Jump to content

Восстание Абд аль-Салама

Восстание Абд аль-Салама
Дата Сентябрь 1817 г. - январь 1818 г.
Расположение
Экспертиза
(сейчас в штате Сокото , Нигерия )
13 ° 12'54,6 "N 5 ° 15'58,4" E  /  13,215167 ° N 5,266222 ° E  / 13,215167; 5,266222
Результат Сокото победа
Воюющие стороны

 Сокото Халифат

  • Гобира
  • Эксклюзивность
  • Замфара
  • Другие хауса и туарегов . группы
    Командиры и лидеры
    Восстание Абд аль-Салама находится в Нигерии.
    Восстание Абд аль-Салама
    Расположение в Нигерии

    Восстание Абд аль-Салама ( хауса : Tāwāyēn Abd al-Salam ) было восстанием против Халифата Сокото , вызванным предполагаемой предвзятостью против Хаусавы . Восстание возглавил Маллам Абд аль-Салам , учёный хауса, который был одним из лидеров революции Сокото , приведшей к созданию халифата. Со временем он разочаровался в полученных им наградах по сравнению с другими лидерами, многие из которых были этническими фульбе . [ 1 ] : 221  [ 2 ] : 65–70 

    Это восстание набрало силу во время правления султана Мухаммада Белло , второго султана халифата Сокото , но его корни уходят еще до смерти Усмана дан Фодио , основателя и духовного лидера халифата. Недовольство Абд аль-Салама предполагаемым преференциальным отношением к лидерам фульбе и его чувство недостаточного вознаграждения побудили его возглавить восстание против власти Халифата. [ 1 ] : 221 

    Восстание Абд аль-Салама нашло поддержку прежде всего среди народа хауса , который разделял его недовольство несправедливым обращением в халифате Сокото . Многие из его последователей и товарищей-повстанцев принадлежали к этнической группе хауса, и они тоже чувствовали себя маргинализированными и обездоленными в администрации халифата. Кроме того, в ряды повстанцев хауса входили люди, которые ранее составляли аристократию королевств хауса до создания халифата Сокото. Покинув свои земли, чтобы избежать власти халифата, эти повстанцы присоединились к восстанию Абд аль-Салама, стремясь бросить вызов господству лидеров фульбе и восстановить свою автономию. Восстание Абд аль-Салама и его товарищей-повстанцев хауса представляло собой серьезный вызов власти Халифата Сокото, поскольку они стремились устранить предполагаемое неравенство и вернуть свои политические права внутри королевства. [ 1 ] [ 2 ] : 65–70 

    До революции Сокото

    [ редактировать ]

    В начале 19 века по Хаусаленду прокатилась знаменательная революция , которую возглавил Шеху Усман дан Фодио , весьма уважаемый ученый фулани . Эта революция джихад, началась в хаусаском королевстве Гобир . , или Напряженность между последователями Усмана дан Фодио и аристократией Гобира в конечном итоге переросла в военные действия. Эти конфликты продолжались во время правления трех королей Гобира, пока в конечном итоге не переросли в полномасштабную войну во время правления короля Юнфы . Революция была направлена ​​на проведение религиозных и социальных реформ и оказала глубокое влияние на политический и культурный ландшафт Хаусаленда. [ 1 ] [ 2 ] : 3–40 

    Абд аль-Салам ибн Ибрагим , выдающийся ученик хауса Шеху Усмана дан Фодио, приобрел значительное количество собственных последователей. В 1790-х годах он разбил лагерь возле дома Шеху в Дегеле и учился у него. Он назвал этот лагерь «Дар ас-Салам» («Дом мира») и в дальнейшем изменил свое имя с Михаила на Абд ас-Салам («Раб мира»). [ 3 ] : 29 

    Однако в 1797 году он столкнулся с трудностями с Нафатой , предшественником короля Юнфы. Эти проблемы заставили Абд аль-Салама бежать из Гобира и искать убежища в соседнем королевстве Кебби , поселившись в городе Гимбана. [ 3 ] : 29  Вскоре после смерти Нафаты Юнфа взошел на трон и потребовал, чтобы Абд аль-Салам вернулся в Гобир, чтобы предстать перед судом. В ответ Абд аль-Салам демонстративно отказался от приказа Юнфы. Пытаясь обеспечить соблюдение своего приказа, Юнфа затем приказал Шеху Усману дан Фодио вернуть своего ученика для наказания. Однако Шеху Усман отказался выполнить просьбу Юнфы. [ 1 ] : 285  [ 4 ] : 71 

