Jump to content

Фриц Рамсейер

Фридрих Август Луи Рамсейер
Фриц Рамсейер
Рожденный ( 1840-10-07 ) 7 октября 1840 г.
Умер 6 августа 1914 г. ) ( 1914-08-06 ) ( 73 года
Национальность швейцарский
Образование Базельская миссионерская семинария , Базель, Швейцария
Занятия
Супруги
  • Роза Луиза Бонтемпс
    ( м.  1866 ; умер в 1906 г.)
  • Элиза Урани Борнан
    ( м. 1908)
Дети 8
Родители
  • Луи Адольф Рэмсиер (отец)
  • Мари Вюрстен (мать)
Церковь Базельское евангелическое миссионерское общество
Заказы
Рукоположение Базельский собор , 1875 г.

Фридрих Август Луи Рамсейер также Фриц Рамсейер (7 октября 1840 г. - 6 августа 1914 г.) [ 1 ] был швейцарского происхождения базельским миссионером , который был захвачен Асанте в 1869 году в колониальной Гане вместе со своей женой Розой Луизой Рамсейер (урожденной Бонтемпс), техническим персоналом Базельской миссии Йоханнесом Кюне и французским торговцем Мари-Жозефом Боннат. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Позже Рамсейер был освобожден в 1874 году и стал пионером христианской миссии в Кумаси и остальной части Асанте. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Кроме того, он возглавил основание церквей в Абетифи. Помимо своей евангелизации , Рамсейер сыграл важную роль в расширении возможностей в области образования, ремесленного обучения, приобретения земли для проектирования зданий и развития рабочей силы в районах, где он жил и работал. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]
Фриц Рамсейер

Фридрих «Фриц» Август Луи Рамсейер родился 7 октября 1840 года в Невшателе во франкоязычном регионе Швейцарии . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Он происходил из семьи ремесленников-часовщиков. [ 12 ] Родословная Рамсьера восходит к 1646 году и восходит к Эмменталю в кантоне Берн , известному своей промышленностью по производству сыра . [ 7 ] [ 6 ] [ 12 ] , есть деревня Рамзеи В Эмментале, долине на западе Центральной Швейцарии, окруженной богатыми известняком хребтами гор Юра . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Горный массив Кваху в Гане по топографии аналогичен горам Джура. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Его отцом был Луи Адольф Рамсейер (1828–1872) из ​​Гранваля , Мутье в Берне. округ [ 12 ] Его матерью была Мари Рамсейер, урожденная Вюрстен (1830–1892), из Ле-Локля в Невшателе. [ 12 ] Бабушкой и дедушкой Фрица Рамсейера по отцовской линии были Дэвид Людвиг Рамсейер и Сюзанна Маркерит Герн, оба из Берна. [ 12 ] У Расмейера было семь братьев и сестер, включая Эмму Алин Фихтер; Рейнольд Рэмсиер; Герман Рамсейер; Ахиллес Адольф Рамсейер; Элина Джорджина Рэмсиер и Лиз Рэмсиер. [ 12 ]

В восемнадцать лет он изучал немецкий язык в колледже, где увлекся миссионерской работой и был вовлечен в христианскую молодежную группу, прежде чем пройти обязательную военную службу . [ 8 ] Следуя примеру своего отца, который был строительным подрядчиком, Рамсейер получил образование строителя и каменщика в своем родном городе. [ 13 ] В 1861 году, когда ему был двадцать один год, он поступил в семинарию Базельской миссии в Базеле, Швейцария , чтобы пройти обучение в качестве технического персонала миссии. В 1864 году Фриц Рамсейер прибыл на Золотой Берег, впервые чтобы помочь миссии в ее структурных работах, завершив строительство зданий Базельской миссионерской семинарии в Акропонге . Затем Базельская миссия назначила Рамсейера директором средней школы для мальчиков в Акропонге, где он начал изучать язык тви . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Позже он был рукоположен в сан протестантского священника во время отпуска в 1875 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

Работа на Золотом Берегу

[ редактировать ]

Социально-политический контекст

[ редактировать ]

В 1865 году британское колониальное правительство рассматривало возможность отказа от Золотого Берега как колонии из-за предполагаемой экономической нежизнеспособности непроходимого лесного среднего пояса Ганы. Стремясь сохранить свое миссионерское присутствие на Золотом Берегу, Главный комитет Базельской миссии назначил одного из своих миссионеров, Элиаса Шренка (1831–1913), [ 14 ] по установлению фактов и дипломатической задаче; доказав Вестминстеру , что развитие инфраструктуры, особенно дорог, откроет доступ к богатым природными ресурсами лесам Акан во внутренних районах. [ 6 ] [ 15 ] Он отплыл в Лондон и представил свою точку зрения перед парламентским комитетом после подачи петиции министру по делам колоний. Шренк успешно выполнил свою миссию, и Золотой Берег остался британской колонией. [ 6 ] [ 15 ]

Между 1854 и 1859 годами Элиас Шренк учился в семинарии Базельской миссии в Швейцарии, а затем отправился в Гану, где жил до 1872 года. [ 15 ] Шренк, сторонник пиетистского исцеления верой , был генеральным казначеем торговой компании Базельской миссии в Кристиансборге, а позже экспериментировал с посадкой какао в начале 1870-х годов в Гане. [ 15 ] Тяжело заболев в 1858 году, Шренк посетил целителей в Германии, Иоганна Блюмхардта в Бад-Боле, а затем Доротею Трудель в Маннедорфе в период с 1858 по март 1859 года, где он полностью исцелился. [ 15 ]

Прокладывая путь в Кумаси, миссионеры рассматривали два варианта. Во-первых, они стремились создать координационную станцию ​​в Кьеби , столице влажного и густого лесного региона Акием – региона с неблагоприятным климатом для европейских миссионеров. [ 6 ] Верховный вождь Акиема или Окьехене Нана Амоако Атта I враждебно относился к работе базельских миссионеров. [ 6 ] Атта владел от 100 до 200 рабов, принявших христианство и освобожденных британскими колониальными властями. В результате Амоако Атта потерял свой доход. В конце концов его сослали в Нигерию по обвинению в жестокости. [ 6 ] Вождь, в свою очередь, обвинил новообращенных в краже 3500 фунтов стерлингов. После его внезапной смерти христиане были изгнаны из города, а вождество захватило миссионерскую станцию ​​и часовню, используя их в качестве официальной резиденции нового короля и зала дурбара соответственно. [ 6 ] В условиях различных стычек колониальные солдаты штурмовали город и восстановили закон и порядок, что привело к расцвету миссии в начале двадцатого века. [ 6 ]

