Jump to content

Да ладно, люди

(Перенаправлено с людей Баджу )
Баджу
Общая численность населения
610,000 (2020 SIL) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Нигерия
Языки
Джу
Религия
Христианство , Абвои
Родственные этнические группы
Атьяп , Хам , Бакулу , Афизере , Иригве , Бером , Джукун , Кутеб и другие платоидные народы пояса Тив , Игбо , Йоруба , Эдо , Эфик и другие бенуэ- народы Среднего , конголезские

Народ джджу , или баджу ( экзонимы : хауса : кайдже ; тьяп : аджхьюо , — этническая группа, проживающая в районе Среднего пояса (центральной) Нигерии . Слово баджу является сокращением от «Ba̠nyet Jju», что просто означает «народ джджу». «и используется для обозначения носителей языка дзю , проживающих в Каджью , на родине Люди Джджу. [ 2 ] Они обитают в южной части штата Кадуна , главным образом в Качии , Зангон-Катафе , Джамаа и в на юге Кадуны районах местного самоуправления . Люди Баджу также широко известны как «Кадже», что является уничижительным именем, используемым для обозначения как народа Джджу, так и языка Джджу более крупным народом хауса , который не мог хорошо произнести имя Каджу (что означает землю народа Баджу). Люди Баджу - преимущественно земледельцы , охотники , кузнецы и мелкие торговцы . [ нужна ссылка ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Происхождение и история

[ редактировать ]

Согласно устной истории, происхождение Баджу можно проследить до штата Баучи , где группа людей жила в пещерах на холмах и имела наблюдателей на вершине холма, чтобы следить за врагами. Этих людей называли «мутанен дувацу» (дословный перевод с языка английского хауса — « горные люди » или «баньет цок» на языке дзю ). [ 7 ] Считалось, что их миграция была связана с поиском лучших охотничьих угодий. Они мигрировали из Баучи части высокогорного плато Джос-Баучи в штате и поселились на холме под названием Хурруанг в части этого района в штате Плато в центральной Нигерии. Холм уже был занят племенем под названием Афизере «Джарава» (также называемым хауса ), но люди Афизере ушли и поселились на другом холме, называемом «Цок-квон» (на языке Джджу ), вероятно, таком же, как холмы Шере. [ 6 ]

Афизере также заявляют о миграции из района Мианго, в настоящее время оккупированного иригве . Племена Баджу, Иригве и Афизере вместе называли себя «Данги» (что означает «тот же род», что переводится на язык хауса), потому что они имеют культурное и языковое сходство. [ нужна ссылка ] [ 8 ]

Говорят, что два брата по имени Зампара и Вай покинули поселение Данги и мигрировали к югу от плато. Вая . Сегодняшние люди Ацам (также известные как «Чавай») являются потомками Вай поселился в каком-то месте и назвал его Чавай. Учитывая, что предки народов Баджу и Чавай ( Ацам ) имели семейные узы, это сделало обе нации родственными. [ нужна ссылка ] [ 9 ]

Зампара мигрировал дальше и поселился в Хурбуанге, который сейчас называется Унгван Табо. У Зампары была жена по имени Адама (женщина из племени Фулани ), и она родила двух сыновей, Баранзана и Акада. Когда умер Зампара, их отец, Акад оставил своего старшего брата Баранзана и остался возле холмов. Он сделал это и стал предком народа Атакат. Именно так племя Атакат связалось с Баджу. Именно из-за этих близких отношений люди Атакат и Баджу сделали традицией и религиозным законом никогда не вступать в смешанные браки. [ нужна ссылка ] [ 10 ]

Потомки Баранзана

У Баранзана было пять сыновей, а именно:

Анквак – был старшим сыном Баранзана. У него были следующие дети: Камурум, Акурдан, Кпуньяй, Азавуру, Кациик, Гатун, Байет, Духуан, Атачаб, Рикаван, Ченчуук, Рикаьяквон, Зибвонг, Каммаса, Анкпанг и Бьена.

У Туана – второго сына были следующие дети: Занкирва, Атутьен, Кукван, Вонгкпанг, Зат, Фургьям, Сансун, Каманцок, Диниринг, Аманкво, Кпонг, Зантун и Дичуадон.

