Jump to content

Томас Берч Фриман

Томас Берч Фриман
Томас Берч Фриман, 1840-е гг.
Рожденный ( 1809-12-06 ) 6 декабря 1809 г.
Умер 12 августа 1890 г. (1890-08-12) (80 лет)
Национальность Британский
Занятия
Супруги
  • Элизабет Бут
    ( м.  1837 год ; умер 1838 )
  • Люсинда Коуэн
    ( м.  1840 ; умер 1841 )
  • Ребекка Морган
    ( м. 1854 г.)
Дети 4
Родители
  • Томас Фриман (отец)
  • Эми Берч (мать)
Церковь Уэслианское методистское миссионерское общество
Рукоположен

Томас Бёрч Фримен (6 декабря 1809 года в Твайфорде, Хэмпшир — 12 августа 1890 года в Аккре ) был англо-африканским уэслианским министром, миссионером, ботаником и колониальным чиновником в Западной Африке . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Его широко считают пионером методистской церкви в колониальной Западной Африке, где он также основал несколько школ. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Некоторые ученые считают его «основателем методизма Ганы». [ 9 ] [ 10 ] Миссионерская деятельность Фримена привела его в Дагомею , ныне Бенин , а также в Западную Нигерию . [ 3 ] [ 11 ]

Биографический синопсис

[ редактировать ]

Родился в Твайфорде, Хэмпшир , Англия. [ 12 ] Томас Берч Фримен был сыном африканского отца Томаса Фримена. [ 13 ] и мать-англичанка Эми Берч. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Он работал садовником и ботаником у сэра Роберта Харланда (1765–1848) в Оруэлл-парке , недалеко от Ипсвича , пока не был уволен за отказ от англиканства в пользу уэслианского методизма . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] При Фримене в 1841 году в колонии Голд-Кост (современная Гана) было открыто девять школ, три из которых были для девочек. Он продолжал открывать школы, и к 1880 году у него было около 83 школ, в которых обучалось около 3000 учеников. [ 20 ] В 1838 году он отправился в качестве методистского миссионера в Западную Африку, основав методистские церкви на Золотом Берегу, в Кейп-Косте и Аккре , а также основав миссионерскую станцию ​​в Кумаси . В 1850 году Фримен основал сельскохозяйственные фермы в Буэле недалеко от Кейп-Коста (все на территории современной Ганы). Он также побывал в городах на юге Нигерии и в королевстве Дагомея . [ 12 ] В 1843 году, находясь в отпуске в Великобритании, он активно выступал против рабства . [ 12 ] После ухода с поста миссионера в 1857 году он работал у колониального правительства в качестве гражданского коменданта округа Аккры с 1857 по 1873 год. [ 21 ] [ 15 ]

Фриман был женат трижды. Его первые две жены, белые британки, умерли вскоре после прибытия в Западную Африку, и впоследствии он женился на местной женщине из Фанте . В 1873 году он снова присоединился к Миссии и вместе со своим сыном продвигал методистскую работу на юге Золотого Берега. [ 22 ] [ 23 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Томас Берч Фриман

Томас Берч Фриман родился 6 декабря 1809 года в Твайфорде, примерно в трех милях от Винчестера , Хэмпшир, Англия. [ 1 ] [ 2 ] В те дни Винчестер был оплотом уэслианского методизма. Отец Фримена, садовник по имени Томас, был африканским вольноотпущенником из Вест-Индии, получившим свободу по Закону об эмансипации и привезенным в Англию своим хозяином, аристократом-рабовладельцем. [ 17 ] Мать Фримена, Эми Берч, была англичанкой из рабочего класса, работавшей горничной в доме хозяина отца Фримена. [ 3 ] Эми Берч ранее была замужем за Джоном Берчем, от которого у нее было трое детей. [ 4 ] Когда Фримену было шесть лет, умер его отец. [ 2 ] Он жил со своей матерью в «доме среднего класса, обращенном к треугольному пространству, трактире «Дельфин», занимавшем второй, и коттедже с [соломенной] крышей, который затем использовался как Уэслианский молитвенный дом, третий углу треугольника» в Твайфорде, где предполагается, что он получил хорошее образование, хотя исторических данных об учебных заведениях, в которые он официально поступил, нет. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В детстве он и его друзья разыгрывали местного сапожника, который в конечном итоге познакомил Фримена с методизмом. Этот сапожник жил в Уэслианском молитвенном доме и был лидером класса методистов и мирским проповедником в своей деревне. [ 4 ]

Фримен пошел по стопам своего покойного отца и стал садовником в поместье в Саффолке, где у него появился интерес к ботанике . Он стал главным садовником сэра Роберта Харланда в Оруэлл-парке на берегу реки Оруэлл, недалеко от Ипсвича в Саффолке . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Фриман был заядлым читателем и приобрел познания в садоводстве и составил списки латинских ботанических названий растений. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В своих комнатах он держал небольшую библиотеку. [ 3 ] Десятилетия спустя, когда он переехал на Голд-Кост, он обменялся перепиской с сэром Уильямом Хукером (1785–1865), первым директором Кью-Гарденс недалеко от Лондона, ведущего ботанического учреждения мира, посвященного флоре Западной Африки. Фриман также исследовал и сопоставил научные данные о тропической фауне для садов Кью. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Фримен развил вновь обретенное рвение к методистской вере, что было осуждено его работодателем, сэром Робертом Харландом, который попросил его сделать выбор между религией и карьерой. [ 9 ] [ 23 ] Примерно в это же время Методистское миссионерское общество в Англии обратилось с массовым призывом к миссионерам-добровольцам поехать в Африку для распространения Евангелия. Фримен почувствовал, что получил божественный призыв стать миссионером, и ответил на этот призыв, уверив себя: «Может быть, мне не обязательно жить, но мне необходимо идти». [ 24 ] Он посоветовался по этому поводу со своими друзьями, особенно с Питером Хиллом из Челмондистона , которого считал другом семьи на всю жизнь. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Впоследствии Фримен подал в отставку со своей должности в Оруэлл-парке. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Жена сэра Роберта Харланда, леди Аретуза (1777–1860) была недовольна решением Фримена уйти и безуспешно пыталась убедить его остаться. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Фримен сдал удовлетворительные экзамены перед специальной комиссией в старом миссионерском доме в Хаттон-Гардене . После произнесения знаменитой проповеди на методистской конференции в Лидсе , свидетелем которой стал методистский служитель, преподобный Авраам Фаррар , в октябре 1837 года, он был назначен уэслианским служителем с испытательным сроком в Кейп-Кост после своего рукоположения в Ислингтонской часовне в Лондоне 10 октября 1837 года. . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Английские миссионеры в Кейп-Косте лишь несколько раз находились на Золотом Берегу, поскольку многие из них умерли от тропических болезней. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Миссионерская деятельность в Западной Африке

[ редактировать ]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Впервые методизм был принесен на Золотой Берег Уэслианской методистской церковью в первый день Нового года в январе 1835 года преподобным Джозефом Роудсом Данвеллом, 27-летним проповедником из Англии. [ 24 ] Ранние уэслианские миссионеры имели англиканское происхождение. С конца 1400-х годов католические и англиканские миссионеры, хотя их усилия по евангелизации не дали результатов. на Золотой Берег начали прибывать [ 9 ] В 18 веке англиканские миссионеры основали школу на Кейп-Косте, преподобный Филип Квак педагогом которой был . Школьная программа была полностью сосредоточена на библейских знаниях и развитии навыков счета и грамотности путем изучения трех элементов: чтения, письма и арифметики. [ 6 ] В качестве учебников использовались брошюры с библейскими текстами, распространяемые Обществом распространения Евангелия в зарубежных странах . [ 9 ] Позже учебная программа была расширена и теперь включает искусство и ремесла в сельском хозяйстве, торговле и столярном деле. Первые миссионеры также уделяли особое внимание образованию девочек.