Альтернативный чартерный маршрут в Асанте пролегал через горы Северный Кваху, где миссионеры Базеля основали миссионерскую станцию. [ 6 ] Информация о местности была получена Фрицем и Розой Рамсейер во время их захвата в 1869 году армией Асанте во время их форсированного марша из Анума , расположенного на восточном берегу реки Вольта , к Кумаси, через штат Кваху, где расположен горный хребет. . [ 6 ] Таким образом, они смогли ознакомиться с топографией во время путешествия в столицу Асанте. [ 6 ] Ранее, в 1868 году, Фриц и Роза Рэмсейер были отправлены в Анум, чтобы помочь в вводе в эксплуатацию там новой миссионерской станции. [ 6 ] Их плен также позволил им воочию наблюдать географию, культуру, обычаи, политическую философию и государственное управление Асанте. Основываясь на своем опыте, супруги Рамсейеры хорошо подходили для работы в качестве консультантов Базельской миссии, поскольку общество планировало основать миссионерскую станцию ​​в Асанте. [ 6 ]

Последующее распространение Евангелия в Кумаси базельскими миссионерами проложило путь миссионерской работе в западных и северных частях страны до Первой мировой войны . [ 6 ] К 1913 году миссия присутствовала в Йенди – родине народа дагомба и на ранних этапах продвигалась на восток, в сторону Северного Тоголенда. Вдоль побережья располагались очаги христианских общин, которые были основаны местными выпускниками Базельской миссионерско-образовательной системы вдоль побережья. Примером города, в котором были христианские прикрытия, был Тамале , город, в котором в 1914 году проживало 6000 жителей. 25 декабря, в день Рождества , отрывки из Рождества Иисуса рассказаны на языке дагбани . были впервые [ 6 ] [ 8 ]

Первая мировая война положила конец деятельности Базельской миссии на Золотом Берегу, поскольку во время войны немцы были противниками британцев. [ 6 ] [ 8 ] Базельские миссионеры, в основном немцы или швейцарские немцы, были изгнаны из колонии. [ 6 ] [ 8 ] 10 декабря 1917 года министр по делам колоний написал Г. Цурхеру, генеральному суперинтенданту Базельской миссии на Золотом Берегу, с приказом о депортации. [ 8 ] В пропагандистской статье ныне несуществующей Кейп-Косте , базирующейся на газеты «Gold Coast Leader» , опубликованной в мае 1917 года, немецкие миссионеры обвинялись в «старании убедить народ в неизбежности победы Германии». [ 8 ] Миссионеры были вызваны в Аккру на второй неделе декабря 1917 года и депортированы 16 декабря 1917 года. Восемь миссионеров, шесть швейцарцев, один австралиец и один американец, были вынуждены покинуть Золотой Берег. [ 8 ] Это были Х. Стрикер, руководивший колледжем Акропонг, Г. Цурчер и Х. Девальд в Критиансборге, П. Дитерле на станции Абокоби, Э. Шеррер на станции Абури, Н. Род и Х. Хенкинг в Абетифи и Ф. Йост на станции Кумаси. 12 января 1918 года стало незаконно оставаться в Акуапеме любому европейскому миссионеру. [ 8 ] Ко 2 февраля 1918 года государственный секретарь в Лондоне приказал всем базельским миссионерам немедленно покинуть Золотой Берег. Колониальное правительство также конфисковало все активы Базельской миссии на Золотом Берегу. [ 8 ]

Миссионеры из Объединенной свободной церкви Шотландии , которые тогда базировались в Калабаре , Нигерия, взяли на себя управление практикой Базельской миссии в Гане. [ 6 ] [ 8 ] Была создана новая структура, передавшая управление миссией ганцам под новым названием — Пресвитерианская церковь Золотого Берега . [ 6 ] [ 8 ]

Жизнь в плену

[ редактировать ]

12 июня 1869 года Фриц и Роза Рамсейер вместе со своим девятимесячным сыном Фрицхеном были схвачены войсками Асанте под командованием армейского капитана Адубоффура во время своего первого официального задания в Ануме. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсейер и его семья прибыли в Анум 29 декабря 1868 года. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Ему было поручено руководить миссионерской станцией и местной церковью. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Армия Асанте находилась в Ануме по приказу Аквамухене, чтобы присоединиться к войне против Крепи, ныне Пеки , в 1868 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Армия Асанте разгромила коммуну Анум в межплеменном конфликте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Акваму использовали войну против Пеки, чтобы наказать своего соседа Анума. По поводу слухов о войне в Ануме Рамсиер отметил в своем дневнике: «Мы почти не верили всему, что слышали, и пришли к выводу, что, поскольку в городе все еще осталось смешанное население, состоящее из молодых и старых людей, опасность не может быть непосредственной». [ 8 ] Рамсиеры надеялись, что теплые отношения между ними и туземцами Анума защитят их от войны. [ 8 ] Он считал, что врага интересуют только материальные блага, поэтому спрятал драгоценности и около 200 фунтов стерлингов в саду на заднем дворе. Далее Рамсейер заявил: « не приходила в голову мысль о заключении или пленении в Кумасси [Кумаси] ». Нам никогда [ 8 ] Его коллеги-миссионеры в Хо были готовы принять Розу Рэмсиер и их ребенка, но она отказалась оставить мужа из-за неопределенности. [ 8 ] Асанте также взял в плен брата Йоханнеса Кюне, пруссака , который был техническим сотрудником Базельской миссии, в чьи основные обязанности входила промышленная переработка и экспорт хлопка с Золотого Берега в Европу. Основным местом хлопкоочистительной обработки была деревня Лаболабо недалеко от Анума. [ 8 ] Рамсейеров и Кюне провели пешком из региона Вольта через равнины Афрам и хребет Кваху и, наконец, в столицу Асанте, Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

