Модибо Адама
Модиббо Адама | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ламидо Фомбина (Повелитель Юга) | |||||
Царствование | 1806–1847 | ||||
Предшественник | положение установлено | ||||
Преемник | Мухаммад Лаваль, сын Адама | ||||
Рожденный | 1779 Чешский город | ||||
Умер | 1847 на дорогу | ||||
Похороны | Хуббааре Модиббо Адама в Гурине, Фуфоре | ||||
Жены |
| ||||
Проблема | 14 детей: Лаувал, Усман, Мансур, Умару, Фадимату, Аддо Гурин, Хаувау, Хамиду, Бакари, Халиру, Зубайру, Алию, Хамман, Сани и Боббо Ахмаду. | ||||
| |||||
Династия | Эмират Адамава | ||||
Отец | Ардо Хассана |
Адама ɓii Ардо Хассана (1786–1847), более известный как Модиббо Адама ( Модиббо означает «ученый человек»), был ученым фулани из клана Йиллага (Йирлаэ) . Он возглавил джихад в регионе Фомбина (на территории современных Камеруна и Нигерии ) и основал эмират Фомбина , также известный как Адамава. [ 1 ]
Модиббо Адама получил флаг от Шеху Усмана дан Фодио , чтобы возглавить джихад в Фомбине («Южные земли») во время революции Сокото . Позже Фомбина стала одним из крупнейших и наиболее сложных эмиратов Сокотоского халифата Усмана. Он занимал около сорока тысяч квадратных миль и охватывал части северо-востока Нигерии, весь север Камеруна и части Центральноафриканской Республики.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Модиббо Адама родился в 1779 году в Вуро Чекке, расположенном на территории нынешнего штата Адамава . Его описывали как «худощавого и высокого роста, черты лица острые и несколько изуродованные оспой , нос слегка изогнут». [ 2 ] : 48 Его отец, Модиббо Хасана, занимал должность Арао, лидера клана. Воспитание Адамы было глубоко укоренено в исламе , поскольку его отец, мусульманин, давал ему религиозное образование, пока ему не исполнилось одиннадцать лет. Признавая ограниченность доступного исламского образования в регионе, Адаму отправили продолжить учебу, и его сопровождал Хамман Сонг, Боларо из Воларе Фулэе. [ 2 ] : 47
Под опекой Шеху Мухаммада Тахира в Багирми Адама сосредоточился в первую очередь на изучении Корана . Позже он переехал в Бирнин Нгазаргамо , столицу империи Борну , где обратился за советом к известному учёному Малламу Киари. Адама погрузился в учебу под руководством Киари примерно на десять лет, впитав в себя широкий спектр исламских учений и принципов. [ 2 ] : 48
По возвращении в Вуро Чекке Адама узнал о смерти своего отца во время местного конфликта с участием общин Фульбе и Бата. Адама покинул Вуро Чекке вскоре после получения этой новости и присоединился к Баэн Фульбе в долине Фару . Баэн возглавлял исламский ученый по имени Ардо Хамман , также известный как Модиббо Хамман , который пользовался большим уважением и считался одним из выдающихся Ардоэнов в долине Бенуэ - Фаро . Признавая необходимость распространения исламского учения и религиозного развития местной общины фульбе, Адама и Модиббо Хамман активизировали свои усилия в этом отношении. Их преданность обучению и преданность снискали им репутацию благочестивых и знающих людей во всем регионе Верхнего Бенуэ. [ 2 ] : 48
Джихад
[ редактировать ]Мандат Адамы
[ редактировать ]Весть о джихаде Сокото Усмана дан Фодио , начавшемся в 1804 году, в конечном итоге достигла общины фульбе в Фомбине. В первую очередь это было связано с деятельностью влиятельных джихадистов, таких как Буба Йеро и Баучи Горди, которые активно расширяли свой контроль над соседними территориями в долине Гонголы . Их военные кампании и завоевания служили каналом информации о разворачивающемся джихаде Сокото. Более того, мигранты фульбе, бежавшие из регионов, затронутых продвижением джихадистов, особенно из Борну , сыграли решающую роль в распространении новостей о джихаде Сокото. Эти люди, искавшие убежища от конфликта, принесли с собой рассказы о разворачивающихся событиях и растущем влиянии движения Усмана дан Фодио. В результате совокупности этих факторов — деятельности джихадистов возле Фомбины и рассказов тех, кто испытал на себе влияние джихада Сокото — новости об этом религиозном и политическом движении постепенно достигли и нашли отклик у части мусульманской общины фульбе в Фомбине. [ 2 ] : 49
