Окунь люди
Общая численность населения | |
---|---|
804,945 (2011) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Штат Коги - 804 945 · Иджуму : 137 790 · Ягба Запад : 162 570 · Ягба Восток : 171 530 · Кабба/Буни : 167 980 · Локоджа (50%): 114 235 · Мопа – Муро : 50 840 | |
Родственные этнические группы | |
История , Время , Огонь , Другие люди йоруба |
Народ окун – это народ, говорящий на языке йоруба , проживающий в основном в Коги , но имеющий поселения в Квара , Экити и Ондо штатах в Нигерии . [ 1 ] Их диалекты обычно относят к группе северо-восточных языков йоруба (NEY). [ 2 ] В совокупности их называют «Окун», что на диалектах Окунь может означать «Извините», «Молодец» или всеобъемлющее приветствие. Точно так же эта форма приветствия также встречается среди экити и игбомина групп народа йоруба . Это также способ приветствия среди народа иджеса на юго-западе Нигерии.
Эта идентичность, которая, вероятно, была впервые предложена Евой Крафт-Аскари во время полевой экспедиции 1965 года, получила широкое признание среди коренного народа йоруба и ученых. Отдельные подгруппы окунов имеют некоторую историческую и языковую близость, но все же сохраняют индивидуальные особенности. [ 3 ] Таким образом, «окун» относится к отдельным, но культурно связанным народам ове , яягба , адде , гбоду , буну или абуну , икири и воро , которые вместе, как говорят, составляют 20% населения штата Коги , согласно весьма спорному исследованию. Всероссийская перепись населения 2006 года. Говорят также, что их местная еда - толченый ямс, которым они делятся с народом Экити.
История
[ редактировать ]Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Отдельные исторические сведения, в которых говорится, что народ окунь мигрировал из Иле-Ифе, очень популярны и пользуются большим признанием среди народа. Например, в версии устной традиции Ягба человек, который привел группу людей к их нынешнему местоположению, был отправлен из Иле-Ифе для основания поселения, но не возвращался в течение длительного периода времени, чтобы отчитаться о своих расходах. Когда он в конце концов вернулся и объяснил, что потерял большую часть приобретенной земли из-за других мигрантов, его обвинили в этой потере. Так он ответил на языке йоруба, Ìyà àgbà lo jemí , пункт, из которого произошло название Иягба или Ягба.
Однако Аде Обаеми утверждал, что люди окуны являются аборигенами в месте слияния Нигер-Бенуэ и, возможно, не мигрировали на свое нынешнее место из Иль-Ифе. [ 4 ] На основании вышеизложенного историю народа Окуня можно рассматривать на эпохальной основе. Первой группой людей могли быть аборигены, которые жили в каменных убежищах, таких как Итакапа и холм Огбогба в Иффе-Иджуму, гора Удениву в Айере и холм Охура в Бунуланде. Эту группу людей в конечном итоге встретили на земле, когда в Окунланд забрели мигранты из Ойо-Иле или Иле-Ифе. таким образом, заселение Окунланда многогранно и не может быть объяснено только переселенцами из Иле-Ифе. [ 5 ] В результате развития событий, последовавших за военным вторжением Нупе в 19 веке, народ окунь стал меньшинством в северном регионе Нигерии , отделенным от своих родственников на юго-западе. [ 6 ]
Археология
[ редактировать ]Археологические данные предполагают, что люди окуны могут быть коренными жителями их территории и связаны с группой прото-йоруба, жившей к западу от реки Нигер, что противоречит легендам о миграции Иль-Ифе. [ 7 ]
В Огиди-Иджуму археологические данные на открытых участках и в скальных убежищах показали, что этот регион был заселен со времен позднего каменного века (LSA) в Западной Африке, примерно с 2000 года до нашей эры. Сопоставимый метод датирования был использован для датировки археологического памятника Огиди-Иджуму. [ 8 ] В раскопанном убежище находились керамика и каменные орудия (в основном кварцевые), которые были исследованы и сопоставлены с аналогичными находками из других мест в этом районе, особенно Иффе-Иджуму. Туби (2020) создал хронологическую структуру этого места, проанализировав особенности и технологические сложности артефактов, и пришел к выводу, что артефакты являются частью наборов керамических инструментов позднего каменного века, которые датируются примерно 300–400 гг. до н. э.; а общая площадь датируется 2000 годом до нашей эры. [ 8 ]
Аналогичные свидетельства, в том числе артефакты керамического каменного века, датируемые 300–400 годами до нашей эры, были обнаружены в Иффе-Иджуму. [ 9 ] Дата из Итаакпы широко использовалась как одно из немногих свидетельств перехода от экономики каменного века к оседлому образу жизни в Нигерии. Таким образом, с археологической точки зрения, люди окунь населяли свою нынешнюю местность с периода каменного века до сих пор. [ 5 ]