После нескольких недель пути пленники прибыли на окраину Кумаси, в небольшую деревушку под названием Абанкоро, где к ним присоединился французский купец Мари-Жозеф Бонна, захваченный в плен в Хо, в нескольких милях от Ганой и Того. границы между . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Абанкоро был перевалочным пунктом для заключенных, поскольку таможня Асанте требовала ожидания там в течение многих недель или месяцев, прежде чем пленников представляли королю Асанте. Заключенных разместили в традиционной хижине, которую Фриц Рамсейер окрестил «Эбенезер», что означает «до сих пор Господь привел нас» . Имя Эбенезер стало обычным явлением в Гане для религиозных зданий, таких как каменная пресвитерианская церковь Эбенезер в Осу, построенная Базельской миссией в 1902 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 16 ] Небольшой музей был построен рядом с центральной святыней Абетифи Советом по музеям и памятникам Ганы как свидетельство первого жилища Рамсейеров в Абетифи и символ межрелигиозного диалога между традиционалистами и христианами. [ 6 ]

В Абанкоро солдаты Асанте сняли железные кандалы с лодыжек пленников, которые болели после долгого перехода. [ 6 ] К этому моменту их одежда и обувь были полностью изношены и разорваны. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Отсутствие надлежащего мытья и мыла приводило к появлению кожных высыпаний. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] На коже головы Розы Рэмсиер образовались карбункулы , поскольку у нее не было доступа к расческе и ножницам. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] По пути пленников также укусило несколько насекомых. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Руководитель конвоя пленных Агеана отличался жестокостью. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Миссионеры написали отчеты о приеме местных вождей и их подданных, когда они проходили через города и деревни на территории Золотого Берега. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Фрицхен Рамсейер, маленький сын Рамсейеров, умер от недоедания, когда группа была недалеко от Хуабена / Асокоре . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Его останки были похоронены под банановым деревом на окраине Асокоре, на детском кладбище. Рамсиеры восприняли смерть сына как «волю Божию» . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

Заключенные прошли через Кваху/ Тафо и Бокуруву, скалистую местность, покрытую точеным базальтом . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Группа остановилась в Абетифи на два дня для короткой передышки. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В Абетифи их тепло встретили верховный вождь и горожане. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] По прибытии в конечный пункт назначения, Кумаси, им предоставили для проживания бывшую методистскую станцию. К ним с уважением относился асантехене Отумфуо Кофи Карикари, который периодически присылал политическим заключенным время от времени овец, продукты питания и золотой песок, эквивалентный 9 фунтам стерлингов, когда асантехене праздновали фестивали адэ раз в две недели. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] 12 января 1871 года Рамсейер отпраздновал фестиваль Адаэ , отдав дань уважения третьему двору дворца. [ 8 ] Табурет Асанте подарил пленникам участок земли для ведения сельского хозяйства. [ 8 ] Асантехене поняли, что Боннат и Рамсейер обладают техническими ноу-хау в области передовых строительных технологий, и использовали их для строительства каменных домиков. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Некоторые ученые утверждали, что король Асанте, должно быть, осознавал, что миссионеры не были наемниками, торгующими боеприпасами вражеским государствам Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Политика Базельской миссии не позволяла ее агентам продавать оружие. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Европейские заложники использовались как политические пешки в тупике англо-ашанти. Хотя британский губернатор пытался договориться об их свободе, ему помешал тот факт, что миссионеры не были британскими подданными. Во-вторых, они были схвачены в коммуне к востоку от реки Вольты, которая в то время находилась под властью Германии. Королевство Асанте предложило выкуп в размере 2000 фунтов стерлингов, а затем снизило сумму сбора до 1000 фунтов стерлингов. Рэмсиер отверг этот вариант, поскольку, по его мнению, выплата выкупа в обмен на свободу «только укрепит аморальную привычку похищать людей с целью выкупа». [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Переговоры зашли в тупик почти на полдесятилетия. Однако Асанте разрешил им проповедовать в ограниченном объеме и открыть детскую школу. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

В королевском доме во дворце Манхия миссионеры нашли дипломатического союзника в лице Овусу Анса , принца, получившего образование на Западе, чей отец, Осей Бонсу (1801–1824) был Асантехене. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Овусу-Анса ранее был передан британцам в качестве залога в мирном соглашении, подписанном британцами и властями Асанте по завершении одной из многих англо-асантеских войн той эпохи. Затем его отвезли в Англию, где он был крещен в англиканской вере и получил формальное образование. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] По возвращении на родину, в Кумаси, в 1841 году он взял на себя новую роль дипломатического посланника между британским губернатором и Асантехене. Будучи де-факто послом ашанти в Кейп-Косте, он был посредником, через которого заключенные могли получать подарки и письма от своих семей и друзей в Европе. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Опираясь на свое общение с уэслианскими миссионерами, чьи школы в Кейп-Косте пришлось закрыть из-за отсутствия набора взрослых, Овусу Анса посоветовал Рэмсиеру вместо этого открыть детскую школу и детский сад для церкви. [ 8 ]

В плену Рамсиер ел местные продукты, такие как деликатес Асанте, фуфу , и использовал местные аксессуары, такие как традиционный табурет, местную бутылку с водой и большой калабас, используемый для купания. [ 8 ] Он также познакомился с традиционными праздниками и обычаями. Будучи миссионером, он сосуществовал со священниками-фетишистами в Квасо и Абетифи. В своих проповедях, будучи заключенным в Асанте, он также использовал барабаны для поклонения в качестве призыва к поклонению, что оказалось действенным методом в прозелитизме . [ 8 ] Он также стал пионером в распространении Евангелия среди королевских придворных в рамках инициативы « Миссия во дворец », которая сейчас является современной особенностью служения пресвитерианской церкви в Асанте. [ 8 ]

В 1871 году Дэвид Асанте , первый аканский миссионер Базельской миссии, был отправлен в экспедицию по установлению фактов в Бегоро , к северу от Кьеби, одного из подразделений штата Акьем Абуаква, чтобы собрать подробности о Рамсейере и Кюне. [ 8 ] [ 7 ] Из этой деятельности ничего не вышло. Дэвид Асанте позже посетил Кумаси, где встретил Рамсиера, когда тот работал свободным миссионером. [ 8 ] [ 7 ]

Окончательно вопрос об освобождении миссионеров рассматривался в январе 1874 года, когда стало ясно, что армия Асанте проиграла ключевую битву против британцев, более известную как война Саргренти (1873–1874 гг.), которую возглавлял сэр Гарнет Уолсли , англо-ирландский полевой игрок. маршал . Около 2500 британских солдат сожгли Кумаси 4 февраля 1874 года. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Король Асанте приказал освободить базельских миссионеров, поскольку они больше не были полезными политическими заключенными. В рамках соглашения о репарациях побежденное королевство Асанте было обязано выплатить победителю, британцам, пятьдесят тысяч унций золота. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