В 1809 году Ардоэны кланов Фомбина Фульбе провели собрание в Гуринге, чтобы принять решение о том, как подойти к ситуации. После долгих раздумий лидеры согласовали план действий и решили отправить делегацию в Сокото , где базировался Шеху Усман, в поисках его руководства. Модиббо Адама был выбран руководителем этой делегации, поскольку его считали ученым человеком, который был нейтральным среди Ардоэнов и не имел ни стремления к политической власти, ни интереса к политике. Делегация отправилась в путешествие, которое заняло несколько месяцев, и наконец достигла Шеху в Сокото. Они передали ему свое послание, объяснив ситуацию в Фомбине и обратившись к нему за советом. Ознакомившись с ситуацией, Усман поручил им начать джихад в Фомбине. Более того, он выбрал лидером Адаму, назначив его Ламидо Фомбина («Повелитель Юга»). [ 2 ] : 49 [ 3 ] Причиной решения Усмана выбрать Адаму, согласно рукописи, датированной мартом 1809 года в Йоле , была:
... поскольку вы говорите мне, что некоторые из лидеров фулани не пошли с вами, но они послали вас прийти и получить от меня флаг джихада и вернуть его им. Я поручаю вам сказать им, что это вам я дал этот флаг джихада, и сказать им, что тот, кто когда-либо подчиняется вам, подчиняется мне, а тот, кто присягает вам на верность, это точно так же, как если бы он присягнул на верность мне. [ 3 ]
Указания Шеху Усмана Модиббо Адаме были всеобъемлющими и далеко идущими. Он поручил Адаме распространять ислам в регионе Фомбины и распространять флаги джихада среди различных Ардоэнов, чтобы выполнить миссию по распространению веры среди фульбе и языческих народов. Роль Адамы выходила за рамки местного руководства; он был назначен связующим звеном между Ардоэнами и центральной властью Сокото . [ 2 ] : 49
В дополнение к своим лидерским обязанностям Усман подчеркнул Адаме важность ожидания прихода Махди . Усман считал, что Махди появится с востока, и призывал Адаму быть бдительным в отношении признаков его появления. Этот акцент на приходе Махди имел важное значение в более широком контексте долголетия халифата Сокото . Усман предсказал, что правление халифата продлится только до прихода Махди, то есть в течение ста лет. Это представление глубоко укоренилось в сознании руководства Сокото, и последующим Ламибе Фомбине была поручена задача отслеживать признаки появления Махди. Султан Белло (второй султан Сокото ) далее просил Адаму послать шпионов «к югу от Вадаи и к югу от Фура в направлении реки Нил », чтобы народ халифата, при появлении Махди, мог «следовать за ним и дайте ему клятву верности». Это сделало Фомбину важным регионом для правительства Сокото и, вероятно, повлияло на решение Усмана назначить Адаму Ламидо, поскольку ему нужен был заслуживающий доверия ученый, который мог бы обнаружить признаки Махди и регулярно информировать его о событиях в регионе. [ 3 ] : 257–258 [ 4 ] : 27
Ранние кампании
[ редактировать ]Адама немедленно начал вербовать добровольцев и наемников фулани и хауса . В основном это были конные кавалеристы, сражавшиеся мечом , луком и отравленными стрелами . Адама запретил им грабить и убивать без разбора, но вражеским народам было предоставлено два выбора: принять ислам или стать государством-данником. У тех этнических групп , у которых не было централизованного правительства, было только одно: стать рабами или принять ислам.
Мусульмане Адамавы, не принадлежащие к фулани, в значительной степени отвергли джихад Адамы; они рассматривали это как не более чем предлог для распространения гегемонии Фулани. лидерами фулани ( ardo'en , единственное число: ardo Однако в первую очередь Адама интересовался ) Фумбины. Некоторые из них отвергли его главенство по разным причинам: он был из довольно скромного происхождения, у него было мало богатств, его армия все еще была небольшой, и ему не хватало харизмы . Однако большинство приветствовало Адаму как военачальника или, по крайней мере, религиозного лидера. Зять Адамы, Хауро Дембо , уже поселился в Фумбине в Малабу и стал одним из его заместителей.
