Бала Аде Дауке
Бала Аде Дауке | |||||
---|---|---|---|---|---|
Агватьяп I | |||||
![]() Обрезанное изображение Агватьяпа 1 НЕдоступно | |||||
Монарх вождества Атьяп | |||||
В офисе | Май 1996 г. - 1 января 2005 г. | ||||
Преемник | Агвам (доктор технических наук) Харрисон Бунгвон FNSE, Агватьяп II | ||||
Глава округа Зангон Катаф и Куян Банан Заззау | |||||
В офисе | 1967 – 1996 | ||||
Предшественник | Саркин Яки Яхая Паштет (1961–1967) | ||||
Преемник | Мухаммад Баларабе (1996-) | ||||
Рожденный | Ган, Канаи , Северный регион , Британская Нигерия | 4 января 1931 г. ||||
Умер | 1 января 2005 г. | (73 года)||||
Супруг |
Леди | ||||
Проблема | Элиас Усман и Муса | ||||
| |||||
Дом | Уходите | ||||
Отец | Аде Гора | ||||
Мать | я | ||||
Религия | Евангелическое христианство | ||||
Занятие | Полицейский, Социальный работник, Политик |
Стили Агватьяп I | |
---|---|
Справочный стиль | Его Королевское Высочество |
Разговорный стиль | Ваше Королевское Высочество |
Альтернативный стиль | Тяп : Я тебе скажу (король) |
Бала Аде Дауке Гора (4 января 1931 — 1 января 2005) был первым коренным главой округа в Южной Зарии и первым монархом вождества Атьяп , традиционного нигерийского штата на юге штата Кадуна , Средний пояс (центральная) Нигерии . Он был известен под титулами Куян Банан Заззау и Агватьяб I. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Бала вырос, видя, как его отец Аде и старший брат его отца Дауке жили вместе в большом поселке и вместе занимались сельским хозяйством в Гане, Канаи (Х. Гора), Атьяпланд. Его дядя был главой семьи ( Атиоли ), а также главой деревни (Т. Агвам Акеанг , Х. Дагачи ) Канаи (Х. Гора ), действуя в качестве администратора в этом районе и подотчетного главе района в Административный штаб в городе Зангон Катаф . Точная дата рождения Балы неизвестна; ранее он предсказал, что год его рождения будет между 1935 и 1936 годами. [ 4 ] в своей автобиографии, вошедшей в написанную им книгу под названием « Зангон Катаф: Путешествие народа» . Однако на его могиле написано, что он родился 4 января 1931 года.
Образовательная карьера Балы началась в 1942 году, когда его дядя Дауке, который очень любил его, записал его в начальную школу Зонзон , которую он посещал вместе с сыном Дауке, Бако, своим любимым двоюродным братом, до того как последний был упал после окончания третьей начальной школы из-за его возраста. Бако ранее преподавал балу ABCD вместе с другими мальчиками в доме, будучи одним из первых учеников начальной школы Зонзон НА, второй, основанной в Атьяпланде в 1939 году, и намного старше Балы. [ 5 ] С 1943 по 1946 год он занимал должность префекта здравоохранения школы. [ 6 ]
В 1946 году его приняли в среднюю школу Зария — ныне колледж Альхудахуда (где он оставался до 1951 года). [ 7 ] ) и в том же году потерял своего дядю Дауке. [ 8 ] Его первый визит в школу состоялся в 1944 году, когда его учитель Дава Янкаса взял его вместе с другом Адамом Атаром на разоблачительную миссию. Он стал бегуном на длинные дистанции в «Доме Вазири» и выиграл медали школьного дома и себя. Он также стал школьным хронометристом и младшим префектом на втором году обучения в 1947 году. [ 9 ]
Трудовая карьера и высшее образование
[ редактировать ]Покинув среднюю школу Зария в начале 1951 года, Дауке сразу же подал заявление о вступлении в полицию Нигерии . Ожидая результата, он устроился на работу в книжный магазин Внутренней миссии Судана (SIM) «Джос» . Позже в том же году его заявление о приеме на работу в полицию было удовлетворено, и он был зачислен в полицейский колледж Кадуны , а после того, как потерял сознание, получил свое первое назначение на перекресток Кадуна в качестве патрульного, его второе назначение было на кольцевую развязку Кадуна в 1952 году. [ 10 ]
Он записался на курс первокурсников в Кано , который продлился с 1952 по 1953 год, но из-за бунта в Кано в 1953 году не смог закончить 6-месячный курс, так как его отправили на место кризиса в Фаге, Кано. Позже он стал писателем в полицейском участке, а затем был переведен в отдел уголовного розыска. [ 11 ]
Первым заданием Дауке было вернуть подозреваемого в совершении преступления из Лагоса , который, к сожалению, сбежал из-под стражи на обратном пути в Кадуну в Оффе в конце августа 1955 года, что привело его в замешательство. [ 12 ]
Он покинул полицию Нигерии в феврале 1956 года и вернулся домой в Ган, Канаи, вместе со своей женой Лади, которая вскоре стала первой швеей в Атьяпланде. [ 13 ]
