Jump to content

Атьяп

(Перенаправлено с людей Атьяпа )

Атьяп
Общая численность населения
281,000 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Нигерия
Языки
Тяп (Айлем Тяп)
Религия
Христианство , Абвои , Ислам
Родственные этнические группы
Баджу , Хам , Бакулу , Адара , Афизере , Иригве , Бером , Тарок , Джукун , Кутеб , Эфик , Тив , Игбо , Йоруба , Эдо и другие бенуэ-конголезские народы Среднего пояса и южной Нигерии.

Народ Атьяп ( Тьяп : A̱tyap , единственное число: A̱tyotyap ; экзонимы : Jju : Ba̱tyap ; хауса : Катаф , Катаб ) — этническая группа, проживающая в основном в Зангон-Катаф , Каура и Джемаа районах местного самоуправления на юге штата Кадуна и в Риёме . Штат Плато , Нигерия. Они говорят на тяпском языке , одном из языков Центрального плато . [2]

Происхождение

[ редактировать ]
Молодая женщина в традиционном наряде Атьяпа.
Молодой человек в традиционной одежде Атьяпа.

Археологические вещественные доказательства

[ редактировать ]

Атьяпы занимают часть культурного комплекса Нок в верховьях долины реки Кадуна , известного своими терракотовыми статуэтками . [3] [4]

Голова, культура Нок, терракота, Музей искусств Гонолулу.

несколько железоплавильных В Атяпском районе расположено участков. Большинство из них были найдены в районе Гана и близлежащих населенных пунктах . Остатки включают шлак , фурмы и печи . В двух стоянках в Айид-ма-паме ( Тьяп : A̱yit Mapama ) на берегах ручья Санчинириан и берегах Чен Фвуама в Атабаде Атаньянге (Тьяп: A̱ta̱bat A̱ta̱nyeang ) остатки слаша и фурм были особенно обильны в высоких кучах. Эта категория информации дополняется неглубокими пещерами и каменным укрытием в Бакункун-Афане (9°55' с.ш., 8°10' в.д.) и Цво-Фвуаме (9°51' с.ш., 8°22' в.д.) в Гане и Атабаде. Атаньянг соответственно. В том же исследовании обнаружено несколько карьеров по добыче железной руды (9 ° 58,5 'северной широты, 8 ° 17, 85' восточной долготы). [5] В ходе более поздних поисков было обнаружено больше таких ям, что позволяет предположить, что велась интенсивная добыча железной руды. в этом районе [6] [7]

Лингвистические доказательства

[ редактировать ]

Ачи (2005) утверждает, что атьяпы говорят на языке группы ква языковой семьи Бенуэ-Конго. [4] Кроме того, по данным Achi et al. (2019), группа катаф (старая классификация), к которой относится тяпский язык , входит в состав восточного плато. Он пошел еще дальше и предположил, что с использованием глотохронологической шкалы времени, установленной для языков йоруба и Эдо и их соседей, разделение группы катаф на отдельные диалекты и группы диалектов потребует тысяч лет. Также упоминалось, что «между языками игала и йоруба, например, потребовалось не менее 2000 лет, чтобы развить различие, в то время как 6000 лет потребовалось для различий, наблюдаемых при сравнении языковых групп идома и йоруба», отметив, что это указывает на что «даже внутри диалектных групп потребовался период до 2000 лет, чтобы создать четко различимое разделение диалектов, и что, таким образом, это медленный процесс устойчивого роста и расширения населения , а также культурной дифференциации на протяжении тысячелетий».

Значение тьяпского языка заключается в том, что ему потребовались тысячи лет, чтобы отделиться в одном и том же географическом месте от шести или около того наиболее близкородственных диалектов. Как подгруппе, им потребовалось, вероятно, более тысячи лет назад, чтобы отделиться от других членов группы Катаф, таких как Гьонг, Хьям , Дуйя и Аше (Коро), которые им мало понятны. Стабильность языка и других культурных особенностей в этом регионе Нигерии признана. [8] [7]

Поэтому убедительно принять как должное давнюю древность культурного взаимодействия и появление специфических диалектов в языковом регионе катаф . Это означает, что тьяп уже давно стал четко идентифицируемым языком с отличительной материальной культурой и индивидуальностью социальной организации задолго до того, как британцы взяли под свой контроль атьяп в начале 20 века. Эта личность передавалась от одного поколения предков к другому, пока не достигла самых последних потомков. [7]

Другие доказательства

[ редактировать ]

Атьяпы называют себя «Атьяп», и их так знают и обращаются к ним ближайшие соседние группы, такие как Ашолио (или Морва), Агворок (или Кагоро), Атьечарак (или Качечере), Атакат (или Аттака, Аттакар), Хам (или Джаба). , Гвонг (или Кагома), Адара (или Кадара), Акоро (или Коро), Баджу (или Кадже), Анган (или Камантан), Фанцвам (или Кафанчан), Афо, Афизере , Ацам (или Чавай) и Рукуба вместе вместе с атьяпом входят в группу языков Восточного плато языковой семьи Бенуэ-Конго . [9] [10]

Но кто такие атьяпы и каково их происхождение? Проблему определения первоначальной родины нигерийского народа решить было сложно. Помимо существования множества версий традиции происхождения, которые противоречат друг другу, существует тенденция многих групп заявлять, что районы за пределами Африки являются их центрами происхождения. В некоторой степени это справедливо и для Атьяпа. [11] Передвижения осуществлялись под руководством лидеров кланов и небольшими группами в ночное время, чтобы избежать обнаружения. [7]

Эта традиция неизвестна большинству старейшин Атьяпа. Отчасти поэтому он не встречается в большинстве сочинений колониальных этнографических и антропологических авторов, писавших об атьяпах. Хотя эти колониальные офицеры не могли записать все существующие версии народной традиции, тем не менее, большинство записанных к тому времени версий обнаруживают поразительное сходство с теми, которые пересказывают старейшины сегодня. Поэтому подлинность северного происхождения сомнительна. [7]

Не отрицается, что некоторые люди переселились из Хаусаленда в территорию, занимаемую Атьяпом, еще до девятнадцатого века. Консолидация Зангона Катаба к 1750 году нашей эры, населенного преимущественно хауса , является ярким примером иммиграции и взаимодействий до девятнадцатого века. Однако это произошло в девятнадцатом веке в результате чрезмерного налогообложения, набегов рабов и навязывания барщинного труда людям под влиянием Саракуна из Хаусаленда, что привело к увеличению миграции как формы протеста. [12] Скорее всего, традиции миграции атьяпов с севера, чтобы избежать рабства и налогов, являются народной памятью об этих движениях конца девятнадцатого века. Но миграцию отдельных лиц и групп людей не следует путать с миграцией всего атьяпского народа. [7]

Подгруппы и кланы

[ редактировать ]

Подгруппы Атьяпа состоят из семи или восьми этнических групп, а именно: Агворог, Ашолио, собственно Атьап, Атьечарак, Атюку, Фанцвам и Такад. Баджу . считаются частью этой группы из-за их культурного и языкового сходства, хотя каждая из этих групп считает себя независимой от этнической идентичности атьяпов

В клановом отношении каждая из подгрупп имеет свои кланы и подкланы. У Агворога есть два основных клана: Анквай и Кпашанг. У Ашолио их четыре: Неабваат, Нелуцве, Несве и Незам. Собственно Атьяпы состоят из четырех основных кланов: Агбаат, Аминьям, Аку и Ашоква. У Фанцвам их шесть: Мании, Такау, Такум, Захво, Зибьин и Зикпак. [13]

Доисторическая эпоха

[ редактировать ]

Ранее уже было установлено, что атьяпы занимают часть ареала культуры Нок , цивилизация которого охватывала ок. 1500 г. до н.э. – ок. 500 г. н. э., где было обнаружено множество археологических находок, разбросанных по территории Атьяпа и вокруг нее. [4] [7]

Эпоха бартерной торговли - 18 век.

