Кристофер Окигбо
Кристофер Ифеканду Окигбо | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Кристофер Ифеканду Окигбо 16 августа 1932 г. Оджото , штат Анамбра , Британская Нигерия |
Умер | 1967 (34–35 лет) Нсукка , Нигерия |
Занятие | Писатель |
Образование | Государственный колледж Умуахия ; Университетский колледж Ибадана |
Жанр | Драма, поэзия |
Предмет | Сравнительная литература |
Родственники | Пиус Окигбо (брат) |
Кристофер Ифеканду Окигбо (16 августа 1932–1967) был нигерийским поэтом, учителем и библиотекарем, погибшим в борьбе за независимость Биафры . Сегодня он широко известен как выдающийся постколониальный англоязычный африканский поэт и один из крупнейших писателей-модернистов ХХ века. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Окигбо родился 16 августа 1932 года в городе Охото , примерно в 10 милях (16 км) от города Онитша в штате Анамбра , расположенном в юго-восточном регионе Нигерии . [2] Его отец был учителем в католических миссионерских школах во время расцвета британского колониального правления в Нигерии , и Окигбо провел свои ранние годы, переезжая с станции на станцию. Несмотря на набожное христианство своего отца, Окигбо имел близость и позже в своей жизни пришел к убеждению, что в нем перевоплотилась душа его деда по материнской линии. [3] жрец Идото , божества игбо . Идото олицетворяется в одноименной реке, протекающей через деревню Окигбо, а «богиня воды» занимает видное место в его работах. Врата рая (1962) открываются строками:
- Перед тобой, мать Идото,
- голый я стою, [4]
- Перед тобой, мать Идото,
в то время как в «Расстояниях» (1964) он празднует свое последнее эстетическое и психическое возвращение к своим местным религиозным корням:
- Я единственный свидетель моего возвращения домой. [5]
Другой влиятельной фигурой в первые годы Окигбо был его старший брат Пиус Окигбо , который позже стал известным экономистом и первым послом Нигерии в Европейской экономической комиссии (ЕС). [6]
Дни в Умуахии и Ибадане
[ редактировать ]Окигбо окончил государственный колледж Умуахия (ныне штат Абиа , юго-восточная Нигерия) через два года после Чинуа Ачебе , другого известного нигерийского писателя, заработавшего себе репутацию ненасытного читателя и разностороннего спортсмена. В следующем году его приняли в Университетский колледж в Ибадане (ныне известный как Университет Ибадана ) в штате Ойо , на юго-западе Нигерии. Первоначально намереваясь изучать медицину, он перешел на классическую медицину на втором курсе. [7] В колледже он также заработал репутацию одаренного пианиста, аккомпанируя Воле Сойинке во время его первого публичного выступления в качестве певца. Считается, что Окигбо в то время также писал оригинальную музыку, хотя ничего из этого не сохранилось. [8]
Работа и искусство
[ редактировать ]После окончания учебы в 1956 году он несколько раз работал в различных местах по всей стране, одновременно совершая свои первые шаги в области поэзии . Он работал в Нигерийской табачной компании , Объединенной африканской компании , гимназии Фидити (где преподавал латынь) и, наконец, помощником библиотекаря в Университете Нигерии в Нсукке , где он помог основать Ассоциацию африканских авторов . [9]
В те годы он начал публиковать свои работы в различных журналах, в частности в Black Orpheus , литературном журнале, призванном объединить лучшие произведения африканских и афроамериканских писателей. Хотя его стихи можно рассматривать отчасти как мощное выражение постколониального африканского национализма , он был категорически против негритуда , который он осуждал как романтическое стремление к «мистике черноты». [10] ради самого себя; он также отверг концепцию общности опыта африканцев и чернокожих американцев, что резко контрастирует с редакционной политикой « Черного Орфея» . [11] Именно на этом основании он отверг первую премию в области африканской поэзии, присужденную ему на Всемирном фестивале негритянского искусства 1966 года в Дакаре , заявив при этом, что не существует такого понятия, как негр или черный поэт.
В 1963 году он покинул Нсукку, чтобы занять должность западноафриканского представителя издательства Кембриджского университета в Ибадане, должность, дающая возможность часто ездить в Соединенное Королевство , где он привлек дальнейшее внимание. В Ибадане он стал активным членом литературного клуба Мбари и завершил, сочинил или опубликовал произведения своих зрелых лет, в том числе «Пределы» (1964), «Молчание» (1962–65), «Плач масок» (в ознаменование столетия со дня рождения рождение У.Б. Йейтса в форме хвалебного стихотворения йоруба , 1964), «Танец разрисованных девиц» (в память о рождении в 1964 году его дочери Обиагели или Ибрагимат, которую он считал реинкарнацией своей матери) и его последний весьма пророческий эпизод. , «Путь грома» (1965–67), который был опубликован посмертно в 1971 году вместе с его выдающимся опусом «Лабиринты» , включающим стихи из более ранних сборников.
