции и государственной службе . [ 2 ] Многие из них окончили гимназии и стали административными работниками в интересах британской империи в стране. К середине девятнадцатого века некоторые африканские литераторы в Сьерра-Леоне начали мигрировать в Нигерию, особенно в колонию Лагос, по экономическим причинам; некоторые из них были административными сотрудниками, которые были переведены в Лагос. Экспедиция реке Нигер по Аджайи Кроутера способствовала евангелическому интересу многих жителей Сьерра-Леоне к Нигерии, многие из них присоединились к миссионерам и их усилиям. [ 4 ]
Жизнь в Лагосе и Абеокуте
[ редактировать ]Афро-бразильская тематика |
---|
Афро-бразильская история |
Религия |
Культура и музыка |
Лагос был стратегическим и важным местом рыболовства для первоначальных основателей Авори . Он был основан как рыбацкая община иммигрантами Авори в шестнадцатом веке. Позже город стал крупной экономической базой, взращенной за счет иммиграции из близлежащих этнических групп во главе с иджебусами , затем иджавами , бинисами и эгбасами . Торговля с европейцами также способствовала коммерческому подъему города. [ 5 ] К 1880 году Лагос уже стал космополитическим городом. Иммигранты из Сьерра-Леоне начали переезжать в Лагос в 1840-х годах. Многие из иммигрантов были выходцами из Эгба и Ойо , а некоторые были знакомы с йоруба традициями и культурой . Они довольно хорошо ассимилировались с йоруба и в сочетании с более ранним обучением и взаимодействием с британцами в Сьерра-Леоне смогли стать частью колониального общества. Репатрианты, как правило, были сосредоточены на торговле и стали коммерческими посредниками между жителями Лагоса, Абеокуты и британской колонией во Фритауне, Сьерра-Леоне.
В Лагосе саро выбрали Эбуте-Метту , Оловогбово и Ябу в качестве основных поселений. [ 6 ] В основном из наследия Эгбы, они основали несколько старейших церквей в Лагосе, а также расширили миссионерскую работу британцев в Нигерии. Саро также стала доминирующей коммерческой группой в Лагосе. Обладая сильной миграционной силой, они имели преимущество в качестве путешественников, которые могли проникать во внутренние районы страны и напрямую встречаться с различными производителями товаров и торговцами. Они были пионерами южно-нигерийских торговцев на Коле , товарной культуре, которая позже стала жизнеспособным и важным экспортным товаром для западного региона в начале двадцатого века. [ 7 ] Саро привезли урожай, купленный у торговцев хауса через реку Нигер, в сельское хозяйство Южной Нигерии. Первая Кольская ферма и доминирующая торговая фирма на Кольском полуострове были организованы Саросом. [ 7 ] Их владелец, Мохаммед Шитта-бей , сам был саро. Саросы также не отказались от стремления к западному образованию, поскольку они доминировали в рядах профессий, доступных африканцам. Это были юристы, врачи и государственные служащие. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Перестрелки на западе Нигерии
[ редактировать ]Вначале саро, получившие западное образование и европейские культурные обычаи во время пребывания в Сьерра-Леоне, начали проявлять отцовские черты в своих отношениях с коренными жителями Лагоса. Воспринимаемое неуважение, проявленное к некоторым гражданам Лагоса, привело к тому, что саро были изгнаны из Лагоса в 1850-х годах, хотя вскоре они вернулись.
В 1867 году возник еще один конфликт, на этот раз в Абеокуте . Конфликт произошел между Эгбасом и европейцами. Эгбас протестовали против растущего влияния западной культуры и посягательства на земли, возглавляемого губернатором Лагоса Гловером. Эгбас решил неистовствовать и наносить ущерб европейским символам, таким как церкви и миссии, а несколько саро также были изгнаны из Эгбаланда, но, как и в случае с Лагосом, спокойствие было быстро восстановлено. Беспорядки в Абеокуте привели к исходу их жертв в Лагос и последующему созданию Аго Эгба , колонии Эгба, в Эбуте Метта . До конфликта несколько известных Саросов и английский миссионер Генри Таунсенд играли видную роль в качестве советников совета вождей в Абеокуте. [ нужна ссылка ]
Жизнь в дельте
[ редактировать ]Дельта Нигера немного отличалась от Лагоса и западной Нигерии, где доминировали йоруба. Лагос был гораздо более космополитичным , в то время как дельта состояла из разных этнических групп, имеющих равное политическое положение. Было также мало исторических атрибутов, которые способствовали культурной ассимиляции. [ 9 ] Однако вскоре иммигранты нашли дом в нескольких городах, особенно в новом городе Порт -Харкорт . Порт-Харкорт был основан британскими властями в 1913 году как прибрежный центр экспорта пальмового масла и угля . иммигранты из Йорубаленда, штатов Хауса , Гамбии и Сьерра-Леоне Вскоре в город на заработки приехали . Некоторые из саро были священнослужителями , а другие были переведены на административную работу.