[ редактировать ]

Задолго до появления валюты в этом районе жители Атьяпа практиковали бартерную торговлю вплоть до середины 18-го века, когда торговцы хауса начали проходить через землю Атьяпа, импортируя мечи , браслеты и ожерелья, и появился рынок Зангон Катаб (в нескольких милях от традиционная земля или столица атьяпов в Атьекуме - территория, известная атапам как Мабататадо (также пишется как Мабарадо) , располагалась вокруг Атьекума и раньше была местом встреч, где старейшины атьяпов собирались, чтобы обсуждать вопросы своей земли и народа; [14] Поселение хауса, Занго и его население назывались и до сих пор называются «Аниецен», то есть «посетители», потому что именно этим хауса и остаются для Атьяпа. Другими словами, Занго был развит в области, известной как «Мабатадо» для Атьяпа, отсюда и слово хауса, обозначающее эту область, «Мабарадава»). До этого люди относили кузнецам железную руду , чтобы тот изготовил им нужные инструменты, и платили ему зерном или мясом. После прихода хауса местные кузнецы начали копировать привозимые ими изделия. [7]

Из-за увеличения объема торговли между торговцами Атьяп и хауса потребность в безопасности стала жизненно важной, развитие, которое позже привело к созданию новых рынков, таких как рынки в Магвафане ( хауса: Бакин Коги), Рахаме, Тунган Кане ( Качечере) и Афанг Адума возле Гана, хотя рынок Зангон Катаб стал самым важным из них и являлся важным связующим звеном между четырьмя основными торговыми путями в этом районе, а именно:

  • Маршрут Восток-Запад: от Букуру до Рукубы на плато Джос , проходящий через Мианго до района Ацам и пересекающий реку Кадуна в Зангон-Катаб, откуда она перешла в Локоджа . Товары, которыми торговали, включали: собак, бусы, рабов и одежду в обмен на пони, соль, каури , поташ и зерно .
  • Маршрут Север-Юг: проходит из Кано в Зарию , в Кауру через Карко, Гарун Курама, Маганг и, наконец, ведет в Зангон Катаб , откуда продолжается в Кеффи , Абуджу (ныне Сулеха ), а затем в верхнюю долину Бенуэ. Здесь продавались следующие товары: лошади, бусы, латунь, браслеты, красные шапки , резинки и сельскохозяйственные инструменты. О масштабах торговли и богатстве Атьяпланда можно судить по количеству ношения красных шапок , которыми были известны атьяпы, а также по владению лошадьми, ведущими к хауса, называющим этот район « Касар даваки » (Земля лошадей). У Атьяпа хауса обычно брали в обмен тканые циновки, каменное дерево (Тьяп: gba̱ndaat; хауса: катамбари), веревки, ступки и пестики , бивни слонов, горшки, козы, железную руду, рис и мед . Самыми важными из них являются слоновьи бивни и каменное дерево, которые очень ценятся хауса.
  • Часть торговых путей к середине 18 века разветвлялась от Зангон-Катаба до Вогона (Кагарко) через Какар, Дока, Катери, Джере, ведя в Абуджу (ныне Суледжа ); и
  • Другой маршрут из Зарии , спускающийся через Каллу, Аджуре (Каджуру) , Афанг Адума, Качию и затем в Кеффи ; в результате расширения торговли в этом районе в то время.

Со своими соседями Атьяп торговал с Гвонгами и Хамами за пальмовое масло , имбирь , лепешки из рожкового дерева и мед, а Баджу, Агворок , Ашолио, Атьечарак, Ацам , Нитен , Бакулу , Авори и Бером принимали участие в этой торговле. Торговые контакты Атьяпа простирались на Нупеленд , Йорубаленд и Игболенд на запад и юг; Хаусаланд , Азбин и Агадес на севере; Бером, Ганаури (Нитен) и Рукуба (Баче) [7]

По данным Хьюман Райтс Вотч , письменных записей нет, но есть свидетельства того, что атьяпы были первыми поселенцами в регионе Зангон-Катаб , как и хауса. Обе группы проживали в этом районе по крайней мере к 1750-м годам, а возможно, и намного дольше, и обе группы утверждают, что были первыми поселенцами. [15] Однако Ачи и др. (2019) утверждали, что время заключения вышеупомянутого торгового договора (Тьяп: Акабе ; Хауса: Амана , английский: Пакт о целостности ) между Атьяпом и Хауса неизвестно, но несомненно, что жители Зангона Катаба заключили соглашение с Атьяпом, сосредоточенное на двух вопросах:

  1. Необходимость обеспечения безопасности торговцев и их товаров в Атьяпланде;
  2. потребность в земле для постоянного рынка и для поселения иммигрантов.

После этого лидеры обеих партий назначили должностных лиц, которые будут следить за успешной реализацией соглашения. Лидер караванов хауса (хауса: мадугу) назначил принца странствующего поселения (хауса: магаджин занго), который проживал в Зангон Катабе, для сбора пошлин со странствующих торговцев (хауса: фатаке), откуда их хозяевам-атьяпам платили за мир и безопасность. и предоставление земли для создания кочующего поселения (хауса: занго). Атьап также назначал принца, наследника главы клана (Тьяп: nggwon a̱tyia̱khwop или nggwon a̱tyia̱nwap ; хауса: магаджи ), который обеспечивал безопасность торговцев внутри и за пределами периметра Атьапленда и мобилизовал вооруженную молодежь для сопровождения торговцев из Магвафана (хауса: Бакин Коги) до района Хам, а затем вернуться. было выделено достаточно земли для рынка Занго и для проживания торговцев Он также гарантировал, что через главу клана (Тьяп: a̱tyia̱khwop или a̱tyia̱nwap ) .

Нежелание торговцев хауса и их лидеров платить дань, предназначенную для их защиты Атьяпа, стало основной причиной нарушения соглашения, что привело к нестабильности в этом районе. Вместо этого хауса поселения начали поддерживать королей хауса в Кауру и Зарии, чтобы они использовали свои силы для подчинения целых государств вдоль торговых путей, чтобы их торговцы могли быть свободны от уплаты дани и разбойников.

Ачи и др. (2019) также сообщили, что Атьяпы в 1780 году отозвали свои вооруженные эскорты и использовали их для нападения на поселение хауса Зангон Катаб, что привело к разграблению поселения, которое оставалось пустым в течение многих лет. [7]

Возобновление торговли

[ редактировать ]

Еще одно соглашение было заключено торговцами Атьяп и Хауса в начале 19 века, и торговля снова возобновилась, и Атьяпланд процветал до такого уровня, что, как говорили, в каждом доме был домашний скот, включая лошадей. [7]

Ранние дни джихада

[ редактировать ]

После нападений тех, кто отклонялся от идеалов джихадистских группировок в Кано , Зарии и Баучи , некоторые мигрировали в Зангон Катаб, и их сопровождали даже те, кто носил джихадистские флаги в Хаусаленде и стремился приобрести богатство посредством своего нового дела. вели войны за расширение поселений по всему миру. Амала , , Арумарума и другие поселения вокруг Кауру , Лере и Аджуре (Каджуру) к 1820 году были покорены как . и вассалы Зарии эти поселения служили центрами начала атак для кампаний Эмирата против Атьяпа и их соседей [7]

Визит Ричарда Лендера

[ редактировать ]

В 1827 году Ричард Лендер в своей первой экспедиции со своим хозяином, капитаном Хью Клаппертоном , который ранее умер в Сокото , по возвращении решил пройти другим маршрутом, который привел его к тому, что он стал первым европейцем, посетившим и описавшим важный город Зангон Катаб. (который он написал «Куттуб») и его народ, Атьяп.

Из Сокото он отправился вместе с Уильямом Паско, человеком хауса, который служил его переводчиком, в Кано, но снова решил вместо этого отправиться на юг, к Панде (пишется «Фунда») на реке Бенуэ , чтобы добраться до залива Бенин вернулся в Англию, потому что у него осталось мало денег.

Во время своего путешествия он услышал несколько историй о большом и густонаселенном городе, известном своим рынком. Как отметил Филипс в работе Achi et al. (2019): по прибытии он встретил город с почти 500 «маленькими и почти смежными деревнями», расположенный на «обширной и красивой равнине», довольно далеко от юга, где подорожники , пальмы и кокосовые в изобилии и довольно далеко росли пальмы. с севера, где фулани в изобилии водился скот . Хотя он был весьма разочарован тем, что компактное городское поселение, подобное Кано, которое он надеялся встретить, было не тем, что он видел, тем не менее, он выразил свое впечатление так: «Все несло атмосферу мира, красоты, простоты и комфорта, которая восхищала и очаровывала меня. "

Он также описал правителя Зангона Катаба, которого он назвал «очень великим человеком» и которому он подарил восемь ярдов синих и алых дамасских отпечатков короля Англии и покойного герцога Йоркского , а также несколько более мелких предметов. Взамен король дал ему овцу, два бычьих горба и тувон шинкафа (Тьяп: тук cyia̱ga̱vang), которого хватило бы как минимум на 50 голодных мужчин. Он также был удивлен «неограниченной свободой» жен короля, которую он противопоставил тому, что он обнаружил в штатах хауса, Нупе , Боргу и других мусульманских регионах, сообщив, что жены никогда не злоупотребляли этой свободой.