    В 1804 году Юнфа отправил экспедицию в Гимбану, чтобы задержать Абд аль-Салама. Армия Гобира совершила набег на город, грабя его и взяв пленных. Однако Абд аль-Саламу удалось благополучно бежать, найдя убежище в близлежащей крепости Фулани . Затем солдаты Гобиравы подошли к крепости, требуя сдачи Абд аль-Салама, но защитники Фулани отказались подчиниться. Не сумев захватить Абд аль-Салама, солдаты Гобиравы вернулись на свою базу в Алкалаве , столице Гобира. На обратном пути они встретили последователей Шеху Усмана, которые требовали освобождения пленных, захваченных во время рейда на Гимбану. Гобирава освободил пленников, к большому гневу Юнфы, когда он услышал эту новость. Шеху тоже не знал об этом событии и опасался, что такие действия могут привести к эскалации конфликта с Юнфа. [ 1 ] : 285–286  [ 4 ] : 71 

    Действительно, в ответ на эскалацию напряженности и конфронтации король Юнфа приказал Шеху Усману покинуть Гобир вместе со своей семьей. Однако Усман не хотел уходить без своей общины и последователей, собравшихся вокруг него. Отказавшись подчиниться приказу короля, Шеху Усман и его община решили отправиться в хиджру за пределы королевства. Это ознаменовало поворотный момент, положивший начало революции Сокото . [ 1 ] : 286  [ 2 ]

    Под халифатом Сокото

    [ редактировать ]
    Карта халифата Сокото с изображением Замфары, Гобира и Кебби

    После хиджры Шеху Усман дан Фодио был широко признан Амиром аль-муминином мусульманской общиной, присоединившейся к нему из разных частей Хаусаленда , включая Абд аль-Салама. Руководство Усмана получило широкую поддержку, и он стал центральной фигурой, вокруг которой сплотилось движение. Усман раздал флаги нескольким мусульманским ученым, преимущественно выходцам из племени фулани . Этим ученым было поручено возглавить кампании джихада в различных регионах с целью расширения влияния халифата . К 1809 году халифат Сокото добился значительных успехов, о чем свидетельствуют падение Алкалавы и поражение короля Юнфы . К этому моменту халифат охватывал весь регион Хаусаленд, распространялся на части Борну и Фомбины ( Адамава ) и даже расширялся к югу от Хаусаленда, проявляя свою власть и влияние на обширной территории. [ 2 ] : 22–40 

    После создания Халифата Сокото Шеху Усман дан Фодио разделил обширную территорию на два административных района. Западную часть он поручил своему брату Абдуллахи , а восточная часть находилась под контролем его сына Мухаммада Белло . Кроме того, Шеху Усман назначил Абд аль-Салама курировать семь округов в пределах части халифата, принадлежащей Абдуллахи , крупнейшим из которых является Сабиэль (на территории современного Алиеро, штат Кебби ). Однако Абд аль-Салам чувствовал, что заслуживает большего признания и авторитета из-за своей значительной приверженности джихаду. Чувствуя недовольство, он решил расширить свое влияние силой, стремясь получить больше земель и власти военным путем. Когда Абдуллахи узнал о намерениях Абд аль-Салама, он предупредил его прекратить свои действия, но Абд аль-Салам проигнорировал предупреждение и продолжил реализацию своих планов. [ 2 ] : 68  [ 4 ] : 107–108 

    Пытаясь исправить ситуацию и предотвратить возможное восстание, Шеху Усман попросил Абд аль-Салама навестить его. Сначала Абд аль-Салам отказался, но в конце концов подчинился призыву Шеху. После их встречи Шеху Усман приказал Абд ас-Саламу переехать в Сокото , столицу халифата, и поставил его под бдительный надзор Мухаммеда Белло. Чтобы разместить Абд аль-Салама, Шеху Усман позволил ему построить город-крепость Кваре , предоставив ему место жительства и некоторую степень власти. Позже Абд аль-Саламу разрешили построить крепость вокруг города. Население Кваре быстро росло и располагало обильными сельскохозяйственными угодьями. [ 1 ] : 287  [ 2 ]

    Правление султана Белло

    [ редактировать ]