В 1958 году Дауке был принят в Институт управления Ахмаду Белло Университета в Зарии на шестимесячную программу секретарских исследований, которую он завершил в 1959 году. [ 14 ]
В январе 1960 года он снова был принят на годичный курс канцелярского дела в тот же Институт управления, который после окончания был переведен во дворец эмира в Зарии (из Зангона Катафа) в качестве помощника канцеляриста. [ 15 ]
В последнем квартале 1961 года он был назначен специалистом по социальному обеспечению местных властей и оставался им до 1963 года, когда он посетил курсы специалистов по социальному обеспечению Северного региона в Кадуне и занял четвертое место из 14 в общем зачете. Таким образом, это принесло ему автоматическую стипендию для поездки в Колег Харлех , Северный Уэльс , Великобритания , для изучения психологии и экономики на продвинутом уровне. По прибытии его отправили в Коммерческий колледж Восточного Лондона для коррекционного обучения, где он также записался на заочный курс социального обеспечения . В 1965 году он вернулся к Колегу Харлеку из Лондонской школы экономики, чтобы изучать социологию. [ 16 ]
В 1966 году он вернулся домой после истечения срока его стипендии и повторно подал заявку на получение другой стипендии для завершения учебы, и она была одобрена. [ 17 ] Он должен был вернуться 29 апреля 1967 года, когда 4 апреля 1967 года он был вынужден принять должность главы округа (или Хакими ) и начал действовать в этом качестве 6 апреля 1967 года. [ 18 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]встретился с Лади, другом по переписке, с которым В 1948 году Дауке впервые в Ашонг Ашуи в рыночный день он познакомился в средней школе Зария через своего друга Адама Атара. Она также приходилась двоюродной сестрой Тагваю Самбо , еще одному его однокласснику и другу. Он нанес ознакомительный визит к ее родителям в Манчоке в 1950 году. [ 19 ] и женился на ней по доверенности , которую представлял его родственник Бава, 8 июля 1952 года. [ 20 ]
Политическая карьера и королевская власть
[ редактировать ]Дауке начал двигаться в политику после ухода из полиции Нигерии во второй половине 1956 года из-за его живого интереса к социальному, экономическому и политическому развитию своего народа, Атьяба и всей Южной Зарии , и так близко подошел к такие политики, как достопочтенный Дауда Харуна из Квои , который тогда представлял Южную Зарию в Палате собрания [Северной Нигерии] Кадуна, а также встречались с другими людьми, такими как Соломон Лар , преподобный Дэвид Лот и Танко. Юсуфу. [ 21 ]
В 1957 году он стал писцом совета деревенской группы Атьяб с Адамом Ябилиёком в роли Вакили . [ 22 ]
В 1959 году он присоединился к Северному народному конгрессу (NPC) после того, как место для Объединенного конгресса среднего пояса (UMBC) было заполнено, чтобы участвовать в выборах на место в Северного региона Палате представителей в Кадуне от Зангона. Избирательный округ Катаб, но проиграл другому человеку из Атьяпа (Катаб / Катаф), достопочтенному. Шекарау Каах, [ 23 ] [ 24 ] который оказался кандидатом UMBC. [ 14 ]
4 апреля 1967 года Бала Аде Дауке Гора был назначен первым коренным главой округа Зангон Катаб и всей Южной Зарии после отказа Джона Сарки Тафиды ( Дан Галадима Заззау и первого христианского главы округа Зангон Катаб с мая 1957 года). до 1961 года [ 25 ] ), который считался некоренным и, таким образом, не подходил для этой должности элитой Южной Зарии из-за его происхождения хауса-фулани и корней в Зарии местной власти . [ 26 ] В среду, 6 апреля 1967 года, его сопровождал конвой из Зарии, и он ехал в машине Ияна Заззау вместе с друзьями Бава Гамбо - Саркином Занан Заззау и Шеху Идрисом - тогдашним секретарем эмирата Зария, проезжая через Кадуну , Зонкву и Зангон. Катаф , где многие ждали его с радостью и праздником. В этот день он возобновил работу, и когда 28 сентября истек срок его исполняющего обязанности, он полностью вступил в должность главы округа после своей коронации 1 октября 1967 года, во время которой ему было предложено выбрать королевский титул Зарии, и он выбрал Куян Банан Заззау. . [ 27 ]
