Да ладно, люди
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
610,000 (2020 SIL) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нигерия | |
Языки | |
Джу | |
Религия | |
Христианство , Абвои | |
Родственные этнические группы | |
Атьяп , Хам , Бакулу , Афизере , Иригве , Бером , Джукун , Кутеб и другие платоидные народы пояса Тив , Игбо , Йоруба , Эдо , Эфик и другие бенуэ- народы Среднего , конголезские |
Народ джджу , или баджу ( экзонимы : хауса : кайдже ; тьяп : аджхьюо , — этническая группа, проживающая в районе Среднего пояса (центральной) Нигерии . Слово баджу является сокращением от «Ba̠nyet Jju», что просто означает «народ джджу». «и используется для обозначения носителей языка дзю , проживающих в Каджью , на родине Люди Джджу. [ 2 ] Они обитают в южной части штата Кадуна , главным образом в Качии , Зангон-Катафе , Джамаа и в на юге Кадуны районах местного самоуправления . Люди Баджу также широко известны как «Кадже», что является уничижительным именем, используемым для обозначения как народа Джджу, так и языка Джджу более крупным народом хауса , который не мог хорошо произнести имя Каджу (что означает землю народа Баджу). Люди Баджу - преимущественно земледельцы , охотники , кузнецы и мелкие торговцы . [ нужна ссылка ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Происхождение и история
[ редактировать ]Согласно устной истории, происхождение Баджу можно проследить до штата Баучи , где группа людей жила в пещерах на холмах и имела наблюдателей на вершине холма, чтобы следить за врагами. Этих людей называли «мутанен дувацу» (дословный перевод с языка английского хауса — « горные люди » или «баньет цок» на языке дзю ). [ 7 ] Считалось, что их миграция была связана с поиском лучших охотничьих угодий. Они мигрировали из Баучи части высокогорного плато Джос-Баучи в штате и поселились на холме под названием Хурруанг в части этого района в штате Плато в центральной Нигерии. Холм уже был занят племенем под названием Афизере «Джарава» (также называемым хауса ), но люди Афизере ушли и поселились на другом холме, называемом «Цок-квон» (на языке Джджу ), вероятно, таком же, как холмы Шере. [ 6 ]
Афизере также заявляют о миграции из района Мианго, в настоящее время оккупированного иригве . Племена Баджу, Иригве и Афизере вместе называли себя «Данги» (что означает «тот же род», что переводится на язык хауса), потому что они имеют культурное и языковое сходство. [ нужна ссылка ] [ 8 ]
Говорят, что два брата по имени Зампара и Вай покинули поселение Данги и мигрировали к югу от плато. Вая . Сегодняшние люди Ацам (также известные как «Чавай») являются потомками Вай поселился в каком-то месте и назвал его Чавай. Учитывая, что предки народов Баджу и Чавай ( Ацам ) имели семейные узы, это сделало обе нации родственными. [ нужна ссылка ] [ 9 ]
Зампара мигрировал дальше и поселился в Хурбуанге, который сейчас называется Унгван Табо. У Зампары была жена по имени Адама (женщина из племени Фулани ), и она родила двух сыновей, Баранзана и Акада. Когда умер Зампара, их отец, Акад оставил своего старшего брата Баранзана и остался возле холмов. Он сделал это и стал предком народа Атакат. Именно так племя Атакат связалось с Баджу. Именно из-за этих близких отношений люди Атакат и Баджу сделали традицией и религиозным законом никогда не вступать в смешанные браки. [ нужна ссылка ] [ 10 ]
Потомки Баранзана
У Баранзана было пять сыновей, а именно:
Анквак – был старшим сыном Баранзана. У него были следующие дети: Камурум, Акурдан, Кпуньяй, Азавуру, Кациик, Гатун, Байет, Духуан, Атачаб, Рикаван, Ченчуук, Рикаьяквон, Зибвонг, Каммаса, Анкпанг и Бьена.
У Туана – второго сына были следующие дети: Занкирва, Атутьен, Кукван, Вонгкпанг, Зат, Фургьям, Сансун, Каманцок, Диниринг, Аманкво, Кпонг, Зантун и Дичуадон.
Акадон - у третьего ребенка были следующие дети: Цориянг, Вадон, Ребвок, Абвонг и Чиюа.
