Королевство Нри
Королевство Нри Идет дождь | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
9 век – 1912 г. | |||||||
Капитал | Игбо-Укву [1] | ||||||
Общие языки | Игбо | ||||||
Правительство | Выборная монархия | ||||||
Священный король | |||||||
На этот раз | |||||||
• 1043—1089 | Король еды Ыфукуаним | ||||||
• 1988 – настоящее время | Король Нри Энвелеана II Обидиегву Оньесо | ||||||
История | |||||||
• Учредил | 9 век | ||||||
• Капитуляция Британской империи | 1912 | ||||||
• Социально-политическое возрождение | 1974 | ||||||
Валюта | Прозрачный | ||||||
|
Королевство Нри ( игбо : Ọ̀ràézè ٸrì ) было средневековым государством, расположенным на территории нынешней Нигерии . До расширения королевство существовало как сфера религиозного и политического влияния на значительную часть того, что сегодня известно как Игболенд , и управлялось королем имени по -священником Эз Нри . Эз Нри управлял торговлей и дипломатией от имени народа Нри, подгруппы людей, говорящих на языке игбо , и обладал божественной властью в религиозных вопросах.
Королевство было убежищем для всех тех, кто был отвергнут в своих общинах, а также местом, где рабы были освобождены от рабства. [ нужна ссылка ] Нри расширялся за счет новообращенных, завоевавших лояльность соседних общин, а не силой. Говорят, что королевский основатель Нри, Эри , был «небесным существом», которое спустилось на землю и затем основало цивилизацию. Одним из наиболее известных остатков цивилизации Нри являются артефакты укву игбо. [ нужна ссылка ] Культура Нри оказала постоянное влияние на северных и западных игбо, особенно через религию и табу.
Похоже, что королевство прошло свой пик в 18 веке, когда на него посягали подъем королевства Бенин и Игала , а затем и работорговля в Атлантике , но, похоже, оно сохраняло свою власть вплоть до 16 века, остатки эзе Иерархия сохранялась до создания Колониальной Нигерии в 1911 году, и она продолжает существовать как одно из традиционных государств в современной Нигерии . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Королевство Нри — королевство в районе Игбо в Нигерии. Нри и Агулери, откуда берет начало миф о сотворении Умуэри-Игбо, находятся на территории клана Уму-Эри, который ведет свою родословную от патриархального короля-персонажа Эри . [2] Происхождение Эри неясно, хотя его описывают как «небесное существо». [2] посланный Чукву (Богом). [3] Ему приписывают первое установление общественного порядка среди жителей Анамбры . [3] Историю Нри можно разделить на шесть основных периодов: период до Эри, период Эри, миграция и объединение, период расцвета влияния Нри, упадок и крах, а также Возрождение социокультуры (1974 г. - настоящее время). [4]
Фундамент
[ редактировать ]Автор Онвуеджогву предположил, что влияние Нри в Игболанде может восходить к 12 веку. [5] были раскопаны королевские захоронения, датируемые как минимум 9 веком.
По мнению других авторов, Эри, богоподобный основатель Нри, заселил этот регион примерно в 1500-х годах. [6] [7] Первый эзе Нри (Царь Нри), Офикуаним , следует сразу за ним. Согласно Ангулу (1981), устная традиция предполагает воцарение Эри в 1043 году. [ противоречивый ] [7] Чемберс (2005) относит правление Офикуанима примерно к 1225 году нашей эры. [8]
В 1911 году были записаны имена 19 эз Нри, но список нелегко преобразовать в хронологическую последовательность из-за длительных междуцарствий между установками. [2] Нри пройдет не менее семи лет, Традиция гласила, что после смерти эзе прежде чем можно будет определить преемника; Междуцарствие служило периодом гадания по знакам умершего эзе Нри, который сообщал о своем выборе преемника из загробия в течение семи или более лет, следующих после его смерти.Независимо от фактической даты, этот период знаменует собой начало царствования Нри как централизованного института. [9]
Зенит и падение
[ редактировать ]Расширение королевства Нри было достигнуто за счет отправки мбуричи , или новообращенных, в другие поселения. Верность эзе Нри достигалась не военной силой, а посредством ритуальной клятвы. Религиозная власть принадлежала местному королю, а связи поддерживались путешествующими мбуричи . К концу 16 века влияние Нри распространилось далеко за пределы ядерного северного региона Игбо на поселения игбо на западном берегу Нигера и общины, затронутые Бенинской империей . [5] Существуют убедительные доказательства того, что влияние игбо выходит далеко за пределы региона Игбо, в Бенин и Южной Игалы, районы такие как Ида, до прибытия Нри. На пике своего развития королевство Нри имело влияние примерно на четверть Игболанда и за его пределами. [2]