Акадон - у третьего ребенка были следующие дети: Цориянг, Вадон, Ребвок, Абвонг и Чиюа.

У Каншува - четвертого ребенка были следующие дети: Джей, Дихвугвай, Загвом, Табак, Байхом, Байруап и Замбиин.

У Идуанга, пятого и последнего ребенка Баранзана, были следующие дети: Зутурунг, Зунква, Зансак, Дибий и Абво.

Однако некоторые люди Баджу и Атакат вступили в брак, и это привело к массовой смерти в 1970 году, Гайя (2013). Гадо Баджу вместе со своим народом встретился с Гадо Атаката вместе со своим народом, чтобы обсудить кризис, связанный с частой смертностью людей обоих племен в результате смешанных браков. Позже они приняли решение отменить закон с религиозной и традиционной точки зрения, чтобы не было никаких последствий для смешанных браков. Именно так народы Атакат и Баджу начали свободно вступать в браки.

Ранее упомянутый Баранзан (сын Зампары и брат Акада) покинул Хурбуанг и расчистил место на берегу реки под названием «Дуккуу Чен». Он поселил там Каджу (Каджью было первоначальным названием Баджу). Название «Каджу» произошло от названия, которое Баранзан дал новому поселению, — «Кадззу».

Хотя из устной истории неясно, когда произошла миграция, но данные свидетельствуют о том, что Баджу находились на своем нынешнем месте с начала 1800-х годов, Гайя (2013). [ нужна ссылка ]


Культура

[ редактировать ]

Колдовство и обряды Баджу

[ редактировать ]

На земле Каджу существует множество обрядов, таких как дождь, земледелие, сбор урожая, строительство нового дома, беременность и наречение детей. [ 11 ] Тийи Цон (Эвтаназия): Тийи Цон означает «дать голодному рис» (голодный рис — это вид риса, который баджу считали самым священным и, возможно, элитным). Эта практика заключалась в том, чтобы пожилой женщине предлагали отравленный голодный рис (называемый «Касап»), чтобы положить конец ее страданиям от физических недугов. Обычно это делал кто-то из ее детей или сестра. [ 12 ]

Нкут (колдовство): Это способность оказывать духовное влияние на другого человека. Людей, использующих Нкут, называют «Акутами», и считается, что у них есть вторая пара глаз. Первый набор позволяет увидеть физическое, а другой используется для того, чтобы заглянуть в духовную сферу. [ 13 ] [ 14 ]

Гаджимале (водный дух): Гаджимале выходит из рек или ручьев, чтобы соблазнить своих жертв, превращаясь в красивую жертву противоположного пола. Существовало поверье, что многие богатые люди получили свое богатство от Гадзимале, а взамен подарили ему детей. Считалось, что эпилепсия (известная как rong ncen, что означает «огонь реки») была вызвана Гадзимале. [ 15 ] [ 16 ]

Абвои (или Абвои): у Баджу было религиозное учреждение под названием Абвои. Главу святилища Абвои называли «Гадо Абвои» или «Додо». «Магаджин Абвои» — это тот, кто переводит людям послания Абвои. Торжества сопровождались маскарадными танцами. [ 17 ]

Маскарады (Абусак): Они представляли духов на праздновании Абвои. Абусак танцевал с женщинами и дисциплинировал их, избивая. [ 18 ]

Табу и суеверия

[ редактировать ]

Детям не разрешалось есть яйца и мясо, предложенное им в других домах, поскольку это могло быть мясо нкутов, и им не разрешалось выходить на улицу под палящим полуденным солнцем. [ нужны разъяснения ] они могут принимать еду от Акута. [ 19 ]

Женщины:

  • Не есть яиц, потому что они «съедят» своих собственных детей; [ 2 ]
  • Не разрешалось есть курицу и птицу вообще;
  • Не готовить пищу и не заниматься сельскохозяйственной деятельностью в течение 7 дней после рождения ребенка;
  • Им не разрешалось ударяться руками или ногами о стену, потому что они вызывали бы Абвоя;
  • Не разрешалось бить метлами людей, особенно мужчин, ибо они «сметали бы» все его чары и силу (в том числе и способность оплодотворять женщину);
  • Беременным женщинам не разрешалось есть сахарный тростник; ибо их дети вырастут слишком толстыми;
  • Женщинам не разрешалось есть головы животных.