Война
[ редактировать ]В 1966 году нигерийский кризис достиг апогея. Окигбо, живший в то время в Ибадане, переехал в восточную Нигерию, чтобы дождаться исхода развития событий, кульминацией которого стало отделение восточных провинций в качестве независимой Биафры 30 мая 1967 года. Живя в Энугу , он работал вместе с Ачебе над созданием новое издательство Цитадель Пресс .
После отделения Биафры Окигбо немедленно присоединился к вооруженным силам нового государства в качестве добровольца, полевого майора. Опытный солдат, он погиб в бою во время крупного наступления нигерийских войск на Нсукку, университетский город, где он обрел свой голос как поэт и который поклялся защищать ценой своей жизни. [12]
Наследие
[ редактировать ]В июле 1967 года его дом на вершине холма в Энугу, где находились несколько его неопубликованных произведений (возможно, включая начало романа), был разрушен в результате бомбардировки нигерийских ВВС . Также была уничтожена Острые арки» автобиография « в стихах, которую он описывает в письме своему другу и биографу Сандей Анози как отчет о жизненном опыте и письмах, которые способствовали обострению его творческого воображения. [12]
Однако известно, что некоторые из его неопубликованных статей пережили войну. [13] Унаследованные его дочерью Обиагели, которая в 2005 году основала Фонд Кристофера Окигбо для увековечивания своего наследия, эти документы были каталогизированы в январе 2006 года Чуквумой Азуонье , профессором африканской литературы , Массачусетского университета в Амхерсте Бостон, который помог фонду номинировать их для Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Регистра «Память мира» [14] Предварительные исследования документов Азуонье показывают, что, помимо новых стихов на английском языке, включая проекты гимна Биафры, неопубликованные статьи Окигбо включают стихи, написанные на языке игбо . Стихи игбо увлекательны тем, что открывают новые перспективы в изучении поэзии Окигбо, противореча взглядам некоторых критиков, особенно тройки ( Чинвейзу , Онвучеква Джеми и Ихечукву Мадубуике) в их книге 1980 года «На пути к деколонизации африканской литературы» , которую он пожертвовал своей коренной африканской чувствительностью ради мракобесного евромодернизма. [15] [16]
«Элегия для альта», последнее стихотворение « Пути грома », сегодня широко читается как «последнее завещание» поэта, воплощающее пророчество о его собственной смерти как жертвенного агнца за человеческую свободу:
- Земля, развяжи меня; позволь мне быть блудным сыном; пусть это будет
- последняя молитва овна к привязи...
- СТАРАЯ ЗВЕЗДА уходит, оставляет нас здесь, на берегу.
- Глядя на небо в поисках приближающейся новой звезды;
- Появление новой звезды предвещает ее уход
- Перед уходом и приходом, продолжающимся вечно.... [17]
Премия Окигбо была учреждена Воле Сойинка в его честь в 1987 году. Первым лауреатом стал Жан-Батист Тати Лутар за фильм «Традиция песни» (1985). [18]
Библиография
[ редактировать ]- Heavensgate (Ибадан: Mbari Publications, 1962)
- Пределы (Ибадан: Mbari Publications, 1964)
- Лабиринты с Путем Грома (Лондон: Heinemann, 1971)
- Сборник стихов (Лондон: Хайнеманн, 1986)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Окигбо, Кристофер» . www.энциклопедия.com . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Биографические приложения» [Биографические приложения]. Республика: Журнал культуры и социальных проблем (Избранное из новой африканской литературы) (на сербско-хорватском языке). XXXIV (12). Загреб , СР Хорватия : 1424–1427 гг. декабрь 1978 г.
- ^ Оби Нваканма (1962). Кристофер Окигбо / Жажда солнечного света . Саффолк: Джеймс Карри . п. 6.
- ^ Кристофер Окигбо (1971). Лабиринты с Путем Грома . Издательская корпорация Африкана, Нью-Йорк. п. 3. ISBN 0-8419-0016-7 .
- ^ Кристофер Окигбо (1971). Лабиринты с Путем Грома . Издательская корпорация Африкана, Нью-Йорк. п. 53. ИСБН 0-8419-0016-7 .
- ^ «CNN.com — Умер нигерийский экономист-ветеран Окигбо — 14 сентября 2000 г.» . edition.cnn.com . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «К. Окигбо 1932–1967» . www.christopher-okigbo.org . Фонд Кристофера Окигбо. Архивировано из оригинала 6 февраля 2010 года . Проверено 6 июля 2010 г.
- ^ Мбону-Амади, Оса (26 марта 2019 г.). «Нигерия: Славный уход Габриэля Имомотими Окара (1921-2019) » allAfrica.com . Получено 27 мая.
