Восстание Абд аль-Салама
Восстание Абд аль-Салама | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
| |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Восстание Абд аль-Салама ( хауса : Tāwāyēn Abd al-Salam ) было восстанием против Халифата Сокото , вызванным предполагаемой предвзятостью против Хаусавы . Восстание возглавил Маллам Абд аль-Салам , учёный хауса, который был одним из лидеров революции Сокото , приведшей к созданию халифата. Со временем он разочаровался в полученных им наградах по сравнению с другими лидерами, многие из которых были этническими фульбе . [ 1 ] : 221 [ 2 ] : 65–70
Это восстание набрало силу во время правления султана Мухаммада Белло , второго султана халифата Сокото , но его корни уходят еще до смерти Усмана дан Фодио , основателя и духовного лидера халифата. Недовольство Абд аль-Салама предполагаемым преференциальным отношением к лидерам фульбе и его чувство недостаточного вознаграждения побудили его возглавить восстание против власти Халифата. [ 1 ] : 221
Восстание Абд аль-Салама нашло поддержку прежде всего среди народа хауса , который разделял его недовольство несправедливым обращением в халифате Сокото . Многие из его последователей и товарищей-повстанцев принадлежали к этнической группе хауса, и они тоже чувствовали себя маргинализированными и обездоленными в администрации халифата. Кроме того, в ряды повстанцев хауса входили люди, которые ранее составляли аристократию королевств хауса до создания халифата Сокото. Покинув свои земли, чтобы избежать власти халифата, эти повстанцы присоединились к восстанию Абд аль-Салама, стремясь бросить вызов господству лидеров фульбе и восстановить свою автономию. Восстание Абд аль-Салама и его товарищей-повстанцев хауса представляло собой серьезный вызов власти Халифата Сокото, поскольку они стремились устранить предполагаемое неравенство и вернуть свои политические права внутри королевства. [ 1 ] [ 2 ] : 65–70
Фон
[ редактировать ]До революции Сокото
[ редактировать ]В начале 19 века по Хаусаленду прокатилась знаменательная революция , которую возглавил Шеху Усман дан Фодио , весьма уважаемый ученый фулани . Эта революция джихад, началась в хаусаском королевстве Гобир . , или Напряженность между последователями Усмана дан Фодио и аристократией Гобира в конечном итоге переросла в военные действия. Эти конфликты продолжались во время правления трех королей Гобира, пока в конечном итоге не переросли в полномасштабную войну во время правления короля Юнфы . Революция была направлена на проведение религиозных и социальных реформ и оказала глубокое влияние на политический и культурный ландшафт Хаусаленда. [ 1 ] [ 2 ] : 3–40
Абд аль-Салам ибн Ибрагим , выдающийся ученик хауса Шеху Усмана дан Фодио, приобрел значительное количество собственных последователей. В 1790-х годах он разбил лагерь возле дома Шеху в Дегеле и учился у него. Он назвал этот лагерь «Дар ас-Салам» («Дом мира») и в дальнейшем изменил свое имя с Михаила на Абд ас-Салам («Раб мира»). [ 3 ] : 29
Однако в 1797 году он столкнулся с трудностями с Нафатой , предшественником короля Юнфы. Эти проблемы заставили Абд аль-Салама бежать из Гобира и искать убежища в соседнем королевстве Кебби , поселившись в городе Гимбана. [ 3 ] : 29 Вскоре после смерти Нафаты Юнфа взошел на трон и потребовал, чтобы Абд аль-Салам вернулся в Гобир, чтобы предстать перед судом. В ответ Абд аль-Салам демонстративно отказался от приказа Юнфы. Пытаясь обеспечить соблюдение своего приказа, Юнфа затем приказал Шеху Усману дан Фодио вернуть своего ученика для наказания. Однако Шеху Усман отказался выполнить просьбу Юнфы. [ 1 ] : 285 [ 4 ] : 71
