Jump to content

Окунь люди

Шнур
Общая численность населения
804,945 (2011)
Регионы со значительной численностью населения
Штат Коги - 804 945
 · Иджуму : 137 790
 · Ягба Запад : 162 570
 · Ягба Восток : 171 530
 · Кабба/Буни : 167 980
 · Локоджа (50%): 114 235
 · Мопа – Муро : 50 840
Родственные этнические группы
История , Время , Огонь ,
Другие люди йоруба

Народ окун – это народ, говорящий на языке йоруба , проживающий в основном в Коги , но имеющий поселения в Квара , Экити и Ондо штатах в Нигерии . [ 1 ] Их диалекты обычно относят к группе северо-восточных языков йоруба (NEY). [ 2 ] В совокупности их называют «Окун», что на диалектах Окунь может означать «Извините», «Молодец» или всеобъемлющее приветствие. Точно так же эта форма приветствия также встречается среди экити и игбомина групп народа йоруба . Это также способ приветствия среди народа иджеса на юго-западе Нигерии.

Эта идентичность, которая, вероятно, была впервые предложена Евой Крафт-Аскари во время полевой экспедиции 1965 года, получила широкое признание среди коренного народа йоруба и ученых. Отдельные подгруппы окунов имеют некоторую историческую и языковую близость, но все же сохраняют индивидуальные особенности. [ 3 ] Таким образом, «окун» относится к отдельным, но культурно связанным народам ове , яягба , адде , гбоду , буну или абуну , икири и воро , которые вместе, как говорят, составляют 20% населения штата Коги , согласно весьма спорному исследованию. Всероссийская перепись населения 2006 года. Говорят также, что их местная еда - толченый ямс, которым они делятся с народом Экити.

Отдельные исторические сведения, в которых говорится, что народ окунь мигрировал из Иле-Ифе, очень популярны и пользуются большим признанием среди народа. Например, в версии устной традиции Ягба человек, который привел группу людей к их нынешнему местоположению, был отправлен из Иле-Ифе для основания поселения, но не возвращался в течение длительного периода времени, чтобы отчитаться о своих расходах. Когда он в конце концов вернулся и объяснил, что потерял большую часть приобретенной земли из-за других мигрантов, его обвинили в этой потере. Так он ответил на языке йоруба, Ìyà àgbà lo jemí , пункт, из которого произошло название Иягба или Ягба.

Однако Аде Обаеми утверждал, что люди окуны являются аборигенами в месте слияния Нигер-Бенуэ и, возможно, не мигрировали на свое нынешнее место из Иль-Ифе. [ 4 ] На основании вышеизложенного историю народа Окуня можно рассматривать на эпохальной основе. Первой группой людей могли быть аборигены, которые жили в каменных убежищах, таких как Итакапа и холм Огбогба в Иффе-Иджуму, гора Удениву в Айере и холм Охура в Бунуланде. Эту группу людей в конечном итоге встретили на земле, когда в Окунланд забрели мигранты из Ойо-Иле или Иле-Ифе. таким образом, заселение Окунланда многогранно и не может быть объяснено только переселенцами из Иле-Ифе. [ 5 ] В результате развития событий, последовавших за военным вторжением Нупе в 19 веке, народ окунь стал меньшинством в северном регионе Нигерии , отделенным от своих родственников на юго-западе. [ 6 ]

Археология

[ редактировать ]

Археологические данные предполагают, что люди окуны могут быть коренными жителями их территории и связаны с группой прото-йоруба, жившей к западу от реки Нигер, что противоречит легендам о миграции Иль-Ифе. [ 7 ]

В Огиди-Иджуму археологические данные на открытых участках и в скальных убежищах показали, что этот регион был заселен со времен позднего каменного века (LSA) в Западной Африке, примерно с 2000 года до нашей эры. Сопоставимый метод датирования был использован для датировки археологического памятника Огиди-Иджуму. [ 8 ] В раскопанном убежище находились керамика и каменные орудия (в основном кварцевые), которые были исследованы и сопоставлены с аналогичными находками из других мест в этом районе, особенно Иффе-Иджуму. Туби (2020) создал хронологическую структуру этого места, проанализировав особенности и технологические сложности артефактов, и пришел к выводу, что артефакты являются частью наборов керамических инструментов позднего каменного века, которые датируются примерно 300–400 гг. до н. э.; а общая площадь датируется 2000 годом до нашей эры. [ 8 ]

