Эмират Адамава
Эмират Адамава إمارة أداماوةЭмират Адамава Ламорд Адамаава Адамав не ответил / | |
---|---|
1809–1903 | |
Флаг | |
Статус | Эмират Халифата Сокото |
Капитал |
|
Правительство | Монархия |
Модиббо Адама | |
• Галадима | Партнер Холма |
• Министр | Модиббо Абдуллахи |
История | |
• Учредил | 1809 |
• Упразднено | 29 июля 1903 г. |
Область | |
• Общий | 40 000 квадратных миль (100 000 км ) 2 ) [1] : 75 |
Эмират Адамава (английский: Adamawa Capital, لَمࣷرْدٜ عَدَمَاوَ , 𞤤𞤢𞤥𞤮𞤪𞤣𞤫 𞤢𞤣𞤢𞤥𞤢𞥄𞤱𞤢; Арабский : إمارة أداماوة ; немецкий : Adamaua ; по-французски : Adamaoua ) — традиционный штат , расположенный в Фомбине, территории, которая сейчас примерно соответствует территориям штата Адамава и штата Тараба в Нигерии , а ранее также в трёх северных регионах Камеруна ( Крайний Север , Север и Адамава ), включая незначительные части Чада и Центральноафриканской Республики .
Модибо Адама был командиром шейха Усмана дан Фодио , человека, который начал джихад Фулани в 1809 году. Столица несколько раз переносилась, пока не обосновалась в Йоле, Нигерия, на берегу реки Бенуэ около 1841 года в Нигерии. После смерти Адамы его царство охватило часть современной Нигерии и большую часть северного Камеруна . Как и другие эмираты в халифате Сокото но ему приходилось платить дань султану Сокото , Адамава пользовался значительной автономией , .
Топоним [ править ]
Название Адамава происходит от имени основателя эмирата Адама бии Ардо Хасана . суффикс - ва добавляется В языке хауса , чтобы обозначить коллективную идентичность «людей» этого места, поэтому Адамава означает «народ Адамы». [2] : 17
Фомбина означает «южные земли», обозначая территорию к югу от Борну и Сокото . Это было самое раннее название эмирата, а «Адамава» стало использоваться гораздо позже. Самое раннее зарегистрированное использование слова «Адамава» было в журнале Денхэма и Клэппертона 1826 года «Рассказ о путешествиях и открытиях в Северной и Центральной Африке» . [3] : 55
Дворец и Совет эмирата сегодня называются «Дворец Фомбина» и «Совет эмирата Фомбина» соответственно. Нынешний Ламидо Адамава, Ламидо Мухаммаду Баркиндо , «настоятельно предпочитает», чтобы к нему обращались как «Ламидо Фомбина» с «Адамавой» в скобках. [4]
География [ править ]
Эмират Адамава XIX века находился к югу от озера Чад и к востоку от Хаусаленда , в пределах 6° и 11° северной широты и 10° и 14° восточной долготы. Внешние границы трудно определить точно, поскольку трудно отличить людей, которых фулани подчинили своей власти, от тех, на кого они просто совершали набеги в качестве рабов, не устанавливая при этом каких-либо административных связей. По некоторым оценкам, к концу XIX века рабы составляли около 50% населения эмирата Адамава, находившегося под властью Фулээ, где их называли джеяэ (единственное число джеядо). По территории, находившейся под правлением Фулани, эмират простирался от районов к югу от плато Адамава близ Тибати , на юге, до Диамаре , на севере, от склонов нагорья Баменда-Адамава-Мандара на западе, до Страна Байя, Лака, Мунданг и Мусгум на востоке. Ранние британские администраторы, сообщавшие из Йолы, оценивали площадь Адамавы в пределах от 35 000 до 40 000 квадратных миль или от 90 650 до 103 600 квадратных километров. В результате европейских договоров 1893 и 1894 годов части Эмирата сегодня можно найти в Чад , Центральноафриканская Республика , Нигерия и Камерун , которым принадлежит около трёх четвертей общей площади эмирата.
Высота большей части страны составляет около 2000 футов (610 м) над уровнем моря. Однако само плато Адамава Лейди Хоссере , называемое Фульбе , поднимается на общую высоту 4000 футов (1200 м) и образует водораздел, из которого потоки воды стекают в речную систему Бенуэ , а также во внутренние районы страны. бассейн озера Чад . Находятся большие высоты от 5000 до 7000 футов или от 1525 до 2150 метров над уровнем моря, в направлении западного пограничного региона эмирата с другими регионами Нигерии и Камеруна , это участки Камерун-Баменда-Адамава- Мандара горного хребта . которые имеют рекордную высоту около 13 350 футов (4 070 м) над уровнем моря у побережья и неуклонно уменьшаются к северу, примерно до 4 000 футов (1 200 м) возле Йолы , столицы эмирата. К северу от Йолы этот горный массив продолжается горами Мандара на высоте более 6000 футов (1800 м), а затем окончательно сужается вокруг Балмы в бассейн озера Чад. Для южных регионов эмирата характерны разреженные леса широколиственного саваннано-лесного или садового типа растительности. По направлению к северу страна становится все более открытой и открытой. Растительность была сильным стимулом для поселения Фулани в Адамаве, и во время джихада она не представляла серьезных препятствий для расширения военной мощи, основанной на кавалерии.