После нескольких других встреч Лендер покинул Зангон Катаб, чтобы продолжить свое путешествие, и был перехвачен четырьмя всадниками эмира Зарии, которые отвезли его обратно в Зарию, запретив ему путешествовать в Панду, которая находилась в состоянии войны с халифатом Сокото в тот момент . Наконец он вернулся в Англию через Бадагри . [7]

Более поздние дни джихада и работорговля

[ редактировать ]

Странствующие торговцы Зангона Катафа в 1830-х годах начали считать себя подданными эмира Зарии, снова отказываясь вместо этого платить дань Атьяпу, начали проявлять признаки независимости от Атьяпа, которая к 1840-м годам достигла своего апогея. Именно тогда атьяпам был присвоен статус зимми как немусульманской группы, в котором они должны были платить плату за защиту ( джизью ) эмиру Зарии, чтобы избежать нападения джихадистов, что также включало ежегодное пожертвование 15 рабов. 20 циновок из рафии, несколько бочонков меда и пучки листьев рафии, которые должны быть собраны у каждого клана их принцами (или хауса: магаджи). Джекада , назначенный Зарией, затем собирает эти предметы и доставляет их эмиру на Зарию. Однако атьяпы не чувствовали себя обязанными платить эту дань, поскольку считали, что она применима только к немусульманам, живущим в мусульманском государстве , и, поскольку они находились в своем собственном государстве, отказались платить. Некоторые джекады из Зарии обычно подвергались нападениям и убийствам со стороны торговцев Атьяп и Хауса, а их скот иногда сталкивался с аналогичными угрозами. Реализованные пленники были проданы в рабство В частности, посредники Иригве и другие лица, имеющие политический статус, получали выкуп от Зарии.

Появление Маммана Сани в качестве эмира Зарии (1846–1860) произошло в результате агрессии против Анирагу , Атуми , Куно , Ану , Авоно , Агбири , Авори и Кузамани в районе Кауру, которые отказались вступить в союз с эмиром Зарии через Саркин Кауру. , рассматривая альянс как потерю независимости.

Баджу в 1847 году пострадали от этой агрессии, когда Мамман напал на Дибийи (Х. Курмин Би), одну из их деревень. В ответ они напали на хауса и фулани на их территории, удерживая несколько пленников и вынудив эмиров Зарии и Джемаа платить им дань в течение нескольких лет, после чего последние начали контрнаступление против них, чтобы освободить свой народ.

Доктор Байки в своих «Записках о путешествии из Биды в Нупе в Кано в Хауссе, совершенном в 1862 году» (1867:96) описал этот регион как «страну, опустошенную войной» и сообщил королю (Зарии) ) 15 июня 1862 года, в суматохе, переместил свой лагерь к Кадуне [реке] с примерно 3000 лошадьми, мужчинами, женщинами и вьючным скотом на влажной земле и, наконец, разбил лагерь между 14 ° и 16 ° западной долготы, недалеко от реки. Далее он описал город Занго (на северо-востоке), через который он проезжал 18 июня 1862 года, как

«скальное ущелье с гранитными глыбами гранита, наложенными друг на друга, как циклопическая стена, окруженная огромными валунами ».

На своей карте (1867 г.: без номера, диаграмма 2) он изобразил город словом «Куттуб». [16]

Новым эмиром Зарии несколько десятилетий спустя Абдуллахи в 1871 году назначил Тутамаре и Яву, разместив их в районе Зангон-Катаб. Тутамаре был бакулу, принявшим ислам , которому был присвоен титул Куямбана и поручен сбор дани со своего народа и Ангана , задача, которую стало трудно выполнить, и его титул был отнят главой округа Зангон Катаб. Ява, с другой стороны, был назначен в 1880-х годах Саркином Яммой (вождем запада) эмиром Самбо (1881–1889). В его функции входит охрана западных районов от Ибрагима Нагваматсе из сил Контагоры и рейды за рабами. Он использовал Вогона (Кагарко) , Аджуре (Каджуру) и Качию в качестве баз для набегов на Адара , Гбадьи , Атьяп, Коро , Бакулу и Анган .

Следующий эмир Зарии Йеро (1890–1897) организовал отряд королевских рабов и снабдил их огнестрельным оружием, чтобы вселить ужас в местное население, захватывая людей в рабство, запасы продовольствия, не позволяя им выращивать урожай и вызывая массовый голод и смерть. заставить их подчиниться. Вместо этого они объединились друг с другом против Зарии в 19 веке. Отсутствие безопасности и экономическая нестабильность, вызванные набегами и данью, были призваны создать возможности для рабства и торговли им в этом районе, и в значительной степени это удалось.

Пытаясь проникнуть в этот район, Зария столкнула один клан с другим и смогла ослабить определенные слои государства Атьяп с помощью обмана, вынудив их вступить Амана с ней в отношения . В число городов, в которые они проникли, входили: Атагьюи, Маганг, Макунфвуонг, Канаи и Сако. Ожидания Зарии заключались в том, чтобы использовать их в качестве баз для ее наступающих и отступающих сил и снабжать ее жизненно важной информацией. Через них она проникла в Атьяпландию и добилась уплаты дани, которую увеличила в начале 1890-х годов с 15 до 100 рабов ежегодно. Однако Атьяп прекратил платить эту дань в 1894 году, и Зария отреагировала на это отправкой большой армии бойцов в Зангон Катаф из Зарии при помощи Саркин Кауру, который очень хорошо знал местность. Атьяпы, однако, посредством засады полностью разгромили объединенные силы и продали часть пленных бойцов в рабство, затем вернулись в Зангон-Катаб и сожгли поселение Занго, снова нарушив торговлю в этом районе.

Последний доколониальный эмир Зарии Квасау (1898–1903) в 1899 году предпринял тщательно спланированное нападение на Атьяпа с целью нарушения торговли в этом районе и сумел восстановить отношения Пакта Амана с некоторыми родами и поселениями Атьяпов (Атагьюи, Сако, Мазаки и Канаи), используя Мазаки в качестве базы для атаки, а также использовали Ацам против Атьяпа, заставив их заблокировать бегство Атьяпа через реку Кадуна . Это нападение произошло во время фестиваля Анак, когда люди были менее готовы к войне. Говорят, что Квасау уничтожил множество жизней в лесу Сантсван, где многие беглецы из Атьяпа скрывались, расчищая лес, а также, как говорят, поклялся не щадить ни души и не нуждался ни в рабах, ни в наложницах, а река Кадуна, как говорят, текла вместе с кровь его жертв, которых, по оценкам, на тот самый случай насчитывалось около тысячи.

Квасау, однако, встретил сильное сопротивление в Магате, Маяите, Макарау и Ашонг Ашуи , где он прибегал к пронзанию своих жертв на кольях и сжиганию других заживо. В ходе этой войны ведущий воин Ачи в «Ачи и др.» (2019) пишет, что «самый доблестный военачальник сил борьбы с рабством Атьяпа, Марок Ганду из Магаты, был схвачен силами хауса, которые казнили его, посадив на кол, в то время как другие, такие как Зиньип Катунку и Кунтай Мадо из Машана, Говорят, что они были похоронены заживо в 1902 году.

