Бадагры
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2014 г. ) |
Бадагры Агабадариги | |
---|---|
Город | |
![]() Рынок стульев в Бадагри в 1910 году. | |
Бадагри показан в штате Лагос. | |
Координаты: 6 ° 25' с.ш., 2 ° 53' в.д. / 6,417 ° с.ш., 2,883 ° в.д. ![]() | |
Страна | Нигерия |
Состояние | Штат Лагос |
ЛГА | Бадагры |
Область | |
• Общий | 170 квадратных миль (441 км²) 2 ) |
Население (2006) | |
• Общий | 241,093 |
Часовой пояс | UTC+1 ( ВАТ ) |
Национальный язык | Йоруба , Гунге |
Веб-сайт | www.badagrygov.org |
![]() |
Бадагри , также пишется Бадагри . [1] ( Gun : Gbagli ) — прибрежный город и территория местного самоуправления (LGA) в штате Лагос , Нигерия . Он находится довольно близко к городу Лагос и расположен на северном берегу Порто-Ново-Крик, внутреннего водного пути, соединяющего Лагос (крупнейший город и экономическую столицу Нигерии) со Бенина столицей Порто-Ново . Этот же маршрут соединяет Лагос, Иларо и Порто- Ново и граничит с Республикой Бенин. По предварительным результатам переписи 2006 года, муниципалитета составляло 241 093 человека. население [2]
Бадагри, служивший лагуной и портом в Атлантическом океане, превратился в торговый центр на побережье Западной Африки в период с 1736 по 1851 год. [3] Его соединяющиеся и судоходные озера , ручьи и внутренние лагуны служили средством облегчения торговли и барьером безопасности для жителей. Во время трансатлантической работорговли город был посредником между европейскими торговцами на побережье и торговцами из внутренних районов. [4]
География
[ редактировать ]Бадагри расположен на юго-западном побережье Нигерии, граничит на с Гвинейским заливом юге . Он расположен в 43 милях (69 км) к юго-западу от Лагоса и в 14 милях (23 км) к востоку от Семе , пограничного города в Республике Бенин . [5] Как и остров Лагос, он расположен на берегу внутренних лагун , системы ручьев и водных путей, по которым можно добраться до Лагоса и Порто-Ново . Расстояние между лагуной и океаном варьируется вдоль побережья, в Бадагри оно составляет около мили. [5] Глубина лагуны варьируется в зависимости от сезона: от 3 метров до метра. В лагунах обитает разнообразная популяция рыб, включая бонгу , горбыля , длинноперого помпано , тилапию и сома . [6] Лагуна состоит из солоноватой и пресной воды с сезонной изменчивостью, к западу от Бадагри река Йева обеспечивает приток воды в лагуну. [7]
История
[ редактировать ]Существует традиционное повествование йоруба о том, что первым поселением в этом районе была группа авори родом из Иле-Ифе, которая жила в соседнем поселении. Робин Лоу, [8] Исследователь людей истории Западной Африки отмечает происхождение, которое возникло в результате переселения перемещенных лиц различных этнических групп, в основном огу , людей эве и ойо йоруба . Другой источник связывает людей, живущих в поселении под названием Гберефу, с овцами Ойо, острова на побережье Атлантического океана. [5]
Одним из зарегистрированных примечательных событий в истории Бадагры было приобретение земли европейским торговцем, известным среди местных жителей как Йово Хантэкону. Йово или Еву на языках гбе означает «белый человек». [9] Многие источники идентифицируют европейца как голландского торговца по имени Хендрик Хертог. [10] Huntɔkonu, что означает (смеющийся или улыбающийся священник), прибыл с запада и поселился в этом районе после того, как спасся от гнева африканского вождя. Он достиг поселения под названием Апа под властью Обашипа Алапы, и ему были предоставлены сельскохозяйственные угодья, которые он мог использовать для торговли. [10]