Географическое положение и населенные пункты
[ редактировать ]Земля Окуня расположена в пределах от 5°30' до 7°15' восточной долготы и от 7°15' до 3°45' широты. Они занимают район слияния Нигера и Бенуэ вместе с Южным Нупе , Какандой, Эбирой (Пандой и Кото), Гбадьи и Игалой . К западу от земли Окун находятся подгруппы Игбомина и Экити Йоруба . [ 2 ]
Исторически люди окунь жили небольшими социально-политическими единицами с нефиксированными политическими границами, что позволяло осуществлять социальное, культурное и коммерческое взаимодействие. До сих пор по всей земле Окуня разбросаны деревни с населением в сотни или несколько тысяч человек. Народ окунь расселен в шести районах местного самоуправления в штате Коги , а именно: Кабба-Буну, Ягба-Запад, Ягба-Восток, Мопа-Муро , Ойому и Локоджа . Населенные пункты включают Мопа, Огиди , Айеторо-Гбеде , Окедайо, Одо-Эре , Ифе Эгбе , , Ияра , Иямойе, Одоапе, Экинрин-Адде, Кабба , Исанлу, Обажана , Икойи, Агбая . [ 10 ]
Язык
[ редактировать ]Люди окуны говорят на различных диалектах йоруба, таких как икири, ове, иягба, адде, буну и Ọwọrọ, которые в значительной степени взаимопонятны, и многие из них говорят на ойо йоруба . [ 11 ] В последнее время предпринимались попытки стандартизировать и примирить диалекты окунь в единый язык, понятный всем. Наиболее заметным из этих усилий является Библия Окуна, переведенная и опубликованная Библейским обществом Нигерии в 2022 году. [ 12 ]
Система письма
[ редактировать ]Система письма, принятая Библейским обществом Нигерии при создании переведенной Библии Окуна, основана на модифицированном латинском письме йоруба с некоторыми исключениями, как это показано в более старых сочинениях Окуна. [ 13 ] Существует разница в способе написания орфографии по сравнению с традиционным йоруба, а также в используемой орфографии и фонологической системе. В традиционном языке йоруба звук /x/, выраженный как «GH» в письменности окун, не существует. Кроме того, Библия Окуня исключает использование /ʃ/, несмотря на то, что в некоторых субдиалектах представлен этот звук.
Полная орфографическая система, используемая переводчиками Библии Окуня, представлена ниже:
ABDE Ẹ FG GB GH HIJKLMNO Ọ FINGERS
Английский | Шнур | Йоруба |
---|---|---|
Человек, который посадил кукурузу | Мужчина сушит кукурузу | Человек, который посадил кукурузу |
я пел вчера | Мне четыре года | я пел вчера |
Оставь меня! | Оставь меня позади! | Оставь меня в покое! |
Я забыл тебе об этом сказать | Я говорил и сказал: гин гин | Я забыл тебе сказать |
Культура
[ редактировать ]Различные группы окунов имеют схожую одежду, кухню, традиционную религию, культуру маскарада и т. д. Мужчины занимались сельским хозяйством и охотой, в то время как женщины заботились о доме и воспитывали детей. Выращиваемые культуры включали кофе, какао, ямс, маниоку, кукурузу, сорго, арахис, фасоль и хлопок. Женщины Абуну (и, в меньшей степени, их соседи Долу и Уру) были известны ткачеством и торговлей асо-ипо, красной тканью, используемой при захоронении богатых и для изготовления маскарадных платьев. Этот текстиль также был предметом торговли женщин Абуну со своими соседями Эбира и другими людьми. [ 14 ]
Народ окунь исповедует христианство, ислам и традиционные африканские религии. Хотя люди окунь практикуют поклонение Ориса , как Санго и Огун , и консультации с Ифа (или Иха ), как и другие более крупные подгруппы йоруба, выдающееся значение отдается поклонению эборе , которая считается духами, живущими в лесах, пещерах, горах, ручей или реки. [ 2 ] У народа окунь схожая культура маскарада, и эти маскарады (эгунгун или эгун), как говорят, представляют духов предков. Хотя существуют маскарады, такие как Эпа маскарад , которые похожи на те, которые встречаются среди других групп йоруба, Ина-око , Онигабон , Оуна и подобные другим маскарадам, которые повсеместно распространены на земле Окун. [ 15 ] [ 16 ] не встречаются среди других групп йоруба, а скорее похожи на группы некоторых неокунских жителей слияния Нигера и Бенуэ, таких как басса-нгес. [ 4 ] В то время как культовые группы Эгунгун почти исключительно состоят из мужчин, у женщин также была своя группа под названием Офоси ( Охоси в Оворо). Женщины офоси говорили на языке, который был непонятен местным жителям, и считалось, что они могли мистическими средствами вызвать людей домой из любого места.
