Фриц Рамсейер
Фридрих Август Луи Рамсейер | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 6 августа 1914 г. | ( 73 года
Национальность | швейцарский |
Образование | Базельская миссионерская семинария , Базель, Швейцария |
Занятия | |
Супруги |
|
Дети | 8 |
Родители |
|
Церковь | Базельское евангелическое миссионерское общество |
Заказы | |
Рукоположение | Базельский собор , 1875 г. |
Фридрих Август Луи Рамсейер также Фриц Рамсейер (7 октября 1840 г. - 6 августа 1914 г.) [ 1 ] был швейцарского происхождения базельским миссионером , который был захвачен Асанте в 1869 году в колониальной Гане вместе со своей женой Розой Луизой Рамсейер (урожденной Бонтемпс), техническим персоналом Базельской миссии Йоханнесом Кюне и французским торговцем Мари-Жозефом Боннат. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Позже Рамсейер был освобожден в 1874 году и стал пионером христианской миссии в Кумаси и остальной части Асанте. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Кроме того, он возглавил основание церквей в Абетифи. Помимо своей евангелизации , Рамсейер сыграл важную роль в расширении возможностей в области образования, ремесленного обучения, приобретения земли для проектирования зданий и развития рабочей силы в районах, где он жил и работал. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Фридрих «Фриц» Август Луи Рамсейер родился 7 октября 1840 года в Невшателе во франкоязычном регионе Швейцарии . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Он происходил из семьи ремесленников-часовщиков. [ 12 ] Родословная Рамсьера восходит к 1646 году и восходит к Эмменталю в кантоне Берн , известному своей промышленностью по производству сыра . [ 7 ] [ 6 ] [ 12 ] , есть деревня Рамзеи В Эмментале, долине на западе Центральной Швейцарии, окруженной богатыми известняком хребтами гор Юра . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Горный массив Кваху в Гане по топографии аналогичен горам Джура. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Его отцом был Луи Адольф Рамсейер (1828–1872) из Гранваля , Мутье в Берне. округ [ 12 ] Его матерью была Мари Рамсейер, урожденная Вюрстен (1830–1892), из Ле-Локля в Невшателе. [ 12 ] Бабушкой и дедушкой Фрица Рамсейера по отцовской линии были Дэвид Людвиг Рамсейер и Сюзанна Маркерит Герн, оба из Берна. [ 12 ] У Расмейера было семь братьев и сестер, включая Эмму Алин Фихтер; Рейнольд Рэмсиер; Герман Рамсейер; Ахиллес Адольф Рамсейер; Элина Джорджина Рэмсиер и Лиз Рэмсиер. [ 12 ]
В восемнадцать лет он изучал немецкий язык в колледже, где увлекся миссионерской работой и был вовлечен в христианскую молодежную группу, прежде чем пройти обязательную военную службу . [ 8 ] Следуя примеру своего отца, который был строительным подрядчиком, Рамсейер получил образование строителя и каменщика в своем родном городе. [ 13 ] В 1861 году, когда ему был двадцать один год, он поступил в семинарию Базельской миссии в Базеле, Швейцария , чтобы пройти обучение в качестве технического персонала миссии. В 1864 году Фриц Рамсейер прибыл на Золотой Берег, впервые чтобы помочь миссии в ее структурных работах, завершив строительство зданий Базельской миссионерской семинарии в Акропонге . Затем Базельская миссия назначила Рамсейера директором средней школы для мальчиков в Акропонге, где он начал изучать язык тви . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Позже он был рукоположен в сан протестантского священника во время отпуска в 1875 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
Работа на Золотом Берегу
[ редактировать ]Социально-политический контекст
[ редактировать ]В 1865 году британское колониальное правительство рассматривало возможность отказа от Золотого Берега как колонии из-за предполагаемой экономической нежизнеспособности непроходимого лесного среднего пояса Ганы. Стремясь сохранить свое миссионерское присутствие на Золотом Берегу, Главный комитет Базельской миссии назначил одного из своих миссионеров, Элиаса Шренка (1831–1913), [ 14 ] по установлению фактов и дипломатической задаче; доказав Вестминстеру , что развитие инфраструктуры, особенно дорог, откроет доступ к богатым природными ресурсами лесам Акан во внутренних районах. [ 6 ] [ 15 ] Он отплыл в Лондон и представил свою точку зрения перед парламентским комитетом после подачи петиции министру по делам колоний. Шренк успешно выполнил свою миссию, и Золотой Берег остался британской колонией. [ 6 ] [ 15 ]
Между 1854 и 1859 годами Элиас Шренк учился в семинарии Базельской миссии в Швейцарии, а затем отправился в Гану, где жил до 1872 года. [ 15 ] Шренк, сторонник пиетистского исцеления верой , был генеральным казначеем торговой компании Базельской миссии в Кристиансборге, а позже экспериментировал с посадкой какао в начале 1870-х годов в Гане. [ 15 ] Тяжело заболев в 1858 году, Шренк посетил целителей в Германии, Иоганна Блюмхардта в Бад-Боле, а затем Доротею Трудель в Маннедорфе в период с 1858 по март 1859 года, где он полностью исцелился. [ 15 ]
Прокладывая путь в Кумаси, миссионеры рассматривали два варианта. Во-первых, они стремились создать координационную станцию в Кьеби , столице влажного и густого лесного региона Акием – региона с неблагоприятным климатом для европейских миссионеров. [ 6 ] Верховный вождь Акиема или Окьехене Нана Амоако Атта I враждебно относился к работе базельских миссионеров. [ 6 ] Атта владел от 100 до 200 рабов, принявших христианство и освобожденных британскими колониальными властями. В результате Амоако Атта потерял свой доход. В конце концов его сослали в Нигерию по обвинению в жестокости. [ 6 ] Вождь, в свою очередь, обвинил новообращенных в краже 3500 фунтов стерлингов. После его внезапной смерти христиане были изгнаны из города, а вождество захватило миссионерскую станцию и часовню, используя их в качестве официальной резиденции нового короля и зала дурбара соответственно. [ 6 ] В условиях различных стычек колониальные солдаты штурмовали город и восстановили закон и порядок, что привело к расцвету миссии в начале двадцатого века. [ 6 ]