    После смерти Шеху Усмана дан Фодио в 1817 году и вознесения на престол его сына Мухаммада Белло Абд аль-Салам в ответ лишь выразил соболезнования и не последовал традиции посещения Сокото , чтобы засвидетельствовать свое почтение. Кроме того, Абд аль-Салам отказался присягнуть на верность султану Белло, заявив о своем суверенитете над собой. В ответ султан Белло отправил Абд аль-Саламу письмо, в котором приказал ему приехать в Сокото и принести присягу на верность. Абд аль-Салам выполнил приказ и отправился в Сокото. В Сокото после пятничной молитвы Абд аль-Салам обратился к общине Сокото, призвав их в качестве свидетелей. Во время этого публичного собрания он присягнул на верность султану Белло. В знак признания этого поступка султан Белло пообещал «не пренебрегать своим правом» и «выделит ему достаточную долю», когда он «найдет возможность». [ 1 ] : 287  [ 2 ] : 68 

    Население Кваре продолжало расти, и многие обиженные хаусава и зимми из халифата искали там убежища. Тем временем султан Белло столкнулся с трудностями при подавлении различных восстаний, возникших после смерти Шеху Усмана дан Фодио . Число разочарованных людей росло, и Абд аль-Салам приглашал их, поощряя их присутствие в Кваре. Кроме того, он установил отношения с соседними врагами Сокото и способствовал торговым соглашениям с ними. [ 1 ]

    Когда некоторые зимми бежали из Сокото в близлежащие земли и были отправлены обратно, они прошли мимо Кваре. разыскивал его Абд аль-Салам приказал освободить их силой, как и в предыдущем случае, когда Гобирава во время рейда на Гимбану. Известие об этом дошло до султана Белло в Сокото, который сразу же написал Абд аль-Саламу, требуя объяснений по поводу освобождения пленников. Абд аль-Салам ответил письмом, в котором объяснил, что он приказал их освободить, поскольку считает, что их арест был несправедливым. Султан Белло ответил собственным письмом, признав, что распространение несправедливости и коррупции в то время было очевидным. Однако он подчеркнул необходимость надлежащего расследования и сбора доказательств перед вынесением решения, заявив, что отсутствие несправедливости должно быть доказано. Кроме того, султан Белло обратился к ученым Малики по поводу постановления, касающегося зимми, бегущих в Дар аль-Харб . Согласно иджме (согласию исламского сообщества), если зимми бежит, не столкнувшись с какой-либо несправедливостью, он считается харби (жителем дар аль-харба или «дома войны»). С другой стороны, если они бегут из-за несправедливости, то их оставляют в покое, а не «порабощают по общепринятому мнению, как [написано] в Коран ». [ 1 ]

    Иллюстрация Абд аль-Салама включена в «Сард аль-Калам» Белло.

    Отношения Абд аль-Салама с султаном Белло продолжали ухудшаться, и в конце концов он отправил Белло два длинных письма, в которых выразил свое недовольство. В первом письме Абд аль-Салам подробно цитировал Коран , хадисы и учения различных исламских ученых, подчеркивая важность обеспечения безопасности и справедливости для всех мусульман. Он процитировал высказывание Мухаммеда о том, что «если два мусульманина встретятся (и сразятся) на мечах, [и] убийца, и убитый [падут] в ад ». Когда Мухаммеда спросили, почему убитый был наказан, он ответил: «Он очень хотел убить его (убийцу)» (аналогично хадису, найденному в томе 1, книге 2, номере 30 « Сахих аль-Бухари» ). [ 5 ] Абд аль-Салам использовал эти ссылки для защиты мира и ненасилия, а также назвал сообщество Белло несправедливым и коррумпированным. По этим причинам он не собирался иметь с ними отношения. Затем он выразил свое стремление к независимости мирными средствами, не стремясь к конфронтации или вооруженному конфликту. [ 1 ]

    Во второе письмо Абд аль-Салам включил иллюстрацию и обозначил шесть ее сторон. [ 3 ] : 31–33 