Захват протестантских миссионеров попал в международные новости в немецкоязычных регионах Европы. Великое произведение Мари-Жозефа Бонна, запись о годах его пребывания в плену, было найдено в 1979 году на чердаке его старого семейного домика в его родном городе во французском департаменте Эн Гриж . [ 6 ] Содержание рукописи подтвердило рассказы Рамзиеров об их пленении, хотя повествование было написано с двух точек зрения: швейцарского протестантского миссионера и французского торговца/старателя-католика, объединенных твердой верой в христианское учение. [ 6 ] Работа была отредактирована Альбертом ван Данцигом и Клодом-Элен Перро и опубликована под названием Marie-Joseph et les Ashanti в 1994 году. [ 6 ] Йоханнес Кюне, здоровье которого в плену ухудшилось, был немедленно репатриирован в Европу после освобождения в 1874 году. [ 6 ] Позже дневники Рамсейера/Кюне, переведенные на французский и английский языки, были опубликованы в Европе, и книги мгновенно стали бестселлерами. [ 7 ] [ 6 ] [ 17 ] он был свидетелем того, как от 2000 до 3000 рабов, военнопленных и преступников использовались в качестве человеческих жертвоприношений . В дневнике Рамсиера он отметил, что за годы его пребывания в плену в Кумаси [ 7 ] Хотя их рассказы не были первым европейским отчетом о культуре и политике Асанте, они представляли собой представительное антропологическое повествование, как его наблюдали пленники. [ 6 ] Самая ранняя иллюстрация Асанте европейцем была выполнена британским посланником Томасом Эдвардом Боудичем в 1817 году. [ 6 ]

Миссионерская деятельность

[ редактировать ]
Фриц и Роза Рамсейер в Абетифи

После освобождения Рамзиеры вернулись в Швейцарию, чтобы отдохнуть. Рамсиеры хотели вернуться в Кумаси в 1874 году в качестве освобожденных миссионеров, но политический климат не был благоприятен для иностранцев, особенно бывших политических заключенных. Кроме того, Комитет внутренних дел хотел, чтобы они подождали из-за политической ситуации. Фриц Рамсейер решил создать миссионерский пост прямо за пределами юрисдикции Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсиеры вернулись на Золотой Берег в конце 1875 года и первоначально поселились в Кьеби в Акьем-Абуакве . [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] С одобрения Комитета внутренних дел он выбрал горный массив Абетифи, расположенный на хребте Кваху на высоте 600 метров над уровнем моря. Он также рассматривал возможность создания базы миссии в Обо Кваху , примерно в трех часах езды от Абетифи. [ 13 ] Ходили также слухи, что Кваху хотел покинуть конфедерацию Асанте из-за налоговой политики Ашанти в отношении соли и пороха. [ 13 ] Более того, Рэмсиер не хотел еще одной политической неразберихи. [ 13 ] Городок был известен своим гостеприимством к иностранцам. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсиеры временно поселились в доме и фетиш-святилище Кубасхене Яу Преко под покровительством верховного вождя Абетифи Наны Кофи Денкьи. [ 8 ] Рамсиер ранее оставался в этом доме в качестве пленника во время марша на Кумаси. [ 8 ] Рамсейер, направлявшийся в Кумаси в качестве пленника, пообещал Нане Кофи Денкьи, вождю Абетифи, что он вернется в Абетифи, если его освободят похитители. Это связано с любезностями, оказанными ему Наной Денкьи. Верный своему слову, вернув себе свободу, Рамсейер вернулся в Абетифи в качестве рукоположенного министра. Он принес христианство народу Кваху. Нана Кофи Денкьи и его люди приветствовали его в Абетифи и выделили ему лес в Абетифи под названием «Обоян», который теперь называется «Христианские кварталы». Он построил там миссионерский дом и первую часовню и в 1877 году основал общину из 20 человек. Эта община теперь называется Конгрегацией Абетифи Рамсейера. В качестве средства призыва людей к поклонению он заказал колокол из Германии. 5 мая 1910 года он построил еще одну часовню, в которой сейчас находится конгрегация Абетифи Рамсейера. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Рамсейер начал свою школу и общение в этом же доме, распространяя Евангелие среди людей. [ 8 ] Иногда он проводил бдения под открытым небом и религиозные возрождения, на которых многие местные жители, в том числе священники-фетиши, Агья Яу Тави и Отуо Кофи, обратились в христианство. [ 8 ] [ 18 ] К 12 марта 1877 года среди местных жителей, которых крестил Рамсиер, были Яу Бееко и его жена Бурува, Отиеку Квадво, Таэтта и его жена Ансаа, Джонатан Кофи Бребо и его жена Акосуа Ангие, Квабена Гьяне и его жена Ансаа и Осей Яу. [ 8 ] Они были первыми прихожанами церкви, основанной Рамсейером в Абетифи. [ 8 ]

Рамсейер попросил у традиционных властей Абетифи участок земли для строительства миссионерской станции. [ 8 ] Против этого шага выступили местные шаманы, которые считали Рамсейера угрозой своему существованию, поскольку многие коренные жители отказывались от традиционной религии в пользу христианской веры. [ 8 ] 5 февраля 1876 года Рамсиер купил участок земли у Кубеасене, Яу Преко, за 110 фунтов стерлингов. [ 8 ] Координировать логистику аванпоста миссии было сложно, поскольку транспортное сообщение с городом в тот период было затруднено. Базельский миссионерский комитет, ближайший к Кумаси, стремился основать миссионерскую станцию ​​в Абетифи как плацдарм для дальнейшей евангелизации в Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Поэтому в 1876 году он импортировал из Акропонга сотню профессиональных строителей и рабочих для строительства миссионерского дома и часовни. Расположенное на вершине холма двухэтажное строение с восемнадцатью комнатами, построенное из известняка и массивной древесины , было освящено в 1878 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Двери и окна были деревянными, как и черепица, использованная для кровли. [ 8 ] Ливень почти повредил здание во время строительства, потребовав усиления деревянными балками на верхнем уровне с использованием архитектурной инженерии, обычно встречающейся в Швейцарии и Германии и отличающейся от домов эпохи Тюдоров в английском стиле. [ 7 ] [ 6 ] Здание до сих пор используется Пресвитерианской церковью Ганы и было отремонтировано в 1998–1999 годах. [ 7 ] [ 6 ] Рамсейер также рассматривал близлежащие города, Бомпату и Петренсу, как альтернативные города для создания временной миссионерской станции перед въездом в Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