Эта миссионерская школа привела к быстрому росту групп по изучению Библии или неформальных библейских групп, посвященных чтению и изучению Священного Писания в 1831/32 году, когда не было европейских миссионеров или замковых капелланов. Группы вели официальные записи своих молитвенных собраний. [ 9 ] В 1834 году участник одной из этих групп, Уильям де Графт, попросил копии Священной Книги через капитана Поттера, капитана торгового парусника « Конго» и прихожанина Бристольской Уэслианской методистской церкви. [ 3 ] [ 9 ] Де Графт учился в замковой школе Кейп-Кост и работал торговцем в Дикскоуве . Ранее он поссорился с губернатором колонии из-за богословских разногласий и в конечном итоге был привлечен к ответственности, заключен в тюрьму и депортирован из Кейп-Коста в Дикскоув, в то время как другим коренным христианам грозил штраф. [ 3 ] [ 9 ]

Запрос на миссионеров был сделан неким Джоном Эггри, членом королевской семьи Фанте, которого первоначально публично пороли и лишили верховного вождя Кейп-Коста из-за его христианской веры. [ 3 ] К 1864 году он был правящим сувереном Кейп-Коста, посвятившим себя улучшению духовного благосостояния и образовательных потребностей своего народа. Благодаря изобретательности Поттера, Уэслианское миссионерское общество прислало не только Библии, но и методистского миссионера Джозефа Роудса Данвелла из Йоркшира. Данвелл прибыл 4 января 1835 года и сразу же начал свое общественное служение в Кейп-Косте, организуя еженедельные встречи с местными христианами. Данвелл умер через шесть месяцев на Золотом Берегу, 24 июня 1835 года, от тропической лихорадки. [ 9 ] К 1844 году на побережье погибло 15 миссионеров. За первые восемь лет методистской миссии в Гане из 21 миссионера, отправленного на Золотой Берег, 11 умерли, включая всех пятерых преемников Данвелла. Среди них были Джордж О. Ригли из Ланкашира и его жена Харриет, которые отплыли 12 августа 1836 года и прибыли 15 сентября 1836 года, через 15 месяцев после смерти Данвелла. Ему помогал Питер Харроп из Дербишира, который приехал на Золотой Берег со своей женой 15 января 1837 года; Харроп умер 11 февраля 1837 года, через три дня после смерти его жены и через три недели после их прибытия. Гарриет Ригли умерла в тот же день, что и миссис Харроп. Девять месяцев спустя Джордж Ригли скончался от тропической болезни на Кейп-Косте 16 ноября 1837 года. [ 9 ] Примечательно, что всего через восемь месяцев в Кейп-Косте Ригли прочитал Десять заповедей в Фанте в воскресенье, 28 мая 1837 года, проповедовал в Фанте три месяца спустя, 20 августа, а 3 сентября 1837 года совершил крещение, используя литургию, произнесенную на язык Фанте. [ 9 ] Все пять миссионеров были похоронены в могилах под кафедрой первой методистской часовни на Кейп-Косте. В Аккре Уэслианская миссия в 1842 году основала богословский институт для подготовки учителей-катехизаторов. Первоначально это учреждение было передано под опеку миссионерской пары, преподобного и миссис Шипман. Однако после смерти первого директора школы преподобного Сэмюэля Шипмана от проекта отказались.

Ранее Джеймс Хейфорд, колониальный представитель администрации британской торговой компании в Кумаси, основал в Кумаси своего рода методистское товарищество. [ 9 ] Другой христианин Фанте и торговец, Джон Миллс, был одним из руководителей товарищества в Кумаси . [ 9 ] Хейфорд был в хороших отношениях с королевской семьей Асанте, и ему было разрешено провести церковную службу во дворце Асантеене. Впоследствии в этот период в 1838 году на Золотой Берег прибыл Томас Бёрч Фримен. Вдохновленный положительным развитием деятельности Хейфорда, Фримен собрал 60 фунтов стерлингов для миссии в Кумаси. За почти два десятилетия, с 1838 по 1857 год, вместе со своим учеником Уильямом де Графтом, его миссионерская деятельность привела его на Золотой Берег, во внутренние районы Асанте, Йорубаленд ( Бадагри , Лагос и Абеокута ) и в Дагомею. В 1854 году произошла организационная перестройка, когда церковь разделила окружное управление на округа, а председателем был избран Томас Фримен. Уильям Уэст сменил Фримена в 1856 году. 6 февраля 1878 года Методистский синод инициировал процесс разделения округа на два отдельных министерства для повышения организационной эффективности. Этот новый шаг был подтвержден на Британской конференции в июле 1878 года. П.Р. Пико стал главой округа Голд-Кост, а Джон Милум возглавил округ Йоруба и Попо в Западной Нигерии. [ 14 ] Миссионерская работа на северных территориях Золотого Берега началась в 1910 году. Наступило затишье в разногласиях с колониальным правительством, и в 1955 году методистская евангелизация возобновилась в северной Гане под руководством преподобного Пола Аду, первого местного миссионера в Гане. эту часть страны. [ 14 ]

Методистская церковь в Гане стала самоуправляющейся в июле 1961 года и на основании Учредительного акта, закрепленного в Конституции и Регламенте нашей Церкви, она была названа Методистской церковью Ганы. [ 25 ] До обретения автономии Методистская церковь Ганы поддерживала связи с различными методистскими организациями: Уэслианским методистским миссионерским обществом, Британской методистской церковью и Методистским миссионерским обществом, которые образовали церковное слияние в 1932 году. Также были созданы пять новых округов, включая Кумаси. в 1961 году. Преподобный Брукинг был первым священником-резидентом, находившимся в Кумаси как центре методизма в Асанте. [ 26 ] В настоящее время церковь насчитывает более 600 000 прихожан из 17 епархий, 3814 обществ, 1066 пасторов, 15 920 местных проповедников, 24 100 мирян. Методистская церковь Ганы также владеет приютом, больницами, клиниками и школами. [ 14 ]

Сэмпсон Оппонг , местный евангелист и пророк, несмотря на чистое миссионерское рвение, сотрудничал с методистской церковью в Кумаси для распространения Евангелия в регионах Ашанти и Бронг Ахафо . Методистская церковь приняла епископальную систему в 1999 году. Во второй половине 20-го века методизм в Гане распространился через печатные и электронные средства массовой информации, а также через открытие церквей. Этот успех методизма в охвате коренных народов Золотого Берега можно объяснить историческим «антиклерикализмом, антикальвинизмом, антиформализмом, антиконфессионализмом и антиэлитизмом» этой деноминации. [ 9 ] [ 14 ]

Золотой Берег и Асанте

[ редактировать ]

Томас Фриман, его жена, Элизабет Бут и Джозеф Смит, директор школы замка Кейп-Кост , отплыли на борту «Осборна» к Золотому Берегу и приземлились в Кейп-Косте 3 января 1838 года; по его прибытии методисты Кейп-Коста преподнесли подарки: «37 домашних птиц, 43 [клубня] ямса, несколько пучков лука-шалота… корзину кукурузы для кормления домашней птицы». [ 9 ] Через полтора месяца Фримен заболел малярией, и за ним ухаживала его первая жена. Вскоре после этого Бут внезапно скончался от воспалительного заболевания 20 февраля 1838 года, когда Фримен выздоровел, через семь недель после их прибытия. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В конце концов, он преодолел горе, вызванное смертью жены, и начал напряженную миссионерскую программу. Фримен стал близким другом капитана Джорджа Маклина , губернатора Британского Золотого Берега с 1830 по 1843 год, который поддерживал его в его личных невзгодах. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Фримен также обратился за советом к знатокам Золотого Берега, которые имели более глубокие знания о культуре и географии страны. Он купил более просторный миссионерский дом, дизайн которого был благоприятным для окружающей среды. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Затем он завершил строительство первой методистской церкви на Кейп-Косте, методистского собора Уэсли, открытого 10 июня 1838 года. [ 9 ] Миссионеры Ригли и Харроп заложили постройки еще до своей ранней смерти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Фримен начал восстановление 17 января 1838 года, через две недели после своего прибытия. На церемонии открытия присутствовали губернатор Маклин, европейские жители побережья и более 1200 местных жителей, при этом многие прихожане толпились возле часовни. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Кроме того, он руководил основанием нескольких методистских церквей в Аномабо , в 8 км (5 милях) к востоку, и в Доминасе, в 28 км (18 миль) к северо-востоку от Кейп-Коста. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Фриман обучил двух молодых людей из числа этнических фанте , Уильяма де Графта и Джона Мартина, катехизису в рамках подготовки к «туземному служению», поскольку его коллеги-уэслианские миссионеры видели в нем соотечественника-англичанина. Он подружился с несколькими верховными вождями Золотого Берега и получил прозвище « Окомфо Оброни », что на языке фанте означает «белый фетиш-священник» . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он прибыл на побережье в качестве четвертого методистского миссионера в колонии в среду. Таким образом, его прозвали «Кваку Аннан» - в культуре Акан Кваку - это имя дня, данное ребенку мужского пола, родившемуся в четверг, а Аннан относится к четвертому ребенку мужского пола. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Фримен направил отчет в Методистскую миссию в Англии, в котором рекомендовал создать школы-интернаты для подготовки проповедников, учителей и катехизаторов вне влияния традиционного анимистического общества. Он составил школьную программу, в которой не учитывалось изучение родных языков, а также физический труд мальчиков. Фримен часто организовывал миссионерские встречи. Первое мероприятие, состоявшееся 3 сентября 1838 года в замке Кейп-Кост, проходило под председательством губернатора Джорджа Маклина. [ 9 ] [ 27 ] В этот день в 6 утра состоялось молитвенное собрание, в 7:30 — массовая церемония бракосочетания шести пар, в 11 — ежеквартальное собрание. Днем была построена платформа, а вечернее мероприятие началось в 19:15. Эта первая миссионерская встреча была новаторской, поскольку ее председательствовал светский политический лидер. [ 28 ] Сегодня на публичных методистских мероприятиях в Гане принято председательствовать нецерковными агентами. [ 9 ]

