Авка-Этити
Авка-Этити | |
---|---|
Город | |
Координаты (НГ): 6 ° 2'9 "N 6 ° 58'57" E / 6,03583 ° N 6,98250 ° E | |
Страна | Нигерия |
Состояние | Штат Анамбра |
ЛГА | Идемили Юг |
Основан | Диедо |
Правительство | |
• Тип | Традиционный |
• Его Королевское Высочество Оби | Эз-Игве Мишель Чидози Эзеуденна |
• Руководящий орган | Союз улучшения Авка-Этити (AIU), Совет Игве. |
• Традиционная линейка | Оби из Авка-Этити, Его Королевское Высочество Игве Мишель Чидози Эзеуденна [ 1 ] |
Население | |
• Этническая принадлежность | Игбо |
• Религия | христианство Традиционное |
Часовой пояс | UTC+1 ( ВАТ ) |
Авка-Этити , исторически известный как Авка-Дьедо ( игбо : Ọka Diedo ); позже упомянутый как Авка-Нкакву ( Оканкаку ) колониальными авторами, это богатый город, состоящий из семи деревень в Идемили Юг районе местного самоуправления штата Анамбра , Нигерия . [ 2 ] Семь деревень Авка-Этити в установленном порядке возраста: Нколофия, Умуноча, Эджигинанду, Ируовелле, Умудуну, Ннаба и Огунзеле.
Коренное население Авка-Этити принадлежит к этнической группе игбо , а город расположен в культурной зоне игбо , в 24 км от реки Нигер , к северо-востоку от Онитши . [ 3 ] В 16 км от Нри и в 2 км от Игбо-Укву . Авка-Этити граничит с группой деревень/городами Ичида, Азигбо, Нноква, Нневи , Нноби и Амичи. Основным языком, на котором говорят в Авка-Этити, является идемили вариант языка игбо .
В 2005 году население Авка-Этити оценивалось в 35 000 человек. [ 4 ] Существует также большая диаспора авка-этити, которая вносит свой вклад в экономику города.
История
[ редактировать ]Доколониальная история
[ редактировать ]История Авка-Этити до 1900 года не зафиксирована в письменной форме, а скорее уходит корнями в устные традиции и мифологию. На основе открытия и археологических раскопок стоянок, датируемых первым тысячелетием нашей эры в Игбо-Укву всего в 2 км от Авка-Этити, [ 5 ] несомненно, что этот район был заселен игбо ранее девятого века. Здесь существовала процветающая металлургическая промышленность (см. «Археология Игбо-Укву» ), а также древние и обширные торговые, социальные и культурные контакты между этим районом и Древним Египтом , о чем свидетельствуют огромные количества стеклянных и сердоликовых бус, раскопанных на этих стоянках, некоторые из них были изготовлены в Старом Каире в мастерских Фустата . [ 6 ]
В местной устной истории существует несколько версий происхождения Авка-Этити. [ 3 ] [ 7 ] которые связывают город с общей генеалогией с другими древними городами в этом районе. Уке, Оджото, Нноби и Нневи упоминаются как имеющие общее происхождение с Авка-Этити.
Основание Авка-Этити во всех версиях устной истории приписывается Диедо. В некоторых версиях он был сыном Эзенна. Эзенне, похоже, был братом Уке и Оджото. У Эзенна было два сына и дочь. Сыновьями были Оквуике и Диедо, а дочерью — Эдо. Дочь Эдо была замужем за Эземеви, которому легенда приписывает основание Нневи. Оквуике считается отцом Нноби. У Диедо был единственный сын по имени Окагбадо.
