Хауса литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Эта статья является частью серии , посвященной |
Культура Нигерии |
---|
![]() |
Литература хауса — это любое произведение, написанное на языке хауса . Оно включает в себя поэзию, прозу, написание песен, музыку и драму. Литература хауса включает народную литературу , большая часть которой была переписана, и обеспечивает средства записи, сохранения и передачи знаний, особенно в отношении социальных, психологических, духовных или политических ролей.
Произведения хауса классифицируются в зависимости от того, являются ли они поэзией, прозой или драмой. Затем такие произведения классифицируются по историческим периодам; в противном случае их можно классифицировать по принадлежности к определенным эстетическим особенностям или жанрам.
История
[ редактировать ]Сообщается, что произведения литературы хауса существуют с 14 века, когда люди хауса начали писать свои писания. [1] Первоначально язык хауса был написан арабской вязью под названием Аджами . В то время у хауса не было возможности архивировать свои произведения на будущее. [2]
Ранняя литература
[ редактировать ]Среди первых поэтов были Ибн Аль-Саббага и Мухаммад Аль-Барнави. Другими ранними авторами хауса, использовавшими арабскую графику, были Абдуллахи Сикка и шейх Джибрил ибн Умар. [3] [4]
Возрождение интереса
[ редактировать ]Произведения ранней литературы хауса были вновь открыты в результате джихада, организованного Шеху Усманом дан Фодио в конце 19 века. Элиты того периода (роялисты и эмиры ) были очарованы литературой хауса. В этот период хауса внимательно изучали исламскую и арабскую литературу . Роялисты, такие как Усман дан Фодио , Мухаммед Белло и Нана Асмау, владели множеством исламских сочинений и произведений, написанных аджами или арабским шрифтом. Во время этого возрождения исламские книги часто писались на языке Аджами, но к тому времени у ученых была возможность архивировать свои работы для будущих поколений. [5] [ нужен лучший источник ]
Примерно с 1800 по 1930 год вся литература хауса была написана шрифтом аджами в результате глубоко укоренившегося исламского влияния. После прихода британских колонистов в 1904 году, когда их колониальные хозяева заставили народ хауса перейти на систему образования западного типа, большинство хауса привыкли читать и писать латиницей . Многие религиозные сочинения Усмана дан Фодио и его младшего брата Абдуллахи дан Фодио сохранились с девятнадцатого века. Нана Асмау , дочь Абдуллахи Фодио, считается одной из величайших писательниц в истории северной Нигерии. [ кем? ]
Романы хауса впервые были представлены в колониальный период , когда были объединены Северный и Южный Нигерийский протектораты. Англичанин Руперт Ист учредил конкурс хауса в конце 1933 года; это привело к появлению первых романов, написанных на языке хауса. Под эгидой Бюро переводов Северной Нигерии многие преподаватели, писатели и ученые приняли участие в конкурсе хауса. Абубакар Имам выиграл конкурс со своим дебютным романом « Руван Багаджа» (что означает «Лечебная вода»). Позже в том же году бюро опубликовало еще одну книгу, на этот раз Мухаммаду Белло Кагара , под названием «Ганоки» , которая помогла воодушевить будущих писателей и читателей хауса. [3] [ нужен лучший источник ] [6] Спустя годы бюро опубликовало еще одну книгу хауса, «Магана Джари Се» («Говорить выгодно») Абубакара Имама.
Современное использование
[ редактировать ]Драматическая форма литературы хауса предназначена для демонстрации выступления актера во время собрания. [ нужны разъяснения ] Драма представляет собой сочетание музыки и танца, действие которой происходит в Дандали (оперном театре). В отличие от английских и греческих оперных театров , «Дандали» представляет собой открытое место без определенных мест для сидения. Пьеса диалог исполняется драматургом устно и в основном представляет собой между персонажами и драматургом.
Современный стиль литературы хауса был основан в 1999 году кинематографом на языке хауса . С этого времени большинство жителей хауса в деревнях и городах отказались от культурной драмы из-за развития коммуникационных технологий.
Современные женщины хауса издают жанр литературы хауса, известный как «книги о любви» ( littattafan soyayya ), которые они часто рассказывают по радио. [7]
Известные писатели хауса
[ редактировать ]Исламские писатели классифицируются в зависимости от периода времени, в котором они жили. [ кем? ]
Ранний период (14-17 вв.)
[ редактировать ]- Мухаммад аль-Магили был бербером из Северной Африки, родившимся на территории современного Алжира. Он написал «Об обязанностях князей в Кано» для Мухаммеда Румфы в 15 веке. [ нужна ссылка ]
- Мухаммад ибн ас-Саббах был учёным и писателем 17-го века из Кацины , Северная Нигерия . Он был автором хвалебных стихов . Например, он написал стихотворение, прославляющее завоевание султаном Борно народа Джукун . Он также написал стихотворение, восхваляющее султана Кацины Мухаммада Убана Яри.