Рамсейер обучил новообращенных из числа местных жителей стать катехизаторами, чтобы помочь ему в его миссионерской работе. Он поручил двум новообращенным уроженцам, Сэмюэлю К. Боатенгу и Джеймсу Боаме, наблюдать за работой этих двух аванпостов. [ 7 ] [ 8 ] Сегодня катехизаторы церкви возглавляют общины без реальных служителей. Система помогла численному росту пресвитерианской церкви Золотого Берега. [ 8 ] В августе 1876 года Рамсиер открыл миссионерскую станцию ​​Кваху Тафо, а позже, в декабре 1876 года, был основан аванпост в Бокуруве. [ 7 ] [ 8 ]

Более того, в районе Кваху Фриц Рамсейер встречался и работал с Питером Холлом , сыном вест-индийских миссионеров Джона и Мэри Холл, завербованным датским министром Андреасом Риисом и прибывшим на Золотой Берег с Ямайки в 1843 году под эгидой Базельская миссия. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Питер Холл был избран первым модератором пресвитерианской церкви Золотого Берега с 1918 по 1922 год. [ 19 ] Всегда существовал постоянный страх перед восстанием Асанте, поскольку Кваху стал политическим владением Асанте. [ 7 ] [ 6 ] Кроме того, у Рамсиера было плохое здоровье, из-за чего он периодически уезжал на родину в Европу. [ 7 ]

1 октября 1871 года по договоренности личного друга Рамсейера и члена королевской семьи Асанте Босоммуру Фриц Рамсейер провел свою первую службу под открытым небом на земле Асанте. Послушать его послание собралось около ста человек. [ 8 ]

Ранее в 1877 году в своем отчете для Базеля Рамсейер заявил, что он и его коллеги открыли три школы с общим количеством учеников 311 человек. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] К 1890 году они открыли восемь школ и шесть аванпостов, в которых обучалось более 200 новообращенных христиан. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В сентябре 1881 года Рамсейер отправился в Кумаси вместе с базельским миссионером Йозефом Мором. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Они получили теплый прием со стороны асантехене, которые относились к нему как к старому, давно потерянному другу, и подарили королю Библию на языке тви , переведенную Иоганном Готлибом Кристаллером , немецким филологом и базельским миссионером. [ 7 ] [ 13 ] Тем не менее Асантехене отклонили подарок. [ 13 ] Другие источники утверждают, что он подарил королю английскую Библию десятью годами ранее, 29 июня 1871 года. [ 8 ] Постоянная станция в Кумаси еще не была основана Рамсейером из-за политической атмосферы того времени. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В 1882 году Рамсиер и Дэвид Асанте снова попытались поехать в Кумаси с целью основать миссионерскую станцию; Однако их попытка провалилась. [ 8 ] происходили дефекационные споры в Джуабене и Бекваи , что сделало миссионерскую работу в Кумаси небезопасной. В этот период внутри конфедерации Асанте [ 8 ] 28 января 1876 года базельские миссионеры Фриц Рамсейер, Кристиан Юджин Вермер (красильщик миссии, родился (8 апреля 1851 г.), Якоб Вайнер (плотник миссии, родился 9 февраля 1850 г.), Джозеф Мор и Дэвид Асанте вошли в Абетифи по пути в Кумаси. [ 8 ]

Политическая ситуация 1896 года потребовала возвращения Фрица Рамсейера в Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Это было двадцать два года после того, как он был освобожден из плена. Табурет Асанте, представленный асантехене, Отумфуо Агьеманг Премпе I , был должен британской короне пять тысяч унций золота по договору Фомены после того, как она проиграла одну из англо-асантеских войн. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 13 ] Британские солдаты продвигались к Кумаси, чтобы запугать асантехене. Среди прочего, британцы хотели, чтобы Королевство Асанте стало британским протекторатом под колонией Голд-Кост. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Премпе вспомнил о Фрице Рамсейере и попросил его помочь ему в качестве арбитра в тупиковой ситуации. Однако к тому времени британские войска уже штурмовали Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Асантехене, королева-мать и королевские придворные были схвачены и отправлены в ссылку в замок Эльмина , а затем на Сейшельские острова . После этого колониальные силы построили крепость в столице Асанте. Британский губернатор предоставил Рамсиерам разрешение поселиться в Кумаси и построить миссионерскую станцию.

21 февраля 1896 года в письме в Базель Рамсейер написал: «Это уже не мечта. Сегодня моей жене и моему племяннику [Эдмону] Перрего [разрешили] переехать в Кумаси. Город стал станцией Базельской миссии. Земля открыта для нашей работы!» [ 7 ] [ 8 ] В июне 1896 года Роза и Фриц Рамсейер вместе со своим племянником Эдмоном Перрего и Джозефом Аджайе, местным новообращенным христианином, завершили свой переезд в Кумаси. [ 6 ] В июле 1896 года миссионерская станция была впоследствии построена на участке земли в Бантаме, приобретенном Рамсейером с благословения Асантехене и вождя Бантамахене, под юрисдикцией которого находилась Бантама. [ 8 ] Среди его новообращенных выделялся Кофи Карикари (1862–1953), королевский придворный из дивизии Осодо, кулинарного отдела домашней кухни Асантехене, который стал одним из первых прихожан Мемориальной пресвитерианской церкви Рамсейера и первым пресвитером Асанте. [ 8 ] После обращения и последующего крещения он стал Андреасом Карикари и помогал Рамсейеру в евангелизирующих поездках в качестве странствующего проповедника. [ 8 ]

Рамсейер также проводил миссионерскую работу в Квасо , городе недалеко от Эджису в Ашанти . [ 8 ] Он основал там церковь Базельской миссии, которая теперь носит его имя. [ 8 ] Среди его первых новообращенных в Квасо — Кофи Дом, Дж. К. Оппонг, Яу Амофах, Кофи Менса, Абена Буруа и Афия Оху, жена Кваме Вора. К декабрю 1896 года Рамсейер открыл две отдаленные станции и школы в Квасо и Беквамане. [ 8 ] Пресвитерианская начальная школа Квасо открылась в 1898 году как преемница учреждения, основанного Рамсейером в 1896 году. Его жена Роза Рэмсиер сыграла ключевую роль в образовательной программе для девочек в Асанте, обучая домашним наукам, таким как шитье, выпечка и домашние дела. [ 8 ] В Квасо Рамсейера принимал Опанин Кваме Вура, два соратника которого, Агья Апеа и Опанин Двамена, стали переводчиками и наставниками его Рамсейера на языке тви. [ 8 ]