Альтернативный чартерный маршрут в Асанте пролегал через горы Северный Кваху, где миссионеры Базеля основали миссионерскую станцию. [ 6 ] Информация о местности была получена Фрицем и Розой Рамсейер во время их захвата в 1869 году армией Асанте во время их форсированного марша из Анума , расположенного на восточном берегу реки Вольта , к Кумаси, через штат Кваху, где расположен горный хребет. . [ 6 ] Таким образом, они смогли ознакомиться с топографией во время путешествия в столицу Асанте. [ 6 ] Ранее, в 1868 году, Фриц и Роза Рэмсейер были отправлены в Анум, чтобы помочь в вводе в эксплуатацию там новой миссионерской станции. [ 6 ] Их плен также позволил им воочию наблюдать географию, культуру, обычаи, политическую философию и государственное управление Асанте. Основываясь на своем опыте, супруги Рамсейеры хорошо подходили для работы в качестве консультантов Базельской миссии, поскольку общество планировало основать миссионерскую станцию в Асанте. [ 6 ]
Последующее распространение Евангелия в Кумаси базельскими миссионерами проложило путь миссионерской работе в западных и северных частях страны до Первой мировой войны . [ 6 ] К 1913 году миссия присутствовала в Йенди – родине народа дагомба и на ранних этапах продвигалась на восток, в сторону Северного Тоголенда. Вдоль побережья располагались очаги христианских общин, которые были основаны местными выпускниками Базельской миссионерско-образовательной системы вдоль побережья. Примером города, в котором были христианские прикрытия, был Тамале , город, в котором в 1914 году проживало 6000 жителей. 25 декабря, в день Рождества , отрывки из Рождества Иисуса рассказаны на языке дагбани . были впервые [ 6 ] [ 8 ]
Первая мировая война положила конец деятельности Базельской миссии на Золотом Берегу, поскольку во время войны немцы были противниками британцев. [ 6 ] [ 8 ] Базельские миссионеры, в основном немцы или швейцарские немцы, были изгнаны из колонии. [ 6 ] [ 8 ] 10 декабря 1917 года министр по делам колоний написал Г. Цурхеру, генеральному суперинтенданту Базельской миссии на Золотом Берегу, с приказом о депортации. [ 8 ] В пропагандистской статье ныне несуществующей Кейп-Косте , базирующейся на газеты «Gold Coast Leader» , опубликованной в мае 1917 года, немецкие миссионеры обвинялись в «старании убедить народ в неизбежности победы Германии». [ 8 ] Миссионеры были вызваны в Аккру на второй неделе декабря 1917 года и депортированы 16 декабря 1917 года. Восемь миссионеров, шесть швейцарцев, один австралиец и один американец, были вынуждены покинуть Золотой Берег. [ 8 ] Это были Х. Стрикер, руководивший колледжем Акропонг, Г. Цурчер и Х. Девальд в Критиансборге, П. Дитерле на станции Абокоби, Э. Шеррер на станции Абури, Н. Род и Х. Хенкинг в Абетифи и Ф. Йост на станции Кумаси. 12 января 1918 года стало незаконно оставаться в Акуапеме любому европейскому миссионеру. [ 8 ] Ко 2 февраля 1918 года государственный секретарь в Лондоне приказал всем базельским миссионерам немедленно покинуть Золотой Берег. Колониальное правительство также конфисковало все активы Базельской миссии на Золотом Берегу. [ 8 ]
Миссионеры из Объединенной свободной церкви Шотландии , которые тогда базировались в Калабаре , Нигерия, взяли на себя управление практикой Базельской миссии в Гане. [ 6 ] [ 8 ] Была создана новая структура, передавшая управление миссией ганцам под новым названием — Пресвитерианская церковь Золотого Берега . [ 6 ] [ 8 ]
Жизнь в плену
[ редактировать ]12 июня 1869 года Фриц и Роза Рамсейер вместе со своим девятимесячным сыном Фрицхеном были схвачены войсками Асанте под командованием армейского капитана Адубоффура во время своего первого официального задания в Ануме. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсейер и его семья прибыли в Анум 29 декабря 1868 года. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Ему было поручено руководить миссионерской станцией и местной церковью. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Армия Асанте находилась в Ануме по приказу Аквамухене, чтобы присоединиться к войне против Крепи, ныне Пеки , в 1868 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Армия Асанте разгромила коммуну Анум в межплеменном конфликте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Акваму использовали войну против Пеки, чтобы наказать своего соседа Анума. По поводу слухов о войне в Ануме Рамсиер отметил в своем дневнике: «Мы почти не верили всему, что слышали, и пришли к выводу, что, поскольку в городе все еще осталось смешанное население, состоящее из молодых и старых людей, опасность не может быть непосредственной». [ 8 ] Рамсиеры надеялись, что теплые отношения между ними и туземцами Анума защитят их от войны. [ 8 ] Он считал, что врага интересуют только материальные блага, поэтому спрятал драгоценности и около 200 фунтов стерлингов в саду на заднем дворе. Далее Рамсейер заявил: « не приходила в голову мысль о заключении или пленении в Кумасси [Кумаси] ». Нам никогда [ 8 ] Его коллеги-миссионеры в Хо были готовы принять Розу Рэмсиер и их ребенка, но она отказалась оставить мужа из-за неопределенности. [ 8 ] Асанте также взял в плен брата Йоханнеса Кюне, пруссака , который был техническим сотрудником Базельской миссии, в чьи основные обязанности входила промышленная переработка и экспорт хлопка с Золотого Берега в Европу. Основным местом хлопкоочистительной обработки была деревня Лаболабо недалеко от Анума. [ 8 ] Рамсейеров и Кюне провели пешком из региона Вольта через равнины Афрам и хребет Кваху и, наконец, в столицу Асанте, Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
