Племя жуков
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Билл Трайб Билле Сие |
---|
Племя Билле (Биле, Билле) народа иджау проживает в центральной части штата Риверс , Нигерия . Билле — одно из древних королевств Иджав в восточной части дельты Нигера. [ нужна ссылка ] Центром племени является город Билле . Город Билле — штаб-квартира древнего королевства Билле, основанного королевой Икпакиабой в 9 веке . [ нужна ссылка ] Это идеальное место для туризма из-за богатой и неподдельной культуры народа иджау . Люди дружелюбные, гостеприимные и веселые. Билле — одно из мест на земле, где поддерживается достоинство женщины. [ нужна ссылка ] . Демократия закреплена в ее культуре и поэтому существует практика равных прав. [1]
Расположение
[ редактировать ]На территории Билле есть множество поселений, которые объединяются с городом Билле и образуют королевство Билле. времена находилась под контролем народа Билле Они расположены в различных местах на территории, которая в доколониальные . Город Билле — главное поселение королевства, служившее штаб-квартирой древней империи Билле. [2]
Город Билле, как и другие прибрежные города , представляет собой низменную местность в обширном мангровых лесов регионе дельты Нигера и находится всего в нескольких футах над уровнем моря. Он расположен в юго-восточной части нынешней территории местного самоуправления Дегема штата Риверс . Это остров на берегу Билле-Крик, притока реки Сомбреро (Акуку Тору). [3] Как остров, он был окружен водой с каналом, разделяющим его на две части; следовательно, кала-анга и опу-анга , и таким образом можно было объезжать город до тех пор, пока в конце семидесятых годов южная ось - участки Ангула и Осия - не была засыпана песком для расширения. Основная земля теперь соединена с засыпанной песком территорией и простирается до мангрового леса, который все еще восстанавливается.
Кто-то, прибывший из Дегемы, поплывет вдоль реки Сомбреро на юг к ручью Опу Билле кубу и далее на юг к ручью Кала Билле кубу напротив поселения Иби Ириаво Анга. Примерно через 4 поворота от входа в Кала Билле кубу сразу же виден город, приглашающий вас в свои теплые объятия.
Посетитель из Порт-Харкорта может сесть на катер или любое морское судно на различных причалах, но обычно на набережной Билле вдоль Крик-роуд в Порт-Харкорте. Оттуда лодка поплывет на юг по многочисленным маршрутам, а затем пересечет реку Новый Калабар в течение пятнадцати минут после взлета и пройдет через Авун Тору к ручью Тома, а затем войдет в Оро кубу, идущую к берегу Билле. Новый участок (Иво-ама) – недавно освоенный участок земли – примыкающий к городу со школьными постройками и игровыми полями, является первым портом захода. После этого лодка пройдет мимо Зеленого поку, Аска-поку, Абекереме-поку и, наконец, пришвартуется у Сира-поку, где расположен первый причал.
В городе Билле есть пять основных точек входа (все ручьи), а именно; Кала Билле кубу, Беси кубу , который заканчивается в Тейнма (беси) боко или мейнма анга напротив Ибилан поку, Олияма анга, Оро кубу и Оруама боко. Олияма-анга — нижний поток, который начинается от ручья Билле и ведет к таким южным местам и городам, как Водоток Билле 1, Крикама, Гогобоама, Экема, Ке, Кула, Абисса и др.
Среди других крупных сообществ королевства Билле, где проживают люди Билле, а также рыбаки и торговцы различных племен, можно назвать; Джикеама, Тома, Крикама, Экема, Оруама, Обама, Дикама Некоторые, Опу Билле Некоторые и т. д. хотя есть также множество небольших деревень, используемых под плантации. Некоторые из них включают: День Благодарения, Любовь-любовь, Эле, Эммануэль-кири, Мир, Любовь, Забывчивость, Дикама, Дуроко, Нинама, Ову поку-обу, Фени-паан, Борма, Иби-ириаво анга, Нонджуама, Маду-кири. , Биофиема, Кари-ама, Эпека, Синги-кири и др. Все эти локации окружают город Билле, который находится в центре королевства Билле.