В целом к ​​1898 году Базельская миссия имела 128 школ с 500 учащимися и 157 церквей с почти 17 000 прихожан. К 1899 году в Кумаси произошло 33 крещения, и там проживало 160 обращенных христиан, в основном коренные жители из-за пределов города. В Асанте также было создано семнадцать миссионерских станций, центром которых был Кумаси, а в 1900 году в Асанте было пятнадцать базельских миссионерских школ. К 1914 году на станции Кваху насчитывалось 2582 прихожанина в 21 церкви, в Бомпате был христианский деревенский квартал Салема и застава акима. имело 3400 христиан в 32 деревнях, в 27 школах обучалось 900 учеников.

Пьянство и многоженство , которые противоречили протестантскому благочестию, усложняли работу миссии для Рэмсиера. Некоторые новообращенные вернулись к поклонению своим местным божествам, таким как Атия , Аберева , Тигари и Хве-ме-со . [ 8 ] Несколько мусульман поселились в Кумаси после войны Яа Асантеваа, дав начало общине « Зонго » в городе. [ 8 ] Миссионеры опасались, что приток ислама может помешать их усилиям по христианской евангелизации. [ 8 ] Многие из новообращенных из Асанте не хотели учиться на учителей после получения базового образования. [ 8 ] Поэтому Базельской миссии пришлось нанять учителей из Аквапима, Акиема, Кваху, Га и Кробо для школ, построенных Рамсейером и его коллегами на территориях Асанте. [ 8 ]

В марте 1900 года политическая атмосфера снова ухудшилась, когда британские колониальные администраторы во главе с британским губернатором сэром Фредериком Митчеллом Ходжсоном потребовали отказаться от « Золотой табуретки », самого священного символа традиционной власти Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Ходжсон сменил Максвелла Скотта на посту британского губернатора в 1897 году. [ 8 ] По мнению губернатора, Золотая табуретка теперь стала собственностью Короны , поскольку королевство теперь находилось под британским протекторатом. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Последовавшей за этим схваткой стала война Яа Асантеваа королева Эдзису. в 1901 году, которую возглавила Яа Асантеваа , [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Семья Рэмсиеров вместе с другими иностранцами, такими как г-н и г-жа Йост и г-н Веллер, искали убежища в новом гарнизоне, построенном британцами в Кумаси. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Трое местных учителей Базельской миссии погибли во время войны: Максвелл Оканта и Хелена Сакьяма, оба умерли от голода в форте, а также Сэмюэл Аут, обезглавленный в Такиимантии. [ 8 ]

Восстание длилось два месяца, и запасы продовольствия начали заканчиваться. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Беженцам, включая Рэмсиеров, пришлось бежать глухой ночью к побережью. Розу Рэмсиер, которая к тому времени была частично парализована из-за осложнений во время беременности и родов, на протяжении всего путешествия несли носильщики. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Кумаси был сровнен с землей, разрушив миссионерскую станцию ​​Базель и Уэсли, когда колониальные силы подавили восстание. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Солдаты украли несколько имущества миссии, включая мебель и кухонную утварь. [ 8 ] По мнению ученых, домашние рабы, освобожденные британской администрацией в 1896 году и зачисленные в школу Рамсиера, скорее всего, были повторно взяты в рабство армией Асанте после войны Яа Асантеваа . [ 8 ] Один из мирных договоров, подписанных после войны между британцами и асанте, предусматривал , что «христианским миссиям должна быть предоставлена ​​свобода проповедовать и открывать школы». [ 8 ] Колониальное правительство сохраняло сильное военное присутствие после окончания войны, чтобы поддерживать закон и порядок. [ 8 ]

После этого эпизода Рэмсиеры ненадолго отправились в Абури, а затем отправились в отпуск в Швейцарию. Миссионеры вернулись в Кумаси 13 декабря 1901 года в четвертый раз и восстановили миссионерский дом, школу и приходскую церковь, теперь называемую пресвитерианской церковью Мемориала Рамсиера , расположенную на Мишн-роуд в пригороде Адума, ранее известном как Даребоас. [ 22 ] [ 23 ] [ 6 ] Часовню назвали «Эбенезер» — отсылка к библейскому стиху из 1 Царств 7:12 : «Как Господь помог нам» — намек на боль, страдания и невзгоды, которые Рамсиеры пережили в Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] На этот раз им помогали другие базельские миссионеры И. Беллон, Карл Эптинг, миссионер-архитектор и африканские пасторы Натаниэль В. Асаре и Сэмюэл Квафо. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В 1907 году был построен Дом Базельской миссии. назвал его «вторым фортом в Кумаси» . Главный комиссар Асанте [ 6 ]

Рамсейер проводил миссионерскую работу в Эджису , Атебубу , Нкоранзе , Ванкьи, Секва и Берекуме . [ 8 ] Один из коллег Рамсейера, А. П. Бауэр, с 1904 по 1909 год провёл миссионером в местечке Нсута пять лет . [ 8 ] Среди других базельских миссионеров, работавших в Асанте, - А. Йеле, А. Липпс и Ф. Йост. [ 8 ] Среди неевропейских миссионеров и священнослужителей, которые помогали Рамсейеру и развивали его работу, были Х. Дж. Кетеку, Х. Дако, Б. О. Ампофо, Николас Тимоти Клерк , А. О. Мате, Дж. Двамена, Джеймс Боама, К. Э. Опоку, М. Апе, Б. М. Секу, А. И. Йебоа. , А. Анане, Амо Готфрид и Сэм Премпе. [ 8 ]

В свой последний срок службы Фриц Рамсейер жил в Кумаси с 1906 по 1908 год. [ 24 ] прежде чем навсегда вернуться в свою родную страну, Швейцарию, после сорока четырех лет проживания на Золотом Берегу. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Рамсейер воспринимал свое пребывание в плену как санкционированный провидением подготовительный период к евангелизации в Асанте. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ]

Обучение ремесленников и развитие промышленности

[ редактировать ]
Пресвитерианская часовня Рамсейера в Абетифи .