Говорят, что название Бадагри произошло от методов существования коренных жителей города, которые включают рыболовство, сельское хозяйство и добычу соли. Другие полагают, что город был назван в честь Агбеде (кузнеца на языках йоруба и гбе), известного фермера, чья ферма по выращиванию бамии, Агбадариги или Агбедеглиме (внутри кузнечной стены), была перенесена европейцами в Бадагри. Бадагри служил для европейцев коридором для перевозки рабов в новые места назначения в начале восемнадцатого века. Его кенотаф называется « Точка невозврата ». [11] «и колодец в этом месте был заколдован, чтобы заставить рабов, которые пили из него, забыть свою судьбу. Бадагри был одним из маршрутов, которые извлекли выгоду из продолжающегося конфликта работорговли между Портново и Дагомеей в конце восемнадцатого века. Рабы, захваченные во время интернирования -Деревни конфликта были проданы с аукциона в Бадагри. [12]
Вождь Моби был одним из африканских вождей, участвовавших в работорговле в 1883 году. В Марине, Бадагри, первое двухэтажное здание было построено в 1845 году. [12]
1736–1840
[ редактировать ]Хунтокону основал торговый пост на подаренной земле в 1736 году, и именно после поселения Хунтокону Бадагри превратился в невольничий порт , служивший главным образом выходом для Ойо и вытеснивший Апа в политическом и коммерческом отношении. [13] В этот период в Бадагри мигрировали политические беженцы, спасавшиеся от агрессии короля Агаджи Трудо. [14] искавшая выхода к морю, вела войну на побережье, и в результате войны люди, живущие вдоль побережья Анло Агаджа , , Кета, Веме , Кида, Аллада, Аятче и Попос , поселились в Бадагри. [10] Эта группа стала известна как Эвес/Огу. Каждая группа мигрантов была связана с восемью разнородными кварталами. [15] а вновь прибывшие иммигранты селились в палатах, соответствующих стране их происхождения. [16] Подопечные Бадагри возглавлялись коммерческими и политическими автономными руководителями, создавая тем самым фрагментированную политическую структуру. [10] Такая гибкость была выгодна для торговли, но также вызывала внутреннюю нестабильность. [10]
Работорговля в Бадагри не имела такого массового масштаба, как в Бонни , Анголе , Уиде и Калабаре ; [17] В 1865 году количество рабов, вывезенных из Бадагри, составило 800, в Порто-Нову — 1200, а в Уиде — до 5000 рабов. [10] Пиковый период работорговли в городе-государстве пришелся на период с 1736 по 1789 год, но торговля продолжалась и в начале девятнадцатого века , когда португальские или бразильские торговцы сменили голландцев. [18]
Возвышение Бадагри на побережье привело к военным действиям с Уидой, которая объединилась с Ойо и Лагосом и разграбила город в 1784 году. [10] [19] После разрушения Джива, политический беженец из Порто-Ново, взял на себя бразды правления большинством политических структур в период с 1784 по 1788 год. [20] В 1821 году Оба Адель был сослан в Бадагри, он оказался источником лидерства и смог сделать Бадагри политически независимым государством. [19] Основание Абеокуты также оказалось выгодным для Бадагри, поскольку первый использовал Бадагри как площадку для торговли. [10] Адель была связана со знаменитым торговцем мадам Тинубу и встала на сторону Эгбы в их конфликте с Отой и Иджебу. [21] Среди последователей Адели из Лагоса были мусульмане, в основном слуги из северного региона. Эта группа познакомила с исламом народ огу в городе-государстве. [10]
После того, как британцы отменили работорговлю, известный торговец Франсиско Феликс де Соуза мигрировал в Бадагри около 1807 года. [10] Торговля слоновой костью, тканями и пальмовым маслом также была важным видом экономической деятельности жителей. Томас Хаттон обосновался в Бадагри в 1838 году, в последующие годы за ним последовали и другие британские торговцы. [22] В отличие от внутренних районов, почвы Бадагри не были пригодны для коммерческого сельского хозяйства , но в окрестностях города были созданы фермы. [23] Торговля пальмовым маслом имела для Бадагри значительную ценность, как и незаконная торговля рабами, руководимая бразильцами. Влияние набегов против работорговли и уступка Бадагри Великобритании положили конец торговле. [10]