В разведывательном отчете 1935 года о клане Билле в округе Дегема провинции Оверри капитан Келси, в то время окружной офицер, сообщил: «Жители Билле делят права на границы рек только с Бонни , начиная с левой стороны. Анвокири-тору, ныне известная как река Новый Калабар , которая берет свое начало (так в оригинале) из ручья Анья». [4]
В том же отчете рыболовные порты Билле вдоль Анвокири-тору и Билле Обу-тору были записаны как «Тундуро бокобе кири, Эммануэль кири, Гринкири или Фени-паан, Восаба, Тома, Экулекуле-томби и Дабира». Другими были «Иби ириаво Ангабе Кири, Кала-Билле Бокобе Кири, Минджи ду Кири, все в ручье Билле Кубу, а также Эли Кири, Докубо Кири, Дикама, Огбодо Пири, Экема Кири, Бало Бокобе Кири и Торусира Бокобе Кири.
В отчете также указаны реки, принадлежащие и контролируемые Билле, как Акуку Тору (река Сомбреро) до Нделе Тору, Обу Тору и река, простирающаяся от Анву Тору до ручья Анья.
Границы старых королевств Калабари и Билле описаны в параграфах 117 и 118 отчета Комиссии по расследованию спора Окрика-Калабари за 1949/50 год, составленного г-ном судьей Г.Г. Робинсоном. Однако дело Билле очень простое, как в пункте 118, где в отчете Робинсона описываются границы Нового Калабара (Калабари), приняв решение Верховного суда Нигерии по этому вопросу. Факты воспроизводятся ниже:
118 Поэтому интересно посмотреть, какая территория была передана Калабари по решению (Верховного суда). Это происходит следующим образом:
«Поэтому я рассматриваю всю эту территорию от Старого Судоходства, простирающуюся до Баканы , Бугумы и Абоннемы (включая Дегему) и вплоть до страны Кула, оккупированной народом Нового Калабара , над которой они владели в течение как минимум сорока (40) лет. и которая в настоящее время является территориальной собственностью вождей и жителей Нового Калабара, представляющих народ Нового Калабара, и эта собственность включает в себя все земли, берега рек, пруды, ручьи и болота, а также реки Новый Калабар, реку Экве и все его притоки, на территории которых Олд Шиппинг, Бакана , Бугума , Абоннема , Дегема и Кула могут рассматриваться как границы, но исключая страну Биллесов, которые, по-видимому, никогда не теряли своей независимости» (Выделено мной)
Это было повторено в меморандуме, представленном в Подкомитет штата Риверс по изменению границ руководителем (доктором) Гарольдом Дж. Даппа-Бирие 10 октября 1997 года. В меморандуме он далее утверждал, что:
«Билле, которые отпустили Старое Судоходство в Калабари, знают, что середина реки Новый Калабар является нашей ( Бонни /Билле) границей. Это очевидно на карте границы Билле, представленной следственной группе Мбанефо и также отправленной сюда».
Жители Билле сохранили эти места и границы даже в колониальный период, несмотря на экспансионистские угрозы со стороны ее непосредственных соседей и благотворителей. Территория Билле - это территория, на которой больше всего залежей нефти и полезных ископаемых на нынешней территории местного самоуправления Дегема.
История
[ редактировать ]Большинство писателей из Билле [ ВОЗ? ] относят основание Билле примерно к 9 веку на основе традиций и лингвистических исследований других сестринских кланов, таких как Бонни. [ нужна ссылка ] Другие более склонны принять дату до четырнадцатого века, в качестве которой можно с уверенностью принять 9-й век как подлинный период, когда началось фактическое движение из Бенинской империи .