Войны в Квасау вызвали множество миграций Атьяпа на юг в соседние районы Ашолио, Агворок , Баджу и Батинор (Коро) , и многие с тех пор так и не вернулись. Эта фаза миграции известна в Тьяпе как Тьонг Квасау (побег из Квасау), а те, которые произошли ранее, называются Тьонг Акпат (побег из хауса). [7]

Национализм атьяпов вырос в 19 веке, когда джихадисты фулани пытались расширить свой контроль в этой и других частях центральной Нигерии. [17]

Колониальная Нигерия

[ редактировать ]

Британские военные вошли в Атьяпленд 3 апреля 1903 года и без боя взяли его у Атьяпа, вероятно, из-за усталости, полученной во время войн в Квасау, от которых люди все еще оправлялись. Затем британцы покинули Атьяпланд и двинулись к Баджу, которые, однако, оказали сопротивление, но пали от рук британцев. В 1904 году британцы двинулись в Агворок в рамках так называемой экспедиции Тильде, стартовавшей из Джемаа Дароро 7 ноября 1904 года. [7] Когда британцы завоевали север и Средний пояс Нигерии в 1903–1904 годах, они следовали системе непрямого правления. Британцы предоставили эмиру Зарии расширенные полномочия над Атьябом через назначенных им глав деревень, что вызвало растущее недовольство. [17]

Ачи в Ачи и др. (2019) описали фабрикацию утверждений Зарии о ее суверенитете над Атьяпом как преднамеренное искажение истории, поскольку многие из государств, изображаемых ею как зависимые, на самом деле были независимыми. Принимая эти претензии, британцы в 1912 году обратились к Атьяпу с просьбой признать эмиров Джемаа и Зарии своими верховными вождями в попытке установить колониальное правление через этих вновь обретенных союзников. Ранее, в 1907 году, Атьяпы были переданы в состав Кауру, переименованного в округ Катука, а в 1912 году был создан округ Зангон-Катаб. [7]

Христианские миссионеры нашли благодатную почву у атьяпов, отвергших мусульманскую религию. Это привело к усилению напряженности между атьяпами и хауса. Однако следует быть очень осторожными, говоря о религиозных конфликтах в Нигерии, поскольку не все жители Атьяпа являются христианами, равно как и не все люди хауса являются мусульманами. Зачастую историки уделяют больше внимания религиозному фактору, а не другим базовым факторам, таким как, например, земля. Атьяпы также возмущались потерей земли, учитывая, что изначально они владели всей территорией Зангон-Катаф и были незаконно лишены ее владения захватчиками хауса.

Атьяпские антиколониальные движения

[ редактировать ]

С введением налогообложения, принудительного труда и принуждением людей к выращиванию товарных культур , что вызвало трудности для народа, Атьяп в 1910 году поднялся против британцев в знак протеста, который был подавлен британцами, но в конечном итоге привел к еще большая ненависть к главе района Зангон-Катаб.

Второе восстание произошло в 1922 году, на этот раз объединенным союзом Атьяп-Баджу против репрессивной налоговой политики британцев. Британцы снова применили силу для подавления восстания, но не смогли арестовать лидеров, сбежавших из этого района.

В период Великой депрессии (1929–1933) британцы отменили налоговые выплаты, когда люди не могли позволить себе даже прокормить себя.

Во время Второй мировой войны (1939–1945) несколько атьяпов были завербованы в качестве вклада в войну в Юго-Восточной Азии и Германской Африке . Атьяп также производил продовольственные культуры для внутренних нужд для питания рабочих шахт, аэродромов строек в Кадуне , Кано и Майдугури и экспорта этих культур колониальной армии в Британской Западной Африке . Увеличение отвлечения рабочей силы от производства продуктов питания на оловянные рудники, строительство железных дорог и дорог, а также в армию привело к увеличению использования детского труда в сельскохозяйственной деятельности. Однако атьяпам было отказано в работе в местных органах власти . Большинство сотрудников в 1950-е годы в Зарском родном управлении были родственниками эмира. Ачи в Ачи и др. (2019) отметил, что атьяпам всегда говорили : «Все мы в дивизии Зария — братья, будь мы мусульмане, язычники или христиане», но всегда сталкивались с дискриминацией, когда дело касалось трудоустройства, и сообщили, что в 1953 году в местной власти работало 102 человека. 60 человек - хауса/фулани, 42 коренные жители Атьяпа, Баджу, Бакулу, Ангана, Ацама и Атьечарака, т.е. 25 деревенских писцов, четыре судебных писца, трое местных полицейских, девять учителей и один ведомственный писец. г-н .

В 1942 году боевики Баджу во главе с Усманом Сакватом вели интенсивную антиколониальную борьбу непосредственно против эмирата Зария, что переросло в движение Атьяп-Баджу после Второй мировой войны против колонизаторов.

Атьяпы до 1950-х годов были преимущественно анимистами и приверженцами религии Абвои . С другой стороны, хауса были мусульманами и не были коренными жителями этого района. Однако британцы отбирали людей из правящих кругов Зарии для управления атьяпами, у которых, хотя и были вожди, но их заставляли подчиняться аристократам хауса, и с любым из Агвам Атьяп (вождей атьяпов), который отказывался сделать это, в основном жестоко расправлялись. путем смещения или освобождения от должности.

Движущей силой антиколониальных восстаний крестьян Атьяпа и их союзников из Баджу были высокие налоги, отсутствие достаточного количества школ, отсутствие работы среди коренных жителей Атьяпа даже в местных органах власти, а также преобладающая в обществе социальная несправедливость и доминирование Зарии. феодальные аристократы, их высокомерие, презрение к культуре Атьяпов и, прежде всего, требование создания вождества Атьяпов по образцу Мороа, Кагоро и Квои, которые имели коренных вождей и не находились ни под каким эмиратом.

В мае 1946 года Атьяп восстал, отказавшись платить налог хауса, отказался от принудительного труда, бойкотировал рынок Зангон Катаф и отказ молодежи подчиняться приказам главы района хауса, игнорировал щелочные и «языческие» суды (последние были созданы около 1927 года) и угрожал напасть на около 5000 жителей хауса/фулани Зангон-Катаба и требовал отделения района Атьяпа от эмирата Зария. Ситуация стала деликатной, и британский резидент в Зарии Дж. Д. Питкэрн обвинил вождя Гворока (Кагоро) , Гвамну Авана назначенного первым христианским вождем во всей провинции Зария в 1945 году, годом ранее, в разжигании кризиса, поскольку Феодальные правящие круги Зарии были недовольны его положением вождя и всеми силами желали его ухода.

Многие Атьяпы были массово арестованы, в том числе Ндунг Амаман из Зонзона , который был старейшиной, поддерживавшим сопротивление, который позже умер от сердечно-сосудистых осложнений во время содержания под стражей в Зарии, и еще 25 человек, осужденных за нарушение постановления о налогообложении и приговоренных к трем месяцам тюремного заключения. с каторжным трудом. Другие, такие как Шейин (также известный как Машайи) и еще пятеро, были признаны виновными в незаконном нападении на полицию и сопротивлении властям и приговорены к тюремному заключению на срок от двух до шести месяцев с каторжными работами. Британцы знали, что делать, но отказались обеспечить восстановление справедливости и вместо этого продолжали поощрять феодальную тиранию против Атьяпов. Усман Сакват и еще 12 человек Баджу также были заключены в тюрьму на целый год.

В январе 1954 года британцы отправили солдат в город Зангон-Катаб, чтобы предотвратить надвигающееся нападение экстремистских группировок Атьяп и Баджу на население хауса. [7]

Постколониальная Нигерия

[ редактировать ]

После обретения независимости в 1960 году генерал Якубу Говон (1966–1975) провел реформы, позволив Атьяпу назначать глав своих сельских округов, но назначенцы подлежали одобрению эмира и поэтому часто рассматривались как марионетки. [17]

Намного раньше, в 1922 году, тогдашний эмир Зарии без компенсации приобрел участок земли в городе Занго, столице Атьяпа. В 1966 году эмир передал землю, которая сейчас используется как рынок, общине хауса. Атьяпы жаловались, что торговцы хауса обращались с ними на этом рынке как с рабами. [18]

Чтобы снизить напряженность, после смерти главы округа Зангон Катаф Хауса в 1967 году Атьяп Бала Аде Дауке был назначен первым главой округа Зангон Катаф и Куямбанан Заззау из числа коренного населения и оставался им в течение следующих 28 лет. [19]

Напряженность неуклонно росла, вспыхнув в феврале 1992 года из-за предложения перенести рынок на новое место, вдали от земли, которая была передана хауса. Предложение первого главы Атьяпа района местного самоуправления Зангон Катаф было поддержано Атьяпом, который мог торговать пивом и свининой на нейтральной территории, и против него выступили хауса, опасавшиеся потери торговых привилегий. В ходе февральских столкновений погибло более 60 человек. 15–16 мая в Занго вспыхнуло новое насилие, в результате которого погибло 400 человек и было разрушено большинство зданий. Когда эта новость дошла до Кадуны , разъяренная молодежь хауса в отместку убила множество христиан всех этнических групп. [20]