После смерти Эзенне между Оквуике и Диедо возникли разногласия по поводу раздела активов покойного отца, что привело к тому, что Диедо и его сын Окагбадо покинули свой родовой дом вдоль реки Обиаха и поселились в месте под названием Огвувгу Диедо в наши дни. Деревня Ируовелле Авка-Этити. Окагбадо женился на трех женах, которые родили ему девять сыновей. Первая жена родила Эзиоку и Умо. У второй жены были Нколофия, Эдигнанду, Ируовелле и Огунзеле, а у третьей жены - Оча, Дунуэсуэ и Ннаба. Они составили первоначальные девять деревень Авка-Этити. Умо и Эзиока вступили в кровавую братоубийственную войну по неясным причинам. Обе стороны использовали наемников-охотников за головами из Охафии и Абама . Жестокость конфликта привела к почти полному исчезновению обеих деревень. Остатки Эзиоки позже были поглощены деревней Нколофия, а выжившие из Умоха были поглощены деревней Эджигинанду, в результате чего в Авка-Этити по сей день осталось семь деревень.
В период между ок. В 1760 и 1900 годах развитие Авка-Диедо было отмечено бесконечной серией жестоких войн с окружающими городами в результате экспансионистских тенденций. Особенно Нневи вступил в серию жестоких битв с Авка-Диедо, продолжавшихся многие столетия, из-за пограничных вопросов. Нноква, Амичи, Азигбо и Ичида также в разное время в этот период находились в состоянии войны с Авка-Диедо. Упорство и храбрость, проявленные воинами Авка-Этити на поле боя, а также их набор хитрых тактик, таких как прокладывание туннелей в тылу врага и мины-ловушки , вызвали уважение у их врагов и принесли им прозвище Авка-Нкакву (нкакву - язык игбо). для скунса). Это прозвище, полученное воинами Авка-Этити в бою, позже использовалось его соседями для обозначения всего города. Как объясняют Э. Р. Даллах и ЕС Нзеви:
Именно в это время Ока-Дьедо получили прозвище Ока-Нкакву из-за многочисленных тактик, применяемых ими для отражения врага. Иногда в стратегических точках они сооружали глубокие траншеи, втыкая в них острые бамбуковые колья. Траншеи были замаскированы травой, что помогало скрыть их существование. Вражеские войска обычно заманивались в эти потайные траншеи, сквозь них протыкали бамбуковые колья и вырывались внутренности. В других случаях они рыли ямы в тылу врага, тем самым удивляя врага сзади и полностью разгромив его. Такие смелые выходки, к ужасу воинов-нневи, принесли им Ока-Нкакву. В этом не было ничего унизительного для наших предков, поскольку они дорожили такими похвалами со стороны врага. В мгновение ока прозвище, созданное для того, чтобы высмеять Ока-Диедо, стало их новым именем и вызвало шок у их врагов. [ 8 ]
Считается, что, хотя Нневи потратил огромные суммы на то, чтобы заручиться услугами наемных отрядов охотников за головами Абама и Охафии, чтобы обеспечить уничтожение Авка-Нкакву, они не смогли добиться решающей победы. Это стало возможным также благодаря мощному военному союзу, существовавшему между воинами Авка-Этити и Ораукву , которые приходили друг другу на помощь во время войны. [ 9 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Такое положение дел продолжалось до прибытия британских карательных экспедиций между 1883 и 1906 годами. К этому времени колонизаторы считали Авка-Этити препятствием для дальнейшего продвижения британского влияния во внутренние районы. Авка-Этити сочли сопротивляющимся британской политике и отказались выполнить требование сдать огнестрельное оружие. О том, что истеблишмент считал Авка-Этити враждебным, свидетельствует тот факт, что, хотя первая церковь (и школа) Общества церковной миссии (CMS) была построена в Нневи в 1892 году, [ 10 ] только в 1904 году первый белый человек в лице миссионера CMS г-жи Мэри Беннетт был мирно принят на земле Авка-Этити. [ 11 ] Действительно, только пятого февраля 1905 года первый официальный представитель правительства Его Величества в лице тогдашнего подполковника. (позже вице-губернатор южной Нигерии) Х.К. Мурхаус [ 12 ] был мирно принят прапорщиком Эзенвосу в Авка-Этити. Таким образом, в этом районе британцам потребовалось 12 лет, чтобы распространить свое влияние на расстояние не более 2 км. Таким образом, Авка-Этити воспринималась колониальной администрацией как заноза в теле.