В 1804 году Юнфа отправил экспедицию в Гимбану, чтобы задержать Абд аль-Салама. Армия Гобира совершила набег на город, грабя его и взяв пленных. Однако Абд аль-Саламу удалось благополучно бежать, найдя убежище в близлежащей крепости Фулани . Затем солдаты Гобиравы подошли к крепости, требуя сдачи Абд аль-Салама, но защитники Фулани отказались подчиниться. Не сумев захватить Абд аль-Салама, солдаты Гобиравы вернулись на свою базу в Алкалаве , столице Гобира. На обратном пути они встретили последователей Шеху Усмана, которые требовали освобождения пленных, захваченных во время рейда на Гимбану. Гобирава освободил пленников, к большому гневу Юнфы, когда он услышал эту новость. Шеху тоже не знал об этом событии и опасался, что такие действия могут привести к эскалации конфликта с Юнфа. [ 1 ] : 285–286 [ 4 ] : 71
Действительно, в ответ на эскалацию напряженности и конфронтации король Юнфа приказал Шеху Усману покинуть Гобир вместе со своей семьей. Однако Усман не хотел уходить без своей общины и последователей, собравшихся вокруг него. Отказавшись подчиниться приказу короля, Шеху Усман и его община решили отправиться в хиджру за пределы королевства. Это ознаменовало поворотный момент, положивший начало революции Сокото . [ 1 ] : 286 [ 2 ]
Под халифатом Сокото
[ редактировать ]После хиджры Шеху Усман дан Фодио был широко признан Амиром аль-муминином мусульманской общиной, присоединившейся к нему из разных частей Хаусаленда , включая Абд аль-Салама. Руководство Усмана получило широкую поддержку, и он стал центральной фигурой, вокруг которой сплотилось движение. Усман раздал флаги нескольким мусульманским ученым, преимущественно выходцам из племени фулани . Этим ученым было поручено возглавить кампании джихада в различных регионах с целью расширения влияния халифата . К 1809 году халифат Сокото добился значительных успехов, о чем свидетельствуют падение Алкалавы и поражение короля Юнфы . К этому моменту халифат охватывал весь регион Хаусаленд, распространялся на части Борну и Фомбины ( Адамава ) и даже расширялся к югу от Хаусаленда, проявляя свою власть и влияние на обширной территории. [ 2 ] : 22–40
После создания Халифата Сокото Шеху Усман дан Фодио разделил обширную территорию на два административных района. Западную часть он поручил своему брату Абдуллахи , а восточная часть находилась под контролем его сына Мухаммада Белло . Кроме того, Шеху Усман назначил Абд аль-Салама курировать семь округов в пределах части халифата, принадлежащей Абдуллахи , крупнейшим из которых является Сабиэль (на территории современного Алиеро, штат Кебби ). Однако Абд аль-Салам чувствовал, что заслуживает большего признания и авторитета из-за своей значительной приверженности джихаду. Чувствуя недовольство, он решил расширить свое влияние силой, стремясь получить больше земель и власти военным путем. Когда Абдуллахи узнал о намерениях Абд аль-Салама, он предупредил его прекратить свои действия, но Абд аль-Салам проигнорировал предупреждение и продолжил реализацию своих планов. [ 2 ] : 68 [ 4 ] : 107–108
Пытаясь исправить ситуацию и предотвратить возможное восстание, Шеху Усман попросил Абд аль-Салама навестить его. Сначала Абд аль-Салам отказался, но в конце концов подчинился призыву Шеху. После их встречи Шеху Усман приказал Абд ас-Саламу переехать в Сокото , столицу халифата, и поставил его под бдительный надзор Мухаммеда Белло. Чтобы разместить Абд аль-Салама, Шеху Усман позволил ему построить город-крепость Кваре , предоставив ему место жительства и некоторую степень власти. Позже Абд аль-Саламу разрешили построить крепость вокруг города. Население Кваре быстро росло и располагало обильными сельскохозяйственными угодьями. [ 1 ] : 287 [ 2 ]
Правление султана Белло
