Мухаммед Белло
Мухаммед Белло Мохаммад Балу | |
---|---|
Командир правоверных | |
![]() Официальная печать Мухаммеда Белло | |
первый халиф Сокото | |
Царствование | 1817–1837 |
Коронация | 22 апреля 1817 г. |
Предшественник | Позиция создана ( Усман дан Фодио в роли султана ислама) |
Преемник | Абу Бакр Атику |
Рожденный | Мухаммад б. Усман б. Мухаммад Фодио 3 ноября 1781 г. |
Умер | 25 октября 1837 г. Вурно | ( 55 лет
Проблема | |
Династия | Фодиава |
Отец | Усман и Фодио |
Религия | ислам [ 1 ] |
Мухаммаду Белло ( Арабский : Мухаммад Белло бин Усман бин Фуди , латинизированный : Мухаммад Белло бин Усман бин Фуди ; 3 ноября 1781 — 25 октября 1837) был первым халифом Сокото и правил с 1817 по 1837 год. [ 2 ] Он также был активным писателем по истории, поэзии и исламоведению . Он был сыном и главным помощником Усмана дан Фодио , основателя халифата Сокото и первого халифа. [ 3 ] Во время своего правления он поощрял распространение ислама по всему региону, повышая уровень образования как для мужчин, так и для женщин, а также создавая исламские суды. Он умер 25 октября 1837 года, и ему наследовал его брат Абу Бакр Атику , а затем его сын Алию Бабба . [ 4 ]
;Ранний период жизни
[ редактировать ]Мухаммед Белло родился 3 ноября 1781 года. Его отец, Усман дан Фодио , был исламским проповедником и ученым. Его мать, Хаува, была дочерью исламского ученого фулани и подругой его отца. [ 5 ] : 19 Его прозвали «Белло», что на языке Фульфульде означает «помощник» или «помощник» . Усмана Вероятно, это связано с его привязанностью к отцу, которого Белло всегда сопровождал повсюду, куда бы он ни пошел, с самого раннего возраста, позже став визирем . [ нужна ссылка ]
Он был из семьи Тородбе , которая частично арабы, а частично фулани, как заявил Абдуллахи дан Фодио , брат Усмана дан Фодио, который утверждал, что их семья наполовину фулани, а частично арабы. Они утверждали, что произошли от арабов через Укбу , но Белло добавил, что он не уверен, был ли это Укба ибн Нафи , Укба ибн Ясир или Укба ибн Амир . [ 6 ] Укба, о котором идет речь, женился на женщине из племени фулани по имени Баджумангбу, от которой Тородбе происходила семья Усмана дан Фодио . [ 7 ] Халиф Мухаммед Белло в своей книге «Инфак аль-Мансур» заявил о своем происхождении от Мухаммеда через свою бабушку по отцовской линии Хавву (мать Усмана дан Фодио), Альхаджи Мухаммаду Джунайду , Вазирин Сокото, исследователь истории Фулани, подтвердил утверждения шейха Абдуллахи бин Фодио в отношении Члены семьи Данфодио были наполовину арабами, наполовину фулани, а Ахмаду Белло в своей автобиографии, написанной после обретения независимости, воспроизводя заявление халифа Мухаммаду Белло о происхождении от арабов через мать Усмана Данфодио, исторический отчет указывает, что семья Шеху дан Фодио состоит частично из арабов, а частично из фулани, которые культурно ассимилировались с хауса и могут быть описаны как арабы хауса-фулани. До начала джихада 1804 года категория фулани не была важна для торанкава (тородбе), их литература раскрывает двойственность, которую они имели при определении отношений Тородбе-фулани. Они переняли язык фульбе и многие идеалы, сохранив при этом отдельную идентичность. [ 8 ] Клан Торонкава сначала набирал членов из всех слоев суданского общества, особенно из беднейших слоев населения. [ 9 ] Среди священнослужителей Торонкавы были люди фула , волоф , манде , хауса и берберы . Однако они говорили на языке фула , женились на семьях фульбе и стали кастой ученых фульбе. [ 10 ]
