Король

Эз (произносится [ézè] ) — слово на языке игбо , которое означает «король» . Такие слова, как Игве и Оби , а также другие, используются народом игбо как знак уважения и почтения к Эз. Игве происходит от слова игбо Igwekala или Eluigwekala , «небо или небеса над небом выше или больше земли», подразумевая, что Эз — высший слуга народа. Оби лидера игбо или человека обычно относится к центральному зданию для приема посетителей в усадьбе . Когда Оби используется как титул уважения к Эз, он подразумевает: «тот, кто сидит в тронном доме или сердце Королевства».
В традициях и культуре игбо Эз обычно является абсолютным монархом, которого советует совет вождей или старейшин, которых он назначает на основании их хорошей репутации в обществе. На языке игбо популярна поговорка «Igbo enwe eze» , что переводится как «у игбо нет короля». Однако это популярное высказывание не отражает всей сложности общества игбо , которая изучалась на протяжении многих столетий антропологических , социологических и политических исследований. Во многом это комментарий к культурному пренебрежению к власти и государственности, которое проявилось в подготовке и после гражданской войны в Биафре.
У народа игбо были и остаются правящие органы королевских и политических лидеров, в которых отдельный человек может быть признан всем обществом primus inter pares , т. е. первым среди равных. Этот статус обычно передается по наследству по мужской линии, поскольку культура игбо является отцовской . Известно, что женщины в культурах игбо создавали параллельные социальные иерархии, посредством которых они конкурировали и сотрудничали со своими коллегами-мужчинами в королевских и управляющих иерархиях. была одна женщина Эз Однако в колониальной Нигерии , Ахеби Угбабе . [1]
Царство в Игболенде
[ редактировать ]Ученые обычно полагают, что институты королевской власти игбо возникли из трех источников. Первое — это коренное и древнее жречество, которое традиционно сочетало в себе церковные и политические обязанности лидеров деревенских республик . Эзы были признаны в Арочукву , Авке , Нри-Игбо , Овере , Северной Нсукке и Нгва : самой густонаселенной подгруппе игбо. В Нгве был Джосайя Ндубуиси Вачуку Эзом из царской родословной. [1] Энугу-Эзике , Овоко и Ихеакпу-Авка являются домом для общин игбо-эзе. Короля по-разному называют Эз или Езедике , в зависимости от происхождения .
Во-вторых, соседняя Бенинская империя навязала определенные конвенции, колонизируя определенные части Нигерии. Согласно противоположной точке зрения, Эз Нри повлиял на определение статуса Бенина Оба . [2] Различные точки зрения касаются, в частности, общин Асаба , Онитша и Огута . По мнению некоторых ученых, которые выступают против того, что известно как « Тезисы Афигбо и Оменка о происхождении» , короли игбо этих мест прослеживают исторические корни своей инвеституры непосредственно в Оба в Бенине . Их обычно называют Оби как королевский почетный титул.
Третьим источником королевской власти игбо считается колониальное правление британцев в XIX и XX веках . В соответствии с политикой непрямого управления колониальная администрация создала «вождей-ордеров», выбирая признанных лиц на должности администраторов, правителей, судей и сборщиков налогов. Уроженцы своих общин, прапорщики обычно выбирались из числа тех людей, которые наиболее охотно сотрудничали с колониальной администрацией. По этой и ряду других причин население игбо часто возмущалось, а иногда и открыто сопротивлялось власти прапорщиков. Примером такого сопротивления является Женская война игбо 1929 года .
После того, как Нигерия получила конституционную независимость от Великобритании в субботу 1 октября 1960 года, многие из этих главнокомандующих попытались сохранить свою власть, стремясь изменить свою политическую роль. Те, кто обладал политическим влиянием и вновь обретенным богатством, покупали почетные Эзские титулы. Они требовали, чтобы их включили в число традиционных правителей, сохраняемых правительством независимой Нигерии .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Семли, Лорель Д. (1 февраля 2012 г.). «Обзор книги Нвандо Ачебе о женщине-короле колониальной Нигерии: Ахеби Угбабе» . Американский исторический обзор . 117 (1): 308–309. дои : 10.1086/ahr.117.1.308 .
- ^ Николай Оменка (31 августа 2001 г.). «Папинский носорог: ответ» . Группа новостей : lists.h-net.org . Проверено 19 января 2009 г. - через онлайн-дискуссионную сеть H-Net по гуманитарным и социальным наукам.
- Ачебе, Нвандо (21 февраля 2011 г.). Женщина-король колониальной Нигерии: Ахеби Угбабе . Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-25-322248-0 . OCLC 707092916 .
- Агбасьер, Ж. (2000). Женщины в жизни и мышлении игбо
- Эчеруо, Майкл Дж.С. (1998), Игбо-английский словарь
- Оттенберг, Саймон (2005). Жизнь и мысли игбо и другие очерки
- Ученду, Виктор К. (1965). Игбо Юго-Восточной Нигерии
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культура Игболенда в деревне Игбо , Путеводитель по Игбо