1840–1900
[ редактировать ]Расположение Бадагри как прибрежного города, имеющего сообщение на север с Абеокутой и Ойо, сделало его портом въезда для эмигрантов из Сьерра-Леоне и миссионеров. [24] Примерно в 1837 году оседлый эмигрант из Сьерра-Леоне методистской веры написал письмо с просьбой найти катехизатора в Бадагри. У методистов уже была миссионерская группа на Золотом Берегу , и некоторые ее члены были отправлены в Бадагри. [24] эту партию возглавляли Томас Берч Фриман и Чарльз ДеГрафт. Миссионеры-методисты сначала проповедовали под деревом Агия , а затем построили импровизированную бамбуковую церковь. [25]
В 1845 году миссионерский отряд КМВ прибыл в город Бадагры. В партию входили Преподобный, Таунсенд , Кроутер и Голлмер, два учителя из Сьерра-Леоне, несколько плотников и жены членов партии. [10] Намерение этой части состояло в том, чтобы продолжить движение в Абеокуту, но из-за смерти Содеке, вождя Абеокуты, они были задержаны в Бадагри. Группа пробыла в Бадагри полтора года, построив миссионерский дом в два уровня. [26] Юджин Ван Кутен присоединился к миссии в 1850 году. [27]
Однако христианский прозелитизм в первой половине XIX века не имел успеха в Бадагри отчасти из-за гражданской войны 1851-1854 годов, а также из-за того, что Лагос стал британской колонией. [10] За годы между основанием колонии Лагос и колонии Нигерия Бадагри потерял влияние на Лагос. [24]
В 1863 году, опасаясь французского влияния в Порто-Ново, колониальный Лагос подписал договор о уступке с вождями Бадагри. [28]
1884–1885 Берлинский конгресс годов привел к вытеснению этнолингвистических групп гбе в этом районе, особенно этнической группы Бадагри-Огу / Эве, подпавшей под британское правление и подвергшейся маргинализации из-за исключения из остальной части этнолингвистической группы. . [29]
Этимология
[ редактировать ]Гбеде:гли:ме- Языки Гбе - Внутри стен кузницы.
Первым поселенцем был кузнец, известный как Гбеде или Агбеде, который переехал сюда из района Порто-Ново и основал ферму по выращиванию бамии /окро. [30] Чтобы защитить свою ферму от диких животных, он воздвиг невысокую глинобитную стену. Соседние общины начали называть поселение «Внутри стен Агбеде». [31] В группе языков гбе кузнеца называют гбеде или агбеде. Название Бадагри было искажено европейскими торговцами. йоруба Иммиграция в город полностью изменила характер Бадагри и превратила его в город йоруба. [32]
кварталы
[ редактировать ]Город-государство Бадагри был разделен на восемь округов, каждый из которых имел традиционного главу. Восемь подопечных - это Джегба (Акран, Правящий дом), Асаго (Бала), Ганхо (Аголото), Посуко (Поссу), Боэко (Моби), Аховико (Ваву), Ахванджиго (Дженген) и Варако (вихенто). [33]
Двадцатый век
[ редактировать ]дивизии В период с 1953 по 1965 год Бадагри был штабом на территории, состоящей из Бадагри, Амуво-Одофина , Оджо и Аджероми-Ифелодуна . Когда штат Лагос был создан в 1967 году, он стал одной из пяти административных зон штата. [33]
Культура
[ редактировать ]ряд фестивалей В Бадагри отмечается , в том числе Аджидо Зангбето. [34] культа, фестиваля Игуннуко и фестивалей диаспоры и наследия Бадагри. [35] [36] Фестиваль Аджидо Зангбето был поддержан штатом Лагос, различные группы, такие как королевский отец, женщины Зангана, Йоннуси, Крегбето, Зан Холу, Охугиго и другие танцевали, а друзья, гости и туристы отдавали дань уважения королю Ахолу Сахиду Седону Адамсону, Топону. Товиага 1 из королевства Аджидо. Ахолу Адамсон сказал: «Зангбето» — это социально-культурное наследие, которое народ Эгун (Огу) с большим уважением отмечает. Ахидо присоединился к заявлению правительства штата Лагос о том, что штат Лагос является центром туризма. [1] Родным языком Бадагри является эве/эгун (огу), диалект аджа/эве, похожий на язык фон, подгруппу аджа, на которой говорят в Порто-Ново. [29]