Королева Икпакиаба основала древний Билле много веков назад вместе с несколькими коллегами, которые покинули свое первоначальное поселение из-за внутреннего конфликта среди жителей. [ нужна ссылка ] Говорят, что жители Билле эмигрировали из старой Бенинской империи. [ нужна ссылка ] Трудно установить точную дату по устной традиции, даже если даты не могут быть легко доказаны из-за сложности получения точных данных из-за уровня знаний о календаре тех дней.
Тем не менее, не будет в равной степени ошибкой утверждать, что к 15 веку существовала процветающая и давно устоявшаяся община Билле со своими королями, как записано ранними авторами. Согласно Пачеко Перейре в « Эсмеральдо де Ситу Орбис» (1505–1520), народ иджо из Билле уже торговал рабами . [5] Таким образом, если бы к 1520 году кто-то из Европы написал об общине Билле, которая занималась работорговлей, то можно было бы удобно заявить, что наш Билле, возможно, был основан задолго до того, как стал достаточно сильным, чтобы участвовать в такой серьезной и опасной торговле.
Кроме того, Джонс (1963) ссылается на набег рабов на соседние города Калабари, совершенный Билле при короле Агбание Джике. Он в равной степени упомянул традицию Бонни, касающуюся развития работорговли при короле Асимини и развития работорговли в Калабари при современном короле Оверри Дабе (Оверейя Даппа). См. Алагоа и Фомбо, 1972. [6]
Согласно Смиту, Робинсону и К. Уильямсону в «Элементах иджо в голландском Бербисе», Оверри Даба датируется примерно 1600 годом. [7] Как указывает Джонс (1963), традиция относит Агбание Джике из Билле к тому же поколению, что и Оверри Даба. На основании приведенной выше ссылки на Агбание Джике как военачальника 17-го века мы можем сделать выводы о времени заселения первых людей Билле, приняв возраст Джике, который на местном уровне считается человеком Билле в третьем поколении. Джике родился в уже существующем королевстве, до которого было несколько прошлых правителей. Фактически, он принадлежит к сообществу Опу Сира, и, судя по местным вариациям, он, возможно, стал великим после нескольких лет под опекой некоторых великих бойцов, хотя, как говорят, он подавал признаки величия при своем рождении.
Поэтому мы будем полагаться на даты, указанные ранними авторами, и оказывать давление на археологов, чтобы они определили возможный период первого поселения в Билле, который будет не только приемлемым для историков, но и согласуется с некоторыми артефактами, обнаруженными в сообществе. А пока нам, возможно, придется полагаться только на даты, указанные ранними местными авторами, и на официальную позицию представителей Билле на трибуналах и других публичных слушаниях.
Нам сказали, что они покинули старую Бенинскую империю и двинулись на юг, в район дельты Нигера, и сначала поселились вокруг клана Таракири в Центральном Иджау, а затем, наконец, поселились в месте под названием Около Билле на нынешней территории Абуа, расположенном к северу от Дегемы на берег реки Сомбреро. Именно в этот момент среди жителей произошел серьезный спор. Устное предание связывает это со спором о разделении правителями во время праздника головы особой рыбы, называемой тилапией (атабила). Это привело к гражданской войне, в результате которой большинство из них эмигрировали на юг, где основали различные города и поселения.
Происхождение имени Билле
[ редактировать ]Согласно устной традиции, когда королева Икпакиаба Амабинбо Билле и ее сверстники покинули Около Билле, они сначала проехали мимо пустого участка земли, который в то время назывался Огонобе Ингбетокуру. Это нынешняя Обуама в районе местного самоуправления Дегема. По тому же маршруту они также увидели и миновали большой лес (нынешнее место консульства Дегемы), известный тогда как Сукубе Ингбетокуру. Мы не столь уверены, были ли уже поселены в этих поселениях люди (они считались бесплодными, не заселенными людьми землями), так как не упоминалось о людях, которых они встречали во время своих перемещений. Если бы они нашли кого-нибудь тогда, люди Билле уничтожили бы их на пути к югу от этого района.