До появления нупесов в 19 веке каждая из подгрупп окунов не имела какой-либо формы центрального правительства и была организована в небольшие города-государства. [ 6 ] [ 17 ] Каждое «государство» управлялось руководством, которое ротировалось среди составляющих его родов или кланов. Центральная система королевской власти привела к созданию таких королевских стульев, как Обаро Каббы , Олубуну Буну, Олуджуму Иджуму, Агбана Исанлу, Олу Ууру. Обаро Каббы, Оба Майкл Олобайо (Обаро Эро Иль), является председателем традиционного совета Окун. [ 18 ] [ 19 ]
В начале 20-го века Олу Уору (и глава района Уору) получил руководящую роль над районами, не относящимися к Окуну, в Каканде, Купе и Эггане, в то время как Обаа ро Каббы имел контролирующую роль над другими людьми Окуна. [ 4 ] Кабба , которая использовалась в качестве административной и военной базы экспедиции Нупе, стала столицей провинции Кабба северного региона и остается крупнейшим и самым важным городом народа окунь. Несмотря на отмеченные сходства, в культуре различных подгрупп окунов все же существуют заметные различия. Некоторые из этих различий можно заметить в языке, политических устройствах, социальных институтах и множестве эбор (божеств), которым поклоняются. [ 2 ]
Кухня
[ редактировать ]У окуня, как известно, есть деликатесы. Супы включают суп ора (молотая сушеная бамия), акуку и суп танкелекон. Их обычно едят с толченым бататом. Популярная закуска называется адун (жареная фасоль с пальмовым маслом и сахаром).
Политическая борьба
[ редактировать ]До создания штата Коги 27 августа 1991 года народ окун йоруба проживал в штате Квара вместе с некоторыми из своих соседей экити и игбомина . Воспринимаемая постоянная маргинализация народа окун в штате Коги заставила их призвать к созданию штата и предложить сделать его частью юго-западной геополитической зоны Нигерии или исключить районы / общины, в которых доминируют окуны, из нынешнего штата Коги. и добавление к юго-западному штату с предпочтением Экити . [ 19 ] [ 20 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Пиус Адесанми
- Смарт Адейеми
- SA Аджайи
- Сет Сандей Аджайи
- Подумайте, Аджибаде
- Дэри Арт Аладе
- Это был Инка Алао
- Этанниби Алемика
- Сэмми Амеоби
- Шола Амеоби
- Толулопа Аротиле
- Профессор Дапо Фолоруншо Асаю
- Воскресенье Авонийи
- Джон Олатунде Айени
- Воскресное море
- Йетунде Барнабас
- TY Bello
- Тунде Байеву
- Джозеф Абиодун Балогун
- Найк Дэвис-Окундайе
- Достопочтенный Абиодун Фалеке
- Джейвон
- Дэвид Джемибевон
- Сэмюэл Джемигбон
- Эйтайо Ламбо
- Дино Мелайе
- Профессор Олуфеми Обафеми
- Джон Обаро
- Почувствуй Огбеху
- Байо Оджо
- Джиде Омокоре
- Кардинал Джон Онайекан
- Джувон Ошанива
- WizzyPro
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обаеми, Аде (1978). «Джихад Сокото и йоруба О-Кун: обзор» . Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (2): 61–87. JSTOR 41857062 .
- ^ Jump up to: а б с д Байо Иджагбеми (1996) «О-ОКУН ЙОРУБА В ИСТОРИОГРАФИИ ИСКУССТВА ЙОРУБА: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ». Кандидатская диссертация. Университет Аризоны
- ^ Отитоджу, Дж. (2002). Лагос: WEPCOM Publishers Limited.
