Игала люди
Мне жаль | |
---|---|
![]() Территория Королевства Игала | |
Общая численность населения | |
1 620 000 (оценка на 2020 год) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Северо-Центральная Нигерия ( Средний пояс ), части Южной Нигерии | |
Языки | |
Со мной | |
Религия | |
Преимущественно ![]() Меньшинство ![]() | |
Родственные этнические группы | |
Нупе , Йоруба , Идома , Эдо , Игбо , Аниома , Джукун , Гбадьи |
Люди | Або Иглаала |
---|---|
Страна | Ане Иглала |
Народ игала — йорубоидов, этнолингвистическая группа проживающая в регионе непосредственно к югу от слияния рек Нигер и Бенуэ в центральной Нигерии . Территория, населенная в основном игала, называется Игалаленд. Игала, расположенная в особенно экологически разнообразном регионе Нигерии, традиционно занималась выращиванием сельскохозяйственных культур . [4] находились под культурным влиянием многих окружающих культур и на протяжении веков . Сегодня численность людей происхождения игала оценивается в 1,68 миллиона человек.
Королевством Игала церемониально и культурно управляет Атта. [5] и имеет долгую историю политических войн и кампаний с соседними группами вдоль Бенуэ . [6] Люди Игала традиционно поклоняются высшему существу Оджо , а также своим божественным духам предков . [7] Маскарады являются важным аспектом искусства Игала и ярким примером культурного обмена королевства с соседними группами. [8] Искусство Игала, возникшее много веков назад, также присутствует в украшении тела Нигерии. [9] и культурная архитектура . [10]
Сегодня игала преимущественно населяют южную и восточную часть штата Коги , где они составляют этническое большинство и являются основным региональным блоком в Коги политике штата . В прошлые времена Игала занимали ключевые посты в правительстве штата.
В то время как нынешнее королевство уменьшилось в размерах, люди Игала и их культура были неотъемлемой частью формирования сообществ вдоль реки Нигер , при этом многие общины заявляли, что произошли от Иды , прародины Игала. Меньшинства группы существуют и являются коренными жителями штатов Эдо , Дельта , Анамбра и Энугу .
Расположение
[ редактировать ]Королевство Игала значительно расширилось за пределы современных границ. Их родина, бывшее королевство Игала , представляет собой треугольную территорию площадью около 14 000 км2. 2 (5400 квадратных миль) в углу, образованном реками Бенуэ и Нигер . [11] : 1 Этот район ранее был известен как район Игала провинции Кабба , а сейчас является частью штата Коги . Его столицей была Ида в штате Коги. Основная часть народа Игала проживает в Коги. [ нужна ссылка ] где их можно найти в местных органах власти Ида, Игаламела/Одолу , Аджака, Офу, Оламаборо , Декина , Басса, Анкпа, Омала, Эдо, Локоджа , Ибаджи и Аджаокута. Меньшие общины и анклавы существуют в прилегающих регионах и штатах вдоль бассейна Нигера .
География
[ редактировать ]Географическое положение сыграло важную роль в развитии Королевства Игала. Игала расположена между верховьями рек Нигер и Бенуэ, со столицей Идахом на реке Нигер. Расположение у двух основных водоемов Нигерии принесло огромное культурное влияние со стороны различных общин, таких как игбо , йоруба , Эдо и Джукун . Экономика Игалы выросла за счет торговли, но традиционно жители Игалы ценили сельское хозяйство и охоту за свои товары. Игала расположена на холмистой лесистой прибрежной территории и в сухой саванне; Гвинеи Мозаика лесов-саванн . В этой разнообразной экологической среде выращиваются неорошаемые культуры ( батат , кокоям , кукуруза , тыква , маниока ), а также культуры, выращиваемые на сухой почве ( просо , гвинейская кукуруза , бенис и фасоль ). Фермеры Игалы должны стратегически подходить к выбору мест выращивания сельскохозяйственных культур и выращивания сортов в различных экологических зонах. [4] : 1–3 Ландшафт Игалы также благоприятен для охоты. К этим животным относятся буйвол, антилопа и дикая свинья . [7] : 116
Правительство
[ редактировать ]
Королевство Игала
[ редактировать ]Королевством Игала управляет «Атта», из которых Атта Айегба Ома Идоко и Атта Амех Обони. наиболее почитаемыми являются [5] В преданиях Игалы говорится, что Ома Идоко предложил свою любимую дочь, похоронив ее заживо, чтобы гарантировать, что Игала выиграет войну за освобождение от господства Джукуна. Атта Амех Обони известен как очень храбрый и решительный человек из-за его жесткого сопротивления британцам и борьбы за сохранение древних традиций земли Игала. Он покончил жизнь самоубийством, чтобы предотвратить планы британцев, которые хотели его свержения и ссылки. [11]
Идакво Михаил Амех II стал двадцать седьмым Аттахом после смерти его предшественника Аттаха Альхаджи Алию Обадже в 2012 году. [12] [13]