- Мухаммад ибн Масани , также из Кацины, был учеником Мухаммада ибн ас-Саббаха. В 17 веке он создал множество произведений на языке хауса, одним из которых был документальный фильм о народе йоруба . Мухаммад Белло, живший примерно 200 лет спустя, упомянул об этой работе в своем «Инфак'л-Майсуур» . Его работа «Азхар аль-руба фи ахбар Юруба» была одним из первых письменных отчетов о трансатлантической работорговле , написанных коренным африканцем. Он также отметил, что свободных мусульман забирали со всех концов Хаусаленда и продавали европейским христианам. Он также написал юристу из Йорубаленда, объясняя, как определить время закатной молитвы . Он также записал стихотворение, которое услышал от Вакар Якин Бадары, женщины из Кацины. Известно, что Мухаммад ибн Масани написал не менее десяти книг.
- 17-го века, Абдуллахи Сука был ученым Кано родом из фульбе . Он сказал [ кем? ] написал старейшую из сохранившихся на языке хауса литературу «Ривайар Аннаби Муса» . Он также является автором «Аль-Атия ли'л мути» («Дар дарителя») и многих других.
- Салих ибн Исак написал отчет о Бирнине Гарзаргаму в 1658 году, описывая столицу Борно во время правления Май Али ибн Аль Хаджа Умара.
- Шейх Джибриль ибн Умар был ученым и писателем XVIII века. В своей работе Шифа аль-Галил он критиковал мусульман, которые смешивали верования коренных народов с исламом. Сочетание анимистических практик и ислама было одной из основных причин джихада, объявленного Усманом дан Фодио в XIX веке.
Период обновления (19 – 21 вв.)
[ редактировать ]Ученые-мусульмане-хауса были обнаружены в 19 веке, когда их литературный стиль снова стал известен среди мусульман-хауса. [8]
- Абдуллахи дан Фодио написал много книг об исламе на языке хауса. [9]
- Нана Асмау была писательницей и поэтессой. Ее вклад оказал огромное влияние на развитие женских социальных и религиозных дел в режиме халифата Сокото . Она написала множество книг, объясняющих достоинства женщин в исламе. [10] [11]
- Абубакар Имам был одним из первых писателей северной Нигерии.
- Мухаммаду Белло Кагара был педагогом, писателем и роялистом; он автор Гандоки .
- Абубакар Тафава Балева , первый премьер-министр Нигерии , написал роман на языке хауса « Шайху Умар» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фернисс, Грэм (1996). Поэзия, проза и популярная культура хауса. Международный африканский институт. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета для Международного африканского института. ISBN 978-1-4744-6829-9
- ^ «Мир Saudi Aramco: Из Африки, в Аджами» . 2014-11-30. Архивировано из оригинала 30 ноября 2014 г. Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Африканская литература – Хауса» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Яхая, Ибрагим Яро (1988). Хауса в письменности: история письменности на хауса . Зария: Издательская компания Северной Нигерии. ISBN 978-169-248-0 . OCLC 21239687 .
- ^ «Африканская литература – Сомали» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Мора, Абдуррахман, (1989), Мемуары Имама Абубакара ; ННПК; ISBN 978 169 308 8
- ^ «Женщины-подрывники, которые самостоятельно публикуют романы во время джихадистской войны» . Проводной . ISSN 1059-1028 . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Робинсон, Дэвид (12 января 2004 г.). Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511811746 . ISBN 978-0-521-82627-3 .
- ^ «Книги Фодийо» . www.fodiyobooks.ng . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Бойд и Мак (1997). Джихад одной женщины: Нана Асмау, ученый и писец . Издательство Университета Индианы. п. 7.
- ^ «Нана Асмау бинт Усман бин Фодио и ее социо-культурная группа «Ян Тару»» . Тегеран Таймс . 2020-02-29 . Проверено 14 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боббойи, Х., Якубу, Махмуд. (2006). Халифат Сокото: история и наследие, 1804–2004 гг., 1-е изд. Кадуна, Нигерия: Дом Арева. ISBN 978-135-166-7
- Хамман, Махмуд, 1950- (2007). Регион Среднего Бенуэ и джихад Сокото, 1812-1869 гг.: последствия создания эмирата Мури . Кадуна: Дом Арева, Университет Ахмаду Белло. ISBN 978-125-085-2 . OCLC 238787986 .
- Усман Мухаммад Бугадже. Традиция тадждида в Западной Африке: обзорный международный семинар по интеллектуальным традициям в халифате Сокото и Борно. Центр исламских исследований Университета Сокото (июнь 1987 г.)
- Хью А. С. Джонстон. Империя Фулани Сокото. Оксфорд: 1967. ISBN 0-19-215428-1 .
- С. Дж. Хогбен и А. Х. М. Кирк-Грин, Эмираты Северной Нигерии , Оксфорд: 1966.
- Мухаммаду Белло Кагара . Король Кацины. ISBN 978-169-209-Х