Федерация Вукари
Федерация Вукари | |
---|---|
Координаты: 7 ° 51' с.ш., 9 ° 47' в.д. / 7,850 ° с.ш., 9,783 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Состояние | Государственный ларек |
Правительство | |
• Нагорье | Шекарау Ангью Маса-Иби Кувьон II |
Федерация Вукари — традиционное государство в Нигерии , преемник Кварарафа штата народа Джукун . Штат расположен в городе Вукари в штате Тараба , на юге бассейна реки Бенуэ . Правитель принимает титул «Аку Ука». [ 1 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Федерация Вукари | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1840– ок. 1900 г. | |||||||||
![]() | |||||||||
Статус | Федерация | ||||||||
Капитал | Вукари | ||||||||
Общие языки | Язык Джукун Такум | ||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Учредил | в. 1840 г. | ||||||||
• Упразднено | в. 1900 г. | ||||||||
|
Джукун был основан в Вукари еще в 17 веке. [ 2 ] Город был одним из южных центров на торговом пути, который соединял через Баучи с северными штатами Кацина , Кано и Борну . Большие караваны привозили товары, привезенные с севера Сахары , обменивая их на рабов, соль и слоновую кость. [ 3 ]
Спорным остается вопрос о том, были ли джукун когда-либо военными лидерами более широкого государства Кварарафа, как иногда утверждают, или же роль аку была скорее символическим или ритуальным руководством различных народов бассейна реки Бенуэ. [ 4 ] Очевидно, что Аку Ука Вукари имела значительное влияние. Например, в 1780 году лидер группы переселенцев из Борну счел необходимым обратиться к Аку Ука за одобрением и признанием его правления над их новым поселением в Лафии , на северо-западе. Аку Ука согласился и дал ему титул Саркин Лафия Баре-Бари. [ 5 ]

Аку Ука Вукари стала региональной властью в 1840-х годах после того, как некогда могущественное государство Кварарафа было разрушено во время джихада Фулани (1804–1810) и его последствий. [ 2 ] Консолидации Вукари как независимого государства, возможно, способствовало давление со стороны народа Чамба , который в то время продвигался на запад вниз по Бенуэ. [ 4 ]
Когда около 1900 года британцы включили штат в состав протектората Нигерии, оно было многоэтническим, включая тив и мусульман хауса-фулани, а также первоначальный джукун. [ 2 ] Британцы делегировали большую власть традиционным правителям Северного региона. В 1958 году Аку Ука Вукари был одним из четырех таких правителей, занимавших пост министра без портфеля в Исполнительном совете региона, другими были султан Сокото , эмир Кацины и эмир Кано . [ 6 ]
Религия
[ редактировать ]Традиционные верования и ритуалы Джукун сложны и содержат уникальные элементы. Например, они думали, что во время миграции из Йемена в Кварарафу около 596 года нашей эры им помогали гигантские крокодилы, которые поэтому были защищены, и до сих пор имеют святыню в пруду Мраморного моря в Вукари. [ 7 ] Религия Джукун включает веру в божественное право королевской власти, при этом Аку Ука считается сыном бога. Из нескольких богов первостепенным является бог Солнца. Религия включает в себя веру в общение с душами умерших. [ 8 ]
Это сходство с египетскими верованиями привело некоторых антропологов к предположению, что Джукун изначально пришел из Судана . [ 8 ] У народа кутебов , говорящего на родственном языке и живущего к югу от Джукуна, есть традиция, согласно которой они мигрировали из Египта около тысячи лет назад, но их религия совсем другая. [ 9 ]
Народ Вукари придерживался своей традиционной религии в течение многих лет после потери независимости, а некоторые до сих пор исповедуют ее. Первые христианские миссионеры прибыли в 1905 году, а первая миссионерская станция была открыта 29 мая 1906 года. В 1914 году один из миссионеров станции, преподобный У. Максвелл, опубликовал Евангелие от Святого Марка на диалекте Джукун Вукари Вапан. Прогресс был медленным: вплоть до 1950-х годов община была небольшой и не было пасторов из числа коренных народов. [ 10 ] Хотя многие из Джукунов сейчас являются христианами, некоторые из них — анимисты, а некоторые — мусульмане. [ 11 ] [ 12 ] Аку Ука, Шекарау Ангью Маса Иби — христианин и молится в часовне, основанной во дворце Христианской реформатской церковью Нигерии (CRCN). [ 13 ]