Древний Бадагри имел традиционную религию, близкую к вотуну и различным традиционным местам поклонения. Святыни располагались в разных кварталах города, включая Набруку в Иджегбе, Влекете в Посуко и Матэ в Адарико. В современном Бадагри город населяют приверженцы ислама и христианства. [33]
Маскарад Зангбето — мощная культурная форма народа Огу (Эгун). Этот конкретный маскарад является одним из традиционных способов борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения безопасности среди эгунов народа Бадагри. Основная цель Зангбето — обеспечить безопасность сообщества. Маскарад также служит для развлечения танцующих людей, быстро вращаясь, уменьшаясь и увеличиваясь в высоту по мере поворота маскарада.
Иллюзия о маскараде Зангбето восходит к тому времени, когда человека Эгуна, как говорили, преследовали его враги, человеку Эгуну нужно было бежать из своего родного города незамеченным ночью. Но затем, как говорят, он использовал сверхъестественные силы, чтобы замаскироваться, чтобы не быть пойманным врагами, преследующими его жизнь. Он покрыл свое тело сушеными листьями и рафией и издал страшные звуки рогами животного. В конце концов ему удалось покинуть город целым и невредимым и незамеченным врагами. Позже он нашел поселение под названием «Хугбону», и впоследствии с ним были люди, одетые аналогичным образом; мужчины помогли ему обезопасить поселение, а также предотвратить нападения на него. Это было начало маскарада в Зангбето.
Маскарад Зангбето мог сделать много интересного с помощью магических/сверхъестественных сил. Это основная причина, по которой они пользуются большим уважением среди народа Огу (Эгун) и считаются божествами. Существуют публичные проявления силы, такие как пересечение рек по воде, превращение ведра с водой в вино, а также танцующие бутылки. Зангбето наблюдает за сообществом по ночам, бродя по округе, чтобы обнаружить воров и вершить правосудие. За ними следует группа барабанщиков, которые издают «жуткий» жужжащий звук, чтобы объявить о своем прибытии. Во время ночного дежурства их рог прозвучал, чтобы объявить о начале дежурства, а также предупредить людей о том, что группа собирается выйти. Используя магические силы, маскарад Зангбето мог заметить любого, слоняющегося в радиусе 500 метров и выше. Помимо защиты жизней, они также помогают разрешать споры и примирять между Огу (народом Эгун). Маскарад Зангбето выполняет многочисленные функции в жизни народа Эгун в Бадагри. [37]
Агемо Фрэнсис Севану, нигерийский художник, работающий в смешанной технике, родился в Бадагри Лагосе в 1986 году. Он изучал изобразительное искусство в Государственном университете Дельты Абрака, который окончил в 2008 году. Агемо, на чьи работы оказали влияние Трон, Атинга, Толегба. и Товотун (боги и богини) народа эгун (огу) представляют Нигерию. Искусство Фрэнсиса Севану Агемо развивалось на протяжении многих лет благодаря воспитанию его бабушки и дедушки, которые являются преданными поклонниками Трона, Атинги и Товотуна (богов и богини народа Эгун). Фрэнсис Севану Агемо имел богатые культурные встречи в храме, которые повлияли на его художественное развитие. Агемо, который говорил с авангардом в эксклюзивном интервью, заявил, что «со временем он разработал свои формы и фигуры, которые имеют сходство с объектами поклонения, такими как тотемы, статуи, маски и нити рафии. Фрэнсис Севану Агемо сообщил нам, что его искусство представляет собой позы. взгляд на двойственность традиции и современности.