Восхождение [ править ]
До джихада [ править ]
Самое раннее упоминание фульбе на территории региона Адамава было в империи Канем-Борну, когда они прибыли в качестве посланников императора Мали в 13 веке. Столетие спустя еще больше фульбе мигрировали в Хаусаленд, особенно в Кано, во время правления Якубу . Эти поселенцы Фулани привезли из Мали множество книг по исламской мысли и праву . Некоторые другие продолжили путь дальше на восток, к Борну , и поселились там. В этот регион шел постоянный приток иммигрантов фульбе, и к 16 веку их значительное количество было в Хаусаланде , Борну , Багирми и среди джукун в Кварарафе . [5] [6]
под Борну Английский
Фульбе стали известны своим изучением и пониманием ислама. Король Борну Май Дунама ибн Хадж Али (1476–1503) официально признал их вклад в развитие мусульманской общины Борну . Он посовещался с Ардо (вождем фулани) и снял с него и всех фульбе, которыми он руководил, требование платить налоги. Все последующие маи (или короли) Борну соблюдали это соглашение на протяжении 16 и 17 веков. Не было ничего необычного в том, что в этот период короли Борну воевали с другими группами, чтобы защитить фульбе от набегов. Этот Фульбе, в свою очередь, продолжил обучение и присоединился к армии, чтобы сражаться за Борну. Однако на рубеже XVIII века, возможно, из-за своих политических амбиций, народ фулани потерял поддержку аристократии Борну. Май Хамдан ибн Дунама не выполнил налоговое соглашение, и фульбе подверглись открытым преследованиям в королевстве. Из-за этого и других факторов, таких как голод и общий упадок империи Канем-Борну , многие фульбе решили найти новые дома в других местах, что привело к тому, что многие мигрировали в Хаусаланд и регион Адамава. [6] : 20–49
в Адамаву Миграции
Первые поселенцы фульбе в регионе Адамава не руководствовались религиозным рвением или намерением завоевать или доминировать. Поскольку эти ранние фульбе не были воинственными, миграции в этот регион, как и раньше в другие регионы, были мирными. Как французский колониальный администратор М. Массон говорит:
Начиная с пятнадцатого века, они проникали в страну самым безобидным образом, выпрашивая у туземцев разрешения пасти и поить свое стадо. Привлеченные богатыми пастбищами, некоторые главы семей поселились на этих территориях в качестве клиентов местного населения. [6] : 39
Они обычно избегали конфликтов и строили отношения с местным населением, иногда посредством смешанных браков. Торговля также помогла улучшить эти отношения, поскольку местные общины поставляли мед, рыбу и зерно, а фулани, в свою очередь, поставляли молоко, мясо, масло и шкуры. На Ардо была поставлена задача способствовать построению отношений с местным населением. Конфликты между пастухами и фермерами возникали неизбежно, но эти случаи обычно разрешались на индивидуальном уровне между вовлеченными фермерами и пастухами. При необходимости Ардо обычно сотрудничает с местными властями для рассмотрения таких случаев. [6] : 20–49
В некоторых общинах, особенно в Бате , поселенцы фульбе были обязаны соблюдать jus prima noctis . [7] Чтобы жить в мире в этих районах, некоторые группы фулани согласились на эту договоренность. Однако многие семьи уклонились от этого обычая, заплатив вождю одного или двух быков в качестве замены. В большинстве случаев, когда на фульбе устанавливались определенные условия или практики, они покидали этот район в поисках более подходящего места (как в Борну ), но в данном случае в регионах Бенуэ условия были слишком благоприятны для постоянных поселений.
Богатые семьи фулани не беспокоились о необходимости платить, чтобы избежать jus prima noctis , но проблема заключалась в том, как собирались платежи. Вождь отправлял своих сборщиков к отцу девушки или главе семьи, когда считал, что от Ардо ему не хватит. Затем он приступил к отбору необходимого количества крупного рогатого скота, обычно выбирая лучший скот. Примерно в 1803 году эта практика вызвала конфликт. Некий Ардо Нджоббо из Баана (клана Фулани) отказался произвести оплату или выдать свою дочь местному принцу. Затем принц приступил к выбору крупного рогатого скота из стада Ардо. Затем Нджоббо приказал своим людям убить принца, что привело к ожесточенному конфликту между местными группами фульбе и Бата. Сообщается, что эта драка привела к смерти отца Модиббо Адамы , Модиббо Хассаны. [6] [7]
Джихад Адамы Фомбины создание и
Джихад в регионе, позже получившем название Адамава, был ответвлением Усмана дан Фодио джихада в Хаусаленде . Джихад Усмана начался в феврале 1804 года с хиджры от Дегеля до Гуду и последующего объявления джихада против Юнфы , Саркина Гобира . Несмотря на джихадные сражения, продолжающиеся на севере и западе Адамавы Бубой Йеро и другими знаменосцами Усмана, особенно в Убе , Баззе и Канем-Борну , фульбе Адамавы не заинтересовались ими до тех пор, пока пять лет спустя, в 1809 году, они не заинтересовались.
Оправдания джихада [ править ]
Новости о джихаде в конечном итоге достигли Адамавы благодаря деятельности Бубы Йеро из Гомбе . Некоторые мусульмане Ардоэн провели встречу в Гурине, чтобы принять решение о том, как подойти к ситуации. В отличие от Усмана в Гобире , джихад Адамавы не основывался на самообороне. Мусульманам региона Адамава не запрещалось исповедовать ислам. Никаких серьезных конфликтов с местным населением они не вступали. Регион был очень разнообразным в этническом, языковом и религиозном отношении. Даже мусульмане Адамава Фулани не были хорошо осведомлены об этой религии, и даже сегодня Мбороро не являются мусульманами. Из четырех случаев, когда Усман заявлял, что джихад может быть проведен против народа с целью создания нового правительства, только два относились к мусульманам Адамавы:
(xii) И что вести войну с языческим царем, который не скажет: «Нет Бога, кроме Аллаха», обязательно по согласию, и что отнять у него правительство обязательно по согласию; (xiii) И объявить войну языческому царю, который не говорит: «Нет Бога, кроме Аллаха» из-за обычаев своего города (би-сабаб 'урфи'л-балади), и который не исповедует Ислам (также обязателен по согласию; и отнять у него правительство обязательно по согласию; [6] : 73–85
Они достигли соглашения отправить делегацию к Усману в Сокото, чтобы получить совет по их ситуации и получить легитимность, если он решит, что они имеют право начать джихад. они назначили Модиббо Адаму Руководителем делегации , образованного учителя, который был знаком с Сокото. Делегация достигла Шеху после нескольких месяцев путешествия и представила ему свое послание. Ознакомившись с ситуацией, Усман поручил им начать джихад в Фомбине («южные земли Сокото и Борну»). Более того, он выбрал лидером Адаму, назначив его Ламидо Фомбина . [6] : 157 Причиной решения Усмана выбрать Адаму, согласно рукописи, датированной мартом 1809 года в Йоле , была:
... поскольку вы говорите мне, что некоторые из лидеров фулани не пошли с вами, но они послали вас прийти и получить от меня флаг джихада и вернуть его им. Я поручаю вам сказать им, что это вам я дал этот флаг джихада, и сказать им, что тот, кто когда-либо подчиняется вам, подчиняется мне, а тот, кто присягает вам на верность, это точно так же, как если бы он присягнул на верность мне. [6] : 73–85
Другая версия гласит:
Когда вернетесь, скажите им, что это то, что дал вам Шайху. Скажите также, что я принимаю их приветствия. Попросите их вложить свои руки в ваши; кто протянет тебе руку, тот возьмется за руки со мной. Скажите им, что я приветствую их. Сделай для них такие флаги, какие Я тебе дал, дай им флаги согласно приказам, которые Я тебе возложил. Вы посланник; чего бы они ни пожелали, пусть скажут тебе, а потом приходи и скажи мне. [6] : 73–85
Реакция на директиву Усмана [ править ]
Модиббо Адама бин Хасана был сыном ардо по имени Модиббо Хассана. В начале своей жизни он покинул своих родственников и клан в Адамаве, чтобы получить знания. Его преследование привело его в Борну , где он учился у известного Маллама (учителя ислама) по имени Киари. Он был там в течение многих лет, изучая и преподавая ислам. После учебы в Борну Адама вернулся к своим людям в Адамаве, которые теперь обосновались в Гурине , новом поселении, которое они основали несколько лет назад. Предполагается, что во время своего пребывания в Борну Адама услышал о джихаде в Сокото и, скорее всего, вернулся, чтобы сообщить своим людям обратно в Адамаву. Адама оставался в Гурине некоторое время, обучая мусульман фульбе в общине, пока не состоялось собрание по поводу джихада. [6] : 84–96
Реакция на решение Усмана избрать Адаму лидером шокировала фульбе Адамавы, особенно ардоэнов, которые считали, что он недостоин такого назначения. [7] У Адамы было очень скромное начало. Его отцом был обычный маллам. Адаме не хватало богатства и престижа. Он не был воином из-за своего худощавого и высокого роста. Его единственной квалификацией было знание ислама и способность ясно объяснять концепции. Он был довольно популярным учителем в своем сообществе и даже получил лицензию на преподавание (иджаза) от своего маллама, Киари из Кукавы . Адаму также описывали как «честного человека, богобоязненного и не амбициозного в отношении собственности». [6] : 85 Эти качества, вероятно, повлияли на то, что Ардоэны выбрали его руководителем делегации, отправленной в Сокото . Вероятно, они думали, что человека столь скромного происхождения не выберут возглавить джихад. Однако для Усмана эти качества сделали его идеальным лидером для такого дела. Эти качества также сделали Адаму заслуживающим доверия в глазах Усмана, что было для него важным качеством, поскольку он ожидал от Адамы сообщений о джихаде и делах его нового эмирата. [6] : 84–96
По прибытии Адамы в Гурин его радушно встретили множество людей, ожидавших послания и указаний Усмана. Когда он передал сообщение и сообщил им о своем назначении на должность «Ламидо из Фомбины», его аудитория начала реагировать по-другому: даже один Ардо Гамава громко заявил: «Это слишком. Жена по имени Адама, сын по имени Адаму; тоже быть Адаму? Но ты опередил нас». Несмотря на первоначальную неоднозначную реакцию на эту новость, большинство мусульман фульбе, а затем и других мусульман Адамавы в конечном итоге сплотились вокруг Модиббо Адамы, который предпочитал, чтобы его называли Модиббо Адама, а не Ламидо Адама. [6] : 84–96
Начало джихада [ править ]
Конница мусульман была очень эффективна против своих противников. Нет никаких записей об использовании лошадей в регионе Адамава лицами, не принадлежащими к фулани, до джихада. В отличие от Мандары и Борну , где их можно было встретить в большом количестве, в Адамаве лошадей было очень мало, и их иногда использовали для занятий спортом и церемоний. Ослы же широко использовались в качестве вьючных животных. Они были дешевле и в изобилии, что привело к их популярности. Именно благодаря опыту езды на ослах фульбе из менее обеспеченных семей могли так эффективно ездить на лошадях. Лошади, оружие и доспехи были переданы из Хаусаленда джихадистам в Адамаве . Они также обеспечивали военную подготовку и поддержку. Несмотря на свою немногочисленность, мусульмане Адамавы смогли добиться успеха в своем джихаде главным образом благодаря децентрализованной организации немусульман в регионе. Немусульманские этнические группы были разбросаны и лишены того единства, которое было у мусульман-джихадистов. Организованные немусульманские этнические группы, такие как Мандара оказался сильным противником для джихадистов, а их война с Мандарой оказалась самой трудной.
Первым приоритетом Модиббо Адамы было укрепление этого единства. Он призвал Фульбе Ардоэн отказаться от разногласий и межклановых конфликтов и объединиться как мусульмане. Адама призывал немусульманских лидеров и их народ принять ислам и присоединиться к новой мусульманской конфедерации, где не будет дискриминации по расовому или этническому признаку. Многие немусульмане обратились в ислам и присоединились к делу джихада по просьбе Адамы. Батта Зуммо, в частности Малабу и Холна, приняли ислам и присоединились к мусульманским силам в Гурине. К 1810–1811 годам значительное количество новообращенных и беженцев из Борну, многие из которых были арабами фульбе и шува , были частью Армии джихада в Адамаве. Усман дан Фодио приказал Адаме не вступать в войну с Баттой и Верре:
Я призываю вас не покорять язычников Батта-энд-Верре и не порабощать их детей. Потому что, даже если они вас притесняют, вам запрещено мстить силой и силой возвращать то, что они у вас отобрали. Но если Бог дарует вам победу, то вы должны позволить им жить своей жизнью, а не разгонять их полностью, и если они просят мира, вы должны согласиться. [6] : 84–96 [8]
Многие фульбе жили среди народа батта . Батта имели большую численность и были хорошо организованы в социальном и политическом отношении. Их считали грозной силой. Это были опытные и жестокие бойцы, которые также были эффективны в стрельбе из лука, используя ядовитые стрелы. Батта были разделены на множество групп и кланов, но мусульмане фульбе опасались, что они объединятся под одной силой для борьбы с ними. Это может привести к длительной войне, привнося постоянную нестабильность в эмирате.
У Верре было меньше численности, чем у Батты. Они не были такими организованными и обычно избегали войн. вынудили их бежать из своих первоначальных поселений Силы Батты и Джукуна . Они поселились на холмах Верре в 18 веке. Верре приветствовал скотоводов фулани, особенно из клана Баэн, после того как они также были вынуждены бежать из-за Батта. Эти две группы регулярно объединялись для защиты от набегов Батты. В интересах фульбе было сохранить эти отношения во время джихада. Верре также имели большой запас железа и были ценными кузнецами, которые умело изготавливали наконечники стрел, ножи, мотыги и копья. [9]
Война против Королевства Мандара [ править ]
Королевство Мандара , наряду с империей Борну , было одним из наиболее значительных и хорошо организованных государств региона. Он обладал значительной властью и влиянием со столицей в Дуло и контролировал обширные территории. У королевства Мандара была история конфликтов с Борну, и эти столкновения сыграли решающую роль в формировании их отношений. Примечательно, что Мандара была единственным мусульманским государством, расположенным к югу от Борну, и оно приняло ислам в начале 18 века, во время правления Май Букара аль-Хаджа . Джихад Адамы против Мандары имел огромное значение в общих усилиях по джихаду, и этот конфликт позже стал центральным элементом кампаний Адамы к северу от реки Бенуэ .
