Jump to content

Хауса литература

Литература хауса — это любое произведение, написанное на языке хауса . Оно включает в себя поэзию, прозу, написание песен, музыку и драму. Литература хауса включает народную литературу , большая часть которой была переписана, и обеспечивает средства записи, сохранения и передачи знаний, особенно в отношении социальных, психологических, духовных или политических ролей.

Произведения хауса классифицируются в зависимости от того, являются ли они поэзией, прозой или драмой. Затем такие произведения классифицируются по историческим периодам; в противном случае их можно классифицировать по принадлежности к определенным эстетическим особенностям или жанрам.

Сообщается, что произведения литературы хауса существуют с 14 века, когда люди хауса начали писать свои писания. [1] Первоначально язык хауса был написан арабской вязью под названием Аджами . В то время у хауса не было возможности архивировать свои произведения на будущее. [2]

Ранняя литература

[ редактировать ]

Среди первых поэтов были Ибн Аль-Саббага и Мухаммад Аль-Барнави. Другими ранними авторами хауса, использовавшими арабскую графику, были Абдуллахи Сикка и шейх Джибрил ибн Умар. [3] [4]

Возрождение интереса

[ редактировать ]

Произведения ранней литературы хауса были вновь открыты в результате джихада, организованного Шеху Усманом дан Фодио в конце 19 века. Элиты того периода (роялисты и эмиры ) были очарованы литературой хауса. В этот период хауса внимательно изучали исламскую и арабскую литературу . Роялисты, такие как Усман дан Фодио , Мухаммед Белло и Нана Асмау, владели множеством исламских сочинений и произведений, написанных аджами или арабским шрифтом. Во время этого возрождения исламские книги часто писались на языке Аджами, но к тому времени у ученых была возможность архивировать свои работы для будущих поколений. [5] [ нужен лучший источник ]

Примерно с 1800 по 1930 год вся литература хауса была написана шрифтом аджами в результате глубоко укоренившегося исламского влияния. После прихода британских колонистов в 1904 году, когда их колониальные хозяева заставили народ хауса перейти на систему образования западного типа, большинство хауса привыкли читать и писать латиницей . Многие религиозные сочинения Усмана дан Фодио и его младшего брата Абдуллахи дан Фодио сохранились с девятнадцатого века. Нана Асмау , дочь Абдуллахи Фодио, считается одной из величайших писательниц в истории северной Нигерии. [ кем? ]

Романы хауса впервые были представлены в колониальный период , когда были объединены Северный и Южный Нигерийский протектораты. Англичанин Руперт Ист учредил конкурс хауса в конце 1933 года; это привело к появлению первых романов, написанных на языке хауса. Под эгидой Бюро переводов Северной Нигерии многие преподаватели, писатели и ученые приняли участие в конкурсе хауса. Абубакар Имам выиграл конкурс со своим дебютным романом « Руван Багаджа» (что означает «Лечебная вода»). Позже в том же году бюро опубликовало еще одну книгу, на этот раз Мухаммаду Белло Кагара , под названием «Ганоки» , которая помогла воодушевить будущих писателей и читателей хауса. [3] [ нужен лучший источник ] [6] Спустя годы бюро опубликовало еще одну книгу хауса, «Магана Джари Се» («Говорить выгодно») Абубакара Имама.

Современное использование

[ редактировать ]

Драматическая форма литературы хауса предназначена для демонстрации выступления актера во время собрания. [ нужны разъяснения ] Драма представляет собой сочетание музыки и танца, действие которой происходит в Дандали (оперном театре). В отличие от английских и греческих оперных театров , «Дандали» представляет собой открытое место без определенных мест для сидения. Пьеса диалог исполняется драматургом устно и в основном представляет собой между персонажами и драматургом.

Современный стиль литературы хауса был основан в 1999 году кинематографом на языке хауса . С этого времени большинство жителей хауса в деревнях и городах отказались от культурной драмы из-за развития коммуникационных технологий.

Современные женщины хауса издают жанр литературы хауса, известный как «книги о любви» ( littattafan soyayya ), которые они часто рассказывают по радио. [7]

Известные писатели хауса

[ редактировать ]

Исламские писатели классифицируются в зависимости от периода времени, в котором они жили. [ кем? ]

Ранний период (14-17 вв.)