У Каншува - четвертого ребенка были следующие дети: Джей, Дихвугвай, Загвом, Табак, Байхом, Байруап и Замбиин.
У Идуанга, пятого и последнего ребенка Баранзана, были следующие дети: Зутурунг, Зунква, Зансак, Дибий и Абво.
Однако некоторые люди Баджу и Атакат вступили в брак, и это привело к массовой смерти в 1970 году, Гайя (2013). Гадо Баджу вместе со своим народом встретился с Гадо Атаката вместе со своим народом, чтобы обсудить кризис, связанный с частой смертностью людей обоих племен в результате смешанных браков. Позже они приняли решение отменить закон с религиозной и традиционной точки зрения, чтобы не было никаких последствий для смешанных браков. Именно так народы Атакат и Баджу начали свободно вступать в браки.
Ранее упомянутый Баранзан (сын Зампары и брат Акада) покинул Хурбуанг и расчистил место на берегу реки под названием «Дуккуу Чен». Он поселил там Каджу (Каджью было первоначальным названием Баджу). Название «Каджу» произошло от названия, которое Баранзан дал новому поселению, — «Кадззу».
Хотя из устной истории неясно, когда произошла миграция, но данные свидетельствуют о том, что Баджу находились на своем нынешнем месте с начала 1800-х годов, Гайя (2013). [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Колдовство и обряды Баджу
[ редактировать ]На земле Каджу существует множество обрядов, таких как дождь, земледелие, сбор урожая, строительство нового дома, беременность и наречение детей. [ 11 ] Тийи Цон (Эвтаназия): Тийи Цон означает «дать голодному рис» (голодный рис — это вид риса, который баджу считали самым священным и, возможно, элитным). Эта практика заключалась в том, чтобы пожилой женщине предлагали отравленный голодный рис (называемый «Касап»), чтобы положить конец ее страданиям от физических недугов. Обычно это делал кто-то из ее детей или сестра. [ 12 ]
Нкут (колдовство): Это способность оказывать духовное влияние на другого человека. Людей, использующих Нкут, называют «Акутами», и считается, что у них есть вторая пара глаз. Первый набор позволяет увидеть физическое, а другой используется для того, чтобы заглянуть в духовную сферу. [ 13 ] [ 14 ]
Гаджимале (водный дух): Гаджимале выходит из рек или ручьев, чтобы соблазнить своих жертв, превращаясь в красивую жертву противоположного пола. Существовало поверье, что многие богатые люди получили свое богатство от Гадзимале, а взамен подарили ему детей. Считалось, что эпилепсия (известная как rong ncen, что означает «огонь реки») была вызвана Гадзимале. [ 15 ] [ 16 ]
Абвои (или Абвои): у Баджу было религиозное учреждение под названием Абвои. Главу святилища Абвои называли «Гадо Абвои» или «Додо». «Магаджин Абвои» — это тот, кто переводит людям послания Абвои. Торжества сопровождались маскарадными танцами. [ 17 ]
Маскарады (Абусак): Они представляли духов на праздновании Абвои. Абусак танцевал с женщинами и дисциплинировал их, избивая. [ 18 ]
Табу и суеверия
[ редактировать ]Детям не разрешалось есть яйца и мясо, предложенное им в других домах, поскольку это могло быть мясо нкутов, и им не разрешалось выходить на улицу под палящим полуденным солнцем. [ нужны разъяснения ] они могут принимать еду от Акута. [ 19 ]
Женщины:
- Не есть яиц, потому что они «съедят» своих собственных детей; [ 2 ]
- Не разрешалось есть курицу и птицу вообще;
- Не готовить пищу и не заниматься сельскохозяйственной деятельностью в течение 7 дней после рождения ребенка;
- Им не разрешалось ударяться руками или ногами о стену, потому что они вызывали бы Абвоя;
- Не разрешалось бить метлами людей, особенно мужчин, ибо они «сметали бы» все его чары и силу (в том числе и способность оплодотворять женщину);
- Беременным женщинам не разрешалось есть сахарный тростник; ибо их дети вырастут слишком толстыми;
- Женщинам не разрешалось есть головы животных.