Завершить кампанию [ править ]
Во второй половине 1810 года Адама собрал значительную армию и начал кампанию против Мандары из-за продолжающихся сообщений о враждебности Мандары по отношению к фулани. Пройдя через долину реки Тил , силы Адамы прибыли в Гуиддер . С помощью местного населения фульбе Адама начал нападение на вождя Гуиддера Мулли Мали после того, как он отказался подчиниться и впоследствии был убит. Гуддер был завоеван силами Адамы. Они продолжили свое продвижение на север, обращая по пути многочисленные деревни. Однако некоторые деревни, сопротивлявшиеся капитуляции, искали убежища в труднодоступных районах, недоступных для конницы. Адама разбил свой лагерь в Петте , в нескольких милях к югу от Дуло, столицы Мандары. Оттуда он отправил письмо майю Мандары Букару Джиаме , в котором утверждалось, что Шеху Усман назначил его Ламидо и что Мандара подпадает под его юрисдикцию , требуя от маи воздать должное. В ответ Букар признал власть Адамы над фулани и отправил ему подарки, в том числе рабыню. Однако он категорически отказался поставить под угрозу свой суверенитет над Мандарой.
После этого Адама быстро двинул свои войска в Пату, открытое поле, которое представляло собой выгодное расположение для его кавалерии. Армия Мандара попыталась атаковать силы Адамы, но безуспешно и была вынуждена отступить. Адама преследовал их до Дуло, столицы Мандары, которая пала без особого сопротивления. Однако Май Букар отступил дальше на восток, к Море , месту с лучшей защитой от кавалерии. Дуло понес обширные разрушения от армии Адамы. Затем Адама столкнулся с проблемами в установлении стабильного правительства в городе, поскольку большинство его трудоспособных жителей либо погибли в боях, либо бежали вместе с Букаром. Стало ясно, что Адаме нужно будет оставаться в Мандаре в течение длительного периода, чтобы установить какую-либо форму управления. Ситуация усложнялась тем, что поведение его людей затрудняло выполнение этой задачи, поскольку их внимание сместилось исключительно на приобретение военных трофеев, пренебрегая защитой города. Впоследствии воины Мандара вернулись в Дуло, быстро отбили его и преследовали силы Фульбе далеко за пределами королевства.
Ухудшение отношений между Мандарой и фулани ухудшилось, когда Май Букар начал набеги на лагеря фулани на своей территории, взяв в рабство многих мусульман фулани. Одновременно поселения фулани в Маруа , Миндифе , Гидере и Бого укрепляли свой контроль над регионом Диамаре и народом Мунданг . До джихада Адамы Букар часто использовал эти поселения для набегов рабов. Растущее влияние фулани в этом районе существенно повлияло на экономическую и политическую власть Букара. В ответ на набеги рабов фулани построили оборонительные аванпосты, укрепленные массивными баррикадами, эффективно защищая от налетчиков Мандары и Борну. Следовательно, между Борну и Мандарой образовался союз против фульбе.
Битва при Мосфее [ править ]
В 1823 году союзный договор был подписан между Борну и Мандарой . Кроме того, Май Букар выдал свою дочь замуж за Борну маи Ибрагима Ахмеда . Вместе они успешно организовали совместную экспедицию в Мусгум , расположенный к юго-западу от Мандары. К концу 1823 года напряженность между Мандарой и фулани достигла своего пика. Двор Борну принял делегацию хорошо вооруженных арабов , что дало возможность совершить еще одну экспедицию. Букар предложил атаковать два опорных пункта Фулани: Мосфей и Зуай возле Модзго . Атака была начата после тщательного планирования Букара. Однако силы Фулани закрепились за высокими частоколами и обрушили шквал отравленных стрел на союзные силы Борну и Мандара. Оборона Фулани оказалась слишком грозной, вынудив союзные войска отступить. Свидетелем этой битвы был исследователь Диксон Денэм , и его рассказ из первых рук можно найти в Рассказ журнале Клэппертона « о путешествиях и открытиях в Северной и Центральной Африке». . [10] : 180–194
После битвы при Мосфее у Фулани и Мандара начался период продолжающихся конфликтов. Чтобы укрепить свои позиции, Май Букар был вынужден укрепить Мору и сделать ее своей административной столицей. Между тем, Дуло стал королевской столицей, служа символическим центром власти, подобным Виндзору или Версалю , где Май проживали в течение части года. Даже сегодня, когда Маис Мандары восходят на трон, они посещают Дуло, чтобы облачиться в шкуру леопарда и другие символы, связанные с Гайе, легендарным основателем королевства. За это время фулани получили контроль над восточной частью Мандары. Такие поселения, как Муби , Мода , Мадагали , Мичика , Гуиддер и другие, прочно перешли под владение Адамы, причем каждое имело свой ламидо . [6] : 97–111
Осень [ править ]
К 1901 году эмираты Бида , Илорин , Агайе , Лапай и Контагора перешли к британцам через Королевскую Нигерскую компанию . В аристократии Адамавы велись интенсивные дебаты о том, следует ли сопротивляться британцам или подчиниться, когда они в конечном итоге вторгнутся в эмират, поскольку военная мощь Королевской Нигерской компании была намного больше. В дебатах победила партия, предпочитавшая сопротивляться. Эту партию возглавил ламидо Зубайру бин Адама . В другую группу входили Хамман Джода ( Кади ), Боббо Ахмаду (младший брат Ламидо) и Йерима Иябено (племянник Ламидо). Настойчивость Ламидо Зубайру в сопротивлении была вызвана его ненавистью к европейцам, которые разделили и планируют еще больше разделить его эмират. К 1901 году немцы уже захватили его субэмират Тибати и предпринимали шаги к захвату субэмиратов Нгундере и Бамнио . Его сильное уважение к Халифату Сокото и его идеалам также повлияло на его решение сопротивляться. [1] : 5–7 В письме султану Абдуррахману, объявляющем о падении Йолы британцам, Ламидо Зубайру пообещал:
Я не буду двуличным, как на вашей стороне, так и на стороне христиан. Я предан тебе, Богу и Пророку, а после тебя – Имаму Махди. Неверующий не сдается даже после падения твердынь. [1] : 403
Вторжение на Йолу [ править ]
Британцы направили 22 европейских офицера и унтер-офицера и 365 наемников, 275-мм пушки и 4 пушки «Максим» под командованием полковника Т.Н.Л. Морланда для оккупации Йолы 2 сентября 1901 года. Они путешествовали на пароходах по озеру Ньюва и бросили якорь возле баобоба. дерево, которое местные жители называют Бокки Хампето. Полковник Морланд послал араба Шува , жителя Йолы, отправить в Ламидо письмо с их условиями. Посыльный вернулся через три минуты и сообщил, что Ламидо Зубайру отказался получить письмо. Получив это сообщение, Морланд двинул свои войска ближе к городу, а затем снова отправил своего гонца в Ламидо с угрозой, что, если его письмо снова будет отклонено, он предпримет шаги, чтобы заставить его открыть его. Перед возвращением его посланника из города вышли люди на лошадях, чтобы заблокировать англичан. Посыльный снова вернулся, не сумев доставить письмо Ламидо Зубайру, поскольку его отправили обратно, и Ламидо приказал ему предупредить Морланда об отступлении. Еще больше всадников хлынули из города, чтобы противостоять Морланду и его войскам. Морланд подсчитал, что им будет выгодно позволить жителям Йолы атаковать первыми на открытом пространстве. Он чувствовал, что это намного лучше, чем сражаться на узких улочках Йолы. Он ждал первой атаки с 10:00 до 13:00 «после долгих криков и увещеваний со стороны их малламов». Несмотря на начало боя, Морланд приказал своим людям «сохранять огонь до тех пор, пока лидеры не окажутся в пределах 200 ярдов», прежде чем он получит приказ атаковать. Максим из ружья, которым нужно стрелять. После этой атаки силы Морланда перешли в наступление. Они продвигались через город, пока не достигли дворца Ламидо и пятничной мечети, которые хорошо защищались. Сам Морланд был ранен стрелой. После этого сражения потери сил Морланда составили 2 человека убитыми и 37 ранеными, а силы Йолы потеряли 50 человек убитыми и 150 ранеными.