До этого в 1900 году Авка-Этити встретил достойного соперника в составе британского экспедиционного корпуса . В этом году британцы организовали мирную встречу между Авка-Этити и Нневи для урегулирования пограничных споров. Переводчик на этой решающей встрече, г-н Нвокеди, был коренным жителем нневи. Это привело к ситуации, когда Авка-Этити пришел к выводу, что мирное соглашение было достигнуто, а присутствовавшим на встрече британским посредникам было сказано, что Авка-Этити категорически отказался от мирного урегулирования. [ 13 ] Ничего не подозревающие представители Авка-Этити вернулись домой, чтобы распространить благую весть о том, что белый человек принес мир между Авка-Этити и Нневи. В результате воины Авка-Этити были выведены из строя и демобилизованы. Поэтому велик был ужас, когда британский полк Южной Нигерии , возглавляемый разведчиками Нневи , перед рассветом предпринял массированную внезапную атаку на Авка-Этити. Спешно организованная контратака воинов Авка-Этити против превосходно вооруженных и окопавшихся британских войск закончилась фиаско. Возглавил контратаку на британские позиции Очиага (военный командующий). Этот человек, опытный генерал и ветеран многих войн, пользовался репутацией как друзей, так и врагов как полностью защищенный от пуль и стрел, и этот подвиг он использовал с пользой во многих предыдущих случаях. Его пуленепробиваемость объяснялась мощной магией ( дзюдзю ), которую он получил от семьи своей матери, сильных местных врачей в Ичиде. Поэтому это был самый незабываемый опыт, когда британские войска открыли огонь по воинам Авка-Этити с большого расстояния. Максимские пушки и тяжелая артиллерия . Пуля пробила Очиаге руку в локте с хлынувшей кровью, что заставило его уронить оружие. Увидев это, люди Авка-Этити были деморализованы и потеряли надежду на победу. Войска были разбиты, Очиага и его самые храбрые воины отдали свои жизни британцам в последней самоубийственной атаке на позиции противника. Выжившие главари и выдающиеся воины бежали в изгнание к своим родственникам в Игбо-Укву и даже в Нени. [ 11 ] Остальная часть Авка-Этити была вынуждена сдать свое огнестрельное оружие британцам на рыночной площади Эке, где оно было уничтожено. Этот инцидент положил конец эпохе межобщинных войн между Авка-Этити и ее соседями.
христианская эпоха
[ редактировать ]В 1904 году в Авка-Этити появились первые миссионеры во главе с г-жой Мэри Беннетт. Первая миссионерская церковь CMS была построена в деревне Ируовелле. В 1913 году в город также была открыта римско-католическая миссия, которая построила церковь и школу. Эти две церкви быстро привели к обращению большинства граждан Авка-Этити в христианство. В 1944 году был сформирован Союз улучшения Авка-Этити (AIU), который был руководящим органом Авка-Этити, принявшим на себя руководство от традиционного собрания Совета старейшин (Окву Азу-Оджи). Название города было официально изменено AIU на Авка-Этити в 1946 году. В 1957 году Союз благоустройства Авка-Этити решил избрать первого Оби (короля) Авка-Этити. Это желание иметь короля было основано на создании Восточной палаты вождей тогдашним колониальным правительством Восточного региона в 1956 году и намерении Авка-Этити обеспечить себе место в этом законодательном органе. В древности у Авка-Этити традиционно не было короля, хотя после 1900 года британцы назначили двух уорент-вождей. Первым был вождь Эзенвосу, после смерти которого вождь Ойятуигбо был назначен британцами уорент-вождем в 1915 году до своей смерти в 1954 году. Выборы в Стул Игве был проведен 29 июля 1957 года с участием HR H IGWE Dr. Сайлас О.К. Эзенва становится первым Оби Авка-Этити. Вторым Оби был глава Его Королевского Высочества Джоачин Оджукву (Акум 1 Авка-Этити). [ 14 ] Нынешний Оби - Его Королевское Высочество Игве Майкл Чидози Эзеуденма (Окагадо). [ 15 ]
Культура
[ редактировать ]Культура Авка-Этити ориентирована на Оменалу и типична для культуры игбо , будучи пропитана искусством игбо и музыкой игбо . Хотя некоторые культурные мероприятия и фестивали в прошлом, связанные с древними языческими богами и обрядами, перестали проводиться с приходом христианства (например, церемонии Ило Муо и Игба Ота ), существует несколько традиционных институтов, которые продолжают сегодняшний день.