В результате встречи Фриман основал методистскую церковь Уэсли-Собор в Аккре в октябре 1838 года по указанию методистов-фанте, живших в пригороде Аккры Джеймстауне - центре британских торговцев в то время. Он также основал школу рядом с церковью и назначил Джона Мартина ее директором. Кроме того, Фримен организовал дополнительные миссии вдоль прибрежной полосы от Дикскоува, в 24 км (15 милях) к юго-западу от Такоради, на запад, до Виннебы, в 56 км (35 милях)) к западу от Аккры, на восток. В Виннебе, где миссионером служил протеже де Графта, двадцать христиан, которые в основном были странствующими торговцами, регулярно собирались на службы. [ 9 ] В рамках миссионерской деятельности Фриман также посетил , Эльмину , Аномабу , Агью и Солтпонд. Коменду [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вместе с 15 увещевателями, своим стажером Уильямом де Графтом и пятью помощниками миссии — Джозефом Смитом, Джоном Хэганом, Джоном Миллсом, Джоном Мартином и Джорджем Бланксоном — Фримен построил новые часовни в Аномабу, Виннебе, Солтпонде, Абаасе и Коменде. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 29 ]

Фриман впервые отправился на территорию Асанте 29 января 1839 года с намерением основать там уэслианскую миссионерскую станцию. [ 30 ] Из Кейп-Коста Фримен и его помощники миссии прибыли в Фомену через Аномабу, приблизительную среднюю точку между Центральным регионом и регионом Ашанти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] По пути в Кумаси он заболел в городе Домонаси. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он быстро выздоровел и отправился в другой город, Янкумаси, где отзывчивый молодой вождь по имени Асин Чибу дал ему овец и зеленые бананы и поручил пяти носильщикам нести его багаж. [ 3 ] В городе Мансу Фримена приняли вождь Габри и его капитаны, которые подарили Фримену и его свите фрукты, овощи и овец. [ 3 ] Фриман снова заболел в Мансу, но на следующей неделе лихорадка спала. Пересекая реку Пра с ее лесистыми берегами, полными пальм, папоротников и другой флоры, Фримен прошел через холмы Аданси и направился дальше к небольшому городку Квиса/Куса. [ 3 ] Вождя Аданси, Коринчи, описывали как пьяницу, и Фримен проповедовал ему Евангелие перед 500 туземцами и вассалами. Он также стал свидетелем традиционных похорон сестры вождя и человеческого жертвоприношения местной рабыни в рамках обычая. [ 3 ] Делегация из его команды была отправлена ​​в Кумаси, чтобы узнать у Асантехене Нана Кваку Дуа I, собирается ли Королевство Асанте быть восприимчивым к методистской церкви в Кумаси. [ 3 ] Команде пришлось ждать в Кузе в Ашанти, а затем в городке для отдыха под названием Франфрахам. Асанте думали, что Фримен был британским шпионом, и ему пришлось ждать почти два месяца (48 дней), прежде чем власти разрешили ему встретиться с Кваку Дуа I, который правил с 1834 по 1867 год. [ 3 ]

Империя Ашанти была грозным королевством и вечным политическим врагом народа Фанте. На повседневную жизнь фантес на побережье сильно повлияли постоянные нападения на них армии Асанте. [ 31 ] Один исследователь истории миссии заявил: «Члены Кейп-Коста выросли в… отдельных домах со специально спроектированными выходами, чтобы облегчить побег из одного через другой во время нападения их северного врага. Их информация об Ашанти состояла из «ужасных рассказов». «Убожество и жестокость», которые расширялись рассказами и пересказами и пугали их так же, как заставляли Фримена беспокоиться о начале миссионерских операций». [ 9 ]

В конце концов он вошел в Кумаси 1 апреля 1839 года, и на территории дурбара в сопровождении нескольких вождей Фримен подал Асантехене петицию об открытии церкви и школы, дав понять, что у него нет ни политических, ни коммерческих интересов в Асанте. [ 3 ] [ 9 ] Король Асанте отклонил его просьбу. Тем не менее он наладил обнадеживающие отношения с монархом Асанте и другими вождями провинций, такими как Апоко, который был главным лингвистом и министром иностранных дел. [ 3 ] Король разрешил ему проповедовать на улицах и проводить церковные службы во время его краткого пребывания в Кумаси. В Кумаси Фримен еще раз наблюдал несколько случаев человеческих жертвоприношений в рамках погребальных обычаев Асанте для членов королевской семьи. 15 апреля 1839 года он покинул Кумаси и направился в Кейп-Кост. Он прибыл в миссионерский дом на Кейп-Косте восемь дней спустя, во вторник, 23 апреля 1839 года, в 21:00. [ 3 ] В Кейп-Косте Фримен встретил базельского миссионера Андреаса Рииса, который был полностью поражен тем, как радушно британские колониальные власти под руководством губернатора Маклина обращались с Фрименом, в отличие от холодного обращения, которое оказал Риису датский губернатор Ф.С. Мерк, в Кристиансборге. Фримен подробно рассказал Риису о своем визите в Кумаси. [ 32 ]

Он отправил дневник своих визитов в совет домовладений в Лондоне с рекомендацией Джорджа Маклина, фактического губернатора, который занимал пост президента Совета европейских торговцев в Кейп-Косте. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] По приглашению лондонского миссионерского комитета Фримен отправился в Англию в 1840 году вместе со своим бывшим учеником Уильямом де Графтом с целью собрать 5000 фунтов стерлингов для расширения миссии Голд-Коста в Асанте и выбрать еще шесть миссионеров. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] 16 июня 1840 года Фримен встретился с Методистским миссионерским комитетом. В 1840 году Уэслианское методистское миссионерское общество имело дефицит в размере более 20 000 фунтов стерлингов. Было принято решение открыть миссию в Асанте. Шесть миссионеров были зачислены в Уэслианское миссионерское общество и отправлены на Золотой Берег. Находясь в Англии, Фримен и де Графт посетили множество английских городов и поселков и сумели собрать 4650 фунтов стерлингов благодаря его призыву о сборе средств. [ 9 ] Известно, что они также посетили Ирландию. Фримен также посетил дом своих старых работодателей, сэра Роберта Харланда и леди Харланд. Он подарил Харландам несколько тропических растений. Миссис Харланд построила питомник/оранжерею для новой флоры Золотого Берега. Де Графт проповедовал в часовне на Лэнгтон-Стрит, домашней церкви тогда покойного капитана Поттера с Бристольского торгового барка, Конго , который первым рассказал о деятельности Библейского оркестра Кейп-Кост, также известного как «Общество по распространению христианских знаний». его соратники. [ 9 ] Вдова капитана Поттера, миссис Поттер, присутствовала в тот день в церкви. Де Графт также помогал с переводом английских текстов на язык фанте, находясь в Англии. [ 9 ] В часовне Грейт-Куин-стрит в Лондоне было проведено специальное рукоположение и прощальная служба для Фримена и пяти других уезжающих миссионеров. Церемонию возглавили министры Бантинг, Ханна, Олдер, Бичем и Хул. В компании еще десяти человек Фримен отправился из Грейвсенда на Золотой Берег 3 декабря 1840 года на борту брига « Осборн» ; его корабль пришвартовался в Кейп-Косте 1 февраля 1841 года. Среди пассажиров были миссис Хеск, миссис Шипман, а также господа Уотсон, Уильям Текрей и Чарльз Уолден. [ 3 ] [ 9 ] В первое воскресенье Нового года на борту « Осборна » прошла «восхитительная и радостная служба Завета» . [ 3 ] В 1841 году четверо из 12 методистских миссионеров умерли на Золотом Берегу от тропической лихорадки. Уильям Текрей, уэслианский миссионер, назначенный в Домонаси, умер в Аномабу после непродолжительной восьмидневной болезни. [ 3 ] Ранее вождь Эги разрешил Текрею проповедовать в маленьком городке, соседнем с Аномабо. Чарльз Уолден умер от лихорадки 29 июля 1841 года. Миссис Хеск умерла 28 августа 1841 года в Аномабо и была похоронена на кладбище Уэслианской методистской церкви в Кейп-Косте. Трое других миссионеров вернулись в Великобританию из-за плохого здоровья. [ 3 ]