После этого многие хауса покинули этот район, хотя некоторые вернулись позже, не имея другого дома. [15] Трибунал, созданный военным правительством Бабангиды, приговорил к смертной казни 17 человек за предполагаемое соучастие в убийствах, в том числе бывшего военного губернатора Риверс штата генерал-майора Замани Леквота , выходца из Атьяпа. В конечном итоге приговоры были смягчены до тюремного заключения. [21] Говорили, что арест Леквота произошел из-за его вражды с Ибрагимом Бабангидой , тогдашним главой государства. Ни одному хауса не было предъявлено обвинение. [22]

было Вождество Атьяп создано в 1995 году по рекомендации комитета, возглавляемого вице-маршалом авиации Усманом Муазу , который расследовал причины восстания. [14]

В течение некоторого времени атьяпы все чаще говорили на хауса, основном (то есть основном) языке региона. Однако после ожесточенных столкновений в 1992 году наметилась сильная тенденция к возвращению к использованию Тяпа. [23]

Еще в 2006 году сообщалось о продолжающейся напряженности и вспышках насилия. [15]

В 2007 году вождество Атьяп было повышено до первого класса. В 2010 году президент Ассоциации развития сообщества Атьяп (ACDA) заявил, что с момента создания вождества было лишь несколько случаев, когда необходимо было вмешаться, чтобы разрешить недоразумения. [14] [24]

С 2020 года земля Атьяпа подвергалась постоянным террористическим атакам Фулани. [25] [26] [27] [28] [29] [30] от которого община хауса в городском округе Зангон дистанцировалась, несмотря на обвинения, выдвинутые против нее ACDA в укрытии террористов фулани в поселении. [31]

Культура

[ редактировать ]

Фестиваль Анак и охота за головами

[ редактировать ]

До прихода британцев в этот район в 1903 году культурные традиции Атьяпа включали различные ежегодные и сезонные церемонии, и действительно, охота за головами была частью этих практик, которые позже были объявлены вне закона колониальным правительством. Вот отчет Ачи и др. (2019) на одной из таких церемоний:

«Достижителям в каждой выбранной профессии давались титулы и трости с привязанными к палкам колокольчиками. Колокольчики звенели, когда их владельцы шли, возвещая о прибытии достигшего успеха. После смерти такого достигшего успеха устраивали подобающие похороны с продолжительной барабанной игрой и пиршеством. Следовательно, фестиваль Анак (ежегодный траур по ушедшим душам усопших) как способ признания положительного вклада умершего в развитие общества. Из-за убеждения, что слишком долгий траур может сделать умершего некомфортным в его новой жизни. церемония принимала форму пиршества, танцев и рассказа о героических подвигах умершего. Если умирал мужчина-добытчик, празднику Анак должна была предшествовать охота на лошадях. Это была охота на большое животное. символ погружения пожертвований умершего.Для Агбаата цвуом целью обычно был (слон). Демонстрации с участием сильных юношей на лошадях с утяжеленными пестиками проводились перед самой охотничьей экспедицией. Они двигались на максимальной скорости и пытались разбить пестиком стоячую стену.Для кланов Аку и Ашоква фестиваль Анак называется Соне Асва (Танец добившихся успехов), в котором участвовали только женатые мужчины и женщины клана.

На праздник Анак нужно было пригласить всех родственников умершего всего рода. Все женщины рода, вышедшие замуж за пределами рода, должны были прийти с зернами и козами в сопровождении трубачей. Этот вклад всех родственниц женского пола называется «кпа̱т дудунɡ» . Поскольку в фестивале участвовали все женщины клана, вышедшие замуж за других, в нем участвовали все соседние государства, взявшие в жены дочерей Атьяпа. Вот почему все соседние государства и группы, включая хауса и фулани , живущие на земле Атьяп и вокруг нее, посещали такой фестиваль.

Если покойный был охотником и воином, на могилу клали черепа убитых им людей и животных.Атьяп мог обезглавить жертву Баджу. Хауса и Фулани также подвергались такому обращению в бою. Атьяпы были не одиноки в этой практике. Агворок мог обезглавить жертв Баджу и Атаката (Аттакада), но не Атьяпа. Черепа таких жертв выставлялись напоказ после смерти доблестного.

Именно практика демонстрации некоторых достижений умерших способствовала практике обезглавливания жертв войны как весьма ощутимого доказательства победы в бою. Также отмечены обстоятельства, при которых была приобретена голова. Тому, кто в бою лицом к лицу удавалось убить и обезглавить своих противников, присваивалось звание Якьяна (победитель). Тот, кто смог преследовать, настичь и уничтожить противника, получил титул Нваляк (Гений войны). Для лечения голов жертв назначались специалисты из конкретных семей. В их число входили Хианиет (убийца людей) и Лихвот (сушильщик). Хианиет извлекал содержимое свежих голов жертв, отмечая каждый череп и его владельца. Лихвот сушил их путем курения.Это не означает, что атьяпы и их соседи без разбора вели войны ради охоты за человеческими головами, представленными британскими колониальными офицерами. Это также не является признаком постоянной враждебности между атьяпами и теми государствами или группами, против которых они развязали войну. Даже когда проблемы, ведущие к войне, были фундаментальными, они не уничтожали возможность мирных межгрупповых отношений, как это видно в защитных союзах между Атьяпом и Баджу, Агвороком, Ашолио, Акоро и Хамом. Такие союзы часто приводили к установлению шутливых отношений как способа рассеять враждебность между государствами.Таким образом, обезглавливание жертв войны было способом поощрения людей к выбранной ими профессии.Фестиваль Анак указывает на святость жизни, практикуемую атьяпами. Это уважение к человеческой жизни проявлялось и в наказании тех, кто легкомысленно относился к людям.Любое убийство приводило к изгнание убийцы в Зали (Малаум), где такие преступники находили убежище, если осужденный был избавлен от смертной казни. Если кто-то из членов семьи убивал другого, преступника передавали обиженной семье, чтобы она расправилась с ним в соответствии с традицией. В данном случае ожидалось, что компенсация за травму будет соизмерима с травмой. Однако если обидчик был прощен, его не принимали в общество до тех пор, пока он не совершил ритуалы очищения духами предков.Это подразумевает активные и здоровые дипломатические отношения между атьяпами и их соседями». [7]

В засушливый сезон после сбора урожая мужчины ежегодно с декабря по март отправляются на охоту на диких животных, отправляясь в экспедиции на холмы Сурубу ( Авори ) и Карге на севере, а также на территории Ацам и Рукуба ( Баче ) на плато Джос. вал, восточнее Атьяпской земли. Такая охота может длиться месяц и более. [7]

Агвак акат, главный охотник охотничьей экспедиции.

Охоту обычно инициирует агвак акат (главный охотник), который ведет группу, в которую обычно входили родственники Баджу, Ашолио и Ацам , к выбранному охотничьему угодью.

Алан авум, специалист по традиционной медицине.

Традиционный знахарь (Тьяп: a̱la̱n a̱wum; Jju: ga̱do) затем наносит яды на используемые стрелы, которые были разных размеров, а также использовались ловушки. Человека называют «успешным охотником», когда он убивает слона ( zwuom ) и извлекает из него бивни, или убивает и отрывает голову жирафа ( a̱lakumi a̱yit ), северного оленя , буйвола ( zat ) или антилопы ( a̱lywei ). , голова используется для демонстрации в обществе. Части мяса, добытого на охоте, обычно раздаются заслуженным старейшинам, деятелям, главному кузнецу и знахарю (а̱ла̱н а̱вум). [32]

Намного позже фантсвамы (теперь уже в своем нынешнем доме, а не в своем первоначальном доме в Машане, земля Атьяпа) после охоты на большое животное обычно отправляли Атьяпу голову, считавшуюся самой важной частью мяса, в знак верности. своим прародителям. , обычно переносится Обычно эта традиционная охота, проводимая Агвороком , которая сегодня отмечается как Фестиваль Афан , первоначально проводилась каждую вторую субботу апреля, а теперь каждое первое января ежегодно. [32]

Срез охотников Агворока на Национальном фестивале Афан, выпуск 2020 года.