[ редактировать ]После смерти Шеху Усмана дан Фодио в 1817 году и вознесения на престол его сына Мухаммада Белло Абд аль-Салам в ответ лишь выразил соболезнования и не последовал традиции посещения Сокото , чтобы засвидетельствовать свое почтение. Кроме того, Абд аль-Салам отказался присягнуть на верность султану Белло, заявив о своем суверенитете над собой. В ответ султан Белло отправил Абд аль-Саламу письмо, в котором приказал ему приехать в Сокото и принести присягу на верность. Абд аль-Салам выполнил приказ и отправился в Сокото. В Сокото после пятничной молитвы Абд аль-Салам обратился к общине Сокото, призвав их в качестве свидетелей. Во время этого публичного собрания он присягнул на верность султану Белло. В знак признания этого поступка султан Белло пообещал «не пренебрегать своим правом» и «выделит ему достаточную долю», когда он «найдет возможность». [ 1 ] : 287 [ 2 ] : 68
Население Кваре продолжало расти, и многие обиженные хаусава и зимми из халифата искали там убежища. Тем временем султан Белло столкнулся с трудностями при подавлении различных восстаний, возникших после смерти Шеху Усмана дан Фодио . Число разочарованных людей росло, и Абд аль-Салам приглашал их, поощряя их присутствие в Кваре. Кроме того, он установил отношения с соседними врагами Сокото и способствовал торговым соглашениям с ними. [ 1 ]
Когда некоторые зимми бежали из Сокото в близлежащие земли и были отправлены обратно, они прошли мимо Кваре. разыскивал его Абд аль-Салам приказал освободить их силой, как и в предыдущем случае, когда Гобирава во время рейда на Гимбану. Известие об этом дошло до султана Белло в Сокото, который сразу же написал Абд аль-Саламу, требуя объяснений по поводу освобождения пленников. Абд аль-Салам ответил письмом, в котором объяснил, что он приказал их освободить, поскольку считает, что их арест был несправедливым. Султан Белло ответил собственным письмом, признав, что распространение несправедливости и коррупции в то время было очевидным. Однако он подчеркнул необходимость надлежащего расследования и сбора доказательств перед вынесением решения, заявив, что отсутствие несправедливости должно быть доказано. Кроме того, султан Белло обратился к ученым Малики по поводу постановления, касающегося зимми, бегущих в Дар аль-Харб . Согласно иджме (согласию исламского сообщества), если зимми бежит, не столкнувшись с какой-либо несправедливостью, он считается харби (жителем дар аль-харба или «дома войны»). С другой стороны, если они бегут из-за несправедливости, то их оставляют в покое, а не «порабощают по общепринятому мнению, как [написано] в Коран ». [ 1 ]
Отношения Абд аль-Салама с султаном Белло продолжали ухудшаться, и в конце концов он отправил Белло два длинных письма, в которых выразил свое недовольство. В первом письме Абд аль-Салам подробно цитировал Коран , хадисы и учения различных исламских ученых, подчеркивая важность обеспечения безопасности и справедливости для всех мусульман. Он процитировал высказывание Мухаммеда о том, что «если два мусульманина встретятся (и сразятся) на мечах, [и] убийца, и убитый [падут] в ад ». Когда Мухаммеда спросили, почему убитый был наказан, он ответил: «Он очень хотел убить его (убийцу)» (аналогично хадису, найденному в томе 1, книге 2, номере 30 « Сахих аль-Бухари» ). [ 5 ] Абд аль-Салам использовал эти ссылки для защиты мира и ненасилия, а также назвал сообщество Белло несправедливым и коррумпированным. По этим причинам он не собирался иметь с ними отношения. Затем он выразил свое стремление к независимости мирными средствами, не стремясь к конфронтации или вооруженному конфликту. [ 1 ]
Во второе письмо Абд аль-Салам включил иллюстрацию и обозначил шесть ее сторон. [ 3 ] : 31–33
- Первая этикетка , помещенная в середине иллюстрации, описывала землю следующим образом: «Это описание земли Аллаха, Кому принадлежат могущество и величие, которую Аллах, Кому принадлежит могущество и величие, дал по Своей милости. – Да будет Он возвышен – мусульманам в целом на востоке, западе, юге и севере Мы восхваляем и благодарим Того, Кому принадлежат могущество и величие за это». [ 1 ] : 295
- Вторая этикетка находилась над первой, и он описывает ее так: «Что касается восточного региона, то он принадлежит Мухаммаду Белло, сыну повелителя правоверных Усмана». [ 1 ] : 295