Фрэнсис Севану Агемо, художественная выставка, которая открылась 19 сентября и продлится до 23 сентября. Работы Агемо привлекают большое внимание других художников, кураторов и любителей искусства других культур, которые явно заинтересованы быть свидетелями самобытной африканской культуры, особенно древней. международный рабовладельческий город Бадагри, переданный им в художественной форме. Эта магия, как сказал Агемо авангарду, стала возможной «благодаря моей художественной философии, которую он сделал возможной» благодаря моей художественной философии, которую я называю Tracontemporary — смесью традиций, которая не отчуждена от современных реалий и трансформаций.
Агемо – своего рода историк на холсте. Его картины в основном представляют собой повествования об отрывочных историях и общественных дискуссиях, политических проблемах, обрядах предков и заброшенных верованиях. Чаще всего Фрэнсис Севану Агемо рассказывает на своих полотнах истории об отказавшихся верованиях, культуре и традициях своего народа. Одна из знаменитых работ Агемо называется «Счастливая женщина», которую он написал во время резиденции в Alexis Galleries в Лагосе. «Эта работа, — сказал Агемо, — рассказывает о мужчине, у которого две жены, но первая жена не способна родить мужчине ребенка мужского пола. Все ее дети — девочки. Поэтому мужчина теперь ищет другую жену, которая сможет дайте ему детей мужского пола, которые ему нужны. Здесь он находит женщину, хотя она уродлива и уродлива (у нее только один глаз), но она способна дать мужчине ребенка, которого он ищет». Идея этой работы заключается в том, что внешний вид – уродство и уродство – не имеют большого значения. Что касается продуктивности и достижений. Эти вещи не являются помехой для успеха в жизни. Есть внутренняя красота, и это главное. Кто-то может выглядеть некрасиво внешне, но характер или продукт этого человека могут быть такими, какие желательны. Уродливая и уродливая женщина способна произвести на свет ребенка мужского пола; следовательно, она становится счастливицей, отсюда и произошло название произведения.
Агемо считает, что мир очень тесен. Оно может быть гладким или грубым, что является реальностью жизни; Каждый день, выходя на улицу, мы можем встретить хорошее или плохое.
«Хорошее и плохое — все работает вместе», — говорит Агемо. Большинство его фигур в его искусстве взяты из статуса в Бадагри, артефактов и культурных продуктов - святынь и т. д., которые художник Фрэнсис Севану Агемо использует для создания своей собственной концепции. [38]
Экономика
[ редактировать ]Основные виды экономической деятельности в Бадагри включают рыболовство, торговлю и туризм . Близость Бадагри к морю и его историческое прошлое с трансатлантической работорговлей и миссионерством привлекают в город туристов. дом Сборный , построенный Томасом Берчем Фрименом, некоторые считают первым этажным зданием в Нигерии, а методистская церковь Фримена - первое поселение христианских миссий в Нигерии. [39]
Губернатор штата Санво-Олу призвал Управление портов Нигерии (NPA) построить два дополнительных морских порта: один в Лекки , а другой в Бадагри. Он сказал: «Штату Лагос необходимо иметь два других порта , которые будут не только обслуживать нас, но и строить национальную экономику . Мы инициировали развитие морского порта Лекки , которое уже началось. Мы строим еще один порт в Бадагри. все еще ведем переговоры с ННА о предоставлении разрешения, поскольку мы добавили пять застройщиков, финансистов и партнеров в порт Бадагри. Если мы сможем завершить строительство обоих морских портов, это освободит заторы на оси Апапа и создаст проблемы. новый деловой центр для наших людей». [40]

Важные места в Бадагри
[ редактировать ]Королевский дворец Моби
[ редактировать ]Королевский дворец Моби — это исторический музей реликвий рабов, расположенный в колониальном здании 19 века. Это хранилище роли, которую сыграл местный «вождь Моби» в пособничестве рабовладельцам с целью захвата местных жителей во время трансатлантической работорговли , а также противоположная роль, которую сыграл его сын в отмене рабства в этом районе. [41] В музее представлены свидетельства прибытия европейцев в район Бадагри и происхождения людей, которых обменивали на деньги, джин и другие вещи. Артефакты , напоминающие о дикости захвата, захвата и порабощения африканцев, включают ярмо, цепи, замок для рта, чтобы пленники замолчали, и наручники для детей. Исторические записи предоставляют посетителям информацию об ужасных условиях, с которыми столкнулись рабы во время перехода, а изображения дают представление о жизни на плантациях . На этот источник часто ссылаются во время Месяца черной истории.