Позже они пересекли море, прошли мимо другого большого леса (ныне Абоннема, но тогда известного как Мене), спустились вниз по реке Сомбреро до устья притока, называемого Оруама-кубу, и поплыли туда. Позже они остановились в небольшом лесу под названием Икпабираба Даба и пробыли там несколько дней. Бесплодная земля существует и по сей день.
Посчитав место слишком маленьким и достаточно изолированным, они покинули его и двинулись дальше по маршруту, пока не пришли к ручью Беси-кубу, через который достигли нынешнего города Билле. Тогда это был остров, разделенный на две части небольшим каналом с отверстиями на двух концах (поло Опу Осия через ось Опу Аса/Опу Окира). Канал - кроро - больше не делит город на две части, поскольку он был закрыт более века, но следы такого канала есть в центре города, и их можно проследить в определенных местах, где он пересекает.
Они вошли в канал через ось поло Опу Осия и двинулись в центр города, где остановились и увидели, что какие-то странные существа играют в маскарады. Позже эти существа нырнули в огромный туннель недалеко от центра города и исчезли. Позже эти существа были идентифицированы как водные духи, owama be apu. Это озадачило королеву Икпакиабу и ее коллег, поэтому они ушли, чтобы рассказать своему народу о своем новом открытии.
Когда они пришли в следующий раз, то тоже увидели русалок, совершающих свои ритуалы. Позже они исчезли в колодце, как ранее описали своим людям. Гораздо позже жители Билле узнали, что туннель в центре города на самом деле был подземным каналом, который тянулся от центра города до устья ручья Опу-Билле-кубу вдоль реки Сомбреро в нескольких километрах от города. Подтверждением этому стало появление людей, всплывших на поверхность через несколько дней после того, как они утонули в туннеле в центре Билле. Именно на этом месте в центре города стоит нынешнее дерево Боло.
Во время одного из редких появлений русалок первые жители Билле договорились с ними, чтобы позволить им (людям Билле) остаться на семь лет, прежде чем они уедут поселиться в другом месте, и им было разрешено. Между тем, в этот период русалки время от времени выходили из туннеля, чтобы показать себя, как это было в тот первый день, когда королева впервые увидела их.
Когда людям Билле пришло время уходить, как было ранее согласовано, они продолжали откладывать свой отъезд до тех пор, пока русалки не устали их гнать. Им пришлось покинуть народ Билле, чтобы остаться там навсегда. Затем русалки постепенно сокращали свои периодические появления для регулярных маскарадных представлений, пока, наконец, не перестали приходить, хотя позже они пришли в форме людей, что могло быть подтверждено «ношением» (или владением) духами русалок некоторыми женщинами и физическим телом. появление в городе определенных лиц. Говорят, что королева и ее коллеги принесли жертвы, чтобы прогнать этих существ, прежде чем окончательно поселиться на земле.
Жители Билле копировали эти представления и регулярно их проводили, и они стали основой традиционного наследия Билле и важной особенностью культуры и традиций Билле. Фестиваль агири берет свое начало с этого открытия. Однако со временем он претерпел множество изменений и нововведений. Существование таких русалок, ставших людьми, было подтверждено одним из них - покойным Сибисонио Фениобу - который, когда их просили, бесплатно обучал туземцев их способам деятельности. Он назвал имена многих своих сверстников, пришедших из своего «водного» мира из-за фестиваля агири. К сожалению, большинство из них умерло до публикации этой книги.
Таким образом, королева Икпакиаба и ее сторонники поселились на этой земле, игнорируя более просторные альтернативы на бесплодных землях нынешних Обуамы, Дегемы и Абоннемы, которые она видела, но прошла по пути в Билле. Она действительно была божественным образом приведена в нынешнюю землю Билле.
Эмиграция
[ редактировать ]Опу Огулая и Опу Сума также эмигрировали из Акпата Билле и поселились на земле, ныне известной как Оголома. После их поселения на другой стороне той же земли поселился Опу Отубея, их родственник. Когда позже они оба встретились в кустах, они назвали себя людьми одного корня и, таким образом, провозгласили «вакири ке», что означает «мы не разные». Таким образом, это место до сих пор известно как Вакирике, хотя оно было переведено на английский язык как слово Окрика .
