язык ицекири
Самописный | |
---|---|
Родной для | Нигерия |
Этническая принадлежность | Ицекири люди |
Носители языка | 940,000 (2020) [1] |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | its |
глоттолог | isek1239 |
Язык ицекири является основной ветвью йорубоида . [2] группа языков, которая как группа является ключевым членом подсемейства -Нигер Вольта в нигерско-конголезской семье африканских языков . На ицекири говорят почти 900 000 человек в Нигерии как на родном языке, а многие другие - как на дополнительном языке, особенно в дельте Нигера и в некоторых частях штатов Эдо и Ондо в Нигерии. Другими ключевыми членами группы йоруба являются йоруба (55 миллионов) и игала (1,8 миллиона), а также различные диалекты йоруба, на которых говорят в Бенине и Того . [3]
Классификация
[ редактировать ]Ицекири наиболее тесно связан с диалектами йоруба на юго-западе Нигерии. [4] с которым он имеет близкое сходство в грамматике, лексике и синтаксисе . Ицекири представляет собой один конец континуума диалектов йоруба от северных земель йоруба Ойо и Оффа до западных пределов дельты Нигера. Во многих отношениях стандартные йоруба и ицекири можно считать официальными вариантами одного и того же языка. Хотя ицекири и юго-восточные диалекты йоруба взаимно понятны в разной степени в зависимости от близости друг к другу, однако, в отличие от носителей диалекта йоруба, носители языка ицекири не признают и не используют стандартный язык йоруба в качестве своего официального лингва-франка. [3] Это может быть связано с исторической изоляцией основной массы говорящих на ицекири (в дельте Нигера) от континуума говорящих на йоруба, а также с многовековым развитием отдельной и отличной социокультурной и национальной идентичности ицекири. Тем не менее, с лингвистической точки зрения, и ицекири, и стандартный йоруба (основанный на диалекте ойо) можно рассматривать как представляющие два официальных варианта того, что по сути является одним и тем же языком: один из них представляет собой диалектное слияние диалектов южных йоруба, на которых говорят иджебу , ондо и ово . в качестве национального языка более миллиона человек, а другой представляет собой смесь диалектов Ойо и Эко, на которых сейчас говорят в качестве стандартного языка более 55 миллионов человек.
Ицекири наиболее тесно связан с йоруба и игала и включает в себя элементы обоих языков. Он также находился под сильным влиянием Эдо (Бини), португальского и английского языков и заимствовал слова из соседних языков Идзё и Урхобо . Однако его базовая структура, грамматика и словарный запас по существу являются йорубоидными, а его ближайшими родственниками являются юго-восточные семьи диалектов йоруба — иджебу, иладже, икале, ондо и ово. Хотя язык ицекири очень похож на эти диалекты, он также содержит элементы северного йоруба, особенно диалекты Ифе и Ойо. Принято считать, что язык ицекири развился из смеси языков, на которых говорили различные группы, проживавшие в западной дельте Нигера во время формирования нации ицекири в 15 веке. Потому что он развился в относительной изоляции дельты Нигера вдали от основной части диалектов йоруба и от игала-ицекири, как и большинство языков (которые развиваются вдали от основной семьи, например Исландский ) сохранил многие оригинальные/архаичные черты исходного прото-йоруба-игала языка и, в частности, старого диалекта иджебу йоруба. Также возможно, что Ицекири представляет собой сохранившийся остаток того, что когда-то могло быть исходным языком йоруба-игала до разделения на отдельные языки. [ нужна ссылка ]
Ицекири сегодня важен для филологов и лингвистов из-за его роли в сравнительной лингвистике и, в частности, в изучении развития языка йоруба. Языки йоруба, английский и пиджин-английский остаются ключевыми современными факторами, влияющими на развитие языка ицекири сегодня.
История
[ редактировать ]Согласно Джексону Омасанджуве Ирейефоджу и Флоренс Эджуогаранмакелесан Ирейефоджу в их работе «Оракул Ифе в социальной системе Ицекири в Нигерии», люди ицекири впервые пришли в Нигерию из Египта после битвы при Акциуме в 31 г. до н.э. Они прибыли и поселились в современном королевстве Варри в около 28 г. до н. э. в Гбородо, Уреджу и Оде Ицекири. [5]
Их история в Нигерии началась примерно в 15 веке с вспыльчивого и своенравного молодого человека, известного как принц Игинува (Гинува), старшего сына Оба Олуа - четырнадцатого Оба королевства Бини (Бенин). У наследного принца было много врагов среди вождей из-за его высокомерия, а его отец, тогдашний Оба Олуа, запланировал секретное путешествие без возврата со старшими сыновьями вождей. По прибытии на берег реки Эфиопы наследный принц вышел, украшенный королевскими регалиями, и назвал себя королем (без королевства). Сначала они поселились в Угарегине, затем переехали в Эфурокпе, но позже возобновили новое долгое путешествие по высоким волнам реки Форкадос и на некоторое время высадились в небольшом красивом и чудесном поселении под названием Амату, но им пришлось отправиться дальше в поисках плодородной земли, потому что Амату со всеми его чудесами оказался непродуктивным. На этот раз их путешествие привело их в более плодородную землю, населенную иджавами, под названием Оруселемо. Там принц Игинува также женился на женщине из племени Иджо по имени Дерумо. Позже, через несколько лет, между мигрантами и народом иджав Гулани (Огулаги) возник спор, в результате которого принц убил Дерумо. Принц посчитал, что разумнее переехать, поэтому ковчег был снова спущен на воду, и они поплыли через реки Фокадос и Варри к девственной земле, которая позже будет называться Иджала. Там он родил двух сыновей; Принц Иджиджен (Иджием) и принц Ираме. Но вскоре после того, как они обрели утешение, новости об их местонахождении достигли Бини, и, как и ожидалось, была отправлена армия, чтобы вернуть бегущего принца и его свиту. Информация дошла до Иджалы, и мобильное королевство начало подготовку к переселению, поэтому движение возглавил Иджиджен. [5]
Другой источник сообщает, что история Бини и Ицекири Гинува началась с того, что принц Бенина основал королевство Ивере (Варри) около 1480 года. В начале 17 века сын правящего Олу был отправлен в Португалию и вернулся с Португальскую жену после Варри посетили португальцы в 15 веке. Их сын Антонио Доминго был Олу Варри в 1640-х годах. Олу Эреджува, правивший примерно с 1720 по 1800 год, расширил Варри в политическом и коммерческом плане, используя португальцев для дальнейшего обеспечения независимости Варри от Бенина и установления контроля над более обширной территорией. [6]
Приветственная культура
[ редактировать ]Культура приветствия в Ицекири отличается абсолютной вежливостью. [7] Общие приветствия в Ицекири включают: Доброе утро = Ere òwúrọ̀, Добрый день = Ere ọsọ́n, Добрый вечер = Ẹre Ale, Спокойной ночи (спать) = Одеджума. Другие формы приветствия включают: «Как дела?» = Боко, Отлично= Овуно, Спасибо= Модупе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ицекири в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Уильямсон, Кей 1989, Обзор Бенуэ-Конго, стр. 248-278.
- ^ Перейти обратно: а б «Бенуэ-конголезские языки | Британника» . www.britanica.com . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Язык Ицекири | Британика» . www.britanica.com . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Автор, Pulse (12 октября 2021 г.). «Люди Ицекири: История королевства и культура Ивере» . Пульс Нигерии . Проверено 23 января 2022 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Язык и культура Ицекири» . сайт-2 . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Курноу, Кэти (2022). Этническое меньшинство . Кафедра факультета искусства и дизайна.