- ^ «Международная конференция Кристофера Окигбо - программа» . www.sentinelpoetry.org.uk . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Шелтон, Остин Дж. (1964). «Черная мистика: реакционные крайности в «негритуде» » . Дела Африки . 63 (251): 115–128. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a095198 .
- ^ «Кристофер Окигбо» . caucasreview.com . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Небеокике, Чибуике Джон (17 мая 2020 г.). «День памяти героев и героинь Биафры - день семнадцатый» . Радио Биафра . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Окигбо, Кристофер | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Биафра: День памяти героев и героинь Биафры, семнадцатый (17)» . Пост Биафры . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Европейский модернизм (ЕВРО30003)» .
- ^ Эзелиора, Осита (1 июня 2009 г.). «Колониальный дискурс, поэтический язык и культура маскировки игбо в «Голосе ночного маскарада» Эзенва-Охэто. Журнал африканских культурных исследований . 21 (1): 43–63. дои : 10.1080/13696810902986441 . ISSN 1369-6815 . S2CID 191619330 .
- ^ Кристофер Окигбо (1971). Лабиринты с «Тропой Грома» . Издательская корпорация Африкана, Нью-Йорк. ISBN 0-8419-0016-7 . п. 71.
- ^ Омойеле, Идову (7 мая 2020 г.). «Некролог Гарри Гарубы» . Хранитель .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф К. Анафулу, «Кристофер Окигбо, 1932–1967: биобиблиография», Исследования в области африканской литературы, том. 9, № 1 (весна 1978 г.), стр. 65–78.
- Сандей Анози, Кристофер Окигбо: творческая риторика . Лондон: Evan Brothers Ltd. и Нью-Йорк: Holmes and Meier, Inc., 1972.
- Роберт Фрейзер, «Западноафриканская поэзия: критическая история». Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.
- Узома Эсонванне, изд. 2000. Критические очерки Кристофера Окигбо . Нью-Йорк: GK Hall & Co.
- Али Мазруи, Суд над Кристофером Окигбо . Роман. Лондон: Хайнеманн, 1971.
- Оби Нваканма, Кристофер Окигбо, 1930–67: Жажда солнечного света (Вудбридж: Джеймс Карри , 2010).
- Донатус Ибе Нвога, Критические взгляды на Кристофера Окигбо , оригинал от Three Continents Press, 1984 ( ISBN 0-89410-259-1 ).
- Дубем Окафор, Танец смерти: история Нигерии и поэзия Кристофера Окигбо . Трентон, Нью-Джерси, и Асмэра, Эритрея: Africa World Press, 1998.
- Ньонг Дж. Удоейоп, Три нигерийских поэта: критическое исследование поэзии Сойинки, Кларка и Окигбо . Ибадан: Издательство Ибаданского университета, 1973.
- Джеймс Виланд, Окружающий разум: история, миф и вымысел в поэзии Аллена Керноу, Ниссима Иезекииля. А.Д. Хоуп, А.М. Кляйн, Кристофер Окигбо и Дерек Уолкотт . Вашингтон, округ Колумбия: Three Continents Press, 1988.
- «Не дай ему умереть » — антология мемориальных стихов в честь Кристофера Окигбо к 10-летию со дня его смерти под редакцией Чинуа Ачебе и Дубема Окафора. Энугу, Нигерия: Издательство Fourth Dimension, 1978.
- См. также более подробную информацию об Окигбо, Перекресток: антология стихов в честь Кристофера Окигбо к 40-й годовщине его смерти под редакцией Патрика Огеджиофора и Удумы Калу (Лагос, Нигерия: Apex Books Limited, 2008).
- См. также Боладжи С. Рамос, «Поэт поля битвы: Элегия Кристоферу Окигбо», который считается первым полноформатным стихотворным исполнением об Окигбо после его смерти в 1967 году. ( https://www.amazon.co.uk/Battlefield- Поэт-Кристофер-Окигбо.../B0737HFSXD);(https://www.amazon.com/dp/B0737HFSXD) ; The Sun Paper: www.sunnewsonline.com/lagos-lawyer-summons-the-ghost-of-chris-okigbo/
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Фонда Кристофера Окигбо. Архивировано 14 июля 2020 года на Wayback Machine.
- « Работы Брехта и Окигбо представляют собой два разных политических подхода к модернизму » - эссе, в котором представлены подходы к творчеству Окигбо через вмешательство в произведение. Брехт , Деррида и Фуко.
- 1932 рождения
- 1967 смертей
- Писатели-мужчины 20-го века
- Нигерийские поэты ХХ века
- Академический состав Университета Нигерии
- Выпускники государственного колледжа Умуахия
- Поэты игбо
- Военнослужащие погибли во время гражданской войны в Нигерии
- Нигерийские библиотекари
- Нигерийские поэты-мужчины
- Выпускники Ибаданского университета