Последнее время
[ редактировать ]Вукари многонационален. Хотя джукун считают это своей традиционной родиной, другие этнические группы, в том числе тив и хауса, присутствуют здесь уже более 200 лет. [ 14 ] В 1910-х годах колониальные власти поощряли иммиграцию тивов в регион, хотя они считались «низшей группой» без истории центрального государственного управления и были переданы под власть Джукун Аку Ука. Продолжающаяся экспансия Тива в Вукари была частично связана с демографическим давлением, а частично с неустойчивыми методами подсечно-огневого земледелия. [ 15 ]
В 19 веке тив объединились с дзюкунами для борьбы с хауса/фулани. [ 16 ] Совсем недавно тив и хауса иногда объединялись против дзюкунов. Однако во время Первой республики (1963–1966) Джукун и Хауса поддерживали Северный народный конгресс , в то время как Тив поддерживал конкурирующий Объединенный конгресс Среднего пояса , что часто приводило к жестоким конфликтам. [ нужна ссылка ] Во время Второй республики (1979–1983) и Тив, и Джукун поддерживали Национальную партию Нигерии . [ 17 ]
В 1990 и 1991 годах происходили столкновения по поводу того, должен ли Вукари стать частью штата Бенуэ , в котором доминирует тив , или штата Тараба, в котором большинство составляют жукуны. В июне 1992 года была убита единственная женщина, член собрания штата Джукун Тараба. Джукун обвинил Тива в убийстве, и насилие вспыхнуло дальше. За этот период, возможно, было убито до 5000 человек, а многие другие были вынуждены покинуть свои дома. [ 17 ] В 2001 и 2002 годах вновь произошли столкновения между народами Джукун, Тив, Кутеб и Фулани Федерации. Сообщается, что Аку Ука из Вукари, доктор Шекарау Ангью Маса-Иби Кувьо II, сказал: «Они (тив) пришли сюда заниматься сельским хозяйством; мы разрешили им, дали им титулы вождя... Теперь, когда их население увеличилось, они считаю, что их достаточно много, чтобы колонизировать нас». [ 18 ]
В августе 2010 года боевые действия продолжились, на этот раз уже на религиозной, а не этнической почве. Христиане оспорили строительство мечети в штаб-квартире полиции Вукари и начали беспорядки за несколько дней до запланированного визита мусульманского султана Сокото Мухаммада Саада Абубакара III . [ 19 ] Были потеряны жизни и уничтожено имущество. [ 20 ] Аку Ука Вукари и председатель Государственного традиционного совета Тараба д-р Шакару Ангью, как сообщается, предостерегли командующего районом от строительства мечети, которая была разрушена во время беспорядков. [ 21 ]
С другой стороны, традиции Вукари, такие как ритуалы крокодилового храма, представляют интерес для туристов. [ 7 ] Ежегодный фестиваль рыбалки в Нвоньо, который берет свое начало в 1826 году, включает в себя гонки на лодках и каноэ, дайвинг, плавание и традиционные танцы, а тому, кто поймает самую тяжелую рыбу, вручается приз. [ 22 ] Соревнования проходят на озере Нвоньо, которое, как говорят, было обнаружено в 1816 году основателем Иби Бубой Вурбо, а первый публичный фестиваль был проведен во время правления Абгуману II (1903–1915). [ 23 ] После ритуала задабривания речных богов, когда в апреле 2010 года начались соревнования по рыбной ловле, победитель поймал рыбу весом 318 кг. [ 24 ]
Правители
[ редактировать ]Правителями Джукуна Федерации Вукари с титулом «Аку Ука» были: [ 25 ]
Начинать | Конец | Правитель |
---|---|---|
1833 | 1845 | Это катастрофа |
1845 | 1860 | я застрелен |
1860 | 1871 | Ашуману II Джибо Киндонья |
1871 | 1903 | Авудуману я Абите |
1903 | 1915 | Агбуману II Агбуншу |
1915 | 1927 | Пять III было |
1927 | 1940 | Agbumanu III Amadu |
1940 | 1945 | Ашуману IV Ангю Маса Иби |
1945 | Май 1960 г. | Агбуману IV Атоши |
1960 | 1970 | Ashumanu V Adi Byewi |
1970 | 1974 | Авудуману II Абэ Али |
1974 | 1976 | Agbumanu V Adda Ali |
1976 | 2021 | Шекарау Ангью Маса Иби Кувион II |
2022 | Ману Ишаку Адда Али [ 26 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мэннинг, Морис (родился 14 июня 1943 года), канцлер Национального университета Ирландии с 2009 года; адъюнкт-профессор политики Школы политики и международных отношений Университетского колледжа Дублина с 2007 года». Кто есть кто . Издательство Оксфордского университета. 01 декабря 2007 г. дои : 10.1093/ww/9780199540884.013.u4000628 .