Фестивали
[ редактировать ]Некоторые древние традиционные фестивали были христианизированы и объединены с существующими христианскими ритуалами. Например, фестивали Афиа Нкву и (восемь дней спустя) Каману в конце декабря и начале января, которые ознаменовали конец старого календаря игбо, были в значительной степени вытеснены нынешними празднованиями Рождества и Нового года. Некоторые древние традиционные фестивали, отмечаемые в городе, были адаптированы к нынешним потребностям и контексту, например, Ива Джи ( фестиваль Нового Яма ) в августе. [ 14 ] Афия Олу и Офала - другие традиционные праздники, которые до сих пор активно отмечаются в Авка-Этити.
Одункэ Фестиваль
[ редактировать ]Знаменитый фестиваль Оданке , который послужил источником вдохновения и дал имя талантливой группе художников Биафры, в том числе Чинуа Ачебе и Кристоферу Окигбо (сообщество художников Оданке), [ 16 ] заслуживает особого упоминания, поскольку, по-видимому, свойственен Авка-Этити. Это один из фестивалей, который не имел никакой религиозной основы. Это был скорее карнавал с грандиозными церемониями, пиршествами, а также демонстрацией материального богатства, богатства и социального статуса, включающий в себя все искусства общества в гармоничном соотношении. [ 17 ] Последний раз «Одункэ» исполнялась в 1955 году. [ 18 ]
Нзе и Озо
[ редактировать ]Как это типично для Игболанда, института традиционных обладателей титула вождя, Нзе на Озо укоренился в Авка-Этити. В Авка-Этити есть две степени традиционного титула. Первая степень — это титул Озо , состоящий из следующих групп титулов; Эзиси, Окпала, Исиоколо, Икиви и Озала . Из них Эзиси является самым старшим, и на нем лежит ответственность за умилостивление различных богов и божеств, исторически случавшихся с самым старшим обладателем титула Эзиси в Сообществе. [ 19 ]
Вторая степень титула вождя - Ннукву-Озо (Высокий Озо). Титулы Ннукву-Озо в Авка-Этити делятся на следующие категории: Эзеани, Дуну, Дим, Далла и Уме. [ 20 ] и традиционно может быть присвоен только кандидатам, которые ранее были посвящены в первую степень титула Озо и которые, как было замечено, доказали свою родословную в бою или посредством других наиболее заметных усилий.
Посвящение в эти титулы Ннукву-Озо было и остается очень дорогим. Исторически церемония посвящения в тайны Ннукву-Озо включала в себя очень болезненное и престижное шрамирование Ити , по которому этих людей опознавали публично. Скарификация Ичи . как часть ритуала в наше время прекращена по эстетическим соображениям Последний носитель знаков Ити, вождь Эзенвосу, умер в начале двадцатого века.
Другими отличительными регалиями, которые идентифицируют обладателя титула Озо и обладателя титула Ннукву-Озо в Авка-Этити, являются красная шапка (с орлиными перьями для Ннукву-Озо), метелка из конского хвоста, круглый веер из коровьей шкуры и слоновий бивень.