Аналогичные свидетельства, в том числе артефакты керамического каменного века, датируемые 300–400 годами до нашей эры, были обнаружены в Иффе-Иджуму. [ 9 ] Дата из Итаакпы широко использовалась как одно из немногих свидетельств перехода от экономики каменного века к оседлому образу жизни в Нигерии. Таким образом, с археологической точки зрения, люди окунь населяли свою нынешнюю местность с периода каменного века до сих пор. [ 5 ]

Географическое положение и населенные пункты

[ редактировать ]

Земля Окуня расположена в пределах от 5°30' до 7°15' восточной долготы и от 7°15' до 3°45' широты. Они занимают район слияния Нигера и Бенуэ вместе с Южным Нупе , Какандой, Эбирой (Пандой и Кото), Гбадьи и Игалой . К западу от земли Окун находятся подгруппы Игбомина и Экити Йоруба . [ 2 ]

Исторически люди окунь жили небольшими социально-политическими единицами с нефиксированными политическими границами, что позволяло осуществлять социальное, культурное и коммерческое взаимодействие. До сих пор по всей земле Окуня разбросаны деревни с населением в сотни или несколько тысяч человек. Народ окунь расселен в шести районах местного самоуправления в штате Коги , а именно: Кабба-Буну, Ягба-Запад, Ягба-Восток, Мопа-Муро , Ойому и Локоджа . Населенные пункты включают Мопа, Огиди , Айеторо-Гбеде , Окедайо, Одо-Эре , Ифе Эгбе , , Ияра , Иямойе, Одоапе, Экинрин-Адде, Кабба , Исанлу, Обажана , Икойи, Агбая . [ 10 ]

Люди окуны говорят на различных диалектах йоруба, таких как икири, ове, иягба, адде, буну и Ọwọrọ, которые в значительной степени взаимопонятны, и многие из них говорят на ойо йоруба . [ 11 ] В последнее время предпринимались попытки стандартизировать и примирить диалекты окунь в единый язык, понятный всем. Наиболее заметным из этих усилий является Библия Окуна, переведенная и опубликованная Библейским обществом Нигерии в 2022 году. [ 12 ]

Система письма

[ редактировать ]

Система письма, принятая Библейским обществом Нигерии при создании переведенной Библии Окуна, основана на модифицированном латинском письме йоруба с некоторыми исключениями, как это показано в более старых сочинениях Окуна. [ 13 ] Существует разница в способе написания орфографии по сравнению с традиционным йоруба, а также в используемой орфографии и фонологической системе. В традиционном языке йоруба звук /x/, выраженный как «GH» в письменности окун, не существует. Кроме того, Библия Окуня исключает использование /ʃ/, несмотря на то, что в некоторых субдиалектах представлен этот звук.

Полная орфографическая система, используемая переводчиками Библии Окуня, представлена ​​ниже:

ABDE Ẹ FG GB GH HIJKLMNO Ọ FINGERS

Примеры предложений
Английский Шнур Йоруба
Человек, который посадил кукурузу Мужчина сушит кукурузу Человек, который посадил кукурузу
я пел вчера Мне четыре года я пел вчера
Оставь меня! Оставь меня позади! Оставь меня в покое!
Я забыл тебе об этом сказать Я говорил и сказал: гин гин Я забыл тебе сказать

Культура

[ редактировать ]

Различные группы окунов имеют схожую одежду, кухню, традиционную религию, культуру маскарада и т. д. Мужчины занимались сельским хозяйством и охотой, в то время как женщины заботились о доме и воспитывали детей. Выращиваемые культуры включали кофе, какао, ямс, маниоку, кукурузу, сорго, арахис, фасоль и хлопок. Женщины Абуну (и, в меньшей степени, их соседи Долу и Уру) были известны ткачеством и торговлей асо-ипо, красной тканью, используемой при захоронении богатых и для изготовления маскарадных платьев. Этот текстиль также был предметом торговли женщин Абуну со своими соседями Эбира и другими людьми. [ 14 ]