Одна интересная вещь среди атьяпов, хотя и распространенное явление среди других соседних этнических групп, - это то, как заключались браки. Атьяпы, как и другие африканские культурные группы (см. Молнос 1973; Бигрунханга-Акиики 1977; Роби и др. 1993), твердо верят, что брак был установлен Агвазой (Богом) и полнота женственности атьяпов заключается, прежде всего, в женщине. иметь своего мужа. Протестантский объяснил , священнослужитель крупнейшей деноминации ECWA что незамужними считаются «á̱niet ba ba̱ еще á̱kukum a̱ni» (люди, которые совершенны только на 50,0 процентов), которые становятся на 100,0 процентов людьми только после брака.

Существует ряд рассказов о том, как заключались браки в доколониальные времена в Атьяпланде. Но следует отметить, что Мик (1931) считал, что существуют в основном два типа браков: первичные и вторичные браки. [33]

Первичный брак

[ редактировать ]

Ниньио (2008) утверждает, что девочка из этой категории может быть обручена с ребенком мужского пола или взрослым при рождении через дядю девушки или двоюродного брата по отцовской линии. Официально помолвка девочки с будущим мужем была заключена, когда девочке исполнилось семь лет. [34]

Ганн (1956) сообщил, что оплата и/или услуги заключаются в следующем: «Четыре птицы отцу девушки (или деньги вместо услуги), 2000 каури или наследник, эквивалентный отцу девушки, у которого есть родственники, то есть братья и двоюродные братья по отцовской линии. . Кроме того, предположительно во время самой свадьбы 20 000 каури были переданы отцу (который оставляет две трети себе в пользование, а остаток распределяет между своими родственниками). Наконец, перед заключительными обрядами, коза матери девочки, три курицы отцу и 100 каури ее дедушке по материнской линии. [35] Однако это исследование показывает, что количество каури не превышало 1000. Когда они будут завершены, отец девушки назначает дату свадьбы, которая принимает форму захвата. Здесь приближенные [мальчика] устраивают девушке засаду, хватают и оставляют ее в хижине одного из родственников мужчины, где невеста остается на три дня и ночи. На четвертый день бракосочетание совершается в хижине. Первичные браки всегда заключаются в засушливый сезон , в основном после сбора урожая.

В ситуации, когда девушка беременна, в отцовском доме до замужества заключалась договоренность о срочном браке. Нежелательная беременность была редкостью и необычностью. [34] Мик (1931) сообщил, что добрачные половые отношения считаются необычными, поскольку родословные (и кланы) локализованы». [33] [34]

приносят следующие предметы : в качестве выкупа за невесту Как и сегодня, во время знакомства [ нужна ссылка ]

  1. Черная коза для мамы девочки.
  2. Сумма от 40 000 найр или более, в зависимости от того, что устроила семья девушки; эти деньги отдаются отцу, который разделит их со всеми родственниками мужского пола, а часть оставит себе.
  3. В общей сложности три птицы отцу девочки и сумма в 10 000 найр - ее дедушке.
  4. Мешки с солью передаются матери девочки и раздаются каждой женщине в семейном клане.
  5. Мужские орехи колы и ящики с вином или другими напитками (иногда).
  6. Также необходимы местные бобы.

Другие ценные предметы могут быть добавлены в зависимости от клана или семьи, из которой происходит женщина, но, что касается традиции, это необходимые предметы, необходимые в Атьяпе.

После того, как все это будет сделано, немедленно назначается дата свадьбы с пиром.Первичный брак имел две характерные особенности: Ньеанг Алала и Кхап Нди или Кхап Ниат .

Ньеанг алала (брак по ожерелье)
[ редактировать ]

Из устного рассказа: «При объявлении о рождении девочки по соседству родители мальчика, которому еще не записали жену, приходили и с согласия надевали на девочку ожерелье или кольцо. ее родителей, что означает, что она обручена (помолвлена) с их сыном, и приданое выплачивается немедленно. На пороге подросткового возраста девушку забирают в дом мужа для завершения процесса бракосочетания, и это обычно сопровождается. к пиру».

В отчете Ниньио (2008) говорится: «Когда рождается новый ребенок (женщины), жених, представленный старшим (мужчиной или женщиной), [который] с интересом восхищается новорожденным ребенком женского пола, заявляет о намерении жениться на своем или ее сына, а затем обвязывает веревкой руку ребенка. Это указывает на то, что она ([девочка]) помолвлена. Это остается в силе до дня свадьбы». [34]

Однако Ачи (2019) сообщает так: «Девочка при рождении была обручена с четырехлетним мальчиком. Чтобы гарантировать, что девочка останется его, ему пришлось послать ожерелье. Позже ему пришлось послать четырех цыплят, табак и мат." [7]

Кхап нди (фермерское приданое) или кхап ниат (супружеское земледелие)
[ редактировать ]

В продолжение Achi et al. (2019) повествует: «Когда ему исполнилось десять лет, ему пришлось начать выполнять принудительные сельскохозяйственные работы для своего тестя. Принудительные сельскохозяйственные работы продолжались не менее двух месяцев каждый год в течение девяти лет.

Но для Агворок, Атакат (или Аттакад) и Фанцвам это был не более одного сезона дождей , хотя претенденты были обязаны предоставить другую рабочую силу, называемую Кхап Акан (пивное хозяйство). Это дополнительное выращивание зерна для пива, которое было необходимо родственникам мужа в тот год, когда такие фестивали, как Сонг Аят , Сонг Асва и Сонг Анак отмечались .

Сельскохозяйственный труд и подарки, время от времени присылаемые женихом, — это не все, что от него требовалось. В каждый засушливый сезон он должен был посылать тестю двенадцать пучков травы. После выполнения всех необходимых требований была назначена дата бракосочетания.

Ровесники жениха подстерегали невесту на рынке, ферме или реке и увозили ее в дом жениха.

Тех, кто не брал на себя этот обязательный сельскохозяйственный труд для своего тестя, высмеивали и не допускали к браку среди атьяпов [собственно]. Однако они могли жениться на разведенной женщине, для которой этот обязательный труд не был необходим. Таким мужчинам в старости поручали одинаковую работу, даже если у них были дочери на выданье.

Еще одним преимуществом участия в этом задании было то, что можно было стать членом совета как на уровне деревни, так и на уровне клана. С этого момента он мог затем стремиться получить титул в выбранной им профессии. Таким образом, непосредственные производители (женихи) зависели от старейшин общества, которые контролировали труд и выбирали для них жен». [7]

Вторичный брак

[ редактировать ]

Ниньио (2008) сообщает: «В этом типе брака мужу не разрешалось жениться на члене того же клана, близком родственнике своей матери (то есть, предположительно, члене линии его матери), члене первичного рода. жена родительского хозяйства, жена члена его сородича, она же жена односельчанина. Эти правила распространялись на все роды и подкланы Атьяпа внутри и на диаспоре. Любое нарушение влечет за собой суровое наказание. [34] Мик (1931), однако, сообщил, что члены кланов Миньям и Агбаат любят искать своих второстепенных жен среди жен других членов клана и брать своих второстепенных жен у мужчин Миньям и Агбаат. [33]

Выкуп за невесту в этой категории стоил около 15 фунтов и козы. Что касается наследования вдов, Сананиет Камбай (интервьюируемый Ниньио) сообщает, что он унаследовал и усыновил жену своего младшего брата, когда последний умер. Это подтвержденное колониальное сообщение о том, что «[должен] заключаться вторичный официальный брак: мужчина может унаследовать вдов своего деда, отца и брата, но только тогда, когда это молодые женщины и не имеют взрослых прямых потомков , с которыми они могут жить. Женщина, видимо, может выбирать, унаследует ли ее сын [покойного] мужа или внук».

