Джихад Усмана дан Фодио
Джихад Усмана дан Фодио | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть джихада Фула | |||||||
Султанат Сокото (Империя Сокото) во время правления султана Ахмаду Руфаи, основанный после джихада под руководством шейха Усмана бин Фодийо. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Сокото Халифат Поддерживать: Кел Эйр | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
|
|
Джихад Усмана дан Фодио — религиозно-военный конфликт на территории современных Нигерии и Камеруна . Война началась, когда Усман дан Фодио , выдающийся исламский ученый и учитель, был изгнан из Гобира королем Юнфой , одним из его бывших учеников. [ 1 ]
Усман дан Фодио собрал исламскую армию, чтобы возглавить джихад против Гобира и других королевств хауса на севере Нигерии. Войска Усмана дан Фодио постепенно захватывали все больше и больше королевств хауса, захватив Гобир в 1808 году и казнив Юнфу. Результатом войны стало создание Халифата Сокото , первоначально возглавляемого самим Усманом дан Фодио, который стал одним из крупнейших государств Африки в XIX веке. Его успех вдохновил подобные джихады в Западной Африке.
Фон
[ редактировать ]К середине 18 века древняя империя Канем-Борну теряла власть. имели широкомасштабную иммиграцию Скотоводы- фулани , что привело к конкуренции за ресурсы с более оседлыми общинами хауса, несмотря на их общую религию. Несколько королевств хауса, ранее находившихся в подчинении у Канем-Борну, стали независимыми и воевали друг с другом. Правители ввели жесткие системы призыва и налогообложения, в то время как война вызывала социальные потрясения, экономические трудности и порабощение военнопленных. Общины фулани чувствовали себя особенно жертвами налогообложения и земельного контроля правителей хауса. Двумя выдающимися королевствами хауса, занимавшими центральное место в джихаде, были Гобир, где родители Усмана дан Фодио поселились в его детстве и где он жил до 1804 года, и Замфара . [ 1 ] [ 2 ]
Подготовьтесь к войне
[ редактировать ]Усман дан Фодио , родившийся в 1754 году, присоединился к растущему числу путешествующих исламских ученых по королевствам хауса в 1770-х годах и стал довольно популярным в 1790-х годах. [ 1 ] Большая часть его проповедей была сосредоточена на обязанностях мусульманских правителей продвигать ислам и править этично и щедро, позволяя своим подданным жить как хорошие мусульмане, одновременно критикуя коррупцию, лицемерие, притеснение собратьев-мусульман и терпимость к верованиям и обычаям в конфликт с исламом. Первоначально проповедь дана Фодио получила поддержку руководства Гобира; однако по мере того, как его влияние увеличивалось и когда он начал выступать за вооружение своих последователей для самообороны, его благосклонность среди руководства уменьшилась. Король Гобира Нафата наложил ряд ограничений на проповедь последователей дана Фодио и самого Усмана. [ 1 ] В 1801 году Саркин Гобир Юнфа, бывший ученик дана Фодио, сменил Нафату на посту короля и усилил ограничения для дана Фодио, сослав его из Гобира в деревню Дегель . Кризис разразился позже, в 1803 году, когда Юнфа напал и захватил многих последователей группы, связанной с даном Фодио. Затем Юнфа провел пленников через Дегель, что привело в ярость многих последователей дана Фодио, которые напали на армию и освободили пленников.
