Ошун
Ошун | |
---|---|
Богиня воды, чистоты, плодородия, любви и чувственности. | |
Член Ориша | |
Другие имена | Осун, Очун, Оксум |
Почитается в | Религия йоруба , мифология Дагомеи , Водун , Сантерия , Кандомбле , Гаитянский Вуду , Доминиканский Вуду |
Животные | Стервятник, павлин |
Символы | Abẹ̀bẹ̀ , золото, бронза, янтарь, тыква, мед, медовуха , вино, кондитерские изделия , апельсин |
Цвет | Желтый, коралловый, золотой, белый |
Число | Пять |
Область | Нигерия , Бенин , Латинская Америка , Гаити , Куба |
Этническая группа | Народ йоруба , народ фон |
Фестивали | Осун-Осогбо |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | Чанго , Эринле |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афродита |
Римский эквивалент | Венера |
Скандинавский эквивалент | Фрейя , Фригг |
Ханаанский эквивалент | Астарта |
Хеттский эквивалент | Сауска |
Ошун (также Ọṣun , Ochún и Oxúm ) — йоруба ориша , связанный с любовью, сексуальностью, плодородием, женственностью, водой, судьбой, предсказанием, чистотой и красотой, а также рекой Осун , а также богатством и собственностью в Вуду. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она считается самой популярной и почитаемой из 401 ориша. [ 4 ]
В мифологии Ошун когда-то была королевой-супругой короля Шанго из Ойо , а после ее смерти обожествлялась и почиталась на фестивале Осун-Осогбо, двухнедельном ежегодном фестивале, который обычно проводится в августе в Осун-Осогбо. Священная роща в Осогбо . [ 5 ] [ 6 ] [ 3 ] Скрипка — это разновидность музыкальной церемонии в Регла-де-Оча, исполняемая в честь Осуна. Он включает в себя как европейскую классическую музыку, так и кубинскую популярную музыку. [ 7 ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно Литературному корпусу Ифа, Ошун была единственной женщиной Ирунмоле (первоначальный дух), посланной помочь Шанго создать мир Олодумаре , Верховным Богом, . Другие посланные духи проигнорировали Ошуна, который отправился к Шанго за советом. Одна из версий этой истории утверждает, что женские духи испытывали искушение взять дело в свои руки, но все их творческие попытки потерпели неудачу, потому что они действовали без мужского духовного руководства. Эта версия, возможно, была вдохновлена авраамическими религиями с патриархальным влиянием. [ 8 ]
Другая версия, более соответствующая началу истории, утверждает, что духи мужского пола пытались создать мир без женского влияния, и именно это исключение привело мир к краху. Независимо от версии, миф заканчивается тем, что Шанго заставляет другую руку духов уважать Ошуна так же, как они уважали бы его. [ 9 ] После ее смерти Олодумаре даровал ей силы ориши. [ 10 ]
Поклонение
[ редактировать ]Йоруба
[ редактировать ]Ошун — божественная покровительница реки Осун в Нигерии, носящей ее имя. Река берет свое начало в штате Экити на западе Нигерии и проходит через город Осогбо , где расположена Священная роща Осун-Осогбо , главное святилище божества. [ 3 ] Осуна чтят на фестивале Осун-Осогбо, двухнедельном ежегодном фестивале, который обычно проводится в августе в Священной роще Осун-Осогбо на берегу реки. [ 5 ] [ 6 ]
Бразилия
[ редактировать ]Ошун была принята в афро-бразильские религии , сохранив свою роль богини любви, красоты и воды, но с добавлением власти над богатством и процветанием. Последователи обращаются за помощью к Ошун в решении романтических проблем; Ориша также отвечает за брак и другие отношения. Как ориша финансовой жизни, ее также называют «Золотой леди». Когда-то это относилось к меди как к самому ценному металлу того времени. Ошуну поклоняются у рек и водопадов, реже возле источников минеральной воды. Она является символом чувствительности, и ее узнают по плачу. [ 6 ]
Кандомбле
[ редактировать ]В банту Кандомбле Ошун называют Нкиси Ндандалунда, Госпожа Плодородия и Луны. Хонголо и Кисимби имеют сходство с Ошуном, и их часто путают.