Первое этажное здание в Нигерии
[ редактировать ]Одноэтажное здание расположено в Бадагри, штат Лагос. Фундамент здания был заложен в 1842 году и завершен в 1845 году. Его возвел преподобный Генри Таунсенд из Церковного миссионерского общества (CMS). Сэмюэл Аджайи Кроутер , первый африканский епископ CMS , жил там, где он осуществил перевод Библии с английского на язык йоруба. Он также использовался как дом священника англиканской церкви Святого Фомы. [42]

Точка невозврата
[ редактировать ]Точка невозврата находится на острове Гберефу. Это были ворота для перевозки рабов с побережья Бадагри в Европу и Америку. [43]

Дерево Агия
[ редактировать ]Место, где Рождество в Нигерии 25 декабря 1842 года. преподобный Фримен и преподобный Таунсенд впервые отпраздновали [44]
См. также
[ редактировать ]Фотогалерея
[ редактировать ]- Важные места в Бадагри
- Королевский дворец Моби Бадагри
- Бадагры (февраль 1851 г.) [45]
- Первая христианская миссия Нигерии в Бадагри. Он находится в музее рабства.
- Музей рабов Серики Фареми Абасса, Бадагри
- Семский маршрут
- Невольничий порт Бадагри
- Первое административное здание, Бадагри, Лагос
- Первая начальная школа в Нигерии
- Модель музея наследия Бадагри, Бадагри, Лагос
- Камень-музей наследия Бадагри, Бадагри, Лагос
- Бадагри, Апапа, достопримечательность Икея
- Жители Бадагри ловят рыбу в 2023 году - Кеми Тайво
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Бадагри | Нигерия» . Британская энциклопедия . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ Район возглавляет традиционный король Акран Де Уно Ахолу Меню - Тойи 1, который также является постоянным вице-председателем обоих и вождей штата Лагос. Официальный вестник Федеративной Республики Нигерия. Архивировано 4 июля 2007 г. в Wayback Machine , опубликовано 15 мая 2007 г., по состоянию на 8 июля 2007 г.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. II, 3.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 2-3.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрис, Линн (2017). Морские порты и морская мощь: морские культурные ландшафты Африки . Чам. ISBN 9783319469850 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Сезонное распределение и богатство видов рыб в лагуне Бадагри, юго-запад Нигерии | Запросить PDF» . Исследовательские ворота . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Сойинка, ОО; Кутон, член парламента; Айо-Олалуси, CI (2010). «Сезонное распределение и богатство видов рыб в лагуне Бадагри, юго-запад Нигерии» . Эстонский экологический журнал . 59 (2): 147. doi : 10.3176/eco.2010.2.05 . ISSN 1736-602X .
- ^ «Профессор Робин Лоу, FBA» . Британская академия . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 38-40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Соренсен-Гилмор, Кэролайн (1995). Бадагры 1784-1863 гг. Политическая и коммерческая история доколониального сообщества на берегу лагуны на юго-западе Нигерии (доктор философии). Университет Стерлинга.
