Никогда язык
Никогда | |
---|---|
Родной для | Нигерия и Камерун |
Область | Штат Адамава и штат Борно |
Носители языка | (660 000 в 1982–2020 гг.) [1] |
Афро-азиатский
| |
Диалекты |
|
Коды языков | |
ИСО 639-3 | hig – инклюзивный код Индивидуальный код: kvj - Псикие |
глоттолог | kamw1239 Никогда psik1239 Псикие |
Камве (также пишется как Камуэ ) — чадский язык, родной для штатов Адамава и Борно в Нигерии, а также в северо-западном Камеруне .
В Нигерии около 80 процентов народа камве проживает в районе местного самоуправления Мичика штата Адамава , Нигерия. Они также встречаются в местных органах власти Муби-Норт , Хонг , Гомби , Сонг и Мадагали в штате Адамава. Народ камве также проживает в штате Борно , особенно в Аскира/Уба районах местного самоуправления и Гвоза.
Бленч (2019) относит Мукту из деревни Мукта, штат Адамава, к кластеру Камве. [2]
Этимология и имена
[ редактировать ]Камве — сложное слово, образованное от слов «Ка» и «Мве», что означает «Люди». Камве означает людей одного родства и близости. Это означает родственник в семье. Родственники связаны вместе. Оно получило свое значение от особого типа местного орнамента Камве, который носили близкие родственники умершего человека как знак идентичности и сочувствия. [3]
По мнению старейшин Камве, «Мве» является знаком истинной идентичности родственников в Камвеланде. В прошлом, если Мве носил не родственник, это могло привести к конфликту с настоящими родственниками. Носить мве разрешено только близким родственникам. Потому что «Мве» — это истинная личность близких родственников и цементирует связь между ними. Те, кто носит Мве, обнимаются, произнося «Целие ра на». (Ты мой родственник.) Некоторые старейшины до сих пор полагают, что камве означает «люди небес», люди на холмах, горах и даже небе в Вецемве. Существует более 24 диалектов вечемве (язык камве), но нкафа является центральным диалектом и сводится к письменности и литературе.
Народ и язык камве назывался Хиги (Хигги)/хаги или хиджи, как произносил Фулани в прошлом. Старейшины Камве говорят, что «Хигги» — это оскорбительное, уничижительное слово, придуманное народом Марги, чтобы оскорбить и унизить народ Камве. Оскорбление на языке камве (вецемве) называется «нгелай». Оскорбительное и уничижительное слово «хигги» было придумано от кузнечика «хаги» и презрительно помечено на Камве их соседями Марги , чтобы высмеять Камве в прошлом из-за огромного аппетита женщин Камве к кузнечику, на которого они охотятся возле реки Ядзерам. . . Большинство жителей Камве презирают уничижительное и оскорбительное слово «Хигги», за исключением нескольких человек в районе Даква (Базза), которые изначально являются выходцами из Марги. Потому что кузнечик, от которого произошло уничижительное слово «хигги», — это безнадежное насекомое в культуре Камве, поедаемое ящерицами и лягушками, потому что они слабы и уязвимы.Марги впервые назвали народ камве «хиги» в 1937 году. [4] .Большое количество опрошенных старейшин Камве сказали, что, несмотря на их возражения против слова «хигги» в прошлом, миссионеры Церкви Братьев (CBM), прибывшие в город Ласса из Гаркиды в 1929 году, все же пошли на то, чтобы задокументировать это, несмотря на протест жителей Камве, которые посещать школу CBM и миссионерские больницы в Лассе. [5]
Девиз: Дабеги Нджи Денама (Сила в единстве).
Диалекты
[ редактировать ]Существует двадцать четыре активных диалекта языка камве.Активные диалекты языка камве включают Нкафа, Даква, Кргеа (иногда называемый Хигги Фали), Фвеа, Хумси, Моди, Сина и Тили; Бленч (2006) считает Псике другим. [6] Диалект нкафа хорошо понятен всем и на нем широко распространены. Будучи основным языком управления и торговли и имеющим литературную традицию.
Фонология
[ редактировать ]гласные
[ редактировать ]Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | я | а | в |
Близко-средне | и | тот | |
Открытая середина | е | ɔ | |
Открыть | а |
- /ə/ фонетически произносится как [ə̝]. [7]
Согласные
[ редактировать ]губной | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
простой | шипящий | ||||||
носовой | м | н | ŋ | ||||
Останавливаться / Аффрикат | глухой | п | т | тс | t͡ʃ | к | ʔ |
озвученный | б | д | дз | d͡ʒ | ɡ | ||
имплозивный | п | д | |||||
Фрикативный | глухой | ж | ɬ | с | ʃ | х | |
озвученный | v | ɮ | С | ʒ | ɣ | ||
аппроксимант | В | л | дж | ||||
Трель | р |
Люди
[ редактировать ]
Большинство камве идентифицируют себя с Мве-си-ка (Мичика), прародиной всего народа камве.Имя Мвечика (Мичика) - это фраза на языке нкафа, которая означает бесшумное проникновение на охоту. Изображая, как воин Квада Квакаа тайком передвигался по холмам Мичика, чтобы охотиться на свою дичь. Камве буквально означает людей одного и того же «кровного родства и близости». Люди Камве верят в небесного Бога по имени «Хьялатамве». В культуре Камве непосредственное общение с Хьялатамве невозможно. Хьялатамве почитают и боятся. Связь с ним должна осуществляться через посредников, называемых «Да Мели или Чехе Шва».