    • Первая этикетка , помещенная в середине иллюстрации, описывала землю следующим образом: «Это описание земли Аллаха, Кому принадлежат могущество и величие, которую Аллах, Кому принадлежит могущество и величие, дал по Своей милости. – Да будет Он возвышен – мусульманам в целом на востоке, западе, юге и севере Мы восхваляем и благодарим Того, Кому принадлежат могущество и величие за это». [ 1 ] : 295 
    • Вторая этикетка находилась над первой, и он описывает ее так: «Что касается восточного региона, то он принадлежит Мухаммаду Белло, сыну повелителя правоверных Усмана». [ 1 ] : 295 
    • Третья надпись находилась под первой, которую он описывает так: «Что касается западного региона, то он принадлежит Абдаллаху бин Фуди, родному брату Повелителя правоверных (Усмана). Это то, на что я намекнул. точно так же, как сказал восхвалитель: «Я частично [её] намекнул на необходимость»». [ 1 ] : 295 
    • Четвертая этикетка находилась справа от первой, которую он описывает так: «Что касается южного региона, то он принадлежит двум сыновьям повелителя правоверных (Усмана), Атику и Бухари». [ 1 ] : 295 
    • Пятая этикетка находилась слева от первой, которую он описывает так: «Что касается северного региона, то он принадлежит Али ибн Джайду , зятю Повелителя правоверных (Усмана), и Мухаммадана, сын господина ( Джибриля ибн Умара ) Повелителя правоверных (Усмана)». [ 1 ] : 295 
    • Наконец, шестой ярлык находился между вторым и пятым, и он описывает его так: «А где моя область, я, Абд аль-Салам? Это то, чем я обладал во времена неверия (до революции Сокото). ), которым я все еще владею во времена Ислама; это не что иное, как место для проживания и место для некоторых садов (сельскохозяйственных угодий). Любое ограничение лучше этого – да будет хвала Аллаху, Которому принадлежат могущество и величие, а именно: [ограничение] в отношении земли. Такова судьба времени. Воистину, мы принадлежим Аллаху и возвращаемся к Нему. Хвала Аллаху, Господу миров». [ 1 ] : 295 

    Получив два письма, доставленные кади и муэдзином Абд аль-Салама , султан Мухаммад Белло зачитал их вслух своей общине и совету. Затем он составил вдумчивый и подробный ответ, рассмотрев каждый из вопросов, поднятых Абд аль-Саламом. В своем ответе Белло процитировал аяты Корана , хадисы и мнения ученых Малики , чтобы опровергнуть обвинения Абд аль-Салама, особенно те, которые связаны с коррупцией внутри халифата . Более того, султан Белло дал Абд аль-Саламу предостерегающий совет относительно его отношений с зимми . Затем он закончил письмо словами:

    Что касается вашего заявления о том, что мы пренебрегаем вашей долей в виде земли, то знайте, что ваша ценность не была скрыта от нас, и что мы не были в неведении о ваших претензиях на большее, чем вы упомянули. Однако способность является условием суждений и свободного распоряжения. Поэтому мы, если пожелает Аллах, предоставим вам обильную долю. [ 1 ]

    Затем, как сообщается, письмо дошло до Абд аль-Салама, но он так и не ответил, но, как сообщается, он сказал: «Кто передает нам [земли]? Сегодня земля в наших руках». Несмотря на предупреждения султана Белло, Абд ас-Салам продолжал укреплять свои отношения с врагами Белло, а также с эмиром Конни , находившимся под властью Али Джедо , управлявшего северной частью халифата . Были признаки того, что Абд аль-Салам планировал восстание и вовлек в свои планы эмира. Узнав о таком развитии событий, султан Белло предпринял решительные действия и приказал эмиру Конни прибыть в Сокото . Однако эмир отказался подчиниться приказу Белло и вместо этого решил отправиться к Абд аль-Саламу. Затем брат эмира посетил Сокото, чтобы встретиться с Белло, и был признан новым эмиром Конни после того, как принял ислам. [ 2 ] : 68  В ответ на обострение ситуации султан Белло написал Абд аль-Саламу еще одно письмо, в котором предостерег его от укрывательства врагов Сокото и что, если он хочет восстать, он должен дать это понять, чтобы они могли «сделать все необходимое для этого». Затем Белло далее подчеркнул, что предпочитает гармонию и согласие между ними. Тогда Абд аль-Салам ответил:

    От нас Вам привет и мир.

    Итак, [есть] стихотворение [следующее]:

    «Мы не ищем людей и не требуем от них всего. И никакого звания мы не желали.

    Если симпатизирующий [нам] человек сочувствует нам, мы не прогоняем его и не ищем помощи у кого-либо, чтобы добиться господства.

    Рассуждения и размышления о творении находятся в мудрости Аллаха. Воистину, чудеса принадлежат повелению моего Господа.

    Моя хвала прежде всего принадлежит Аллаху за то, что я проповедовал в Его Книгах».