С ноября по декабрь 1841 года Фримен и большая свита уроженцев Фанте и Асанте отправились в Кумаси и подарили королю Асанте и королевскому двору четырехколесную карету, построенную неким г-ном Симсом и впоследствии одобренную королевой Викторией (правившей с 1837 по 1901 год) и принца Альберта , стол, 12 стульев, столовое белье, обеденный, завтраковый и чайный сервизы и портрет королевы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Миссионеры Шипман и Ватсон взяли на себя надзор за районом Кейп-Кост в отсутствие Фримена. Второе прибытие Фримена в Асанте было встречено тепло, поскольку он находился в компании двух отпрысков королевской семьи, Джона Овусу-Ансы и Уильяма Овусу Квантабисы, политических заложников одной из англо-асантийских войн и обеспечения Договора 1831 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Два принца прибыли на кораблях знаменитой Нигерской экспедиции. Губернатор Маклин отправил двух членов королевской семьи в Англию, где они были крещены и получили образование в англиканской церкви. Трио покинуло Кейп-Кост 6 ноября 1841 года и прибыло в Кумаси пять недель (37 дней) спустя, 13 декабря. Асантехене встретили их с энтузиазмом. Он был очень доволен подарками в виде кареты. Он также был рад видеть своих племянников, которые выглядели ухоженными и здоровыми и стали символом ценности английского образования. Король разрешил Фримену основать церковь, но не школу. Фримен вернулся в Кейп-Кост с «подарками» от королевского двора для себя и миссионерского общества, таких как крупный рогатый скот, овощи, фрукты и золотой песок на сумму 56 фунтов стерлингов. Уэслианскому миссионеру преподобному Роберту Брукингу, прибывшему 13 января 1840 года вместе с преподобным и миссис Дж. М. Маунтфорд, было поручено руководить недавно открытой миссией Асанте на земле, предоставленной монархом Ашанти. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В число подарков входили рабыни, которых Фримен освободил и отвез на Кейп-Кост для обучения. В Кейп-Косте он приветствовал вновь прибывших английских методистских миссионеров Аллена, Роуленда и Вятта, которые затем были направлены в Домонаси, Кумаси и Дикскоув соответственно. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

В Аккре губернатор Маклин вместе с капитаном Такером с «Ириса» и двумя капитанами по имени Аллен с парусных судов «Судан» и «Уилберфорс » нанес визит вежливости Фримену, который посещал там Уэслианскую церковь. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Капитаны предложили идею отправить миссионера в Габон, но она так и не была реализована. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

К 1842 году Асантехене позволил Фримену открыть первый миссионерский пост в Кумаси. Далее вождь предоставил миссии участок земли в Кробо Одумасе, на котором они должны были построить эту станцию. На этом участке земли до сих пор находится несколько активов Методистской церкви Ганы, в том числе методистский дом Нана Кваку Дуа I, который служит штаб-квартирой епархиальной церкви. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Фримен вернулся в Ашанти в августе 1843 года в третий раз в сопровождении нового методистского миссионера Джорджа Чепмена, который заменил Роберта Брукинга, который вернулся в Англию несколькими месяцами ранее из-за болезни. Фриман остался в миссионерском доме в Кумаси. Немецкие базельские миссионеры Фриц и Роза Рамсейер и Йоханнес Кюне вместе с французским торговцем Мари-Жозефом Бонна содержались в этом здании миссии во время своего плена в Асанте с 1969 по 1874 год. [ 33 ] [ 34 ] [ 32 ]

Во время служения Фримена несколько вождей и священников-фетишистов во многих городах, включая Манкесим , Аберадзи, Акроду и Аномабу, приняли христианство, а несколько местных традиционалистов были крещены. Он также основал промышленные сельскохозяйственные школы в городах Беула, примерно в 8 милях от Кейп-Коста, и одну в Домонаси, используя профессиональную модель Базельской миссии. Школа Беула, имевшая богатый сад с фруктами и другой флорой, также служила санаторием и курортом для миссионеров, странствующих проповедников и жителей Кейп-Коста. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Западная Нигерия

[ редактировать ]

Некоторые йоруба или аку , ставшие христианами в Сьерра-Леоне, вернулись в Йорубаленд в Бенинской бухте , в современном Лагосе , Нигерия, и обратились с просьбой к Уэслианскому миссионерскому обществу о поиске миссионера/учителя. Таким образом, Фримен был первым христианским миссионером, который обращался в свою веру в Бадагри на территории современного штата Лагос, когда его корабль «Королева Виктория» прибыл туда 24 сентября 1842 года в компании своего бывшего ученика Уильяма де Графта и его жены для расследования поднятых вопросов. йоруба, вернувшиеся из Сьерра-Леоне. Вождь Бадагры разрешил окружению организовать миссию в коммуне. К 30 ноября 1842 года они построили миссионерский дом и часовню. Уильям де Графт был назначен надзирателем этой новой миссионерской станции. Супруги де Графт вместе с Фрименом отправились в Лагос, а затем в город Эгба Абеокута по письменному официальному приглашению правителя или алака Эгбы по имени Шодеке. [ 3 ] [ 9 ] Миссионерскую команду тепло приветствовали повелитель Абеокута и его брат генерал Шамойе. Фримен проповедовал Евангелие во дворе дворца. Затем он дал Святую Библию Шодеке. Сёдеке постановил, что христианство будет принято в его владениях, но местные первосвященники восстали против него и тайно отравили его вскоре после этого эпизода. [ 3 ] [ 9 ]

В конце 1854 года он вернулся в Абеокуту, а затем в Лагос, где двумя годами ранее открыло станцию ​​Уэслианское миссионерское общество. В Лагосе Фримена тепло приняли европейский миссионер Гардинер, король Лагоса Досуму и английский консул Кэмпбелл. [ 3 ] В честь Фримена была проведена христианская служба, на которой присутствовали эмигранты из Сьерра-Леоне , школьники и коренные жители Лагоса. Во время воскресной службы Фримен произнес две проповеди перед двумя большими общинами. Первое уэслианское миссионерское собрание состоялось неделю спустя, 5 декабря 1854 года, после возвращения Фримена из Абеокуты. На встрече обсуждались способы сбора средств для деятельности миссии. В Аро, окрестностях Абеокуты, он встретился с местным министром Бикерстетом и многими из его прихожан. [ 3 ] Он воссоединился с Шамое, братом ныне покойного старого вождя Шодеке, и встретился со своим преемником, новым правителем Сагбуа. [ 3 ] Миссионерская станция была построена на земле, подаренной Фримену Сёдеке в 1854 году. Фримен совершил несколько крещений и свадеб в Абеокуте и председательствовал на миссионерском собрании. Он также нанес визит вежливости миссионерской паре Генри Таунсенду и его жене. [ 3 ]