Первая жена в семье считается старшей среди жен. Выбор самой старшей жены в семье зависит от того, на ком из мужчин женятся первым. Младший сын может жениться раньше старшего, при соблюдении уважения, оказываемого матери. В полигамном доме муж проводит две ночи подряд с каждой из своих жен в своей комнате. Женщина, у которой он ночует, отвечает за приготовление пищи для всех членов семьи из центральной кастрюли. После того как еда была приготовлена, мужчинам ее раздавали в номера. Мужья и жены, мужчины и женщины, состоящие в браке или нет, не едят вместе, потому что это делалось отдельно». [34]

Связь между рождаемостью и религией

[ редактировать ]

Авонг (1999:7) исследовал и обнаружил, что уровень рождаемости среди непротестантских церковных женщин, таких как католички, в среднем был значительно выше, чем у женщин ECWA, указывая, что это показатель того, что доктрины и убеждения система в религиозных учреждениях играет важную роль в уровне рождаемости среди женщин Атьяпа. [36]

Демография

[ редактировать ]

Распределение

[ редактировать ]

Скоггард (2014) дал ареал распространения народа атьяп (катаб) в Нигерии: Нигер, Насарава , Кадуна штаты и ПКТ . [37]

Население

[ редактировать ]

По данным переписи населения Нигерии 1963 года, численность атьяпов в Абьин-Атьяпе составила 46 165 человек (исключая население хауса, составляющее 2736 человек, проживающих в городе Занго), из общего числа 125 303 человек, подсчитанных в несуществующем районе Зангон-Катаф. [38] Используя данные переписи 1963 года для прогнозирования численности населения на 1991 год, адаптация Министерства финансов и экономического планирования штата Кадуна показывает, что с постоянной ставкой 2,5% в год население Атьяпа составляет 250 167 человек. [39]

Источник: По материалам Министерства финансов и экономического планирования, Статистический отдел, Кадуна.
Данные переписи населения Нигерии на 1963 и 1991 годы. Прогнозы для Абьин Атьяпа.
Серийный номер Сторожить Данные переписи 1963 года Прогнозируемые цифры 1991 года
1 Атак Нджеи (Унгван Гайя) 10,250 20,465
2 Мазаки (Львиный дом) 4,044 8,074
3 Канаи (Гора) 8,660 17,290
4 Ашонг Ашюи (Джанкаса) 5,554 11,088
5 Талиган (Магамия) 3,658 7,302
6 Атак Нфанг (Заман Дабо) 7,212 14,399
7 Зонзон 7,051 13,078
Общий Абьин Атьап 46,429 92,695
Лагерь Катаф ЛГА 125,303 250,167

Авонг (2000:67) сообщил, что численность населения неизвестна, однако, по оценкам, около половины из 145 000 человек, официально зарегистрированных в районе местного самоуправления Зангон-Катаф по переписи 1991 года, были атьяпами. [40]

Согласно данным SIL, численность населения Атьяпа, состоящего из семи подгрупп, включая население «Мабатадо» (Абьин Атьап), в 1993 году составила 130 000 человек. [41]

Атьяпская религия

  Ислам (10,0%)
  Абвой (6,0%)

Традиционная религия Атьяпов известна как Абвои. Культ Абвои включает в себя тщательно продуманные церемонии инициации и веру в постоянное присутствие умерших предков. В некоторых местах это было и до сих пор остается секретным, с поощрениями для шпионов, сообщающих о диверсантах, и смертной казнью за раскрытие секретов. В течение шести месяцев в году женщины были ограничены в одежде и поездках. После этого произошло празднование и ослабление ограничений. [42] Культ Абвой был и до сих пор распространен среди других групп Нензит (Нерзит), но с меньшей приверженностью.

авраамический

[ редактировать ]

Британская администрация Атьяпа и других немусульманских, нехаусаских народов не могла не оказать на них влияния. Их религия была неисламской. Находясь под контролем эмирата Зария (начиная с момента установления в этом районе британской администрации в 1903 году), атьяпы должны были находиться за пределами миссионерской деятельности. Поскольку миссионеры не одобрялись как правящими хауса-фулани, так и колониальными властями, их послание было тем более желанным для атьяпов, для которых христианство не было связано с политическими структурами, которые они считали репрессивными. Из-за недовольства жителей Атьяпа хауса и их исламской религией христианские миссионеры нашли благодатную почву и получили возможность распространять Евангелие. Это ухудшает отношения между ними. Сегодня очень немногие атьяпы исповедуют ислам.

По состоянию на 2020 год, по данным проекта Джошуа , около 84,00% жителей Атьяпа исповедуют христианство (из них независимые - 10,00%, протестанты - 15,00% и католики - 75,00%), 10,00% исповедуют ислам] и 6,00% - этническая религия ( абвой ). [1]

Атьапцы говорят на тяпе, который принадлежит к языкам плато. [43]

География

[ редактировать ]

Растительность

[ редактировать ]

Тип растительности, узнаваемый в этом районе, — это гвинейская саванна или тип саваннолесья, который усеян или характеризуется невысокими и средними деревьями, кустарниками и многолетними мезофитными травами, происходящими из полулиственных лесов (Gandu 1985, Jemkur 1991), а тип почвы преимущественно песчаники с небольшим количеством гравия . Этот тип растительности обычно считается пригодным для обитания менее вредных животных, а тип почвы — для ведения сельского хозяйства. Возможно, это также объясняет, почему преобладающим занятием людей является сельское хозяйство. [44] Как и в большинстве районов центральной Нигерии, поля в районе Атьяпа в сезон дождей становятся зелеными; но с наступлением засушливого сезона с октября/ноября растительность желтеет, а затем коричневеет по мере увеличения высыхания . [7]

Экономика

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Сельское хозяйство является основой экономики. [7] Земледелие, рыбная ловля и охота – занятия атьяпов. Растительность суданской саванны обычно считается подходящей для обитания менее вредных животных, а тип почвы подходит для ведения сельского хозяйства. Возможно, это также объясняет, почему преобладающим занятием людей является сельское хозяйство. В основном они практиковали вахтовое земледелие . Помимо земледелия, фермеры различных общин Атьяба занимались одомашниванием животных и птиц. Те, кто находился на берегу реки, занимались рыбной ловлей. [34]

Выращивание сельскохозяйственных культур

[ редактировать ]

В культурном отношении с незапамятных времен атьяпы занимались земледелием, особенно в сезон дождей, выращивая продовольственные культуры, такие как сорго ( сваат ), просо ( зук ), фасоль ( джинджок ), ямс ( цыи ), фонио ( цон ), бенис ( цван ). , бамия ( кусат ), пальчатое просо ( гбейм ), арахис ( шюй ), картофель ( а̱га̱мви ) и т. д., причем вся экономика сильно зависит от производства сорго, используемого для еды и пива, и семян бениса, используемых в нескольких ритуалах. . [7]

Выращивание животных

[ редактировать ]

Атьяпы также с давних времен разводили таких животных, как собака ( абву ), свинья (акусуру), коза ( зон ) и овца ( зонсеап ). [7]

Производство

[ редактировать ]

Атьяпы также производили сельскохозяйственные инструменты, такие как мотыга ( а̱тьем ), топор ( ахвон ), абордажная сабля ( а̱да ) и серп ( а̱ла̱уджхьи ). [7]

Политика

[ редактировать ]