    Тогда, о братья наши, знайте, что мы предпочитаем согласие и согласие и не выбираем разногласий и разногласий, кроме как с тем, кто противоречит Истине, кем бы он ни был. Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха, Всевышнего, Величайшего. [ 1 ]

    Получив первоначальное письмо султана Белло, Абд аль-Салам зачитал его вслух перед своей общиной, используя возможность обратиться к ним и поделиться своими мыслями. Он упомянул, что в письме содержалось требование от «Такого-то прислал мне [послание с приказом], чтобы я отправил ему всех тех, кто здесь, потому что они его рабы, и власть над ними принадлежит ему. Что делать?» ты думаешь? Я думаю, что я не пошлю их [к нему]. Воистину, я подобен им». Этот поступок еще больше укрепил связь между Абд аль-Саламом и членами его общины и усилил их недовольство султаном Белло и правительством Сокото. [ 1 ]

    Восстание

    [ редактировать ]

    На фоне эскалации конфликта между Абд аль-Саламом и султаном Белло до Белло в Сокото дошли многочисленные жалобы на рейды на сельскохозяйственные угодья, кражи, избиения и травмы, причиненные людьми Абд аль-Салама. Ситуация еще больше усугубилась, когда силы Абд аль-Салама, к которым присоединился бывший эмир из Конни людей , провели рейды и разграбили несколько деревень и городов Фулани . В ответ на эти события султан Белло получил сведения о том, что Абд аль-Салам официально объявил тавайе ( восстание или восстание в хаусе ) и разослал сообщения различным врагам Сокото . Сражения и стычки вспыхивали в разных районах Сокото, поскольку обе стороны отправляли рейдовые отряды в города и плантации. [ 1 ]

    Султан Белло, стремясь найти решение конфликта, составил три письма. В первом письме Абд аль-Саламу Белло предложил мирное соглашение, предполагая, что, если Абд аль-Салам примет его, он сможет выбрать любую землю в Замфаре , вдали от Сокото, и жить мирно с минимальным вмешательством. Однако Белло предупредил, что, если мирное предложение будет отклонено, он должен знать, что «грех тех, кто с вами и тех, кто с нами, в том, что происходит, лежит на вас». [ 1 ]

    Во втором письме, адресованном сыну Абд аль-Салама, повторялось мирное предложение и подчеркивалось, что конфликт был не с ним и не с его семьей. Белло выразил нежелание причинять вред тем, кого он не хотел убивать или захватывать. Он завершил письмо словами: «Я сообщаю тебе, о Бухари, что я видел воздаяние твоего отца мне, и он увидит – если пожелает Аллах – возмездие Аллаха – возвышен Он – в том месте, где он идет по дозволение Аллаха, да будет Он возвышен. Это результат того, что мы думаем о мире». [ 1 ]

    В последнем письме, адресованном общине Абд аль-Салама, Белло пояснил, что его намерения не заключались в том, чтобы причинить им вред. Он предупредил, что, если Абд аль-Салам не уедет из окрестностей Сокото, армия Белло вторгнется, и посоветовал им эмигрировать вместе со своими семьями. Однако Белло заверил их, что в случае переезда Абд аль-Салама он не будет вмешиваться в его деятельность. Затем он закончил письмо словами: «Мы уже распространили шпионов и отправили [сообщения] войскам во всех регионах. Это наше государство. Мир». [ 1 ]

    Несмотря на усилия по достижению урегулирования, Абд аль-Салам не ответил на письма, и ситуация оставалась напряженной и неразрешенной. Конфликт продолжал обостряться, при этом обе стороны оставались непоколебимыми в своих позициях, создавая почву для дальнейших боевых действий и конфронтации в регионе. [ 1 ]

    Коэффициент запыленности

    [ редактировать ]

    Несмотря на попытки эмира Аира и влиятельных ученых посоветовать Абд аль-Саламу прекратить боевые действия, он оставался стойким в своем отказе. Султан Белло в ответ послал армию в Кваре , чтобы противостоять силам Абд аль-Салама, но они потерпели поражение. Однако последующая стратегия Белло по отправке эффективных рейдовых групп в ноябре 1817 года начала сказываться на большой армии Абд аль-Салама. По мере того как рейды продолжались, Абд аль-Салам стал осторожным и воздерживался от каких-либо контррейдов, опасаясь потенциальной ловушки. Увидев возможность примирения, ведущие деятели общины Абд аль-Салама обратились к султану Белло с намерением добиться мирного урегулирования. Однако Белло отклонил их предложение, заявив, что его желание было исключительно примирением. [ 1 ] [ 2 ] : 68–69 

