Jump to content

Искусство йоруба

Маска короля Обалуфона II ; в. 1300 г. н.э .; медь; высота: 29,2 см; обнаружен в Ифе ; Музей древностей Ифе ( Ифе , Нигерия)

Йоруба Нигерия в Западной Африке ( Бенин , . и Того ) несут ответственность за особую художественную традицию в Африке , традицию, которая остается жизненно важной и влиятельной сегодня [1]

Большая часть искусства йоруба, включая посохи, придворную одежду и вышивку бисером для корон, связана с королевскими дворами. Суды также заказали многочисленные архитектурные объекты, такие как столбы веранд, ворота и двери, украшенные резьбой. Другое искусство йоруба связано со святынями и традициями маскировки. Йоруба поклоняются большому пантеону божеств, а святилища, посвященные этим богам, украшены резьбой и содержат множество алтарных фигур и других ритуальных принадлежностей. Традиции маскировки различаются в зависимости от региона, и на различных фестивалях и праздниках используются самые разные типы масок. [2]

Примерно в 1300 году н. э. художники Ифе разработали изысканную и натуралистическую скульптурную традицию из терракоты , камня и медных сплавов — меди , латуни и бронзы — многие из которых, по-видимому, были созданы под патронажем короля Обалуфона II, человека который сегодня считается божеством-покровителем медного литья, ткачества и регалий йоруба. [3] За предыдущие девять столетий возник ряд королевств йоруба. Одним из первых из них был Ифе; Ойо также был одним из первых, а королевство Ова на юго-западе поддерживало с Ойо тесные отношения. Бенин начал оказывать эстетическое и культурное влияние на Ифе примерно в четырнадцатом веке или раньше. Художники Ова предоставили бенинскому двору прекрасную резьбу по слоновой кости, а правители Ова модифицировали и изменили многие институты Бенина и знаки отличия руководства.

За последние девять столетий существовало несколько королевств йоруба. Ифе был одним из первых из них; Ойо также был ранним, и королевство Ова на юго-западе поддерживало тесные связи с Ойо. Ифе также испытал на себе художественное и культурное влияние Бенина, начиная с 14 века или ранее. Художники Ова поставляли двору Бенина прекрасные работы из слоновой кости, а члены королевской семьи Ова адаптировали и преобразовали многие бенинские учреждения и регалии руководства. [4]

Королевства йоруба процветали до тех пор, пока работорговля и войны девятнадцатого века не взяли свое. Одним из последствий этого опустошения стало рассеяние миллионов йоруба по всему миру. Это привело к появлению сильного характера йоруба в художественной, религиозной и общественной жизни африканцев Нового Света. [1]

Хронология

[ редактировать ]

Генри Древаль, Джон Пембертон и Роуленд Абиодун предлагают следующие этапы развития искусства в Ифе:

  • Архаическая эпоха, до 800 г. н.э.
  • Дотротуарная эпоха, 800–1000
  • Эра раннего тротуара, 1000–1200 гг.
  • Эра позднего тротуара, 1200–1400 гг.
  • Пост-тротуарная эпоха, 1400–1400 гг. 1600
  • Стилизованная эпоха гуманизма, ок. 1600 – настоящее время. [5] [6]

Искусство и жизнь в культуре йоруба

[ редактировать ]

Обычай искусства и художников среди йоруба глубоко укоренен в литературном корпусе Ифа , указывая на то, что ориша Огун, Обатала, Ошун и Обалуфон занимают центральное место в мифологии творения, включая артистизм (т.е. искусство человечества). [ нужна ссылка ]

Чтобы полностью понять центральную роль искусства (она) в мышлении йоруба, необходимо знать их космологию, которая прослеживает происхождение существования (ìwà) до Высшего Божества, называемого Олодумаре , генератора асе , обеспечивающей силы, которая поддерживает и преображает вселенную. Для йоруба искусство началось, когда Олодумаре поручил божеству-художнику Обатале вылепить из глины первое человеческое изображение. Сегодня у йоруба принято желать беременным женщинам удачи с приветствием: Пусть Обатала сотворит для нас хорошее произведение искусства . [7]

Концепция асе влияет на состав произведений искусства йоруба. В изобразительном искусстве дизайн может быть сегментирован или последователен — «прерывистая совокупность, в которой единицы целого дискретны и имеют равную ценность с другими единицами». [8] Такие элементы можно увидеть в подносах и чашах Ифа, столбах веранд, резных дверях и масках предков.