Мужчины:
- Нельзя было позволить им сбрить волосы наполовину, потому что дух придет, чтобы закончить работу, и сведет человека с ума;
- Не следует есть пищу, приготовленную женщинами во время менструации, поскольку они могут подвергнуться слепоте или неудаче на охоте;
- Не следует делиться с женщинами тайнами культа предков.
Общие табу
[ редактировать ]- «Духовных змей» нельзя убивать. Это может быть дух человека, спящего или больного лихорадкой; [ 20 ]
- Не свистите по ночам; ибо это вызвало бы дух;
- Не свисти в доме охотника; ибо его чары перестанут действовать;
- Не выдувайте пищу, чтобы охладить ее;
- Посетитель не должен есть пищу в одиночку. Член посещаемого домохозяйства должен есть вместе с гостем, чтобы доказать, что еда не отравлена;
- Людям запрещалось разговаривать во время еды. Даже если вошел незнакомец, ему не следует здороваться, пока он не закончит есть;
- Не следует отвечать на звонок ночью; ибо человек может умереть;
- Не следует переступать через стрелы;
- Петух, который кричит между сумерками и полуночью, должен быть убит; ибо оно призывает духов.
Правила
[ редактировать ]- Мужчин хоронят лицом на восток (направление происхождения Баджу), а женщин хоронят лицом на запад.
- Те, кто погиб в результате падения с дерева, падения с крыши дома или выстрела во время охоты, хоронились там, где произошел инцидент, и не получали обряда погребения.
- Женщин, умерших при родах, хоронили на заднем дворе своего дома.
- Кого-то с оспой изолировали, потому что считали его волшебником. После смерти им не проводят церемонию погребения.
- Прежде чем пить, старейшины должны были вылить несколько капель на землю для предков.
- Баджу верили в реинкарнацию.
- Баджу верили, что когда падающая звезда проходит по небу, великий человек где-то умер и собирается приземлиться где-то еще для реинкарнации.
Принятие присяги
[ редактировать ]Мужчины могли принести следующие клятвы:
- Сши анок : Клясться мотыгой. Клятва звучала так: «Если я это сделаю, пусть мотыга порежет мне ногу».
- Сши ката : клясться на луке.
- Ссва мбыин : ругаться на барабане. Барабан хранился у гадо (главы деревни) каждой деревни и использовался для решения вопросов, затрагивающих всю деревню, а также для разрешения местных споров.
Женщины могли принести следующие клятвы:
- Сши абьяи : ругаться на изголовье кровати (предмет, используемый для удержания грузов на головах женщин). Если бы ее клятва была ложной, ее рождение ребенка не было бы безопасным.
- Ссва абубво : клясться на своей шкуре. Кожа — это предмет одежды, используемый для фиксации ребенка на спине. Если бы клятва была ложной, ребенок в шкуре погиб бы.
- Ссва кацсонг : клясться на топоре. «Пусть ее топор разрежет ее, если ее клятва ложна».
Жизнь после смерти
[ редактировать ]Люди Баджу, как и любое другое племя в Африке, верят в жизнь после смерти в том смысле, что они признают, что предки выполняют некоторую функцию, обеспечивающую человеческое счастье и процветание. [ 1 ] Их волю ищут в любое время и для каждой цели в жизни. Люди, стремящиеся быть в хороших отношениях с предками, проявляют к ним уважение в семьях. Также считается, что старейшина должен есть первым перед любым другим человеком, а при питье нужно пролить несколько капель на землю, чтобы предки могли ее принять. [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]Народ баджу говорит на языке джью , который является одним из языков Центрального плато и, по-видимому, является вариантом тьяпа , наряду с гвороком, фантсвамом , такадом, тюку, собственно тьяпом, шолио и тайчараком; чьи носители этнически различны. [ 21 ]
Политика
[ редактировать ]Народом Баджу управляет традиционный лидер, назначаемый правительством штата Кадуна , который управляет делами народа, штаб-квартира которого находится в Зонкве (или Азункве).
Главного лидера Баджу зовут Агвам Баджу . Первым монархом был покойный Его Королевское Высочество Агвам Баджу I, а нынешним - Его Королевское Высочество Лука Коги Ябуват. [ 2 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Катунг Адувак : Победитель конкурса Big Brother в Нигерии (1-й сезон 2006 г.).
- Рэйчел Бакам : нигерийская артистка.