Его назначение рассматривалось не только как средство компенсации за проигранную заявку на место в Северного региона Палате представителей в Кадуне , но и, что наиболее важно, как средство подавления многолетней борьбы народа Атьяпа за самоавтономию. Он дольше всех правил на посту главы округа Заззау Катаф и Куян Банан Заззау в течение 28 лет (1967-1995), когда народ Атьяп вместе с Баджу , Гвонг и Санга были официально исключены из Совета эмирата Заззау (Зария) правительством штата Кадуна . было создано военное правительство Лаваля Джафару Исы , находившегося тогда у власти, и было создано давно назревшее вождество Атьяп . После этого Дауке стал Агватьябом или Агватьяпом (главой Атьяпа), первым коренным жителем из всех. [ 23 ] [ 28 ] [ 29 ]
Среди своих достижений на посту главы округа Дауке в 1975 году помог Чавай (Цам) в создании округа, а в 1990 году - Баджу, а к 1991 году добился создания большего количества округов для Зангон Катаф. [ 30 ]
В 2001 году Дауке в роли Агватьяба I из Атьабланда был повышен до начальника второго класса. [ 31 ]
Государственное задержание
[ редактировать ]После кризисов Зангон-Катаф 6 февраля, а также 15 и 16 мая 1992 года по меньшей мере 21 представитель коренного населения Атьяп был арестован и оставлен под стражей без предъявления обвинений и суда в соответствии с Указом 2 от 1984 года, принятым нигерийским военным правительством. Бала Аде Дауке был арестован 21 мая 1992 года, и позже он был сгруппирован вместе с пятью другими людьми, а именно: генерал-майор Замани Леквот (в отставке) , ACP Юри Бабанг Айок (в отставке), майор Джон Атомик Куде (в отставке), Доминик Дж. Яхайя (нынешний Атьятяп ) и Питер Леквот как заключенные «особого класса». Он оставался заключенным с 21 мая 1992 г. по 9 октября 1993 г., когда наконец вышел на свободу. [ 32 ] [ 33 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Возьмем, бакалавр (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа . Заря : Издательство «Мангут». стр. 53–201.
- ^ Ндаяко, Самуила. Христологическое устроение в Северной Нигерии . OCLC 763484499 . Проверено 10 августа 2020 г. - через World Cat.
- ^ АЛЬМАНАХ ГЕРОЕВ АТЯПА 1946 И 1992 ГОДУ .
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, стр. 53-56.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 62.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 64.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 70.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 69.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 73.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, стр. 75-9.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, стр. 80-1.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, стр. 82-4.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Возьмем, бакалавр (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 91.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 94-5.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, стр. 97-8.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 111.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 115-7.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, стр. 74–5.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 80.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 85-6.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Якубу, Абубакар (3 августа 2020 г.). «Краткая история Зангона Катаба» . Новости ссылок . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Казах-Туре, Т. (1999). «Политическая экономия этнических конфликтов и управления в Южной Кадуне, Нигерия: [Де] построение оспариваемой территории» . Развитие Африки / Afrique et Développement . 24 (1/2): 127. JSTOR 24484540 . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 88-90.
- ^ Яхая, Алию (весна 2016 г.). «Колониализм в обществах без гражданства в Африке: исторический обзор административной политики и долговременных последствий в южных районах Зарии, Нигерия» . Техасский Южный университет . 8 (1) . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 111-127.
- ^ «ПОЛИТИКА ВНЕДРЕНИЯ ШАРИАТА В НИГЕРИИ: ИЗУЧЕНИЕ ШТАТА КАДУНА (1999-2013 гг.)» . Получите полные темы и материалы исследовательского проекта за последний год обучения . проектирование . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Казах-Туре, Туре (2012). «Конфликты гражданства и коренных народов в Нигерии» [Конфликты идентичности: принадлежность и изоляция в Зангон Катабе]. Права гражданства в Африке : 104.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 139-140.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 201.
- ^ Возьмите, BA (2004). Зангон Катаф: Путешествие народа, с. 163-174.
- ^ «НИГЕРИЯ: УГРОЗЫ НОВОЙ ДЕМОКРАТИИ» (PDF) . Африка Уотч . 5 (9): 13–21. Июнь 1993 года . Проверено 10 августа 2020 г.