- ^ Jump up to: а б с Энн О'Хир (2006) «История окуна йоруба: направление исследований» , йоруба идентичность и политика власти, редакторы: Тойин Фалола, Энн Дженова, том: 22, издатели: Boydell & Brewer, University of Rochester Press (февраль 2006 г.) Страницы 111-126
- ^ Jump up to: а б Бакинде СО (2013) «Устные рассказы о происхождении и моделях расселения народа окун в Центральной Нигерии». Журнал туризма и исследований наследия. Том 2 №2
- ^ Jump up to: а б Аде Обаеми (1978) «ДЖИХАД СОКОТО И ЙОРУБА О-КУН: ОБЗОР» Журнал Исторического общества Нигерии. Том. 9, нет. 2, с. 61-87. Опубликовано: Историческое общество Нигерии.
- ^ Акинвуми Огундиран (2020). «Йоруба: новая история» Издательство Университета Индианы
- ^ Jump up to: а б Пол-Коладе Туби (2020). «Антрополого-археологическое исследование стоянки позднего каменного века на северо-востоке Земли йоруба Огиди-Иджуму». Журнал африканских исследований и устойчивого развития
- ^ Асакитипи Алекс (2001). «Раскопки каменного убежища Асейе в Иффе-Иджуму, штат Коги, Нигерия». Западноафриканский журнал археологии (WAJA), 31 (1), 31–60.
- ^ «Призыв к созданию государства ОКУН - Обафеми Коя » Получено 19 января.
- ^ Арокойо Боланле, «Обзор фонологии Окуна»
- ^ Аянфеолува, Провиденс. «BSN за пять лет завершит полный перевод Библии Окуня» .
- ^ Арокойо, Боланле. OWÉ REVITALIZATION: ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ .
- ^ Элиша П. Ренне (июль 1992 г. «Асо Ипо, красная ткань из Буну», African Arts. Vol. 25, № 3, специальный выпуск: West African Textiles, стр. 64-69 + 102. Опубликовано: UCLA James S. Центр африканских исследований Коулмана. DOI: 10.2307/3337002.
- ^ Олаволе Ф. Фамуле (2005) Духовность искусства: Северо-восточный Иджуму-Йоруба Эгунгун. Кандидатская диссертация. Университет Аризоны
- ^ , Орунгбами Т.С. «Народ оворо в районе слияния Нигер-Бенуэ», JHL Nig.Ltd, Локоджа, Нигерия.
- ^ Апата З.О. (1995). «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КОНФЛИКТ В НИГЕРИИ, 1840-1940: ПРИМЕР СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ЙОРУБАЛЕНДА» , Трансафриканский журнал истории, том. 24, стр. 106–122. Издатель: Gideon Were Publications.
- ↑ NAN, «Совет вождей восхваляет Обаро Каббу в честь его 30-летия» «Thisdaylive», Нигерия, 17 октября 2015 г., 16:04, дата обращения 1 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Thisdaylive, «Окун Йоруба предпочитают присоединиться к Юго-Западу» «Thisdaylive», Нигерия, 7 марта 2014 г., дата обращения 14 декабря 2015 г.
- ^ Jide Ige.(1999) Создание государства и вопрос меньшинств в Нигерии. Проблемы современной политической экономии Нигерии. Редактор: Хасан А. Салиу. опубликовано Sally and Associates, Илорин, Нигерия. ISBN 978-34794-9-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оеларан О.О. (1978), «Лингвистические размышления по истории йоруба», в его ОТДЕЛЕНИИ АФРИКАНСКИХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУР, СЕРИЯ СЕМИНАРОВ УНИВЕРСИТЕТА IFE, 1:624-651. Ифе – Кафедра африканских языков и литературы, Университет Ифе, Нигерия.
- Бернхард Штрук (1911) «Лингвистическая библиография Северной Нигерии: включая хауса и фула, с заметками о диалектах йоруба» Журнал Королевского африканского общества. Том. 11, № 41 (октябрь 1911 г.), стр. 47–61. Опубликовано: Oxford University Press от имени Королевского африканского общества.
- Бакинде СО (2013) «Устные рассказы о происхождении и моделях расселения народа окун в Центральной Нигерии». Журнал туризма и исследований наследия. Том 2 №2
- Темпл О., Темпл CL (1919) «Заметки о племенах, провинциях, эмиратах и штатах северных провинций Нигерии». Отпечатано THE ARGUS PRINTING cK: Publishing Company, LIMITED. КЕЙПТАУН