Королевство Игала
Королевство Игала Ане Иглала | |
---|---|
в. 16 век? –1900 | |
![]() Территория Королевства Игала | |
Статус | Королевство |
Капитал | Ида |
Общие языки | Со мной |
Религия | Выглядит как |
Правительство | Абсолютная монархия |
Перец | |
• в. 16 век? | Ата Эбуледжону (первый) |
• 1876–1900 | Америка |
История | |
• Учредил | в. 16 век? |
• Упразднено | 1900 |
Королевство Игала , также известное как Королевство Игала . [ 1 ] было доколониальным западноафриканским государством, расположенным в восточном районе слияния рек Нигер и Бенуэ в Среднем поясе или северо-центральной части Нигерии . [ 2 ] Королевство было основано народом Игала , а « Ата » служил императором Игала , национальным отцом и духовным главой , а столица земли Игала находится в Иде . Королевство Игала находилось под влиянием Идома и Джукун и, вероятно, состоит из потомков этих групп, которые поселились и смешались с коренным населением Игала.
Игалская лингвистика
[ редактировать ]Этимология . самого термина «Игала» может происходить от «Ига», что означает перегородку, блокаду, разделительную стену, и «Ала», что означает «овца» Таким образом, Ига-ала стала Игалой. Причина такой формы самоидентификации в настоящее время обсуждается учеными. Однако возможная теория называет граждан королевства овцами, а государство — стеной или защитой, которая их защищает.
На родном языке жители Игалы известны как àbó igáláà , их культура известна как ìchòlò или ùchòlò , а язык Игала известен как íchi Igáláà .
Религия
[ редактировать ]Традиционная концепция Бога Игала - это вера в Высшее Существо, которого они называют Одзё. Одзё считается настолько верховным, что благодаря своему превосходству он наделил богов и духов властью и властью над различными сферами человеческой жизни. Эти боги и духи практически взаимодействуют с людьми в их повседневной жизни. [ 2 ] Ифа — это традиционная вера игалов , которую многие до сих пор практикуют. Эта система поклонения основана на вере и почитании духов предков. Многие общины, семьи и отдельные лица содержат святыни для поклонения божествам и духам. Традиционное поклонение известно как « [ 2 ] Ичебоэче», в то время как верующие известны как «Амачичебо», называются Хранителями, служат практикующими врачами и разбираются в устной традиционной истории и использовании трав и растений для лечения недугов.
Игалы считают Бога, или Оджо-чамачала, всезнающим и всевидящим.
Однако, чтобы получить доступ к этому Богу, а также чтобы выяснить, что Он говорит каждый раз, Ифа необходимо проконсультироваться с .
С этой целью всем полубогам, особенно природным стихиям воды и земли, периодически приносятся жертвоприношения. Это делается для того, чтобы завоевать их расположение.
Другим аспектом Веры среди Игала является Ибегву , Ибо (люди), Эгву (мертвые). Духи ушедших душ играют важную роль в различных кланах. Считается, что они все видят и все знают, следовательно, они хороши в арбитраже. Ибегву судит действия живых, особенно в случаях земельных споров, измены , семейных споров и общего поведения, касающегося секса и сексуальности (Ибегву запрещает секс в дневное время, оральный секс, братьев, имеющих однополых партнеров, и т. д.). Однако Ибегву эффективен только для тех, чьи семьи связаны с ним. Семьи, не имеющие связей с Ибегву, обычно не ощущают их влияния. Когда Ибегву осуждает человека за проступок, последствием является проявление болезней, которые не поддаются медицинскому лечению.
Политическая структура
[ редактировать ]Суд Ата известен как Огбеде, который представляет собой здание, в котором находится суд, а его глава известен как Огбе или председатель суда. Амедибо — королевские слуги, а Амоноджи — евнухи Аты. Символами власти являются царские предметы, в том числе ока (бусы), окву (шнурок), халат (олавони), красная шапка (олумада) и отихи (муховик). [ 3 ] ). Другие священные предметы включают Эджубеджуайло (нагрудная маска Ата), Онуну-Эре (королевская корона), Уньяле Ата (королевский зонтик), Одечи/Окакачи (королевский браслет), Ока кпай Окву (королевские бусы) и Акпа. -Айегба (табурет).
Сама Ата отвечает за основные священные объекты, святыни и праздники народа Игала.
Ачаду является главой исполнительной власти. Другой титул, связанный с этим постом, - Око-Ата (традиционный муж Аты. Само Ачаду означает премьер-министр).
Окружные офицеры (ону) и вожди провинций (Ам'ону) также находились под охраной различных святынь, канавок, священных предметов и праздников в своих владениях. В иерархию входили главы округов (Ам'ону-ане), главы кланов (Гаго), главы деревень (Омадачи) и молодежные лидеры (Ачиоколобия). [ нужна ссылка ] [ 4 ] [ 1 ]
Среди игала титулы Ата и Ачаду одновременно носят только два человека, тогда как титулы Ону, Ачема, Акодзи, Макоджи, Эдже, Оноджа используются несколькими людьми одновременно. Эти названия также могут использоваться в качестве имен. Во многих случаях эти названия в значительной степени связаны с профессиями. Например, Гаго, лидер клана, или Оноджа, глава рынка. Имена, которые используются в качестве титулов, такие как Акодзи и Макоджи (которые означают представителя или замену Ата), даются в надежде, что ребенок вырастет и достигнет такого высокого титула. [ нужны разъяснения ] При присвоении таких званий используется строго система заслуг.