После этого Фримена пригласил король Дагомеи Гезо (также Гезо), который правил королевством с 1818 по 1858 год. [ 35 ] Дагомеи были главными соперниками и заклятыми врагами йоруба Абеокуты и бадагри. [ 3 ] [ 9 ] У Дагомеи были планы напасть на йоруба. [ 3 ] [ 9 ] Поэтому Фримен рассматривал это приглашение как шанс выйти из давнего тупика, поскольку он не хотел, чтобы недавно созданная миссионерская станция была разрушена в результате конфликта. Король Гезо не собирался участвовать в каком-либо будущем конфликте. [ 3 ] [ 9 ] Вождь активно участвовал в человеческих жертвоприношениях , почти ежедневном опыте, а также в рабстве и работорговле. Фримен хотел положить конец этой практике, но ему не удалось убедить правителя. 1 января 1843 года Фримен достиг Уиды (Уида) на побережье Дагомеи, где разместил там проповедника. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Он поселился в английском форте. [ 3 ] 8 января 1843 года он провел в замке небольшую службу для своих сотрудников и последователей. Вскоре после прибытия Фримен имел дружескую беседу с печально известным бразильским работорговцем доном Антонио де Соуза (умер около 1849 г.), союзником короля Гезо. де Соуза был в дружеских отношениях с Фрименом. Он также нанес визит вежливости наместнику Виды, Евога, и выразил желание встретиться с Гезо. В марте 1843 года Фримен посетил Гезо в Кане, в 13 км (8 милях) от столицы Дагомеи Абомея (Абоми). Там его поражало самодержавие вождя, распространенность человеческих жертвоприношений (обезглавливание, сохранение путем засолки и сушки, подвешивание трупа вниз головой), военный пыл женского воинского полка, амазонок, принадлежавших к дагомейцам. короли. Амазонки подарили Фримену салют из девяти орудий и салют из 21 орудия в честь английской королевы Виктории. Он рассказал Гезо о своей миссионерской деятельности в Бадагри. Король спросил его, сможет ли он повторить успех миссии в Уиде. Среди других своих требований Гезо хотел, чтобы в крепости Уида находился английский губернатор. Фримен отправился в Абоми и был потрясен, обнаружив во дворце кучу человеческих черепов, стены которого также были запятнаны кровью. [ 9 ] [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Получив официальное приглашение открыть миссионерский дом в Уиде, Фримен покинул Дагомею и направился в Кейп-Кост. Король подарил четырех рабынь аку, а также еще двух мальчиков и двух девочек с целью дать им образование на Золотом Берегу и вернуть их монарху Дагомеи. Фримен освободил всех восьми рабов. Некоторые ученые утверждают, что время, проведенное Фрименом в Дагомее, возможно, повлияло на Гезо, который изменил судебный процесс казни преступников и человеческих жертвоприношений. Руководители провинций больше не имели полномочий приговаривать предполагаемых преступников к смертной казни. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Теперь у них появилась возможность подать апелляцию в королевский суд, возглавляемый самим Гезо. Тем не менее, человеческие жертвоприношения и рабовладельческая экономика не ослабевали. Ранее, ожидая в Агвее в Литтл-Попо прибытия своего корабля, направляющегося в Кейп-Кост, он посетил вождя, получившего образование в Англии, Джорджа Лоусона, который сразу же приветствовал предложение Фримена послать туда учителя, положившего начало миссионерской работе в Попо. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

У Фримена никогда не было ресурсов, необходимых для крупномасштабной миссии в Дагомее. Домашняя миссия в Лондоне не желала поддерживать его инициативы по евангелизации в Дагомее. Это произошло потому, что число погибших миссионеров на Золотом Берегу уже было высоким, а многочисленные англо-ашантийские войны препятствовали миссии Кумаси. Более того, домашний комитет в Лондоне был обеспокоен безрассудным подходом Фримена к финансовому управлению.

В 1854 году Фримен вернулся в Дагомею вместе со своим коллегой-миссионером Генри Уортоном. Достигнув Виды, они стали свидетелями ужасов перевозки рабов из 650 пленников португальскими работорговцами. В этом эпизоде ​​четверо пленников прыгнули насмерть с кораблей рабов, а кормящую мать насильно разлучили со своим новорожденным ребенком. Фримен передал то, что он только что заметил, английскому колониальному правительству, что привело к усилению патрулирования открытого моря, чтобы предотвратить работорговлю, которая уже давно отменена. В Виде Фримена и Уортона приняли помощник миссионера Доусон и его жена. Король Дагомеи Гезо принял их тепло. Фриман также передал Гезо двух девочек, которых теперь окрестили Грейс и Чарити, которых ранее отвезли в Кейп-Кост для обучения. Фриман ненадолго пробыл у короля, прежде чем вернуться в Аккру через Уайду, Агви и Литл-Попо.

Недостатки

[ редактировать ]

Язык Фанте

[ редактировать ]

Ограниченный в лингвистическом отношении, Фримен сопротивлялся обучению читать, писать или говорить на языке фанте, хотя это помогло бы его усилиям по евангелизации. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Финансовые вопросы

[ редактировать ]

С 1843 по 1854 год Фриман пытался расширить миссионерскую деятельность как в Нигерии, так и на Золотом Берегу. В результате его командировочные и административные расходы резко возросли. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Он не смог провести комплексную проверку своих счетов и оказался по уши в долгах. В 1844 году он вернулся в Англию в отпуск, чтобы защитить себя от убийств и множества обвинений. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] [ 36 ] В 1845 году Министерство внутренних дел предупредило его о большом дефиците средств в размере 7935 фунтов стерлингов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Миссионерский комитет был глубоко обеспокоен его кажущимся отсутствием финансовой состоятельности. Ему удалось собрать 5500 фунтов стерлингов после почти 12-месячного турне по Англии. Он обменялся письмами с английским аболиционистом Томасом Кларксоном (1760–1846) и выразил серьезную обеспокоенность по поводу продолжающегося рабства на побережье Западной Африки. Затем он общался с тогдашним министром по делам колоний лордом Стэнли, графом Дерби (1799–1869), британским государственным деятелем, который сыграл важную роль в отмене рабства и трансатлантической работорговли. Кроме того, он встретил Генри Уортона, мулата из Вест-Индии из Гренады, который последовал за Фрименом на Золотой Берег и жил и работал там двадцать восемь лет. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Фримен вернулся на Кейп-Кост в середине 1845 года и столкнулся с множеством проблем, возникших на миссионерских полях. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Домашняя миссия в Англии приказала ему не создавать новых миссий и не увеличивать штат миссий. Миссия Асанте закрылась после назначения командующего Генри Уорсли Хилла новым британским губернатором, сменившим Джорджа Маклина. Срок пребывания Хилла на этом посту длился с 1843 по 1845 год. Хилл посетил Дагомею вместе с Фрименом. Затем Фриман отправился в Бадагри и вернулся в Кейп-Кост, пройдя пешком более 480 км (300 миль). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] В 1848 году Фримен снова отправился в Кумаси вместе с Уильямом Винниеттом , преемником Хилла, с целью побудить к подписанию договора об отмене практики человеческих жертвоприношений. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Эта цель не была реализована. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Африканская жена Фримена поддерживала его в его миссионерской работе в Кейп-Косте, в результате чего церковь там расширилась. В 1856 году в районе Фримена были сданы в эксплуатацию шесть новых церквей без явного одобрения Лондона. [ 3 ] В 1856 году уэслианский миссионер преподобный Дэниел Уэст был назначен финансовым секретарем миссии и отправлен в Гану на четыре месяца для расследования и отчета о финансовом состоянии миссии. Уэст также посетил Лагос и Абеокуту, чтобы оценить финансовое состояние тамошних миссий. Отчет Уэста был отрицательным и каким-то образом обвинял Фримена. Однако он высоко оценил широту миссионерских инициатив Фримена в области образования и евангелизации. Однако Уэст умер в Гамбии 24 февраля 1857 года, не доехав до Англии. [ 3 ] Несмотря на то, что Уэст отправил свой отчет перед отъездом, его смерть означала, что он не мог лично представить свои выводы комитету в Лондоне. Комитет внутренних дел назначил Уильяма Уэста новым финансовым секретарем и генеральным суперинтендантом миссии Голд-Коста. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

В результате Фримен подал в Лондонский комитет заявление об отставке с поста председателя и генерального суперинтенданта миссии. Его уход из миссии был в основном лишен резкости. Фриман даже предложил работу в любой другой должности в Уэслианской миссии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Из-за плохого финансового управления, отсутствия ответственности, перерасхода средств и некомпетентности он оказался в большой задолженности, и ему пришлось искать новую работу, чтобы погасить свои личные долги. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Колониальный государственный служащий

[ редактировать ]

В 1857 году, несмотря на свою финансовую некомпетентность, Фримен принял правительственную должность административного и гражданского коменданта округа Аккра от сэра Бенджамина Чилли Кэмпбелла , который занимал пост губернатора Золотого Берега с 1857 по 1858 год. В 1860 году Фримен был уволен. новым губернатором Эдвардом Б. Эндрюсом, срок полномочий которого длился с 1860 по 1862 год. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