Среди тех, кто также бежал из старого поселения народа Билле, был Опу Окурукуру, который основал нынешний Кугбо, а Опу Икия нашел Икиакиаму. Опу Огини также уехал и поселился на земле, которая сейчас называется Огиниама, в то время как Опу Кробо также эмигрировал и поселился на земле, которая является нынешним городом Нкоро в Андони районе местного самоуправления . Было подтверждено, что жители Нкоро считают употребление рыбы тилапии табу из-за ее исторического значения.
Согласно историческим данным, Билле была единственной силой в старой дивизии Дегема, разделявшей тогда границы с другими восточными кланами Иджау, такими как Нембе, Бонни и Окрика, с которыми она вела несколько войн. Ее бывший правитель Агбани е Джике был настолько велик, что вся территория находилась под его влиянием, хотя он завоевывал поселения, не заселяя никого из соображений безопасности. Политика древнего народа Билле в эпоху Джике заключалась в уничтожении всех людей на завоеванных территориях и в поселениях, оставляя бесплодную землю, которая, к сожалению, оставила Билле королевством с одним городом. К счастью, жизнь началась в большинстве других поселений, особенно в Джикеаме, Томе и т. д., поскольку мы с нетерпением ждем идеального королевства Билле.
Другие города, которые также заявляют о своем раннем существовании, в том числе Ке, Идама и Кула, были основаны, согласно устной традиции, людьми происхождения Билле, некоторые из которых восстали против короля и эмигрировали туда, а также людьми Билле, выброшенными на такие земли из-за своей ужасной болезни. Кула была основана Опу Ада йе Сира из общины Сира в Билле. Агбание Кио, брат короля Джике, также покинул Билле, когда у него возник спор со своим братом, и поселился на земле, которая сейчас известна как Идама. В отчете капитана Келси от 1935 года были зафиксированы претензии Билле на город Ке, хотя из-за прошедшего времени люди Ке теперь отрицают это утверждение, поскольку люди Билле не осуществляли над ним власти по очевидным причинам, заключающимся в том, что они были на самом деле это заброшенные люди, изгнанные из Билле, и поэтому не были подвержены нападениям со стороны Билле или других агрессоров.
Все они считались поселениями-побратимами и поэтому никогда не подвергались нападениям со стороны народа Билле. Они были полуавтономными в тот период до тех пор, пока во второй половине прошлого века они не искали и не получили защиту короля Калабари, став, таким образом, частью королевства Калабари. Это был период торговли и европейского влияния, предшествовавший колониальной эпохе, когда межплеменные войны были в упадке, а короли славились не завоеванием территорий, а своим сопротивлением европейским державам.
Отношения с другими кланами
[ редактировать ]Было предложено несколько причин, объясняющих, почему жители Билле не смогли переехать из нынешнего места и основать новые земли, подобные ее сестринским королевствам. Основная причина – безопасность, поскольку многочисленные войны и нападения агрессоров не позволили людям переселиться и поселиться на изолированных островах и в местах, где они могут быть подвержены жестоким нападениям. [8] Они довольствовались только тем, что отправились на рыбалку и благополучно вернулись в Билле. В эпоху войны было безопаснее оставаться во внутренних районах, где расположен город Билле, поскольку врагам приходилось с большим трудом проезжать через ручьи, прежде чем добраться до города. Фактически, прежде чем кто-либо смог бы попытаться атаковать Билле, он был бы подавлен на своем пути всегда готовыми воинами, которые регулярно патрулировали ручьи.