Согласно местным законам и обычаям Игалы, Атта, недавно назначенный четырьмя правящими королевскими домами (Адж'Амеачо, Адж'Аку, Адж'Акогу и Адж'Очоли), подтверждается создателями королей Игаламела , традиционными вождями королевства Игала. [14] Этемахи Игаламела состоит из девяти вождей (Этемахи Игаламела, Агбеньо, Онубиогбо, Онеде, Аледжи, Окведже, Ачаду Кекеле Укваджа, Ананья Ата, Ачанья Ата). [15] [16] Создатели королей передают назначенное имя премьер-министру королевства Игала, известному как Ачаду око-ата , для дальнейшего утверждения правительством штата Коги.
Галаланд
[ редактировать ]Слово анẹ̀ Игала означает, что Игалаленд считается территорией, где люди говорят на языке игала. [17] [18] Первые поселения в королевстве Игала были основаны предками людей, ныне известных как Игала-Мела, традиции которых означают «девять Игала». Эфуньи ам'онофе или офигбели представляли собой крупное поселение, состоящее из двух или более кланов под руководством -уньи , глав семей. [19] В этих первичных поселениях членство строго основывалось на родственных связях по мужской линии, таких как Ам'ом'онобуле , ам'ана , родственники мужа, ам'аду , домашние рабы были включены в поселение при том понимании, что они приняли их социальные и политические ограничения в определенных вопросах. [20]
Политический кризис в Игале
[ редактировать ]Центральное правительство Игалы стало слабым к середине девятнадцатого века и вплоть до того, что его захватили британцы. В Игалаленде вспыхнуло восстание со стороны Иды; это означало возникновение независимых колоний подданных Атты. Перед восстаниями, примерно в 1826 году, политические беспорядки в Иде привели к изгнанию их тогдашнего лидера. За этим последовал дискурс по выборам нового Атты. Различные кланы в этом районе спорили о том, кто должен занять трон, поскольку каждый клан поддерживал разные линии королевской власти. Спор о том, кто возьмет на себя роль Атты, привел к экономическому и политическому соперничеству между различными кланами. [6] : 47–49
Убеждения
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Легенда Игалы гласит, что Игалаленд был открыт и основан охотником, который нашел эту местность идеальной для охоты. Легенда гласит, что лагерь охотников стал первоначальной территорией поселения Игала, и его семья продолжила родословную этой местности. Хотя эта легенда не считается конкретным историческим рассказом, она отражает важные аспекты культуры Игала, особенно важность охоты. Фактически, некоторые деревни получили названия, соответствующие типу дичи, которая там встречается. Это соглашение об именах включает деревню под названием Оджу-Оча, что означает «место, куда приходят мыться цесарки». Охота настолько важна для народа Игала, что в течение года проводится несколько охотничьих церемоний. Например, праздник земли начинается с начала сельскохозяйственного года. Этот ритуал включает в себя совместную охоту, во время которой останки животных приносятся в земное святилище, сжигается трава и сажается первый ямс. В другом ритуале король разбивает лагерь в кустах в ночь перед фестивалем. Затем король пронзает животное копьем и приносит его в жертву национальному земному святилищу. [7] : 116
Религия
[ редактировать ]Люди Игала верят в верховного творца по имени Оджо Оджо . Хотя Оджо Оджо является высшим правителем, он считается настолько божественным, что не работает среди людей. Вместо этого Оджо Оджо наделяет других богов способностями для взаимодействия с повседневной человеческой жизнью. Божественные существа Игала организованы в трехчастную иерархию; боги, предки и прорицатели. Предков игала зовут ибегву. Ибегву имеют прямую связь с Оджо , выступая его представителями и посланниками. Ибегву обладают силой защищать благополучие людей в их плодородии, сельском хозяйстве и обществе. Если предков не чтят должным образом, они также имеют возможность наказать людей. Ежегодно перед сбором урожая батата на фестивале Ибегву чествуют предков. Это делается для того, чтобы похвалить их за защиту в прошлом году в надежде на больше благословений в следующем году. [11] : 116–119
Космология
[ редактировать ]Жители Игала верят, что существует три разные сферы, которые человеческий дух будет занимать в своем существовании; жизнь после рождения, взрослая жизнь и жизнь после смерти. Духи предков очень важны для людей мира смертных. Цель народа Игала — поддерживать сбалансированные отношения со своими предками, почитая их посредством ритуалов и подношений. Если оказать должное почтение, предки дадут живым благословения и защиту. Духи предков взаимодействуют с живыми по-разному. Духов можно перевоплотить в младенцев или вызвать через маскарады.