- ^ «История атлантической работорговли, отраженная в музеях и памятниках в Бадагри, Нигерия» . Глобальный пресс-журнал . 1 декабря 2017 года . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Фестиваль Бадагри | Hometown.ng™» . 9 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 135-137.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 37-40.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 35-40.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 5-6.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 54.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 55-57.
- ^ Перейти обратно: а б Закон, Робин (1978). «КАРЬЕРА АДЕЛЬ В ЛАГОСЕ И БАДАГРИ, ок. 1807 – ок. 1837». Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (2): 35–59. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41857061 .
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 9.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 196-200.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 11.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с Аладеоджеби, Гбаде. (2016). История Земли Йоруба . Издательство Партридж. ISBN 978-1-4828-6248-5 . OCLC 1147867988 .
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 215.
- ^ Соренсен-Гилмор 1995 , с. 234.
- ^ Веб-сайт голосов Ван Кутена, Юджин Ван Кутен
- ^ Фолаян, Кола (1969). «Карьера Томаса Тикеля в западном округе Лагоса, 1854–1886». Журнал Исторического общества Нигерии . 5 (1): 27–46. ISSN 0018-2540 . JSTOR 41856821 .
- ^ Перейти обратно: а б Куннуджи, Джозеф (2017). «Управляемый синкретизм: переупаковка музыки Бадагри-Огу в контексте постколониальной современности Лагоса» . Африканская музыка . 10 (3): 79. дои : 10.21504/amj.v10i3.2197 . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Путеводитель по местности Бадагри» . nigeriapropertycentre.com . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Оньеакагбу, Адаоби (20 октября 2021 г.). «О Бадагри, коренном народе Лагоса» . Пульс Нигерии . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ ЭГУНА» . КаждыйКаждый . 2 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с штат Лагос (Нигерия); Министерство информации и культуры; Департамент общественной информации (1991). Сосредоточьтесь на [название административного подразделения . Икея: Отдел OCLC 32240791 .
- ^ «Архив фестиваля Аджидо Зангбето» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «В Лагосе проходит фестиваль наследия Бадагри» . Солнце Нигерии . 4 декабря 2019 года . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Фестиваль Дня Зангбето закрыл Бадагры» . Солнце Нигерии . 24 января 2020 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Волшебный» маскарад народа Эгун в Зангбето . КаждыйКаждый . 13 ноября 2020 г. Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ OSA, Амади (22 сентября 2019 г.). «Художник Агемо Франциск везет богов Бадагри в Европу» . Авангард .
- ^ Эруотор, Виктор (2014). «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТУРИЗМА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: тематическое исследование, Лагос, Нигерия» . www.Theseus.fi . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Санво-Олу добивается одобрения Бадагри, морского порта Лекки» . Пунш Газеты . 16 сентября 2019 года . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ «Скорая автомагистраль Лагос-Бадагри: плачевное шоссе препятствует развитию многомиллиардного туристического центра Нигерии в историческом городе» . Ударить кулаком . 6 июня 2021 г.
- ^ Удодионг, Инемесит (12 февраля 2019 г.). «Я посетил первый этаж здания Нигерии и нашел кое-что интересное, о чем никто никогда не говорит» . Пульс .
- ^ Аканде, Сегун (31 января 2023 г.). «Невольничий путь Бадагри: рабы прошли эти 5 примечательных остановок на своем пути, откуда нет возврата» . Пульс .
- ^ Олувафунмилайо, Акинпелу (4 декабря 2018 г.). «Как Генри Таунсенд и Берч Фриман убедили нигерийцев впервые отпраздновать Рождество» . Legit.ng — Новости Нигерии . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Бадагры» . Уэслианское приношение для несовершеннолетних . VIII . Лондон: Уэслианский миссионерский дом: 12 февраля 1851 г. Проверено 30 ноября 2015 г.
45 Феликс Куадуга: Этимология Бадагри
Внешние ссылки
[ редактировать ]