Кроме того, древние жители Билле никогда не доверяли чужакам селить среди них туземцев в таких завоеванных поселениях, опасаясь восстаний и дальнейших нападений противника. Таким образом, Билле оставался безопасным убежищем для великих воинов Билле в районе дельты Нигера со времен правления короля Агбани йе Джике до прихода колониализма . По сей день, из-за его доблести и поддержки Империи Билле в тот период, титул Аманьянабо (короля) Билле назван в его честь.
Можно также добавить, что почти идеальный образ жизни народа Билле, при котором система расширенной семьи позволяла членам одной семьи проживать в одном здании, в равной степени способствовал неспособности людей переезжать и селиться в другом месте. В Билле два брата по-прежнему могут делить одно здание, унаследованное от отца, и оба всегда будут жить вместе счастливо, без приставаний. Этого нет во многих других общинах, поскольку, как сообщается, старшие братья прогоняли своих младших и других родственников из унаследованных домов. Обычно это подталкивало человека искать жилье в другом месте и в большинстве случаев приводило к тому, что люди осваивали бесплодные земли для поселения.
Однако наиболее подходящей причиной того, почему другие кланы имеют относительно превосходящую численность, является большое количество купленных рабов, которым разрешено быть членами этих кланов. В те времена знатных людей в таких местах, как Бонни и Калабари, узнавали по количеству рабов, которых они держали. Позже рабам была предоставлена свобода и они стали принадлежать семьям своих хозяев, отсюда и рост населения этих кланов. Это было подтверждено Эбигбери Дж. Алагоа и Ададонье Фомбо в их книге «Хроники Гранд Бонни», издательство Ibadan University Press, опубликованной в 1972 году. Цитируя книгу Робина Хортона «От рыбацкой деревни к городу-государству», авторы полагали, что « в то время как Элем Калабари настаивал на полной аккультурации рабов для их интеграции в систему домов, у Бонни, похоже, не было полной аккультурации. Таким образом, хотя оба штата принимали участие в работорговле и поглощали большое количество рабов Ибо в свои общины, калабари сохранили свой язык и культуру, а Бонни стал двуязычным на языках игбо и ибани. Таким образом, хотя система интеграции в родословную или систему домов работала в Бонни безупречно, та же политика не проводилась в культурной сфере».
Однако во многом это было связано с ранним знакомством с представителями других племен, особенно европейцев . Поэтому знатным людям и вождям из соседних мест было легко покупать рабов и давать им свободу, чтобы они помогали им в их новой внутренней торговле с белыми после отмены работорговли. В Билле этого не было, даже несмотря на то, что смешанные браки между людьми Билле и другими кланами были относительно меньшими. В результате правильная перепись истинных аборигенов во всех рассматриваемых кланах покажет, что в Билле больше настоящих аборигенов, чем во всех других кланах, где много людей смешанной крови.
Необходимость расширения Королевства Билле за пределы статуса одного города за последние десять лет усилила требования к развитию и преобразованию рыбацких поселений в статус деревень. Это привело к тому, что Совет вождей Билле запросил и одобрил создание многих таких деревень. Эти новые деревни также были рекомендованы руководству ГСМР с целью создания комитетов общественного развития и членства в Молодежной федерации Билле.
Поселение Калабари
[ редактировать ]Первоначально заселенные в Элем-Калабари людьми Билле, когда они пришли из Дьюк-Тауна в нынешнем штате Аква Ибом, люди Калабари полностью переселились оттуда, чтобы основать великие города, поселки и деревни с Бугумой в качестве резиденции своего короля.
Калабари — это королевство, а не отдельная община. До основания королевства некоторых поселенцев-иджау, поселившихся на берегу реки в регионе Икверре-Эмуоха, икверры называли народом калабари, потому что иджау любили просить о помощи или помощи, что на диалекте иджав называется КАЛА АЙИ КЕ ИБАРИ. В те давние времена немногие из них ушли на восток, вглубь Ибибио, регион Эфик, и поселились там в качестве рыбаков. Эта группа взяла с собой личность Калабари, которую Икверре окрестили их, и поэтому они были известны как люди КАЛАБАРИ. Намного позже они покинули это место из-за колониальной деятельности голландцев в то время. Они прибыли туда, где также были поселены другие иджав, известные как Торусарамапири, что было Ке анга ама. Ке Анга ама означает поселение, принадлежащее народу Ке. Похоже, что на это поселение на самом деле претендовал и Билле, но поселенцы каким-то образом признали Ке владельцами этого места. Это было место, где, по утверждению Билле, поселились новые эфикские мигранты, которых они называли людьми Калабари.