После нескольких недель пути пленники прибыли на окраину Кумаси, в небольшую деревушку под названием Абанкоро, где к ним присоединился французский купец Мари-Жозеф Бонна, захваченный в плен в Хо, в нескольких милях от Ганой и Того. границы между . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Абанкоро был перевалочным пунктом для заключенных, поскольку таможня Асанте требовала ожидания там в течение многих недель или месяцев, прежде чем пленников представляли королю Асанте. Заключенных разместили в традиционной хижине, которую Фриц Рамсейер окрестил «Эбенезер», что означает «до сих пор Господь привел нас» . Имя Эбенезер стало обычным явлением в Гане для религиозных зданий, таких как каменная пресвитерианская церковь Эбенезер в Осу, построенная Базельской миссией в 1902 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 16 ] Небольшой музей был построен рядом с центральной святыней Абетифи Советом по музеям и памятникам Ганы как свидетельство первого жилища Рамсейеров в Абетифи и символ межрелигиозного диалога между традиционалистами и христианами. [ 6 ]
В Абанкоро солдаты Асанте сняли железные кандалы с лодыжек пленников, которые болели после долгого перехода. [ 6 ] К этому моменту их одежда и обувь были полностью изношены и разорваны. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Отсутствие надлежащего мытья и мыла приводило к появлению кожных высыпаний. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] На коже головы Розы Рэмсиер образовались карбункулы , поскольку у нее не было доступа к расческе и ножницам. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] По пути пленников также укусило несколько насекомых. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Руководитель конвоя пленных Агеана отличался жестокостью. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Миссионеры написали отчеты о приеме местных вождей и их подданных, когда они проходили через города и деревни на территории Золотого Берега. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Фрицхен Рамсейер, маленький сын Рамсейеров, умер от недоедания, когда группа была недалеко от Хуабена / Асокоре . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Его останки были похоронены под банановым деревом на окраине Асокоре, на детском кладбище. Рамсиеры восприняли смерть сына как «волю Божию» . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
Заключенные прошли через Кваху/ Тафо и Бокуруву, скалистую местность, покрытую точеным базальтом . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Группа остановилась в Абетифи на два дня для короткой передышки. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В Абетифи их тепло встретили верховный вождь и горожане. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] По прибытии в конечный пункт назначения, Кумаси, им предоставили для проживания бывшую методистскую станцию. К ним с уважением относился асантехене Отумфуо Кофи Карикари, который периодически присылал политическим заключенным время от времени овец, продукты питания и золотой песок, эквивалентный 9 фунтам стерлингов, когда асантехене праздновали фестивали адэ раз в две недели. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] 12 января 1871 года Рамсейер отпраздновал фестиваль Адаэ , отдав дань уважения третьему двору дворца. [ 8 ] Табурет Асанте подарил пленникам участок земли для ведения сельского хозяйства. [ 8 ] Асантехене поняли, что Боннат и Рамсейер обладают техническими ноу-хау в области передовых строительных технологий, и использовали их для строительства каменных домиков. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Некоторые ученые утверждали, что король Асанте, должно быть, осознавал, что миссионеры не были наемниками, торгующими боеприпасами вражеским государствам Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Политика Базельской миссии не позволяла ее агентам продавать оружие. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Европейские заложники использовались как политические пешки в тупике англо-ашанти. Хотя британский губернатор пытался договориться об их свободе, ему помешал тот факт, что миссионеры не были британскими подданными. Во-вторых, они были схвачены в коммуне к востоку от реки Вольты, которая в то время находилась под властью Германии. Королевство Асанте предложило выкуп в размере 2000 фунтов стерлингов, а затем снизило сумму сбора до 1000 фунтов стерлингов. Рэмсиер отверг этот вариант, поскольку, по его мнению, выплата выкупа в обмен на свободу «только укрепит аморальную привычку похищать людей с целью выкупа». [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Переговоры зашли в тупик почти на полдесятилетия. Однако Асанте разрешил им проповедовать в ограниченном объеме и открыть детскую школу. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
В королевском доме во дворце Манхия миссионеры нашли дипломатического союзника в лице Овусу Анса , принца, получившего образование на Западе, чей отец, Осей Бонсу (1801–1824) был Асантехене. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Овусу-Анса ранее был передан британцам в качестве залога в мирном соглашении, подписанном британцами и властями Асанте по завершении одной из многих англо-асантеских войн той эпохи. Затем его отвезли в Англию, где он был крещен в англиканской вере и получил формальное образование. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] По возвращении на родину, в Кумаси, в 1841 году он взял на себя новую роль дипломатического посланника между британским губернатором и Асантехене. Будучи де-факто послом ашанти в Кейп-Косте, он был посредником, через которого заключенные могли получать подарки и письма от своих семей и друзей в Европе. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Опираясь на свое общение с уэслианскими миссионерами, чьи школы в Кейп-Косте пришлось закрыть из-за отсутствия набора взрослых, Овусу Анса посоветовал Рэмсиеру вместо этого открыть детскую школу и детский сад для церкви. [ 8 ]
В плену Рамсиер ел местные продукты, такие как деликатес Асанте, фуфу , и использовал местные аксессуары, такие как традиционный табурет, местную бутылку с водой и большой калабас, используемый для купания. [ 8 ] Он также познакомился с традиционными праздниками и обычаями. Будучи миссионером, он сосуществовал со священниками-фетишистами в Квасо и Абетифи. В своих проповедях, будучи заключенным в Асанте, он также использовал барабаны для поклонения в качестве призыва к поклонению, что оказалось действенным методом в прозелитизме . [ 8 ] Он также стал пионером в распространении Евангелия среди королевских придворных в рамках инициативы « Миссия во дворец », которая сейчас является современной особенностью служения пресвитерианской церкви в Асанте. [ 8 ]