Влияние Нри на большей части северо-западного и западного Игболанда продолжалось со времен правления четвертого эзе Нри до правления девятого. После этого возникли модели конфликтов, существовавшие с десятого по четырнадцатое царствование, что, вероятно, отражало денежное значение работорговли . [6] Влияние внешнего мира не могло быть остановлено местной религиозной доктриной перед лицом экономических возможностей работорговли . Влияние Нри снизилось после начала 18 века. [10] Тем не менее, оно просуществовало в значительно уменьшенной и ослабленной форме до 1911 года, когда экспедиция, проведенная британскими колониальными войсками, вынудила правящего эзе Нри отказаться от ритуальной власти религии, известной как Икенга , положив конец королевству Нри как политическая власть. [10]
Правительство
[ редактировать ]Почти все общины в Игболенде были организованы по титульной системе. Игбо к западу от реки Нигер и на ее восточном берегу развили королевскую власть, управляющую такими государствами, как Абох , Онитша и Огута , их титул Оби , [11] очевидно, из Бенинской империи Оба (однако это спорно, потому что слово «оби» в большинстве диалектов игбо буквально означает «сердце» и может быть метафорическим указанием на королевскую власть, а не заимствованным словом из йоруба или Эдо ). Это не подлежит обсуждению, и чтобы прояснить это, Оби имеет три разных значения в языках игболенд и игбо в зависимости от того, как вы его произносите; Оби означает первенца в каждой семье, то есть старшего в семье. Ыби – это соломенная хижина, которую каждый богатый человек строил для приема посетителей. В стране игбо мужчина строит свою хижину и хижину или хижины для своей жены или жен. В хижине мужчины игбо принимали своих сверстников, которые приезжали в гости и беседовали о сельском хозяйстве и торговле. Наконец, «оби» означает «сердце», и ни одно из этих слов не имеет никакого отношения к оба Королевства Эдо- Бенин. [ нужна ссылка ]
Игбо Нри, с другой стороны, разработали государственную систему, поддерживаемую ритуальной властью. [5]
Королевство Нри было религиозным государством, своего рода теократическим государством, возникшим в центральной части региона Игбо. [6] У Нри был табуированный символический код, состоящий из шести типов. К ним относятся табу человека (например, близнецов ), животных, предметов, временных, поведенческих, речевых и географических табу. Правила, касающиеся этих табу, использовались для обучения и управления подданными Нри. Это означало, что, хотя некоторые игбо могли жить под другой формальной администрацией, все последователи религии игбо должны были соблюдать правила веры и подчиняться ее представителю на земле. [12]
Важным символом религии Нри был ому , нежная пальмовая ветвь , используемая для сакрализации и сдерживания. Его использовали для защиты путешествующих делегаций или охраны определенных объектов; человек или предмет, несущий ветку ому, считался защищенным. [12] Влияние этих символов и институтов простиралось далеко за пределы Нри, и эта уникальная социально-политическая система игбо оказалась способной контролировать территории, выходящие за рамки деревень и городов. [11]
На протяжении многих столетий жители территорий, связанных с Нри, были привержены миру. Этот религиозный пацифизм коренился в убеждении, что насилие — это мерзость, загрязняющая землю. [2] Вместо этого эзе Нри могло объявить своего рода отлучение от одинани Нри тех, кто нарушил определенные табу. Члены Икенга могли изолировать целые общины с помощью этой формы ритуальной осады. [10]
Король еды
[ редактировать ]Эз Нри — титул правителя Нри, обладавшего ритуальной и мистической (но не военной) силой. [11] Он был ритуальной фигурой, а не королем в традиционном смысле этого слова. Эз Нри был выбран после периода междуцарствия , пока избиратели ждали проявления сверхъестественных сил в новом эзе Нри. Он был установлен после символического путешествия в Агулери на реке Анамбра . [2] Власти должны быть уведомлены до начала этого путешествия, чтобы получить Удуду-эзе, королевский скипетр. Там происходит процесс поклонения всем необходимым святыням/божествам в Агулери новым Эз Нри, посещение могилы Менри в Ама-Окпу, сбор Офо, очищение девственного мальчика для получения глины от выбранного ныряльщика из Умуэзеора в Агулери, сидит на троне Эри в Обу-Гаде в Энугву Агулери у нового Эзе-Нри, прежде чем вернуться в Нри на седьмой день, чтобы пройти символическое захоронение и эксгумацию, а затем, наконец, быть помазанным белой глиной, символом чистоты. После смерти его похоронили сидящим в облицованной деревом комнате. [2] Эз Нри во всех отношениях был божественным правителем.