- ^ Jump up to: а б с Абимбола О Адесоджи и Акин Алао. «Коренное население и гражданство в Нигерии: миф и реальность» (PDF) . Обафеми Аволово Университет Проверено 0 октября 2010 г.
- ^ Бонифаций И. Обихере (1982). Исследования по истории Южной Нигерии . Рутледж. п. 29. ISBN 0-7146-3106-Х . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Адиэль Эберечукву Афигго, Тойин Фалола (2005). Собрание сочинений Адиэль Афигбо . Африка World Press. п. 70ff. ISBN 1-59221-324-3 .
- ^ ЭНЬЕРИБЕ ЭДЖИОГУ (21 февраля 2010 г.). «Лафия: Неиспорченная, очень, очень девственная» . Ежедневное Солнце . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Ричард Л. Склар (2004). Нигерийские политические партии: власть в развивающейся африканской нации . Африка World Press. п. 443. ИСБН 1-59221-209-3 . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Фиделис Мак-Лева (24 июня 2009 г.). «Как гигантские крокодилы привели Джукуна в Кварарафу» . Ежедневное доверие . Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Лейн (1959). «Послепогребальные обряды аку-ахва и аку-мага народов джукун Северной Нигерии» . Африканская музыка . 2 (2). Международная библиотека африканской музыки: 29–32. дои : 10.21504/amj.v2i2.585 . JSTOR 30249506 .
- ^ Уильям Ахмед Гангум. «он же кутебский народ» . Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ РЕФОРМАНСКОЙ ЦЕРКВИ НИГЕРИИ - РЦЦ ВУКАРИ (2005)» . ПКР Вукари . Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ «Четверо погибших в результате религиозных беспорядков в Нигерии» . Новости АВС . 15 июля 2010 г.
- ^ «Четверо нигерийских паломников скрываются в Израиле» . Нигерийский компас . 22 декабря 2009 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Артур, Пол (октябрь 1996 г.). «Время, территория, традиции и англо-ирландский «мирный» процесс». Правительство и оппозиция . 31 (4): 426–440. дои : 10.1111/j.1477-7053.1996.tb01199.x . ISSN 0017-257X .
- ^ Чуквуди Нвабуко (16 ноября 2001 г.). «Конца тивского кризиса не видно - Сангари» . Этот день . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Абдул Рауфу Мустафа. «Трансформация идентичностей меньшинств в постколониальной Нигерии» (PDF) . Оксфордский университет . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Эндрю Ахианте (08 ноября 2001 г.). «Тив, Джукун: Каталог кризисов» . Этот день . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Конфликт Джукун-Тив в Нигерии 1990-1992 гг.» . База данных о событиях вооруженных конфликтов . 16 декабря 2000 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Тревор Джонсон и Барбара Слотер (27 октября 2001 г.). «Нигерийские солдаты устраивают массовые убийства» . Международный комитет Четвертого Интернационала . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Саад Абубакар Зонгре (19 августа 2010 г.). «Кризис Султана и Вукари» . Ежедневное доверие . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Кризис Вукари осужден» . Нация . 4 августа 2010 года . Проверено 6 октября 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Полиция разжигает религиозный кризис в Тарабе, есть опасения, что шесть человек погибли» . Нигерийский компас . 14 июля 2010 г. Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Женевьева Дженеросо (27 мая 2008 г.). «Штат Тараба празднует рыболовный фестиваль Нвоньо» . Азбука рыбалки . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Тараба празднует еще один фестиваль рыбалки в Нвоньо» . Авангард . 29 апреля 2010 г. Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Уэйл Олападе (28 апреля 2010 г.). «Нвоньо занимает место рыболовного фестиваля Аргунгу • Самая большая рыба весит 318 кг • NTDC добавляет красок выпуску 2010 года» . Нигерийская Трибьюн . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Традиционные штаты Нигерии» . WorldStatesmen.org . Проверено 6 октября 2010 г.
- ↑ Оноджа Ауду (23 октября 2022 г.). Лалонг поручает новому Аку Ука Кварарафа, Королевства Ману Ишаку Ада Али обеспечивать руководство со страхом Божьим . Independent.ng. Проверено 16 февраля 2023 г.