- Третья надпись находилась под первой, которую он описывает так: «Что касается западного региона, то он принадлежит Абдаллаху бин Фуди, родному брату Повелителя правоверных (Усмана). Это то, на что я намекнул. точно так же, как сказал восхвалитель: «Я частично [её] намекнул на необходимость»». [ 1 ] : 295
- Четвертая этикетка находилась справа от первой, которую он описывает так: «Что касается южного региона, то он принадлежит двум сыновьям повелителя правоверных (Усмана), Атику и Бухари». [ 1 ] : 295
- Пятая этикетка находилась слева от первой, которую он описывает так: «Что касается северного региона, то он принадлежит Али ибн Джайду , зятю Повелителя правоверных (Усмана), и Мухаммадана, сын господина ( Джибриля ибн Умара ) Повелителя правоверных (Усмана)». [ 1 ] : 295
- Наконец, шестой ярлык находился между вторым и пятым, и он описывает его так: «А где моя область, я, Абд аль-Салам? Это то, чем я обладал во времена неверия (до революции Сокото). ), которым я все еще владею во времена Ислама; это не что иное, как место для проживания и место для некоторых садов (сельскохозяйственных угодий). Любое ограничение лучше этого – да будет хвала Аллаху, Которому принадлежат могущество и величие, а именно: [ограничение] в отношении земли. Такова судьба времени. Воистину, мы принадлежим Аллаху и возвращаемся к Нему. Хвала Аллаху, Господу миров». [ 1 ] : 295
Получив два письма, доставленные кади и муэдзином Абд аль-Салама , султан Мухаммад Белло зачитал их вслух своей общине и совету. Затем он составил вдумчивый и подробный ответ, рассмотрев каждый из вопросов, поднятых Абд аль-Саламом. В своем ответе Белло процитировал аяты Корана , хадисы и мнения ученых Малики , чтобы опровергнуть обвинения Абд аль-Салама, особенно те, которые связаны с коррупцией внутри халифата . Более того, султан Белло дал Абд аль-Саламу предостерегающий совет относительно его отношений с зимми . Затем он закончил письмо словами:
Что касается вашего заявления о том, что мы пренебрегаем вашей долей в виде земли, то знайте, что ваша ценность не была скрыта от нас, и что мы не были в неведении о ваших претензиях на большее, чем вы упомянули. Однако способность является условием суждений и свободного распоряжения. Поэтому мы, если пожелает Аллах, предоставим вам обильную долю. [ 1 ]
Затем, как сообщается, письмо дошло до Абд аль-Салама, но он так и не ответил, но, как сообщается, он сказал: «Кто передает нам [земли]? Сегодня земля в наших руках». Несмотря на предупреждения султана Белло, Абд ас-Салам продолжал укреплять свои отношения с врагами Белло, а также с эмиром Конни , находившимся под властью Али Джедо , управлявшего северной частью халифата . Были признаки того, что Абд аль-Салам планировал восстание и вовлек в свои планы эмира. Узнав о таком развитии событий, султан Белло предпринял решительные действия и приказал эмиру Конни прибыть в Сокото . Однако эмир отказался подчиниться приказу Белло и вместо этого решил отправиться к Абд аль-Саламу. Затем брат эмира посетил Сокото, чтобы встретиться с Белло, и был признан новым эмиром Конни после того, как принял ислам. [ 2 ] : 68 В ответ на обострение ситуации султан Белло написал Абд аль-Саламу еще одно письмо, в котором предостерег его от укрывательства врагов Сокото и что, если он хочет восстать, он должен дать это понять, чтобы они могли «сделать все необходимое для этого». Затем Белло далее подчеркнул, что предпочитает гармонию и согласие между ними. Тогда Абд аль-Салам ответил:
От нас Вам привет и мир.
Итак, [есть] стихотворение [следующее]:
«Мы не ищем людей и не требуем от них всего. И никакого звания мы не желали.
Если симпатизирующий [нам] человек сочувствует нам, мы не прогоняем его и не ищем помощи у кого-либо, чтобы добиться господства.
Рассуждения и размышления о творении находятся в мудрости Аллаха. Воистину, чудеса принадлежат повелению моего Господа.
Моя хвала прежде всего принадлежит Аллаху за то, что я проповедовал в Его Книгах».