Компетентность
[ редактировать ]Хотя эзе Нри жил относительно изолированно от своих последователей, он нанял группу чиновников под названием нди Нри. [13] Это были специалисты по ритуалам, которых легко узнать по шрамам на лице или ити . [13] которые путешествовали с ритуальными посохами мира, чтобы очистить землю от человеческих преступлений. [2] Нди . осуществлял власть над обширными территориями Игболанда и имел право установить следующий эз Нри Нри [11]
Области, находящиеся под влиянием Нри, называемые Одинани Нри, были открыты для Нди Нри, путешествующих по ним, чтобы совершать ритуалы и обеспечивать обильный урожай или восстанавливать гармонию в местных делах. [6] Местные жители в одинани Нри могли представлять эз Нри и разделять его моральный авторитет , приобретая ряд ранжированных титулов под названием Озо и Нзе . Мужчины с этими титулами были известны как мбуричи и стали продолжением религиозно-политической системы Нри. Они контролировали средства ведения сельского хозяйства и определяли в спорах виновность или невиновность. [10]
И Нди Нри жрецы , и мбуричи знать принадлежали к Икенге , правой руке. Бог Окэнга был посвящен достижениям и власти, оба из которых были связаны с правой рукой. [2]
Экономика
[ редактировать ]Нри сохранял свой огромный авторитет вплоть до 16 века. [14] Мир, установленный религией Нри и обеспеченный присутствием мбуричи, позволил торговле процветать. В бронзе Нри были найдены изображения таких предметов, как лошади, которые не выжили в зараженном мухой цеце Нри, и морские ракушки, которые пришлось транспортировать на большие расстояния из-за удаленности Нри от побережья. У сановника Нри была обнаружена слоновая кость, что также указывает на то, что среди Нри существовало богатство торговли. [2] Другим источником дохода мог бы быть доход, приносимый путешествиями мбуричи . [11]
В отличие от многих африканских экономик того периода, Нри не практиковал рабовладение или торговлю. Некоторые части владений Нри не признавали рабства и служили убежищем. После выбора десятого эзе Нри любой раб, ступивший на землю Нри, считался свободным. [10]
У Нри была сеть внутренней и внешней торговли, на которой частично основывалась его экономика. Другими аспектами экономики Нри были охота и сельское хозяйство. [15] Эри, существо неба, было первым, кто «считал» дни по их именам: эке , ойе , афор и нкво , которые были именами четырех управляющих духов. Эри раскрыла возможность времени игбо, которые будут использовать дни для обмена товарами и знаниями. [16]
Культура
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]В Игбо-Укву , части королевства, расположенной примерно в 18 километрах (11 миль) к югу от самого Нри, практиковались техники литья из бронзы с использованием мотивов головы слона. [2] [5] Бронзу Игбо-Укву часто сравнивают с бронзой Ифе и Бенина , но они происходят из другой традиции и связывают их с эзе Нри. потомки Эри [11] Фактически, самое раннее изделие из нигерийской бронзы было обнаружено на территории игбо к востоку от реки Нигер на месте, датируемом 9 веком, что делает его старше Ифе. [17]
Похоже, что Нри оказал как художественное, так и религиозное влияние на нижний Нигер. Найденные там скульптуры бронзовые, как и в Игбо-Укву. Великие скульптуры Бенинской империи, напротив, почти всегда были изготовлены из латуни, и со временем в них добавлялось все больше цинка. [5]
В изделиях из бронзы Игбо-Укву особое внимание уделяется деталям, изображающим птиц, улиток, хамелеонов и других природных аспектов мира, таких как вылупившаяся птица. Другие предметы включают тыквы и сосуды, которым часто давали ручки. Детали настолько хороши, что на поверхности некоторых были изображены мелкие насекомые, а вокруг других было украшено что-то похожее на бронзовую проволоку. Ни одна из этих дополнительных деталей не делалась отдельно; все бронзы были одним целым. Игбо-Укву привел свидетельства ранней традиции бронзового литья в Нри. [18]
Религия