Важность Ори в искусстве и культуре йоруба.

[ редактировать ]
Деревянная дверь (Илекун) с резными мотивами
Посох из железа и дерева (Опа Ориша Око); 19 век; Бруклинский музей

Ори-ину, или внутренний духовный руководитель, очень важен для народа йоруба. Ори-ину очень важен с точки зрения существования в мире. В любом доме приоритет отдается Ори. Таким образом, в домах строят святыни. Ори визуально представлен через символические предметы в рамках жертвоприношений или ритуалов, или, что более распространено в домах, это терракотовые головы. Ори обычно могут определить исход жизни каждого человека. Прежде чем быть помещенным в землю, каждый человек должен выбрать свое Ори. Иногда Аджала может производить плохие Ори, что может повлиять на жизнь этих людей. Жертвоприношения и обряды также совершаются для удовлетворения Ори-Исесе, верховного правителя всех Ори. Основные функции жертвоприношений — отразить зло и принести удачу и счастье. [9]

Анонимность и авторство в африканском искусстве

[ редактировать ]

Вопрос анонимности и авторства уже давно беспокоит область истории африканского искусства, особенно в связи с политическим неравенством между Африкой и Западом. [10] Подобную информацию, по крайней мере поначалу, редко искали в полевых условиях, и многие коллекционеры считали ее ненужной и даже нежелательной. [2] Сьюзан Маллин Фогель выявила еще один парадокс. «[В] их собственных обществах, – пишет она, – африканские художники известны и даже знамениты, но их имена редко сохраняются в связи с конкретными произведениями… Чаще всего африканский скульптор становится практически нерелевантным для общества. жизнь объекта искусства после завершения его работы... Культуры сохраняют ценную для них информацию». [11]

Проблема анонимности в искусстве йоруба, в частности, вызывает беспокойство в контексте культуры йоруба, где «для людей абсолютно необходимо признавать личность и присутствие друг друга время от времени, [и где] существует особое приветствие для каждого случая и каждое время суток». [12]

Известны имена нескольких художников йоруба, в том числе:

Металлические искусства

[ редактировать ]

Кузнецы йоруба создают скульптуры из железа с помощью ручной ковки, сварки и литья. Огун почитается как бог железа. [13]

Мастера по металлу также создают латунные скульптуры методом литья по выплавляемым моделям . считает Брасса неподкупным Общество Огбони . [13]

Слоновая кость и дерево

[ редактировать ]

Терракота

[ редактировать ]

Йоруба Маскарад

[ редактировать ]

Тенденция во многих африканских космологиях идентифицировать тело как средство, воплощающее душу на Земле, способствовала метафорическому использованию маскарада для аналогичной цели. Эгунгун , Геледе и Эпа — одни из многих видов маскарада, практикуемых йоруба. [ нужна ссылка ]

Йоруба Короны

[ редактировать ]

Вышитая бисером корона ( адэ ) с расшитым бисером покрывалом, главный атрибут Оба, символизирует устремления цивилизации на высшем уровне власти. В своей основополагающей статье на эту тему Роберт Ф. Томпсон пишет: «Корона воплощает интуицию королевской наследственной силы, откровение великой моральной проницательности в личности короля и блеск эстетического опыта». [14]

Аларинджо

[ редактировать ]
Олуфеко внутри Эредо Сунгбо с реликвией «Наследие философов» , 2017 год.