Тогда, о братья наши, знайте, что мы предпочитаем согласие и согласие и не выбираем разногласий и разногласий, кроме как с тем, кто противоречит Истине, кем бы он ни был. Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха, Всевышнего, Величайшего. [ 1 ]
Получив первоначальное письмо султана Белло, Абд аль-Салам зачитал его вслух перед своей общиной, используя возможность обратиться к ним и поделиться своими мыслями. Он упомянул, что в письме содержалось требование от «Такого-то прислал мне [послание с приказом], чтобы я отправил ему всех тех, кто здесь, потому что они его рабы, и власть над ними принадлежит ему. Что делать?» ты думаешь? Я думаю, что я не пошлю их [к нему]. Воистину, я подобен им». Этот поступок еще больше укрепил связь между Абд аль-Саламом и членами его общины и усилил их недовольство султаном Белло и правительством Сокото. [ 1 ]
Восстание
[ редактировать ]На фоне эскалации конфликта между Абд аль-Саламом и султаном Белло до Белло в Сокото дошли многочисленные жалобы на рейды на сельскохозяйственные угодья, кражи, избиения и травмы, причиненные людьми Абд аль-Салама. Ситуация еще больше усугубилась, когда силы Абд аль-Салама, к которым присоединился бывший эмир из Конни людей , провели рейды и разграбили несколько деревень и городов Фулани . В ответ на эти события султан Белло получил сведения о том, что Абд аль-Салам официально объявил тавайе ( восстание или восстание в хаусе ) и разослал сообщения различным врагам Сокото . Сражения и стычки вспыхивали в разных районах Сокото, поскольку обе стороны отправляли рейдовые отряды в города и плантации. [ 1 ]
Султан Белло, стремясь найти решение конфликта, составил три письма. В первом письме Абд аль-Саламу Белло предложил мирное соглашение, предполагая, что, если Абд аль-Салам примет его, он сможет выбрать любую землю в Замфаре , вдали от Сокото, и жить мирно с минимальным вмешательством. Однако Белло предупредил, что, если мирное предложение будет отклонено, он должен знать, что «грех тех, кто с вами и тех, кто с нами, в том, что происходит, лежит на вас». [ 1 ]
Во втором письме, адресованном сыну Абд аль-Салама, повторялось мирное предложение и подчеркивалось, что конфликт был не с ним и не с его семьей. Белло выразил нежелание причинять вред тем, кого он не хотел убивать или захватывать. Он завершил письмо словами: «Я сообщаю тебе, о Бухари, что я видел воздаяние твоего отца мне, и он увидит – если пожелает Аллах – возмездие Аллаха – возвышен Он – в том месте, где он идет по дозволение Аллаха, да будет Он возвышен. Это результат того, что мы думаем о мире». [ 1 ]
В последнем письме, адресованном общине Абд аль-Салама, Белло пояснил, что его намерения не заключались в том, чтобы причинить им вред. Он предупредил, что, если Абд аль-Салам не уедет из окрестностей Сокото, армия Белло вторгнется, и посоветовал им эмигрировать вместе со своими семьями. Однако Белло заверил их, что в случае переезда Абд аль-Салама он не будет вмешиваться в его деятельность. Затем он закончил письмо словами: «Мы уже распространили шпионов и отправили [сообщения] войскам во всех регионах. Это наше государство. Мир». [ 1 ]
Несмотря на усилия по достижению урегулирования, Абд аль-Салам не ответил на письма, и ситуация оставалась напряженной и неразрешенной. Конфликт продолжал обостряться, при этом обе стороны оставались непоколебимыми в своих позициях, создавая почву для дальнейших боевых действий и конфронтации в регионе. [ 1 ]
Коэффициент запыленности
[ редактировать ]Несмотря на попытки эмира Аира и влиятельных ученых посоветовать Абд аль-Саламу прекратить боевые действия, он оставался стойким в своем отказе. Султан Белло в ответ послал армию в Кваре , чтобы противостоять силам Абд аль-Салама, но они потерпели поражение. Однако последующая стратегия Белло по отправке эффективных рейдовых групп в ноябре 1817 года начала сказываться на большой армии Абд аль-Салама. По мере того как рейды продолжались, Абд аль-Салам стал осторожным и воздерживался от каких-либо контррейдов, опасаясь потенциальной ловушки. Увидев возможность примирения, ведущие деятели общины Абд аль-Салама обратились к султану Белло с намерением добиться мирного урегулирования. Однако Белло отклонил их предложение, заявив, что его желание было исключительно примирением. [ 1 ] [ 2 ] : 68–69