Мухаммед Белло родился у четвертой жены Усмана дан Фодио , известного как Хаува или Инна Гарка, в 1781 году. [ 11 ] Как и все его братья и сестры, он участвовал в исследованиях под руководством своего отца в Дегеле, пока семья и некоторые последователи не были сосланы в 1804 году. В 1809 году Белло был ответственным за основание Сокото , который стал ключевой столицей завоевания его отцом Хауса высаживается во время Фуланийской войны (1804–1810). [ 11 ]
Многие из его братьев и сестер посвятили значительное время учебной деятельности и стали в этом отношении хорошо известны. Среди них выделялась его сестра Нана Асмау , поэтесса и учительница. [ 12 ] и Абу Бакр Атику , который станет его преемником на посту султана. [ 13 ]
Султан ислама (1817–1837)
[ редактировать ]После джихада Усмана дан Фодио халифат Сокото стал одним из крупнейших государств в Африке и включал в себя большое население как фулани , так и хауса . Усман дан Фодио пытался в значительной степени подавить системы хауса, включая традиционное лидерство, образование и язык. [ 13 ] Усман ушел из управления государством в 1815 году и поручил Мухаммеду Белло управлять некоторыми западными эмиратами Халифата. Белло руководил этим эмиратом из города Вурно недалеко от Сокото. [ 14 ]
После смерти Дан-Фодио Халифат пришел в замешательство, когда сторонники Белло окружили и запечатали ворота Сокото, не позволяя другим известным претендентам на пост халифа (включая дядю Белло Абдуллахи ибн Фодио) войти в город. Халифат в конечном итоге распался на четыре самоуправляющиеся части, из которых только те части, которыми управлял дядя Белло; Абдуллахи ибн Фодио должен был признать Белло и выразить ему свою верность. [ нужна ссылка ] .
Султан Белло рано столкнулся с проблемами со стороны лидеров-диссидентов и аристократии населения Фулани и хауса. В отличие от его отца, его администрация была более терпима ко многим системам хауса, существовавшим до халифата. [ 15 ] [ 11 ] Для населения фулани, которое до этого момента в основном занималось скотоводством, Белло поощряет постоянное поселение вокруг спроектированных рибатов со школами, мечетями, укреплениями и другими зданиями. [ 16 ] Хотя эти шаги положили конец значительной оппозиции, некоторые лидеры-диссиденты, такие как Абд аль-Салам и Дан Тунку, продолжали оказывать раннее сопротивление его правлению. Дан Тунку оставался важным лидером диссидентов в качестве главы эмирата Казауре . Хотя Дэн Тунку сражался на стороне своего отца в войне Фулани, когда Белло назначил Ибрагима Дадо эмиром Кано в 1819 году, Дэн Тунку организовал революцию оппозиционных сил. Белло помог Ибрагиму Дадо разгромить силы Дана Тунку и построить значительные крепости по всему региону, где Дан Тунку черпал свою силу. [ 16 ]
Положив конец некоторой ранней оппозиции, султан сосредоточился на консолидации своей администрации по всей империи с помощью значительного строительства, поселений и единых систем правосудия. [ 13 ] Одним из важных аспектов, который он перенял от своего отца, было значительно расширенное образование как мужчин, так и женщин. Его сестра, Нана Асмау , сыграла решающую роль в расширении образования для женщин, став важным учителем и связующим звеном с сельскими женщинами, чтобы поощрять образование. [ 17 ]
Во время правления Мухаммеда Белло Эль-Хадж Умар Талл , будущий основатель империи Тукулер , поселился в Сокото по возвращении из Мекки в 1822 году. Умар Талль находился под сильным влиянием султана Мухаммада Белло, о чем свидетельствует похвала, которую Талл расточал султану в своих собственных сочинения. [ 18 ] Чтобы подтвердить постоянный союз, султан Белло выдал одну из своих дочерей замуж за Хаджа Умара. [ 19 ] который оставался в Сокото в качестве судьи (кади) и командира султанской пехоты до смерти Белло.