В 1871 году Дэвид Асанте , первый аканский миссионер Базельской миссии, был отправлен в экспедицию по установлению фактов в Бегоро , к северу от Кьеби, одного из подразделений штата Акьем Абуаква, чтобы собрать подробности о Рамсейере и Кюне. [ 8 ] [ 7 ] Из этой деятельности ничего не вышло. Дэвид Асанте позже посетил Кумаси, где встретил Рамсиера, когда тот работал свободным миссионером. [ 8 ] [ 7 ]
Окончательно вопрос об освобождении миссионеров рассматривался в январе 1874 года, когда стало ясно, что армия Асанте проиграла ключевую битву против британцев, более известную как война Саргренти (1873–1874 гг.), которую возглавлял сэр Гарнет Уолсли , англо-ирландский полевой игрок. маршал . Около 2500 британских солдат сожгли Кумаси 4 февраля 1874 года. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Король Асанте приказал освободить базельских миссионеров, поскольку они больше не были полезными политическими заключенными. В рамках соглашения о репарациях побежденное королевство Асанте было обязано выплатить победителю, британцам, пятьдесят тысяч унций золота. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
Захват протестантских миссионеров попал в международные новости в немецкоязычных регионах Европы. Великое произведение Мари-Жозефа Бонна, запись о годах его пребывания в плену, было найдено в 1979 году на чердаке его старого семейного домика в его родном городе во французском департаменте Эн Гриж . [ 6 ] Содержание рукописи подтвердило рассказы Рамзиеров об их пленении, хотя повествование было написано с двух точек зрения: швейцарского протестантского миссионера и французского торговца/старателя-католика, объединенных твердой верой в христианское учение. [ 6 ] Работа была отредактирована Альбертом ван Данцигом и Клодом-Элен Перро и опубликована под названием Marie-Joseph et les Ashanti в 1994 году. [ 6 ] Йоханнес Кюне, здоровье которого в плену ухудшилось, был немедленно репатриирован в Европу после освобождения в 1874 году. [ 6 ] Позже дневники Рамсейера/Кюне, переведенные на французский и английский языки, были опубликованы в Европе, и книги мгновенно стали бестселлерами. [ 7 ] [ 6 ] [ 17 ] он был свидетелем того, как от 2000 до 3000 рабов, военнопленных и преступников использовались в качестве человеческих жертвоприношений . В дневнике Рамсиера он отметил, что за годы его пребывания в плену в Кумаси [ 7 ] Хотя их рассказы не были первым европейским отчетом о культуре и политике Асанте, они представляли собой представительное антропологическое повествование, как его наблюдали пленники. [ 6 ] Самая ранняя иллюстрация Асанте европейцем была выполнена британским посланником Томасом Эдвардом Боудичем в 1817 году. [ 6 ]
Миссионерская деятельность
[ редактировать ]После освобождения Рамзиеры вернулись в Швейцарию, чтобы отдохнуть. Рамсиеры хотели вернуться в Кумаси в 1874 году в качестве освобожденных миссионеров, но политический климат не был благоприятен для иностранцев, особенно бывших политических заключенных. Кроме того, Комитет внутренних дел хотел, чтобы они подождали из-за политической ситуации. Фриц Рамсейер решил создать миссионерский пост прямо за пределами юрисдикции Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсиеры вернулись на Золотой Берег в конце 1875 года и первоначально поселились в Кьеби в Акьем-Абуакве . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] С одобрения Комитета внутренних дел он выбрал горный массив Абетифи, расположенный на хребте Кваху на высоте 600 метров над уровнем моря. Он также рассматривал возможность создания базы миссии в Обо Кваху , примерно в трех часах езды от Абетифи. [ 13 ] Ходили также слухи, что Кваху хотел покинуть конфедерацию Асанте из-за налоговой политики Ашанти в отношении соли и пороха. [ 13 ] Более того, Рэмсиер не хотел еще одной политической неразберихи. [ 13 ] Городок был известен своим гостеприимством к иностранцам. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсиеры временно поселились в доме и фетиш-святилище Кубасхене Яу Преко под покровительством верховного вождя Абетифи Наны Кофи Денкьи. [ 8 ] Рамсиер ранее оставался в этом доме в качестве пленника во время марша на Кумаси. [ 8 ] Рамсейер, направлявшийся в Кумаси в качестве пленника, пообещал Нане Кофи Денкьи, вождю Абетифи, что он вернется в Абетифи, если его освободят похитители. Это связано с любезностями, оказанными ему Наной Денкьи. Верный своему слову, вернув себе свободу, Рамсейер вернулся в Абетифи в качестве рукоположенного министра. Он принес христианство народу Кваху. Нана Кофи Денкьи и его люди приветствовали его в Абетифи и выделили ему лес в Абетифи под названием «Обоян», который теперь называется «Христианские кварталы». Он построил там миссионерский дом и первую часовню и в 1877 году основал общину из 20 человек. Эта община теперь называется Конгрегацией Абетифи Рамсейера. В качестве средства призыва людей к поклонению он заказал колокол из Германии. 5 мая 1910 года он построил еще одну часовню, в которой сейчас находится конгрегация Абетифи Рамсейера. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Рамсейер начал свою школу и общение в этом же доме, распространяя Евангелие среди людей. [ 8 ] Иногда он проводил бдения под открытым небом и религиозные возрождения, на которых многие местные жители, в том числе священники-фетиши, Агья Яу Тави и Отуо Кофи, обратились в христианство. [ 8 ] [ 18 ] К 12 марта 1877 года среди местных жителей, которых крестил Рамсиер, были Яу Бееко и его жена Бурува, Отиеку Квадво, Таэтта и его жена Ансаа, Джонатан Кофи Бребо и его жена Акосуа Ангие, Квабена Гьяне и его жена Ансаа и Осей Яу. [ 8 ] Они были первыми прихожанами церкви, основанной Рамсейером в Абетифи. [ 8 ]