[ редактировать ]Религиозные верования занимали центральное место в Королевстве Нри. [19] щедрое количество батата Нри можно было дать Устная традиция Нри гласит, что эзе и кокояма , а взамен давали благословения. [2] Считалось, что влияние Нри и обильное количество еды были наградой за благословение правителя. [2] Прежде всего, Нри была священной землей для тех игбо, которые следовали ее указам. Он служил местом, где грехи и табу можно было отпустить, просто войдя в него. Даже игбо, живущие вдали от центра власти, отправляли ненормальных детей в Нри для ритуального очищения, а не убивали их, как это иногда случалось с гномами или детьми, у которых прорезались верхние зубы раньше нижних. [20]
Люди Нри верили, что солнце было местом обитания Аньянву (Света) и Агбалы (Плодородия). Агбала была коллективным духом всех святых существ (человеческих и нечеловеческих). Агбала была идеальным агентом Чукву или Чинеке (Бога-Творца) и выбирала своих человеческих и нечеловеческих агентов только по их заслугам; оно не знало политики. Он вышел за рамки религии, культуры и пола и работал со смиренными и правдивыми. Они считали Аньянву, Свет, символом человеческого совершенства, к которому должны стремиться все, и Агбале было поручено вести человека туда. [21]
Традиция
[ редактировать ]Традиция Нри была основана на концепции мира, истины и гармонии. [22] Эта идеология распространялась через ритуальных торговцев Озо, которые поддерживали влияние Нри, путешествуя и распространяя практики Нри, такие как « Икенга », в других общинах. Этих мужчин опознали по ритуальным шрамам на лице, которым они подверглись. Нри верил в очищение и очищение земли (сверхъестественная сила, которую Нри называл Ана и Аджана ). [22] человеческих мерзостей и преступлений. [2]
Церемония подсчета годов
[ редактировать ]Фестиваль Игу Аро (счёт года) [23] был королевским фестивалем, который Эзе Нри использовал для поддержания своего влияния на общины, находящиеся под его властью. Каждая из этих общин направила своих представителей, чтобы отдать дань уважения во время церемонии, чтобы показать свою лояльность. В конце Эз Нри вручил представителям лекарство из батата и благословение плодородия для их общин. [24] Фестиваль считался днем мира, и некоторые виды деятельности были запрещены, например, посадка сельскохозяйственных культур до дня церемонии, расколка дров и ненужный шум. [23] Игу Аро был регулярным мероприятием, которое давало возможность эзе напрямую поговорить со всеми общинами, находящимися под его руководством.
Нри скарификация
[ редактировать ]Ритуальное шрамирование в Нри было известно как Ити , и существует два стиля; стиль Нри и стиль Агбаджа. В стиле Нри резная линия проходила от центра лба к подбородку. Вторая линия пробежала по лицу, от правой щеки к левой. Это повторили, чтобы получить узор, имитирующий лучи солнца. В стиле Агбаджа к первоначальным надрезам добавляются круги и полукруглые узоры, изображающие луну. Эти шрамы были вручены представителям эзе Нри ; мбуричи . [13] Шрамирование было способом поклонения Нри солнцу, которому они поклонялись, и формой ритуального очищения. [26]
Шрамирование берет свое начало в мифологии Нри. Говорят, что Нри, сын Эри, основавшего город Нри, умолял Чукву (Великого Бога) из-за голода. Затем Чукву приказал ему отрезать головы своим первым сыну и дочери и посадить их на землю, создав «кровную связь» между игбо и земным божеством Аной . Прежде чем сделать это, Нри было приказано нанести ичи на их лбы. Коко-батат , урожай, который выращивают женщины, вырос из головы его дочери, а ямс, основной урожай народа игбо, вырос из головы его сына; Чукву научил Нри приручению растений. Таким образом, первый сын и дочь эзэ Нри должны были пройти скарификацию через семь дней после рождения, причем дочь эзэ Нри была единственной женщиной, получившей ичи. [27] Нри, сын Эри, также получил знания о лекарстве из ямса ( огву джи ). Люди из других общин игбо совершали паломничество в Нри, чтобы получить эти знания, полученные в обмен на ежегодную дань. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- Выращивание продуктов питания
- Археология Игбо-Укву
- История Нигерии
- Список правителей Нри
- Список традиционных штатов Нигерии
- Нигерийские традиционные правители
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрет, страница 315.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ищей, стр. 246-247
- ^ Jump up to: а б Узукву, стр. 93
- ^ Onwuejeogwu (1981), стр. 22
- ^ Jump up to: а б с д и Грбек, стр. 254
- ^ Jump up to: а б с д Лавджой, стр. 62.