Народ окунь исповедует христианство, ислам и традиционные африканские религии. Хотя люди окунь практикуют поклонение Ориса , как Санго и Огун , и консультации с Ифа (или Иха ), как и другие более крупные подгруппы йоруба, выдающееся значение отдается поклонению эборе , которая считается духами, живущими в лесах, пещерах, горах, ручей или реки. [ 2 ] У народа окунь схожая культура маскарада, и эти маскарады (эгунгун или эгун), как говорят, представляют духов предков. Хотя существуют маскарады, такие как Эпа маскарад , которые похожи на те, которые встречаются среди других групп йоруба, Ина-око , Онигабон , Оуна и подобные другим маскарадам, которые повсеместно распространены на земле Окун. [ 15 ] [ 16 ] не встречаются среди других групп йоруба, а скорее похожи на группы некоторых неокунских жителей слияния Нигера и Бенуэ, таких как басса-нгес. [ 4 ] В то время как культовые группы Эгунгун почти исключительно состоят из мужчин, у женщин также была своя группа под названием Офоси ( Охоси в Оворо). Женщины офоси говорили на языке, который был непонятен местным жителям, и считалось, что они могли мистическими средствами вызвать людей домой из любого места.

До появления нупесов в 19 веке каждая из подгрупп окунов не имела какой-либо формы центрального правительства и была организована в небольшие города-государства. [ 6 ] [ 17 ] Каждое «государство» управлялось руководством, которое ротировалось среди составляющих его родов или кланов. Центральная система королевской власти привела к созданию таких королевских стульев, как Обаро Каббы , Олубуну Буну, Олуджуму Иджуму, Агбана Исанлу, Олу Ууру. Обаро Каббы, Оба Майкл Олобайо (Обаро Эро Иль), является председателем традиционного совета Окун. [ 18 ] [ 19 ]

В начале 20-го века Олу Уору (и глава района Уору) получил руководящую роль над районами, не относящимися к Окуну, в Каканде, Купе и Эггане, в то время как Обаа ро Каббы имел контролирующую роль над другими людьми Окуна. [ 4 ] Кабба , которая использовалась в качестве административной и военной базы экспедиции Нупе, стала столицей провинции Кабба северного региона и остается крупнейшим и самым важным городом народа окунь. Несмотря на отмеченные сходства, в культуре различных подгрупп окунов все же существуют заметные различия. Некоторые из этих различий можно заметить в языке, политических устройствах, социальных институтах и ​​множестве эбор (божеств), которым поклоняются. [ 2 ]

У окуня, как известно, есть деликатесы. Супы включают суп ора (молотая сушеная бамия), акуку и суп танкелекон. Их обычно едят с толченым бататом. Популярная закуска называется адун (жареная фасоль с пальмовым маслом и сахаром).

Политическая борьба

[ редактировать ]