После образования вождества Атьяп в 1995 году народом Атьяп управляла последовательность трех монархов, которые стали известны как Агватьяп , а дворец располагался в Атак-Нджеи в районе местного самоуправления Зангон-Катаф на юге штата Кадуна , Нигерия. По состоянию на 2020 год Нынешний монарх Доминик Яхая , известный как Агватьяп III, является главой государства первого класса. [45] Ассоциация общественного развития Атьяпа (ACDA) - социокультурная организация, которая защищает интересы народа Атьяпа. [46]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Запись проекта Джошуа на Катабе (Атьяпе)» . Проект Джошуа . Проверено 19 января 2021 г.
  2. ^ «Национальность Атяпов» . Интернет-сообщество Атьяпа . Архивировано из оригинала 17 ноября 2012 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  3. ^ Филипс, Дж. Э. (2005). Написание истории Африки . Бойделл и Брюэр. п. 15 и далее. ISBN  1-58046-164-6 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Ачи, Б. (2005). Местная история в постнезависимой Африке в написании истории Африки . п. 375. ИСБН  9781580462563 .
  5. ^ Битийонг, Ю.И. (1988). «Предварительное обследование некоторых участков в районе Зангон-Катаф в верхнем бассейне реки Кадуна»: монограммы африканских исследований . стр. 97–107.
  6. ^ Джемкур, Дж. Ф.; Битионе, Ю.И.; Махди, Х.; Джада, YHY (1989). Промежуточный отчет о полевых исследованиях, проведенных в регионе Нерзит (штат Кадуна) по традиционному сельскому хозяйству в Нигерии, Университет Ахмаду Белло, Зария .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Ачи, Б.; Битионе, Ю.А.; Бунэвон, AD; Баба, МОЙ; Джим, LKN; Казах-Туре, М.; Филипс, Дж. Э. (2019). Краткая история Атьяпа . Tamaza Publishinɡ Co. Ltd., Зария. стр. 9–245. ISBN  978-978-54678-5-7 .
  8. ^ Фагг, Б. (1959). Культура Нок в предыстории . Журнал Исторического общества Нигерии, 1:4. стр. 288–293.
  9. ^ Гринберг, Дж. Х. (1966). Языки Африки, 2-е издание . Университет Индианы, Блумингтон. стр. 8–46.
  10. ^ Мик, СК (1928). «Северные племена Нигерии». Журнал Африканского общества . 27 . Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко, Лондон: 171–195.
  11. ^ Темпл, CL (1922). Заметки о племенах, провинциях, эмиратах и ​​штатах северных провинций Нигерии, составленные на основе официальных отчетов О. Темпла (2-е изд.). Кейптаун: Аргус. стр. 31–222.
  12. ^ Ачи, Б. (1987). Удобная система в экономике Хаусаленда. Доклад, представленный на 32-м ежегодном конгрессе Исторического общества Нигерии, Университет Джоса . стр. 1–15.
  13. ^ Арчибонг, Морис (26 октября 2006 г.). «Кафанчан: восстание из гнили, вызванной бедами железных дорог» . Ежедневное Солнце . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 27 марта 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с ИБРАХИМ МУСА (7 марта 2010 г.). «Мир вернулся в Зангон Катаф – лидер общины» . Воскресный трест . Архивировано из оригинала 13 марта 2010 года . Проверено 7 марта 2010 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с «Им это место не принадлежит» (PDF) . Хьюман Райтс Вотч. Апрель 2006. с. 51. Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2010 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  16. ^ Байки, В.; Кирк, Дж. (1867). «Записки о путешествии из Биды в Нупе в Кано в Хауссе, совершенные в 1862 году» . Журнал Лондонского королевского географического общества . 37 : 92–108. дои : 10.2307/1798520 . JSTOR   1798520 . Проверено 22 декабря 2020 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Том Янг (2003). Чтения по африканской политике . Лондон , Блумингтон, Индиана : Издательство Индианского университета. стр. 75–76. ISBN  0-253-21646-Х .
  18. ^ Тойин Фалола (2001). Насилие в Нигерии: кризис религиозной политики и светских идеологий . Университет Рочестера Пресс. п. 216. ИСБН  1-58046-052-6 .
  19. ^ Яхая, Алию (весна 2016 г.). «Колониализм в обществах без гражданства в Африке: исторический обзор административной политики и долговременных последствий в южных районах Зарии, Нигерия» . Обзор африканских социальных наук . 8 (1) . Проверено 5 июня 2024 г.
  20. ^ Эрнест Э. Увази; Исаак Олавале Альберт; Г. Н. Узойгве (1999). Разрешение межэтнических и религиозных конфликтов в Нигерии . Лексингтонские книги. п. 106. ИСБН  0-7391-0033-5 .
  21. ^ Агаджу Мадугба (9 сентября 2001 г.). «Зангон-Катаф: Чтобы мир просуществовал» . Этот день . Архивировано из оригинала 26 ноября 2005 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  22. ^ Юсуф Ярийок (4 февраля 2003 г.). «БОРЬБА В ВОЙНЕ МУХАММАДА: ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ФАТВЕ САНИ ЕРИМЫ» . НигерияМир . Проверено 6 марта 2010 г.
  23. ^ Роджер Бленч (29 июля 1997 г.). «Статус языков Центральной Нигерии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  24. ^ Ефрем Шеху. «Якова в 60 лет: какое-нибудь наследие?» . Народная газета . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 8 марта 2010 г.
  25. ^ Тауна, Амос (15 марта 2023 г.). «Кадуна: Опять же, подозреваемые ополченцы Фулани убили 10 и ранили других в Зангон Катафе» . Ежедневная почта . Проверено 26 марта 2023 г.
  26. ^ Булус, Израиль (15 марта 2023 г.). «Террористы убили 10 человек в результате новой атаки в Кадуне» . Ударить кулаком . Проверено 26 марта 2023 г.
  27. ^ «11 человек убиты, дома сожжены в результате нового нападения в общине Кадуна» . Трибьюн Онлайн Нигерия. 30 января 2022 г. Проверено 26 марта 2023 г.
  28. ^ Оджо, Сола (8 февраля 2022 г.). «Убийства на юге Кадуны: правительство подвело нас – община Атьяп» . Кадуна : Sun News Online . Проверено 26 марта 2023 г.
  29. ^ Оджо, Сола (17 июля 2021 г.). «42 человека убиты, 338 домов сожжены в результате последних нападений на Занго Катаф – лидеры Атьяпа» . Кадуна : Sun News Online . Проверено 26 марта 2023 г.
  30. ^ Обьезу, Тимоти (25 августа 2020 г.). «Жители южной деревни Кадуна противостоят угрозам безопасности и убийствам» . VOA . Проверено 26 марта 2023 г.
  31. ^ Хасан-Вуйо, Ибрагим (14 февраля 2022 г.). «Сообщество хауса несогласно с Атьяпом по поводу кризиса в Южной Кадуне» . Авангард Нигерии . Проверено 26 марта 2023 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Ачи, Бала. Война и военная архитектура у атьяпов .
  33. ^ Перейти обратно: а б с Мик, СК (1931). Племенные исследования в Северной Нигерии . Том. 2. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и компания, Бродвейский дом. стр. 58–76.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нинийо, Ю.С. (2008). Доколониальная история Атьяба (Катафа) . Издательство Ya-Byangs, Jos. п. 93. ИСБН  978-978-54678-5-7 .
  35. ^ Ганн, HD (1956). «Языческие народы центральной части Северной Нигерии». Этнографическое обследование Африки, Западная Африка . 12 . Лондон, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета Международного африканского института (IAI): 21.
  36. ^ Эйвонг, HN (март 1999 г.). Религия и репродуктивное поведение жителей Атьяпа, штат Кадуна, Нигерия . Неопубликовано . Проверено 17 декабря 2020 г.
  37. ^ Скоггард, Айова (2014). «Сводка по культуре: Катаб» (онлайн) . еHRAF . Нью-Хейвен: файлы области человеческих отношений . Проверено 18 января 2021 г.
  38. ^ Национальная перепись населения, 1963 год. См. также Министерство финансов и экономического планирования штата Кадуна, Статистический отдел. Прогнозы местных органов власти, советов, сельских единиц района и города 1 на 1984-1990 годы, с. 15.
  39. ^ Ачи и др. 2019, стр. 35–6.
  40. ^ Эйвонг, Х. (2000). «Восприятие и отношение к федеральной демографической политике Нигерии, программе планирования семьи и планированию семьи в штате Кадуна, Нигерия» . Африканский журнал репродуктивного здоровья . 4 (1): 66–76. дои : 10.2307/3583244 . JSTOR   3583244 . ПМИД   11000710 . Проверено 18 декабря 2020 г.
  41. ^ «Тяп» . Этнолог . Проверено 22 декабря 2020 г.
  42. ^ «Культура и религия» . Интернет-сообщество Атьяпа . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  43. ^ Аюба, К. (2016). Атьяпский народ, культура и язык . Неопубликовано. п. 12.
  44. ^ Якубу, Кентукки (2013). Пересмотр происхождения и миграции народа атьап района местного самоуправления Зангон-Катаф штата Кадуна . Том. 2. Журнал туризма и исследований наследия. стр. 71–75.
  45. ^ «Министерство по делам местного самоуправления» . Архивировано из оригинала 15 января 2021 года . Проверено 10 июля 2020 г.
  46. ^ «Атьяп: Новое руководство приступило к реализации стратегических планов» . План. 14 января 2021 г. Проверено 5 июня 2024 г.
  47. ^ «ПРОФИЛЬ: Замани Леквот» . Премиум Таймс Нигерия . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 13 мая 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7784130e8b6211f265a6ab1273afa825__1718723340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/25/7784130e8b6211f265a6ab1273afa825.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atyap - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)