Рамсейер попросил у традиционных властей Абетифи участок земли для строительства миссионерской станции. [ 8 ] Против этого шага выступили местные шаманы, которые считали Рамсейера угрозой своему существованию, поскольку многие коренные жители отказывались от традиционной религии в пользу христианской веры. [ 8 ] 5 февраля 1876 года Рамсиер купил участок земли у Кубеасене, Яу Преко, за 110 фунтов стерлингов. [ 8 ] Координировать логистику аванпоста миссии было сложно, поскольку транспортное сообщение с городом в тот период было затруднено. Базельский миссионерский комитет, ближайший к Кумаси, стремился основать миссионерскую станцию в Абетифи как плацдарм для дальнейшей евангелизации в Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Поэтому в 1876 году он импортировал из Акропонга сотню профессиональных строителей и рабочих для строительства миссионерского дома и часовни. Расположенное на вершине холма двухэтажное строение с восемнадцатью комнатами, построенное из известняка и массивной древесины , было освящено в 1878 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Двери и окна были деревянными, как и черепица, использованная для кровли. [ 8 ] Ливень почти повредил здание во время строительства, потребовав усиления деревянными балками на верхнем уровне с использованием архитектурной инженерии, обычно встречающейся в Швейцарии и Германии и отличающейся от домов эпохи Тюдоров в английском стиле. [ 7 ] [ 6 ] Здание до сих пор используется Пресвитерианской церковью Ганы и было отремонтировано в 1998–1999 годах. [ 7 ] [ 6 ] Рамсейер также рассматривал близлежащие города, Бомпату и Петренсу, как альтернативные города для создания временной миссионерской станции перед въездом в Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
Рамсейер обучил новообращенных из числа местных жителей стать катехизаторами, чтобы помочь ему в его миссионерской работе. Он поручил двум новообращенным уроженцам, Сэмюэлю К. Боатенгу и Джеймсу Боаме, наблюдать за работой этих двух аванпостов. [ 7 ] [ 8 ] Сегодня катехизаторы церкви возглавляют общины без реальных служителей. Система помогла численному росту пресвитерианской церкви Золотого Берега. [ 8 ] В августе 1876 года Рамсиер открыл миссионерскую станцию Кваху Тафо, а позже, в декабре 1876 года, был основан аванпост в Бокуруве. [ 7 ] [ 8 ]
Более того, в районе Кваху Фриц Рамсейер встречался и работал с Питером Холлом , сыном вест-индийских миссионеров Джона и Мэри Холл, завербованным датским министром Андреасом Риисом и прибывшим на Золотой Берег с Ямайки в 1843 году под эгидой Базельская миссия. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Питер Холл был избран первым модератором пресвитерианской церкви Золотого Берега с 1918 по 1922 год. [ 19 ] Всегда существовал постоянный страх перед восстанием Асанте, поскольку Кваху стал политическим владением Асанте. [ 7 ] [ 6 ] Кроме того, у Рамсиера было плохое здоровье, из-за чего он периодически уезжал на родину в Европу. [ 7 ]
1 октября 1871 года по договоренности личного друга Рамсейера и члена королевской семьи Асанте Босоммуру Фриц Рамсейер провел свою первую службу под открытым небом на земле Асанте. Послушать его послание собралось около ста человек. [ 8 ]
Ранее в 1877 году в своем отчете для Базеля Рамсейер заявил, что он и его коллеги открыли три школы с общим количеством учеников 311 человек. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] К 1890 году они открыли восемь школ и шесть аванпостов, в которых обучалось более 200 новообращенных христиан. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В сентябре 1881 года Рамсейер отправился в Кумаси вместе с базельским миссионером Йозефом Мором. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Они получили теплый прием со стороны асантехене, которые относились к нему как к старому, давно потерянному другу, и подарили королю Библию на языке тви , переведенную Иоганном Готлибом Кристаллером , немецким филологом и базельским миссионером. [ 7 ] [ 13 ] Тем не менее Асантехене отклонили подарок. [ 13 ] Другие источники утверждают, что он подарил королю английскую Библию десятью годами ранее, 29 июня 1871 года. [ 8 ] Постоянная станция в Кумаси еще не была основана Рамсейером из-за политической атмосферы того времени. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В 1882 году Рамсиер и Дэвид Асанте снова попытались поехать в Кумаси с целью основать миссионерскую станцию; Однако их попытка провалилась. [ 8 ] происходили дефекационные споры в Джуабене и Бекваи , что сделало миссионерскую работу в Кумаси небезопасной. В этот период внутри конфедерации Асанте [ 8 ] 28 января 1876 года базельские миссионеры Фриц Рамсейер, Кристиан Юджин Вермер (красильщик миссии, родился (8 апреля 1851 г.), Якоб Вайнер (плотник миссии, родился 9 февраля 1850 г.), Джозеф Мор и Дэвид Асанте вошли в Абетифи по пути в Кумаси. [ 8 ]
Политическая ситуация 1896 года потребовала возвращения Фрица Рамсейера в Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Это было двадцать два года после того, как он был освобожден из плена. Табурет Асанте, представленный асантехене, Отумфуо Агьеманг Премпе I , был должен британской короне пять тысяч унций золота по договору Фомены после того, как она проиграла одну из англо-асантеских войн. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 13 ] Британские солдаты продвигались к Кумаси, чтобы запугать асантехене. Среди прочего, британцы хотели, чтобы Королевство Асанте стало британским протекторатом под колонией Голд-Кост. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Премпе вспомнил о Фрице Рамсейере и попросил его помочь ему в качестве арбитра в тупиковой ситуации. Однако к тому времени британские войска уже штурмовали Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Асантехене, королева-мать и королевские придворные были схвачены и отправлены в ссылку в замок Эльмина , а затем на Сейшельские острова . После этого колониальные силы построили крепость в столице Асанте. Британский губернатор предоставил Рамсиерам разрешение поселиться в Кумаси и построить миссионерскую станцию.