В 1850 году губернатор Уильям Винниетт назначил Фримена своим почетным секретарем в Аккре после того, как британцы купили датский форт, замок Кристиансборг и другие владения. Винниетт и Фриман прибыли в Кристиансборг (ныне Осу) и получили ключи от замка Кристиансборг от датских колониальных властей. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Будучи государственным служащим и финансовым администратором, с 1850 по 1854 год Фримен был занят работой в своем округе в условиях гонений на христиан. [ 9 ] Жрецы-фетиши по имени Наанам Мпоу в Манкесиме, в 20 милях (32 км) к северо-востоку от Кейп-Коста, создали проблемы для коренных жителей. После того, как Джеймс Баннерман стал вице-губернатором Золотого Берега с 1850 по 1851 год, виновные предстали перед судом в колониальной судебной системе и были заключены в тюрьму. Колониальное правительство поручило ему вводить и обеспечивать соблюдение крайне непопулярного подушного налога, полагая, что администрация будет использовать эти средства на социальные нужды жителей Золотого Берега. Однако правительство использовало их для выплаты зарплат своим государственным служащим. [ 9 ]

В 1854 году британские военные бомбардировали Кристиансборг (ныне Осу) после того, как жители отказались платить подушный налог. Будучи гражданским комендантом, Фримен призвал жителей Осу вернуться и восстановить свои дома. [ 9 ] Он участвовал в переговорах, которые положили конец войне Анло 1866 года. Мирный договор был подписан между Анло на левом (восточном берегу) при поддержке Акваму, а позже и Асанте, как одной стороны, и британцами и их союзником. , жители Ады, на правом (западном) берегу Вольты и, как и другой подписавший. Имя Фримена стало нарицательным, что позволило ему стать эффективным посредником в конфликтах. Герберт Тейлор Ашер, губернатор Золотого Берега в 1867 и 1872 годах, а затем в 1879 и 1880 годах, попросил Фримена урегулировать спор между голландцами вместе с народом Эльмина и вождями Фанте после того, как Фанте осадили поселок Эльмина в 1868 году. Фанте отвергла его усилия и просьбы.

Мирянин врач

[ редактировать ]

Фриман также занимался медицинским исцелением, используя методы ортодоксальной медицины. Считается, что он вылечил королеву Хуабена Сейву от ее недуга. [ 37 ] Фриман также лечил вождя Кумаси от желчной лихорадки. [ 3 ] Таким образом, он стал не только проповедником, но и врачом-мирянином и укрепил свой авторитет среди местного населения. Будучи англиканским миссионером-преподавателем, Филип Квак обеспечивал элементарное медицинское лечение недугов, от которых страдали ученики, находившиеся под его опекой в ​​школе замка Кейп-Кост. [ 3 ] [ 9 ] [ 37 ] В более сложных медицинских случаях лечение проводил хирург Королевской западноафриканской армии, проживавший в замке. Услуги Фримена имели решающее значение, поскольку на Золотом Берегу не было официальной системы общественного здравоохранения. [ 9 ]

Литературные инициативы

[ редактировать ]

Фриман был писателем и написал роман под названием «Миссионерское предприятие без фантастики» , который был анонимно опубликован в Англии издательством Epworth Press. Он вел дневник посещения Ашанти , который периодически публиковался в Англии в «Уэслианских миссионерских уведомлениях». [ 30 ] Публикация журналов Кумаси принесла Фримену славу в соответствии с видением миссий TF Бакстона. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 30 ] Публикации привели к набору и вербовке большего количества миссионеров, отправленных на Золотой Берег в январе 1840 года. В 1859 году Фримен и другой уэслианский миссионер, Генри Уортон из Вест-Индии, основали новостное издание « Christian Messenger and Examiner » как средство распространения информации. переводить зарубежную литературу и классические произведения на родные африканские языки. [ 38 ] [ 39 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Вскоре после своего рукоположения Фримен женился на Элизабет Бут, экономке сэра Роберта и леди Харланд, и отплыл с ней на Кейп-Кост 5 ноября 1837 года, прибыв туда 3 января 1838 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] 25 ноября 1840 года Фриман снова женился на Люсинде Коуэн из Бристоля . Коуэн умер в Кейп-Косте девять месяцев спустя, 25 августа 1841 года, после болезни. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] По возвращении Фримена из Дагомеи и Абеокуты в 1854 году он женился на образованной местной жительнице Голд-Коста, Ребекке Морган, одной из первых новообращенных Фанте, от которой у него было четверо детей. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

Фриман оставил свой пост государственного чиновника, а позже купил участок земли в излучине реки на окраине Аккры, построил на нем дом и начал выращивать фрукты и овощи, которые поставлялись европейцам и другим жителям Аккры. . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Он возродил свой интерес к ботанике и отправил в сады Кью редкие образцы растений и отчеты с полезной информацией об орхидеях, которые он приобрел на Золотом Берегу. Когда урожай цейлонского кофе был заражен болезнью, он завез туда либерийский вид кофе, сначала отправив 400 саженцев в сады Кью. [ 40 ] Он был организатором Общества сельского хозяйства в Аккре. Он также стал торговцем, продавая урожай, собранный на его ферме. В 1874 году он выступал за то, чтобы методистская церковь строила школы, предназначенные для предоставления высшего образования . [ 37 ] Это произошло потому, что многие выпускники начальных школ в Кейп-Косте и Аккре не имели доступа к грамматике или среднему образованию на Золотом Берегу, поскольку Уэслианская миссия открыла только начальные школы в этих двух городах. Мфанципим , открытый в 1876 году, стал результатом потребности в дальнейшем образовании среди коренного населения.

1 сентября 1873 года, в возрасте 62 лет, через шестнадцать лет после того, как он ушел из общества, Фримен вернулся в методистскую миссию и проработал там тринадцать лет до выхода на пенсию в 1886 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Сначала ему была назначена знакомая местность Аномабу, где он совершил Таинство Вечери Господней 300 причастникам. Он посетил Кейп-Кост, и к нему присоединился местный методистский священник Эндрю В. Паркер, который провел специальное молитвенное собрание для кающихся. Среди его обязанностей был надзор за отдаленными станциями, такими как Кунту возле Аномабу, а также строительство церквей и организация лагерных собраний религиозного возрождения. Он проповедовал большой толпе в святилище методистской церкви в Солтпонде, после чего совершил причастие. Он также крестил 212 человек в Аномабо. За один день он крестил около 300 туземцев. Он также проповедовал многолюдной общине в Аккре и проводил причастие. Он провел христианскую службу в Эльмине в полностью заполненной часовне, ему помогали недавно прибывший английский священник преподобный Джордж Дайер и служители коренных народов Лэнг и Паркер. Далее он проповедовал рыбакам под открытым небом в Большом Кормантине и служил на массовой свадьбе трех пар. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] В Грейт-Кормантине он организовал первое лагерное собрание на Золотом Берегу. Две тысячи человек присутствовали на очередном пробуждении в Великом Кормантине в сентябре 1876 года. В Ассафе он женился на пяти парах и крестил 260 новообращенных, включая младенцев и глав семей. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Благодаря большому количеству последователей Фримен связался с попечителями церкви Уэсли Кейп-Кост, чтобы расширить ее святилище. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] На территории школы для мальчиков «Мфанципим» также была построена часовня. В Манкесиме он крестил множество новообращенных недалеко от рощи священного оракула. [ 9 ] В 1877 году методистская церковь в колониальной Гане насчитывала 3000 членов, причем Фримен лично крестил 1500 членов. Всего с января 1876 по декабрь 1877 года было крещено 4500 человек. Его служение с 1873 по 1877 год принесло от четырех до пяти тысяч верующих, не вернувшихся к рецидиву. В 1878 году состоялись лагерное собрание, лунные службы под пальмами и пир любви. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