Последствия [ править ]
На следующее утро британские войска взорвали палаты для посетителей дворца и другие «важно выглядящие здания» в городе Йола. До Морланда также дошли слухи, что Ламидо Зубайру , которому удалось спастись, сбежал в Гурин, в сорока милях к востоку от Йолы. Исполняющий обязанности комиссара Уоллес с полковником Морландом на пароходе быстро отправились в Гурин в поисках «Ламидо». С ними было 8 европейских офицеров и унтер-офицеров, 150 наемников и 2 пулемета Максима. После 26-часового путешествия по рекам Бенуэ , Фаро и Хесо они прибыли в Гурин только для того, чтобы узнать, что Эмира там никогда не было. Они повернули обратно к Йоле, не встретив никакой встречи. Позже они получили информацию, что Зубарю находится в Рибаду, в четырнадцати милях позади них. Уоллес вернулся в Йолу, чтобы назначить нового «Ламидо», в то время как Морланд и его войска двинулись к Рибаду только для того, чтобы узнать, что Ламидо Зубайру там тоже не было. Морланд провел ночь в Рибаду. Утром 7 сентября полковник Морланд обстрелял город Рибаду, прежде чем вернуться в Йолу. Бобоа Ахмаду Ламидо Адамавой. Позже британские колониальные администраторы назначили [1] : 47–49
Хронология событий [ править ]
1300–1350: Фулани прибывают в империю Канем в качестве посланников императора Мали.
1452–1463: Еще больше фульбе входят в Хаусаланд и Канем-Борну с исламскими книгами.
1700-е годы: Различные группы фулани входят в Адамаву в поисках пастбищ для скота.
1770: Модибо Адама родился, вероятно, в Бельтунде.
1808: Адама послал к Усману дан Фодио узнать о джихаде.
Март 1809 г.: Усман дан Фодио вручает Адаме флаг и назначает его лидером джихада в Фомбине.
1810–1811: Адама возглавляет джихад в Мандаре.
1818: Хамман Самбо возглавляет джихад на юге и основывает Тибати.
1831: Модиббо Адама переносит столицу из Гурина в Рибаду.
1835–1837: Месть устанавливает правление Фулани в Нгаундере.
1841: Модиббо Адама переносит столицу в Йолу.
1842: Хамман Самбо получает флаг от Атику, султана Сокото, что делает Тибати независимым от Адамавы.
1842–1843: Хамман Самбо возвращает флаг султану Сокото и возобновляет свою верность Модиббо Адаме. Тибати возвращается в Адамаву
Февраль 1847: Модиббо Адама уходит, и Лаувал становится Ламидо из Адамавы.
1872: Ламидо Лаувал уходит, и Санда становится Ламидо из Адамавы.
1883: Национальная африканская компания (позже переименованная в Королевскую компанию Нигера) предоставила разрешение на торговлю и строительство фабрик в Йоле. Ламидо Санда
1889: Британский комиссар Клод Макдональд посещает Йолу , но Ламидо Санда отказывается его видеть.
Сентябрь 1890 года: Ламидо Санда уходит, и Зубайру становится Ламидо из Адамавы.
1891: Ламидо Зубайру отправляет шпионов доложить о Королевской нигерской компании в Нупеленде.
1893–1893: Война Ламидо Зубайру против Хаяту , правнука Усмана дана Фодио.
7 сентября 1893 г.: Ламидо Зубайру вызвал представителей Германии, Великобритании и Франции для разрешения конфликтов между ними.
Октябрь 1893 года: Рабих аз-Зубайр завоевывает империю Борну.
Январь 1898 года: немецкое вторжение в Южную Адамаву.
Апрель 1901 года: Рабих убит Шеху Санда Курой , а его сын Фадл-Аллах бежит в Адамаву.
2 сентября 1901 года: британское вторжение в Йолу.