21 февраля 1896 года в письме в Базель Рамсейер написал: «Это уже не мечта. Сегодня моей жене и моему племяннику [Эдмону] Перрего [разрешили] переехать в Кумаси. Город стал станцией Базельской миссии. Земля открыта для нашей работы!» [ 7 ] [ 8 ] В июне 1896 года Роза и Фриц Рамсейер вместе со своим племянником Эдмоном Перрего и Джозефом Аджайе, местным новообращенным христианином, завершили свой переезд в Кумаси. [ 6 ] В июле 1896 года миссионерская станция была впоследствии построена на участке земли в Бантаме, приобретенном Рамсейером с благословения Асантехене и вождя Бантамахене, под юрисдикцией которого находилась Бантама. [ 8 ] Среди его новообращенных выделялся Кофи Карикари (1862–1953), королевский придворный из дивизии Осодо, кулинарного отдела домашней кухни Асантехене, который стал одним из первых прихожан Мемориальной пресвитерианской церкви Рамсейера и первым пресвитером Асанте. [ 8 ] После обращения и последующего крещения он стал Андреасом Карикари и помогал Рамсейеру в евангелизирующих поездках в качестве странствующего проповедника. [ 8 ]
Рамсейер также проводил миссионерскую работу в Квасо , городе недалеко от Эджису в Ашанти . [ 8 ] Он основал там церковь Базельской миссии, которая теперь носит его имя. [ 8 ] Среди его первых новообращенных в Квасо — Кофи Дом, Дж. К. Оппонг, Яу Амофах, Кофи Менса, Абена Буруа и Афия Оху, жена Кваме Вора. К декабрю 1896 года Рамсейер открыл две отдаленные станции и школы в Квасо и Беквамане. [ 8 ] Пресвитерианская начальная школа Квасо открылась в 1898 году как преемница учреждения, основанного Рамсейером в 1896 году. Его жена Роза Рэмсиер сыграла ключевую роль в образовательной программе для девочек в Асанте, обучая домашним наукам, таким как шитье, выпечка и домашние дела. [ 8 ] В Квасо Рамсейера принимал Опанин Кваме Вура, два соратника которого, Агья Апеа и Опанин Двамена, стали переводчиками и наставниками его Рамсейера на языке тви. [ 8 ]
В целом к 1898 году Базельская миссия имела 128 школ с 500 учащимися и 157 церквей с почти 17 000 прихожан. К 1899 году в Кумаси произошло 33 крещения, и там проживало 160 обращенных христиан, в основном коренные жители из-за пределов города. В Асанте также было создано семнадцать миссионерских станций, центром которых был Кумаси, а в 1900 году в Асанте было пятнадцать базельских миссионерских школ. К 1914 году на станции Кваху насчитывалось 2582 прихожанина в 21 церкви, в Бомпате был христианский деревенский квартал Салема и застава акима. имело 3400 христиан в 32 деревнях, в 27 школах обучалось 900 учеников.
Пьянство и многоженство , которые противоречили протестантскому благочестию, усложняли работу миссии для Рэмсиера. Некоторые новообращенные вернулись к поклонению своим местным божествам, таким как Атия , Аберева , Тигари и Хве-ме-со . [ 8 ] Несколько мусульман поселились в Кумаси после войны Яа Асантеваа, дав начало общине « Зонго » в городе. [ 8 ] Миссионеры опасались, что приток ислама может помешать их усилиям по христианской евангелизации. [ 8 ] Многие из новообращенных из Асанте не хотели учиться на учителей после получения базового образования. [ 8 ] Поэтому Базельской миссии пришлось нанять учителей из Аквапима, Акиема, Кваху, Га и Кробо для школ, построенных Рамсейером и его коллегами на территориях Асанте. [ 8 ]
В марте 1900 года политическая атмосфера снова ухудшилась, когда британские колониальные администраторы во главе с британским губернатором сэром Фредериком Митчеллом Ходжсоном потребовали отказаться от « Золотой табуретки », самого священного символа традиционной власти Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Ходжсон сменил Максвелла Скотта на посту британского губернатора в 1897 году. [ 8 ] По мнению губернатора, Золотая табуретка теперь стала собственностью Короны , поскольку королевство теперь находилось под британским протекторатом. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Последовавшей за этим схваткой стала война Яа Асантеваа королева Эдзису. в 1901 году, которую возглавила Яа Асантеваа , [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Семья Рэмсиеров вместе с другими иностранцами, такими как г-н и г-жа Йост и г-н Веллер, искали убежища в новом гарнизоне, построенном британцами в Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Трое местных учителей Базельской миссии погибли во время войны: Максвелл Оканта и Хелена Сакьяма, оба умерли от голода в форте, а также Сэмюэл Аут, обезглавленный в Такиимантии. [ 8 ]
Восстание длилось два месяца, и запасы продовольствия начали заканчиваться. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Беженцам, включая Рэмсиеров, пришлось бежать глухой ночью к побережью. Розу Рэмсиер, которая к тому времени была частично парализована из-за осложнений во время беременности и родов, на протяжении всего путешествия несли носильщики. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Кумаси был сровнен с землей, разрушив миссионерскую станцию Базель и Уэсли, когда колониальные силы подавили восстание. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Солдаты украли несколько имущества миссии, включая мебель и кухонную утварь. [ 8 ] По мнению ученых, домашние рабы, освобожденные британской администрацией в 1896 году и зачисленные в школу Рамсиера, скорее всего, были повторно взяты в рабство армией Асанте после войны Яа Асантеваа . [ 8 ] Один из мирных договоров, подписанных после войны между британцами и асанте, предусматривал , что «христианским миссиям должна быть предоставлена свобода проповедовать и открывать школы». [ 8 ] Колониальное правительство сохраняло сильное военное присутствие после окончания войны, чтобы поддерживать закон и порядок. [ 8 ]
После этого эпизода Рэмсиеры ненадолго отправились в Абури, а затем отправились в отпуск в Швейцарию. Миссионеры вернулись в Кумаси 13 декабря 1901 года в четвертый раз и восстановили миссионерский дом, школу и приходскую церковь, теперь называемую пресвитерианской церковью Мемориала Рамсиера , расположенную на Мишн-роуд в пригороде Адума, ранее известном как Даребоас. [ 22 ] [ 23 ] [ 6 ] Часовню назвали «Эбенезер» — отсылка к библейскому стиху из 1 Царств 7:12 : «Как Господь помог нам» — намек на боль, страдания и невзгоды, которые Рамсиеры пережили в Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] На этот раз им помогали другие базельские миссионеры И. Беллон, Карл Эптинг, миссионер-архитектор и африканские пасторы Натаниэль В. Асаре и Сэмюэл Квафо. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В 1907 году был построен Дом Базельской миссии. назвал его «вторым фортом в Кумаси» . Главный комиссар Асанте [ 6 ]