Импровизированная армия разместила штаб-квартиру в Гурине , форте на слиянии рек Фаро и Бенуэ, где воины фулани перегруппировались после битвы с Бата в 1803 году. Адама затем возглавил свои войска в серии ударов по поселениям Бата, таким как Пема, Тепа , и Турува . Победы воодушевили людей Адамы, которые взяли многочисленных рабов Бата. Именно во время этих боев Адама получил известие о том, что его отец был убит батами на реке Бети . [ 5 ] Войска Модиббо Адамы продолжали свои сражения против народов Бата и Лала до реки Гонгола, где он встретил ламидо из Гомбе , Буба Йеро . Эти двое объединили свои силы и дали отпор народам Янгуру, Хона и Кибба. Два отряда в конце концов остановились, и оба пошли домой. [ 5 ]
Первые успехи убедили большее количество местных лидеров фулани перейти на сторону Адамы. Даже те ярые противники его политического правления видели в джихаде возможность расширить свои территории. Нджобди из клана Волларбе Ярким примером является , а его главный соперник, Хаммам Самбо , возможно, первый ардо, поселившийся в Фумбине, оказался главным противником. Острые отношения между Нджобди и Хаммамом станут серьезным препятствием на пути Адамы к сохранению сплоченной империи.
Кроме того, простые фулани были вдохновлены подвигами Адамы и объединились в группы. Адама создал новую должность для своих лидеров: ламидо (множественное число: ламибе ), который был лидером определенной территории, в отличие от ардо, лидера определенного народа. Обе группы получили командные флаги и имели одинаковый статус в армиях Адамы. Перед своей смертью Адама назначил более 40 ламибе, не являющихся ардо. Они окажутся его самыми преданными помощниками.
Кампания Мандара
[ редактировать ]Адама обратил свое внимание на единственное крупное государство в Фумбине, которое могло представлять угрозу для его молодого эмирата: Мандару . Это была привлекательная цель. Он лежал между Борну на севере и Багирми в бассейне Чада , поэтому его падение облегчило бы завоевание этих территорий. Его жители уже были мусульманами, хотя и смешали религию с язычеством. Кроме того, здесь было большое население, из которого можно было набирать солдат, и он славился своими превосходными лошадьми. Однако Мандара была хорошо организована, и это не было бы легким призом. Люди, жившие там, Мандарава , имели давнюю конкуренцию с Фулани, которые сражались с ними под властью Борну в предыдущие годы. Однако эта враждебность только привела к тому, что еще больше фулани присоединились к армиям Адамы, поскольку многие ветераны жаждали еще одного удара по старому сопернику. Более того, правители фульбе Модибо Дамрака и другие уже были втянуты в борьбу против мандара на равнине Диамаре .
Адама достиг Гуринги в 1809 году с большой армией в хорошем боевом духе . Он быстро завоевал поселение Мандара в Гидере и направился на север, захватив по пути еще несколько деревень. За пределами столицы Мандары, Дуло , Адама потребовал, чтобы король Букар Джиама присягнул на верность и принял ислам, незапятнанный язычеством. Букар согласился признать право Адамы управлять своими подданными, но отказался отказаться от своего суверенитета. Адама и его люди взяли Дуло без особого боя.
Адама искал кого-нибудь, кто мог бы управлять поселением, но не нашел никого, кто, по его мнению, был бы подходящим на этот пост. Тем временем его войска наслаждались грабежом. Никто не ожидал контратаки Мандары, которая была начата из близлежащей Моры . Адама сбежал из города, а Дуна лжет.
Администрация
[ редактировать ]Адама и его люди отступили в Йолу (на территории современной Нигерии). К 1841 году город станет его столицей. Отсюда он и его помощники продолжили расширять эмират, который он назвал Адамавой в честь себя. Подчиненным приходилось отправлять ему дань в виде скота. Большие поселения, такие как Маруа , Гаруа и Нгаундере, перешли к Адаме или его помощникам. К 1825 году фулани проникли на плато Адамава . Тем не менее Адама жил в относительно умеренной обстановке и никогда не приобретал большого богатства.