10 декабря 1817 года набеги Белло полностью прекратились, а 29 декабря последовала крупномасштабная засада. Несмотря на прибытие подкрепления для поддержки сил Абд аль-Салама, армия Белло выстояла, и в конце концов подкрепление из Аира поддержало его армию. Собравшись с силами, они начали атаку на Кваре 5 января 1818 года. Несмотря на превосходящие силы, армия Белло одержала быструю и громкую победу над силами Абд аль-Салама, быстро захватив город. Он описал победу как достижение «быстрее, чем отстегивание веревки, сковывающей ноги верблюда». [ 1 ] [ 2 ] : 68–69
Получив известие о победе, султан Белло, не теряя времени, быстро отправился в форт, прибыв туда как раз на закате. Когда оставшиеся бойцы побежденных сил повстанцев узнали о приближении Белло, они запаниковали и бежали, причем многие направились в сторону района Бакура в Замфаре . Однако их побег был недолгим, так как в конечном итоге они были окружены и либо убиты, либо взяты в плен силами Белло. Среди тех, кто пытался бежать, был Абд аль-Салам, но, несмотря на его попытки избежать плена, он получил смертельное ранение от стрелы в окрестностях Бакуры. [ 1 ] Позже он скончался от полученных травм, а его труп был съеден гиенами . После этих событий появился ряд насмешек и высказываний хауса , призванных высмеивать и высмеивать неудавшееся восстание Абд аль-Салама. Эти фразы сохранились с течением времени и остаются популярными сегодня. [ 2 ] : 68–69 Например:
разносилась пыль; |
[вы сказали] деление произвела гиена; |
В первом предложении говорится о «доле гиены», которую, по словам Абд аль-Салама, получила семья Шеху Усмана при разделе территории после революции Сокото . [ 2 ] : 69 В 1821 году Абдуллахи, сын Фодио , Саркин из Гванду, назначил Бухари, сына Абд аль-Салама, Саркином Кебби из Джеги . [ 6 ] : 95
Сард аль-Калам
[ редактировать ]Султан Мухаммад Белло , известный своими сочинениями и историческими отчетами, написал книгу «Сард аль-калам фи ма джара байн-на ва-байн Абд аль-Салам» , вероятно, в начале 1818 года. [ 7 ] : 137–138 В этой работе Белло дает исчерпывающий отчет о восстании. Повествование начинается с подробного описания биографии Абд аль-Салама и обстоятельств, приведших к вспышке восстания. Сюда также входят письма Абд аль-Салама, которые «крайне критиковали тенденции в Сокото». Сегодня эта рукопись служит основным источником информации об этом восстании и об Абд аль-Саламе. [ 1 ] [ 2 ] : xxxii [ 6 ] : 95
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Кария, Кота (2018). «Восстание в раннем халифате Сокото: Сард аль-калам Мухаммеда Белло» . Журнал азиатских и африканских исследований (95): 221–303.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. [Нью-Йорк] Гуманитарная пресса.
- ^ Jump up to: а б с Зенле, Стефани (2018). « Где мой регион?» Географическое представление и текстовость в Сокото» . Исламская Африка . 9 (1): 10–33. ISSN 2333-262X .
- ^ Jump up to: а б с Хискетт, М. (1973). Меч истины; жизнь и времена Шеху Усумана и Фодио Интернет-архив. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-501648-2 .
- ^ «Сахих Бухари: Книга «Вера» » . www.sahih-bukhari.com . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бунза, Мухтар Умар (2013). «Применение исламского права и наследие надлежащего управления в халифате Сокото, Нигерия (1804-1903): уроки для современного периода» . Электронный журнал исламского и ближневосточного права (EJIMEL) . 1 (4): 84–101. дои : 10.5167/уж-85882 . ISSN 1664-5707 .
- ^ Джон О. Ханвик, Разак Абубакре (1995). Арабская литература Африки: сочинения Центральной Суданской Африки. Том. 2 .
См. также
[ редактировать ]- Полный перевод и рукописи Сард аль-Калама