В культуре камве кастовая система действительно существует, поскольку раса камве в целом подразделяется на «мели и ка-лиги».
Говорят, что основателем Мичика (Мве-чи-ка) был некто Квада Квакаа, принц из Кули в Нкафамии на холмах Мичика. Говорят, что Квада Квакаа был воином-охотником, который мог в одиночку охотиться на львов и леопардов. Когда его отец, который был королем Нкафамии, узнал, что Квада — это «ква» «каа», [9] он поручил Кваде стать правителем нынешней Мичики.
Что уникально в культуре народа камве, так это то, как своих детей называют в зависимости от рождения ребенка от матери. Первенца мужского пола зовут Тиже , первенца женского пола Куве . Первые десять детей в культуре Камве называются следующим образом: Первый ребенок мужского пола — Тиже, девочка — Куве. Второй ребенок мужского пола – Зира, девчонка – Маси. Третий мальчик — Тумба, девочка — Кваррамба, четвертый мальчик — Ванди, девочка — Кванье. Пятый ребенок - Кваджи, будь то мальчик или девочка. Шестой ребенок — Тари для мальчика и Квата для женщины. Седьмой ребенок — сини для мужчины и Квасини для женщины. Восьмой ребенок — это Квада как для мужчины, так и для женщины. Девятый ребенок - Драмби как для мальчика, так и для женщины. Десятого ребенка зовут Кватри как для мальчика, так и для девочки. Впоследствии к имени любого другого ребенка будет прикреплен суффикс «хейл», обозначающий, что ребенок родился в преклонном возрасте матери. Примером может служить Куве-хале или Зира-хале, в зависимости от обстоятельств.
В культуре Камве отмечают рождение близнецов или многоплодных детей. Близнецы носят особые имена в зависимости от пола и того, кто рождается первым.Первого близнеца мужского пола зовут Такма, второго близнеца мужского пола — Пемби.Первая женщина-близнец - Такма, вторая женщина-близнец - Квалга.
До появления западной правовой системы в Африке и особенно в Нигерии у народа камве была организованная правовая система, в которой король назывался «Мбеге» в качестве единоличного судьи. Судебное решение на языке камве называется «Кита».
Чтобы способствовать культурному возрождению в Камвеланде, с 2017 года в штате Мичика Адамава, Нигерия, каждую первую (1-ю) субботу апреля каждого года, начиная с 2017 года, проводится ежегодный культурный фестиваль под названием «Ежегодный культурный фестиваль искусства и культуры народа Камве». богатая культура народа камве и привлекает туристов со всего мира».
Во время первого издания в 2017 году публике была представлена книга под названием «Народ камве Северной Нигерии: происхождение, история и культура». [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Камве и этнолог (26-е изд., 2023 г.)
Псикие в Ethnologue (26-е изд., 2023 г.) - ^ Бленч, Роджер (2019). Атлас нигерийских языков (4-е изд.). Кембридж: Образовательный фонд Кей Уильямсон.
- ^ Кваче, Илия Яме (2016). Народ камве Северной Нигерии: происхождение, история и культура. Прудент Пресс Кадуна.
- ^ Племенные исследования в Северной Нигерии. СК Мик 1931 г.
- ↑ Устное интервью Дэниелу Цакме, 14 апреля 2018 г., Мичика, Нигерия.
- ^ Бленч, 2006. Афро-азиатские языки: классификация и справочный список (мс)
- ^ Баррето, Дэниел (1983). Фонемика и просодия на высоком уровне . Вольф, Э. и Х. Мейер-Бальбург (ред.), Исследования по чадской и афроазиатской лингвистике: материалы международного коллоквиума по чадской языковой семье и симпозиума по чадскому и афроазиатскому языкам в Гамбургском университете, 14-18 сентября. , 1981: Гамбург: Хельмут Буске Верлаг. стр. 249–276.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Дебки, Битрус (2009) История и культура народа камве
- ^ Устное интервью с Ши Майрамой Вапе, 1991.
- ↑ Новости НТА, 1 апреля 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Роджер Морланг. 1972. Фонология Хиги . Исследования нигерийских языков 2. Зария: Институт лингвистики и Центр изучения нигерийских языков.