В этот период заметность методистской церкви на территориях Фанте возросла. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Некоторые нехристиане были в ярости, поскольку многие местные жители обратились в христианство. Они пытались устроить хаос на церковных службах, но Фримен смог выдержать давление. Мусульманская секта из Лагоса пыталась помешать его работе среди народа Фанте. Чтобы противостоять их атакам, Фримен основал в этом районе школу. Он открыл новую методистскую часовню в Манкесиме. В этот период англо-ашантийская война на Кейп-Косте была предотвращена под руководством сэра Гарнета Уолсли, который отогнал наступающую армию Асанте. С разрешения Уэслианского миссионерского общества Фримен помогал Уолсли своими богатыми географическими знаниями о реке Пра и путях между Кумаси и Кейп-Костом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Вместе со своим сыном Томасом Берчем Фрименом-младшим, рукоположенным методистским служителем, он крестил еще много новообращенных из числа местных жителей. [ 24 ] Он предотвратил отступничество, научившись разрешать разногласия между различными методистскими обществами. В 1879 году он возглавил миссию в Аккре и прилегающих районах, граничащих с холмами Виннеба, Вольта и Акуапем. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] В 1881 году он принял в методистскую церковь 52 человека. К 1883 году он сформировал множество евангелистских групп в Аккре. Акьемпонг, принц Асанте из Хуабена , в этот период обратился в христианство. Фриман находился в Лагосе в 1884 году, чтобы уладить споры, возникшие там в миссии Уэсли. 17 января 1885 года во время празднования Синода и золотого юбилея методистской миссии Золотого Берега он выступал в качестве главного проповедника. Юбилейная служба прошла в Кейп-Косте 1 февраля 1885 года, во время которой в Юбилейный фонд было сделано несколько пожертвований. Преподобный У. Терри Коппин из методистской миссии предоставил письменный отчет, который был опубликован английскими СМИ. В состав Синода 1885 года входило 14 местных методистских пасторов, а также небольшой отряд европейских служителей. В Синоде вождь Джуабена Акьемпонг и его брат Фримпонг обратились к собравшимся и призвали разместить министра в общине поселенцев Джуабена, поселившейся за холмами Аккры. [ 3 ] Фримен отклонил предложение своих товарищей-миссионеров оплатить поездку в Англию, сославшись на холодную погоду и старость, поскольку он больше не был акклиматизирован к умеренным регионам Британских островов. «Отец» Фримен, как его ласково называли в старости, в 1886 году полностью удалился в свой небольшой дом недалеко от Аккры вместе с четырьмя мужчинами, которых он обучал христианскому служению: Джоном А. Соломоном, Фредериком Франсом, Джоном Планж и Эдвард Т. Финн. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]

Болезнь, смерть и похороны

[ редактировать ]

Фримен простудился после того, как пошел послушать проповедь по случаю прибытия нового европейского миссионера Прайса. В мае следующего года Фриман заболел и переехал в Дом методистской миссии в Аккре. Он заразился гриппом 6 августа 1890 года. [ 3 ] В свои последние дни Фримен остался в миссионерском доме, где и умер рано утром 12 августа 1890 года в возрасте 80 лет. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Тело Фримена было похоронено в доме миссии на следующий день, 13 августа, перед тем, как его панихида прошла в Уэслианской церкви в Аккре, на которой присутствовала большая толпа. [ 3 ] Среди исполняющих обязанности служителей были Т. Дж. Прайс и С. Б. Соломон из Уэслианского миссионерского общества, безутешный местный методистский священник Джон Планж вместе с англиканским викарием Д. Г. Уильямсом, а также историк и Базельской миссии пастор Карл Кристиан Рейндорф . [ 3 ] Останки Фримена были похоронены на Уэслианском кладбище в Аккре. Одновременно в Кейп-Косте прошла поминальная служба. [ 3 ]

Мемориалы и наследие

[ редактировать ]

Способность Фримена наладить прочные отношения как с африканской королевской семьей, так и с британскими колониальными чиновниками сделала его выдающимся дипломатом и миссионером. Будучи самым продолжительным оставшимся в живых методистским миссионером в Западной Африке, его творческое рвение и энтузиазм в отношении уэслианского служения на прибрежной равнине в сочетании с его смекалкой, умением примирять, новаторством в служении и стойкостью привели к распространению Евангелия и распространению Методизм в Бенине, Гане и Западной Нигерии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] [ 41 ] В святилище Уэслианской методистской церкви есть мемориал, установленный вскоре после его смерти. Несколько учреждений в Гане были названы в честь Томаса Берча Фримена, в том числе: Методистский центр Фримена, Кумаси - гостевой дом; Дом Фримена-Эггри – Мфанципим ; Дом Фримена, Колледж Премпе ; Дом Фримена, Колледж Уэсли, Кумаси ; Методистская школа Фримена, Гана; Методистская школа Мима Фримена, Мим, Бронг Ахафо; Методистская подготовительная и неполная средняя школа Берекума Фримена; Методистская начальная школа Фримена «А», Квесиминтим; Основная методистская школа Прапрама Фримена; Неполная методистская средняя школа Кофоридуа Фримена; Методистская церковь Фримена, Офанкор и методистская церковь Фримена, Квесиминтим, Западный регион. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Подытожим его наследие и график его достижений в Уэслианском движении в Западной Африке: [ 45 ] Томас Берч Фримен освятил первую часовню на Кейп-Косте в воскресенье, 10 июня 1838 года. В 1839 году он разработал первую образовательную программу для подготовки учителей и местных проповедников и передал коренным жителям формальное образование в замковых школах. [ 37 ] Он ухаживал за двумя молодыми христианами Фанте Уильямом де Графтом и Джоном Мартином, которые сыграли важную роль в росте Уэслианского движения в Гане. Он рекомендовал Уильяма де Графта в качестве первого кандидата от местных методистов на рукоположенное служение в 1838 году. Фримен организовал первое миссионерское собрание в понедельник, 3 сентября 1838 года. Его возглавил губернатор Джордж Маклин. На поддержку работы Церкви была собрана сумма в 54 фунта стерлингов. Другим результатом встречи стало основание первого методистского общества в Джеймстауне, Аккра. Он был первым миссионером, который принес Евангелие в Кумаси в регионе Ашанти, прибыв туда 1 апреля 1839 года. Он руководил празднованием столетия методистской церкви 23 октября 1839 года. Церковь на Золотом Берегу собрала сумму в 35 фунтов стерлингов. , 11 с половиной дня в сторону нового помещения для миссионерского общества в Бишопс-Гейт в Лондоне. [ 3 ] [ 9 ] [ 46 ]

Он открыл церкви в Аномабо и Виннебе в 1839 году и основал еще несколько в Солтпонде, Абасе и Коменде. Он работал с тремя другими миссионерами Робертом Брукингом Микоком, своим братом и невесткой Джозайей и миссис Микок. Брукинга отправили в Аккру, а Микок - в Кейп-Кост. Он и Уильям де Графт были приглашены миссионерским комитетом. Они сели на борт судна «Маклин» 27 марта 1840 года и высадились на берег 10 июня 1840 года. Пребывание в Англии повлияло на развитие методизма в Гане. Была собрана сумма в 4650 фунтов стерлингов, и пять миссионеров были отправлены для работы в Гану. Уильям де Графт получил признание по возвращении на Золотой Берег. Фримен основал общества за пределами Золотого Берега. Фриман с семьей де Графт посетили Бадагри, затем в Дагомее, а теперь в Нигерии. Первую христианскую службу провел Уильям де Графт. Фриман посетил Англию во второй раз и собрал сумму в 5500 фунтов стерлингов на миссионерскую деятельность в Асанте. Он спонсировал некоторых плотников и каменщиков из Кейп-Коста, которые посетили некоторые финансово более слабые общества и помогли им завершить строительство их часовен. В целом, Томас Берч Фриман «заслужил восхищение многих жителей Ганы своим бесконечным терпением к бесконечным церемониям, приветствиям и беседам» и продвигал «служение коренных народов, совместное служение с равным участием духовенства и мирян». [ 26 ] [ 42 ]