    10 декабря 1817 года набеги Белло полностью прекратились, а 29 декабря последовала крупномасштабная засада. Несмотря на прибытие подкрепления для поддержки сил Абд аль-Салама, армия Белло выстояла, и в конце концов подкрепление из Аира поддержало его армию. Собравшись с силами, они начали атаку на Кваре 5 января 1818 года. Несмотря на превосходящие силы, армия Белло одержала быструю и громкую победу над силами Абд аль-Салама, быстро захватив город. Он описал победу как достижение «быстрее, чем отстегивание веревки, сковывающей ноги верблюда». [ 1 ] [ 2 ] : 68–69 

    Получив известие о победе, султан Белло, не теряя времени, быстро отправился в форт, прибыв туда как раз на закате. Когда оставшиеся бойцы побежденных сил повстанцев узнали о приближении Белло, они запаниковали и бежали, причем многие направились в сторону района Бакура в Замфаре . Однако их побег был недолгим, так как в конечном итоге они были окружены и либо убиты, либо взяты в плен силами Белло. Среди тех, кто пытался бежать, был Абд аль-Салам, но, несмотря на его попытки избежать плена, он получил смертельное ранение от стрелы в окрестностях Бакуры. [ 1 ] Позже он скончался от полученных травм, а его труп был съеден гиенами . После этих событий появился ряд насмешек и высказываний хауса , призванных высмеивать и высмеивать неудавшееся восстание Абд аль-Салама. Эти фразы сохранились с течением времени и остаются популярными сегодня. [ 2 ] : 68–69  Например:

    В первом предложении говорится о «доле гиены», которую, по словам Абд аль-Салама, получила семья Шеху Усмана при разделе территории после революции Сокото . [ 2 ] : 69  В 1821 году Абдуллахи, сын Фодио , Саркин из Гванду, назначил Бухари, сына Абд аль-Салама, Саркином Кебби из Джеги . [ 6 ] : 95 

    Сард аль-Калам

    [ редактировать ]

    Султан Мухаммад Белло , известный своими сочинениями и историческими отчетами, написал книгу «Сард аль-калам фи ма джара байн-на ва-байн Абд аль-Салам» , вероятно, в начале 1818 года. [ 7 ] : 137–138  В этой работе Белло дает исчерпывающий отчет о восстании. Повествование начинается с подробного описания биографии Абд аль-Салама и обстоятельств, приведших к вспышке восстания. Сюда также входят письма Абд аль-Салама, которые «крайне критиковали тенденции в Сокото». Сегодня эта рукопись служит основным источником информации об этом восстании и об Абд аль-Саламе. [ 1 ] [ 2 ] : xxxii [ 6 ] : 95 

    1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Кария, Кота (2018). «Восстание в раннем халифате Сокото: Сард аль-калам Мухаммеда Белло» . Журнал азиатских и африканских исследований (95): 221–303.
    2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. [Нью-Йорк] Гуманитарная пресса.
    3. ^ Jump up to: а б с Зенле, Стефани (2018). « Где мой регион?» Географическое представление и текстовость в Сокото» . Исламская Африка . 9 (1): 10–33. ISSN   2333-262X .
    4. ^ Jump up to: а б с Хискетт, М. (1973). Меч истины; жизнь и времена Шеху Усумана и Фодио Интернет-архив. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-501648-2 .
    5. ^ «Сахих Бухари: Книга «Вера» » . www.sahih-bukhari.com . Проверено 30 июля 2023 г.
    6. ^ Jump up to: а б Бунза, Мухтар Умар (2013). «Применение исламского права и наследие надлежащего управления в халифате Сокото, Нигерия (1804-1903): уроки для современного периода» . Электронный журнал исламского и ближневосточного права (EJIMEL) . 1 (4): 84–101. дои : 10.5167/уж-85882 . ISSN   1664-5707 .
    7. ^ Джон О. Ханвик, Разак Абубакре (1995). Арабская литература Африки: сочинения Центральной Суданской Африки. Том. 2 .

    См. также

    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 1bfc0a1abef9b5e4fa38ac1c3411da65__1723242360
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/65/1bfc0a1abef9b5e4fa38ac1c3411da65.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Revolt of Abd al-Salam - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)