Старые одиночные города значительно эволюционировали и превратились в кланы. Устная традиция и записанная история говорят, что некий Мфон Мануэль и группа его людей покинули Дьюкс-Таун и отплыли в Бонни, где они встретили короля Бонни. Услышав, что они бежали из своих прежних владений и ищут новое поселение, красивый монарх отвел их к своему брату-королю в Билле и попросил его отдать ему часть своей огромной территории для гостей. Его точные слова, записанные для потомков, были «келе па имбари», что буквально означает «пожалуйста, дайте им немного земли», чтобы они могли поселиться. Именно это первоначальное выражение, которое жители Билле позже использовали для обозначения своих незнакомцев в Дьюк-Тауне, со временем превратилось в имя «калабари». [9]
Это подлинная история Калабари, и любая другая версия, не согласующаяся с позицией Билле, является заблуждением, поскольку жители Калабари передавали все дела, касающиеся правильной версии своей истории, народу Билле даже в начале тридцатых годов. . Согласно источникам во дворце в Билле, которые были предоставлены пресс-службе во время подготовки меморандума, представленного Государственной комиссии по конфликту Калабари/Билле, существуют записи о визитах в Билле некоторых вождей Калабари с просьбой к жителям Билле высказаться. правда о законных владельцах королевской власти королевства Калабари. Их визиты записывались в книгу протоколов, которую король Билле вел для посетителей. Как правило, протоколы для вождей в те дни писал секретарь Совета вождей, обычно не вождь, но грамотный.В одном из протоколов таких встреч между посетителями Калабари и вождями Билле, записанном 28 апреля 1933 года и написанном секретарем, покойным г-ном А.О. Сиби (позже он стал вождем), группа вождей и жителей Калабари, а именно Вожди Сэмюэл Беррибойл, Эбенезер Дон Педро, господа Обу Беррибойл, Том Брейд и Джонбулл Йеллоу прибыли из Абоннемы в качестве представителей Дома КАЛАГБЕА, чтобы проинформировать Аманьянабо и вождей Билле о споре между Домом Калагбеа и Домом Амахри в Калабари.
Присутствовавшими людьми Билле были вожди Абель Урия, Эфренбо Нанги, Ириону, Джоэл Сиала, Брюс Мгбе, Чарльз Сиби, Эдвард Биби, Уолтер Биби, Исайя и т. д.
Вождь Эбенезер Дон Педро был представителем приехавшей команды Калабари. Он объяснил вождям Билле, что они пришли сообщить им, что нация Калабари разделена на две части из-за претензий на трон и королевскую власть. Он сообщил, что Дом Амахри утверждал, что является «верховным владельцем земли Калабари, и что Амакри был владельцем земли, поскольку он был первым из всех королей». Далее он изложил позицию Дома Калагбеа, который настаивает на том, что были и другие, которые правили нацией (Калабари) по очереди до появления Амакри. По данным Дома Калагбеа, Амакри был рабом, и до его прибытия там было от 14 до 15 королей.
Цель их приезда в Билле, как он далее заявил, заключалась в том, чтобы проинформировать жителей Билле о том, что они (Дом Калагбеа) сказали окружному чиновнику (DO), что «были люди – Билле – которые являются первоначальными владельцами всего этого». часть - Секция Дельта - и что они были единственными людьми в этой части, когда они (народ Калабари) пришли, и что эти упомянутые люди могут определить путь и способ прибытия позднего Амакри на землю Калабари, а также факт сюзеренитета. предшественников, которые правили нацией».