В космологии Игала человеку не предоставлено право решать свою судьбу. Считается, что еще до рождения человека его судьба определяется выбором, который он делает перед создателем Оджо в духовном мире. Когда человек умирает, очень важно, чтобы его тело было обработано с помощью соответствующих ритуальных практик, чтобы гарантировать, что он попадет в духовный мир; это достигается посредством церемонии захоронения, состоящей из трех этапов. Первый этап церемонии погребения называется Egwu omi omi eji — когда тело кладут в могилу. Второй этап — это церемония, происходящая после похорон умершего, называемая уби эче . Третья стадия — Акву эче , что означает последнее пролитие слез. На третьем этапе проводится маскарад Олоя , чтобы прощаться с умершим. [21] : 144–147
Искусство
[ редактировать ]Маскарады
[ редактировать ]
Маски — важный аспект искусства Игала. Маскарады — это ритуалы, целью которых является создание сбалансированных отношений между миром живых и предками духовного царства. Маски Игала имеют символическую маркировку, которая имеет значение для определения политического статуса и культурной моды. Поскольку эти маркировки не являются строгими для каждой культуры, а мода меняется со временем, историкам трудно полагаться на них для определения места их происхождения. Маски Игала созданы под влиянием нескольких приграничных регионов, включая Игбо , Эдо и Идома .
Хотя эти маски различаются по регионам, они имеют некоторые общие черты, например, первый Атта появился в виде леопарда. Культура маскарада Игала не смогла бы процветать без экономической поддержки со стороны торговли, контролируемой игбо в нижнем течении реки Нигер. Латунные маски Игала, которые носят Атта, свидетельствуют о влиянии Бенина на маски Игала. Предполагается, что это влияние пришло из-за того, что Игала находилась под сюзеренитетом Бенина во время правления Эсиги .
Исследователи обнаружили, что некоторые маски Игала на самом деле были из региона Джукун . Это могло означать, что маски были забраны или оставлены воинами Джукуна на поле битвы Игала-Джукун. [8] : 62–68
Олоя Маскарад
[ редактировать ]В частности, одним из маскарадов является маскарад Олоя . Олоя — это пятидневная церемония захоронения, специально предназначенная для умерших пожилых мужчин. Эта церемония под руководством старейшин проводится раз в год и может почтить одного или нескольких умерших членов общины в третьей и последней части церемонии погребения, Акву эче . Тело умершего украшают так называемыми ачи. Ачи — это тканые материалы, включающие полоски пальмовых листьев рафии ( ико ) и полоски ткани. Танцовщица Олоя носит деревянный головной убор, напоминающий крокодила со свирепыми зубами и выступающей вперед челюстью. Музыка является важной частью церемонии Олоя. Инструменталисты – старейшины. Они используют такие инструменты, как деревянные гонги, металлические гонги, погремушки, флейты и семь барабанов разных размеров. О начале церемонии сигнализирует ведущий инструменталист, играющий на флейте семь нот, каждая из которых громче предыдущей, и в конечном итоге к нему присоединяются другие музыканты. В этот момент старейшины по очереди исполняют танец, пока флейта не прозвучит еще семь нот, призывая Танцовщица Олои . Танцор выполняет движения, имитирующие различные аспекты профессии, личности или привычек умершего. Затем танцор идет к дому умершего и бросает часть соломенной крыши в куст или реку. Далее маскарад собирает инструменты умершего и уничтожает их на арене выступления. В заключительной части танца танцор берет Окегу , или личного бога умершего, трижды втягивает табак в ноздрю, трижды ударяет себя по затылку и выполняет три заключительных танцевальных движения. К концу церемонии членам общины приходится плакать, а танцора забирают обратно в его жилище. [21] : 147–154
Украшение тела