Рамсейер обучал местных ремесленников, особенно в области проектирования жилья и строительных технологий, которые были обычным явлением в Швейцарии 19 века. Он обучал Папу Мендса столярному делу, и последний стал известен как «Плотник Мендс» из-за его ловкости. [ 8 ] Он также обучил уроженца Антоа Агья Одуро столярному делу. Многие из его новообращенных оставили свои соломенные крыши с длинной травой , бамбуковые шесты и балочные хижины и переехали в недавно спроектированные каменные многоэтажные дома на миссионерской станции в Адуме. [ 8 ] Рамсейер получил прозвище « Осиадан» (что означает «строитель»), что перекликалось с аналогичным именем, данным Андреасу Риису в Акропонге в 1840-х годах. [ 8 ] Работа Рамсейера также включала в себя часовни и миссионерские станции в Абетифи, Ануме, Кумаси и Квасо, которые имеют схожую архитектуру. [ 8 ] Часовня в Абетифи была модифицирована и теперь используется в качестве библиотеки кампусом Абетифи Пресвитерианского университетского колледжа . [ 8 ] Часовня в Кумаси используется пресвитерианской церковью Мемориала Рамсиера. Здание в Ануме используется в качестве административного блока пресвитерианской старшей средней школы, а здание в Абетифи является главным административным блоком Учебного центра Рамсиера. [ 8 ] Здание в Кумаси используется в качестве гостевого дома пресвитерией Асанте пресвитерианской церкви Ганы . [ 8 ]

Рамсейер также приобрел для церкви в целом земли в Абетифи, Бомпате и Кумаси, которые сейчас используются Пресвитерианской церковью Ганы . [ 8 ] На земле в Адуме, Кумаси, сейчас расположены различные офисы и официальные жилые здания церковных служащих, таких как председатели пресвитерии, региональный менеджер пресвитерианской школы, пресвитерианская основная школа, пресвитерианская церковь Мемориала Рамсейера , особняки служителей и книжный склад под названием A-Riis Company. Ограничено . [ 8 ] Раньше этот участок земли использовался как могильник для изгоев, рабов и преступников и не был пригоден для поселения людей. [ 8 ] По мере расширения миссионерской станции сюда привлекали коммерческие предприятия, которые способствовали социально-экономическому развитию церкви. [ 8 ]

Фотография

[ редактировать ]

Фриц Рамсейер также был фотографом-любителем и делал фотографии Золотого Берега еще в 1888 году. [ 6 ] Он использовал промышленно изготовленные негативные пленки. Некоторые фотографии, возможно, были напечатаны на Золотом Берегу, тогда как большое количество было отправлено в Базельскую миссию в Швейцарии для обработки. [ 6 ] Эти фотографии использовались на многочисленных лекциях и в различных научных книгах, брошюрах и журналах в целях иллюстрации. [ 6 ] Фриц Рамсейер был автором и издателем первой фотокниги о Золотом Берегу. Книга была опубликована в его родном городе Невшателе в 1895 году и включала «80 взглядов на миссионерскую жизнь, культуру коренных народов и местных личностей» . [ 6 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Миссис Рэмсиер дает уроки шитья на своей веранде в Кумаси.
Роза Рэмсиер, урожденная Бонтемпс

8 февраля 1866 года Фриц Рамсейер женился на Розе Луизе Бонтемпс в Кристиансборге , Голд-Кост. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Она родилась 7 июля 1841 года в семье Анри Луи Франсуа Бонтана. [ 12 ] [ 13 ] Роза Рамсейер была уроженкой Валанжена в кантоне Невшатель в Швейцарии и прошла обучение в Англии и Базеле, чтобы стать миссионером. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Осенью 1868 года Роза Рамсейер родила Фрица-младшего, которого ласково называли «Фритцхен». [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Во время пребывания в Кумаси Роза Рэмсиер родила близнецов, один из которых умер. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] Всего у них было восемь детей, но четверо умерли в детстве. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Записи показывают, что двоих его детей звали Роуз Рэмсиер и Рудольф Дж. Рэмсейер. [ 12 ] В результате испытаний в плену Розу Рэмсиер частично парализовало, а состояние ее здоровья со временем ухудшилось, и в 1904 году она навсегда покинула Золотой Берег. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Роза Рэмсейер в конце концов умерла в Швейцарии в 1906 году. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Фриц Рамсейер повторно женился в 1908 году на пятидесятидевятилетней швейцарке по имени Элиза Урани Борнан, отцом которой был Джастин Борнар. [ 8 ] Племянник Рамсейера, Эдмон Перрего, умер в Кумаси в 1905 году. [ 8 ]

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  • Четыре года в Асанте: Дневники миссионеров Рамсейера и Кюне с момента их заключения [ 25 ]
  • Золотого Берега (Западная Африка): на основе оригинальных фотографий миссионера. Восемьдесят видов [ 25 ]
  • Темные и бурные дни в Кумасси, 1900 год: или Миссионерский опыт в Ашанти, согласно дневнику преподобного Фрица Рамсейера [ 25 ] [ 26 ]

Смерть, мемориалы и наследие

[ редактировать ]

Фриц Рамсейер умер от сердечного приступа 6 августа 1914 года в возрасте 73 лет в Швейцарии. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В Гане есть ряд учреждений, названных в память о Фрице и Розе Рэмсейер. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] К ним относятся пресвитерианская церковь Мемориала Рамсейера и профессионально-технический центр Рамсейера в Кумаси, а также пресвитерианский учебный центр Рамсейера и ретритный центр Рамсейера в Абетифи. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] Швейцарская школа Мемориала Рамсейера в Аккре также была названа в его честь. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] В его честь был назван пансион Ramseyer House в колледже Премпе . [ 27 ] Другие пресвитерианские церкви, названные в его честь, включают церкви в Бубиаши, Норт-Канеши, Квасо, Дансомане, Бомпате, Виасо, Кваху-Тафо, Кваху-Бокрува, Нкватия Кваху , Абетифи-Кваху , Хансуа -Течиман и в Колумбусе, штат Огайо . [ 8 ] У Фрица Рамсейера также было сложное наследие: в своей миссионерской работе коллеги воспринимали его как человека с авторитарными наклонностями и властной личностью. [ 7 ] Это делало его слишком резким и трудным для работы, поскольку он становился очень нетерпеливым, когда дела шли не так, как он хотел. [ 7 ] [ 13 ] Его евангелизационный рвение, вера в безошибочность и центральную роль Священного Писания, а также его сильное чувство христианского товарищества, сформированное его пиетистским воспитанием, помогли распространить протестантскую веру в Асанте и «преобразование жизни коренных народов и социальных институтов». [ 8 ] Памятная мраморная плита в пресвитерианской церкви Мемориала Рэмсиера была установлена ​​в честь Розы Рэмсиер. [ 7 ] [ 6 ] Мари-Жозеф Бонна, французский авантюрист и один из пленников Рамзиеров, отметил в своем дневнике: «Г-н. Р. был самым искренним человеком, которого я когда-либо встречал, прекрасным примером человечности! Миссис Р., как и ее муж, была очень хорошим человеком, хотя иногда и нервничала. Бедной женщине это вполне можно простить, если принять во внимание, сколько испытаний ей пришлось пережить. Это была энергичная женщина, мужественно и стойко выдержавшая испытания». [ 7 ] [ 6 ]