Табу
[ редактировать ]Убийство или поедание змеи Эке ( Python regius ) и собаки ( Canis lupus familis ) является анафемой в Авка-Этити, поскольку древние считали их священными животными, связанными с местными божествами. [ 21 ]
Образование
[ редактировать ]В Авка-Этити есть несколько начальных школ в семи деревнях, в том числе начальная школа Нколофия, начальная и средняя школа Мемориала отца Паулса, начальная школа Союза, начальная школа Умуноча, центральная школа, группа школ Славы, включающая Образовательный центр Славы (детский сад и начальная школа). в 1989 году и Королевская академия Славы (средняя школа), основанная в 1998 году. Средняя школа Св. Иосифа была основана в 1962 году католической общиной и позже служила лагерем беженцев и учебной больницей во время гражданской войны в Нигерии . Средняя школа для девочек была основана в 1964 году тогдашним Оби Авка-Этити, Его Величеством IGWE доктором SOC Эзенвой.
Вождь Джеральд А. Чукелу (Дуну Нзе Афулукве) был первым коренным жителем Авка Этити, получившим сертификат старшего Кембриджа (Лондон) в Первыми выпускниками университета Авка-Этити были г-н. Э. Р. Даллах (1955 г.), доктор А. А. Окойе (1956 г.) и начальник Оби (1957 г.). Первые врачи Авка-Этити закончили обучение примерно в 1965 году в лице главного доктора. Фрэнсис. Э. Эзисси (Ифе Авка-Этити), хирург, получивший образование в Германии, доктор. Доктор Сэмюэл Эзенва — хирург, получивший образование в Америке. Джордж Уденкво Гинеколог, прошедший обучение в Ирландии. [ 22 ]
Здоровье
[ редактировать ]В 1958 году существующий родильный дом был преобразован правительством Восточной Нигерии в медицинский центр. Это было единственное медицинское учреждение до начала 1980-х годов, когда первые врачи из числа коренного населения открыли ряд частных больниц, в том числе; Специализированная больница и морг Св. Франциска, Специализированная больница и родильный дом Канайо, Специализированная больница Идемили, а также Католическая больница Богоматери Фатимы.
Экономика
[ редактировать ]Авка-Этити является одной из движущих сил развития индустриализации на земле игбо. [ 23 ] К началу 1940-х годов деловые мужчины и женщины из города успешно специализировались на импорте велосипедов и их запчастей. [ 24 ] После гражданской войны в Нигерии предприниматели Авка-Этити основали ряд известных производственных предприятий, в частности группу компаний ГМО. [ 24 ] и Roadmaster Industries Ltd. [ 25 ] Недавно созданная отрасль — это линия косметической продукции IKB. [ 26 ] и ООО «Строительная компания Интербау». [ 27 ] Тысячи вакансий в Нигерии и за ее пределами были прямо или косвенно предоставлены этими и другими отраслями и предприятиями, базирующимися в Авка-Этити.
Инфраструктура
[ редактировать ]Большинство дорог в Авка-Этити заасфальтированы.
Это стало возможным только благодаря индивидуальным благотворительным и общественным усилиям. В этом отношении Авка-Этити представляет ситуацию в соседних городах и Игболанде, где развитие инфраструктуры по инициативе правительства практически не ощущается. [ 28 ] [ 29 ] Несмотря на это, Молодежная ассоциация Ируовелле и Ассоциация развития Умуночи проявили наибольшую активность в асфальтировании дорог в своих деревнях. Помимо этого, несколько важных транспортных путей были заасфальтированы единоличными усилиями граждан-филантропов.
Люди
[ редактировать ]- Годвин Экежекву Чикелуба , бизнесмен и филантроп
- Принцесса Йобо родила Игве; Бывшая самая красивая девушка Нигерии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коронация Игве Майкла Чидози Эзеуденны https://www.sunnewsonline.com/awka-etiti-ends-13-year-crisis-celebrates-coronation-of-monarch/
- ↑ Официальный веб-сайт «Района местного самоуправления Идемили» получен в марте 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Даллах Э.Р. и Нзеви ЕС: (1996), стр.2.