[ редактировать ]Украшение тела — это изменение кожи или тела посредством пирсинга, шрамирования, татуировок, окрашивания кожи или рисования с целью эстетической или социальной идентификации. В культуре Игала практика украшения тела известна как Ина Оле . [9] : 48

Одной из форм постоянных изменений кожи является скарификация . Это делается путем разрезания поверхности кожи, чтобы оставить рельефный след. В культуре Игала в большинстве частей королевства, например в Анкпе, на каждой стороне лица рядом со ртом имелись три глубокие горизонтальные надрезы, чтобы идентифицировать друг друга. Эта практика, которая была распространена во время межплеменных войн в 17 и 18 веках, теперь стала очень редкой среди народа игала. [5] Практику пугания кожи также можно рассматривать как лечебную и духовно целительную. [9] : 49
Есть также несколько непостоянных форм Ины Оле, например, создание рисунков с помощью краски или красителей. Эти рисунки принимают разное значение в зависимости от человека, случая или расположения на теле. Например, некоторые племенные знаки идентифицируются по их расположению на лице или груди мужчины. Женщины часто украшают свои запястья и руки, подчеркивая свою красоту. Некоторые проекты предназначены для конкретных церемоний или общественных мероприятий, а другие носят спонтанный характер. Эти импровизированные рисунки часто отражают социально-культурные послания или являются результатом того, что молодые участники нацарапывают свои имена узорами на теле. В украшениях также используется множество различных символов, включая гребни, кольца или алфавит. [9] : 50–51
Фильм
[ редактировать ]Нигерийская киноиндустрия значительно выросла за последние три десятилетия. Этот прогресс в принятии и признании нигерийского фильма связан с успешной постановкой 1992 года « Жизнь в рабстве» . Цель многих кинематографистов Нигерии и Игалы — представить африканское кино в одном свете с индустрией западных стран. Киноиндустрию Нигерии и Игалы часто называют Нолливуд или Игавуд. Эти названия иногда рассматриваются как противоречивые, поскольку они подразумевают чувство инаковости, что еще больше отталкивает нигерийскую киноиндустрию. С другой стороны, многие кинематографисты Игалы воспринимают это название как суть кинопроизводства в своей стране и как часть мирового опыта кинопроизводства.
Многие кинематографисты Игалы стремятся сохранить традиционную культуру Игалы в своих фильмах. Например, многие символы на языке игала будут названы в честь того, что представляет собой их персонаж. Это учит зрителей языку игала, формируя ассоциации с именами персонажей и их характеристиками. Целью этого является сохранение языка игала, чтобы он не вымер из-за глобализации культуры игала.
Киноиндустрия Игалы столкнулась со многими проблемами, из-за которых она стала менее успешной, чем другие киноиндустрии Нигерии и Запада. Проблема заключается в том, что фильм «Игала» недостаточно представлен в сетях спутникового телевидения. Наличие сильного присутствия на телевидении важно для привлечения внимания и глобального интереса. Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться в фильме «Игала», — это отсутствие прибыли. Многие из этих фильмов малобюджетны и поэтому не пользуются таким большим спросом, как фильмы, приносящие более высокий доход. Это затрудняет задачу кинематографистов Игалы, направленную на сохранение культуры, а также на глобальную экспозицию. Финансы также оказались проблемой в этой отрасли, поскольку у работников этой отрасли ограничен доступ к техническому обучению. [10] : 261–267
Известные люди Игалы
[ редактировать ]- Абубакар Ауду [22]
- Алию Обадже [23]
- Эдвард Дэвид Оноджа
- Эммануэль Дангана Очеха
- Ибрагим Идрис
- Идрис Вада
- Иеремия Аттаочу
- Джозеф Бенджамин
- Люси Джумейи Огбаду
- Муртала Якубу Аджака
- Джеймс Оноджа
- Хвалить
- Стивен Макоджи плачет
- Аминь Умар
- Это ушло
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Игала» . Этнолог . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ «Игала | люди» .