Мужчины:

  • Нельзя было позволить им сбрить волосы наполовину, потому что дух придет, чтобы закончить работу, и сведет человека с ума;
  • Не следует есть пищу, приготовленную женщинами во время менструации, поскольку они могут подвергнуться слепоте или неудаче на охоте;
  • Не следует делиться с женщинами тайнами культа предков.

Общие табу

[ редактировать ]
  • «Духовных змей» нельзя убивать. Это может быть дух человека, спящего или больного лихорадкой; [ 20 ]
  • Не свистите по ночам; ибо это вызвало бы дух;
  • Не свисти в доме охотника; ибо его чары перестанут действовать;
  • Не выдувайте пищу, чтобы охладить ее;
  • Посетитель не должен есть пищу в одиночку. Член посещаемого домохозяйства должен есть вместе с гостем, чтобы доказать, что еда не отравлена;
  • Людям запрещалось разговаривать во время еды. Даже если вошел незнакомец, ему не следует здороваться, пока он не закончит есть;
  • Не следует отвечать на звонок ночью; ибо человек может умереть;
  • Не следует переступать через стрелы;
  • Петух, который кричит между сумерками и полуночью, должен быть убит; ибо оно призывает духов.
  • Мужчин хоронят лицом на восток (направление происхождения Баджу), а женщин хоронят лицом на запад.
  • Те, кто погиб в результате падения с дерева, падения с крыши дома или выстрела во время охоты, хоронились там, где произошел инцидент, и не получали обряда погребения.
  • Женщин, умерших при родах, хоронили на заднем дворе своего дома.
  • Кого-то с оспой изолировали, потому что считали его волшебником. После смерти им не проводят церемонию погребения.
  • Прежде чем пить, старейшины должны были вылить несколько капель на землю для предков.
  • Баджу верили в реинкарнацию.
  • Баджу верили, что когда падающая звезда проходит по небу, великий человек где-то умер и собирается приземлиться где-то еще для реинкарнации.

Принятие присяги

[ редактировать ]

Мужчины могли принести следующие клятвы:

  • Сши анок : Клясться мотыгой. Клятва звучала так: «Если я это сделаю, пусть мотыга порежет мне ногу».
  • Сши ката : клясться на луке.
  • Ссва мбыин : ругаться на барабане. Барабан хранился у гадо (главы деревни) каждой деревни и использовался для решения вопросов, затрагивающих всю деревню, а также для разрешения местных споров.

Женщины могли принести следующие клятвы:

  • Сши абьяи : ругаться на изголовье кровати (предмет, используемый для удержания грузов на головах женщин). Если бы ее клятва была ложной, ее рождение ребенка не было бы безопасным.
  • Ссва абубво : клясться на своей шкуре. Кожа — это предмет одежды, используемый для фиксации ребенка на спине. Если бы клятва была ложной, ребенок в шкуре погиб бы.
  • Ссва кацсонг : клясться на топоре. «Пусть ее топор разрежет ее, если ее клятва ложна».

Жизнь после смерти

[ редактировать ]

Люди Баджу, как и любое другое племя в Африке, верят в жизнь после смерти в том смысле, что они признают, что предки выполняют некоторую функцию, обеспечивающую человеческое счастье и процветание. [ 1 ] Их волю ищут в любое время и для каждой цели в жизни. Люди, стремящиеся быть в хороших отношениях с предками, проявляют к ним уважение в семьях. Также считается, что старейшина должен есть первым перед любым другим человеком, а при питье нужно пролить несколько капель на землю, чтобы предки могли ее принять. [ 4 ]

Народ баджу говорит на языке джью , который является одним из языков Центрального плато и, по-видимому, является вариантом тьяпа , наряду с гвороком, фантсвамом , такадом, тюку, собственно тьяпом, шолио и тайчараком; чьи носители этнически различны. [ 21 ]

Политика

[ редактировать ]

Народом Баджу управляет традиционный лидер, назначаемый правительством штата Кадуна , который управляет делами народа, штаб-квартира которого находится в Зонкве (или Азункве).