- ^ Акаджиоби, GO (2005), стр.xxii
- ^ Шоу Терстан: Раскопки Игбо-Укву, Археологические открытия в Восточной Нигерии , Oxford University Press, Ибадан (1977)
- ^ Sutton JEG: Игбо-Укву и Нил, African Archaeological Review, том 18, № 1, (2001), с. 51
- ^ Акаджиоби, GO: (2005) с. хх – XXI
- ^ Dallah ER и Nzewi EC (1996), стр.6-7.
- ^ Dallah ER и Nzewi EC: (1996) стр.9
- ↑ Веб-сайт NigerianWiki получен в марте 2013 г. «Нневи — Нигерийская Вики» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 3 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Даллах Э.Р. и Нзеви ЕС: (1996), стр.10.
- ^ Лондонская газета № 27889, стр. 1337–1338, 23 февраля 1906 г.; http://www.london-gazette.co.uk/issues/27889/pages/1337
- ^ Даллах Э.Р. и Нзеви EC (1996), стр.7.
- ^ Jump up to: а б The Nation Online, 8 августа 2008 г.
- ^ «Правительство штата Анамбра | Авка Этити получает нового традиционного правителя» . anambrastate.gov.ng . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Эзенва-Охаэто; Чинуа Ачебе: Биография - Издательство Джеймса Карри (1997) - стр. 146
- ^ Чуквума Азуонье. Воспоминания о сообществе художников Оданке: (1966–90) Бюллетень ALA: Публикация Африканской литературной ассоциации, Бюллетень 17,1 (зима 1991 г.), стр.20
- ^ ГО Акаджиоби. Традиционный быт, культурные верования, обычаи и обычаи народа Авка-Этити: прошлое и настоящее. Cecta Books (2006) стр.94 ISBN 978810746X , 9789788107460
- ^ Акаджиоби, GO (2005) стр.171-172
- ^ Акаджиоби, GO (2005) стр.175
- ^ Дуру, Иннокентий (7 октября 2017 г.). «РАСКРЫТО! Нигерийские общины, где убийство змей опасно - The Nation Nothing» . Нация Нигерия .
- ^ Ф. Чидози Огбеле: Animo: каталог штатов Анамбра и Имо, университетский паб. Ко., 1982, стр.86.
- ^ Том Дж. Форрест (1995) стр.148
- ^ Jump up to: а б Том Дж. Форрест (1995) стр.151
- ^ Том Дж. Форрест (1995) стр.152
- ^ Веб-сайт «Mitchellgroup Europe» получен в марте 2013 г. http://www.mitchellgroupeu.com/downloads/Backgrounder_IKB.fhd.pdf.
- ^ Веб-сайт «Интербау Констракшн Лтд.» получено в марте 2013 г. http://inter-bau.com.ng/
- ^ Кейт Мигер: Экономика идентичности: социальные сети и неформальная экономика в Африке, Boydell & Brewer, 2010, стр. 45. ISBN 1847010164 , 9781847010162
- ↑ Интернет-газета Punch, дата обращения 12 марта 2013 г. «Группа игбо осуждает маргинализацию Юга Востока — The Punch — самая читаемая газета Нигерии» . Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 14 марта 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Акаджиоби, О.О. Спор о вождях Авка-Этити и связанный с ним кризис 1957–1999 гг. Книги Африки-Link (2005) ISBN 9782915394
- Далла, Э.Р. и Нзеви, ЕС. Краткая история деревенской общины Ируовелле, Optimal Books Enugu. (1996) ISBN 978203987X
- Том Дж. Форрест. Продвижение африканского капитала: рост частного предпринимательства в Нигерии. Книги спектра (1995) ISBN 9782462543
- The Nation , онлайн-архив газеты, статья Адимике Джорджа «Фестиваль нового ямса с особенностями сообщества Анамбры», опубликованная 8 августа 2008 г. https://web.archive.org/web/20160304023832/http://www.thenationonlineng.net /archive2/tblnews_Detail.php?id=58387