Юнфа предоставил дану Фодио возможность изгнания перед уничтожением Дегеля, но Усман отказался покинуть своих последователей, вместо этого возглавив крупномасштабную хиджру общины в Гуду . С даном Фодио по всему штату шло так много людей, что 21 февраля 1804 года Юнфа объявил войну дану Фодио и пригрозил наказанием любому, кто присоединится к нему. [ 1 ] Последователи дана Фодио объявили его Амиром аль-Муминином, «Повелителем правоверных», и отказались от верности Гобиру. [ 1 ]
Битвы
[ редактировать ]Встрече сил в битве при Цунтуа предшествовало несколько мелких стычек . Хотя Юнфа одержал победу и Фодио потерял людей, битва не уменьшила его силы. В ответ он захватил деревню Матанкари , что привело к битве при Табкин Кватто , крупному сражению между Юнфой и силами Дэна Фодио. Армии Гобиравы и Дэна Фодио были этнически смешанными. У Гобиравы было несколько туарегов и фулани из клана Суллубава, в то время как у мусульман были хауса, фулани и несколько ивеллеммедских туарегов. Туареги мусульманской армии состояли из мусульман Агали и Адаг и, возможно, сыновей эмира Адага . [ 3 ] Несмотря на численное превосходство, войска дана Фодио смогли помешать Юнфе наступить на Гуну и таким образом убедить большее количество людей присоединиться к его силам. [ 1 ]
В 1805 году силы дана Фодио, джихадисты , захватили королевство хауса Кебби. В 1807 году джихадисты захватили Кацину , правитель которой Магаджин Халиду покончил жизнь самоубийством после поражения. [ 4 ] Затем они захватили султанат Кано, король которого ( Мухаммад Алвали II ) был вынужден бежать в Заззау , затем в деревню Бурум-Бурум , где он вскоре был убит в бою. [ 5 ] В 1808 году джихадисты напали на Гобир, убив Юнфа в битве при Алкалаве . [ 1 ] и разрушение значительной части города. [ 6 ] Кроме того, в том же году Абдуллахи дан Фодио возглавил эмират Кебби . [ 7 ]
Захватив Гобир, джихадисты увидели, что они являются частью более широкой региональной борьбы. Они продолжили сражения против нескольких королевств хауса, и в течение следующих двух лет халифат Сокото расширился. Последним крупным расширением джихадистов стало свержение династии Сайфава в 1846 году. [ 1 ]
Основание халифата Сокото.
[ редактировать ]Мухаммед Белло , сын Усмана дан Фодио, превратил полупостоянный лагерь Сокото в город в 1809 году, во время войны Фулани. [ 8 ] Дэн Фодио правил из Сокото как религиозный лидер государств джихада Фулани с этого момента до 1815 года, когда он ушел с административных обязанностей. [ 1 ] Халифат назначал различных эмиров для управления различными государствами империи. Эти люди часто были ветеранами войн Фулани. [ 2 ] Белло сменил Усмана дан Фодио на посту правителя Сокото и в 1817 году принял титул султана , должность, которая существует до сих пор, хотя и лишена большей части своей власти британским колониальным правительством Нигерии в 1903 году.
Наследие
[ редактировать ]Успех джихада вдохновил ряд более поздних западноафриканских джихадистов, в том числе империи Массина основателя Секу Амаду , империи Тукулер основателя Омара Саиду Талла , империи Васулу основателя Самори , эмирата Адамава основателя Модибо Адама и эмирата Забарма основателя Бабату (военачальник) . [ нужна ссылка ]
Халифат Сокото существует и по сей день. После британского завоевания Халифата в 1903 году, а затем и обретения Нигерией независимости под конституционным правительством в 1960 году политическая власть Халифата уменьшилась. Но эта должность по-прежнему имеет значительный духовный авторитет. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хамза Мухаммад Майшану; Иса Мухаммад Майшану (1999). «Джихад и формирование халифата Сокото» (PDF) . Исламские исследования . 38 (1): 119–131. JSTOR 20837029 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чейф, Кабиру Сулейман (1994). «Вызовы гегемонии халифата Сокото: предварительное исследование». Пайдеума . 40 : 99–109.
- ^ Последний, Мюррей (1967). Халифат Сокото (нигерийское изд.). Абуджа, Нигерия: Книги Premium Times (опубликовано в 2020 г.). п. 27. ISBN 978-0-9995584-7-8 .
- ^ Форд, Дэрилл; Каберри, премьер-министр (10 октября 2018 г.). Западноафриканские королевства в девятнадцатом веке . Рутледж. ISBN 978-0-429-95851-9 .
- ^ Смит, Миннесота (13 декабря 2021 г.). Правительство в Кано, 1350-1950 гг . Рутледж. ISBN 978-0-429-72118-2 .
- ^ МакГарви, Кэтлин (2009). Мусульманские и христианские женщины в диалоге: пример Северной Нигерии . Питер Лэнг. ISBN 978-3-03911-417-7 .
- ^ Коллинз, Роберт О. (1990). История Западной Африки . М. Винер Паб. ISBN 978-1-55876-015-8 .
- ^ Бойд, Джин (1986). Махди Адаму (ред.). Скотоводы западноафриканской саванны . Манчестер, Великобритания: Международный африканский институт.