- ^ Jump up to: а б Онвуеджогву, М. Ангулу (1981). Цивилизация игбо: еда и гегемония королевства . Этнографика. стр. 22–25. ISBN 0-905788-08-7 .
- ^ Чемберс, стр. 33.
- ^ «Королевство Нри, древняя цивилизация игбо» . Дакингсман.com. 26 сентября 2020 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лавджой, стр. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Огот, стр. 229
- ^ Jump up to: а б Ньянг, Сулейман; Олупона, Джейкоб К. (1995). Религиозное плюрализм в Африке: очерки в честь Джона С. Мбити . Мутон де Грюйтер. ISBN 978-3-11-014789-6 . , стр. 130
- ^ Jump up to: а б с Чемберс, стр. 31
- ^ Грисволд, страница XV
- ^ Нвачуку, Леви Акалазу; Узойгве, Дж.Н. (2004). Трудное путешествие: Нигерия после гражданской войны . Университетское издательство Америки. ISBN 0-7618-2712-9 . , стр. 5
- ^ Узукву, 107
- ^ Хрбек, стр. 252.
- ^ Гарлейк, страницы 119–120.
- ^ Исичей, стр. 85
- ^ Лавджой, страница 70.
- ^ Узукву, стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Онвуэджогву (1981), стр. 11
- ^ Jump up to: а б Басден (1912), стр. 71.
- ^ Onwuejeogwu (1975), стр. 44
- ^ Басден (1921), стр. 184
- ^ Томас, Джулиан (2000). Интерпретационная археология: читатель . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 0-7185-0192-6 . , стр. 413—414.
- ^ Исичей, стр. 247.
- ^ Амадиум, Ифи (1992). Дочери-мужчины, мужья-женщины: гендер и пол в африканском обществе (3-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-86232-595-1 . , стр. 28
- ^ Узукву, стр. 104.
- Ануноби, Чикоди (2006). Нри Воины мира . Оригинал в мягкой обложке издательства Zenith Publisher. ISBN 0-9767303-0-8 . [ ненадежный источник? ]
- Басден, Джордж Томас (1966). Среди ибо Нигерии 1912 год . Рутледж. ISBN 0-7146-1633-8 .
- Басден, Джордж Томас (1921). Среди ибо в Нигерии: отчет о любопытных и интересных привычках, обычаях и верованиях малоизвестных африканских народов, написанный человеком, который много лет жил среди них в близких и интимных отношениях . Сили, Сервис. п. 184 .
- Чемберс, Дуглас (2005). Убийство в Монтпилиере: африканцы игбо в Вирджинии . Университетское издательство Миссисипи. ISBN 1-57806-706-5 .
- Эрет, Кристофер (2002). Цивилизации Африки: история до 1800 года . Издательство Джеймса Карри. ISBN 0-85255-475-3 .
- Фаси, Мухаммед; Грбек, Иван (1988). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Лондон: Хайнеманн. ISBN 0-435-94809-1 .
- Гарлейк, Питер С. (2002). Раннее искусство и архитектура Африки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-284261-7 .
- Грисволд, Венди (2000). Свидетельствование: читатели, писатели и роман в Нигерии . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05829-6 .
- Исичеи, Элизабет Алло (1997). История африканских обществ до 1870 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-45599-5 .
- Лавджой, Пол (2000). Идентичность в тени рабства . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 0-8264-4725-2 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-435-94811-3 .
- Онвуеджогву, М. Ангулу (1981). Цивилизация игбо: еда королевства и гегемония . Этнографика. ISBN 978-123-105-Х .
- Онвуеджогву, М. Ангулу (1975). Социальная антропология Африки: введение . Хайнеманн. ISBN 0-435-89701-2 .
- Узукву, Э. Элочукву (1997). Поклонение как язык тела: введение в христианское богослужение: африканская ориентация . Литургическая пресса. ISBN 0-8146-6151-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Королевством Нри, на Викискладе?
6 ° 9,4' с.ш. 7 ° 1,6' в.д. / 6,1567 ° с.ш. 7,0267 ° в.д.