Литература

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ритц, Стефан. «Рамзиер, Фриц» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
  2. ^ Jump up to: а б Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б Швейцер, Питер Александр (2000). Выжившие на Золотом Берегу: Базельские миссионеры в колониальной Гане . Смартлайн Паб. ISBN  9789988600013 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б Асамоа-Пра, Рексфорд Квеси (2011). Вклад Рамсиера в развитие пресвитерианской церкви Ганы в Асанте (PDF) . Кумаси: Университет науки и технологий Кваме Нкрумы. п. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  5. ^ «Наша история | Пресвитерианская церковь Рамсейера – Адум Кумаси, Гана | Чтобы они все могли быть едины!» . www.ramseyerpresby.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д ПНС (5 июля 2012 г.). «Церковь Рамсейера Пресби построит новый собор» . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск Офосу-Аппиа, Л.Х., главный редактор (1997). Африканская биография энциклопедии (в 20 томах). Том первый Эфиопия-Гана . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Reference Publications Inc. {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д Из диджей дк дл дм дн делать дп дк доктор дс дт из дв ДВ дх ты дз из Эб ЕС Эд да если например ага нет ej я он в в там эп. экв. является является И Евросоюз этот Вон тот Офосу-Аппиа, ЛХ «Дэвид Асанте» . dacb.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
  9. ^ Книспель, Мартин и Кваки, Нана Опаре (2006). Пионеры веры: биографические исследования из истории церкви Ганы . Аккра: Пресвитерия Пресс Акуапем. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Швейцер, Питер Александр (2000). Выжившие на Золотом Берегу: Базельские миссионеры в колониальной Гане . Смартлайн Паб. ISBN  9789988600013 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  11. ^ Асамоа-Пра, Рексфорд Квеси (2011). Вклад Рамсиера в развитие пресвитерианской церкви Ганы в Асанте (PDF) . Кумаси: Университет науки и технологий Кваме Нкрумы. п. 56. Архивировано (PDF) из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 3 октября 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Фридрих Август Луи Рамсейер» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Йебоа, Роуз Аджоа Амоафоа (26 августа 1992 г.). «Некоторые интересные моменты в творчестве преподобного Фрица Рамсейера» (PDF) . Учебный центр Рамсейера, Абетифи. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2018 года.
  14. ^ « Упрямый» пастор и историк-первопроходец: влияние идеологии Базельской миссии на мысли Карла Кристиана Рейндорфа» . www.internationalbulletin.org . Проверено 8 января 2019 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Мор, Адам (2013). Очарованный кальвинизм: трудовая миграция, беспокоящие духи и христианская терапия в пресвитерианской церкви Ганы . Бойделл и Брюэр. ISBN  9781580464628 . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  16. ^ Инновации, Осис. «Пресвитерианская церковь Осу Эбен-эзер» . osueben-ezer.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  17. ^ Ритц, Стефан. «Рамзиер, Фриц» . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года.
  18. ^ «Преподобный Рамсиер проповедует на открытом воздухе в Абетифи. :: Архив фотографий Международной миссии, ок. 1860–1960 гг.» . digitallibrary.usc.edu . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 8 октября 2018 г.
  19. ^ Jump up to: а б Холл, Питер (1965). Автобиография преподобного Питера Холла: первого модератора пресвитерианской церкви Ганы . Издательство Уотервиль. Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года.
  20. ^ Силл, Ульрике (2010). Встречи в поисках христианской женственности: Базельская миссия в до- и ранней колониальной Гане . БРИЛЛ. ISBN  978-9004188884 . Архивировано из оригинала 30 марта 2017 года.
  21. ^ Клерк, Северная Каролина (1943). «Краткий очерк столетия: поселение иммигрантов из Вест-Индии на Голдкосте под эгидой Базельской миссии 1843-1943» . www.bmarchives.org . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
  22. ^ «Наша история | Пресвитерианская церковь Рамсейера – Адум Кумаси, Гана | Чтобы они все могли быть едины!» . www.ramseyerpresby.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  23. ^ «Пресвитерианская церковь Рамсейера – Адум Кумаси, Гана | Чтобы они все могли быть едины!» . www.ramseyerpresby.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  24. ^ «Миссионер Фриц Рамсейер с миссионером Андреасом Байером справа и миссис Байер слева. – Архив BM» . www.bmarchives.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 8 октября 2018 г.
  25. ^ Jump up to: а б с «Amazon.co.uk: Фридрих Август Рамсейер: Книги» . www.amazon.co.uk . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 7 октября 2018 г.
  26. ^ Рамсейер, Фриц; Штайнер, Пол (1901). Темные и бурные дни в Кумасси, 1900 год; или Миссионерский опыт в Ашанти согласно дневнику преподобного Фрица Рамсейера . Лондон. OCLC   314498104 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  27. ^ Архин, Кваме. Миссионерская роль на Золотом Берегу и в Ашанти: преподобный Ф. А. Рэмсиер и британский захват Ашанти 1869–1894 гг. (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 13 июля 2021 г.
  28. ^ «Мари-Жозеф Бонна и ашанти | Публикации | Общество африканистов» . Общество африканистов (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 7 октября 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cb7063500a916030d7e1605e86c3ae3__1712554920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/e3/0cb7063500a916030d7e1605e86c3ae3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fritz Ramseyer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)