Саро появились в городе как пионеры африканской торговли, став поставщиками для жителей нового города. Однако жизнь в Порт-Харкорте была тяжелой для многих Саро. Некоторые приехали в город в качестве рабочих в британских торговых домах и колониальном правительстве. Однако иммигрантам в новом городе не было гарантировано трудоустройство. Некоторые рабочие Саро вышли на пенсию без пенсии и понесли серьезные финансовые лишения. Отставной Саро попросил вернуться домой, и некоторых переправили обратно с помощью колониальных средств. Отсутствие продвижения по службе и выхода на пенсию, с которым столкнулись африканцы-иммигранты, отчасти было результатом системной стены, препятствующей продвижению Сароса и африканцев со стороны британцев. Саро в Лагосе, Порт-Харкорте и Абеокуте вызвали раздражение европейцев из-за достижений нескольких иммигрантов в духовенстве и деловом мире. [ 11 ] Эта политика привела к постепенным изменениям среди саро, особенно на Западе. Идеалистический , который бунт против британцев возглавил среди миссионеров Джеймс Джонсон осуждал чрезмерное британское вмешательство в дела миссионерского общества и хотел более активного участия африканцев в продвижении христианства.
Известные люди Саро
[ редактировать ]- Мунирудин Адекунле Муза
- Криспин Адении-Джонс
- Китойе Аджаса
- Герберт Банколь-Брайт
- РБ Блейз
- Генри Роулингсон Карр
- GBA Кокер
- Мохаммед Шитта Бей
- Сэмюэл Аджайи Кроутер
- Лаборатория реактивного движения Дэвис
- Сара Форбс Бонетта Дэвис
- Адегбойега Эдун
- Кристиана Абиодун Эмануэль
- Чарльз Джозеф Джордж
- Джеймс «Холи» Джонсон
- Обадия Джонсон
- Сэмюэл Джонсон
- Герберт Маколей
- Томас Бэбингтон Маколей
- Акинола Хаус
- Орисадипе Обаса
- Шарлотта Блейз Обаса
- Джон Отунба Пейн
- Сэмюэл Герберт Пирс
- Чарльз Филлипс
- Джон Рэндл
- Виктория Дэвис Рэндл
- Фунмилайо Рэнсом-Кути
- Стивен Банкол Роудс
- Огунтола Сапара
- Агнес Йеванде Сэвидж
- Ричард Акинванде Сэвидж
- Эмануэль Питер Джон Адении Томас
- Стелла Томас
- Уильям Вивур
- Кристофер Сапара Уильямс
Амаро
[ редактировать ]В отличие от саро, которые были в основном выходцами из Сьерра-Леоне, амаро, которых иногда называли наго в Бразилии ( наго указывает на этническую принадлежность йоруба ), были освобожденными рабами из Бразилии и Кубы. Вернувшихся из Бразилии и Кубы и их нынешних потомков чаще называли «агудас». Они отправились в Новый Свет как рабы разных субэтнических и этнических групп, но подходили к отношениям между собой как к равным. Они вернулись в Нигерию главным образом для того, чтобы восстановить связь со своей родиной. В Лагосе их район стал называться Попо Агуда , бразильский квартал. Они были воспитаны не в англиканской вере, как жители Сьерра-Леоне, а в католицизме , доминирующей религии в Бразилии и на Кубе. К 1880-м годам Агуда составляли около 9% населения Лагоса. Некоторые из Агуд были мусульманами. Некоторые бразильцы-католики и кубинцы также поклонялись африканским Ориша, которым они также поклонялись в Бразилии и на Кубе. Некоторые Амаро теперь становятся христианами-протестантами. Эти Амаро подарили Португальские и испанские имена в Нигерии, и когда-то там даже проживало португальское и испаноязычное население.