Рамсейер проводил миссионерскую работу в Эджису , Атебубу , Нкоранзе , Ванкьи, Секва и Берекуме . [ 8 ] Один из коллег Рамсейера, А. П. Бауэр, с 1904 по 1909 год провёл миссионером в местечке Нсута пять лет . [ 8 ] Среди других базельских миссионеров, работавших в Асанте, - А. Йеле, А. Липпс и Ф. Йост. [ 8 ] Среди неевропейских миссионеров и священнослужителей, которые помогали Рамсейеру и развивали его работу, были Х. Дж. Кетеку, Х. Дако, Б. О. Ампофо, Николас Тимоти Клерк , А. О. Мате, Дж. Двамена, Джеймс Боама, К. Э. Опоку, М. Апе, Б. М. Секу, А. И. Йебоа. , А. Анане, Амо Готфрид и Сэм Премпе. [ 8 ]
В свой последний срок службы Фриц Рамсейер жил в Кумаси с 1906 по 1908 год. [ 24 ] прежде чем навсегда вернуться в свою родную страну, Швейцарию, после сорока четырех лет проживания на Золотом Берегу. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсейер воспринимал свое пребывание в плену как санкционированный провидением подготовительный период к евангелизации в Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]
Обучение ремесленников и развитие промышленности
[ редактировать ]Рамсейер обучал местных ремесленников, особенно в области проектирования жилья и строительных технологий, которые были обычным явлением в Швейцарии 19 века. Он обучал Папу Мендса столярному делу, и последний стал известен как «Плотник Мендс» из-за его ловкости. [ 8 ] Он также обучил уроженца Антоа Агья Одуро столярному делу. Многие из его новообращенных оставили свои соломенные крыши с длинной травой , бамбуковые шесты и балочные хижины и переехали в недавно спроектированные каменные многоэтажные дома на миссионерской станции в Адуме. [ 8 ] Рамсейер получил прозвище « Осиадан» (что означает «строитель»), что перекликалось с аналогичным именем, данным Андреасу Риису в Акропонге в 1840-х годах. [ 8 ] Работа Рамсейера также включала в себя часовни и миссионерские станции в Абетифи, Ануме, Кумаси и Квасо, которые имеют схожую архитектуру. [ 8 ] Часовня в Абетифи была модифицирована и теперь используется в качестве библиотеки кампусом Абетифи Пресвитерианского университетского колледжа . [ 8 ] Часовня в Кумаси используется пресвитерианской церковью Мемориала Рамсиера. Здание в Ануме используется в качестве административного блока пресвитерианской старшей средней школы, а здание в Абетифи является главным административным блоком Учебного центра Рамсиера. [ 8 ] Здание в Кумаси используется в качестве гостевого дома пресвитерией Асанте пресвитерианской церкви Ганы . [ 8 ]
Рамсейер также приобрел для церкви в целом земли в Абетифи, Бомпате и Кумаси, которые сейчас используются Пресвитерианской церковью Ганы . [ 8 ] На земле в Адуме, Кумаси, сейчас расположены различные офисы и официальные жилые здания церковных служащих, таких как председатели пресвитерии, региональный менеджер пресвитерианской школы, пресвитерианская основная школа, пресвитерианская церковь Мемориала Рамсейера , особняки служителей и книжный склад под названием A-Riis Company. Ограничено . [ 8 ] Раньше этот участок земли использовался как могильник для изгоев, рабов и преступников и не был пригоден для поселения людей. [ 8 ] По мере расширения миссионерской станции сюда привлекали коммерческие предприятия, которые способствовали социально-экономическому развитию церкви. [ 8 ]
Фотография
[ редактировать ]Фриц Рамсейер также был фотографом-любителем и делал фотографии Золотого Берега еще в 1888 году. [ 6 ] Он использовал промышленно изготовленные негативные пленки. Некоторые фотографии, возможно, были напечатаны на Золотом Берегу, тогда как большое количество было отправлено в Базельскую миссию в Швейцарии для обработки. [ 6 ] Эти фотографии использовались на многочисленных лекциях и в различных научных книгах, брошюрах и журналах в целях иллюстрации. [ 6 ] Фриц Рамсейер был автором и издателем первой фотокниги о Золотом Берегу. Книга была опубликована в его родном городе Невшателе в 1895 году и включала «80 взглядов на миссионерскую жизнь, культуру коренных народов и местных личностей» . [ 6 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]8 февраля 1866 года Фриц Рамсейер женился на Розе Луизе Бонтемпс в Кристиансборге , Голд-Кост. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Она родилась 7 июля 1841 года в семье Анри Луи Франсуа Бонтана. [ 12 ] [ 13 ] Роза Рамсейер была уроженкой Валанжена в кантоне Невшатель в Швейцарии и прошла обучение в Англии и Базеле, чтобы стать миссионером. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Осенью 1868 года Роза Рамсейер родила Фрица-младшего, которого ласково называли «Фритцхен». [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Во время пребывания в Кумаси Роза Рэмсиер родила близнецов, один из которых умер. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] Всего у них было восемь детей, но четверо умерли в детстве. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Записи показывают, что двоих его детей звали Роуз Рэмсиер и Рудольф Дж. Рэмсейер. [ 12 ] В результате испытаний в плену Розу Рэмсиер частично парализовало, а состояние ее здоровья со временем ухудшилось, и в 1904 году она навсегда покинула Золотой Берег. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Роза Рэмсейер в конце концов умерла в Швейцарии в 1906 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Фриц Рамсейер повторно женился в 1908 году на пятидесятидевятилетней швейцарке по имени Элиза Урани Борнан, отцом которой был Джастин Борнар. [ 8 ] Племянник Рамсейера, Эдмон Перрего, умер в Кумаси в 1905 году. [ 8 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Четыре года в Асанте: Дневники миссионеров Рамсейера и Кюне с момента их заключения [ 25 ]
- Золотого Берега (Западная Африка): на основе оригинальных фотографий миссионера. Восемьдесят видов [ 25 ]
- Темные и бурные дни в Кумасси, 1900 год: или Миссионерский опыт в Ашанти, согласно дневнику преподобного Фрица Рамсейера [ 25 ] [ 26 ]
Смерть, мемориалы и наследие