- Генерал-майор Ишая Бакут : военный губернатор штата Бенуэ (1986–1987 годы); бизнесмен, ставший вице-председателем Anjeed Innova Group (2013-2015).
- Барр. (полковник) Йоханна А. Мадаки : военный губернатор несуществующего штата Гонгола , Нигерия (1985–1986); военный губернатор штата Бенуэ (август 1986 г. - сентябрь 1986 г.).
- Санди Маршалл Катунг , бывший член Палаты представителей Нигерии, представляющий федеральный избирательный округ Джаба/Занан-Катаф и кандидат от Народно-демократической партии на выборах губернатора штата Кадуна, Нигерия, в 2019 году; Сенатор, представляющий Южную сенаторскую зону Кадуны (с 2023 г.)
- инженер Стивен Риджо Шекари: заместитель губернатора штата Кадуна (1999–2005 годы).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Люди Джджу в Ethnologue (26-е изд., 2023 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с «Женщинам в Баджу запрещалось есть яйца из-за боязни убить свой плод — Батуре, Агвам Баджу I» . Ударить кулаком . Ударить кулаком. 18 мая 2019 г. . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Ибрагим, Джеймс (2007). Политика создания вождеств в штате Кадуна . п. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Нигерия, Саби. «КТО ТАКИЕ НАРОД БАДЖУ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НИГЕРИИ?» . Саби Найджа Получено 0 февраля 2022 г.
- ^ Мик, СК (1931). Исследования племен в Северной Нигерии .
- ^ Перейти обратно: а б Санни, Идунво (5 июня 1999 г.). «Гардиан Ньюс». п. 6.
- ^ О., Темпл (1966). Племена, провинции, Эмираты и штаты северных провинций Нигерии . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. ЛТД. стр. 45–56.
- ^ О., Темпл (1965). Племена, провинции, Эмираты и штаты северных провинций Нигерии . Фрэнк Касс и компания с ограниченной ответственностью.
- ^ «Дать миру шанс в Кафанчане». Хранитель . 12 июня 1999 г. с. 27.
- ^ Штат Кадуна, Нигерия (2001 г.). Судебная комиссия по расследованию межобщинного кризиса между общинами Баджу и Икулу в Камару в Икулу Чефдон Белая бумага.
- ^ «Люди Баджу из Южной Кадуны: раса Баранзан» . Эхо надежды . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Люди Баджу из Южной Кадуны: раса Баранзан» . Эхо надежды . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ МакКинни, Кэрол В. (1992). «Жены и сестры: брачные модели Баджу» . Этнология . 31 (1): 75–87. дои : 10.2307/3773443 . ISSN 0014-1828 . JSTOR 3773443 .
- ^ Маккинни, К. (1985). Баджу Центральной Нигерии: пример религиозных и социальных изменений . Диссертация Южного методистского университета.
- ^ МакКинни, Кэрол В. (1992). «Жены и сестры: брачные модели Баджу» . Этнология . 31 (1): 75–87. дои : 10.2307/3773443 . ISSN 0014-1828 . JSTOR 3773443 .
- ^ Ниньио, Меморандум о взаимопонимании (1993). Кагоро и их соседи: критическое исследование межгрупповых отношений в Центральной Нигерии до 1800 года . Диссертация Университета Джоса.
- ^ Оньеакагбу, Адаоби (22 августа 2021 г.). «Популярные табу, верования и суеверия народа баджу из Кадуны» . Пульс Нигерии . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Оньеакагбу, Адаоби (22 августа 2021 г.). «Популярные табу, верования и суеверия народа баджу из Кадуны» . Пульс Нигерии . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Оньеакагбу, Адаоби (22 августа 2021 г.). «Популярные табу, верования и суеверия народа баджу из Кадуны» . Пульс Нигерии . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Люди Баджу из Южной Кадуны: раса Баранзан | Отголоски надежды» . www.theechoesofhope.com . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Языки Центрального плато . Образовательный фонд Кей Уильямсон . Проверено 11 июля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бленч (2008) Разведка протоплато . Рукопись.
- Абель Гайя (2013) http://diaryofanafrican.blogspot.com/2013/05/all-about-my-tribe-origin-superstition_12.html
Акафвуоп маленький
[ редактировать ]