[ редактировать ]
  • Мухаммад аль-Магили был бербером из Северной Африки, родившимся на территории современного Алжира. Он написал «Об обязанностях князей в Кано» для Мухаммеда Румфы в 15 веке. [ нужна ссылка ]
  • Мухаммад ибн ас-Саббах был учёным и писателем 17-го века из Кацины , Северная Нигерия . Он был автором хвалебных стихов . Например, он написал стихотворение, прославляющее завоевание султаном Борно народа Джукун . Он также написал стихотворение, восхваляющее султана Кацины Мухаммада Убана Яри.
  • Мухаммад ибн Масани , также из Кацины, был учеником Мухаммада ибн ас-Саббаха. В 17 веке он создал множество произведений на языке хауса, одним из которых был документальный фильм о народе йоруба . Мухаммад Белло, живший примерно 200 лет спустя, упомянул об этой работе в своем «Инфак'л-Майсуур» . Его работа «Азхар аль-руба фи ахбар Юруба» была одним из первых письменных отчетов о трансатлантической работорговле , написанных коренным африканцем. Он также отметил, что свободных мусульман забирали со всех концов Хаусаленда и продавали европейским христианам. Он также написал юристу из Йорубаленда, объясняя, как определить время закатной молитвы . Он также записал стихотворение, которое услышал от Вакар Якин Бадары, женщины из Кацины. Известно, что Мухаммад ибн Масани написал не менее десяти книг.
  • 17-го века, Абдуллахи Сука был ученым Кано родом из фульбе . Он сказал [ кем? ] написал старейшую из сохранившихся на языке хауса литературу «Ривайар Аннаби Муса» . Он также является автором «Аль-Атия ли'л мути» («Дар дарителя») и многих других.
  • Салих ибн Исак написал отчет о Бирнине Гарзаргаму в 1658 году, описывая столицу Борно во время правления Май Али ибн Аль Хаджа Умара.
  • Шейх Джибриль ибн Умар был ученым и писателем XVIII века. В своей работе Шифа аль-Галил он критиковал мусульман, которые смешивали верования коренных народов с исламом. Сочетание анимистических практик и ислама было одной из основных причин джихада, объявленного Усманом дан Фодио в XIX веке.

Период обновления (19 – 21 вв.)

[ редактировать ]

Ученые-мусульмане-хауса были обнаружены в 19 веке, когда их литературный стиль снова стал известен среди мусульман-хауса. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фернисс, Грэм (1996). Поэзия, проза и популярная культура хауса. Международный африканский институт. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета для Международного африканского института. ISBN   978-1-4744-6829-9
  2. ^ «Мир Saudi Aramco: Из Африки, в Аджами» . 2014-11-30. Архивировано из оригинала 30 ноября 2014 г. Проверено 12 сентября 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Африканская литература – ​​Хауса» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2021 г.
  4. ^ Яхая, Ибрагим Яро (1988). Хауса в письменности: история письменности на хауса . Зария: Издательская компания Северной Нигерии. ISBN  978-169-248-0 . OCLC   21239687 .
  5. ^ «Африканская литература – ​​Сомали» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2021 г.
  6. ^ Мора, Абдуррахман, (1989), Мемуары Имама Абубакара ; ННПК; ISBN   978 169 308 8
  7. ^ «Женщины-подрывники, которые самостоятельно публикуют романы во время джихадистской войны» . Проводной . ISSN   1059-1028 . Проверено 12 сентября 2021 г.
  8. ^ Робинсон, Дэвид (12 января 2004 г.). Мусульманские общества в истории Африки . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511811746 . ISBN  978-0-521-82627-3 .
  9. ^ «Книги Фодийо» . www.fodiyobooks.ng . Проверено 14 августа 2021 г.
  10. ^ Бойд и Мак (1997). Джихад одной женщины: Нана Асмау, ученый и писец . Издательство Университета Индианы. п. 7.
  11. ^ «Нана Асмау бинт Усман бин Фодио и ее социо-культурная группа «Ян Тару»» . Тегеран Таймс . 2020-02-29 . Проверено 14 августа 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Боббойи, Х., Якубу, Махмуд. (2006). Халифат Сокото: история и наследие, 1804–2004 гг., 1-е изд. Кадуна, Нигерия: Дом Арева. ISBN   978-135-166-7
  • Хамман, Махмуд, 1950- (2007). Регион Среднего Бенуэ и джихад Сокото, 1812-1869 гг.: последствия создания эмирата Мури . Кадуна: Дом Арева, Университет Ахмаду Белло. ISBN   978-125-085-2 . OCLC   238787986 .
  • Усман Мухаммад Бугадже. Традиция тадждида в Западной Африке: обзорный международный семинар по интеллектуальным традициям в халифате Сокото и Борно. Центр исламских исследований Университета Сокото (июнь 1987 г.)
  • Хью А. С. Джонстон. Империя Фулани Сокото. Оксфорд: 1967. ISBN   0-19-215428-1 .
  • С. Дж. Хогбен и А. Х. М. Кирк-Грин, Эмираты Северной Нигерии , Оксфорд: 1966.
  • Мухаммаду Белло Кагара . Король Кацины. ISBN   978-169-209-Х
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 591aaad8033c3be38afb5b9b49023558__1720473960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/58/591aaad8033c3be38afb5b9b49023558.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hausa literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)