[ редактировать ]Фриц Рамсейер умер от сердечного приступа 6 августа 1914 года в возрасте 73 лет в Швейцарии. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В Гане есть ряд учреждений, названных в память о Фрице и Розе Рэмсейер. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] К ним относятся пресвитерианская церковь Мемориала Рамсейера и профессионально-технический центр Рамсейера в Кумаси, а также пресвитерианский учебный центр Рамсейера и ретритный центр Рамсейера в Абетифи. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Швейцарская школа Мемориала Рамсейера в Аккре также была названа в его честь. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В его честь был назван пансион Ramseyer House в колледже Премпе . [ 27 ] Другие пресвитерианские церкви, названные в его честь, включают церкви в Бубиаши, Норт-Канеши, Квасо, Дансомане, Бомпате, Виасо, Кваху-Тафо, Кваху-Бокрува, Нкватия Кваху , Абетифи-Кваху , Хансуа -Течиман и в Колумбусе, штат Огайо . [ 8 ] У Фрица Рамсейера также было сложное наследие: в своей миссионерской работе коллеги воспринимали его как человека с авторитарными наклонностями и властной личностью. [ 7 ] Это делало его слишком резким и трудным для работы, поскольку он становился очень нетерпеливым, когда дела шли не так, как он хотел. [ 7 ] [ 13 ] Его евангелизационный рвение, вера в безошибочность и центральную роль Священного Писания, а также его сильное чувство христианского товарищества, сформированное его пиетистским воспитанием, помогли распространить протестантскую веру в Асанте и «преобразование жизни коренных народов и социальных институтов». [ 8 ] Памятная мраморная плита в пресвитерианской церкви Мемориала Рэмсиера была установлена в честь Розы Рэмсиер. [ 7 ] [ 6 ] Мари-Жозеф Бонна, французский авантюрист и один из пленников Рамзиеров, отметил в своем дневнике: «Г-н. Р. был самым искренним человеком, которого я когда-либо встречал, прекрасным примером человечности! Миссис Р., как и ее муж, была очень хорошим человеком, хотя иногда и нервничала. Бедной женщине это вполне можно простить, если принять во внимание, сколько испытаний ей пришлось пережить. Это была энергичная женщина, мужественно и стойко выдержавшая испытания». [ 7 ] [ 6 ]
Литература
[ редактировать ]- Клод-Элен Перро, Альберт Ван Данциг (1994) Мари-Жозеф Бонна и Ашанти - Журнал (1869–1874) Мемуары Общества африканистов. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ритц, Стефан. «Рамзиер, Фриц» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
- ^ Jump up to: а б Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Швейцер, Питер Александр (2000). Выжившие на Золотом Берегу: Базельские миссионеры в колониальной Гане . Смартлайн Паб. ISBN 9789988600013 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Асамоа-Пра, Рексфорд Квеси (2011). Вклад Рамсиера в развитие пресвитерианской церкви Ганы в Асанте (PDF) . Кумаси: Университет науки и технологий Кваме Нкрумы. п. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Наша история | Пресвитерианская церковь Рамсейера – Адум Кумаси, Гана | Чтобы они все могли быть едины!» . www.ramseyerpresby.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д ПНС (5 июля 2012 г.). «Церковь Рамсейера Пресби построит новый собор» . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск Офосу-Аппиа, Л.Х., главный редактор (1997). Африканская биография энциклопедии (в 20 томах). Том первый Эфиопия-Гана . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Reference Publications Inc.
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д Из диджей дк дл дм дн делать дп дк доктор дс дт из дв ДВ дх ты дз из Эб ЕС Эд да если например ага нет ej я он в в там эп. экв. является является И Евросоюз этот Вон тот Офосу-Аппиа, ЛХ «Дэвид Асанте» . dacb.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Швейцер, Питер Александр (2000). Выжившие на Золотом Берегу: Базельские миссионеры в колониальной Гане . Смартлайн Паб. ISBN 9789988600013 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Асамоа-Пра, Рексфорд Квеси (2011). Вклад Рамсиера в развитие пресвитерианской церкви Ганы в Асанте (PDF) . Кумаси: Университет науки и технологий Кваме Нкрумы. п. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Фридрих Август Луи Рамсейер» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Йебоа, Роуз Аджоа Амоафоа (26 августа 1992 г.). «Некоторые интересные моменты в творчестве преподобного Фрица Рамсейера» (PDF) . Учебный центр Рамсейера, Абетифи. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2018 года.
- ^ « Упрямый» пастор и историк-первопроходец: влияние идеологии Базельской миссии на мысли Карла Кристиана Рейндорфа» . www.internationalbulletin.org . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мор, Адам (2013). Очарованный кальвинизм: трудовая миграция, беспокоящие духи и христианская терапия в пресвитерианской церкви Ганы . Бойделл и Брюэр. ISBN 9781580464628 . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Инновации, Осис. «Пресвитерианская церковь Осу Эбен-эзер» . osueben-ezer.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Ритц, Стефан. «Рамзиер, Фриц» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
- ^ «Преподобный Рамсиер проповедует на открытом воздухе в Абетифи. :: Архив фотографий Международной миссии, ок. 1860–1960 гг.» . digitallibrary.usc.edu . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Холл, Питер (1965). Автобиография преподобного Питера Холла: первого модератора пресвитерианской церкви Ганы . Издательство Уотервиль. Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года.
- ^ Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. ISBN 978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
- ^ Клерк, Северная Каролина (1943). «Краткий очерк столетия: поселение иммигрантов из Вест-Индии на Голдкосте под эгидой Базельской миссии 1843-1943» . www.bmarchives.org . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Наша история | Пресвитерианская церковь Рамсейера – Адум Кумаси, Гана | Чтобы они все могли быть едины!» . www.ramseyerpresby.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ «Пресвитерианская церковь Рамсейера – Адум Кумаси, Гана | Чтобы они все могли быть едины!» . www.ramseyerpresby.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ «Миссионер Фриц Рамсейер с миссионером Андреасом Байером справа и миссис Байер слева. – Архив BM» . www.bmarchives.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Amazon.co.uk: Фридрих Август Рамсейер: Книги» . www.amazon.co.uk . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Рамсейер, Фриц; Штайнер, Пол (1901). Темные и бурные дни в Кумасси, 1900 год; или Миссионерский опыт в Ашанти согласно дневнику преподобного Фрица Рамсейера . Лондон. OCLC 314498104 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Архин, Кваме. Миссионерская роль на Золотом Берегу и в Ашанти: преподобный Ф. А. Рэмсиер и британский захват Ашанти 1869–1894 гг. (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ «Мари-Жозеф Бонна и ашанти | Публикации | Общество африканистов» . Общество африканистов (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2018 г.