- ^ https://webarchive.archive.unhcr.org/20230530102543/https://www.refworld.org/docid/3df4be7f18.html .
- ^ Jump up to: а б Бостон, Дж. С. (1968). Королевство Игала . Ибадан, опубликовано издательством Oxford University Press для Нигерийского института социальных и экономических исследований.
- ^ Jump up to: а б с Абдуллахи, Атта (2001). «История и культура Игалы». Изучение языка игала : 241.
- ^ Jump up to: а б Колапо, Ф.Дж. (1999). « Торговля на реке Нигер после отмены смертной казни и политический кризис Игалы девятнадцатого века » . Экономическая история Африки . 27 (27): 47–51. дои : 10.2307/3601657 . JSTOR 3601657 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Бостон, Дж. С. (1964). «Охотник в Игале Legends of Origin» . Африка: Журнал Международного африканского института . 34 (2): 116–117. дои : 10.2307/1157902 . JSTOR 1157902 . S2CID 146339724 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Касфир, Сидни Литтлфилд (2019). «Королевские маски Игалы: одолжены, изобретены или украдены?» . Африканское искусство . 52 (1): 62–67. дои : 10.1162/afar_a_00444 . ISSN 0001-9933 . S2CID 59413425 .
- ^ Jump up to: а б с д Умору, Ибрагим (2019). «Устойчивое развитие культуры игала: эстетика ина оле (украшения тела) среди народа игала как форма искусства» . Журнал надлежащего управления и устойчивого развития в Африке (JGGSDA) . 4 (3) – через РЦМСС.
- ^ Jump up to: а б Эгвеми, ОП (доктор философии); Огохи Салифу, Питер (2022). «Проблемы и перспективы киноиндустрии Игала (Игавуд) в поисках глобальной значимости» . Журнал Sprin искусств, гуманитарных и социальных наук . 1 (5) – через Спринт.
- ^ Jump up to: а б с Негеду, ИА (2014). «Традиционная система религиозных верований Игала: между монотеизмом и политеизмом» . Огириси: Новый журнал африканских исследований . 10 (1): 116. дои : 10.4314/og.v10i1.7 . ISSN 1597-474X .
- ^ Королевство Игала получает новую Атту . Информация Нигерия.
- ^ Бостон, Дж. (1967). «Политическая организация Игала» Африканские заметки 4.2
- ^ админ (23 мая 2021 г.). «Создание следующей Атта Игала: особенности и необходимость юридического руководства» . :: Отчеты Коги . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ Отта, Габриэль Альхассан (27 октября 2015 г.). «Африканская культура и коммуникационные системы во время коронации Ата Игала, Северо-Центральная Нигерия» . AFRREV IJAH: Международный журнал искусств и гуманитарных наук . 4 (3): 208–228. дои : 10.4314/ijah.v4i3.18 . ISSN 2227-5452 .
- ^ «Королевство Оджуджу Амомане Игала поддерживает создателей королей Игала Мела, Ачаду Игала в выборе нового Атта Игалы» . Нигерийская почта . 31 мая 2021 г. Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ Дж. Х., Гринберг (1996). Языки Африки . п. 22.
- ^ Р.Г., Армстронг (1970). Игала: народ слияния рек Нигер-Бенуэ . п. 77.
- ^ Джозеф, Н. Укведе (2003). История Королевства Игала C1534–1854: Исследование политической и культурной интеграции в районе конференции Нигер-Бенуэ в Нигерии . Кадуна: Дом Арева, Университет Ахмаду Белло, Кадуна. стр. 25–35.
- ^ Харуна, Онучейо (13 апреля 1980 г.). «Интервью с Эджучегахи Айком об Игала Конгдом».
- ^ Jump up to: а б Эгвуда-Угбеда, ФУ (2011). «Олоя-маскарад Игалы как театр перехода» . Творческий художник: журнал исследований театра и СМИ . 6 (1) – через AJOL.
- ^ « Смерть моего отца изменила политику Коги» | The Guardian, Новости Нигерии — Новости Нигерии и мира — Политика — The Guardian, Новости Нигерии — Новости Нигерии и мира» . Guardian.ng . 27 ноября 2018 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Атта Игала, Алию Обадже умирает в возрасте 102 лет | Premium Times Нигерия» . 17 июля 2012 года . Проверено 8 июля 2021 г.