Бразильские репатрианты были исключительно технически квалифицированными ремесленниками и были известны самобытной бразильской архитектурой, построенной в их поселениях, а затем и в окрестностях Лагоса. В то время современная европейская архитектура должна была стать не только прекрасным жилищем, но и доминирующей рекламой, демонстрирующей африканцев другого стиля и культуры. [ 12 ] Однако в свое время бразильский стиль стал жизнеспособной альтернативой современному стилю, используемому африканскими подрядчиками, работающими на государственных и крупных частных объектах, таких как собор Святого Креста в Лагосе и мечеть Шитта-Бей . Бразильцы познакомили Нигерию с изысканными архитектурными решениями, двухэтажными зданиями и бунгало с лепными фасадами. Бразильские репатрианты также популяризировали использование маниоки в качестве пищевой культуры. [ 13 ] Они были пионерами торговли с Бразилией в середине девятнадцатого века. Однако к 1880-м годам разорительные конкуренты и экономический спад вынудили многих отказаться от экспортной торговли. Сельское хозяйство вскоре стало средством восполнения дефицита экономической деятельности. Они также построили плантации какао вместе с Саро JPL Дэвис .
Среди выдающихся представителей Амаро - Олойе сэр Адейемо Алакия и вождь Антонио Деинде Фернандес .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диксон-Файл, Мак (1999). Община Саро в дельте реки Нигер . Университет Рочестера Пресс. ISBN 9781580460385 .
- ^ Jump up to: а б Фаллола, Тойин (2016). йоруба Энциклопедия Блумингтон: Издательство Университета Индианы . п. 4. ISBN 9780253021441 .
- ^ Матори, Лоранд, «Английские профессора Бразилии: о диаспорических корнях нации йоруба», Сравнительные исследования в обществе и истории , Том. 41, № 1, январь 1999 г., с. 89.
- ^ Барнс, Эндрю (26 февраля 2018 г.). «Сэмюэл Аджайи Кроутер: епископ-миссионер из Африки и йоруба» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.278 . ISBN 978-0-19-027773-4 . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Фалуи, Кехинде, Мигранты и экономическое развитие Лагоса, С древнейших времен до 1880 года , стр. 1.
- ^ Фалуи, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Агири, Бабатунде «Введение Нитида Кола в сельское хозяйство Нигерии, 1880–1920», Африканская экономическая история , № 3, весна 1977 г., стр. 1.
- ^ Савада, Нозоми (докторская диссертация, Университет Бирмингема, 2012 г.) Савада, Нозоми (2012). Образованная элита и общественная жизнь в первых газетах Лагоса: в поисках единства для прогресса общества . ethos.bl.uk (Британская библиотека) (доктор философии).
- ^ Jump up to: а б Диксон-Файл, Мак, «Саро в политической жизни раннего Порт-Харкорта, 1913–49», Журнал африканской истории , Vol. 30, № 1, с. 126.
- ^ Деррик, Джонатан, «Местный клерк» в колониальной Западной Африке», «Дела Африки» , Vol. 82, № 326, с. 65.
- ^ Деррик, Джонатан, «Местный клерк» в колониальной Западной Африке», «Дела Африки» , Vol. 82, № 326, с. 65.
- ^ Влах, Джон Майкл, «Бразильский дом в Нигерии: появление народного типа дома 20-го века», Журнал американского фольклора , Том. 97, № 383, январь 1984 г., с. 6.
- ^ Фалуи, стр. 11, 12.
- Саро люди
- Репатриированные африканцы
- Сьерра-Леоне креольская диаспора
- Этнические группы в штате Риверс
- Сьерра-Леоне креольский
- Освобожденные африканцы Сьерра-Леоне
- Люди освобожденного африканского происхождения
- Этнические группы в Нигерии
- История Лагоса
- 19 век в Нигерии
- Бразильские эмигранты в Нигерии