До создания штата Коги 27 августа 1991 года народ окун йоруба проживал в штате Квара вместе с некоторыми из своих соседей экити и игбомина . Воспринимаемая постоянная маргинализация народа окун в штате Коги заставила их призвать к созданию штата и предложить сделать его частью юго-западной геополитической зоны Нигерии или исключить районы / общины, в которых доминируют окуны, из нынешнего штата Коги. и добавление к юго-западному штату с предпочтением Экити . [ 19 ] [ 20 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Обаеми, Аде (1978). «Джихад Сокото и йоруба О-Кун: обзор» . Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (2): 61–87. JSTOR   41857062 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Байо Иджагбеми (1996) «О-ОКУН ЙОРУБА В ИСТОРИОГРАФИИ ИСКУССТВА ЙОРУБА: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ». Кандидатская диссертация. Университет Аризоны
  3. ^ Отитоджу, Дж. (2002). Лагос: WEPCOM Publishers Limited.
  4. ^ Jump up to: а б с Энн О'Хир (2006) «История окуна йоруба: направление исследований» , йоруба идентичность и политика власти, редакторы: Тойин Фалола, Энн Дженова, том: 22, издатели: Boydell & Brewer, University of Rochester Press (февраль 2006 г.) Страницы 111-126
  5. ^ Jump up to: а б Бакинде СО (2013) «Устные рассказы о происхождении и моделях расселения народа окун в Центральной Нигерии». Журнал туризма и исследований наследия. Том 2 №2
  6. ^ Jump up to: а б Аде Обаеми (1978) «ДЖИХАД СОКОТО И ЙОРУБА О-КУН: ОБЗОР» Журнал Исторического общества Нигерии. Том. 9, нет. 2, с. 61-87. Опубликовано: Историческое общество Нигерии.
  7. ^ Акинвуми Огундиран (2020). «Йоруба: новая история» Издательство Университета Индианы
  8. ^ Jump up to: а б Пол-Коладе Туби (2020). «Антрополого-археологическое исследование стоянки позднего каменного века на северо-востоке Земли йоруба Огиди-Иджуму». Журнал африканских исследований и устойчивого развития
  9. ^ Асакитипи Алекс (2001). «Раскопки каменного убежища Асейе в Иффе-Иджуму, штат Коги, Нигерия». Западноафриканский журнал археологии (WAJA), 31 (1), 31–60.
  10. ^ «Призыв к созданию государства ОКУН - Обафеми Коя » Получено 19 января.
  11. ^ Арокойо Боланле, «Обзор фонологии Окуна»
  12. ^ Аянфеолува, Провиденс. «BSN за пять лет завершит полный перевод Библии Окуня» .
  13. ^ Арокойо, Боланле. OWÉ REVITALIZATION: ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ .
  14. ^ Элиша П. Ренне (июль 1992 г. «Асо Ипо, красная ткань из Буну», African Arts. Vol. 25, № 3, специальный выпуск: West African Textiles, стр. 64-69 + 102. Опубликовано: UCLA James S. Центр африканских исследований Коулмана. DOI: 10.2307/3337002.
  15. ^ Олаволе Ф. Фамуле (2005) Духовность искусства: Северо-восточный Иджуму-Йоруба Эгунгун. Кандидатская диссертация. Университет Аризоны
  16. ^ , Орунгбами Т.С. «Народ оворо в районе слияния Нигер-Бенуэ», JHL Nig.Ltd, Локоджа, Нигерия.
  17. ^ Апата З.О. (1995). «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КОНФЛИКТ В НИГЕРИИ, 1840-1940: ПРИМЕР СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ЙОРУБАЛЕНДА» , Трансафриканский журнал истории, том. 24, стр. 106–122. Издатель: Gideon Were Publications.
  18. NAN, «Совет вождей восхваляет Обаро Каббу в честь его 30-летия» «Thisdaylive», Нигерия, 17 октября 2015 г., 16:04, дата обращения 1 января 2016 г.
  19. ^ Jump up to: а б Thisdaylive, «Окун Йоруба предпочитают присоединиться к Юго-Западу» «Thisdaylive», Нигерия, 7 марта 2014 г., дата обращения 14 декабря 2015 г.
  20. ^ Jide Ige.(1999) Создание государства и вопрос меньшинств в Нигерии. Проблемы современной политической экономии Нигерии. Редактор: Хасан А. Салиу. опубликовано Sally and Associates, Илорин, Нигерия. ISBN   978-34794-9-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Оеларан О.О. (1978), «Лингвистические размышления по истории йоруба», в его ОТДЕЛЕНИИ АФРИКАНСКИХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУР, СЕРИЯ СЕМИНАРОВ УНИВЕРСИТЕТА IFE, 1:624-651. Ифе – Кафедра африканских языков и литературы, Университет Ифе, Нигерия.
  • Бернхард Штрук (1911) «Лингвистическая библиография Северной Нигерии: включая хауса и фула, с заметками о диалектах йоруба» Журнал Королевского африканского общества. Том. 11, № 41 (октябрь 1911 г.), стр. 47–61. Опубликовано: Oxford University Press от имени Королевского африканского общества.
  • Бакинде СО (2013) «Устные рассказы о происхождении и моделях расселения народа окун в Центральной Нигерии». Журнал туризма и исследований наследия. Том 2 №2
  • Темпл О., Темпл CL (1919) «Заметки о племенах, провинциях, эмиратах и ​​штатах северных провинций Нигерии». Отпечатано THE ARGUS PRINTING cK: Publishing Company, LIMITED. КЕЙПТАУН
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e99d7074b9b6b6d2526d7dbc096a245__1717901880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/45/1e99d7074b9b6b6d2526d7dbc096a245.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Okun people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)