10 сентября: Боббо Ахмаду становится первым Ламидо Адамавы под британским протекторатом. [6] : 514
Субэмираты Фомбина [ править ]
Адамава был большим и лингвистически разнородным эмиратом, включавшим более 42 субэмиратов, некоторые из которых были довольно автономными. Некоторые из его основных субэмиратов включают: Чебоа, Тибати , Нгаундере , Бамньо , Малабу, Рай-Буба , Сонг , Зуммо, Гола, Холма Пакоргель, Марва, Бого, Коботши, Ларо, Белель , Даваре, Майо-Фаранг, Сорау, Мадагали , Гидер, Мичика , Мода, Муби , Уба , Миндиф , Биндер, Рибеми, Калфу, Бе, , Майо Демса -Наджаренди, Мбере и Балала. [1] : 428
Конфликты между субэмиратами или ламидатами (управляемыми Ламидо) были частыми, и эмиру Йолы часто приходилось выступать посредником между ними или при необходимости возглавлять военное вмешательство. Ламидос избирался местным советом, но при условии одобрения Йолы. Характер и сила связей между Йолой и халифатом Сокото, а также между Йолой и ламидатами могли широко варьироваться в зависимости от контекста и интересов каждой стороны, но в целом были слабыми. [11]
Административная структура [ править ]
Будучи частью халифата Сокото , Адамава в значительной степени опирался на административные принципы Сокото, особенно на труды и учения трех реформистских лидеров, Усмана , Абдуллахи и Белло . Административная структура Сокото была основана на законе Малики и учении Кадрия . [3]
Во время правления Адамы административная структура в Адамаве была в основном неформальной. Однако именно во время правления Лаувала произошла значительная формализация. Лаувал представил различные титулы, такие как Галадима, Вазири , Алкали , Агия и Саркин Яки, которые сформировали совет Ламидо. Главный советник часто находился между Галадимой и Вазири, обычно в зависимости от того, кто был старше или опытнее. Каждый обладатель титула возглавлял крупные государственные департаменты, внося свой вклад в управление и организацию эмирата. Ни одна из этих должностей не передавалась по наследству. Эта формализация более тесно привела административную структуру Адамавы в соответствие с административной мыслью халифата Сокото. [6] : 219–226
Галадима [ править ]
Обладатель этого титула в Адамаве отвечал за надзор за внутренней администрацией эмирата и управление отношениями между Йолой и его многочисленными районами. Этот обладатель титула сыграл значительную роль в назначении чиновников на вакантные должности. Галадима получала отчеты как от фулани, так и от не-фулани магаджиэнов (глав округов) Йолы. Кроме того, он отвечал за обеспечение дисциплины и соблюдение Пулааку кодекса поведения на всей территории столицы эмирата. Самбо Холма, близкий доверенный человек Адамы , считается первой Галадимой.
- Буба Мбамои : вскоре после открытия офиса Модиббо Адама назначил Мбамои Галадимой. В то время эта должность была высшей должностью в правительстве. [12]
- Фарику (1853–1901): после смерти Мбамои Ламидо Лаваль назначил своим заменителем старшего сына Модиббо Алкасума. Алкасум был бывшим слугой Адамы и зятем Лаваля. [13] : 98–99 [12]
- Адаму Гони (1901–1920): третий сын Алкасума стал Галадимой во время правления Мухаммеда Аббы. [12]
- Дахиру б. Иса : четвертым Галадимой был Дахиру, внук Модиббо Раджи , влиятельного исламского учёного, иммигрировавшего в Адамаву из Гванду во время правления Лавала. [12] [13] : 105–107 Он, вместе со своим двоюродным братом Мухаммаду Гиреем (позже назначенным Сардауной и главой округа Мичика и Майха ) и Маллу Хамманом (позже назначенным Вазири), были первыми из Адамавы, получившими западное образование после посещения Ханнса Вишера школы в Кано в 1911. [14] : 334 Он был первым местным казначеем Адамавы до своего назначения Галадимой. [14] : 486
- Амину УН : На смену Дахиру пришел его двоюродный брат, который одновременно был главой округа Йола. [12] [2] : 466 [15]
- Усман Мукаддас : Амину наследовал его брат. [12]
- Белло Ахмед : Преемником Усмана стал его брат. [12]
- Муртала Амину, OFR (1986–2011): Белло сменил сын Амину, который был адвокатом и адвокатом . До своего назначения он занимал пост генерального прокурора и комиссара юстиции правительства штата Гонгола с 1976 по 1979 год. [16] Он был членом законодательного комитета Учредительного собрания, состоящего из пяти человек, внося свой вклад в разработку проекта Конституции 1979 года , провозгласившей Вторую республику . Кроме того, он был членом Комитета по пересмотру конституции 1988 года, состоящего из 46 членов, а затем членом Учредительного собрания , которое разработало Конституцию 1993 года , которая привела к Третьей республике . [17] Он также занимал должности председателя Джамаату Насрил Ислам в штате Адамава и национального юрисконсульта Верховного совета Нигерии по делам ислама . [12] 20 декабря 2011 года он ушел с поста Галадимы из-за разногласий с Ламидо Баркиндо . [18] [19] Он умер в декабре 2020 года. [20]
- Алию Усман Раджи (2012–2014): после отставки Мурталы Баркиндо назначил Алию, бывшего Гранд Хади на пенсии. [21] [22]
- Мустафа Амину (2014 – настоящее время): после смерти Алию его сменил Мустафа Амину. [23] [24]
Вазири (главный визирь) [ править ]
Эта позиция была вдохновлена позицией визиря Аббасидского халифата . Позиция в Сокото имела значительную власть и уступала только халифу. Вазири в Адамаве был тесно связан с иностранными делами эмирата и его иностранными гостями. Модиббо Абдуллахи, ученый из Вадаи , выступил в роли первого вазири, несмотря на то, что официально не принял этот титул. Эта должность была официально учреждена Ламидо Сандой в 1873 году, вскоре после его вознесения на престол.
Эту должность занимало семь человек:
- Алию (1877-1891): Алию был сыном Модиббо Алкасума, главного советника Модиббо Адамы. [25] [26]
- Абдулкадир Пате (1891–1924): после смерти Алию во время правления Ламидо Зубейру эту должность занял его младший брат Пейт. Он занимал эту должность в течение первых двух десятилетий британской колонизации эмирата и служил под началом трех Ламбе. [25]
- Хамман (1924–1957): После смерти Пейта его сменил Хамман. Он был отцом Махмуда Вазири , который представлял район Адамава штата Старая Гонгола в Сенате во время Второй нигерийской республики . [26] [27]
- Мухаммаду Рибаду (1957–1965): Ламидо Алию Мусдафа назначил Рибаду Вазири в 1957 году. В отличие от своих предшественников, Рибаду был видным политиком всей страны. Во время своего назначения он уже был федеральным министром и вице-президентом Северного народного конгресса, доминирующей партии в Северном регионе. [28] Следовательно, вместо него действовал Мадакин Адамава, Белло Малабу. [26]
- Мухаммад Бабба Лаван (1968–2000): Рибаду умер в Лагосе в качестве федерального министра обороны . Вместо него на посту Вазири Ламидо Мусдафа назначил Баббу Лавана, своего двоюродного брата. Он был правнуком по материнской линии Ламидо Зубайру и правнуком по отцовской линии первого и второго Вазири, Алию и Пате соответственно. [26]
- Мухаммад Абба Мухаммад (2010–2017): Должность Вазири оставалась вакантной в течение десяти лет, пока Ламидо Мухаммад Баркиндо не назначил Мухаммеда. Он был внуком третьего галадимана Адамавы, Адаму Гони, и был женат на Фадимату Батулу, старшей дочери Ламидо Мусдафы. Он прослужил в Совете эмирата более полувека и умер в возрасте 91 года. [26]
- Атику Абубакар (2017 – настоящее время): Абубакар был бывшим вице-президентом Нигерии (1999–2007) и Туракином Адамавой (1982–2017). Нынешний Ламидо назначил его вазирином Адамавой в 2017 году. [26]
Главный судья [ править ]
Ответственность за соблюдение шариата (исламского закона) была задачей Алкали (от арабского Кади ). С помощью муфтиев и модиббе (ученых людей) эмирата он взял на себя управление судами и является единственным советником, который действовал независимо от Ламидо. Однако он был назначен Ламидо.