Фриман является предком от Лейбористской партии члена парламента Белла Рибейро-Адди . [ 47 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг Уоллс, Эндрю Ф. «Фримен, Томас Берч (1809–1890)» . История миссиологии . Бостонский университет, факультет теологии. Архивировано из оригинала 30 ноября 2017 года . Проверено 7 июня 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. Уоллс, Эндрю Ф. «Томас Берч Фриман 1809–1890» . Словарь африканской христианской биографии . Архивировано из оригинала 7 июня 2018 года . Проверено 7 июня 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что КБ копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и Милум, Джон (1893). Томас Берч Фриман: пионер-миссионер в Ашанти, Дагомее и Эгбе. Робартс – Университет Торонто. Нью-Йорк: FH Revell Co. Архивировано 22 ноября. из оригинала Получено 19 июня.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. «Фримен, Томас Берч» . Онлайн-словарь африканских христианских биографий . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года.
  5. ^ Андерсон, Джеральд Х. (1999). Биографический словарь христианских миссий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  9780802846808 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Анса, Дэвид (2014). Анализ временных рядов набора учеников в государственные школы второго цикла в Южном округе Ассин (PDF) . Кумаси: KNUST: Научный колледж, факультет математики. п. 21. Архивировано (PDF) из оригинала 22 ноября 2018 г. Проверено 22 ноября 2018 г.
  7. ^ Андерсон, Джеральд Х. Биографический словарь христианских миссий, © 1998 г. Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательская компания WB Eerdmans. С разрешения Macmillan Reference USA, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  8. ^ Игве, Э. (июнь 1963 г.). «Томас Берч Фриман: пионерская методистская миссия в Нигерии». Журнал «Нигерия» . 77 : 79–89.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК Эссамуа, Кейсли Б. (2004). Принятие Ганой веслианского богословия в миссии 1961-2000 гг. Проект истории методистского миссионерского общества. 25-26 ноября 2003 г. Солсбери, Соединенное Королевство: Колледж Сарум.
  10. ^ Орел Омнибус (1947). Номер шесть: [Сборник кратких биографий Джозефа Харди Низимы, Александра Маккея, Томаса Бёрча Фримена, Роберта Хокмана, Уильяма Бретта и Квегира Эггрея] . Лондон: Каргейт Пресс.
  11. ^ Омояджово, Дж. Акиниеле (1995). Создатели церкви в Нигерии Лагос, Нигерия: CSS Bookshops Ltd. Паб. Единица.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Фримен, Томас Берч», в книге Дэвида Дабидина , Джона Гилмора, Сесили Джонс (редакторы), «Оксфордский справочник по истории чернокожих британцев» , Oxford University Press, 2007, стр. 178.
  13. ^ Девиль, Уокер, Ф. (1929). Томас Бёрч Фримен: Сын африканца . Лондон: Студенческое христианское движение. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и «Начало методизма в Гане | Методистская церковь Уэсли в Эдмонтоне» . wesleymethodistchurchedmonton.com . Архивировано из оригинала 23 августа 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Бертвистл, Аллен (1950). Томас Бёрч Фриман, пионер Западной Африки . Лондон: Каргейт Пресс.
  16. ^ Томас Берч Фриман . Питерборо: Foundery Press. 1994.
  17. ^ Перейти обратно: а б Аддо, Дора Якоба (1997). Жизни пяти великих пионеров Ганы . Аккра: Образовательные публикации Adaex.
  18. ^ Аджайи, Дж. Ф. Аде (1965, 1969). Христианские миссии в Нигерии, 1841-1891: создание новой элиты . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  19. ^ Бартельс, Флорида (1965). Корни методизма Ганы (второе издание, 2008 г.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  20. ^ Билби, MR (1941). Один в Город Крови . Лондон: Эдинбургский дом.
  21. ^ Флинт, Джон, «Фриман, Томас Берч (1809–1890)» . Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; онлайн-издание, январь 2008 г. Проверено 4 января 2010 г.
  22. ^ Офосу-Аппиа, Л.Х. (1977). Африканская биография энциклопедии (в 20 томах). Том первый Эфиопия-Гана . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Reference Publications Inc.
  23. ^ Перейти обратно: а б Уоллс, Эндрю Ф. (1998). «Фриман, Томас Берч». В Джеральде Х. Андерсоне (ред.). Биографический словарь христианских миссий . Нью-Йорк: Справочник Macmillan USA. стр. 225–6.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Симс, Кирк. Миссионерские отношения Методистской церкви Ганы с другими методистскими организациями .
  25. ^ Семи Обири, De-Graft (2010). Методистская церковь Ганы, Совет движения мирян @ 60; 1949–2009 . Агона Сведру: Публикации Грааля. стр. 9–10.
  26. ^ Перейти обратно: а б Методистская церковь собора Уэсли. «Собор Уэсли Кумаси, Методистская церковь епархии Кумаси, епископ методистской церкви епархии Кумаси Ганы» . www.methodistkumasidiocese.org . Архивировано из оригинала 16 августа 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  27. ^ Меткалф, GE (1962). Маклин с Золотого Берега: Жизнь и времена Джорджа Маклина, 1801–1847 гг . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  28. ^ Кимбл, Дэвид (1963). Политическая история Ганы, 1850–1928 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  29. ^ Аманор, Джонс Дарква. «Пятидесятничество в Гане: африканская реформация» . www.pctii.org . КИБЕРЖУРНАЛ ПЯТИДЕСЯТНО-ХАРИЗМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Архивировано из оригинала 23 декабря 2010 года . Проверено 25 ноября 2018 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Фриман, Томас Берч (2010). Журнал посещения Ашанти, частично опубликованный в «Уэслианских миссионерских уведомлениях», 1840–1843 гг.; Журнал двух визитов в Королевство Ашанти в Западной Африке, Лондон: Дж. Мейсон, 1843 г.; Журнал различных посещений Королевства Ашанти, Аку и Дагоми в Западной Африке: Для продвижения целей Уэслианского миссионерского общества с приложениями, Лондон, 1844 г., Миссионерское предприятие, Никакой фантастики: рассказ, основанный на фактах. [Полуавтобиографический роман], 1871 г. Второе издание с новым предисловием Х. М. Райта. Лондон: Ф. Касс, 1968. Третье издание под редакцией Джона Бичана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  31. ^ Маккаски, TC (январь 1972 г.). «Инновационный эклектизм: Империя Асанте и Европа в девятнадцатом веке». Сравнительные исследования в обществе и истории . 14 (1): 30–45. дои : 10.1017/S0010417500006484 . S2CID   145080813 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Асамоа-Пра, Рексфорд Квеси (2011). Вклад Рамсиера в развитие пресвитерианской церкви Ганы в Асанте (PDF) . Кумаси: Университет науки и технологий Кваме Нкрумы. п. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  33. ^ Книспель, Мартин; Нана Опаре Квакье (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
  34. ^ Швейцер, Питер Александр (2000). Выжившие на Золотом Берегу: Базельские миссионеры в колониальной Гане . Смартлайн Паб. ISBN  9789988600013 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  35. ^ Эллингворт, П. (1964). «Христианство и политика в Дагомее, 1843–1867». Журнал африканской истории . 5 (2): 209–220. дои : 10.1017/S0021853700004813 . S2CID   162713578 .
  36. ^ Хьюстон, Роберт (1844). «Злонамеренная клевета на уэслианских миссионеров разоблачена и опровергнута». Три письма редактору журнала Cork Examiner: с приложением, содержащим оправдание преподобного Т. Б. Фримена . np [Копия в Богословской библиотеке Питтса Университета Эмори]
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Эшун, Дэниел (2013). Исследование социального служения некоторых харизматических церквей в Гане: пример предоставления образовательных и медицинских услуг четырьмя избранными церквями . Аккра: Университет Ганы, Легон.
  38. ^ Бедиако, Кваме. «Кристаллер, Йоханнес Готлиб, 1827–1895 Базельская миссия, Гана» . dacb.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
  39. ^ Офосу-Аппиа, Л.Х. «Кристаллер, Йоханнес Готлиб, 1827–1895 Базельская миссия, Гана» . dacb.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
  40. ^ Марш, январь (30 октября 2015 г.). «Ян Марш: ботаник Берч Фриман» . Ян Марш . Архивировано из оригинала 8 января 2019 года . Проверено 7 декабря 2018 г.
  41. ^ Мозли, Майкл. «Томас Берч Фриман: самый известный уэслианский миссионер Западной Африки, о котором вы никогда не слышали». В Уайтмене, Даррелле; Джеральд Х. Андерсон (ред.). Всемирная миссия в веслианском духе . Франклин, Теннесси: Издательство Providence House, 2009.
  42. ^ Перейти обратно: а б Бимпонг, Джозеф К.А. (14 октября 2015 г.). «Преподобный Т.Б. Фриман и методизм в Гане» . www.ghanaweb.com . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  43. ^ Бимпонг, Джозеф К.А. (14 октября 2015 г.). «Преподобный Т.Б. Фриман и методизм в Гане» . Графика онлайн . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года.
  44. ^ Хаффар, Анис (16 июня 2008 г.). «Великий Мфанципим Ренессанс манит!» . Современная Гана . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
  45. ^ Хойлс, Ашер; Мартин Хойлс (1999). Помни меня: достижения людей смешанной расы в прошлом и настоящем . Лондон: Хансиб.
  46. ^ Райт, Харрисон (1969). «Томас Берч Фриман: методы миссионера». В МакКолле, Дэниел Ф.; Норман Роберт Беннетт; Джеффри Батлер (ред.). История Западной Африки . Центр африканских исследований Бостонского университета. Нью-Йорк: Прегер.
  47. ^ «История чернокожих и культурное разнообразие в учебной программе | 18.25: Белл Рибейро-Адди» . Хансард . Парламент Великобритании. 28 июня 2021 г. Проверено 3 января 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cd14cf54b25ed2220c79c18b90f0054__1720254060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/54/0cd14cf54b25ed2220c79c18b90f0054.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thomas Birch Freeman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)