«Что с ними следует проконсультироваться по поводу этого факта. Помимо Билле, Бонни и Брасс также могут это подтвердить, но люди Билле являются основой фактов» (так в оригинале).
Затем он сообщил, что DO обещал приехать и взять интервью у жителей Билле, и поэтому они пришли, чтобы проинформировать вождей Билле о таком предполагаемом визите DO. Как записал г-н Сиби (каким он был тогда), вожди через покойный Брюс Мгбе поблагодарил их за визит и за добрые чувства, выраженные в признании того, что люди Билле являются первоначальными владельцами или поселенцами всех этих частей. Он пообещал, что люди Билле будут готовы объяснить правду DO, когда бы он ни пришел.
6 апреля 1935 года члены Дома Калагбеа снова приехали в Билле, чтобы напомнить Билле об их последнем визите. Пришло всего два человека. Это были вождь Стэнли Дон Педро и Майкл Ромео Джорджвилл, оба из Абоннемы. В то время секретарем был покойный г-н (впоследствии преподобный) У.Б. Герберт. Их приняли король Иголима Даппа, вождь Исайя Осинбо, вождь Абель Урия и вождь Джоэл Сиала. Другими были г-да Эбенезер Кари, Джозеф Уильямс, Олу Джейкоб и Гилберт Биби.
Города и деревни в Королевстве Билле
[ редактировать ]1) ДЖИКЕАМА, 2) ВСЕ, 3) ЛЮДИ, 4) ИМОПЕЛЕМА, 5) КРИКАМА, 6) КАРИАМА 7) ОПУ БИЛЛЕБОКО, 8) РУКОВОДСТВО, 9) ЭНЕСИРАМА, 10) ГДЕ, 11) ДЕКАМАБОКО,12) РЕЛЬЕФ, 13) МЕНДЖИ-ДУКИРИ, 14) МНОГО. 15) НЕ16) ПОЗОР17) БИОФЕМЫ18) ОБОМА19) МАДУАМА20) СЕКИЯБОКУРОВА21) НИНАМА22) КАЛАТИРАМА23) СХЕМА24) ЭММАНУЭЛАМА25) ЗАКЛЮЧЕНИЕ26) НОНДЖУАМА27) БЕСПЛАТНО СЕЙЧАС28) ЭЛЕ29) ЭТО-СОДЕРЖИМОЕ30) ГОГОБОАМА, 31) ДАППАМА, 32) ИБИА-АМА33) БЕБЕАМА 34) НЕКНИГИ35) ИВОАМА36) РАБОТАЙТЕ СЕЙЧАС
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алагоа, Эбигбери Джо (2005). История дельты Нигера , Порт-Харкорт: исследовательские публикации Onyoma. ISBN 978-37314-5-9
- ^ «О Билле» . www.billedevelopment.com . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ http://www.lib.utexas.edu/maps/africa/port_harcourt_jog_1973.jpg «Библиотека карт Перри-Кастанеды, Техасский университет в Остине - часть Картографического агентства обороны, серия 1501 AIR, лист NB 32-13, издание»
- ^ Перейти обратно: а б Капитан Келси (1935). Келси, VCM «Отчет разведки о клане Билле». 1935 год . стр. 153–160.
- ^ Перейти обратно: а б Пачеко Перейра (1505–1520). Изумруд из Situ Orbis . Лондон, Отпечатано для Общества Хаклайт.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. И. Джонс (1965). Журнал африканской истории: время и устные традиции с особым упором на Восточную Нигерию . Издательство Кембриджского университета. стр. 153–160. JSTOR 180193 .
- ^ Перейти обратно: а б С.Х. Смит, Ян Э. Робертсон и Кей Уильямсон (1987). Элемент Ịjọ в Бербисском голландском языке. Язык в обществе . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Мак Инома Директ, эсквайр. Элементы исторического законопроекта
- ^ «Миндат.орг» . www.mindat.org . Проверено 14 сентября 2021 г.