Обладатели этой должности до британской колонизации:
- Хамман Гурин (1809–1831): Модиббо Хамман Гурин, Ардо из Баэна, был назначен Модиббо Адамой единственным кади Фомбины. Его назначение было единственным, официально назначенным Адамой до того, как столица в конечном итоге была перенесена с Гурина в 1831 году. [13] : 72
- Тонгуде (1831–1847): после того, как Адама уехал из Гурина, должность стала вакантной, поскольку Хамман остался в Гурине, теперь в качестве Халифа Адамы. Вскоре его заменил Модиббо Тонгуде, ученый-мигрант. Он занимал эту должность до выхода на пенсию после смерти Адамы. [13] : 72–73 [25]
- Хасан (1847–1855): Тонгуде был заменен Модиббо Хасаном, ученым-мигрантом из Массины. Хасан последовал за Адамой обратно в Фомбину после одного из визитов Адамы в Сокото. Он был одним из советников Адамы во время его правления. Говорят, что на этой должности он был «исключительно честен»; Сообщается, что он судил и вынес приговор Ламидо Лавалю после жалобы бедняка. Он занимал эту должность до своей смерти в 1855 году. [13] : 99 [25] [29]
- Мухаммаду «Билкиджо» (1855–1872): Модиббо Хасана сменил другой ученый-иммигрант, Мухаммаду по прозвищу «Билкиджо». Он был назначен Ламидо Лавалем и занимал эту должность до правления Санды. [13]
- Абдуллахи (1872–): Модиббо Абдуллахи был ученым, получившим образование в Сокото . Во время правления Лаваля он служил вазири . Позже, будучи Алкалин Алкалаи под руководством Ламидо Санды, он возглавил масштабную судебную реформу в Фомбине. В Йоле теперь было оживленное схоластическое сообщество, и было достаточное количество квалифицированных модиббе, чтобы служить алкалайами по всему эмирату. Фомбина была разделена на четыре зоны, и в каждой из них был назначен ведущий ученый Йолы в качестве апелляционного судьи. Затем в субэмиратах были назначены местные алкалиены, которые выносили решения, которые можно было обжаловать в судах более высокой инстанции, при этом суд Йолы обладал высшей властью. [13] : 123–124 [30] : 52
- Хамман Джода (–1908): Модиббо Хамман Джода был назначен Алкалин Алкалаи во время правления Ламидо Зубейру. Он родился и вырос в Чикари округа Рай. В возрасте 17 лет он отправился в Нгаундере в поисках знаний. Позже он переехал в Гирей, чтобы учиться у Модиббо Раджи , и в конечном итоге продолжил образование в Каире , работая до тех пор, пока не смог позволить себе учиться в Университете Аль-Азхар по специальности «Юриспруденция». После учебы и паломничества в Мекку он вернулся в Йолу примерно в 1886 году. Вскоре после возвращения он был назначен алкалием Йолы, а год спустя был назначен алкалином Алкалаем. Говорили, что он был беспристрастным и честным человеком. В одном из самых примечательных дел он приговорил племянника Ламидо Зубейру к смертной казни за ограбление на шоссе, и Зубейру согласился. В другом случае Хамман Джода вызвал Ламидо Зубейру в суд в ответ на жалобу о его неспособности погасить долги, в конечном итоге признав Зубейру виновным. После того, как эмират перешел к британцам, он оставался на этом посту до своей смерти 10 февраля 1908 года. [6] : 284–289 [25] Его помнят как «самого известного исламского судью в истории эмирата Адамава». [31]
Государственный казначей [ править ]
Сбор налогов, таких как закят и джизья, входил в обязанности Агии. В качестве государственного казначея он отвечал за надзор за государственной казной и управление различными источниками доходов, такими как дань, доходы от ферм Ламидо и другие фонды. Агиа также имела право выплачивать платежи от имени Ламидо, когда это было необходимо.
Верховный главнокомандующий армией Саркин Яки ( )
Обладателем этого звания был Верховный главнокомандующий армией. Этот человек командовал всеми вооруженными силами эмирата. Кроме того, Саркин Яки отвечал за закупку военной техники, такой как оружие и доспехи, для армии. Сбор разведывательной информации о военном потенциале как мусульманских, так и немусульманских группировок в регионе также входил в обязанности Саркин Яки. Адамава не имел постоянной армии. Вместо этого его военная сила состояла из добровольцев. Военная подготовка считалась неотъемлемой частью общей подготовки мужественности.
Ламибе Фомбина [ править ]
Титул Ламидо Фомбина или Ламидо Адамава использовался для правителей эмирата. Ламидо Фомбина — титул, который Усман дан Фодио пожаловал Модиббо Адаме , основателю эмирата. Титул означает «правитель южных земель», здесь южные земли относятся к регионам к югу от Борну . Слово «Ламидо» в Фульфульде означает «правитель» . Оно происходит от глагольного корня «лама» , что означает «править», и «ламу» , что означает «суверенитет». Ниже приведена таблица, показывающая всех обладателей титула на сегодняшний день. [32]
Начинать | Конец | Правитель |
---|---|---|
1809 | 1847 | Моддибо Адама бин Ардо Хасана (1771 г. н.э. - ум. 1848 г.) |
1847 | 1847 | Хамиду бин Адама Регент (1872 г.) |
1847 | 1872 | Мухаммаду Лаваль бин Адама (1797 г. до н.э. - ум. 1872 г.) |
1872 | 1890 | Умару Санда бин Адама (ум. 1890) |
1890 | 8 сентября 1901 г. | Зубайру бин Адама (ум. 1903) |
8 сентября 1901 г. | 1909 | Боббо Ахмаду бин Адама (ум. 1916) |
1909 | 1910 | Мухаммед принц Ия бин Санда |
1910 | 23 августа 1924 г. | Мухаммад Абба бин Баба Ахмаду (ум. 1924) |
1924 | 1928 | Мухаммад Белло «Май Гари» бин Ахмаду «Баббава» (ум. 1928) |
1928 | 1946 | Мухаммад Мустафа бин Мухаммад Абба (р. 1900 – ум. 1946) |
1946 | Июнь 1953 г. | Принц Ахмаду бин Мухаммад Белло |
26 июля 1953 г. | 13 марта 2010 г. | Алию Мустафа бин Мухаммад Мустафа (р. 1922 - ум. 2010) |
18 марта 2010 г. | Мухаммаду Баркиндо Алию Мусдафа (р. 1944) [33] |
Адамава Королевская семья
Семья эмирата Адамава | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тукур, Махмуд Модиббо (2016). Британская колонизация Северной Нигерии, 1897-1914: новая интерпретация колониальных источников . Издательство Амалион. ISBN 978-2-35926-046-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нджеума, Мартин Закари (1969). Взлет и падение правления Фулани в Адамаве 1809-1901 гг. (докторская диссертация). Лондонский университет SOAS. дои : 10.25501/soas.00029268 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. [Нью-Йорк] Гуманитарная пресса.