В Кандомбле Кету Ошун — божество пресной воды; покровитель беременности и плодородия; и принимает молитвы женщин, желающих иметь детей и защитить их во время беременности. Осун также защищает маленьких детей, пока они не начнут говорить; Преданные ласково называют ее «Мамаэ» («Мама»). [ 6 ] Растения, связанные с Осун в Бразилии, ароматные, сладкие и часто желтые, что отражает качества Ориша. К ним относится мята ( Lamicaea ). Осун связан с folha-de-dez-réis ( Hydrocotyle cybelleta ), растением семейства луговых. Многие виды имеют ярко-желтый цвет, что отражает связь Осуна с золотом и богатством. Она также связана с фолха-да-фортуной или каланхоэ перистым . [ 11 ]
Тяжелый
[ редактировать ]Озун - еще один крупный Ориша , отличающийся от Осуна, последнего также называют «Ошун» и «Очун» в религии сантерия Карибского бассейна ( Куба , Пуэрто-Рико и Тринидад ), завезенной народом йоруба во время трансатлантической работорговли. В то время как Озун — Ориша мужского рода, связанный с Иоанном Крестителем , Очун синкретизируется с Богоматерью Милосердия . [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Аругаба на фестивале Осун-Осогбо
-
Аругаба на фестивале Осун-Осогбо
-
Резьба по дереву Ошун работы Карибе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монаган, Монаган (2014). Энциклопедия богинь и героинь . Новая Всемирная библиотека. п. 15. ISBN 9781608682188 .
- ^ Коулман, Моника А. (2006). «Афроамериканская религия и гендер» . В Пинне, Энтони Б. (ред.). Религиозные культуры афроамериканцев . п. 501. ИСБН 9781576074701 .
- ^ Jump up to: а б с Мюррелл, Натаниэль Сэмюэл (2009). Афро-карибские религии: введение в их исторические, культурные и священные традиции . Издательство Университета Темпл. ISBN 9781439901755 .
- ^ «Ошун | Божество йоруба | Британика» . www.britanica.com . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мартина, Ифе (6 октября 2015 г.). «Традиция фестиваля йоруба продолжается: 50 невероятных фотографий, прославляющих речную богиню Ошун» . ХорошоАфрика.com . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лопес, Ней (2004). Бразильская энциклопедия африканской диаспоры . Сан-Паулу, СП: Selo Negro Edições. п. 505. ИСБН 8587478214 .
- ^ [1] СКРИПКА ДЛЯ ОЧУН-С РЕГГЕТОНОМ! Джонни Фриас. Куба Контрапункты, ноябрь 2016 г.
- ^ Кумари, Мудрость. «Демистификация Иями» www.you.com.com. Получено 18 августа.
- ^ Элибуибон, Йеми (2013). Невидимые силы метафизического мира: взгляд в мир ведьм. Институт древней философии. п. 110. ЛЦН 2009351910.
- ^ Кумари, Айеле (2013). Иянифа: Женщины Мудрости . США: Maat Group. п. 40. ИСБН 978-1500492892 .
- ^ Алексиадес, Мигель (2009). Мобильность и миграция в коренной Амазонии: современные этноэкологические перспективы . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 9781845455637 .
- ^ Олупана, Джейкоб О.К. и Терри Рей. Преданность Триши как мировая религия: глобализация религиозной культуры йоруба. Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина, 2008. Печать, стр.395.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аджиабде, Г. Олусола. Ведение переговоров: Осун в вербальных и визуальных метафорах , Байройт, Рабочие документы, 2005.
- Афолаби, Кайоде. Осун Осогбо - Священные люди и священные места , Чарльстон, 2006 г.
- Бадехо, Дьедре, Ошун Сигеси: элегантное божество богатства, власти и женственности , Асмэра
- Де Ла Торре, Мигель А., «Танцы с Очуном: представляя, как черная богиня стала белой», в книге «Черная религия и эстетика: религиозная мысль и жизнь в Африке и африканской диаспоре» , Энтони Пинн, изд., Cambridge University Press, стр. . 113–134.
- Факайоде, Файеми Фатунде, Осун: Мужественная женщина , Athelia Henrietta Press, 2004.
- Мерфи, Джозеф М.; Сэнфорд, Мэй-Мэй. Осун через воды: богиня йоруба в Африке и Америке . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2001.
- Пробст, Питер, Осогбо и искусство наследия: памятники, божества и деньги . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2011.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Божества красоты
- Богини красоты
- Бразильские божества
- Божества плодородия
- Богини плодородия
- Народный святой
- Божества любви и похоти
- Богини любви и похоти
- Сантерия
- Божества знаний
- Богини знаний
- Морские и речные божества
- Морские и речные богини
- Водные божества
- Водные богини
- Божества йоруба
- Богини йоруба