Подразделения Игалаа
[ редактировать ]Ану-Игала имеет девять традиционных правящих советов, включая столицу Иду . В каждом из девяти советов есть король (ону), который назначается по религиозному обряду посредством сложной системы традиционных обрядов и процедур, контролируемых главой совета, Ата Игала в Иде . Семь советов Игала: Анкпа , Аджака , Угволаво, Эгуме, Декина , Омала и Оламаборо Анигба. Исторически сложилось так, что каждый совет имел разную степень традиционного управления, основанного на сборе налогов с землевладельцев, рыбаков и рыночных торговцев.
Перец
[ редактировать ]Первой Атой, титулом, данным правителю королевства, была Эбуледжону, женщина; ей наследовал ее брат Аганапоже, отец Идоко. Позже Идоко стал его преемником на посту Аты, и у него было двое детей Атиеле и Аегба ом'Идоко (Айегба, сын Идоко), Атиеле, первый сын Идоко, мигрировал на восток королевства, чтобы основать королевство Анкпа, а Аегба, второй сын Идоко, стал преемником своего отца. как Ата'ИГала. Он возглавил войну против Джукуна , закончившуюся победой. Его Королевское Высочество Идакво Михеал был назначен новым Ата Игалы в декабре 2012 года. [ 5 ] Позиция Ата Игала вращается между четырьмя ветвями королевского клана. Королевство Игала было основано Абуту-Эдже в 16 веке. Королевством управляли девять высокопоставленных чиновников, называемых Игала Мела, которые являются хранителями священного храма Земли . Трон Ата в настоящее время вращается между кланами Аджу Акогву, Аджу Амучо, Аджу Акву, Аджу Очоли. «Аджу» означает, от кого произошел клан, как имя предка клана.
Список Ата
[ редактировать ]Династия Аджи Ата
- Аджи-Ата (1507-1537)
- Белем I (1537-1567)
- Аногена (1567-1597)
- Агобо (1597-1627)
- Агочи (1627-1657)
- Олема II (1657-1687) [ 6 ]
Текущая династия
- Артериальное давление
Ата, правивший в эпоху независимости
- Эбуледжону Ом Абуту (ж)
- Аганаподже Ом Абуту
- Инвестиции в нефть Аганапоже
- Невозможно инвестировать
- Аквумаби Ом Айбхола (Ону) (Онакпа)
- История Ом Айбхолы
- Очоли Огако Ом Айбхола (Охиэми Обогого)
- Агада Эламе Ом Айбхола
- Амех Ачо Ом Аквумаби
- Итодо Адуга Ом Аквумаби
- Не ходи к Ом Акогву
- Очоли Жилые Инвестиции
- Многие люди хотят
- 1835: История Ага Ом Огалы
- 1835–1856: Аме Очедже Ом Итодо
- 1856–1870: Аку Одиба Ом Идоко
- 1870–1876: Околико Ом Онуче
- 1876–1900: Аме Ага Ом Эккеле Ага
Ата, правивший во время британской оккупации
- 1900–1903: Очедже Аме Очедже Ом Аме Очедже (также известный как Очедже Ноква)
- 1905–1911: Аме Обони Акву Ом Одоба
- 1911–1919: Закрытие Империи Околико.
- 1919–1926: Атабох Иджми Ом Амага
- 1926–1945: Обадже Ом Очедже
- 1945 - 23 июня 1956: Амех Обони Акполи Ом Обони
Ата, который правил с момента обретения Нигерией независимости до сих пор
- 20 октября 1956 г. - 16 июля 2012 г.: Алию Очедже Ом Отуликпе Обадже - был установлен британцами незадолго до обретения независимости.
- 10 марта 2013 г. - 27 августа 2020 г.: Идакво Ом Аме Ом Обони. [ 7 ]
- 2021 – настоящее время: Опалува Ом Опалува Огвучехе Акпа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дж. С., Бостон (1968). Королевство Игала . Издательство Оксфордского университета. п. 84.
- ^ Jump up to: а б с Негеду, Я (10 ноября 2014 г.). «Традиционная система религиозных верований Игала: между монотеизмом и политеизмом» . ОГИРИСИ: Новый журнал африканских исследований . 10 (1): 116. дои : 10.4314/og.v10i1.7 . ISSN 1597-474X .
- ^ Бекки, Ахмаду. «ГЛАВА ВТОРАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ, КУЛЬТУРНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРОЛЕВСТВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Абдуллахи, Атта (2001). История и культура Игалы на языке Игала . Издательство Ламберт Академик. п. 241.
- ^ «Каждое королевство получает новую Атту» . Информация Нигерия . 17 декабря 2012 г.
- ^ Идакводжи, Джон (2014). Игала-английский лексикон: двуязычный словарь с примечаниями по языку, истории, культуре и королям-жрецам игала . Куропатка Сингапур. ISBN 978-1-4828-2787-3 . OCLC 1049789470 .
- ^ Отта, Габриэль Альхассан (2015). «Африканская культура и коммуникационные системы во время коронации Ата Игала, Северо-Центральная Нигерия» . Международный журнал искусств и гуманитарных наук . 4 (3): 210 – через African Journals Online.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исичеи, Элизабет. (1997). История африканских обществ до 1870 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-45599-5 .
- Аджодо, Саиду (2006). Краткая история клана Омоджа в Королевстве Игала . Принтеры Эль-Дин. ISBN 978-978-084-581-0 .
- Бостон, Дж. С.; Исследования, Нигерийский институт социального и экономического развития (1968 год). Королевство Игала . Нигерийский институт социальных и экономических исследований. ISBN 978-0-19-646013-0 .