- ^ Абубакар, Усман (18 декабря 2016 г.). «Мифическая мечеть Модиббо Адама» . Ежедневное доверие . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Кэнби, Кортландт. Энциклопедия исторических мест . (Нью-Йорк: Факты публикаций файлов, 1984) с. 7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Нджеума, Мартин Закари (1969). Взлет и падение правления Фулани в Адамаве 1809-1901 гг . Лондонский университет. дои : 10.25501/SOAS.00029268 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Виртанен, Чай (1 октября 2003 г.). Перформанс и перформативность в пасторальной культуре фульбе (Диссертация) . Университет Хельсинки. п. 53.
- ^ Яджи, Хамман (22 мая 1995 г.). Дневник Хаммана Яджи: хроника мусульманского правителя Западной Африки . Издательство Университета Индианы. п. 6. ISBN 978-0-253-36206-3 .
- ^ Чапел, Тим; Фардон, Ричард; Пипель, Клаус (2021). «Сохранившиеся произведения: контекст в искусстве Верре» . Остатки: Следы записи . 7 (1).
- ^ Диксон Денэм, Хью Клэппертон (1826). Рассказ о путешествиях и открытиях в Северной и Центральной Африке: В… Публичной библиотеке Нью-Йорка. Джон Мюррей.
- ^ Ньеума, М.З. «ОСНОВЫ ДОЕВРОПЕЙСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В АДАМАВЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СООБРАЖЕНИЕ». Журнал Исторического общества Нигерии, том. 7, нет. 1, 1973, стр. 3–16. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/41856981 . По состоянию на 21 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Совет эмирата Адамава» . Эмират Адамава . 3 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Абубакар, Саа́д (1977). Ламибэ Фомбины: политическая история Адамавы, 1809-1901 гг . Интернет-архив. Зария, [Нигерия]: Издательство Университета Ахмаду Белло. ISBN 978-978-125-011-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тукур, Махмуд Модиббо (15 августа 2016 г.). Британская колонизация Северной Нигерии, 1897-1914: новая интерпретация колониальных источников . Издательство Амалион. ISBN 978-2-35926-048-9 .
- ^ Правительственный вестник Нигерии от 1 октября 1965 г., номер 75 . 1 октября 1965 года.
- ^ Админ (11 ноября 2016 г.). «АМИНУ, Муртала» . Фонд биографического наследия и исследований . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «Нигерия 1989» . pcwcr.princeton.edu . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ «Тревожное спокойствие в эмирате Адамава после отставки Галадимы» . Вся Африка . 20 декабря 2011 г. ПроКвест 912232466 .
- ^ Абдулазиз, Ибрагим (21 декабря 2011 г.). «Нигерия: Галадиман Адамава уходит в отставку» . вся Африка . ПроКвест 1012043414 .
- ^ Нвачукву, Джон Оуэн (14 декабря 2020 г.). «Бухари реагирует на смерть Амину Муртала» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Анвар, Кабир Р. (25 июня 2014 г.). «Информационное сообщение: Галадима Адамава скончалась» . Ежедневное доверие . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ «Эмир дарит оборудование радио Адамава – Daily Trust» . Ежедневное доверие . 30 декабря 2012 г.
- ^ Хаммангабдо, Хуссаини (5 марта 2024 г.). «Финтири назначает Галадиму Адамаву Амирулом Хаджем» . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Анвар, Кабиру Р. (11 июня 2017 г.). «Атику Абубакар: Вот седьмой Вазирин Адамава — Daily Trust» . Ежедневное доверие . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бойл, К. Викарс (1910). «Исторические заметки о Йоле Фуланисе» . Журнал Королевского африканского общества . 10 (37): 73–92. ISSN 0368-4016 . JSTOR 715032 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Анвар, Кабиру Р. (11 июня 2017 г.). «Атику Абубакар: Вот седьмой Вазирин Адамава» . Ежедневное доверие . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Вазири, Ахмед Мусдафа (22 декабря 2018 г.). «Махмуд Вазири: Вспоминая невоспетого героя демократии Нигерии» . Ежедневное доверие . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Ндуджихе, Клиффорд (7 июля 2023 г.). «Небезопасность: обременительные задачи перед Рибаду» . Авангард Нигерии .
- ^ Дирасат Кану . Университет Байеро. 1978.
- ^ Шариф, Мухаммед (2005). Заман н-Насаара: Час христиан . Санкорский институт исламских и международных исследований Африки.
- ^ Бала, Салису (январь 2012 г.). «Арабские рукописи в доме Арева (Кадуна, Нигерия)» . История в Африке . 39 : 331–336. дои : 10.1353/hia.2012.0007 . ISSN 0361-5413 . S2CID 162684841 .
- ^ «Традиционные штаты Нигерии» . WorldStatesmen.org . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Ибрагим Мухаммад (20 июня 2010 г.). «Пышность, веселье, когда 12-й Ламидо Адамава получает должность» . Воскресный трест . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 10 сентября 2010 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адамава . Британская энциклопедия Интернет. 28 августа 2005 г.
- Хенниг, Райнер Хр. «Взлет и падение эмирата Адамава» .
- Ньеума, Мартин . Гегемония Фулани в Йоле (Старая Адамава) 1809-1902 гг.
- Саад Абубакар. Ламибе из Фомбины: политическая история Адамавы, 1809-1901 гг.
- Кирк-Грин, AHM Адамава: прошлое и настоящее: исторический подход к развитию провинции северного Камеруна .
9 ° 13'48 "N 12 ° 27'36" E / 9,23000 ° N 12,46000 ° E