Хью Клэппертон посетил двор Белло в 1824 году и много писал о щедрости и уме султана. Клаппертон был очень впечатлен письменными работами Белло и его исчерпывающими знаниями о британских исследованиях в Индии. [ 20 ] В 1826 году Клэппертон вернулся во второй визит, но Белло не позволил ему пересечь границу из-за войны с Империей Борну , и Клэппертон заболел и умер. [ 20 ]
В 1836 году королевство Гобир восстало против правления Сокото. Султан Мухаммед Белло собрал свои силы и подавил восстание 9 марта 1836 года в битве при Гавакуке . [ 21 ]
Правя, он продолжал заниматься значительной образовательной деятельностью, в основном историей и поэзией. Его «Инфакул Майсури» ( «Заработок удачливых ») часто считают исчерпывающей историей войн Фулани и империи его отца. [ 22 ] За свою жизнь он написал сотни текстов по истории, исламоведению и поэзии. [ 13 ]
Он умер естественной смертью в возрасте 58 лет 25 октября 1837 года в Вурно. [ 23 ] и ему наследовал его брат Абу Бакр Атику на посту султана. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - АНГЛИЙСКИЙ Ежеквартальный журнал: «И скажи: Мой Господь! Расширьте мои знания - Коран» . Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Vol. ЛИВ №4 - ОКТЯБРЬ 1980 ГОДА
- ^ Уилкс, Айвор. Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках (1997). Бейкуэлл, Питер (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Олдершот: Вариорум, Ashgate Publishing Limited. п. 17.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Войти — Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Проверено 26 мая 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Атлас истории» . www.historyatlas.com . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. [Нью-Йорк] Гуманитарная пресса.
- ^ Гванду, Абубакер Алиу (1977). Абдулла б. Фодио как мусульманский юрист (докторская диссертация). Даремский университет.
- ^ Абубакар, Алию (2005). Семья Торанкава Данфодио . Кано, Нигерия: Издательство Fero.
- ^ Ибрагим, Мухаммед (1987). Арабы хауса-фулани: исследование генеалогии Усмана Данфодио . Кадава Пресс.
- ^ Уиллис, Джон Ральф (апрель 1978 г.). «Тородбе Клериси: социальный взгляд» . Журнал африканской истории . 19 (2). Издательство Кембриджского университета: 195–212. дои : 10.1017/s0021853700027596 . JSTOR 181598 . S2CID 162817107 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- ^ Аджайи, Джейкоб Ф. Аде (1989). Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03917-9 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Бойд, Джин (1986). Махди Адаму (ред.). Скотоводы западноафриканской саванны . Манчестер, Великобритания: Международный африканский институт.
- ^ Джон Х. Хэнсон (2012). Элиас Кифон (ред.). Товарищ Уайли-Блэквелла по африканской религии . Западный Суссекс: Блэквелл. стр. 365–376.
- ^ Jump up to: а б с д и Микаберидзе, Александр (2011). Конфликты и завоевания в исламском мире . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
- ^ «Мухаммад Белло | Фулани, эмир Сокото | Британника» . www.britanica.com . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Последний, Мюррей (1967). «Заметка об отношении к сверхъестественному в джихаде Сокото» . Журнал Исторического общества Нигерии . 4 (1): 3–13. JSTOR 41971197 . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Салау, Мохаммед Башир (2006). «Рибаты и развитие плантаций в халифате Сокото: пример Фанисау». Экономическая история Африки . 34 (34): 23–43. дои : 10.2307/25427025 . JSTOR 25427025 .
- ^ Бойд, Джин (2005). Энциклопедия женщин и исламских культур . Лейден, Нидерланды: Brill.
- ^ Шариф, Мухаммад. «Возрождение Сунны и уничтожение инноваций» (PDF) . siiasi.org . Международный институт исламских африканских исследований Санкоре (SIIASI) . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ Робертс, Ричард Л. (1987). Воины, торговцы и рабы . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804766135 .
- ^ Jump up to: а б Кемпер, Стивен (2012). Лабиринт королевств: 10 000 миль по исламской Африке . Нью-Йорк: WW Нортон.
- ^ Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. стр. 74–5.
- ^ Адебайо, AG (1991). «О человеке и скоте: пересмотр традиций происхождения пасторального фулани Нигерии». История в Африке . 18 : 1–21. дои : 10.2307/3172050 . JSTOR 3172050 . S2CID 162291547 .
- ^ Джон Ренард, изд. (2009). Сказки о друзьях Бога: исламская агиография в переводе . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520253223 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Султаны Сокото
- 1837 смертей
- 1781 рождений
- Нигерийцы XVIII века
- Нигерийцы XIX века
- Монархи 18 века в Африке
- Нигерийские суфийские религиозные лидеры
- И семья Фодио
- Нигерийский народ фула
- нигерийские писатели
- нигерийская королевская семья
- Нигерийские писатели, говорящие на арабском языке
- Нигерийские поэты, говорящие на арабском языке
- Нигерийский народ марокканского происхождения
- Африканские рабовладельцы
- Нигерийские философы
- Основатели нигерийских городов