Существует также яркая форма традиционного театра, известная как Аларинджо , берущая свое начало в средневековом периоде и давшая многое современной нигерийской киноиндустрии. [ нужна ссылка ]

Музей Есиу

[ редактировать ]

Музей , когда он открылся в 1945 году . в Эсиу , Иреподун ( штат Квара ), был первым, созданным в Нигерии Когда-то в музее находилось более тысячи надгробных фигур или изображений, изображающих людей. Считается, что здесь находится самая большая в мире коллекция изображений мыльного камня. [15] Говорят, что его произведения искусства имеют сходство с произведениями культуры Нок . В наше время музей Эси стал центром религиозной деятельности, и каждый год в апреле здесь проводится фестиваль. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Jump up to: а б Древаль, Генри Джон; Пембертон III, Джон; Абиодун, Роуленд (1989). Уордвелл, Аллен (ред.). Йоруба: девять веков африканского искусства и мысли . Нью-Йорк: Центр африканского искусства совместно с Х. Н. Абрамсом. ISBN  0-8109-1794-7 .
  2. ^ Jump up to: а б Аданде, Джозеф; Зигманн, Уильям К.; Дюмушель, Кевин Д. (2009). Африканское искусство века в Бруклинском музее . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей [ua] с. 106. ИСБН  978-0-87273-163-9 .
  3. ^ Блиер, Сюзанна Престон (2015). Искусство и риск в древней йоруба: история, политика и идентичность Ифе c. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1107021662 .
  4. ^ «Происхождение и империя: королевства Бенин, Ово и Иджебу» . Метрополитен-музей (Хронология истории искусств Хайльбрунна) . Проверено 8 июля 2022 г.
  5. ^ Древаль, Генри; Пембертон, Джон; Абиодун, Роуленд (1990). Йоруба: девять веков африканского искусства и мысли . Нью-Йорк: Центр африканского искусства совместно с издательством Harry Abrams Publishers. п. 46.
  6. ^ Акинтойе, С. Адебанджи (2014). История народа йоруба Дакар: Издательство Амалион. стр. 100-1 64–65. ISBN  9782359260274 .
  7. ^ Кларк, эссе Бабатунде Лаваля ; выставка, куратором которой является Кэрол Томпсон, Криста (2007). Воплощение священного в искусстве йоруба: коллекция Бернарда и Патрисии Вагнер . Атланта, Джорджия: Высокий художественный музей. ISBN  978-1-932543-20-9 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Древал, М.Т. и Х.Дж. Древал (1987). «Составление времени и пространства в искусстве йоруба». Слово и изображение: журнал вербальных и визуальных исследований . 3 (3): 225–251. дои : 10.1080/02666286.1987.10435383 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Абиодун, Роуленд (2014). Искусство и язык йоруба: в поисках искусства в африканском искусстве . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  10. ^ Пиктон, Джон (1994). Роуленд Абидун; Генри Дж. Древол; Джон Пембертон III (ред.). Художник йоруба: новые теоретические взгляды на африканское искусство; [на основе симпозиума 1992 года, проведенного в музее Ритберг в Цюрихе] . Вашингтон [ua]: Издательство Смитсоновского института. ISBN  1560983396 .
  11. ^ Фогель, Сьюзен Маллин (весна 1999 г.). «Известные художники анонимных произведений». Африканское искусство . 32 (1): 40, 42, 50. дои : 10.2307/3337537 . JSTOR   3337537 .
  12. ^ Абидун, Роуленд (1994). Роуленд Абидун; Генри Дж. Древол; Джон Пембертон III (ред.). Художник йоруба: новые теоретические взгляды на африканское искусство; [на основе симпозиума 1992 года, проведенного в музее Ритберг в Цюрихе] . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института. ISBN  1560983396 .
  13. ^ Jump up to: а б «Формирование: Кузнец». Архивировано 10 ноября 2011 года в Wayback Machine Cutting to the Essence – Shaping for the Fire. 29 марта 1995 г. (получено 15 ноября 2011 г.)
  14. ^ Томпсон, Роберт Ф. (1972). Дуглас Фрейзер; Герберт М. Коул (ред.). Африканское искусство и лидерство . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. стр. 227–260. ISBN  0299058204 .
  15. ^ «Музей Эзи» . Вся Африка . Проверено 1 февраля 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aeb777c954e8f7ce3aa48fad8a44e704__1712913780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/04/aeb777c954e8f7ce3aa48fad8a44e704.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yoruba art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)