Из Йолы Адама приступил к административным задачам, необходимым для его зарождающегося государства. Он сделал это по совету Усмана; он должен был способствовать взаимопониманию между своим народом и их правителями, облегчать общение между старейшинами и их подчиненными и предотвращать расслоение общества по классовому признаку или богатству. В конечном итоге империя приобрела три административных уровня. В центре находился эмир аль-Муминин («предводитель правоверных»), сам Адама, правивший из Йолы и подчинявшийся только Усману дану Фодио в Сокото . Ему непосредственно помогала группа советников и администраторов, а домашний персонал, состоявший из нефульбе и рабов, выполнял функции его телохранителей . Ниже него находился ряд руководителей округов, ламибе (единственное число: ламидо ), которые управляли ключевыми поселениями. Под ними находилось несколько деревень, каждую из которых возглавлял сельский староста .
Тем временем некоторые из старых ардо'энов стали могущественными благодаря собственным завоеваниям. Непокоренные территории вблизи своих территорий они считали своими личными дворами и защищали эти зоны от всех желающих. Иногда это проявлялось в их отношениях с Адамой, например, когда Буба Нджида из Рая отказался прийти на помощь Адаме, когда эмир сражался с Намчи в Поли . Вместо этого Буба ждал, пока Адама отступит из этого района, чтобы ввести свои силы и прикончить врага. Затем он отправил в дар Адаме пленных, участвовавших в битве.
Наследие
[ редактировать ]Адама умер в 1847 году и был похоронен в Йоле (его могила сохранилась до наших дней). Адамава преодолел 103 000 км. 2 от озера Чад до Баньо и на нем проживало 1 500 000 человек. Дальнейшее расширение на юг оказалось трудным и нежелательным, поскольку присутствие мухи цеце и густые джунгли затрудняли здесь выращивание крупного рогатого скота.
Сын Адамы Мухаммаду Лаваль сменил его после непродолжительного регентства при Хамиду би Адаме . В конце концов, трое других сыновей Адамы в какой-то момент стали Ламидо Адамавы. До тех пор, пока британский и немецкий колониальные периоды не закончатся, эмират не придет к концу.
Несмотря на потерю независимости, фулани теперь стали выдающейся этнической группой Северного Камеруна . Они распространили ислам по всему региону, сделав его доминирующей религией. Образование также процветало: новообращенные изучали арабскую письменность и изучали Коран . Процветала торговля и связи с ней. Завоевания имели также важное экологическое значение. Земли, которые когда-то использовались для возделывания, теперь стали частью пастбищ Фулани. Пастухи вырубали деревья, чтобы освободить место для скота, и сжигали траву, которую позже вытаптывали их стада. Столетия такого поведения заменили леса региона саванной .
По иронии судьбы, после завоевания Адамава Адамава стала более малонаселенной. Вместо того, чтобы сражаться с захватчиками фулани, многие народы бежали, в свою очередь вытесняя других. Плато Адамава, когда-то являвшееся домом для многих этнических групп Камеруна, вскоре превратилось в пастбища, а лесная зона Камеруна стала более густонаселенной.
Примечания
[ редактировать ]- ДеЛэнси, Марк В., и ДеЛэнси, Марк Дайк (2000): Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press.
- Фансо, В.Г. (1989). История Камеруна для средних школ и колледжей, Том. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd.
- Джонстон, HAS (1967): Империя Фулани Сокото . Глава 8: «Джихад в Адамаве и Баучи». Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Нго, Виктор Юлиус (1996): История Камеруна с 1800 года . Лимбе: Presbook.
- Ньеума, Мартин З. (1990): «Ламидаты северного Камеруна, 1800–1894», Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Адамава | традиционный эмират, Африка | Британика» . www.britanica.com . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Абубакар, Саа́д (1977). Ламибэ из Фомбины: политическая история Адамавы, 1809-1901 гг . Интернет-архив. Зария, [Нигерия]: Издательство Университета Ахмаду Белло. ISBN 978-978-125-011-8 .
- ^ Jump up to: а б с Нджеума, Мартин Закари (1969). Взлет и падение правления Фулани в Адамаве 1809-1901 гг. (докторская диссертация). Лондонский университет SOAS.
- ^ Шариф, Мухаммед (2005). «Заман н Насаара - «Час христианского сопротивления африканских мусульман европейскому колониализму», Шейх Мухаммад Шариф» . Международный институт исламско-африканских исследований Санкоре .
- ^ Jump up to: а б Бойл, К. Викарс (1910). «Исторические заметки о Йоле Фуланисе» . Журнал Королевского африканского общества . 10 (37): 73–92. ISSN 0368-4016 . JSTOR 715032 .