Главного лидера Баджу зовут Агвам Баджу . Первым монархом был покойный Его Королевское Высочество Агвам Баджу I, а нынешним - Его Королевское Высочество Лука Коги Ябуват. [ 2 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Люди Джджу в Ethnologue (26-е изд., 2023 г.) Значок закрытого доступа
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Женщинам в Баджу запрещалось есть яйца из-за боязни убить свой плод — Батуре, Агвам Баджу I» . Ударить кулаком . Ударить кулаком. 18 мая 2019 г. . Проверено 19 июня 2020 г.
  3. ^ Ибрагим, Джеймс (2007). Политика создания вождеств в штате Кадуна . п. 66.
  4. ^ Перейти обратно: а б Нигерия, Саби. «КТО ТАКИЕ НАРОД БАДЖУ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НИГЕРИИ?» . Саби Найджа Получено 0 февраля 2022 г.
  5. ^ Мик, СК (1931). Исследования племен в Северной Нигерии .
  6. ^ Перейти обратно: а б Санни, Идунво (5 июня 1999 г.). «Гардиан Ньюс». п. 6.
  7. ^ О., Темпл (1966). Племена, провинции, Эмираты и штаты северных провинций Нигерии . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. ЛТД. стр. 45–56.
  8. ^ О., Темпл (1965). Племена, провинции, Эмираты и штаты северных провинций Нигерии . Фрэнк Касс и компания с ограниченной ответственностью.
  9. ^ «Дать миру шанс в Кафанчане». Хранитель . 12 июня 1999 г. с. 27.
  10. ^ Штат Кадуна, Нигерия (2001 г.). Судебная комиссия по расследованию межобщинного кризиса между общинами Баджу и Икулу в Камару в Икулу Чефдон Белая бумага.
  11. ^ «Люди Баджу из Южной Кадуны: раса Баранзан» . Эхо надежды . Проверено 1 февраля 2022 г.
  12. ^ «Люди Баджу из Южной Кадуны: раса Баранзан» . Эхо надежды . Проверено 1 февраля 2022 г.
  13. ^ МакКинни, Кэрол В. (1992). «Жены и сестры: брачные модели Баджу» . Этнология . 31 (1): 75–87. дои : 10.2307/3773443 . ISSN   0014-1828 . JSTOR   3773443 .
  14. ^ Маккинни, К. (1985). Баджу Центральной Нигерии: пример религиозных и социальных изменений . Диссертация Южного методистского университета.
  15. ^ МакКинни, Кэрол В. (1992). «Жены и сестры: брачные модели Баджу» . Этнология . 31 (1): 75–87. дои : 10.2307/3773443 . ISSN   0014-1828 . JSTOR   3773443 .
  16. ^ Ниньио, Меморандум о взаимопонимании (1993). Кагоро и их соседи: критическое исследование межгрупповых отношений в Центральной Нигерии до 1800 года . Диссертация Университета Джоса.
  17. ^ Оньеакагбу, Адаоби (22 августа 2021 г.). «Популярные табу, верования и суеверия народа баджу из Кадуны» . Пульс Нигерии . Проверено 9 февраля 2022 г.
  18. ^ Оньеакагбу, Адаоби (22 августа 2021 г.). «Популярные табу, верования и суеверия народа баджу из Кадуны» . Пульс Нигерии . Проверено 9 февраля 2022 г.
  19. ^ Оньеакагбу, Адаоби (22 августа 2021 г.). «Популярные табу, верования и суеверия народа баджу из Кадуны» . Пульс Нигерии . Проверено 9 февраля 2022 г.
  20. ^ «Люди Баджу из Южной Кадуны: раса Баранзан | Отголоски надежды» . www.theechoesofhope.com . Проверено 9 февраля 2022 г.
  21. ^ Языки Центрального плато . Образовательный фонд Кей Уильямсон . Проверено 11 июля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Акафвуоп маленький

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee19d060e76ef7c717c91036d8059746__1712845260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/46/ee19d060e76ef7c717c91036d8059746.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jju people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)